Что делает социальный работник в детском доме

Обновлено: 05.07.2024

Так сложилось в нашем обществе, что детей-сирот мы считаем обделенными, ведь родителей им заменяют воспитатели. И многим кажется, что они недостаточно любят детей, что они не столь ласковы и заботливы, как родные родители. Какие же на самом деле работники детских домов? Об этом рассказывает сотрудник Дома ребенка с многолетним опытом.

В Домах ребёнка и детских домах работают энтузиасты, которые любят детей. Посторонние люди там надолго не задерживаются. Но воспитатели, так же как и родители, тоже бывают разные. Есть добрые и ласковые и есть строгие. Есть очень эмоциональные и есть деловитые. Ниже расскажем о них подробнее.

В Доме ребенка на сто детей работает примерно столько же сотрудников. Работники детского дома – это не только педагоги и воспитатели, но и логопеды, врачи, медсёстры, няни, психологи, невропатологи, окулисты, психиатры, массажисты, натуропаты, повара, прачки и другой обслуживающий персонал.

Дети Дома ребенка распределены в группы по возрастам – грудные, средние, старшие – и по состоянию здоровья – специализированные (инвалидные). В группах от 10 до 15 детей. В каждой группе 4-5 воспитателей, логопед, врач, 2 медсестры, 2 няни, массажист.

Работники детского дома проводят с детьми занятия по развитию речи, рисованию, лепке, ознакомлению с окружающим, сенсорике, гимнастике, конструированию, музыкальные занятия, занятия с логопедом, психологом. Каждую неделю детей вывозят на экскурсии: в парк, на озеро, в лес, в цирк, в кукольный театр и т.д.

У детей достаточное количество ярких, привлекательных игрушек, книг, карандашей, фломастеров, музыкальных и двигательных игрушек. Много пособий и игр для занятий воспитатели изготавливают своими руками.

воспитатель детского дома

Воспитатели: какие они?

Воспитателей в Доме ребенка много, около 30 человек. Это основная группа сотрудников, которые находятся в тесной связи с детьми. Работа воспитателей детского дома очень деликатна и драгоценна. Ведь вся жизнь ребенка зависит от неё.

Функции воспитателя очень важны, так как они способствуют формированию нового человека на Земле, который пока ничего не знает, но несёт в себе огромный потенциал. Ребёнок в будущем может стать несчастным, если его потенциал не разовьётся. Дети будут счастливы только тогда, когда – благодаря воспитателям и в дальнейшем учителям – они станут тем, кем они были задуманы.

Какие люди чаще всего становятся работниками детского дома? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, помогающей понять психику человека.

Работники детского дома: добрые, спокойные, терпеливые

Чаще всего в Доме ребенка работают люди с анальным вектором. Представители этого вектора – замечательные люди. Это отличные семьянины. Любят детей. Спокойные, уравновешенные, доброжелательные. Женщины покладистые, неторопливые, понятливые. У них хватает терпения ухаживать за малышами.

А уход-то все больше горшки, мокрые колготки, купание, подмывание, кормление, градусники, таблетки. Эти воспитатели чистоплотные, аккуратные, у них везде идеальный порядок. Детки чистые и опрятные. Они работают добросовестно, их уважают сотрудники и руководство. Почти все они дорабатывают в Доме ребенка до пенсии.

Но если эти люди фрустрированы или их вектор нереализован, они могут быть жестокими, обижать и наказывать детей.

Жесткость и сила в работе воспитателя детского дома

Однажды был такой случай. Я недавно пришла работать и наблюдала за поведением детей в старшей группе (2-3 года). В группе чистота и порядок, тишина. Дети не плачут, не дерутся, не отбирают друг у друга игрушки, как бывает в других группах. Удивительно. Но мне посоветовали внимательнее понаблюдать за воспитателем.

В следующий раз я долго наблюдала – ничего необычного, стандартная работа воспитателя детского дома. И вдруг я заметила: когда ребёнок вёл себя неправильно, она окликала его. Положив ногу на ногу, со спущенным тапком, женщина выразительно качала ею. Это был знак. Ребёнок понимал его и вёл себя смирно. Видимо, знал, что такое тапочек. Я пыталась поговорить с этой воспитательницей, но она всё отрицала. А вскоре её проводили на пенсию. С почётом.

социальный работник

Я, конечно, знала, что детей бить нельзя – ни дома, ни тем более в детских учреждениях. Но только благодаря Системно-векторной психологии я поняла, насколько это опасно. Это очень плохо отражается на развитии детей. У них теряется чувство защищённости и безопасности. Впоследствии у них может развиться комплекс жертвы. В другом случае такой битый ребёнок может стать тираном или садистом.

Быстрые, ловкие, гибкие работники детского дома: кто они?

Воспитатели с кожным вектором совсем другие. Они быстрые, скорые, ловкие, легко приспосабливаются к ситуации. У них в группе строгая дисциплина. Частые запреты: нет, нельзя, не лезь, не прыгай, не кричи, не реви. Часто торопят детей: быстрей, не копайся, шевелись, бегом. Они не очень-то вникают в тонкости и нюансы воспитания.

Также и торопить ребенка не стоит. Куда торопиться в Доме ребенка? Ведь дети – дома! Системно-векторная психология объясняет, что есть такие дети, которых торопить вообще нельзя. Это дети с анальным вектором. Они живут в своём замедленном ритме, это их природа.

Люди с кожным вектором любят успех, славу, деньги. Любят соревноваться с другими и побеждать. Но так как в Доме ребенка платят немного и славы достичь трудно, эти люди надолго здесь не задерживаются.

Хотя некоторые кожные девочки после прихода в Дом ребенка быстро сориентировались. У них быстрый ум и гибкое мышление. Выучились на логопеда или психолога и вскоре открыли своё дело. Другие остались в Доме ребенка логопедами. А это уже совсем другое, не то что обычная работа воспитателя детского дома или нянечки – мыть деток и штанишки менять.

работник детского дома

Эмоциональные, сострадательные, артистичные работники детского дома

Представители зрительного вектора очень эмоциональны. Приходят в Дом ребенка по зову сердца. Умеют налаживать эмоциональные связи с детьми и сотрудниками. К работе подходят творчески. Сострадательны, любят детей. Много играют с ними, бегают, прыгают, смеются, поют. Часто привязываются к какому-нибудь ребёнку. Восхищаются им, балуют его. Могут усыновить ребенка.

Не многие работники детского дома знают, что пугать детей очень опасно, чревато последствиями. От страха у ребенка может резко упасть зрение. У детей, особенно со зрительным вектором, присутствует страх смерти, страх быть съеденным Бабой Ягой или хищником. Они всегда боятся разных монстров, привидений и ещё много чего. Всё это часто погружает детей в ужас. Вот почему должна быть филигранной работа воспитателя детского дома. Кроме этого, нужно читать детям правильные сказки.

Несколько зрительных воспитателей и врачей сильно привязались к детям и усыновили их. Но им пришлось уйти с работы и переехать в другой город, чтобы никто не знал, что ребёнок усыновлённый. Хотя нынче психологи советуют, что не нужно скрывать факт усыновления – всё равно дети рано или поздно узнают об этом, и проблем становится больше.

Другие работники детского дома: модели поведения и характеры

Люди со звуковым вектором к нам практически не попадают. Чаще всего они не любят детей, не замечают близких. Отчужденные, все в себе. Любят одиночество. Другие их раздражают. Они решают глобальные проблемы в своём уме, постоянно ищут смысл жизни. Больше их можно обнаружить среди отказников, чем среди сотрудников Дома ребенка.

Есть ещё очень интересные люди с кожно-зрительной связкой. Они любят детей, умеют наладить с ними эмоциональные связи. И дети их обожают, особенно подростки. Но их чаще можно встретить в школе, интернате или, по крайней мере, в детском саду. В Дом ребенка они попадают редко: им у нас скучно, негде развернуться.

Это очень творческие люди. Среди них много артистов, певцов, художников. Развитая кожно-зрительная женщина будет заниматься Домами ребенка на уровне меценатства, помогать на более высоком уровне, как, например, Чулпан Хаматова, которая помогает больным деткам.

детского дома

Кожно-зрительные артисты проводят концерты и благотворительные акции в помощь детям Домов ребенка и детских домов. Там они реализуют свои природные свойства, в том числе и себя на сцене показывают, и организовывают мероприятие.

Сейчас это стало частым явлением среди артистов, что очень радует. Благодаря и им тоже, наше общество стало уделять больше внимания детям, инвалидам, малоимущим людям. Может, наконец, что-то сдвинется в наших сердцах, головах и душах.

Работники детского дома работают с душой

Зарплата у сотрудников Домов ребенка небольшая, работа трудная, и работают там, в основном, люди с добрым сердцем, с Богом в душе, любящие детей и своё дело.

Зная Системно-векторную психологию, можно намного лучше понимать природу ребенка. А также более точно и правильно подбирать педагогический, медицинский и обслуживающий персонал для Дома ребенка и других детских учреждений.

Заинтересовавшимся лицам рекомендую посетить бесплатные онлайн-лекции по Системно — векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Автор Елена Вахрушева, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно -векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел: Педагогика

Основными направлениями деятельности социального педагога детского дома являются:

2.1. содействие социализации воспитанников, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

2.2. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в образовательном процессе;

2.3. создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников.

Должностные обязанности социального педагога детского дома

1. осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите детей детского дома;

2. изучает психолого-медико-педагогические особенности личности воспитанников;

3. определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с воспитанниками, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;;

4. выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении детей и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;

5. организует различные виды социально значимой деятельности воспитанников и работников детского дома, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;

6. содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья;

Функции социального педагога детского дома

1. содействие социализации воспитанников, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

2. обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в образовательном процессе;

3. создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности воспитанников.

Изучить правовое пространство учреждения (организации).

6. Конституция РФ;

7. Гражданский кодекс РФ;

8. Семейный кодекс РФ;

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

ОС 2. Индивидуальное задание: составление портрета специалиста по социальной работе.

- образование: высшее образование, по профилю социальной работы;

- психически уравновешенный, без психологических отклонений

- владеет теорий социальной работы.

- уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.), интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции;

- знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;




- знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения;

- добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам;

- обостренное чувство добра и справедливости;

- гуманистическая направленность личности,

ОС 5. Индивидуальное задание: анализ основных приемов, форм и методов работы специалиста социальной работы.

Формы и методы работы:

1. Индивидуальная работа:

2. Групповая работа:

а) для младшего школьного возраста:

1. сюжетные игры; проигрывание сказок по ролям, придумывание собственных сказок или изменение концовки сказки;

2. рисование (страхов, чувств, эмоционально заряженных значимых положительных и негативных сюжетов);

3. релаксационные моторные упражнения на снятие мышечного напряжения;

б) для детей среднего школьного возраста:

4. подвижные игры;

5. упражнения в парах и малых группах;

в) для старших школьников:

9. упражнения на самопознание;

11. работа комитета правопорядка (Совет справедливых).

ОС-6 Индивидуальное задание: составление плана-конспекта беседы с клиентом

План конспект

Задачи:- раскрыть положительные стороны доброты; - формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни; - воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела.

Категория клиентов: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Ребята сегодня мы с вами поговорим на тему добра.

3. Почему люди помогают людям

4. Часто ли вы совершайте добрые поступки?

5. Вы считаете себя добрым человеком?

6. Сколько добрых поступков вы совершили? А нужно ли считать свои добрые поступки.

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики[5,15].

Основные субъекты и формы оказания социальной по­мощи.Социальная помощь детям-сиротам и детям, ока­завшимся без попечения родителей, осуществляется раз­ветвленной системой, которая включает в себя несколь­ко уровней: государство как основной субъект организации помощи; государственные социальные службы (федераль­ные и муниципальные) как территориальные структуры, непосредственно оказывающие такую помощь; смешанные службы — государственные и коммерческие структуры, ориентированные в основном на оказание социально-пси­хологической помощи; учреждения, созданные обществен­ными, благотворительными, религиозными и другими орга­низациями как благотворительные центры. Усилия каж­дого из названных субъектов направлены на социальную адаптацию детей-сирот, коррекцию их поведения, кото­рая связана с формированием ценностных ориентаций детей-сирот в условиях закрытого детского учреждения, коррекцию их отношения к родителям, которые, в случа­ях социального сиротства, оставили их, предупреждение и профилактику преступности, правовое просвещение и т. д. Назовем наиболее распространенные формы социаль­ной помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся без по­печения родителей[22,221].

Передача детей-сирот, и детей, оказавшихся без по­печения родителей, в специализированные учреждения. К ним относятся: образовательные учреждения, в кото­рых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; уч­реждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отста­лостью и физическими недостатками, социально-реабили­тационные центры помощи детям, оставшимся без попе­чения родителей, социальные приюты); учреждения здра­воохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Дети в возрасте от 0 до 3 лет помещаются в дома ребен­ка. По достижении возраста 3 лет сироты переводятся в детские дома для детей дошкольного и школьного возра­ста, специализированные интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, закрытые интернаты для делинквентных детей и подростков. В России каждый пятый детский дом -это учреждение для умственно отсталых и физически неполноценных детей.

На каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют: реше­ние соответствующего государственного органа или орга­на местного самоуправления о направлении в учрежде­ние; направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение; свидетельство о рождении (подлинник), а при его отсут­ствии — заключение медицинской экспертизы, удостове­ряющее возраст ребенка; медицинские документы о со­стоянии здоровья; документы об образовании (для детей школьного возраста); акт обследования условий жизни ребенка; сведения о родителях или лицах, их заменяю­щих (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске роди­телей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих де­тей); справка о наличии и местожительстве братьев, сес­тер и других близких родственников; опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закрепле­нии жилой площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями; пенсионная книжка ребенка, получаю­щего пенсию, копия решения суда о взыскании алимен­тов, ценные бумаги (при получении их на ребенка роди­телями или лицом, их заменяющим); заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии) [22,222].




Опека (попечительство) -форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а так­же для защиты их прав и интересов; опека устанавлива­ется над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечи­тельство — над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опеку­ны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, ко­торые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попе­чительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. Некоторые специалисты считают, что опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен па­раллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе[8,24]. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться с его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребен­ка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет пра­ва препятствовать общению ребенка с его родными и близ­кими.

Приемная семья это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основа­нии договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, жела­ющими взять детей на воспитание в семью) на срок, уста­новленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные ро­дители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, родственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, ко­торые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого при­емного ребенка и предоставляют соответствующие льго­ты, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье не­обходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, вос­питанию и образованию детей[8,26].

Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усы­новлении, разъединять братьев и сестер, за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка. По разным подсчетам, в приемных семьях в настоя­щее время воспитывается от 5 до 10% детей-сирот[22,226].

По первой главе мы можем сделать вывод, что проблема сиротства как в нашей стране, так и в мире по-прежнему является актуальной. С сожалением приходиться констатировать, что беспризорность и сиротство - явление не новое для России. Однако особо угрожающие масштабы сиротство приобрели в наши дни. Существуют разветвленная сеть специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся: образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания населения, учреждения здравоохранения и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке.

Балибардина Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Филиал ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" в г. Михайловке Волгоградской области

В детском доме, в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта, постоянна потребность и необходимость социально-педагогической деятельности.

В условиях детского дома деятельность социального педагога основывается:

- на международном уровне – это Конвенция Организации Объединенных Наций (далее ООН) о правах ребенка;

- на федеральном уровне – это пакет нормативно-правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации основных направлений государственной политики по улучшению положения детей в РФ. К ним можно отнести федеральную программу "Дети России", в которую входят целевые программы:

- "Развитие социального обслуживания семьи и детей"

- "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

- Федеральный Закон (далее ФЗ) № 124 от 24.07.1998 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"

- ФЗ № 159 от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
- ФЗ № 120 от 24.06.99 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

- ФЗ № 12 от 13.01.1996 "Об образовании" и др.

На уровне учреждения социальный педагог работает на основании должностной инструкции и Положения о деятельности реабилитационной службы детского дома.

На основании всего вышеперечисленного, деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям:

  • Организационно-методическая работа, которая включает в себя:

- участие в административных совещаниях при директоре;

- участие в педагогических советах, консилиумах;

- организация и участие на заседаниях Совета по профилактике правонарушений;

- оформление документации: формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке и т.п.

  • Диагностическая деятельность, которая предполагает:

- заполнение социальных карт на вновь прибывших воспитанников;

- составление социальных паспортов групп детского дома.

  • Защита социальных прав воспитанников, которая включает в себя:

- определение социального статуса воспитанников - оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах, признание их через суд безвестно отсутствующими, оформление инвалидности и гражданства воспитанникам;

- работу с документацией - формирование личных дел воспитанников, сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах и т.п.;

-социальную диагностику детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности системы социальной службы детского дома, о качественных и количественных изменениях социального статуса воспитанника;

- контроль соблюдения социальных прав воспитанников в детском доме;

- предоставления свободного времени в распорядке дня;

- исключения вредного влияния.

  • Защита жилищных прав воспитанников, которая осуществляется путем:

- проверок санитарного состояния жилой площади, закрепленной за воспитанниками;

- контроля над сохранностью жилых помещений, закрепленных за воспитанниками; регистрации воспитанников по месту пребывания или по месту жительства;

- сбора необходимых документов для постановки выпускников на учет на внеочередное предоставление жилой площади и сотрудничества с учреждениями, выполняющими данную функцию.

  • Защита гражданских и социальных прав и законных интересов воспитанников, которая осуществляется путем:

- формирования пакета документов на получение паспортов;

- оказания помощи в получении воспитанниками свидетельства идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);

- работы с организациями по формированию пакета документов на получение гражданства РФ, вновь поступившим воспитанникам;

- сбора пакета документов на получение страхового пенсионного свидетельства;

- сбора документов на постановку и снятие воспитанников по банку данных на усыновление;

- участия в судебных заседаниях;

- контроля над получением общего среднего образования.

  • Защита материальных и имущественных прав воспитанников, которая предполагает:

- открытие на вновь поступивших воспитанников лицевых счетов в банке;

- формирование пакета документов на назначение пенсий воспитанникам (по потере кормильца, по инвалидности и т.п.), а так же контроль над своевременным продлением справок по инвалидности для получения пенсии;

- работу с судебными приставами по выплате алиментов родителями на содержание детей;

- проверку поступлений денежных средств на сберегательные книжки воспитанников;

- переоформление на воспитанников наследственного имущества, оставшегося после смерти родителей или родственников;

- привлечение родителей к уголовной ответственности за уклонение от выплаты алиментов по статье 57 Уголовного Кодекса (далее УК) РФ;

- оформление исковых заявлений в суд на признание родителей безвестно отсутствующими;

- участие в судебных заседаниях;

- обеспечение воспитанников проездными билетами на общественный транспорт (заявки, приказы, отчеты);

- проверку по обеспечению воспитанников сезонной одеждой и обувью;

- обеспечение воспитанников стипендией (карманные расходы);

- подготовку пакета документов для перевода единовременного пособия выпускникам на сберегательные книжки и контроль над расходованием средств.

  • Информационно-консультационная работа с воспитанниками, их родственниками и педагогами по вопросам нормативно-правовых документов, актуальных проблем воспитанников и т.д., которая реализуется:

- через индивидуальные консультации;

- через деятельность различных подростковых клубов, которые организуются в рамках работы детских домов специально для воспитанников старшего возраста с целью формирования социально-психологической готовности к самостоятельной адаптации в социуме.

  • Социально-педагогическая деятельность по возвращению ребенка в семью, которая включает в себя:

- постановку вновь прибывших воспитанников на учет в Банк данных по усыновлению;

- внесение изменений в Банк данных по усыновлению;

- консультирование потенциальных опекунов и усыновителей;

- подготовка документации для процесса оформления опеки или усыновления;

- контроль над пребыванием воспитанников в семьях родственников в каникулярное время.

  • Работа по проблемам семьи, которая предполагает:

- выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей;

- работу с социально благополучными родственниками по возвращению детей в семью;

- проведение консультаций по семейному законодательству РФ;

- проведение воспитательных мероприятий, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи и т.п., которые направлены на формирование у детей позитивного образа семьи.

  • Профилактика асоциального поведения воспитанников, предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации, содержанием которой выступают:

- правовое просвещение, осуществляемое через деятельность подростковых клубов, курсов правовых знаний, циклов бесед с инспектором по делам несовершеннолетних и т.п.;

- профилактика школьной дезадаптации, которая осуществляется через информирование участников образовательного процесса о школьной успеваемости, о нарушениях дисциплины, прогулах, а так же внесение корректив в совместную образовательно-воспитательную деятельность т.п.;

- профилактика девиантного поведения и самовольных уходов воспитанников, которая осуществляется через установление норм поведения на территории детского дома, выявление асоциального окружения воспитанников. А так же через обеспечение занятости во вне учебное время через трудоустройство и посещение учреждений дополнительного образования, вовлечение воспитанников в кружки и секции по интересам и т.п.;

- деятельность Совета по профилактике на базе учреждения при участии инспектора подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН), которая направлена на выявление детей "группы риска" и индивидуальную работу с ними. Данная работа предусматривает индивидуальные отчеты воспитанников инспектору ПДН об успеваемости и дисциплине, ведение "дневников поведения" в школе и детском доме.

  • Профессиональное определение воспитанников, которое заключается:

- в подборе профессиограмм;

- в индивидуальном выборе профессионального учебного заведения для воспитанника и оформлении пакета документов для поступления в учебное заведение;

- в консультировании воспитанников и педагогов детского дома по трудовому законодательству;

- во временном трудоустройстве воспитанников старше 14 лет в свободное от учебы время.

  • Социальное сопровождение выпускников, которое осуществляется путем:

- индивидуальной помощи по различным проблемам;

- сопровождение выпускников к месту учебы;

- подготовка пакета документов и искового заявления в суд по предоставлению жилой площади выпускникам;

- контроль над выделением и получением жилой площади выпускниками.

  • Отслеживание пост детдомовской адаптации, содержание которого определяется:

- запросами в отделы образования по месту проживания воспитанников, взятых под опеку или возвращенных в семью;

- ведением картотеки выпускников;

- оказанием помощи выпускникам, оставшимся без попечения родителей, в поступлении на учебу или работу и получении благоустроенного жилья, комнаты в общежитии;

- мониторингом адаптации выпускников к самостоятельной жизни до достижения ими 23 лет.

  • Информационно-аналитическая работа, которая включает в себя:

- подготовку годового отчета;

- подготовку информационных справок, статистической отчетности;

- предоставление своевременной информации в Пенсионный Фонд, Управление образования и другие инстанции.

Работа социального педагога в детском доме рассчитана на каждого ребенка, независимо от того, в каком возрасте он поступил в данное учреждение. А одним из основных показателей успешности работы всего коллектива является социальная адаптация выпускников детского дома.


Проблема социализации детей-сирот была вызвана к жизни постоянным уменьшением способности общества адекватно воспринимать выпускников детских домов, а соответственно – и оказывать им надлежащую помощь в различных формах жизнеустройства. В свою очередь, и сами выпускники многих детских домов демонстрировали недостаточную готовность к вхождению в общественную жизнь, к тактичному и деликатному соприкосновению с различными её сторонами. Их представления о жизни за пределами детского дома, как правило, носили достаточно иллюзорный характер. Выход из детского дома представлялся большинству выпускников шансом вести бесконтрольную, ничем и никем не регламентируемую жизнь. Когда же оказывалось, что даже символический заработок - следствие значительно более жёсткой регламентации распорядком работы, большинство не справлялось с ситуацией, и уходило в криминал, а значит, - и в небытие.

Глубокие воспитательные традиции Медвёдовского детского дома способствуют надлежащей профилактике негативных явлений в сфере жизнеустройства выпускников. Залогом этого является не только успешная постановка вопроса постинтернатной адаптации, но и привитие навыков, необходимых для социализации на достаточно высоком уровне. Наш детский дом по праву гордится своими выпускниками, многие из которых достигли высоких результатов не только в собственной социализации, но и смогли помочь в этом последующим выпускникам. В чём же состоит суть работы социальной службы Медвёдовского детского дома, приводящей к столь позитивному завершению стадии развития личности воспитанника?

В первую очередь, следует выделить мероприятия, проводимые социальной службой нашего детского дома, направленные на социально-профессиональное самоопределение воспитанников, духовно-нравственное, экономическое, семейное, патриотическое воспитание. Постоянное внимание уделяется подготовке выпускников к самостоятельной жизни, адаптации в социуме. Социальная служба принимает активное участие в работе по профилактике наркомании, алкоголизма, курения, правонарушений. Эта служба также заботится об установлении социального статуса каждого воспитанника, постоянно поддерживает контакт со всеми лицами и инстанциями, от своевременного взаимодействия которых это напрямую зависит. Результирующей для всех данных, позволяющих распределить воспитанников по соответствующим социальным группам, является социальный паспорт детского дома.

Социальный паспорт нашего учреждения включает следующие социальные группы (табл. 1):

Позвольте ещё раз акцентировать Ваше внимание на том, что такое многообразие социальных групп требует от каждого представителя социальной службы детского дома, а также сотрудничающих с ним учреждений, представления достаточно тонкой нюансировки в работе документами. Которые, в свою очередь, позволят правильно определить как принадлежность воспитанника к какой-либо социальной группе, так и последовательность действий, вытекающих из этого. Всё это будет способствовать его наиболее успешной социализации.

Наряду с этим, большое значение имеет правильно организованная профориентационная работа. Мы придаём большое значение тому обстоятельству, насколько профессиональные амбиции выпускников сочетаются с возможностями их здоровья. Стремимся выявить возможные ограничения, налагаемые на адекватный выбор профессии медицинскими показателями, и нацелить внимание каждого выпускника на тот сектор специальностей и профессий, который больше всего подходит именно ему. Для выявления профессиональной пригодности проводится полное медицинское обследование выпускников. Вопрос решается психолого - медико-педагогическим консилиумом детского дома с подготовкой рекомендаций воспитанникам по выбранной профессии. Консультации с психологом и заключение психолого-медико-педагогического консилиума детского дома при выборе профессии и профессиональном самоопределении показывают, что наши выпускники выбрали профессии согласно востребованности их на рынке труда, а также соответствуют их же интересам.

Дети, родители которых лишены родительских прав.

Мать признана Б/О, умерла, отец Ф.25.

Один родитель Б/О, другой умер.

Родители неизвестны (найден).

Дети, у которых один родитель умер, а другой лишен родительских прав.

Дети, у которых мать умерла, а по отцу статус не определен.

Дети, у которых мать лишена родительских прав, а отец-по ф. № 25.

Дети, у которых один родитель лишен родительских прав, другой признан б/о.

Дети, у которых мать ограничена в родительских правах или признана недееспособной а отец - по ф. № 25.

Дети, решением суда признанные оставшимися без попечения родителей

Дети, у которых отец умер, а по матери оставшиеся без попечения родителей.

Дети, у которых одинокая мать в местах лишения свободы.

Уровни готовности воспитанников к выбору профессии

9, 10, 11 классов.

9, 10, 11 классов.

Также проводится диагностика показателей уровня социализации воспитанников. В ходе итогового опроса составляется таблица 3 показателей социализации воспитанников.

При сравнении показателей прошлых лет можно сделать вывод, что по достижении воспитанниками возраста 17-18 лет уровень их социализации повышается, и они готовы к выбору профессии, самостоятельно могут сделать выбор учебного заведения для дальнейшего получения специальности, с изучением уровня её востребованности на рынке труда. Также они умеют подобрать в сети Интернет и в газетах вакансию по своему желанию и возможностям.

Воспитанники 9 и 10 классов тестируются по методу опроса Холланда. Он помог ребятам более точно определиться с выбором профессий в различных социальных сферах. Работа, направленная на расширение знаний абитуриента, помогает конкретно определиться с выбором учебных заведений. Полученный результат, по мнению воспитанников и их воспитателей, соответствует характеру каждого ребенка и его психологическим особенностям.

В течение всего года ведётся работа по оформлению пенсий воспитанникам и взысканию алиментов. Детям, имеющим право на получение пенсии по потере кормильца, инвалидности, оформляются пенсионные дела в Пенсионном фонде района их предварительного проживания. Открываются и переоформляются пенсии. В связи с увеличением размера пенсий производится проверка по суммам размера пенсионных поступлений. В отношении детей, прибывшим в течение года из других учреждений, производится запрос пенсионных дел. Открывается пенсия по месту проживания. 1 раз в квартал осуществляется контроль над поступлением пенсии, алиментов на счета воспитанников, которые открываются в Сберегательном банке России. Результаты данного вида работы обобщаются в таблице 4.

Проводится работа со службами ПССП по взысканию алиментов: посылаются запросы и получаются ответы со стороны ОССП районов проживания воспитанников до их попадания в детский дом о контроле над своевременностью выплат алиментов на детей. Выясняется, сколько детей обязано получать алименты. Определяется, сколько воспитанников получает алименты, и сколько – не получает. Если не получает, то по какой причине? Ряд родителей таких воспитанников бывает объявлен в розыск. Некоторые из них не имеют постоянного заработка, места работы. Отдельные родители могут находиться в местах лишения свободы. Для ряда родителей может быть приостановлено исполнительное производство в связи с воспитанием ребенка до 3-х лет. Определённые родители могли потерять трудоспособность, поскольку приобрели тяжелое заболевание, инвалидность. Также необходимо выявить, сколько родителей привлечено к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ. Подсчитывается количество родителей, не выплачивающих алименты по каждой из указанных, и также возможно не учтённых здесь оригинальных причин. Направляются заявления в УФССП районов предварительного проживания воспитанников, вследствие чего их родители оказываются привлечены к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 157 УК РФ. Подсчитывается, сколько исков удовлетворено, сколько человек по ним осуждено, и на сколько месяцев исправительных работ. Также определяется, сколько родителей отправлено в места лишения свободы. В случае появления постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела направляются заявления в прокуратуру о проверке обоснованности отказа и устранения халатного отношения работников УФССП.

Защита имущественных прав воспитанников

Вид материальной поддержки

Число детей 2009-2010 год

Общее число воспитанников, имеющих право на получение пенсии по случаю потери одного или обоих родителей:

Читайте также: