Что объединяет людей разных профессий

Обновлено: 03.05.2024

Автор: Макаренко Татьяна Александровна, к.п.н, доцент каф. педагогики

Образовательное учреждение: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Краткое описание: Занятие направлено на помощь ученикам старших классов в выборе профессии. Даются понятия: профориентация, классификация профессий, карьера.

Выбор профессии. Профориентационное занятие для старшеклассников

Цель: дать учащимся видение на перспективы саморазвития, самовоспитания, самообразования через профессиональное самоопределение. В ходе занятия учащиеся узнают о понятиях: профессия, специальность, классификация профессий, карьера. Научатся строить профессиональный план, задумаются о сложностях профессионального мира.

Дорогие ребята! Вы уже знаете, куда будете поступать учиться после школы? Что вам советуют родители? Что по поводу этих советов думаете вы? Согласны ли вы с тем, что хотят от вас ваши родители?

Зачем человеку нужна профессия?

Почему нам сложно определиться при выборе профессии?

Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющий весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают самого человека, так и все общество. По данным американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производитель труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров. Помочь решить проблему профессионального выбора человека призвана профориентация.

Как вы думаете, чем занимается профориентация?

Профориентация – это комплекс медицинских и психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию трудоустройства людей с учетом их индивидуальных качеств и потребностей народного хозяйства. Систематическая работа по профориентации является частью воспитательной работы учебных заведений.

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Специальность — это вид занятий в рамках одной профессии.

Профессия определяет также положение человека в обществе, характеризует его рядом социальных признаков. Как и этническая, религиозная, семейная принадлежность, принадлежность к какой-либо профессии – один из ярких признаков человека. Профессиональная принадлежность – одна из важнейших социальных ролей, так как, выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и определенные нормы, жизненные ценности и образ жизни, среду обитания.

Специальность — это вид занятий в рамках одной профессии.

Вспомним школу и скажем, какие специальности имеет профессия учитель. А врач?

В связи с многообразием профессиональной деятельности, а в мире насчитывается около трехсот тысяч профессий и специальностей, исследователи пытаются их классифицировать.

Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. В мире существуют тысячи различных профессий. Человеку довольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

Классификация профессий – объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существуют несколько различных классификаций профессий.

Профессии можно разделить на две группы по характеру труда (физического и умственного, или исполнительского и творческого).

Профессии различаются также по уровню квалификации, требующиеся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);

б) профессии, требующие высокой квалификации от работника, получаемой в системе среднего специального образования (оператор, бухгалтер);

в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, продавец);

г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабочий, грузчик).

Существует и классификация профессий по уровню жесткости требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (например, промышленность, строительство и др.).

Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е.А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

Тип профессии – группа профессий, сходных по предмету труда. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире много, то и предметов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется пять типов профессий (Е.А. Климов).

Типы профессий, в свою очередь делятся на классы. Класс профессий – группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: исполнительский и творческий.

  • Исполнительский класс. Профессии этого класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, машинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.
  • Творческий класс. Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требуют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Несомненно, выбор профессии – это трудное дело, и вы можете попасть в некоторые ловушки.

Перенесение своего отношения к человеку на профессию

Например: Мне нравится дядя Коля, он работает сантехником, я хочу стать как он.

Выбор профессии под влиянием случайных обстоятельств

Например: моя подруга собралась поступать в медицинский и я вместе с ней.

Незнание своих способностей.

О способностях надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в разной деятельности.

Увлечение внешней стороной профессии

Например: я буду военным, они носят красивую форму, подтянуты и красивы. Я буду стюардессой, буду летать в разные города.

Незнание медицинских противопоказаний

При выборе профессии необходимо учитывать требования будущей профессиональной деятельности к здоровью человека. Например:

1. При аномалии скелетно-мышечного аппарата нельзя длительно стоять на ногах, носить тяжести, применять физическую силу: каменщик, токарь, учитель, продавец, грузчик, кузнец, повар и др.

2. Недостатки органов чувств (слух, зрение, обоняние, органов вкусовой чувствительности) противопоказаны для следующих профессий:

Нарушение слуха: водитель, учитель, оператор, музыкант и др.

Нарушение зрения: водитель, слесарь, киномеханик, сварщик, сборщик, художник, программист и др.

Нарушение обоняния: работники парфюмерной и пищевой промышленности и др.

Нарушение органов вкусовой чувствительности: дегустатор, повар и др.

3. Расстройства нервной системы (головокружения, дрожание рук и т.п.): работа на высоте, на транспорте, деятельность, требующая точности исполнения (ювелир, часовщик и т.д.).

4. Болезни внутренних органов:

При нарушении сердечно-сосудистой системы нельзя находиться долго в помещениях с повышенным температурным режимом, атмосферным давлением (повар, сталевар, шахтер и т.д.). При заболеваниях дыхательной системы противопоказана деятельность в запыленной, загазованной местности, а также при низком атмосферном давлении.

Феномен обесценивания группы профессий

Стереотипы. Например: многие профессии мы относим к мужским и ли женским.

Недостаточная информированность. Молодые люди знают недостаточно много профессий. Те профессии, которые могут назвать, порой недостаточно хорошо представляют какое содержание труда они имеют.

Насыщение труда интеллектуальным содержанием

Человеку постоянно требуется повышать свой профессиональный уровень посредством курсов повышения квалификации или переквалификации. Это происходит потому, что информация быстро устаревает и научные технологии все более усовершенствуются. Например: телемастер. Совсем не так давно телевизоры были ламповые, сейчас электронные. Если телемастер не пройдет повышение квалификации, то останется без работы.

Изменчивость мира профессий

Некоторые профессии, в связи с тем, что происходит насыщение труда интеллектуальным содержанием и внедрением компьютерных технологий исчезают и появляются новые. Например: сейчас нет такой профессии как секретарь-машинистка, а появилась профессия секретарь-референт. Сейчас исчезли такие профессии как лакей, кучер, извозчик и т.п. Зато появились: сетевой администратор, программист и т.п.

При составлении профессионального плана выделяют: цель, пути и средства достижения намеченной цели. Профессиональных планов должно быть несколько, так как наша жизнь динамична и изменчива, вносит определенные коррективы в планирование профессионального пути.

Для планирования своего профессионального пути часто ис¬пользуется схема планирования, разработанная Е.А. Климовым. Личный профессиональный план включает:

  • главную цель (Кем я буду? Чего достигну?);
  • цепочку более отдаленных конкретных целей (Где буду учить¬ся? Первая работа, дальнейшие перспективы);
  • пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, проба сил, самообразование и т.п.);
  • возможные внешние препятствия;
  • свои возможности;
  • запасные варианты.

Перед каждым человеком возникает вопрос, в какой области деятельности он может себя реализовать и не просто реализовать, а выстроить будущую профессиональную карьеру. Кем вы видите себя через 10,20 лет? Нужно ли думать сейчас об этом? Будите ли делать карьеру по должностям и доберетесь ли вы до вершины или станете хорошим мастером своего дела, и вас будут уважать как компетентного профессионала?

Планируя свою карьеру, выбирая профессию, человеку неизбеж¬но приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Сведения можно найти в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), справочной литературе, сети Интернет, личных контактах с людьми, обладающими необходимой информацией, у профконсультантов и т.п.

1. Высшее воинское звание во флоте (адмирал)

3. Мастер своего дела, а еще пилот высокого класса (ас)

4. Специалист по изучению наследственности (генетик)

5. Мастер, изготовляющий глиняную посуду, керамику (гончар)

6. Специалист, изучающий рыб (ихтиолог)

7. Работник, изготовляющий различные сладости (кондитер)

8. Специалист по разведению северных парнокопытных животных (оленевод)

9. Область медицины, изучающая орган зрения (офтальмология)

10. Наука об ораторском искусстве (риторика)

11. Мастер, занимающийся выделкой мехов (скорняк)

14. С кем связана деятельность специалиста–кинолога? (с собаками)

15. Специалист, составляющий карты? (топограф)

16. Люди, какой профессии мало проводят времени на земле? (летчик)

Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А.

Основы профориентологии: учеб. Пособие для бакалавров / А.В. Мордовская, С.В.

Панина, Т.А. Макаренко. – 2-е изд – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 237 с.

Учитель-логопед, воспитатель Чумичева Татьяна Евгеньевна.

Вид проекта: долгосрочный, информационный, познавательный, групповой.

Участники проекта: учитель-логопед Чумичева Т. Е., воспитатели Аверьянова Л. П., Аксенова М. О.,родители: Кузнецова Т. В., Зенкова О. М., дети подготовительной группы компенсирующего вида.

Описание проекта:

На сегодняшний день мир многообразен, в потоке информации трудно ребенку определить, какая именно деятельность человека, является профессией, социально значимым делом для как самого человека, так и для общества. Встречи с людьми разных профессий, которые с увлечением рассказывают об особенностях своей деятельности - для детей это не просто экскурсия, говоря современным языком -это квест, приключение. Нам кажется, что только так, можно увлечь современного дошкольника, предложив ему для знакомства интересную профессию, а в качестве героя, человека, который расскажет о своей профессии и даст попробовать себя в его роли.

Одной из важнейших составляющих процесса социального и коммуникативного развития ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути. Это самоопределение не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.

Профессиональное становление неразрывно связано с развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует первый этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядным представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна определенная наглядная и эмоциональная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие самосознания, а также познавательный интерес к профессиональному миру, людям и предметам труда, к их занятиям.

Цель проекта: формирование конкретно-наглядных представлений о мире профессий, развитие профессионального самосознания детей, и получение практических навыков общения с людьми разных профессий для обогащения социального и коммуникативного опыта.

Задачи проекта:

• пробуждение интереса к предлагаемой деятельности и

формирование реалистических представлений о труде людей, расширение кругозора и познавательных интересов;

• помощь в понимании детьми важности, необходимости каждой профессии;

• развитие коммуникативных навыков;

• развитие связной речи, воображения, памяти;

• развитие образного и пространственного мышления, побуждение детей к

творчеству и самостоятельности.

• Развитие монологической и диалогической речи у детей, обогащение словарного запаса.

• Расширение сферы знаний и представлений о профессиях людей нашего города, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

• Организовать взаимодействие родителей и педагогов для проведения совместных мероприятий по данной теме, а также сформировать интерес у родителей продолжить с детьми изучать эту тематику в семейном кругу;

• Сформировать у детей сферу ответственности за выполнение трудовых обязанностей дома и в детском саду;

• Обеспечение активности у ребенка в сложном процессе становления его творческой личности.

1. Постановка цели и задач проекта;

2. Отобрать иллюстрации, видео презентации о профессиях.

3. Найти литературу, рассказывающую о профессиях

4. Подобрать игры, песни, танцы, стихи, пальчиковую гимнастику.

5. Подготовить экскурсии в детском саду, на предприятия города.

Формы работы: групповые, подгрупповые, индивидуальные, взаимодействие с родителями.

Проведение НОД.Методы работы: обыгрывание дидактических и подвижных игр по теме. Решение игровых ситуаций. Беседы, работа по картинкам, работа со словарем, с пословицами и поговорками о труде. Чтение художественной литературы о профессиях, выделение главного смысла произведения, умение задавать вопросы по тексту.

Продуктивная деятельность: рисование, конструирование, лепка, аппликация.

Совместная деятельность воспитателя с детьми. Изготовление учебно–дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, папки). Пополнение и обновление игровых зон. Конструктивно-модельная деятельность, приобщение к искусству.

Экскурсия по детскому саду, экскурсии по городу и знакомство с людьми разных профессий, познавательно-исследовательская деятельность, ознакомление с предметным окружением.

Развитие самостоятельности, самообслуживания, трудовое воспитание. Формирование основ безопасного поведения.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Календарно –тематический план по экскурсиям и творческим встречам с людьми разных профессий.

(календарное время) Цель Этапы реализации Результаты

Знакомство с профессиями сотрудников детского сада

(сентябрь –октябрь) -сформировать представления детей о профессиях людей,которые работают в детском саду: повара, бухгалтера, воспитателя, медсестры, прачки, дворника, заведующего и т. д. -экскурсии в дошкольном учреждении на кухню, мед. кабинет, в бухгалтерию, в прачечную, к заведующему;

- обучение детей умению взять интервью, задать вопрос, поддержать диалог, сформулировать свою мысль, составить рассказ о профессии.

-расширение знаний о профессиях людей, работающих непосредственно с детьми;

-обучение монологической речи и диалогу;

-обогащение словарного запаса.

Знакомство с профессией библиотекаря

(в течении года) -сформировать представления детей о работе библиотеки города Дзержинского;

-расширение представлений о профессии библиотекаря;

-привить желание записаться своей семьей в библиотеку и посещать ее;

- чтение сказок С. Козлова, изучение его творчества и рисование рисунков по прочитанному.

- чтение сказок В. Сутеева, прослушивание лекции в библиотеке о творчестве этого писателя. -экскурсии в библиотеку и тесное сотрудничество с работниками по формированию интереса к чтению книг и знакомству с детскими писателями;

-запись родителей вместе с детьми в городскую библиотеку;

-изготовление с родителями самодельной детской книги с иллюстрациями;

- конкурсы чтецов: читаем стихи А. С. Пушкина, ко Дню Победы

Знакомство с профессией почтальона

(ноябрь –декабрь) -познакомить детей с профессией почтальона;

-познакомить детей с электронным и бумажным письмом, посылкой и бандеролью;

-познакомить детей с оборудованием почтовых отделений: транспортером, штемпелевальной машинкой. -написание писем по разным адресам, заучивание своего домашнего адреса;

-изготовление поделки для отправка ее в посылке;

-просмотр презентаций, составлений рассказов, чтение книг о работе почтальона. -экскурсия в почтовое отделение;

-отправка писем в почтовом отделении;

посылки в почтовом отделении;

-получение ответных писем;

-экскурсия в усадьбу Деда Мороза во дворец и на почту Деда Мороза.

Знакомство с профессией журналиста (репортера, оператора, телеведущего)

(январь-февраль)

-познакомить детей с профессией журналиста, оператора, телеведущего;

-продолжить знакомить детей с пониманием важности речевого высказывания, как главного инструмента в профессии журналист;

-просмотр презентаций о роли информационных коммуникаций в жизни людей, и о роли журналиста в жизни человеческого сообщества;

-экскурсия на городское телевидение «Угреша;

-знакомство с телеоператором, диктором, журналистом их непосредственным местом работы (студией, операторской, и звукозаписывающей техникой;

-на телевидении дети попробовали себя в роли дикторов и дали свои первые интервью.

Знакомство с профессией пожарного.

(февраль –март) -формировать понимание значимости данной профессии для безопасности людей;

-познакомить со специальным оборудованием пожарных;

- -беседа с зам. по безопасности учреждения о правилах по поведения при пожаре;

-просмотр видео презентации о профессии пожарного;

-беседа с родителем, непосредственно связанным с этой профессией;

- рисование рисунков и изготовление поделок вместе с родителями на заданную тему. -экскурсия в городскую пожарную часть и знакомство непосредственно с пожарными;

- посещение машины пожарных,рассматривание оборудования: пожарного щита, рукава.

-примерка детьми одежды пожарного.

-вручение подарков и выражение благодарности сотрудникам пожарной части. г. Дзержинского.

Знакомство с разнообразием профессий врача

(апрель) -формирование понимания у детей необходимости сохранять здоровье и вести здоровой образ жизни;

актуализировать у детей знания о профессии врача и многообразии узких специализаций;

-расширять представления детей, что врач древняя и важная профессия сохранения здоровья людей. -чтение книг о профессии врача;

-просмотр детских передач и мультфильмов о роли врачей разных специальностей для жизни людей;

-слушание рассказов и детей о родителях врачах, и семейных династиях врачей. -посещение городской поликлиники и знакомство с главным врачом;

-посещение вместе с ним кабинетов: здорового ребенка, хирургического, прививочного, охраны зрения, ЛФК и др.

-обсуждение с врачом, проводившим экскурсию, важности и нужности прививок.

Знакомство с профессией учитель

(апрель-май) -формировать у детей представления о школьной жизни;

- уточнить с детьми роль учителя для детей в школе;

- посещение музей школу и экскурсия в прошлое нашей страны с хранителем школьного музея;

- посещение школьной библиотеки и беседа со старшеклассниками о том, чему учат в школе;

-посещение детьми кабинетов химии, биологии, математики, спортивного зала и бассейна;

Знакомство с профессией наших родителей.

Профессия инженер-энергетик.

(май) -расширять представления детей о профессии энергетик, объяснить назначение основных зданий и оборудования;

-познакомить детей с основным назначением такого предприятия нашего города, как ТЭЦ-22;

-сформировать у детей желание после того, как они вырастут, работать на этом предприятии города, ка некоторые их родители. -просмотр презентации о назначении тепло-

-наблюдение из окна за видимыми архитектурными сооружениями ТЭЦ и обсуждение их назначения;

- рассматривание открыток и книг о ТЭЦ -22 и обсуждение истории ее строительства в нашем городе.

-беседа детей с Николай Андреевичем и ответы на вопросы.

Знакомство с профессией наших родителей.

Профессия инженер- ракетостроитель

- посещение краеведческого музея, зала, посвященного Жукову Б. П. и знакомство с биографией академика;

- тематическое занятие и знакомство с биографией Б. К. Громцева, почетного жителя города Дзержинского.

Знакомство с профессией художник.

(в течение года) -закрепить у детей понимание слов творческая профессия художник;

-расширять представления детей о видах и жанрах живописи и скульптуры;

- формировать у детей представление о профессии художника, как виде работы для создания продукта эстетического значения для людей и общества;

- виртуальные экскурсии в Третьяковскую галерею, музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина г. Москва;

-знакомство с русскими народными промыслами Подмосковья;

-знакомство с творчеством художников-графиков и иллюстраторов.

-экскурсия в КЭЦ города и знакомство с профессиейхудожника- скульптора: резчика по дереву;

-посещение городской картинной галереи и знакомство с разными видами и жанрами живописи;

-роспись глиняной игрушки в художественной мастерской;

-экскурсии к разным памятникам в нашем городе и изучение истории создания памятника в сквере А. С. Пушкина, пл. Дмитрия Донского, памятника Ф. Э. Дзержинкого и других.

Знакомство с профессией полицейского, сотрудника ГБДД, юриста.

(август-сентябрь, и в течении года) -продолжить знакомить детей с такими социально-значимыми для общества профессиями как полицейский;

-формировать понимание о сложности и предназначении полицейского или сотрудника ГБДД как человека, служащего для поддержания порядка и соблюдения закона.

-знакомство с профессией следователя, юриста. -чтение книг, просмотр видео материалов по данной теме;

-экскурсии по городу и закрепление знаний правил дорожного движения, дорожных знаков и разметки;

- встречи с сотрудниками ГБДД и беседы о правилах дорожного движения;

-встреча с родителем и беседа о профессии юриста;

- досуги и тематические занятия по правилам дорожного движения;

Взаимодействие с родителями

1. Анкета для родителей "Я и моя профессия"

3. Мастер - класс по профессиям с родителями: продавца, инженера -энергетика, юриста.

4.Экскурсии в городские учреждения: почту, в пожарную часть, телевидение Угреша, детскую поликлинику, КЭЦ (знакомство с профессией художника) и т. д.

5. Консультации для родителей.

6. Заключительный этап

• Выставка творческих работ детей

• Викторины по теме

• Пополнение игровой зоны

• Пополнение настольных игр

• Пополнение дидактических игр по теме

Таким образом, мы, педагоги удовлетворены промежуточными результатами проекта и планируем продолжать проектную деятельность в этом направлении на уровне всего учреждения. В ходе проекта дети проявляли интерес к проекту, задавали много интересных вопросов. Родители с детьми начали говорить о своей деятельности, а дети рассказывать об этом в детском саду. Также мы с детьми проделали большую творческую работу. Детям очень понравилось дарить свои рисунки и совместные творческие работы людям, которые рассказывали им о своей профессии: учительнице, врачу и пожарным, художнику.

Собран и систематизирован весь материал по теме проекта.

Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В свободной деятельности широко применяют сюжетно-ролевые игры, связанные с ранее полученными знаниями, используют для этой цели атрибуты и наряды, владеют профессиональной терминологией.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. У родителей появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа по профориентации для обучающихся 9 класса. Данное мероприятие было проведено дистанционно,содержит беседу классного руководителя и тестирование " Профпригодность"

Методическая разработка

Цель: дать учащимся представления об основах профессионального самоопределения, расширить знания учащихся о профессиях.

- Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;

- Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;

- Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

- Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Ход занятия:

Вступительное слово:

Есть на свете много профессий,

И важны они всем нам очень:
Врач, учитель, сантехник, профессор,

Инженер, акробат и рабочий.
Все профессии очень разные,
Интересные и опасные,
Могут стать для кого-то судьбою,

Но трудно сделать выбор порою.

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому сегодня мы продолжим с вами наш разговор о выборе будущей профессии.

Что такое профессия?

Как происходит выбор профессии?

Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии?

Во-первых, это знание о профессиях и об их востребованности.

Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.

Во-вторых, это склонности (интересы, мотивы).

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

В-третьих, это способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).

Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на музыкальном инструменте, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья Например, спасатели, должны иметь очень хорошее здоровье.

В-четвертых, мнение родителей, семьи.

Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь журналистике, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.

В-пятых, мнение сверстников.

Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. А какие условия должны выполняться? Итак, должны выполняться три условия:

Хочу – мои желания

Могу – способности и возможности

Надо – востребованность профессии.

Хочу, что это? Это: интересы, мечты о профессии, склонности.

Какой можно сделать вывод: профессия должна приносить радость и доход.

Могу - это задатки, способности, характер, здоровье.

Если профессия выбрана без учета способностей, здоровья, характера человека, то чем это грозит в дальнейшей карьере?

Если у человека отсутствуют способности ,необходимые в данной профессии, то он будет выполнять трудовые действия не качественно. А профессия, выбранная без учета здоровья, еще больше усугубит состояние здоровья.

Вывод значит: у человека должны быть способности и возможности.

Как вы думаете?

Надо – это потребность общества в данной профессии (строитель, каменщик, штукатур, маляр и др.)
Если человек выбирает профессию без учета ее необходимости на рынке труда, то, что из этого может получиться? Да, безусловно, важно владеть информацией не только на сегодняшний день, но и учитывать прогнозы на будущее.

Вывод: профессия должна быть востребована на рынке труда.

А теперь давайте подумаем, как мы можем разделить то огромное множество профессий, которое существует в мире, по категориям?

Во многих странах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, Е.А Климов делит все профессии на 5 основных типов в зависимости от предмета труда:

Рассмотрим каждый тип профессий.

“человек-человек”

Профессии этого типа требуют умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других людей, проявлять выдержку, речевые способности.

“человек-техника”

Профессии этого типа предполагают хорошее наглядно-образное мышление, пространственное представление, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки, ловкость.

“человек-знаковая система”

Профессии этого типа требуют способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и сосредоточенному вниманию, усидчивость.

“человек-художественный образ”

Профессии этого типа предполагают художественный вкус, высокую эстетическую чувствительность, богатое и яркое воображение.

“человек-природа”

Профессии этого типа требуют умение менять цели в зависимости от условий, наблюдательность, выносливость, терпеливость к недостатку комфорта в работе, способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и долгого ожидания результатов.

Я думаю, что , если вы внимательно читали, все, что я хотела вам сказать, вы без труда справитесь с моим заданием. А задание такое: к каждому типу профессий напишите как можно больше названий профессий. Например, человек- человек – учитель, врач….. и т.д. Кто назовет наибольшее количество профессий по каждому типу, тот победитель!

Совпадение способностей и интересов - это и есть призвание. Человек должен работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему удовольствие. Когда человек не случайно попадает в ту или иную профессию, а по велению сердца, он работает по призванию и добьется высоких результатов в своем деле.

Человека, отлично знающего свою работу и мастерски ее выполняющего, называют

Профессионалом!

А какими качествами должен обладать профессионал?

Высокой работоспособностью Исполнительностью

Государству нужны грамотные специалисты, профессионалы? Да! Почему?

Потому что именно ответственный, порядочный, трудолюбивый человек принесет пользу обществу, его труд послужит на благо Родины.

От продуманного выбора профессии во многом зависит ваша будущая судьба.

А теперь давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на вопросы. Ставим номер вопроса и букву ответа.

1 Работа, связанная с учетом и контролем, – это довольно скучно.

2. Затрудняюсь ответить

2 Я предпочту заниматься финансовыми операциями, а не, например, музыкой.

2. Затрудняюсь ответить

3 Невозможно точно рассчитать, сколько времени уйдет на дорогу до работы, по крайней мере, мне.

2. Затрудняюсь ответить

4 Я часто рискую.

2. Затрудняюсь ответить

5 Меня раздражает беспорядок.

2. Затрудняюсь ответить

6 Я охотно почитал(а) бы на досуге о последних достижениях в различных областях науки.

2. Затрудняюсь ответить

7 Записи, которые я делаю, не очень хорошо структурированы и организованы.

2. Затрудняюсь ответить

8 Я предпочитаю разумно распределять деньги, а не тратить все сразу.

2. Затрудняюсь ответить

2. Затрудняюсь ответить

10 Меня привлекает работа, где необходимо действовать согласно инструкции или четко заданному алгоритму.

2. Затрудняюсь ответить

11 Если бы я что-то собирал(а), я бы постарался(ась) привести в порядок коллекцию, все разложить по папочкам и полочкам.

1. Да2. Затрудняюсь ответить

12 Терпеть не могу наводить порядок и систематизировать что бы то ни было.

2. Затрудняюсь ответить

13 Мне нравится работать на компьютере – оформлять или просто набирать тексты, производить расчеты.

2. Затрудняюсь ответить

14 Прежде чем действовать, надо продумать все детали.

2. Затрудняюсь ответить

15 На мой взгляд, графики и таблицы – очень удобный и информативный способ предоставления информации.

2. Затрудняюсь ответить

16 Мне нравятся игры, в которых я могу точно рассчитать шансы на успех и сделать осторожный, но точный ход.

2. Затрудняюсь ответить

17 При изучении иностранного языка я предпочитаю начинать с грамматики, а не получать разговорный опыт без знания грамматических основ.

2. Затрудняюсь ответить

18 Сталкиваясь с какой-либо проблемой, я пытаюсь всесторонне ее изучить (ознакомиться с соответствующей литературой, поискать нужную информацию в интернете, поговорить со специалистами).

2. Затрудняюсь ответить

19 Если я выражаю свои мысли на бумаге, мне важнее.

1. Логичность текста

2. Затрудняюсь ответить

3. Образность изложения

20 У меня есть ежедневник, в который я записываю важную информацию на несколько дней вперед.

2. Затрудняюсь ответить

2. Затрудняюсь ответить

22 Я бы хотел(а), чтобы моя будущая профессия.

1. Обеспечивала меня нужной порцией адреналина

2. Затрудняюсь ответить3. Давала бы мне ощущение спокойствия и надежности

23 Я доделываю работу в последний момент.

2. Затрудняюсь ответить

24 Взяв книгу, я всегда ставлю ее на место.

2. Затрудняюсь ответить

25 Когда я ложусь спать, то уже наверняка знаю, что буду делать завтра.

2. Затрудняюсь ответить

2. Затрудняюсь ответить

27 Перед ответственными делами я всегда составляю план их выполнения.

2. Затрудняюсь ответить

28 После вечеринки мытье посуды я откладываю до утра.

2. Затрудняюсь ответить

29 Я серьезно отношусь к своему здоровью.

2. Затрудняюсь ответить

30 Когда у меня что-то не получается, я.

1. Терпеливо стараюсь найти решение

2. Затрудняюсь ответить

3. Начинаю нервничать и злиться

От 49 до 60 баллов

Вы показали высокий интерес к знаковым системам – это условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки. Вы могли бы найти себя в профессиях, связанных с созданием и оформлением документов (на родном или иностранном языке), делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием, перекодированием (корректор, секретарь-референт, технический редактор, таможенный декларатор, архивариус, нотариус); числами, количественными соотношениями (экономист, программист, бухгалтер, статистик, демограф, математик), системами условных знаков, схематическими отображениями объектов (чертежник, картограф). Вам интересна кажущаяся многим скучной и монотонной работа с бумагами, цифрами, буквами, документами и т.п. – организация, упорядочивание, анализ, контроль и пр. Вы принимаете решение, тщательно рассмотрев ситуацию и взвесив альтернативы, что делает вас незаменимым в бизнесе, управлении, науках. Однако с вашим самоконтролем, вам не хватает непосредственности (и даже импульсивности), необходимой представителям сферы искусства. Кроме того, могут возникать трудности из-за неумения расслабляться, поэтому вам стоит развивать гибкость в поведении, умение менять свои планы при необходимости, не требовать от себя и окружающих безупречности.

От 37 до 48 баллов

Вы показали повышенный интерес к знаковым системам – это условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки. Вы могли бы найти себя в профессиях, связанных с созданием и оформлением текстов (на родном или иностранном языке), делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием, перекодированием (корректор, секретарь-референт, технический редактор, таможенный декларатор, архивариус, нотариус); числами, количественными соотношениями (экономист, программист, бухгалтер, статистик, демограф, математик), системами условных знаков, схематическими отображениями объектов (чертежник, картограф). Помните, что работа со знаковыми системами требует от человека способности к абстрактному мышлению, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. Кроме того, при наличии других, более выраженных интересов, работа со знаковыми системами может быть лишь частью другой, основной профессии(например, активное использование иностранных языков, ведение документации, расчеты – в работе менеджера, юриста, финансиста, журналиста).

От 25 до 36 баллов

От 13 до 24 баллов

От 0 до 12 баллов

Дорогие ребята! Сфотографируйте свой тест и ответы по профессиям и пришлите на мой электронный адрес. А я обработаю ваши тесты и вышлю рекомендации. Желаю удачи!

При выборе будущего рода деятельности нужно учитывать многие факторы. И их, как показывает практика и информация на нашем телеграм-канале, гораздо больше, чем можно было предположить. И это не только творческие, технические или другие типы, но и профессии относительно объекта взаимодействия.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Сюда входят любые специальности, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием и руководством — те, которые предполагают общение и тесное взаимодействие с другими людьми.

Развиваться и совершенствоваться в этой области помогут такие предметы, как история, литература и другие, цель которых — изучение общества и людей.

Выбирать специализацию в этой сфере нужно на основе своих склонностей и индивидуальных интересов, а также на основе опыта участия или умения организовывать групповые или коллективные мероприятия.

В рамках этого типа профессии можно разделить на следующие подтипы видов деятельности:

  • связанные с коллективами и людьми, управление производством;
  • связанные с обучением и воспитанием, профподготовкой и организацией детских коллективов;
  • связанные с материально-бытовым и торговым обслуживанием людей;
  • связанные с руководством художественных коллективов и их информационным обслуживанием;
  • связанные с информационным обслуживанием людей;
  • связанные с медицинской и другим типом помощи людям.

Главная задача таких профессий — уметь взаимодействовать с людьми. Не сумеете наладить это взаимодействие, не получится и наладить работу. Например, неспособность воспитателя или руководителя наладить контакт со своими подопечными/подчиненными не даст ему успешно выполнять задачи и развиваться в профессии, связанной с общением с людьми.

Любая профессия, которая сюда относится, предполагает двойную подготовку: во-первых, быть квалифицированным специалистом в области производства/техники/науки/искусства, а во-вторых, устанавливать и поддерживать контакты с совершенно разными людьми, разбираться в них и особенностях их характера/поведения.


Для полноценного и продуктивного общения с разными людьми необходимо огромное количество энергии — порой, намного больше, чем при работе с техникой.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Представителям профессий, связанных с общением с людьми, крайне важно обладать следующими качествами:

  • крепкая эмоциональная устойчивость;
  • потребность в постоянном общении;
  • способность улавливать настроение и мысли людей;
  • умение разбираться в человеческих взаимоотношениях и намерениях;
  • умение быстро находить общий язык с разными людьми;
  • хорошая выдержка.

Теперь что касается более узких профессиональных умений:

  1. Хорошая речевая подготовка. Речедвигательным умениям нужно учиться так же, как обращению со сварочным проводом или сальто. Речь должна быть чёткой, раздельной, с удобным темпом, связной и ясной. Реплики и высказывания — понятными и однозначными.
  2. Физическая выносливость и внешняя привлекательность. Сюда же отнесем умелое владение мимикой и пантомимой, уместный стиль одежды. Ясно, что понравиться всем не удастся, но соблюдение определенного дресс-кода поможет завладеть симпатией максимального числа людей.


Очень важный навык для специальностей, связанных с общением с людьми — это умение слушать и слышать другого, не перебивая

  • организатор праздников, свадеб, конференций, концертов, событий;
  • агент;
  • адвокат, юрист;
  • няня, воспитатель, учитель, педагог, преподаватель, гувернёр, аниматор;
  • администратор;
  • актёр, артист, ведущий, тамада;
  • бармен, официант;
  • врач, доктор, дефектолог, логопед, косметолог, медсестра, хирург;
  • гид, экскурсовод, сопровождающий экскурсионных групп;
  • представитель гостиничного сервиса;
  • сотрудник государственного управления, госслужащий, министр;
  • дипломат;
  • директор;
  • инструктор, тренер, консультант;
  • мастер производственного обучения;
  • менеджер (по персоналу, по продажам, по туризму и так далее);
  • продавец;
  • психолог, социальный педагог, социальный работник;
  • стоматолог;
  • стюардесса.


Обратите внимание, что в этом списке профессий, связанных с общением с людьми, большинство специальностей требуют особого и оптимистичного отношения к окружающим. Нужно уметь и сострадать, и радоваться за ближнего, быть отзывчивым и доброжелательным, готовым в любой момент прийти на помощь, быть терпеливым и снисходительным. Важно понимать, что такие люди служат народу в целом, а не отдельным личностям или группам. Отсюда и важность цели, предназначения каждой профессии.

Противопоказания

Выбирать профессии, в которых работают с людьми и которые активно связаны с коммуникацией, не рекомендуется претендентам со следующими особенностями:

  • дефекты речи, невыразительность речевых навыков;
  • замкнутость, закрытость, погруженность в себя, необщительность;
  • ярковыраженные физические недостатки;
  • неаккуратность и нерасторопность;
  • чрезмерная медлительность;
  • равнодушие, нелюбовь к людям;
  • корыстный интерес к людям.

Ну а мы в свою очередь рекомендуем не забывать про сервис студенческой помощи, который будет рядом на протяжении всего обучения и подаст руку помощи, когда вы в этом будете действительно нуждаться.

При выборе будущего рода деятельности нужно учитывать многие факторы. И их, как показывает практика и информация на нашем телеграм-канале, гораздо больше, чем можно было предположить. И это не только творческие, технические или другие типы, но и профессии относительно объекта взаимодействия.

Доверь свою работу кандидату наук!

Узнать стоимость бесплатно

Сюда входят любые специальности, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием и руководством — те, которые предполагают общение и тесное взаимодействие с другими людьми.

Развиваться и совершенствоваться в этой области помогут такие предметы, как история, литература и другие, цель которых — изучение общества и людей.

Выбирать специализацию в этой сфере нужно на основе своих склонностей и индивидуальных интересов, а также на основе опыта участия или умения организовывать групповые или коллективные мероприятия.

В рамках этого типа профессии можно разделить на следующие подтипы видов деятельности:

  • связанные с коллективами и людьми, управление производством;
  • связанные с обучением и воспитанием, профподготовкой и организацией детских коллективов;
  • связанные с материально-бытовым и торговым обслуживанием людей;
  • связанные с руководством художественных коллективов и их информационным обслуживанием;
  • связанные с информационным обслуживанием людей;
  • связанные с медицинской и другим типом помощи людям.

Главная задача таких профессий — уметь взаимодействовать с людьми. Не сумеете наладить это взаимодействие, не получится и наладить работу. Например, неспособность воспитателя или руководителя наладить контакт со своими подопечными/подчиненными не даст ему успешно выполнять задачи и развиваться в профессии, связанной с общением с людьми.

Любая профессия, которая сюда относится, предполагает двойную подготовку: во-первых, быть квалифицированным специалистом в области производства/техники/науки/искусства, а во-вторых, устанавливать и поддерживать контакты с совершенно разными людьми, разбираться в них и особенностях их характера/поведения.


Для полноценного и продуктивного общения с разными людьми необходимо огромное количество энергии — порой, намного больше, чем при работе с техникой.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Представителям профессий, связанных с общением с людьми, крайне важно обладать следующими качествами:

  • крепкая эмоциональная устойчивость;
  • потребность в постоянном общении;
  • способность улавливать настроение и мысли людей;
  • умение разбираться в человеческих взаимоотношениях и намерениях;
  • умение быстро находить общий язык с разными людьми;
  • хорошая выдержка.

Теперь что касается более узких профессиональных умений:

  1. Хорошая речевая подготовка. Речедвигательным умениям нужно учиться так же, как обращению со сварочным проводом или сальто. Речь должна быть чёткой, раздельной, с удобным темпом, связной и ясной. Реплики и высказывания — понятными и однозначными.
  2. Физическая выносливость и внешняя привлекательность. Сюда же отнесем умелое владение мимикой и пантомимой, уместный стиль одежды. Ясно, что понравиться всем не удастся, но соблюдение определенного дресс-кода поможет завладеть симпатией максимального числа людей.


Очень важный навык для специальностей, связанных с общением с людьми — это умение слушать и слышать другого, не перебивая

  • организатор праздников, свадеб, конференций, концертов, событий;
  • агент;
  • адвокат, юрист;
  • няня, воспитатель, учитель, педагог, преподаватель, гувернёр, аниматор;
  • администратор;
  • актёр, артист, ведущий, тамада;
  • бармен, официант;
  • врач, доктор, дефектолог, логопед, косметолог, медсестра, хирург;
  • гид, экскурсовод, сопровождающий экскурсионных групп;
  • представитель гостиничного сервиса;
  • сотрудник государственного управления, госслужащий, министр;
  • дипломат;
  • директор;
  • инструктор, тренер, консультант;
  • мастер производственного обучения;
  • менеджер (по персоналу, по продажам, по туризму и так далее);
  • продавец;
  • психолог, социальный педагог, социальный работник;
  • стоматолог;
  • стюардесса.


Обратите внимание, что в этом списке профессий, связанных с общением с людьми, большинство специальностей требуют особого и оптимистичного отношения к окружающим. Нужно уметь и сострадать, и радоваться за ближнего, быть отзывчивым и доброжелательным, готовым в любой момент прийти на помощь, быть терпеливым и снисходительным. Важно понимать, что такие люди служат народу в целом, а не отдельным личностям или группам. Отсюда и важность цели, предназначения каждой профессии.

Противопоказания

Выбирать профессии, в которых работают с людьми и которые активно связаны с коммуникацией, не рекомендуется претендентам со следующими особенностями:

  • дефекты речи, невыразительность речевых навыков;
  • замкнутость, закрытость, погруженность в себя, необщительность;
  • ярковыраженные физические недостатки;
  • неаккуратность и нерасторопность;
  • чрезмерная медлительность;
  • равнодушие, нелюбовь к людям;
  • корыстный интерес к людям.

Ну а мы в свою очередь рекомендуем не забывать про сервис студенческой помощи, который будет рядом на протяжении всего обучения и подаст руку помощи, когда вы в этом будете действительно нуждаться.

Читайте также: