Что имеет право делать государственный инспектор труда

Обновлено: 16.05.2024

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • абзац седьмой утратил силу;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • абзац одиннадцатый утратил силу;
  • абзац двенадцатый утратил силу;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;
  • принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную
инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа
по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением
исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение
суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового
законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его
получения работодателем или его представителем.

Комментарий к Ст. 357 Трудового кодекса РФ

1. Для обеспечения исполнения инспекторами труда своих функций Конвенция N 81 МОТ "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.) предусматривает их права: беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательство эффективно соблюдается, в частности наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений, требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, в целях проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест.

2. Комментируемая статья устанавливает общий свод прав государственных инспекторов труда вне зависимости от специфики осуществляемой ими надзорной деятельности. В то же время следует иметь в виду, что в системе федеральной инспекции труда деятельность по проведению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляют государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда. Государственные правовые инспекторы труда осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы по охране труда ведут надзор за соблюдением прав и свобод граждан, применением законодательства о труде в части обеспечения права на безопасные условия труда и имеют необходимые познания в технических вопросах.

3. Предписания, предъявленные государственным инспектором труда в адрес работодателя или его представителя об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе и не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности, обязательны для исполнения. Об обжаловании предписаний государственных инспекторов труда см. ст. 361 ТК РФ и комментарий к ней.

Ответственность за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений законодательства предусмотрена ст. 19.5 КоАП. Соответствующие дела об административных правонарушениях рассматриваются судами.

4. О расследовании и учете несчастных случаев на производстве см. ст. ст. 227 - 231 ТК РФ и комментарий к ним.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц к административной ответственности вправе должностные лица, поименованные в ст. 23.12 КоАП.


Как в РФ регулируется надзор за соблюдением законов о труде?

Глава 53 ТК РФ посвящена государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда в РФ.

Федеральная инспекция труда входит в систему государственных органов Министерства труда и социального развития РФ, которые осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в РФ.

Так статьей 355 ТК РФ предусмотрено, что при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в РФ инспекция труда должна руководствоваться принципами уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

А зачем нужен государственный контроль за условиями труда граждан?

Задачами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда в РФ являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Для осуществления указанных задач инспекции труда вправе проводить проверки.

Проверки могут быть, как плановые, так и не внеплановые, на основании обращения и жалоб работников.

Зачем и как должны проходить проверки трудовой инспекции?

Законом госинспектору труда предоставлено право с целью проведения проверки беспрепятственно в любое время при наличии удостоверения посещать работодателей (юридических и физических лиц), также вправе запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.

Решение о проверке — очень важный документ. Что в нем должно быть обязательно?

Законом к приказу руководителя, распоряжению о проверке установлены требования, данные документы должны содержать: номер и дату издания приказа (распоряжения), наименование государственной инспекции труда, фамилию, имя, отчество государственного инспектора труда, которому поручено проведение проверки, наименование организации, в которой предполагается проводить мероприятия, цели и задачи проводимой проверки, основания для проведения проверки (плановая, внеплановая), дата начала и окончания проверки, срок проведения проверки.

Итак, если в отношении работодателя принято решение о проведении проверки, то целесообразно попросить у государственного инспектора труда предъявить служебное удостоверение и приказ руководителя или распоряжение заместителя руководителя о проведении проверки. Если после ознакомления с документами о проведении проверки будет установлено, что проверка проводится в соответствии с законом, следует обеспечить беспрепятственный доступ государственному инспектору труда на территорию работодателя.

А как избежать претензий со стороны трудовой инспекции? Что нужно сделать еще при найме сотрудников?

Работодателю следует в первую очередь обеспечить наличие и правильность оформления кадровых документов в отношении работника: подписан ли трудовой договор, содержатся ли в трудовом договоре обязательные условия, предусмотренные трудовым законодательством, имеется ли отметка о том, что работнику выдан его экземпляр трудового договора, в случае если происходило изменение размера заработной платы, имеются ли соответствующие дополнительные соглашения. Также следует проверить правильность оформления локальных нормативных актов: правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, премировании, положение об охране труда и иные, ознакомлен ли работник с актами и другими кадровыми документами, относящимися к работнику.

Дополнительно стоит проверить, ознакомлены ли все работники с правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда, премировании, положением об охране труда и иными актами, другими кадровыми документами. А также проверить правильность ведения табеля учёта рабочего времени, оформления расчетных листов по заработной плате.

Что делать, если инспектор настроен явно предвзято, по мнению руководства проверяемой организации?

Сразу скажем, что не следует игнорировать требования государственного инспектора труда о предоставлении документов. Данные действия могут привести к дополнительной ответственности. Следует в полном соответствии с запросом государственного инспектора труда подготовить документы, которые относятся к работнику, дополнительно стоит представить мотивированные письменные пояснения по обстоятельствам, изложенным в обращении работника в инспекцию труда.

И все же, при установлении нарушений трудового законодательства, будет вынесено предписание об их устранении, что является обязательным для работодателя. Кроме того, работодатель обязан своевременно уплатить штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства.

Какая ответственность и на основании чего может быть наложена на работодателя?

Статьей 419 ТК РФ предусмотрена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Ответственность за нарушения трудового законодательства предусмотрена: уголовная (ст. 143, 145, 145–1 УК РФ), административная, дисциплинарная, материальная.

Действия государственного инспектора труда, могут быть обжалованы. Жалоба может быть подана либо руководителю инспекции, либо в вышестоящую организацию, либо в суд.

Самое главное, следует не допускать аналогичных нарушений в течение года. А то придётся оплачивать штрафы в повышенном размере, кроме того, виновное должностное лицо могут дисквалифицировать.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Теория

1. Проверять сайт трудовой инспекции и суда

2. Просить работника отозвать жалобу

3. Проверить документы

Компания должна в первую очередь проверить наличие и правильность оформления документов в отношении самого работника. Есть ли подписанный трудовой договор? Все ли обязательные условия в нём содержатся? Выдан ли экземпляр работнику? Есть ли необходимые приложения (по изменению заработной платы, переводу на другую должность и т. д.)? Соответствует ли размер заработной платы, указанный в договоре, той сумме, которую работник получает по ведомости? Правильно ли оформлены локальные нормативные акты (правила трудового распорядка, положение о премировании, положение об охране труда и т. д.)?

4. Посетить инспектора

После поступления заявления работника инспектор вызовет работодателя на приём. Прийти должен генеральный директор или представитель по доверенности. Скорее всего, на приёме инспектор вручит требование о предоставлении документов. Работодателю рекомендуется попросить ознакомиться с заявлением работника.

ГИТ Роструда вправе приступить к внеплановой выездной проверке незамедлительно, если основанием для неё является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В таких случаях в течение 24 часов будет извещена и прокуратура.

5. Подготовить документы и позицию

Уклоняться от предоставления документов не следует. Это может повлечь дополнительную административную ответственность. Строго в соответствии с запросом инспектора подготовьте копии документов, которые касаются работника-заявителя. Все документы необходимо прошить и заверить печатью организации и подписью руководителя. К ним нужно приобщить развёрнутые письменные пояснения по инциденту.

6. Вывести генерального директора из-под удара

При любой проверке главная опасность для бизнеса — дисквалификация должностного лица, так как инспектор в первую очередь привлекает к ответственности руководителя компании. Если нарушение установлено, покажите виновность в нём другого должностного лица. Таким образом вы выведите генерального директора из-под удара.

7. Встретить инспекторов

Если инспекторы уже у вас на пороге, первым делом требуйте, чтобы проверяющие показали служебные удостоверения и заверенную печатью и подписью копию приказа о выездной проверке. Если проверка проводится на законных основаниях, обеспечьте беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту.

8. Дождаться приговора

По результатам проверки всегда составляется акт. Если инспектор обнаружил нарушения, то составит также предписание, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности. Необходимо проверить, правильно ли составлены все эти документы, не допущено ли ошибок при установлении факта нарушения, правильно ли вынесено наказание.

На оплату штрафа компании отводится 60 дней с момента вступления постановления в законную силу. Можно подавать в ГИТ ходатайство о предоставлении отсрочки или рассрочки. Об уплате штрафа следует отчитаться в ГИТ. За неисполнение постановления предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, административным арестом на срок до 15 суток, обязательными работами на срок до 50 суток.

9. Оценить судебные перспективы

Постановление о привлечении к административной ответственности и предписание об устранении нарушений трудового законодательства можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суде. Подавать жалобу и туда, и туда не стоит, так как приоритет у суда. Обжаловать только в административном порядке зачастую неэффективно. Своим доверителям мы рекомендуем обращаться сразу в суд.

Если вы уже смирились с перспективой получить штраф, то заявляйте о наложении штрафа персонально на генерального директора, а не на компанию. Денежные взыскания на должностных лиц в разы меньше, чем на сами организации.

Государственные инспекторы труда вправе привлечь работодателя к административной ответственности по каждому выявленному факту нарушения законодательства. В рамках одной проверки могут назначить несколько наказаний за разные нарушения трудового законодательства. Например, за ненадлежащее оформление трудового договора грозит штраф 30 000 рублей, за нарушение порядка направления работников в отпуск — 30 000 рублей, за нарушение порядка привлечения работника к материальной ответственности — ещё 30 000 рублей.

Инспекторы при проведении проверки не имеют права выдавать предписания по индивидуальному трудовому спору — например, когда сотрудник обжалует увольнение. Разрешение таких споров возможно только в суде. Если инспекторы всё же вынесут предписание, например о восстановлении сотрудника на работе, вы сможете отменить его через суд. Инспектор вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при его увольнении, только посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа о применении к работнику дисциплинарного взыскания или приказа об увольнении работника.

10. Избегать повторных нарушений

Избегайте аналогичного нарушения в течение года после исполнения предыдущего постановления об административном наказании, иначе придётся платить повышенные штрафы, а виновное должностное лицо может быть дисквалифицировано. По некоторым нарушениям приостановка деятельности организации может достигать 90 суток.

Практика

Работник обратился в трудовую инспекцию с заявлением, что компания N не выплатила ему заработную плату. В документе, подтверждающем выплату денежных средств, действительно отсутствовала подпись работника. Трудовой инспектор обязал компанию N выплатить работнику причитающуюся сумму. Не согласившись с предписанием, компания N обратилась в суд. Там выяснилось, что работник денежные средства получал, но размер выплаченной суммы его не удовлетворил, что и послужило основанием обращения в трудовую инспекцию. Суд предписание отменил.

Несколько раз нам удавалось доказать ошибочность подходов инспекции труда к толкованию условий контрактов отдельных категорий работников. Например, один заслуженный региональный театральный артист решил, что его ущемляют в надбавках за качество и интенсивность труда. Так уж устроено наше, в том числе региональное законодательство, что при его формальном прочтении этот почтенный мэтр, выходя на сцену в эпизодических ролях один-два раза в месяц, в связи с наличием специального знания всё равно получал больше основной массы актёров. Это не устроило руководство театра, пересмотревшее локальное положение о премировании. В итоге суд не согласился с поддержавшими заявителя инспекцией и прокуратурой, сославшись на автономию учреждения культуры и на то, что акты Минкульта субъекта федерации носили для него рекомендательный характер.

Ст. 357 ТК РФ в последней действующей редакции от 13 декабря 2019 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • абзац седьмой утратил силу;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • абзац одиннадцатый утратил силу;
  • абзац двенадцатый утратил силу;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причинённого здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;
  • принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьёй 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Комментарии к ст. 357


Другие статьи раздела


Судебная практика по ст. 357 ТК РФ


Изменения ст. 357 ТК РФ

  • Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда с изменениями от 13.12.2019
  • Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда с изменениями от 01.01.2014
  • Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда с изменениями от 21.10.2011
  • Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда с изменениями от 01.08.2011
  • Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда с изменениями от 11.01.2009
  • Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда с изменениями от 06.10.2006
  • Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда с изменениями от 12.08.2005
  • Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда с изменениями от 11.05.2004
  • Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда с изменениями от 01.02.2002


Упоминания ст. 357 ТК РФ в юридических консультациях

21.03.2016 инспектор труда может посещать любую организации независимо от формы собственности и проверять любые условия труда в том числе и оценку условий труда, о чем сказано в ст.357 ТК РФ: Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных


Быстрый переход к статье

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Ст. 357 ТК РФ всегда поддерживается в актуальном состоянии, и здесь вы всегда найдёте последнюю действующую редакцию кодекса. А также наш консультант ответит на ваши вопросы.
Если вы ищите поправки к статье 357 - ищите их в клубе!

Читайте также: