Что делать если работник украл трудовой договор

Обновлено: 18.05.2024

Трудовая книжка, как документ, идет с вами на протяжении всей жизни и вашей профессиональной деятельности. Именно она является отражением вашей деятельности, успехов и достижений на том или ином месте работы. Благодаря этому документу вы обеспечиваете себе пенсию в пожилом возрасте. Поэтому нужно очень бережно относиться к этому документу. Однако, никто в жизни не застрахован от форс-мажорных ситуаций и бывает так, что мы теряем самые важные вещи и официальные документы. Итак, что делать, если украли трудовую книжку или же она оказалась утеряна по каким-либо причинам?

Если трудовая пропала по вине работника

Что делать если украли трудовую книжку

Бывает так, что вследствие каких-либо причин или обязательств сотрудник берет свою трудовую книжку на руки с нынешнего места работы или же, получив свой документ при увольнении, допускает пропажу трудовой книжки. Как поступать в таком случае?

Если вы только начали свой путь по карьерной лестнице и в вашей трудовой имеется, к примеру, всего одна запись, длительностью около трех-четырех месяцев, то не стоит впадать в панику и расстраиваться. В этом случае законодательством не предусмотрено обязательство сотрудников подавать заявление на оформление дубликата своей утерянной трудовой книжки.

Исходя из 65-й статьи Трудового кодекса Российской федерации, если у лица, которое оформляется на постоянную работу, не имеется в наличии трудовой книжки или же она безвозвратно утеряна, украдена или повреждена, то достаточно написать письменное заявление будущему работодателю. На его основании работодатель оформляет работнику новую трудовую книжку.

В заявлении, как правило, указывается причина отсутствия данного документа. Работодатель и сотрудники отдела кадров без труда заведут вам новую трудовую книжку, и вы снова вступите в свою профессиональную колею.

Заявление

Также вы можете подать данное заявление лично, если вы находитесь с работодателем в благоприятных отношениях. В случае сомнения в его доброй воле идеальным вариантом будет отправка вашего заявления заказным письмом с уведомлением о вручении лично в руки, а также описью вложения. После этого ваш работодатель не станет затягивать с выдачей дубликата.

Восстанавливая трудовую книжку, сотрудники кадровой службы должны будут внести в нее соответствующую запись, разрешающую восстановить ваш непрерывный стаж трудовой деятельности. Эта запись будет подтверждаться определенными документами и в трудовой книжке будут указаны ссылки на них. Можете не слишком беспокоиться, так как в подробности ваших трудовых лет никто не будет вдаваться – общий стаж трудовой деятельности записывается суммарно с указанием общего количества трудовых лет, месяцев и дней. Места работы, периоды пребывания там, а также должности, которые вы занимали, указываться не будут.

В случае отсутствия документов

Бывает так, что у вас нет документов, которые могут подтвердить ваш рабочий стаж. В таком случае, в дубликат выдаваемой трудовой книжки будут фиксироваться лишь те сведения, которые можно документально подтвердить. Именно для такого случая вам нужна копия вашей трудовой книжки, официально заверенная ранее. В противном случае, ваш стаж просто-напросто канет в лету. Но есть другой выход не для ленивых —> по возможности пробежаться по бывшим местам, где вы работали, и попросить поднять документацию. Это могут быть различные выписки из личного дела, копии трудовых договоров, приказы на назначение нового сотрудника на должность и все в таком роде. Если же вы работали в фирме, которая уже закрыта, документы можно попытаться найти в архивах.

Если трудовая книжка была потеряна или украдена у работодателя/работодателем

Случается и так, что вашей вины в пропаже данного документа нет. Если у работодателя украли трудовую книжку, то что делать вам в этом неприятном инциденте?

Обстоятельства утраты вашего документа могут быть абсолютно разные – потоп в офисе, настоящая кража трудовых книжек сотрудников из сейфа и прочее. В общем, если данное происшествие произошло вследствие каких-либо форс-мажорных обстоятельств, и ваш работодатель не делал этого нарочно, по злому умыслу, то порядок действий, которые следует принимать для восстановления вашего трудового документа, фактически такой же, как и в первом варианте.

Украли трудовую книжку что делать

Единственная существенная разница будет заключаться в том, что в случае пропажи вашей трудовой по вашей вине, вы сами занимаетесь восстановлением и выдачей дубликата: собираете документы, удостоверяющие ваш непрерывный трудовой стаж, пишете заявления и т.д. В случае же вины работодателя, данная ответственность перекладывается на него. Согласно статьям Трудового кодекса, работодатель не может уклониться от этих действий или же переложить эту ответственность на ваши плечи.

Намеренное вредительство

Но не всегда пропажа трудовой книжки ограничивается непредвиденными обстоятельствами. Бывает и так, что работодатель намеренно крадет вашу трудовую книжку или не отдает ее по каким-либо выдуманным причинам, ссылаясь на те или иные происшествия.

Если он заявляет, что ваш трудовой документ был украден, то он обязан заняться документами для выдачи дубликата. В случае отказа работодателя от этих действий вам следует немедленно обратиться в судебные органы с прошением о взыскании среднего заработка за каждый день задержания и невыдачи вам вашей трудовой книжки. Это прямо предусматривается законодательством. Кроме этого, можно потребовать в суде, чтобы работодатель возместил вам компенсацию за моральный ущерб вследствие расходов, которые будут необходимы для сбора документации для оформления дубликата.

Если так сложилось, что ваша трудовая книжка была украдена или же утеряна вследствие каких-либо происшествий и обстоятельств, не стоит паниковать из-за данного инцидента. Даже если это произошло по вашей вине. В любой сложной ситуации всегда найдется юридически правильный выход, и свой потерянный документ, фиксирующий профессиональную биографию, можно восстановить.

Читайте также: