Чем вредна работа бортпроводника

Обновлено: 17.05.2024

К чему готовиться мечтательному новичку, желающему сменить профессию?

Летают пилоты, а бортпроводники – работают

Сотрудница другой крупной российской авиакомпании Мария, которая сейчас трудится по контракту в Африке, любит профессию именно за то, что она даёт возможность общаться с огромным количеством людей и быть постоянно в движении, открывая для себя новые города и страны. Но эти плюсы она считает и минусами. По её словам, самый главный недостаток – плохое отношение пассажиров.

Вот типичная история из жизни, которой с редакцией поделился бортпроводник Д., обслуживавший один из дальневосточных рейсов.

И это – ещё цветочки. Хуже, когда попадается дебошир, усмирить которого в самолёте – огромная проблема.

Мария, сотрудница одной из чартерных авиакомпаний:

Кроме того, не стоит забывать, что бортпроводник – вредная профессия. На ногах приходится проводить по 10 часов в сутки, надо двигать тяжести, не спать ночами и при этом – находить в себе силы не срываться на людях.

После увольнения Алёна бросила вести блог, занимается репетиторством и, по её словам, абсолютно счастлива.

Девочки в форме и солнце в любую погоду

Заработок бортпроводников – это ещё одна постоянная тема для споров. Дело в том, что сумма, которую стюард или стюардесса получают на руки, очень сильно зависит от того, сколько времени человек проводит в воздухе. На выходе можно иметь и 25, и 120 тысяч в месяц. Средний показатель для российских авиакомпаний – это 40–50 тысяч рублей при налёте не менее 80 часов в месяц.

При этом в зачёт идёт только полётное время, когда включены двигатели. Простой и вынужденные задержки оплачиваются исходя из минимального оклада.

Кроме того, зарплата зависит от авиакомпании и стажа работы. Ещё недавно перспективным местом считались чартерные перевозчики, но после того, как два года назад в туризме начался спад, упали и зарплаты. Сейчас бортпроводники хорошо отзываются о работе в иностранных авиакомпаниях или в бизнес-авиации, но туда и попасть сложнее. Для ориентира – рядовой бортпроводник в Emirates зарабатывает порядка 2 000 € в месяц при налёте 80 часов. Плюс командировочные и оплаченные апартаменты в Дубае. В российских реалиях всё гораздо скромнее.

К числу плюсов его работы можно отнести большой оплачиваемый отпуск – 84 календарных дня с учетом налёта и северной надбавки. Но сам Антон на первое место ставит другое.

В общем, работают в этой сфере не ради денег.

Как попасть в профессию

Для тех, кто ещё не передумал идти в бортпроводники, есть плохая новость. Заключается она в том, что попасть на работу в любую авиакомпанию непросто. Сфера авиаперевозок у нас в стране сейчас находится в плохом состоянии – объёмы падают, поэтому все компании усиленно сокращают издержки, в том числе путём оптимизации персонала. За последние год-два набор бортпроводников стал редкостью, и даже если на сайте той или иной авиакомпании есть объявление, то, скорее всего, претендовать на работу могут только опытные бортпроводники.

Кроме того, действуют разные гласные и негласные ограничения. Новичков в возрасте старше 25–26 лет на работу берут редко. Исключения если и бывают, то касаются в основном мужчин, так как их в этой профессии не хватает. Сходу отказывают также тем, у кого есть татуировки или шрамы на открытых участках кожи.

Тем, кто молод и горит желанием работать, надо найти объявление о наборе бортпроводников непосредственно на сайте авиакомпании, заполнить анкету и дождаться приглашения на собеседование. Там обязательно спросят, осознаёт ли человек специфику этой профессии, и зададут пару-тройку вопросов на английском, так как без знания языка хотя бы на базовом уровне устроиться невозможно. Если всё ОК, соискателя направят на медкомиссию. Если нет хронических болезней (гипертония, диабет и т. д.) или сильной близорукости (свыше –5), далее предстоит самый ответственный этап – обучение. Оно длится 2–3 месяца и проводится за счёт компании. Успешно справившихся с теорией ждёт практика под присмотром опытных коллег на рейсах с пассажирами, аттестация и выдача свидетельства, подтверждающего владение профессией.

Как стать бортпроводником Emirates. Опыт Марии Солдатовой

Теоретически есть ещё один путь – воспользоваться услугами специализированных учебных центров, предлагающих платное обучение. Курс длится два месяца и обходится в 40–50 тысяч рублей, но не даёт гарантии трудоустройства, что автоматически делает такой способ менее привлекательным для новичков. Впрочем, попасть на деньги можно и в случае, если трудоустройство проходило через авиакомпанию. Если новичок по каким-то причинам решит уволиться ранее срока, предусмотренного контрактом (это год работы, а то и три), ему придётся компенсировать перевозчику стоимость обучения. Как показывает пример Алёны, такие случаи бывают – работа бортпроводника подходит далеко не всем.

12.07.2021, 7:26 | Яна Вахрушева Яна Вахрушева Журналист День в истории Эксклюзив 774

Легко ли работать на борту самолета и нести ответственность за безопасность пассажиров?

Всемирный день бортпроводника гражданской авиации отмечается 12 июля. Профессии уже более 90 лет! Она возникла на рубеже 20-х и 30-х годов XX века, когда начали развиваться пассажирские авиаперевозки. Люди боялись летать на бывших военных штурмовиках без помощи: тогда на рейсах авиалиний Германии появились первые стюарды.

Девушки впервые поднялись на борт самолета в США : авиакомпании хотели привлекать клиентов присутствием симпатичных стюардесс. Представительницы прекрасного пола в роли бортпроводников лучшие подходили для работы на небольших самолетах из-за их веса, который был меньше, чем у мужчин. Стюардессы должны были весить не более 52 килограммов. Первой бортпроводницей в мире считают американку Эллен Черч. Ее дебют состоялся на борту рейса United Airlines 15 мая 1930-го. Самолет летел из Сан-Франциско в Чикаго.

Кто может стать бортпроводником и где на него учиться?

В XXI веке претендовать на работу бортпроводником может любой, если он подходит под современные стандарты. У каждой авиакомпании свои требования для соискателей на должность. В среднем рост стюардессы должен быть от 165 до 170 сантиметров, а стюарда от 170 до 175 сантиметров. Бортпроводники должны дотягиваться до верхних полок, чтобы помогать пассажирам убирать багаж. Возраст при приеме на работу не должен превышать 25 — 29 лет. Работать можно до 45 лет и дольше. Если не подходит рост и возраст, но человек берет харизмой и заинтересовывает руководство — дают зеленый свет.


Юлия Худякова
Бортпроводник

— Я исключение из правил! Если у тебя есть таланты, то на рост и возраст могут закрыть глаза. Когда я пришла устраиваться на работу, мне было 23 года, но рост всего 158 сантиметров. Рост — это вообще отдельная тема для обсуждения. Я работаю уже почти пять лет и до сих пор коллеги интересуются, какой у меня рост и как меня взяли. А я просто очень харизматичный человек и убедительно объяснила, что рост — это не главное.

Внешние данные тоже очень важны. В документах при приеме на работу авиакомпании прописывают, что бортпроводники не должны иметь шрамов и татуировок на видных местах, следов от постакне и других проблем с кожей лица . Берут без высшего образования, но оно понадобиться, если стюардесса или стюард планирует расти по карьерной лестнице, рассказала Юлия Худякова. С дипломом об окончании вуза можно в дальнейшем претендовать на должность старшего бортпроводника или инструктора. Медицинское образование ценится больше всего из-за навыков оказания первой помощи, особенно в периоды нестабильной эпидемиологической обстановки. Уровень английского — не ниже среднего. Разговаривать на иностранном языке придется в любом случае, даже если вы будете работать на внутренних рейсах.

На бортпроводников не учат в высших учебных заведениях. Многие авиакомпании берут будущих стюардесс и стюардов без опыта и подготовки, потому что у них есть собственные учебные центры. Часто после прохождения курсов перевозчики заключают с бортпроводниками контракт на несколько лет. Если он будет расторгнут по желанию сотрудника раньше срока, придется платить штраф. Также на бортпроводника можно выучиться самостоятельно: за собственные деньги на специализированных курсах и в школах.

Здоровье тоже немаловажный фактор при приеме на работу. После собеседования потенциальный бортпроводник проходит тщательный медицинский осмотр — врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК). В трудоустройстве могут отказать из-за проблем со зрением, сердцем и другими заболеваниями. В дальнейшем медицинские комиссии будут проводиться раз в год, а осмотры — перед каждым вылетом.

Тяжело ли работать на борту самолета бортпроводникам?

Работа бортпроводником — это очень тяжелый моральный и физический труд. Кроме разноса напитков, еды и пледов, стюардессы и стюарды перевозят по салону тележку со всеми этими предметами. Весит она немало, а из-за узкого прохода, давления и законов физики, передвигать ее непросто. Смена часовых поясов дается сложно, организм переносит постоянный стресс, но со временем под условия удается подстроиться. Кроме работы на борту большую часть времени бортпроводники проводят на земле: работают с документами и выполняют другие обязанности. Рабочий день обычно составляет около 12 часов. Если между рейсами есть время на отдых, он занимает не более десяти часов.


Юлия Худякова
Бортпроводник

— График работы ненормированный. В аэропорт ты приезжаешь за полтора — два часа до вылета, проходишь медицинский контроль. Каждое твое действие рассчитано по времени в технологическом графике. Если ты в него не уложился, могут применить дисциплинарные взыскания, но это в худшем случае.

Почему бортпроводники скучают по небу после увольнения?

Некоторые стюардессы и стюарды работают в одной авиакомпании по 15-20 лет. Что их держит на такой стрессовой работе? Уникальная рабочая атмосфера, которая доступна только по ту сторону пассажирского рейса — одна из главных причин. Юлия Худякова поделилась, что работа бортпроводником подходит тем, кто не любит сидеть на месте, гонится за новизной в жизни и наслаждается чувством ответственности за других. Постоянная смена городов, стран и встреча новых людей, мотивирует оставаться в профессии надолго. Стюардесс и стюардов окружает атмосфера жизни, которая бьет ключом.


Юлия Худякова
Бортпроводник

— Это жизненный драйв, когда ты должна была полететь на север в Сургут, а в итоге тебе меняют рейс и ты летишь в Сочи, где можешь немного отдохнуть. В целом подкупает постоянное движение, какие-то дела, перемены.

Кроме эмоций многих держит зарплата. Она, как и график, ненормированная. Система подсчета сложная, на нее влияет много факторов. Минимальная средняя ставка в месяц — от 40 тысяч рублей. Бортпроводники не отрицают, что часто устают от полетов и тоскуют по монотонной работе. Но когда они возвращаются на борт самолета, чувствуют, что они дома.

В среднем за месяц стюардессы проводят в небе 90 часов. Работа быстро становится частью обычной жизни. Но, приземлившись в аэропорту, снова хочется ощутить прелести своей профессии, оказавшись на высоте 10 тысяч метров




О полетах в небе многие дети мечтают с раннего детства, и работа стюардессы окутана мягким и розовым шлейфом романтики, за которым не всегда кроется то, чего ждут потенциальные бортпроводники. Но желание стать частью авиационного мира и попробовать себя в новой роли часто берет верх. С первого рабочего дня стюардессы понимают, что на их плечи ложится множество сложных и ответственных задач, от качественного выполнения которых может зависеть жизнь пассажиров.

История

Профессия стюардесса появилась в начале ХХ века – то время, когда пассажирские перелеты стали набирать популярность. К работе допускались девушки, имеющие медицинское образование. Помимо стандартных обязанностей, которые сейчас выполняют стюардессы, они убирали в салоне самолета и даже занимались погрузкой и разгрузкой багажа наравне с мужчинами-бортпроводниками.

Описание

Стюардесса – специалист рядового состава не только воздушных, но и водных средств передвижения. В рядовой состав входят и стюарды, а вместе они называются бортпроводниками. Мужчины в равной мере могут работать на судне бортпроводником, но в этом материале речь пойдет именно о стюардессах.

Их главными задачами являются контроль за безопасностью пассажиров, проведение вынужденных эвакуаций, забота о комфортном полете, обслуживание и оказание медицинской помощи при надобности. Перед началом полета стюардессы объясняют, как правильно пользоваться ремнями безопасности, что делать в случае возникновения чрезвычайной ситуации, как использовать кислородную маску и спасательный жилет. Во время полета они занимаются разносом напитков и еды, помогают пассажирам и делают все, чтобы они чувствовали себя максимально комфортно. В обязанности также входит контроль салона самолета или судна – соблюдение норм безопасности, поддержание комфортной температуры и другое.

Профессиональные стюардессы обладают такими личностными качествами, как коммуникабельность, умение разрешать конфликтные ситуации, открытость, физическая и эмоциональная подготовка, стрессоустойчивость. И никуда без желания помогать людям.

До того, как небо станет для девушек вторым домом, их ждет строгий отбор. На собеседовании смотрят на внешние данные, знание английского языка, способность нестандартно мыслить, уровень устойчивости к стрессу.

К слову, бортпроводницы не обязательно работают в небе. В команде морского круизного лайнера тоже есть стюардессы. Они в случае необходимости отвечают на вопросы пассажиров о местонахождении ресторанов, кафе, магазинов. Помимо этого, одной из главных обязанностей является разъяснение правил безопасности и поведения – без этого невозможно будет поддерживать порядок на судне. Во время тревоги стюардессы (у каждой свой сектор на лайнере) помогают пассажирам перебраться на шлюпки – такие ситуации возникают, когда начинается затопление или же пожар. Помимо этих обязанностей, стюардессы участвуют в различных мероприятиях и следят за чистотой. Важным в данной специализации является хорошее знание английского языка, на котором проходит практически все общение с пассажирами международных рейсов.

Стюардессам гражданской авиации, которые являются частью экипажа и летают только по России, английский язык тоже нужен. Чаще только на внутренних рейсах летают те профессионалы, которые готовятся сдать экзамен на открытие для себя международных полетов. Стюардессы встречают пассажиров на борту, помогают им во время полета, рассказывают о правилах безопасности, поведения и эвакуации, оказывают медицинскую помощь, организовывают питание. В отличие от стюардесс на морском лайнере они не занимаются уборкой внутренних помещений.

Мне бы в небо: стюардессы о своей профессии

12 июля отмечают Всемирный день бортпроводника. Кажется, что это очень легкая и романтичная профессия, которая к тому же позволяет часто путешествовать. Time Out поговорил со стюардессами о плюсах и минусах их работы, мифах, с которыми приходится сталкиваться, необычных просьбах пассажиров и изменениях в связи с пандемией.


Катерина Лаговская

Я в авиации уже больше семи лет. Профессию я выбрала очень спонтанно: после школы родители предложили попробовать, я отправила резюме, меня взяли — и вот уже долгие годы я неразлучна с небом и самолетами. Авиация — это образ жизни: почувствовав однажды, что такое полет, очень сложно потом жить без этого ощущения.

Общение с разными людьми — бесценно. Еще один плюс моей профессии — возможность путешествовать. В крупной компании это неизбежно: копилка новых стран существенно пополняется за считанные месяцы.

Хотя на первый взгляд быть бортпроводником очень романтично и легко, не стоит забывать про постоянные перегрузки, смены часовых поясов, хронический недосып, возможные проблемы с венами из-за того, что приходится быть на ногах весь полет. На обучении мы буквально перевоплощаемся из одной профессии в другую — нужно держать в голове колоссальное количество информации.

Прежде всего, бортпроводник — радушный хозяин на борту. Но вместе с этим мы психологи, спасатели, в случае чего врачи — нас учат даже принимать роды. Самый главный приоритет для стюардессы — обеспечить безопасность пассажиров, поэтому, заходя в самолет, вы оказываетесь в надежных руках. И уже как бонус ко всему перечисленному мы предоставляем сервисные услуги.

Прежде всего, бортпроводник — радушный хозяин на борту. Но вместе с этим мы психологи, спасатели, в случае чего врачи — нас учат даже принимать роды.

Как я уже сказала, все люди разные — это остро начинаешь ощущать, находясь в постоянном контакте с ними. Некоторые сидят весь полет тихо, как мышки, стесняясь что-то спросить, другие наоборот хотят повышенного внимания к себе, требуют общения. Однажды мне задали несколько вопросов, которые заставили меня улыбнуться.

И, наконец, мой фаворит: меня однажды попросили выключить приборы, потому что у человека болела голова. И даже после того как я объяснила, что это звук двигателя, пассажир все равно хотел, чтобы я сообщила пилоту, что его нужно выключить.

В связи с пандемией авиация резко ощутила кризис. Количество полетов сильно сократилось, бортпроводники были отправлены в отпуск за свой счет. Мы все очень устали сидеть дома, соскучились по небу, по самолетам, а самое главное, по вам, дорогие пассажиры. Только-только в нашей авиакомпании начали появляться новые рейсы — пока по России, конечно же. И мы рады снова быть частью чего-то важного, наблюдать за небесными красотами, которые всегда уникальны и неповторимы. И очень счастливы видеть на борту вас. Dear passengers, welcome on board!


Елизавета Ермилова

Стюардессой я стала очень спонтанно: переехала в Москву и увидела объявление о наборе бортпроводников. Несмотря на то, что на 1 место было 40 желающих, взяли меня. Другие девушки и парни думали, что я очень мечтала об этой профессии, но нет: я никогда об этом не думала и даже боялась летать.

Как выяснилось, в моей работе очень много плюсов и есть некоторые минусы. Начнем с приятного: отпуск длится 70 дней, зарплата выше среднего, мы, как правило, часто путешествуем, а из иллюминатора открывается прекрасный вид. И на пенсию женщины могут выйти в 45 лет, а мужчины в 50 лет: для этого нужен стаж работы бортпроводником от 7-10 лет. Из минусов можно отметить график, из-за которого сбивается режим сна, и проблемы со здоровьем в виде отеков и варикоза.

И еще нужно каждый год проходить проверку знаний и медицинскую комиссию, чтобы получить допуск на полеты.

Вокруг профессии бортпроводника сложилось очень много мифов. Многие, например, думают, что все стюардессы мечтают выйти замуж за пилота. Но я не встречала ни одну девушку, которая бы действительно целенаправленно этого хотела. Да, такие пары возможны и случаются нередко, но ведь и в любой другой отрасли бывают романы между людьми, работающими в одной сфере.

Многие, например, думают, что все стюардессы мечтают выйти замуж за пилота. Но я не встречала ни одну девушку, которая бы действительно целенаправленно этого хотела.

Другое популярное заблуждение — что у нас нет личной жизни. На самом деле в авиакомпаниях, которые выполняют регулярные рейсы, стюардессы бывают дома каждый день. Улетают утром и возвращаются вечером, или улетают ночью и возвращаются утром. Поэтому у очень многих есть семьи и дети.

И третий, самый распространенный миф — в стюардессы берут девушек только модельной внешности. Это не так. Внешность просто должна быть приятной. В первую очередь при отборе смотрят на то, как мы держимся — уверенно или нет. Также обращают внимание на знание английского языка и на стрессоустойчивость.

Пандемия, конечно, повлияла на нашу работу. Теперь у нас новые правила, например, обязательное ношение масок и перчаток во время полета. А в них, как мы знаем, непросто. И перед каждым рейсом бортпроводникам и пилотам дополнительно измеряют температуру — раньше такого не было.

Читайте также: