Что делать если сотрудник плачет

Обновлено: 25.05.2024

В этот раз собрали опыт читателей Т⁠—⁠Ж , которые нашли у себя характерные симптомы. Они рассказали, на что тратились, чтобы выйти из этого состояния, и сколько за это заплатили.

Это истории читателей из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.

Остеопатия: 22 000 Р
Трансформационные игры: 5500 Р
Психотерапия в 2019 году: 8000 Р
Психотерапия в 2021 году: 22 600 Р
Чекап и УЗИ: 11 300 Р
Витамины: 8000 Р

Мне 32 года, я 1С-программист . Поняла, что столкнулась с выгоранием, когда у меня начались проблемы со здоровьем — заболела спина. Еще меня перестали интересовать мои увлечения, я стала обижаться по пустякам и мне постоянно казалось, что все против меня и никто не поддерживает. Я потеряла веру в себя. Не было сил на простые вещи и контакты с людьми. Захотелось залечь в пещерку и чтобы несколько месяцев меня никто не трогал.

Это разочарование в своих идеалах и крушение иллюзий случилось еще за два года до пандемии. Думаю, это можно назвать кризисом среднего возраста, когда происходит полный пересмотр взглядов и ценностей. Только потом я поняла, что пандемия привела меня уже ко второму циклу выгорания — из-за повышенного стресса на работе и попыток стать для самой себя сотрудником года.

В первом цикле у меня была длительная работа по преодолению неврозов с помощью всего, что попадалось под руку: остеопатов, трансформационных игр, психотерапии, ретритов, медитации, йоги, разрыва связей с травмирующим и токсичным окружением, как это сейчас модно называть. Во втором цикле выгорания я решила наладить режим сна и контролировать состояние своего здоровья: прошла чекап, занялась восполнением дефицита нутриентов и добавила немного йоги и бега.

Анализы: ~20 000 Р
Витамины и БАДы: ~10 000—15 000 Р
Онлайн-йога: 1500 Р /месяц

Мне 40 лет, я руковожу отделом снабжения в генподрядной строительной организации. У меня в подчинении восемь человек. Кроме того, я мама двоих детей — младших школьников.

Последний год работаю на удаленке, муж — в офисе, а дети периодически сидят на карантине дома. По работе у меня миллион дел, телефон постоянно звонит, одна проблема за другой. Но детям и мужу тоже нужно мое внимание.

Мое выгорание было связано с постоянным переутомлением из-за многозадачности, тревоги по работе и за детей. Когда отдохнуть можно только во сне. Когда нет времени на себя. Когда слишком большая нагрузка со всех сторон, потому что у детей то уроки, то болезни, то им просто нужно уделить время, приготовить, накормить, выслушать жалобы, разрешить конфликты, сходить вместе куда-то в выходные. Просто отдохнуть самой не получалось. В итоге я стала срываться на мужа и детей, иногда — на поставщиков. На коллег — нет. По вечерам, бывало, рыдала от усталости, и жизнь казалась беспросветной.

Но затем немного снизилась нагрузка на работе, что-то удалось делегировать. Дети немного подросли, стали самостоятельнее — например, могут сами гулять около дома. Проверилась у врача. Нашли анемию и другие дефициты витаминов, стала восполнять.

К психологам не обращалась, так как знаю, что они скажут мне менять работу, а я к этому не готова.

Мне очень помогают простые прогулки, каждый день гуляю с мужем или детьми. Обожаю после тяжелого, нервного дня выйти на улицу и походить пару часов пешком — это снимает стресс. Ложусь спать пораньше, до 23 часов. А с утра перед работой занимаюсь йогой. Кроме того, стараюсь более рационально использовать время до и после работы: готовлю еду хотя бы на два-три дня сразу. Выбираю блюда попроще, пользуюсь доставкой.

Видя, как я работаю, муж меня жалеет и поддерживает — и делами, и морально. Например, он занимается уборкой, хотя готовка и дети все равно в основном лежат на мне, а перед сном делает мне массаж — я это обожаю.

Мне 28 лет, я работаю HR-менеджером в ИТ-компании. Замужем, детей нет, но есть кошка и ипотека.

С выгоранием столкнулась на предыдущей работе. Началось все с эмоциональных качелей. У меня было очень много энергии и энтузиазма для выполнения рабочих задач, но становилось все меньше времени на семью, друзей и вообще какой-либо отдых. Первый звоночек: я стала пропускать перерывы на работе, чтобы сделать больше и заработать дополнительные деньги. Такой запал у меня держался очень долго. Затем я стала игнорировать полноценные отпуска — уходила либо на период длительных праздников, либо летом, когда все время тратила на решение собственных проблем вроде ремонта или здоровья и на встречи с близкими. Моя жизнь проявлялась только в эти короткие перерывы.

Что меня к этому привело? Фокус на одном аспекте своей жизни — работе. Не очень справедливая оплата труда: я сильно переживала за финансы нашей семьи, так как моя зарплата была нестабильна, а ипотеку уже нужно было выплачивать. Наконец, моя неспособность отследить собственное состояние и попросить о помощи специалиста — в свое оправдание скажу, что это был мой первый опыт.

Во-первых , мне было интересно заниматься новыми задачами, а не только подбором и адаптацией персонала. Во-вторых , хотелось более человечного отношения к людям в коллективе — на деньги я почти не смотрела. Мечтала попасть именно в команду разработки, потому что тут есть ресурсы для действительно интересных и сложных проектов.

Это было не самое простое решение в моей жизни. Я шла к нему полгода, даже заранее поговорила о своих перспективах с предыдущим руководителем. Но после этой беседы поняла, что их нет — ни денежных, ни карьерных, и стала искать новую работу, параллельно читая о разработке, технологиях и специфике HR в ИТ. Муж меня поддержал.

Я внимательно слежу за бюджетом, поэтому могу подсчитать свои расходы с середины 2019 до середины 2021 года.

Во-вторых , пришлось залезть в копилку, чтобы закрыть задолженность по кредиту перед увольнением. Это еще 80 000 Р .

В-четвертых , с октября 2020 года я стала посещать психотерапевта — трачу по 9000 Р в месяц на консультации. С апреля этого года принимаю антидепрессанты и снотворное — 700 Р в месяц. Получается, что всего за время выгорания я потратила 234 000 Р .

С одной стороны, я не могу посчитать, сколько денег не заработала, потому что нервничала и почти не спала из-за прошлой работы. Невозможно определить цену отношений с мужем. Не знаю, как дорого мне обойдется мое здоровье, которое пострадало от стресса. С другой стороны, выгорание только высветило мои внутренние конфликты, с которыми я и пошла на психотерапию.

Психолог: 2000 Р /неделю
Антидепрессанты и нейролептики: ~500 Р /месяц

Мне 25 лет. Работаю в фармацевтической компании, внедряю сериализацию.

Начала жить одна, окончила университет… Надежды не оправдались. Как говорится, нет ожиданий — нет разочарований. Было грустно. Причем по ощущениям так было вообще всегда, но на самом деле — лишь в последние четыре года. Однако опыт репетиторства с детьми помог мне воспитать в себе терпение, и поэтому все оставалось внутри.

Ночь — привет, снотворное, утро — здравствуй, слоновий кортизол и кофе. Дофаминовая система раскачана донельзя.

Чтобы восстановиться, начала психотерапию, побывала у двух психологов и в итоге пришла к психиатру, который прописал мне антидепрессанты и нейролептики. Уже все попробовала, кроме тренингов, поэтому сейчас записалась на онлайн-марафон .

Причем она меня абсолютно не смущает и даже практически не чувствуется — Москва и фарма как-никак .

Я хорошо управляю своими финансами. Но из-за выгорания все-таки пересматриваю свое отношение к деньгам. Получать их такой ценой не хочется. Теперь я критично смотрю на свои потребности и готова пожертвовать брендами, завести детей и путешествовать. Буду менять профессию, хочу стать дизайнером интерьера. Доход не важен, главное, чтобы работа меня не убивала. Только бы не в офис.

Успокоительное: 700 Р /полгода
Перекусы: 18 000 Р /полгода
Посиделки в баре с друзьями: 3600 Р /полгода

Мне почти 29. Много лет я работаю в крупном операторе связи и все эти годы с переменным успехом двигаюсь по карьерной лестнице — в основном по горизонтали. Я занята в отделе обслуживания, поэтому мне много приходится общаться с людьми. У меня есть пара хобби в виде вязания и шитья, но на них, как правило, не хватает либо времени, либо сил. Свою семью я еще не создала, так что причиной моего выгорания стала работа.

По своей натуре я очень эмоциональный человек, на многие вещи слишком бурно реагирую. Если мне не нравится посыл собеседника — например, когда кто-то пытается давить на меня, — то независимо от того, кто он, моей первой реакцией будет наорать на него, сильно, громко и до хрипоты. Но подростковый возраст давно прошел, и сейчас я всегда контролирую это желание. Ну, или почти всегда. Так или иначе, в общении с людьми я стараюсь выглядеть уравновешенной, даже когда внутри все взрывается.

Однако несколько месяцев назад я начала замечать, что становлюсь все громче. Чаще начала вслух возмущаться происходящим на работе, перестала подбирать слова при высказываниях о компетенции коллег, стала жестче разговаривать с клиентами. Пропало желание налаживать рабочий процесс и поддерживать хорошие отношения с коллегами, случились пара истерик со слезами. Время от времени совершенно не хотелось вставать с кровати, чтобы идти на работу, а иногда от одной этой мысли происходил непонятный упадок сил. Окончательно поняла, что выгорела, когда несколько раз накричала на коллегу, с которой вместе вели проект. Было жутко стыдно. В тот момент я осознала, что стала мегатоксичной и невыносимой и мне пора хотя бы в отпуск.

Возможно, такие выпады были вызваны в том числе гормональным всплеском, но и стресс на работе сделал свое дело. Внедрение нового ПО в компании привело к постоянному беспокойству о сохранении уровня заработной платы. Дело в том, что все в отделе завязано на KPI-показателях , достичь которых при плохо отлаженном ПО крайне сложно. Ошибки и недостаточный уровень компетенции коллег, а чаще всего — отсутствие мотивации повысить свой уровень приводили либо к падению зарплаты, либо к негативу клиентов, который мне постоянно приходилось выслушивать. В отделе не хватало сплоченности и грамотного распределения задач. Приходилось доделывать работу за нескольких человек, чтобы очередной раз не столкнуться с недовольством клиентов или финансовыми потерями.

В течение всех этих месяцев, приведших к моему ужасному состоянию, я искала работу в другом городе и подпитывалась мыслью, что вот-вот скоро уволюсь, уеду и покажу всем язык. Чем хуже я себя чувствовала, тем активнее искала работу. Планового отпуска ждала, как пирога из печки. Однако буквально за неделю до него мне предложили перевестись на новую должность. В той же сфере, но более узкого профиля и, что было наиболее важным, с возможностью переезда в тот самый город.

Две недели отпуска — пусть даже дома, без путешествий, планы на переезд и интерес к новой должности дали новый прилив энергии. Надолго ли его хватит — пока неясно. Прошел только месяц, но коллеги заметили, что я стала спокойней и жизнерадостней. Хотя вставать по утрам и тащить себя на работу мне все так же сложно.

Пока я ощущала выгорание, пила успокоительные, с перерывом. Примерно за полгода израсходовала две баночки суспензии рублей за 700. Делала импульсивные покупки — люблю заедать стресс. В среднем на перекусы вне дома у меня уходит около 3000 Р в месяц. За полгода это примерно 18 000 Р . Но сильно шиковать возможности у меня не было, хоть и хотелось. Уровень моей зарплаты тогда упал, а планы были большие. Старалась экономить.

С учетом того, что плохое настроение влияет и на встречи с друзьями, алкоголя мы потребляли больше. Средний ценник посиделки на одного вырос до 600 Р . Встречалась с друзьями в баре в среднем раз в месяц. Итого за полгода из-за стресса я потеряла 22 300 Р — если вообще можно так считать.

Доставка еды: ~30 000—40 000 Р /месяц
Косметолог: 3000 Р /прием
Бассейн: 30 000 Р /год
Анализы: ~20 000—30 000 Р

Мне 23. Я врач-психиатр и медицинский редактор, автор и копирайтер. А по первым дипломам — еще медсестра и участковый врач-терапевт .

Мне казалось, что так живут все: ненавидят вставать по утрам, открывать деловую переписку и — о боже — работать целый день! Я считала, что мне повезло, ведь мои одногруппники мучились на суточных дежурствах за 20 тысяч, а я в тепле своей квартиры попивала матчу и клацкала себе бабки на клавиатуре.

Вторым актом стали приступы цистита. Сначала их купировали таблетки, а потом приходилось колоть внутримышечно спазмолитик и противовоспалительное — больше ничего не брало. Причем боль возникала лишь в рабочие дни, когда я садилась за компьютер. Но представьте себе: со временем я адаптировалась работать и с циститом! Я работала лежа и заранее колола себе лекарства.

Точкой невозврата стал мой двадцать третий день рождения. Начальник ушел в отпуск, оставив меня и еще одну девочку-редактора . Работы было много, а уточнить острые моменты не у кого. Но мы справились ценой здоровья: я сидела с утра до вечера даже в свой день рождения. И вот эта сцена. Почти полночь, я сижу у себя на кухне. У меня болит голова, ноют глаза, рядом лежат шприцы с лекарством.

Со временем я перестала справляться даже с базовыми вещами: не могла выбросить мусор или помыться. Пропускала ординатуру, не врубалась в материал, засыпала на рабочем месте. У меня вылезла половина волос, кожа начала кровить на сухих участках. Еще я много пила — три-четыре бутылки сидра каждый вечер, а в выходные могла побольше и покрепче.

К счастью, в декабре я заболела коронавирусной инфекцией, и температура 39 °C помешала мне работать. Начальник требовал и требовал: он не знал о болезни. Я собрала остатки сил, закончила последнее задание и ушла. Я изолировалась на две недели. Еду приносили курьеры. Денег было достаточно, но родители решили поддержать меня, заплатив за аренду жилья.

С детства мне внушали, что останавливаться нельзя: время — ограниченный ресурс, тратить его нужно экономно, а достичь всего надо как можно быстрее. Я окончила школу экстерном в 16 и поступила в медицинский. С 15 лет работала тайным покупателем и аудитором, потом в 18 стала консультантом и визажистом в магазине косметики. Затем устроилась медицинским редактором на фултайм. Поступила в ординатуру, сама ее оплатила и обеспечивала себе жизнь.

Не помню себя без работы. Зато припоминаю, как стелила клеенку и матрас на старую каталку в отделении, а посреди суточного дежурства, пока есть свободная минутка, делала текст для клиники. Утром бежала на автобус, чтобы успеть на лекции в восемь утра на другой конец города, а после учебы — домой к ноутбуку, где я писала для еще одной клиники. В ординатуре было так же .

Последнее место работы выжало меня до остатка. Я совмещала ординатуру и две работы — фултайм и еще одну. Но виновата не работа. Я до сих пор благодарна своему бывшему начальнику: он большой профессионал и многому меня научил, мотивировал меня, советовал, помогал. Меня просто не хватило на все. И я выбрала ординатуру. Мне пришлось уйти со всех работ — оставила только пару штук, которые меня вдохновляли.

Когда я была в состоянии выгорания, мне приходилось по 13 часов работать из дома, возможности выйти просто не было. Я много тратила на доставку еды — тысяч 30—40 каждый месяц. Жила на накопления — но они были существенными, поэтому остались до сих пор. Из-за удаленной работы сильно пострадал мой внешний вид, поэтому теперь я хожу к косметологу — 3000 Р за прием, пытаюсь плавать в бассейне — 30 000 Р в год. Здоровье тоже пошатнулось, поэтому сейчас я сдаю анализы — потратила на них уже 20—30 тысяч .

Я до сих пор не восстановилась и, скорее всего, не восстановлюсь никогда.

Секс-услуги, такси бизнес-класса, аренда в исторической части Москвы, готовая еда: ~500 000 Р

Мне 31 год, я 1С-программист . Впервые я испытал выгорание, когда перешел на фриланс. Думал, что стану более продуктивным, но столкнулся с реалиями российского малого и среднего бизнеса в виде неорганизованности и непредсказуемости. В итоге разборки по оплате, обучение и разговоры сжирали львиную долю моего времени. Не получалось нормально планировать день и поддерживать отношения. Начались серьезные проблемы со сном и лишним весом. И с каждым днем моя продуктивность падала.

Дошло до того, что за день я мог не сделать ни одной рабочей задачи, а только пялился в монитор. В итоге я послал в пешее эротическое путешествие всех мелких клиентов, оставил только пару крупных — к одному из них позже устроился на работу. Провалялся в апатии несколько месяцев. К специалисту не обращался — мне помогло просто поспать подольше и ничего особо не делать. Смотрел старые ролики Мэддисона и играл в игры. Начал понемногу тренироваться и крайне уменьшил общение с родными. Все эти меры помогли мне прийти в себя.

Плюс куча денег, зря потраченных во время стресса. Мои самые большие спонтанные расходы — секс-услуги, такси бизнес-класса , аренда в исторической части Москвы и готовая еда. К счастью, серьезных долгов наделать не успел и мне хватило ума не купить машину бизнес-класса или загородный дом, как сделали мои бывшие к оллеги-идиоты , — потом они об этом пожалели.

Зато я понял, что если уж дошло до выгорания, то деньги — единственное, что может серьезно помочь. Пригляделся к опыту коллег: те, у кого были серьезные накопления или пара квартир в Москве, обычно переживали выгорание плюс-минус спокойно, в крайнем случае меняли работу — и часто на вариант получше. А те, кто впадал в это состояние без сбережений и только с кредитами, часто оказывались в крайне серьезных долгах и неприятностях вплоть до отъезда из Москвы.

Пережив выгорание, я стал откладывать деньги и учиться инвестировать. А также отказался от подработок и переработок, занялся фитнесом и теперь, если чувствую, что я на грани, сразу применяю комплекс превентивных мер: больше сплю, меньше работаю и обрубаю все потенциально токсичные контакты — особенно с родными.

Психотерапия. Ментальное здоровье и то, как его поддерживать в условиях экономической нестабильности и повсеместного выгорания

Исследования показывают, что к плачу коллеги относятся нормально, но как обстоят дела в реальной жизни? Карьерный тренер Рослин Тойбни уверена, что слезы необходимо сдерживать: "Когда женщины плачут, они лишь подтверждают стереотип о своей слабости. Есть и другие моменты - ваши коллеги будут чувствовать себя не комфортно, а, кроме того, если люди не будут знать причину, по которой у вас так испортилось настроение, по офису поползут слухи".

Андреа, ИТ-менеджер, разделяет точку зрения Рослин: "Если я понимаю, что от слез никуда не деться, я иду в туалет. Там меня никто не увидит, и мне будет проще привести себя в порядок, чем, скажем, в курилке". Минонна, учительница из Суррея, замечает, что никогда не позволит себе заплакать в присутствии детей: "Им не нужно знать о моих слабых сторонах. Я должна разделять работу и эмоции".

Стереотип о том, что плакать на работе неприлично, зародился в 1950-х годах, когда женщины начали превращаться из домохозяек в бизнес-вумен. Им приходилось вести себя, как мужчинам - в том плане, что эмоции нужно было скрывать. Но сегодня, когда рабочее место не ограничено одним только столом в офисе - со всеми современными средствами связи мы можем работать дома, в аэропорту, на берегу моря - нам бывает просто негде уединиться, чтобы выплакаться.

Рослин советует избегать "полномасштабного" эмоционального отклика. Можно дать понять, что вам грустно, но не более того. Однако главное, о чем стоит помнить - слезы не навредят вашей карьере. Кто знает, может быть, однажды они сыграют вам на пользу.

Красота

Массаж волосистой части головы. Видео

Массаж волосистой части головы. Видео

Массаж полезен для любых типов волос, за исключением, пожалуй, только жирных, так как массирование волосистой части головы стимулирует деятельность сальных желез

Брови. Как можно стать красивее с их помощью? Видеоурок

Брови. Как можно стать красивее с их помощью? Видеоурок

Привлекательность женского лица, во многом зависят от формы и цвета бровей. Хорошо ухоженные брови придают лицу выразительность, делают его еще красивее

Модная коллекция от умершей звезды

Модная коллекция от умершей звезды

Кто диктует нам моду?

Кто диктует нам моду?

Мода или индивидуальный стиль? Кто в России и на Западе является образцом для подражания? Кто несет моду в массы? И какой дизайнер сейчас самый модный?

Звездная жизнь

Сколько стоит Виктория Бекхэм?

Сколько стоит Виктория Бекхэм?

Мама четверых детей, светская львица, икона стиля и успешный дизайнер Виктория Бекхэм маниакально следит не только за своим весом. Звезда платит личному косметологу более пяти тысяч долларов в неделю за процедуры для лица и тела, массажи, пилинги и солярий, и примерно столько же каждый месяц тратит на покупку декоративной косметики. Эксперты подсчитали финансовые вложения Вики в красоту.

Моника Беллуччи: успех брака — в свободе партнеров

Моника Беллуччи: успех брака — в свободе партнеров

Моника Беллуччи - итальянская актриса, олицетворение средиземноморского типа красоты и мечта многих мужчин - вот уже 13 лет супруга французского актера Венсана Касселя и счастливая мать двух дочек, считает, что ключ к успеху ее брака - свобода обоих партнеров, даже несмотря на то, что она, как, наверное, большинство итальянок, очень ревнива!

Скандал в благородном семействе

Скандал в благородном семействе

У короля и королевы Испании золотая свадьба. Они могли бы праздновать, если бы юбилей не был отменен в связи с чередой скандалов, обрушившихся на монарший двор.

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.


Излишняя эмоциональность может принести немало проблем, когда дело касается работы. Если вы не в состоянии контролировать свои чувства, коллеги могут посчитать вас непрофессионалом. Это не значит, что эмоции нужно подавлять. Но все же есть люди, которые сильнее других реагируют на стресс и негатив, направленный в свой адрес. Как сдержать себя и не расплакаться, если вам кто-то грубит на работе? И можно ли бороться с излишней эмоциональностью в долгосрочной перспективе? Расскажем в нашей статье.

Уйдите от напряженной ситуации, если позволяет возможность

Излишняя эмоциональность - не то качество, которое ценится на любой работе. Поэтому при возможности лучше не выставлять свои чувства напоказ. Особенно это касается тех ситуаций, когда вы работаете с клиентами или покупателями. Часто именно из-за их агрессивного поведения у работника и появляются слезы. Когда вы показываете их, вы демонстрируете, что человек сумел вас обидеть и сделать больно. А манипуляторы обычно только этого и добиваются.

Если вам кажется, что вы вот-вот заплачете, лучше уйти от напряженной ситуации. Если коллега грубо общается с вами, уйдите на перерыв пораньше. Если клиент ведет себя агрессивно, попроситесь в уборную. Да, вам все равно предстоит вернуться и решить назревший вопрос. Но так у вас будет время отдышаться и совладать с эмоциями.


Постарайтесь выровнять дыхание. Подумайте о том, что именно вызвало у вас такой бурный эмоциональный отклик. Если вы останетесь, конфликт только продолжит нарастать. Поддаться своей эмоциональности - это верный способ усугубить ситуацию.

Хватит и 2-3 минут, чтобы прийти в себя и избавиться от желания заплакать. Часто слезы выбиваются наружу, потому что мы не успеваем подготовиться к стрессовой ситуации. В этом случае достаточно и пары минут, чтобы здраво проанализировать и посмотреть на нее со стороны. Чтобы успокоиться, сконцентрируйтесь на своем дыхании. Сделайте пару-тройку глубоких вдохов и выдохов, попробуйте расслабить свое тело.

Но помните, что постоянное бегство - это не решение проблемы

Сбежать от стрессовой ситуации - это хороший способ избежать слез, но злоупотреблять им все же не стоит. Излишнюю эмоциональность нельзя назвать нормой. Вы не сможете постоянно сбегать, если любое грубое слово или намек на спор выбивают вас из колеи. Это плохо скажется на вашей работоспособности. Здесь важно понять, почему вы так бурно реагируете на стрессовые ситуации.

Вам придется адаптировать свою психику к выходу из зоны комфорта. Без этого вы не сможете полноценно выполнять свои рабочие обязанности. Эмоции поддаются контролю, не нужно пускать их на самотек. Если вы всю жизнь будете убегать и прятаться от неприятных людей, вы никогда не вырастете как личность. Умение преодолевать стрессовые ситуации - это навык, который очень ценится в профессиональной сфере. Но для его развития, конечно, требуется практика.

Что делать, если вам постоянно хочется плакать?

Увы, эмоции нельзя взять и отключить словно по мановению волшебной палочки. Будьте готовы к тому, что вам придется долго учиться бороться со своими чувствами. Начните с их анализа. Плач - это физическое проявление вашего эмоционального состояния. От него можно отвлечься, если, например, напрячь мышцы лица, а потом расслабить их. Быстрое моргание тоже помогает избавиться от слез, выступающих на глазах.


Чтобы бороться с плачем, нужно уметь вовремя распознавать его. У каждого человека свои физические сигналы, которые предшествуют первым слезам. Например, вы можете почувствовать ком в горле или зуд в носу. Как только эти признаки проявятся, сразу же сделайте что-то, что отвлечет вас от плача.

Излишнюю эмоциональность можно побороть

Эмоциональность может сильно портить жизнь. И психологи обычно не считают ее нормой. Неконтролируемое желание расплакаться при любом стрессе может вызвать гормональный сбой. Например, женщины страдают излишней эмоциональностью из-за повышенного уровня пролактина. При гормональном сбое вам будет тяжело контролировать эмоции, даже если вы боретесь с ними.

Наше ментальное здоровье напрямую зависит от физического. Поэтому нужно заботиться о своем организме. Правильно питайтесь, занимайтесь спортом и хорошо высыпайтесь - это лучший способ поддерживать свою психику в норме. Эмоциональность, как правило, часто появляется, если человек физически истощен. Чем сильнее мы устаем на работе, тем легче нас вывести из себя.

Позвоните кому-нибудь, кто может вас успокоить


Речь идет даже не о корпоративных вечеринках, когда коллеги, едва знакомые друг с другом или откровенно не переваривающие друг друга, выпив лишнего, принимаются, рыдая, делиться проблемами в личной жизни или признаваться в безответной любви к кому-нибудь из офиса. Очевидно, что подобные пьяные откровенности неуместны, но если кто-то просто расплакался на работе? Почему окружающие часто относятся к этому негативно?

Люди плачут по разным причинам: от радости, горя, огорчения, гнева или потому, что режут лук. Очевидно, что работник ресторанной кухни, которому надо нарезать лук на весь день, не вызывает презрения у коллег, хотя и заливается слезами.

Слезы по другим причинам тоже воспринимаются по-разному. Если кто-то плачет от радости, получив повышение по службе, окружающие могут отнестись к этому положительно. Если у кого-то слезы на глазах из-за того, что он с трудом сдерживает ярость, коллеги понимают, что в этот момент его лучше обойти стороной.

Есть множество различных причин для слез, и нельзя сказать, что все они нам понятны. Жизнь любого человека настолько сложна, если принять в расчет все происходящее с нами каждый день, что самые разные факторы могут спровоцировать желание заплакать. Наиболее вероятные триггеры плача – это стресс и раздражение. Очевидно, что в современном офисе этих триггеров хватает.

Плачущий человек посылает окружающим сигнал о своем эмоциональном состоянии, люди хорошо понимают подобные сигналы, а вот их реакция – это совсем другая история.

Возможно, слезы – это просто биологическая реакция организма на события, которые приводят человека в замешательство. На даже если это так, не стоит пренебрежительно смотреть на тех, кто плачет на работе. Их слезы свидетельствуют лишь о том, что человек не может сдержаться.

Пол плачущего несомненно является важным фактором, влияющим на отношение окружающих к слезам, особенно на работе. Женщины в любом случае оказываются в проигрыше. Исследования показывают, что тех, кто всегда сохраняет хладнокровие и самообладание, коллеги считают властными, суровыми и холодными, а тех, кто проявляет свои эмоции, называют слабыми, непредсказуемыми и нестабильными.

Принято считать, что женщины плачут чаще, чем мужчины, но и это не обязательно правда. Похоже, мужчины и женщины плачут по разным причинам, но на частоте это не сказывается. Но если на работе плачет мужчина, почти все коллеги начинают воспринимать его как неудачника, что может иметь катастрофические последствия для его карьеры.

Пожалуй, нет веских оснований осуждать людей за слезы там, где уровень стресса и требования подчас непомерно высоки, а выбор возможных реакций сильно ограничен. И наверное, нет ничего плохого в том, что человек расплакался на работе, если он выполнил сложный проект, а его заслуги не оценили, или если он работает в постоянном напряжении. В таком контексте можно только сказать, что плачущие люди способны выразить свои чувства немедленно, а не сдерживать эмоции до конца рабочего дня.

Подробнее см. на сайте издания The Guardian.

Перформансы Марины Абрамович изумляют, шокируют, заставляют плакать, проверяя нас на человечность: отважимся ли мы выйти из скорлупы своих защит?

Не оставляйте их плакать!

Стоило Лизе закричать, как мир рушился. Надо ли было оставлять ее одну, когда она плакала? Наша коллега нашла ответы, которыми готова поделиться с другими молодыми родителями.

Для кого-то плач – признак эмоциональной неустойчивости и слабости. Другие говорят, что плач, напротив, показывает чувствительность, сопереживание и вовлеченность человека во что-либо. Третьи считают слезы манипуляцией и эмоциональным шантажом. Независимо от того, что вы думаете про слезы, как менеджер, вы должны уметь реагировать на них, ведь рано или поздно придется столкнуться с плачущим работником.

Советы исполнительного директора программы развития школы бизнеса и экономики Виттемора Дэна МакКарти могут быть полезны менеджерам, сотрудник которого проявил эмоциональность на рабочем месте:

1. Это не слабый характер, а природная особенность

По словам доктора Уильяма Фрея, директора Исследовательского центра болезни Альцгеймера в США, взрослые женщины плачут в четыре раза чаще, чем мужчины. Но это связано не столько со слабостью или чувствительностью женщин, сколько с биологией. Кроме того, некоторые люди в силу опять же особенностей природы более склонны плакать, чем другие. Так что, как руководители, мы должны отпустить стереотипы и представления о плачущих людях, признать, что иногда это просто наша природа, и не делать поспешных выводов.

2. Всегда держите на столе бумажные платочки

Хотя для некоторых наличие платков или салфеток на столе может показаться очевидным, нередко в офисах их нет, а менеджеры не придают этому большого значения. Кто знает, может быть, они прячут их в ящик стола, чтобы никто не видел? В любом случае, когда вы сталкиваетесь со слезами, дайте сотруднику платок, помимо прочего, это еще и способ снять напряжение и проявить сопереживание.

5. Не позволяйте, чтобы слезы были оправданием для снижения требований к сотруднику

6. Помните, что внезапный и частый плач может быть симптомом более серьезных проблем на работе или дома

Если сотрудник плачет из-за рабочих моментов – это может быть признаком того, что есть проблема в рабочей среде. Кроме того, в жизни происходит много грустных вещей, и бывает сложно отделить личную жизнь от работы. Хотя решение личных проблем сотрудника не входит в обязанности менеджера, проявите понимание и окажите поддержку.

7. Обеспечьте коучинг, если плач является неуместным

Если же менеджер не умеет грамотно реагировать на эмоции сотрудника (причем не только слезы), то при возникновении любой подобной ситуации, он вынужден либо в страхе бежать, либо сказать или сделать какую-нибудь глупость, что портит его репутацию.

Читайте также: