Чем в египте не занимались вельможи руководили работами в каменоломнях вершили суд управляли страной

Обновлено: 30.06.2024

- Недавно мы с вами узнали, как появились первые государства и познакомились с древнейшим из них – государством Египет ( показать на карте ).

- Давайте вспомним, когда это произошло?

- Скажите, а что повлияло на развитие этого государства? (природно-климатические условия, разливы Нила, благодаря которым земледелие стало главным занятием населения)

- Поэтому на прошлом уроке мы начали знакомство с людьми, составлявшими большинство населения и занимавшимися земледелием. Чтобы вспомнить материал урока, предлагаю выполнить следующие задания:

  1. Задание из хрестоматии выполняют 4 учащихся (с. 25, документ 7.1, вопросы 1,2)
  2. Кроссворд (на доске)
  3. Задание: расположить в логической последовательности аппликации с их обозначениями: жатва, пахота, сев, прогон скота, молотьба, веяние (выполняется на доске)

- Кто ещё кроме земледельцев составлял большинство населения Египта?

- Ремесленных специальностей в Египте было много. Сохранились многочисленные изображения того, чем занимались ремесленники.

Демонстрируется слайд с изображениями ремесленных специальностей в Египте, учащиеся называют, какие это специальности . (слайд 2)

Класс проверяет правильность выполнения индивидуальных заданий: работы с аппликациями и отгадывание кроссворда. Делается вывод о том, что земледелие зависело от орошения. Проверяются ответы на следующие вопросы по документу (отвечает 1 учащийся):

- Какие беды поджидали египетского земледельца?

- Как чиновники фараона относились к простым людям?

- Мы выяснили, что земледельцы и ремесленники обеспечивали всем необходимым население страны. Однако верхнюю ступеньку в обществе занимали вельможи ( слайд 3).

2. Объяснение нового материала:

  1. О чем рассказали гробницы.
  2. В усадьбе.
  3. На службе у фараона.

- Почему вельможи занимали высокое положение в Египте? ( слайд5 ) На этот вопрос нам и нужно ответить сегодня.

Учащиеся записывают тему урока и вопрос в тетрадь.

  • Чтобы ответить на главный вопрос урока, нам предстоит познакомиться с образом жизни вельмож, сравнить его с положением земледельцев и ремесленников и узнать, какие у них были обязанности.

- На стенах египетских гробниц сохранились изображения египтян, а также полевых работ, охоты, сражений. Найденные в гробницах рисунки, рельефы, надписи являются источниками знаний о жизни простых египтян и знати.

- Как вы думаете, кого хоронили в гробницах?

- Можете вы предположить, для чего стены гробниц так подробно расписывались картинами из реальной жизни?

- О чем свидетельствуют найденные в гробницах маленькие фигурки работников?

( египтяне верили, что все изображенное на стенах оживет и умерший будет этим любоваться, они верили в загробную жизнь).

- Как уже было сказано, на стенах гробниц рисовали и занятия египтян, например, строительство дома. Учащиеся открывают учебники и рассматривают иллюстрации на с. 42-43 .

  • Чтобы у нас получилась полная картина жизни в усадьбе вельможи, надо сравнить ее с тем, как жили земледельцы.

Групповая работа с учебником :

1-ый ряд: сравнить дома вельмож с домами земледельцев

2-й ряд: сравнить одежду вельмож с одеждой ремесленников и земледельцев

3-й ряд: сравнить образ жизни, питание вельмож и земледельцев

При выполнении работы учащиеся пользуются материалом домашнего задания и текстом учебника на с.42, иллюстрациями на с. 42-43.

есть сад и пруд; много мебели;

одежда из льняной ткани;

множество украшений из золота с драгоценными камнями

лепешки, луковицы, рыба;

редко – сладкие плоды;

по праздникам – мясо, вино

жареная птица, мясо;

фрукты и сладости

- Теперь мы наглядно видим, что вельможи имели множество благ, недоступных простым людям.

- О том, чем вельможи занимались при жизни, нам рассказывают много-численные надписи на стенах гробниц. Выясняется, что вельможи выполняли различные поручения фараона. Какие – мы сейчас узнаем.

Раздать учащимся отрывки из документов, в которых рассказывается о служебных обязанностях вельмож. Задание: прочитав текст, сделать вывод об обязанностях вельмож в государстве.

(организация военных походов, подавление мятежей)

Египетский вельможа Уна о своей деятельности: « Его величество возвел меня в сан друга и смотрителя жрецов при своей пирамиде. Когда должность моя была выполнена, он назначил меня судьей….Я вел допрос наедине с главным судьей – верховным сановником в случае любого тайного дела от имени фараона во всей стране…

…Я действовал так, что вызвал одобрение его величества. Всякий сановник, распорядитель царским имуществом, стражник, поступавший вопреки моему приказу, подлежал суду и мог лишиться дома, пашни, людей и всякого имущества… Мой господин, который да живет он вечно, назначил меня местным князем и начальником Верхнего Египта… Я был ему начальником Верхнего Египта на радость, так как никто не причинял зло другому. Я производил все работы; я налагал все подлежащее обложению в пользу фараона…

(суд, руководство строительными и оросительными работами, сбор налогов)

Он будет вызывать окружных чиновников, чтобы они докладывали ему дела своих округов.

Ему будут доставляться все завещания; это он будет запечатывать их.

Это он будет отводить земельные наделы на всех земельных участках.

…Это он будет посылать окружных чиновников проводить обнесенные плотинами каналы…

…Это он будет выслушивать жалобы.

…Это он будет налагать все подати.

…Это он будет открывать сокровищницу совместно с начальником казны.

(разбор жалоб, прошений, контроль над казной)

Все выводы обобщаются ( слайд 9):

Учащиеся записывают выводы в тетрадь.

- В автобиографиях вельможи старались показать то, что могло их возвеличить. Но встречаются и такие записи: (слайд 10).

1 учащийся читает документ вслух.

  • Сделайте на основании этой надписи вывод, какой человек мог считаться в Древнем Египте хорошим? Какими поступками он мог гордиться?

( добро, милосердие, взаимопомощь)

- А как сами фараоны относились к вельможам, наглядно показывает отрывок из поучения одного правителя. (слайд 11).

- О чем говорит этот отрывок?

(фараон понимал значимость поддержки своей власти со стороны знати)

3. Закрепление нового материала:

  • А теперь давайте вернемся к нашему главному вопросу.

Учащиеся отвечают, учитель, в случае необходимости, помогает сформулировать вывод:

Вельможи были опорой царской власти, помогали фараону управлять государством, держать в повиновении народ.

Учащиеся записывают вывод в тетрадь.

- Иногда, в случае успешного военного похода или за другие заслуги, вельможу допускали во дворец фараона, где он докладывал ему о своих делах. При виде всесильного владыки, сидящего на троне, у вельмож подкашивались ноги от страха и волнения, терялся дар речи. Пока правитель не разрешит, они не могли встать с колен и говорить.

- Многие вельможи в конце жизни гордились тем, что фараон никогда не наказывал их палками.

Как вы думаете, почему? (если вельможа провинился, его могли наказать, как простого человека, и фараона боялись даже вельможи. Власть его была безграничной). (слайд 13):

III. Домашнее задание:

- Как фараоны пытались укрепить и расширить свою власть, мы узнаем на следующем уроке. А дома предлагаю выполнить творческое задание (вопрос № 3 на с.45 в учебнике) – составить рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона.


Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени. Их имена забыты и могилы занесены песком. Гораздо лучше мы знаем, как жили вельможи. Ещё при жизни вельможи для него строили каменную гробницу, стены которой украшали росписями и рельефами. Египтяне верили, что всё нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому вельможа приказывал изобразить на стенах гробницы себя, свой дом, жену, детей и всё имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше.



Древнеегипетская деревянная статуя вельможи.


2. В усадьбе вельможи. Рассматривая изображения в гробницах, мы видим, что вельможа жил в большом и красивом доме. Дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд. В жару хозяин мог отдыхать у воды, наслаждаясь тенью и прохладой.

Одежда вельможи — из тонких льняных тканей. Когда он выходил из дома или принимал гостей, то надевал золотые браслеты, кольца, ожерелья с драгоценными камнями. В комнатах у него — удобные кресла из резного дерева с узорами из слоновой кости, ларцы для драгоценностей и вазы.

В надписях на стенах гробницы перечисляются разные яства, которые приносили вельможе при жизни и должны давать ему после смерти: всевозможные виды хлеба и печенья, жареная птица, мясо, фрукты и сладости, разные сорта пива.

Развлекают вельможу музыканты и красивые танцовщицы. Слуги готовы выполнить все распоряжения вельможи. Ему даже не нужно ходить пешком за пределы дома. Рабы носят его на специальном кресле.

Усадьба вельможи. Рисунок нашего времени.



Фараон давал вельможам различные поручения. Один распоряжался работами в царских каменоломнях, откуда привозили строительный камень. Другой вершил суд и расправу, разбирая дело о заговоре тайных врагов фараона во дворце. Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона. Четвёртый возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии и сообщил об этом в стихах:

Это войско вернулось благополучно, Разорив соседнюю страну.
Вырубив её деревья и виноградники.
Захватив много пленных.
Его величество хвалил меня за это чрезвычайно.


Когда вельможи выполняли волю своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооружённых воинов, стражники, а также писцы, которые вели учёт добычи или налогов.

Фараон Рамсес на троне. Древнеегипетская статуя.



4. Вельможа во дворце фараона. Во время торжественных приёмов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных.


Все почести, которыми фараон одаривал вельможу, тот приказывал перечислить в надписи на стене своей гробницы. Часто знатные египтяне униженно называли себя ничтожными людишками, которые всем обязаны лишь благодеяниям фараона.


Мало кому выпадала честь находиться перед самим фараоном. Бывало, что при виде его у вельможи от волнения подкашивались ноги, он терял дар речи, не понимая, жив он или мёртв. Ведь перед ним на троне восседал сам великий владыка Египта.


Не только простые египтяне должны были исполнять все приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.

А это просто интересно.
Кухня
Основой рациона в Древнем Египте был хлеб из ячменя, полбы или пшеницы. Существовало множество разновидностей хлебов и булочек, отличавшихся мукой, формой, степенью пропечённости и добавками в тесто, для чего употреблялись мёд, молоко, фрукты, яйца, жир, масло, финики и . Были известны молочные продукты — сливки, масло, творог. Вместо сахара для напитков и кушаний египтяне пользовались мёдом или сладкими плодами рожкового дерева.

Какие поручения фараона выполняли вельможи ? Кто им помогал?
Как фараон награждал вельмож за хорошую службу?
С какой целью египтяне изображали на стенах гробниц самого вельможу, его семью и слуг?
Зачем в гробницу помещали фигурки работников?

Скопируй это задание и перенеси его в свой комментарий . Заполни скобки , вставь слова "да" или "нет".

Вельмож хоронили в гробницах. ( )
Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. ( )
Фараон мог приказать побить вельможу палками. ( )
Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз. ( )
Вельможа пахал землю у себя на участке. ( )
Вельможа носил много украшений. ( )
Фараон считал вельмож своими слугами. ( )

=======================
Настя , мы это ещё не учили . Но всё правильно .5.
Денис , очень хорошие и правильные ответы .Отлично просто .5.5.
Слава . очень хорошо .Всё правильно .5.5.
Алина , всё правильно .5.

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать формированию умения распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп, сопоставлять с современными морально-нравственными реалиями в рамках социального неравенства.

Воспитательные:

способствовать формированию понимания культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира.

Организационная структура урока

2..Актуализация знаний

3. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

- О ком из жителей Египта мы говорили? (крестьяне, ремесленники, писцы)

1. Ответы на вопросы с. 42 в учебнике.

2. Исторический диктант

Специальные приспособления для поднятия воды

Организация власти с войсками, стражниками, чиновниками и т.д.

Место впадения реки в море, где река разветвляется на несколько рукавов

Водоем, в который впадает река Нил

Специальные канавы, по которым вода поступает на поля

Часть урожая, которую земледельцы отдавали в казну

Место захоронения знатных египтян

- Отгадайте, о ком речь пойдет в загадках:

потом завоевал Египет.

И стал хозяином корон.

Повелевать стал всеми. (фараон)

У всесильного владыки

Слуги есть. Есть и враги.

И советников назвали

Исходя из выше сказанного, сформулируйте тему нашего урока:

-Кого ученые-египтологи называют вельможей?

-Что бы вы хотели узнать о жизни египетских вельмож?

(в каких домах жили вельможи; чем питались; как одевались; чем занимались вельможи; как фараон относился к вельможам;

-Итак, сегодня мы узнаем:

1. В каких домах жили вельможи, чем питались, как одевались.

2. Чем занимались вельможи.

3. Как фараон относился к вельможам.

Но прежде отдохнем

Физкультурная минутка

4. Усвоение новых знаний и способов действий

-Ребята, скажите, пожалуйста, из каких источников ученые-египтологи берут информацию о жизни вельмож?

-Правильно! Это могут быть и найденные во время раскопок артефакты, исторические документы, рисунки, и, конечно же, гробницы.

Работа с текстом учебника П. 8, стр. 42-43

- Что такое гробница?

- О чем поведали нам гробницы вельможи?

- В каких условиях жил вельможа мы узнаем, прочитав П. 8, п. 2 ,с. 43 составьте план ответа к тексту.

- Как жили вельможи?

(В богатом доме, носил дорогие украшения, питался разными яствами и развлекался под игру музыкантов и танцовщиц).

- О чем свидетельствуют найденные в гробнице маленькие фигурки работников?

(О существовании у древних египтян религиозных верований, в данном случае – о вере в загробную жизнь).

Вопросы: Сравните условия жизни простых египтян, земледельцев и ремесленников, и знатных египтян – вельмож.

1. руководил работой в каменоломнях,

2. возглавлял военные походы,

3. вершил суд и расправу,

4. следил за уплатой налогов,

5. выполнял различные поручения фараона.

-Какой вывод можно сделать о службе вельможи? (не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона, но и вельможи считались слугами фараона)

Работа с иллюстрацией на с. 44

- Почему в руках у фараона Рамсеса плеть? Для кого она предназначена?

Работа с текстом учебника

- Найдите в тексте учебника с. 45, п. 4, П.8 информацию о церемонии приближения к сидящему на троне фараону.

- Вопросы с. 46

5. Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты)

-Итак, вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили?

- Я утверждаю, что…

- Вельмож хоронили в гробницах. (да)

- Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (нет)

- Фараон мог приказать побить вельможу палками. (да)

- Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (да)

Читайте также: