Чем отличается прибыль от зарплаты

Обновлено: 14.05.2024

Что выгоднее платить руководителю и как быть в случае, если директор и учредитель — один человек?

Как известно, нельзя просто так взять и потратить деньги компании. Каждый расход фирмы должен быть обоснован и документально подтвержден. И учредитель, каким бы гордым блеском ни сияла его корона, не вправе расходовать средства организации на личные нужды, несмотря на то, что он — непосредственный владелец фирмы.

По закону имущество организации обособлено от имущества ее учредителя, а размышлять на тему правильно это или нет — занятие праздное.

Куда полезнее поломать голову над другим вопросом: как увеличить доходы, минимизируя при этом расходную часть, в том числе налоговые выплаты? Разумеется, речь идет о законных способах. Но тема эта необъятна и широка, а надо бы сузить. Поэтому для начала зададимся всего одним, но вполне конкретным вопросом: что выгоднее платить директору компании — зарплату или дивиденды?

Что такое дивиденды?

Дивиденды — это часть прибыли, оставшейся после выплаты всех налогов. Рассчитывается она следующим образом: из доходной части предприятия вычитаются все расходы, затем из оставшихся средств исчисляются налоги. Полученная сумма и будет чистой прибылью.

От заработной платы такие выплаты отличаются тем, что они не являются денежным вознаграждением за выполненную работу. Поэтому дивиденды не могут стать базой для начисления страховых взносов.

Отсюда вывод: дивиденды есть там, где компания зарабатывает. Если предприятие убыточное или работает только ради того, чтобы держаться на плаву и просто выживать на рынке, думать о такой альтернативе зарплате либо чрезвычайно рано, либо слишком поздно. Во всяком случае до тех пор, пока у компании отсутствует чистая прибыль, о дивидендах можно забыть до того светлого дня, когда убыток, полученный фирмой, не перекроет доходная часть.

Хорошо, допустим, вы провели анализ и с высокой степенью уверенности можете спрогнозировать работу своего предприятия на долгосрочную перспективу. Анализ вас радует: доходы будут. Но и заставляет задуматься: расходы тоже немаленькие, надо бы снизить. Но как?

Вы подумали об этом и вспомнили, что несколько лет назад читали в экономической периодике, что налог на доходы физических лиц (НДФЛ) при выплате дивидендов меньше, чем при выплате зарплаты (9% против 13%). И относительно недавно это было именно так. Но этот мир, как известно, придуман не нами, а налоговое право пишется не нашей рукой. Пункт 4 статьи 224 Налогового кодекса РФ, в котором ранее была установлена ставка для доходов в виде дивидендов для физлиц в 9%, перестал действовать с 1 января 2015 года. Теперь эти доходы облагаются по общеустановленной ставке — 13%.

Но большей ясности в вопросе, что лучше платить директору (зарплату или дивиденды), это обстоятельство пока не вносит. Поэтому идем дальше.

Кто ты, начальник?

Давайте выясним сначала, какими бывают руководители. Речь, разумеется, не о личных качествах, а об их правовом статусе. Итак, директор, это:

  • наемный управленец. С ним все относительно ясно. С точки зрения законодательства он такой же работник предприятия, как секретарь, бухгалтер или уборщица. Согласно Трудовому кодексу он имеет равные с ними права, а вот обязанности — те, что прописаны в трудовом договоре;
  • один из учредителей компании (не единственный). Несмотря на то, что он является владельцем части бизнеса, с ним можно и нужно заключать трудовой договор, чтобы юридически закрепить ответственность и его обязанности как управленца. Подписать такой договор может кто-то из учредителей;
  • человек, основавший предприятие. То есть являющийся не только директором, но и единственным учредителем.

С нашей точки зрения, третий пример — один из самых интересных.

Либо человек, либо пароход

Ну да, действительно. Что это мы? Хорошо. Тогда, если нет договора, отпадает и обязанность платить зарплату (самому себе), и трудовое законодательство в данном случае не нарушается?

Вы уверены?

Есть определенные правила выплаты дивидендов, которым нужно следовать. Выплачивать их можно не чаще одного раза в квартал (или раз в год, или с другой, превышающей минимальный временной интервал, периодичностью). В противном случае налоговая инспекция и проверяющие правильность страховых взносов внебюджетные фонды могут посчитать более частые выплаты завуалированной зарплатой. И принять решение о доначислении налогов и страховых взносов.

Также нужно отдавать себе отчет, что, если вы решили выплачивать дивиденды, нужно быть уверенным в том, что уставный капитал компании оплачен полностью, а организации не грозит банкротство и она не потерпит финансовое фиаско после разовой выплаты чистой прибыли.

Также после выплаты дивидендов стоимость чистых активов должна быть не меньше уставного капитала компании и резервного фонда, если таковой имеется.

Получать дивиденды может тот, кто имеет имущественное право на долю в уставном капитале организации. То есть если директор компании является одним из акционеров, он вправе рассчитывать на дивиденды.

И, наконец, право принимать решение о выплате дивидендов может быть только у собственника или собственников, если учредителей несколько. То есть при варианте, когда учредитель и директор не одно лицо, а как минимум два. Рассмотрим подробнее и этот случай.

Что же все-таки лучше? Считаем

Дивиденды — это выгодно, но не всегда. И не во всем. Почему? Рассмотрим на конкретном примере.

Допустим, ваш ежемесячный доход составляет 43 500 руб. За вычетом 13% НДФЛ (6 500 руб.) и взносов в пенсионный фонд (15 100 руб.). Таким образом, вы должны будете отдать государству 21 600 руб.

А сколько придется отдать, если выбрать вариант с дивидендами? Всего 6 500 руб. – 13% НДФЛ. Вроде бы здорово, но не забывайте, что при получении зарплаты хоть какую-то часть своего заработка вы отчисляете на будущую пенсию, а при выплате дивидендов — нет. Хотя сейчас, кажется, Пенсионный фонд окончательно всех запутал, и, возможно, разумнее будет положить полученную сумму дивидендов на банковский депозит.

Теперь вы знаете все. Решать только вам

Общий для всех вывод о том, что же выгоднее предприятию — зарплата или дивиденды, сделать нельзя. Каждая компания, в зависимости от масштабов финансовых активов, системы налогообложения и видов деятельности (некоторые организации могут рассчитывать на налоговые льготы, согласно ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 №212 ФЗ), должна принимать решение самостоятельно, проанализировав ситуацию.

Разумеется, делать это можно только в том случае, если у вас есть долгосрочный прогноз относительно будущих затрат, выручки и размера фонда оплаты труда.

Елена Крохмаль, консультант Фингуру

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Ведение бухгалтерии, расчет зарплаты и сдача отчетности для бухгалтеров небольших компаний

Вадим, обратите внимание на то, что статья, ссылку на которую вы приводите, датирована 2014 годом.
Развернутый комментарий по вашему вопросу от автора статьи Елены Крохмаль:
"По вопросу не заключения с единственным учредителем трудового договора и, как следствие, не начисления ему заработной платы приводим следующие аргументы, действующие на данный момент и основывающиеся на позиции Минфина и Роструда.
В случае если зарплата не начисляется, то нет и объекта обложения страховыми взносами.
Отметим, что Роструд считает правильным именно такой вариант оформления отношений организации с ее единственным учредителем, выполняющим функции директора. По его мнению, трудовой договор с директором - единственным учредителем заключить нельзя (Письма от 06.03.2013 N 177-6-1, от 28.12.2006 N 2262-6-1). Обосновывается это следующим образом. Согласно ст. 273 ТК РФ положения гл. 43 ТК РФ, устанавливающей особенности регулирования труда руководителя организации, не распространяются на случаи, когда руководитель организации является ее единственным учредителем. Основой данной нормы является невозможность заключения договора с самим собой, поскольку подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и от имени работодателя не допускается. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, то есть двухсторонний акт. При отсутствии одной из сторон трудового договора он не может быть заключен. Таким образом, на отношения единственного учредителя с созданной им организацией трудовое законодательство не распространяется. Единственный учредитель в данной ситуации должен своим решением возложить на себя функции единоличного исполнительного органа - директора, генерального директора, президента и т.д. И управленческая деятельность в этом случае осуществляется без заключения какого-либо договора, в том числе трудового.

Позицию о невозможности заключения трудового договора с директором - единственным учредителем поддерживает и Минфин России (Письма от 15.03.2016 N 03-11-11/14234, от 19.02.2015 N 03-11-06/2/7790, от 17.10.2014 N 03-11-11/52558).

Отметим, что органом, осуществляющим контроль за соблюдением трудового законодательства, является Роструд (ст. 354 ТК РФ, п. 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324). Соответственно, трудовая инспекция при проведении проверок не должна требовать наличия трудового договора с директором - единственным учредителем".


Из чего состоит заработная плата? Этим вопросом часто задаются и работники, и их наниматели. В этой статье мы рассмотрим составные части зарплаты и их нормативное регулирование.

Понятие и состав зарплаты

Оплата труда является одним из основных условий трудовых правоотношений между нанимаемым и нанимателем. В это понятие в том числе входят:

  • правила исчисления;
  • размер;
  • сроки выплаты;
  • составные части.

На основании ст. 57 ТК РФ самая важная информация об оплате (размер, надбавки к зарплате) должна быть включена в трудовой договор, а дополнительная информация (например, конкретные сроки, правила исчисления и т. п.) не должна менять положение наемного работника в худшую сторону по сравнению с законом.

Правильный трудовой договор вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный доступ к системе и переходите к образцу.

Из определения, закрепленного в ст. 129 ТК РФ, следует, что под зарплатой понимается вознаграждение работника, учитывающее:

  • конкретную квалификацию;
  • сложность условий;
  • объем работы.

Это понятие также включает в себя:

  • компенсационные выплаты;
  • выплаты стимулирующего характера (в том числе различные доплаты к зарплате и премии).

На составе выплат необходимо остановиться более подробно. Для более простого восприятия покажем важные составные части зарплаты с примерами в таблице.

Что входит в заработную плату

Оклад (тарифная ставка)

Доплата за разъездной характер работы

Надбавка за стаж

Надбавка за работу в особых климатических условиях (жара, мороз, повышенная влажность и т. п.)

Доплата за выполнение руководящих функций

Доплата за ненормируемый рабочий день

Материальное поощрение или награждение ценным подарком к празднику (юбилею)

Что входит в основную (чистую) часть зарплаты?

В основную часть заработной платы входит только оклад (тарифная ставка). Это фиксированная часть оплаты труда. Она отражается в трудовом договоре и штатном расписании работодателя. Введение других выплат к окладу (на основании закона или по волеизъявлению сторон трудового соглашения) носит дополнительный характер, но в отдельных случаях зарплата может представлять собой только фиксированный оклад. Обратная же ситуация, когда зарплата состоит лишь из дополнительных выплат без оклада (тарифной ставки) законодательством не предусмотрена.

Следовательно, под окладом понимается минимальный объем денежных средств, на который работник вправе претендовать, выполняя определенную трудовую функцию в течение установленного периода времени.

Для установления уровня оклада важнейшим показателем является квалификация сотрудника. В ее понятие в том числе входят:

  • наличие образования определенного уровня;
  • предшествующая практика осуществления соответствующей работы;
  • квалификационный разряд (при наличии).

Два других показателя — сложность и объем работы — не менее важны, т. к. квалификация тесно с ними связана. Именно она предполагает возможность выполнения трудовой функции с определенным уровнем сложности и объема. Важно не путать этот уровень с личностными показателями (например, стрессоустойчивость, самостоятельность принятия решений). Как правило, личностные показатели больше влияют на уровень занимаемой должности, чем на оклад.

Стимулирующие выплаты и надбавки к зарплате

В большей части стимулирующие выплаты осуществляются при помощи премирования (на нем мы заострим внимание в отдельном подразделе). Но есть и другие способы.

К примеру, соответствующие доплаты и надбавки имеют своей целью побудить работника к различным достижениям, связанным с трудовой деятельностью, путем определенного материального стимулирования.

Приведем пример одного из видов таких выплат: надбавка за стаж работы на одном предприятии. Она, в частности, имеет своей целью:

  • наградить работника за длительный период работы в определенной организации;
  • стимулировать его продолжать работу в данной организации;
  • сориентировать других работников на то, что длительный стаж работы на этом предприятии дает определенные материальные выгоды, и удержать их от поиска другой работы.

Иная подобная надбавка может устанавливаться работнику за регулярное повышение квалификации, получение дополнительных навыков и в других случаях.

Порядок таких выплат различен. Например, выплата или подарок могут быть:

  • единоразовыми (к профессиональному празднику, юбилею) или периодическими (по результатам выполнения плана квартала и т. п.);
  • установлены в фиксированной сумме или исчисляться в процентах от оклада.

На основании ст. 135 ТК РФ подобные тонкости отражаются в трудовых договорах, коллективных соглашениях, локальных нормативных актах.

ВАЖНО! Если в состав зарплаты сотрудников входит не только оклад, но и другие выплаты, то со всех этих выплат нужно удерживать НДФЛ и уплачивать страховые взносы.

Премирование

  • списки должностей сотрудников, в отношении которых он действует;
  • конкретные условия, порядок исчисления и размеры премирования;
  • периоды и сроки исчисления премии (к примеру: квартальная премия исчисляется и выплачивается не позднее очередной даты выплаты заработной платы, следующей за периодом премирования).

В письме Минтруда России от 21.09.2016 № 14-1/-911 подчеркивается, что период премирования должен быть более продолжительным, чем половина месяца, а сами премии выплачиваются по результатам оценки соответствующих показателей и достижений в трудовой деятельности.

Из другого вывода Минтруда, отраженного в указанном письме, следует, что возможно отражение в локальном акте:

  • конкретных дат выплат премии;
  • конкретных месяцев либо других периодов выплаты премии.

Выбор любого из этих вариантов не будет считаться нарушением трудового законодательства.

Доплаты компенсационного характера

Эту часть заработной платы следует отличать от компенсации затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей и гарантированных законом (ст. 164 ТК РФ). К ним, в частности, относятся выплаты:

  • за командировки;
  • за перевод на работу в другую местность;
  • при простое по вине работодателя;
  • за задержку выдачи трудовой книжки и др.
  • выплаты за особые условия трудовой деятельности;
  • компенсация за труд в отдельных местностях с неблагоприятным климатом;
  • при совмещении должностей;
  • за сверхурочную работу и др.

Остановимся на некоторых из них более подробно.

К примеру, согласно ст. 146 ТК РФ на повышенный по сравнению с другими работниками уровень оплаты труда вправе претендовать сотрудники, трудящиеся в условиях, признанных опасными или вредными для здоровья. Перечень факторов, оказывающих негативное влияние на организм человека, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

О некоторых нюансах вредных условий труда читайте здесь.

К отдельным местностям, за работу в которых начисляется компенсационная надбавка, относятся:

  • районы Крайнего Севера;
  • местности, приравненные к северным районам;
  • иные местности с особыми климатическими условиями.

При определении коэффициента соответствующей доплаты к заработной платенеобходимо учитывать законодательство:

  • федеральное (нормы ТК РФ, закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1);
  • региональное (могут быть установлены повышенные нормы коэффициентов);
  • СССР.

ВАЖНО! В этой сфере продолжает действовать множество советских норм и положений.

Виды и формы оплаты труда

Кратко рассмотрим формы и системы оплаты труда.

К видам оплаты труда относится ее классификация на основную и дополнительную.

К основным формам оплаты труда относятся:

  • вознаграждение за отработанные часы;
  • оплата по различным ставкам и расценкам;
  • надбавки за качество и своевременность выполнения должностных обязанностей;
  • увеличенная оплата за работу в праздники и выходные.

К дополнительному виду относятся:

  • оплата времени отдыха;
  • пособия при увольнении работников и т. п.

ВАЖНО! Одним из основных принципов трудового права является обеспечение выплаты заработной платы не ниже МРОТ (ст. 2 ТК РФ). Его размер на 2020 и предшествующие годы ищите в этой статье.

Существует 2 основных вида заработной платы: повременная и сдельная.

Повременная оплата зависит от количества отработанных часов и не связана с фактическими результатами труда.

На основании ч. 1 ст. 150 ТК РФ работа с повременной оплатой труда, предусматривающая выполнение обязанностей различной квалификации, подлежит оплате по более высокой квалификации.

Для несовершеннолетних работников зарплата исчисляется с учетом сокращенного времени их работы. При соответствующем желании работодатель вправе доплачивать таким работникам.

Сдельная оплата зависит непосредственно от результатов труда, но не связана с затраченным на него временем.

Если на сдельной форме сотрудник выполняет работы различной квалификации, то его зарплата исчисляется по соответствующим расценкам выполняемой работы.

О порядке расчета зарплаты читайте здесь.

В некоторых случаях работодатели применяют бестарифную систему оплаты труда. Описание такой системы оплаты труда смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Итоги

Условие об оплате труда является обязательным для включения в трудовое соглашение между работником и работодателем. В состав заработной платы входит основная часть (оклад) и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсационного характера. В зарплате должны быть учтены конкретная квалификация работника, сложность условий работы и ее объем.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как собственнику ООО воспользоваться прибылью, чтобы после уплаты налогов остались средства на развитие

Когда ООО получило прибыль, его владелец не может просто так забрать эти деньги: нужно оформить необходимые документы и заплатить налоги. Собственники хотят получить свои средства как можно быстрее и с минимальными затратами. Кроме того, нередко учредители выводят не всю прибыль, а оставляют часть заработанных денег в обороте, чтобы расширить бизнес.

Расскажем, какие существуют законные варианты вывода прибыли из ООО и как собственнику не только получить доход от бизнеса, но и оставить средства на развитие компании.

Из этой статьи вы узнаете:

Почему деньги компании — это не собственность ее владельцев

Многие учредители ООО думают, что деньги на счетах компании — это их личные средства. Особенно так считают единственные владельцы небольших компаний.

Однако по закону имущество юридического лица обособлено (ст. 48 ГК РФ). Это значит, что все активы компании, в том числе денежные средства, принадлежат самой организации, а не ее учредителям. Поэтому, даже если компания получила прибыль, ее владельцы не могут просто перечислить себе оставшиеся на счете деньги.

При выводе средств владельцы бизнеса должны заплатить налоги, а если выбран вариант с зарплатой — еще и страховые взносы.

За неуплату налогов или взносов при любом варианте вывода придется заплатить штраф в размере 20% от суммы недоимки, а также пени.

Выплата, начисление, договор — три законных варианта вывода прибыли из ООО

Но это выяснится при проверке, и налоговики доначислят на всю сумму выплат НДФЛ и страховые взносы, а также взыщут пени и штрафы.

Законных вариантов три:

  1. Выплата дивидендов.
  2. Начисление зарплаты собственнику.
  3. Управляющий со статусом ИП или самозанятого.

Выбор зависит от того, что для вас важнее: снижение налогов или защита от претензий налоговиков, поскольку есть нюансы использования вариантов.

Выплата дивидендов

Чтобы распределить прибыль ООО, нужно провести собрание участников и оформить решение протоколом. Если собственник один, то он оформляет решение единственного участника.

У выплат дивидендов в ООО есть несколько ограничений (ст. 29 закона № ):

  1. Распределять прибыль можно не чаще, чем раз в квартал.
  2. Нельзя выдавать дивиденды, если не полностью выплачен уставный капитал или не проведены расчеты с участником, который выходит из общества.
  3. Не имеет права выплачивать дивиденды компания, у которой есть признаки банкротства, либо если эти признаки могут появиться после выплаты.
  4. Нельзя распределять прибыль, если чистые активы компании ниже суммы ее уставного капитала и резервного фонда, либо если станут ниже после выплаты.

При получении дивидендов вам придется заплатить налог дважды: сначала за счет компании, а потом удержать НДФЛ из выплаты. Итоговая сумма, которая останется в вашем распоряжении, зависит от налогового режима.

Выплата дивидендов в сумме 100 тыс. рублей

Рассмотрим расчет на примере ОСНО.

Кроме того, со всей суммы прибыли (200 тыс. рублей) нужно заплатить налог на прибыль по ставке 20%. В данном случае неважно, будет ли затем чистая прибыль направлена на выплату дивидендов или останется в компании, — ставка налога не меняется.

НПР = 200×20% = 40 тыс. рублей

Общая налоговая нагрузка при ОСНО будет равна сумме НДФЛ с дивидендов и налога на прибыль:

Н = 14,9 + 40 = 54,9 тыс. рублей

После выдачи дивидендов собственнику и расчетов по всем налогам из 200 тыс. рублей в компании останется на развитие:

Р = 200 — 100 — 54,9 = 45,1 тыс. рублей

Начисление зарплаты владельцам бизнеса

Владелец компании может занять в ней должность директора или другую по своему желанию. Тогда он может получать доход от своего бизнеса в виде зарплаты.

Преимущество этого варианта перед дивидендами в том, что получить деньги намного проще. Зарплату можно начислять ежемесячно, и для этого не требуется оформлять дополнительные документы и проверять финансовое положение компании.

С налогами ситуация сложнее. С одной стороны, с зарплаты нужно не только удержать НДФЛ, но еще и начислить на нее страховые взносы по ставке 30%. Но с другой стороны, зарплату и взносы можно включить в расходы, а затем уменьшить налог на прибыль или УСН.

Выплата зарплаты учредителю в сумме 100 тыс. рублей

Рассмотрим расчет на примере ОСНО. При УСН принцип будет тот же, разница только в ставке налога.

В = 114,9×30% = 34,5 тыс. рублей

Зарплата и взносы — это расходы компании, поэтому они уменьшают налогооблагаемую прибыль, и в итоге налог на прибыль будет меньше, чем при выплате дивидендов:

НПР = (200 — 114,9 — 34,5) х 20% = 50,6×20% = 10,1 тыс. рублей

Общая налоговая нагрузка при этом варианте состоит из НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль:

Н = 14,9 + 34,5 + 10,1 = 59,5 тыс. рублей

На развитие в компании останется:

Р = 200 — 100 — 59,5 = 40,5 тыс. рублей

Но при обоих налоговых режимах выплата зарплаты собственнику будет менее выгодной для бизнеса, чем дивиденды: после уплаты налогов в компании останется меньше средств на развитие.

Договор на управленческие услуги с ИП или самозанятым

Также внешний управляющий может быть и самозанятым. Ст. 6 закона № не запрещает самозанятым деятельность по обычному текущему управлению компанией. Запрещена только деятельность по арбитражному управлению в рамках процедуры банкротства.

Для самозанятых есть еще одно ограничение: они не могут в течение двух лет заключать договоры со своими бывшими работодателями. Поэтому, если собственник ранее был штатным директором или занимал в компании другую должность, стать самозанятым управляющим он сможет только через два года.

Представим, что вознаграждение управляющего составляет 30 тыс. рублей в месяц, то есть его годовой доход равен 360 тыс. рублей.

УСН = 360 000×6% = 21 600 рублей

При этом взносы составят:

В = 40 874 + (360 000 — 300 000) х 1% = 41 474 рублей

Взносы больше налога — платить его не нужно. Но взносы составляют около 11% от годового дохода. Если бы они были меньше налога, заплатить пришлось бы сумму, равную 6% от дохода, — то есть как будто только один налог без взносов. Такое становится возможным, когда доход равен 800 тыс. рублей в год или превышает его.

При доходе в 800 тыс. рублей в год сумма УСН будет равна:

УСН = 800 000×6% = 48 000 рублей

При этом взносы составят:

В = 40 874 + (800 000 — 300 000) х 1% = 45 874 рублей

Налог больше взносов, поэтому после вычета взносов из суммы налога останется 2 126 рублей к уплате. Вместе со взносами они составят сумму в 48 тыс. рублей — такую же, как УСН в 6%.

Таким образом, при годовом доходе ИП от 800 тыс. рублей установится минимальная налоговая нагрузка в 6% и станет такой же, как у самозанятых при любом уровне годового дохода.

А для предприятия, которое выплачивает вознаграждение ИП или самозанятому, сумма выплаты — это расходы. Поэтому компания может снизить налог на прибыль или УСН.

Расчеты с управляющим ИП или самозанятым с вознаграждением в 100 тыс. рублей

Рассмотрим пример для общей налоговой системы.

Чтобы у владельца бизнеса в статусе внешнего управляющего после уплаты налога осталось 100 тыс. рублей, нужно начислить ему 106,4 тыс. рублей вознаграждения. Тогда за вычетом 6% налога (106,4×6% = 6,4 тыс. рублей) у него останется ровно 100 тыс. рублей.

Вся сумма начисленного управляющему вознаграждения (106,4 тыс. рублей) — это расходы компании. Поэтому организация может уменьшить на эту сумму налогооблагаемую прибыль. В итоге налог на прибыль будет равен:

НПР = (200 — 106,4) х 20% = 18,7 тыс. рублей

Общая налоговая нагрузка при выводе средств через управляющего будет более чем в два раза ниже по сравнению с выплатой дивидендов или выдачей зарплаты:

Н = 6,4 + 18,7 = 25,1 тыс. рублей

На развитие в компании останется:

Р = 200 — 100 — 25,1 = 74,9 тыс. рублей

Но налоговики знают эту схему не хуже, чем бизнесмены. При проверке инспекторы будут стремиться доказать, что договор с управляющим фиктивный и на деле имеют место трудовые отношения.

Если им это удастся, то компании придется заплатить за все время действия договора НДФЛ, страховые взносы, а также штрафы и пени. Кроме того, организацию оштрафуют и по п. 4 ст. 5.27 КоАП на сумму до 100 тыс. рублей.

Чтобы обезопасить себя, ответственно подойдите к оформлению документов. Подробно описывайте в договоре и ежемесячных отчетах обязанности управляющего и порядок формирования цены на его услуги.

Как понять, какой вариант вывода денег подходит для вашего бизнеса

Составили для вас сравнительную таблицу. Варианты отсортированы по уменьшению налоговой нагрузки.


Варианты законного вывода прибыли из ООО

  1. Если собственнику выплачивается зарплата, проблем с проверяющими не будет, но этот способ самый невыгодный с точки зрения налоговой нагрузки. Зато зарплату можно выплачивать каждый месяц и при этом не нужно оформлять никаких документов.
  2. При получении дивидендов налоговая нагрузка немного ниже, чем при зарплате, и вопросов у налоговиков тоже не возникнет. Но дивиденды можно выдавать не чаще чем раз в квартал, и они требуют соблюдения ряда условий и специального оформления.
  3. Вывод через управляющего в статусе ИП или самозанятого позволит существенно сэкономить, но у инспекторов, скорее всего, появятся вопросы. Здесь нужно обратить особое внимание на оформление документов.

1. Заплати себе первому

Нередко предприниматели думают о себе в последнюю очередь: аренду заплачу, с контрагентами рассчитаюсь, на обслуживание оборудования потрачусь, зарплаты выдам, бонусы выпишу — а что останется, возьму себе.

Но ведь может ничего не остаться! В итоге, предприниматель всем платит сполна и даже чуть больше, а сам ужимается. На мой взгляд, это неправильно, поскольку именно предприниматель — главная причина того, что бизнес существует, создает рабочие места и приносит миру пользу.

Соответственно, предпринимателю обязательно нужно получать от этого отдачу, в том числе в виде денег.

Поэтому мое правило — сначала заплатить себе. Это не значит, что можно задерживать зарплаты, а самому покупать новые машины каждый месяц — это уже крайностью. Речь о том, чтобы закладывать в бюджете компании выплаты собственнику — так же, как закладываются зарплата маркетолога и аренда офиса.

Платить себе нужно в соответствии с ролями, которые предприниматель берет на себя в своем бизнесе. Проще всего будет объяснить на своем собственном примере.

У меня в бизнесе три роли, за каждую из которых я получаю деньги:

  1. Владелец бизнеса. За эту роль я получаю дивиденды — 15% от чистой прибыли компании. У нас удобно платить дивиденды каждую неделю, но вы можете платить раз в месяц, квартал или даже раз в год.
  2. Генеральный директор — оклад + бонус от чистой прибыли.
  3. Спикер образовательной программы — разовые гонорары.

Эти выплаты забюджетированы и подчиняются понятным правилам, а не начисляются от случая к случаю.

2. Платите столько, сколько диктует рынок и ваш бизнес

Сейчас очень легко изучить рынок труда и понять, сколько в среднем зарабатывает нужный специалист. Это понимание не означает, что вам надо платить именно столько — но вы хотя бы будете в курсе, какие предложения специалисты видят на рынке.

Исходя из этого уже можно выстраивать стратегию дальнейших действий:

  • Если вам нужен топовый специалист, то можно привлечь его на зарплату выше среднего;
  • И наоборот, если средняя зарплата вам не по карману, вы можете предложить меньше — но с другими бонусами, например, возможностью удаленной работы или частичной занятостью.

И вот где-то на стыке реалий рынка и бюджета рождается сумма заработной платы, которая будет оптимальной.

3. Узнайте ожидания по заработной плате

Уже когда вы перешли к переговорам, спросите у кандидата, сколько денег он хочет? Это всего лишь один простой вопрос, который сразу же помогает оценить адекватность человека, а также узнать его ожидания и подобрать подходящий оффер. Плюс, если ваши ожидания сильно расходятся, то вы просто не будете тратить время на бессмысленные переговоры.

Попросите кандидата ответить на этот вопрос в трех сценариях:

  • минимум — тот порог, ниже которого человек не готов опуститься ни при каких обстоятельствах;
  • норма — на какой доход он рассчитывает прямо сейчас;
  • максимум — доход, на который было бы классно выйти через год-два.

4. Зарплата должна расти, а ее процент от выручки — падать

Когда мы только создали отдел продаж два года назад, один менеджер приносил компании 500-700 тысяч рублей в месяц. Сейчас продавцы приносят в компанию уже по 1,8 млн рублей в месяц. Доходы продавцов вычисляются как процент от принесенной выручки — и если бы мы когда-то заключили с ними договор с неизменяемым процентом, то сейчас попали бы в неприятную ситуацию.

Допустим, два года назад мы договорились на 15% от выручки. Это значит, что менеджеры зарабатывали 75-105 тысяч рублей в месяц.

А сейчас эти 15% составляли бы уже 270 тысяч рублей в месяц. А ведь 1,8 млн рублей в месяц — это средняя выручка на продавца, некоторые зарабатывают еще больше.

Вполне вероятно, что еще через год один продавец сможет приносить в два раза больше. Тогда его ежемесячный доход будет за полмиллиона в месяц.

Вроде бы логично: человек улучшает результаты → растет его доход. Но это не совсем так. Чтобы один продавец мог больше продавать, вся компания проделывает колоссальную работу: создает новые продукты, улучшает существующие, генерирует больше лидов, оптимизирует CRM-систему и многое-многое другое.

А все финансовые лавры пожинают только продавцы — несправедливо.

Поэтому мы регулярно пересматриваем систему мотивации, в которой с ростом выручки снижается процент продавцов, но сама зарплата увеличивается. Я рассказываю на примере продавцов, но вы можете спроецировать этот принцип на кого надо вам.


Эти четыре правила помогают мне взглянуть на вопрос зарплат со всех точек зрения: я учитываю свои интересы, финансовую модель компании, интересы сотрудника, реалии рынка. В результате я могу быть уверен: мы платим сотрудникам столько, сколько нужно.

Читайте также: