Чем должны руководствоваться ученики при выборе профессии

Обновлено: 16.06.2024

При выборе профессии главное - сделать правильный выбор, в противном случае, о получении удовольствия от работы, можно сразу забыть. Психологи давно установили закономерность, что если работа приносит радость самому работнику, то коэффициент его полезного действия повышается в несколько раз. Например, если есть склонность к педагогическим профессиям, то не следует заниматься юриспруденцией или экономикой, насколько бы заработная плата в этой сфере ни отличалась в лучшую сторону.

Работа в удовольствие
Когда профессия приносит удовольствие, то рабочее время протекает гораздо быстрей, а главное, непосредственный начальник остается доволен результатом, так как в это вкладывается душа. Стоит также заметить, что и время, необходимое для затрачивания на рабочие действия, заметно сокращается, так же как и повышается эффективность. Это главное, что следует помнить.

Выбор профессии как жизненная перспектива
Что касается карьерного роста, то при правильном выборе профессии, при соотношении всех за и против, можно взойти по карьерной лестнице довольно высоко, причем, затратив на это гораздо меньшее количество времени, чем аналогичные люди. Если есть природная предрасположенность к чему-либо, ей следует воспользоваться в своих целях, а это уже будет замечено со стороны начальства или руководства, так что в этом случае процент отдачи будет гораздо выше.

Зарплата и все, что с этим связано
Получать хороший оклад за свою работу, хочет каждый. Работа должна удовлетворять всем параметрам и отвечать внутренней предрасположенности каждого человека в отдельности, в противном случае не будет удовольствия, а вытекающее последствие только одно – ссоры, скандалы, порча нервов и неизбежное увольнение. Постоянная смена рабочего места еще не шла никому на пользу, поэтому выбор профессии нужно делать осознанно и определяться в последние годы обучения в школе и целенаправленно набирать нужные навыки, необходимые для дальнейшего развития карьеры.

Как правильно выбрать профессию?

Три позиции выбора профессии:

ХОЧУ – интересы, склонности ребенка, желание заниматься интересующим его делом;

МОГУ – уровень подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности;

НАДО – спрос на профессию, потребность в ней общества.

Три фактора, которые необходимо учитывать при выборе профессионального пути:

Объективный – востребованность специальностей и профессий, конъюнктура рынка труда, стадии развития отраслей и т.д.

Субъективный – Способности и личностные качества, интересы и мотивация, знания и умения и т.д.

Ситуативный – везение, возможности, связи, знакомства и.д.

Семь шагов к взвешенному решению

1. Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности;

выбираемая профессия и жизненные цели;

выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование

Что нужно знать при выборе будущей профессии? Какое учебное заведение выбрать?

ВложениеРазмер
sovety_po_vyboru_professii.doc 33 КБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Советы по выбору профессии

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю.

∙ Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

∙ Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов. Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.

∙ Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!

∙ Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

∙ Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

∙ Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

Что нужно знать при выборе

∙ Выбирайте институты с государственной аккредитацией.

∙ Помните! В настоящий момент ваши дети могут одновременно поступать в несколько университетов и институтов.

∙ Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная).

∙ Платное или бесплатное обучение. Размер оплаты.

∙ Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования).

∙ Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим).

∙ Какова продолжительность обучения.

∙ Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников.

∙ Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата.

∙ Переговорите с теми, кто закончил ВУЗ, в который вы хотите поступать.

Ошибки при выборе

∙ Отношение к выбору профессии как к неизменному.

∙ Бытующие мнения о престижности профессии .

∙ Выбор профессии под влиянием сверстников (за компанию, чтобы не отстать) .

∙ Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию

∙ Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной професси и

∙ Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий.

∙ Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях).

∙ Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методические рекомендации родителям "Ошибки при выборе профессии"

Перечислены наиболее часто встречающиеся ошибки, совершаемые нами при выборе профессии.


"Мотивы выбора профессии" (занятие факультатива "Профессиональное самоопределение школьников")


Выбор профессии. Методические рекомендации.

профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противор.


Взаимосвязь дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями школьника и выбором профессии.(Исследовательская работа)

Показать взаимосвязь темперамента и дерматоглифических узоров на пальцах с психологическими особенностями личности, выбором профессии учащихся.


Проблема выбора профессии. Рекомендации родителям по профориентации детей.

Материалы стенда для родителей по профориентации детей. Тематика:Проблема выбора профессии. Рекомендации родителям по профориентации.Как помочь детям минимизировать ошибки в выборе профессии.Оказание .


Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации учащихся.

Материалы стенда для учителей по профориентации детей. Тематика:Проблема выбора профессии. Рекомендации учителям по профориентации.Как помочь ученикам минимизировать ошибки в выборе профессии.Оказание.


Рекомендации родителям "Выбор профессии ребенка"

Выбор профессии – важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребёнка, его склонности , способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.

Выбор специальности — один из главных и первых серьезных шагов, которые мы делаем, и именно он во многом определяет нашу жизнь. Как выбрать профессию и не пожалеть о ней через много лет,
рассказывают эксперты




Говорят, что счастье — это когда работа совпадает с увлечением, когда она приносит радость. Но для всех эта радость разная. Для кого-то она в высокой зарплате, для кого-то это возможность творить, кто-то не мыслит жизни без новых впечатлений и встреч. А есть такие, для кого нет ничего лучше тишины и спокойствия. Но всех объединяет одно — желание, чтобы их труд был нужен и приносил плоды.

Конечно, приведенные ниже пункты — это всего лишь рекомендации, но никак не обязательные к исполнению предписания. В таком важном, можно даже сказать, судьбоносном деле, как выбор профессии, право принимать окончательное решение принадлежит вам и никому другому. Однако, возможно, наша инструкция поможет задать вашим размышлениям правильный ход.

Определите, к каким школьным предметам вы испытываете больше склонности: к гуманитарным (литература, языки, история), точным (математика, физика, информатика), естественным (биология, химия, география), творческим (музыка, рисование). А может, больше всего вы любите физкультуру?

Бывает и так, что либо все предметы в школе даются одинаково легко, либо душа не лежит ни к одному из них. Тогда можно проделать следующее упражнение.

Возьмите лист бумаги и напишите список мест, где бы вам хотелось работать. При этом можете не сдерживать свою фантазию и запросы. А теперь представьте, что в этих учреждениях вам придется находиться в течение многих лет пять дней в неделю. Скорее всего, часть из них вы тут же вычеркните.

Мы поговорили с психологами, коучами и предпринимателем, чтобы найти ответ на один из самых сложных вопросов — что сделать, чтобы определить цель в жизни

В советские времена, когда жизнь людей была более-менее стабильной, вчерашние школьники выбирали профессию, руководствуясь большей частью идеалистическими представлениями о своем будущем: они мечтали делать научные открытия, строить города, защищать родину, осваивать новые земли, а те, кто не чувствовал склонности к наукам, всегда имели возможность получить хорошую рабочую специальность в профтехучилищах и техникумах.

Переход страны на капиталистические рельсы внес в романтический настрой молодого поколения существенные коррективы. Теперь выбор большей частью стал падать на востребованные профессии, приносящие стабильный доход и, желательно, не требующие больших усилий (по крайней мере, физических). В итоге уровень специалистов в разных областях в значительной степени снизился — когда учеба не в радость, а профессия совершенно не интересует, нет никакого желания прилагать усилия. Получил диплом — и ладно, главное, найти денежную работу. Но деньги ведь еще не все, они кружат голову лишь поначалу, а нелюбимая работа еще никого не делала счастливым. Проходит несколько лет, и начинают приходить на ум школьные мечты о карьере музыканта или математика, но рутина уже затянула, и на то, чтобы что-то поменять в жизни, нет ни времени, ни решимости.

Поэтому, выбирая будущую профессию, не думайте только о прибыли. Позвольте себе пойти за мечтой и стать счастливым.

Порой родители пытаются реализовать в детях свои несбывшиеся мечты. Они насильно отдают сыновей и дочерей в престижные вузы, невзирая на мечты и желания отпрысков. Вот и выходит, что гениальная художница всю жизнь работает бухгалтером, а талантливый повар — менеджером среднего звена. В результате несчастными оказываются все: родители — потому, что их дети так ничего не добились на том поприще, куда они их отправили, а дети — из-за того, что так и не смогли найти применение своим талантам.

Конечно, не нужно пренебрегать родительским мнением. Безусловно, к нему можно и нужно прислушиваться, но окончательный выбор профессии всегда должен оставаться за вами. Только так вы сможете быть счастливы и состояться как профессионал.

Этот же совет относится к тем, кто пытается выбрать профессию, поддаваясь моде. Помните, что мода временна, а профессия — это на всю жизнь.

Задумываться о выборе профессии никогда не рано. Конечно, первые детские мечты стать водителем катка или продавцом мороженого еще тысячу раз поменяются, но главное, что ребенок уже начал размышлять над тем, кем он станет в будущем.

Обычно более-менее четкое понимание жизненных интересов приходит в средних классах, и в это время уже можно начинать работать над своей будущей профессией: посещать тематические кружки, читать дополнительную литературу. Во-первых, это заложит фундамент знаний для выбранного дела, во-вторых, поможет понять, действительно ли это то, что нужно, чтобы к моменту окончания школы уже четко понимать, куда поступать.

Ошибочно делить профессии на престижные и непрестижные. Согласитесь, лучше быть хорошим столяром или швеей, нежели посредственным журналистом или, того хуже, плохим врачом. И если не получилось поступить в вуз, зато есть большое желание шить красивую одежду или готовить изысканные блюда, смело получайте среднее специальное образование, — и вперед, навстречу мечте.


Чтобы сузить круг внутри выбранного направления, необходимо отсечь все лишнее. Большинство профессий — это набор определенных видов операций, и чтобы исключить лишние профессии из рассмотрения, просто отсеките те виды деятельности, которые вам не нравятся. Разделите их на два вида: то, что не хотите делать ни в каком виде, и то, на что в принципе согласны, но удовольствия от выполнения этих операций получать не будете.

Второй список операций, которые делать нравится, составить уже будет проще. Напишите, что вы готовы делать просто для удовольствия, даже если за это не будут платить, и вторая часть — что-то, что вам просто нравится и от чего вы не устаете. Имея оба списка, посмотрите, какие профессии подходят под это. Составьте список 5-9 профессий и пообщайтесь со специалистами в этих сферах, а лучше запишитесь на стажировку, даже если она не оплачиваемая, чтобы понять, ваше это или не ваше.

В итоге одна-две профессии вам точно придутся по душе. В идеале нужно выбрать ту сферу, где вам захочется попасть в топ-10 специалистов если не мира, то хотя бы страны или своего города.

— Профессия – это вид трудовой деятельности. Отсюда выбрать профессию, означает выбрать вид деятельности, набор операций, который поддержан знаниями и постоянно углубляющимся опытом. А понять, по душе ли вам профессия, можно только через пробу этого набора дел. Выбор профессии — выбор труда. Именно поэтому просто прочитать о профессии не даст возможность убедиться, что вы понимаете действительный процесс, а главное — какого вам внутри этого процесса.

Дмитрий Соболев, семейный и личностный психолог:

В моей практике были случаи, когда родители водили своих детей на работу к знакомым, чтобы ребенок мог иметь реальные представления о тех профессиях, которые его заинтересовали.


Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.


Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.


Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

- во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

- во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

- в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

1. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2. Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

Похожие статьи

Мотивационные факторы в выборе профессии. | Молодой ученый

выбор профессии, интерес, профессиональная деятельность, дополнительное образование, потребность, вид деятельности, мотивация, мотив, выбор, профессиональное самоопределение.

Профессиональное самоопределение школьников: сущность.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Мотивированный выбор профессии – основа.

Мотивированный выбор профессии – основа профессионального успеха. Автор: Бутримова Наталья Вениаминовна.

Профессиональная мотивация личности может быть представлена как процесс стимулирования себя и других людей к достижению определенных.

Понятие профессионального выбора в современных.

профессиональный выбор, выбор профессии, профессиональное самоопределение, выбранная профессия, профессия, профессиональное самоопределение личности, будущая профессия.

Психологические особенности профессионального.

профессиональное самоопределение, юношеский возраст, юноша, трудовая деятельность, тип профессии, профессия типа, материальная обеспеченность, девушка, вывод, выбор профессии.

Особенности профессионального самоопределения.

профессиональное самоопределение, выбор профессии, профессиональная направленность, профессиональная деятельность, мир профессий, рынок труда, автономная личность.

Мотив выбора профессии студентами, обучающимися по.

Основные термины (генерируются автоматически): мотив, деятельность, самая деятельность, профессия психолога, профессиональная мотивация, профессиональная деятельность

Взаимодействие родителей со старшеклассниками в период выбора профессии.

Готовность к выбору профессии

Ключевые слова: старшеклассники, профессиональное самоопределение, готовность к выбору профессии. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития.

Как выбрать будущую профессию обучающимся старших классов

Задачей данного этапа является уточнение выбора профессии, построения плана профессионального пути.

Важную роль в выборе профессии старшеклассников играет медико-биологический аспект.

img14

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

  • • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • • читайте специализированные книги и журналы;
  • • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности/b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • • выбор профессии за компанию;
  • • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • • отождествление учебного предмета с профессией;
  • • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

  • • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

  • • увлечение только внешней стороной профессии;
  • • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • • незнание требований профессии к человеку;
  • • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • • О какой работе вы мечтаете?
  • • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

kb02_2016-pic15

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося

  1. 1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. 2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

kb02_2016-pic16

Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

kb02_2016-pic17

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

kb02_2016-pic18

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

Читайте также: