Бухгалтер востребованная ли профессия 2021

Обновлено: 04.05.2024

Поводом для организации мероприятия такого формата послужило высказывание заместителя Министерства финансов России Татьяны Нестеренко о том, что следствием стремительного проникновения в нашу жизнь цифровых технологий станет исчезновение профессии бухгалтера. С мнением чиновника в свое время согласился и Алексей Кудрин, спрогнозировавший, что в ближайшие годы некоторые профессии, в том числе бухгалтера, заменят роботы.

Предлагаем вниманию читателей краткие итоги дискуссии.

В начале немного статистики для более полного представления о сложившейся в стране ситуации.

В январе 2019 года пресс-служба Минтруда РФ озвучила результаты мониторинга вакансий, согласно которому в 2018 году самой востребованной стала профессия бухгалтера. Причем по сравнению с 2017 годом потребность в бухгалтерах выросла на 23%.

Палата налоговых консультантов РФ существует 17 лет и более 40% профессионального сообщества консультантов по налогам и сборам составляют бухгалтеры.

Кому нужен бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет важен собственникам бизнеса. Для развития бизнеса требуется инвестиционная привлекательность компании, а одним из главнейших источников информации для инвесторов и акционеров выступает финансовая отчетность. Все хотят понимать, на какие дивиденды можно рассчитывать, как распределяется прибыль, какие риски и дополнительные возможности несут те или иные финансовые операции, как развивается бизнес.

Дать ответы на эти вопросы собственнику поможет бухгалтер, ведь защита интересов компании — его главная задача. В подавляющем большинстве бухгалтер уже давно не счетовод, а управленец, в его функции входит не просто подсчет прибыли и убытков, а управление налоговой нагрузкой, оценка возможностей при осуществлении тех или иных финансовых операций для организации, правовое обоснование договоров и бизнес-решений. Автоматизировать эту функцию пока невозможно.

Как трансформируется профессия бухгалтера

Содержание профессии изменяется под влиянием стремительного технического прогресса и требований рынка. Главная цель бухгалтера в будущем — быть правой рукой собственника. Чтобы уверенно вести дела и выиграть в борьбе с конкурентами, собственникам сейчас как никогда прежде необходимо вести бизнес гибко, принимать нестандартные решения, просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед. Дать информацию о финансовых показателях компании, своевременно предупредить о негативных последствиях и предвидеть новые возможности — это и есть функция современного бухгалтера.

Профессия адаптируется под новые реалии и условия ведения бизнеса. Доля рутинного труда сокращается, уступая место аналитической работе. При составлении отчетности становится важным не только точное отражение финансовых результатов, экономических показателей — эта функция как раз и будет автоматизироваться, — но и применение финансовых оценок, суждений.

В функции бухгалтера будущего входит обеспечение руководства компании полной достоверной оперативной финансовой информацией для принятия эффективных управленческих решений, выявление сильных и слабых сторон организации, эффективное и активное взаимодействие с другими ее службами, профессиональное суждение, выработка точной учетной политики.

В настоящее время подготовлен законопроект о публичной нефинансовой отчетности, который определяет общие подходы к ее составлению, аудиту и раскрытию информации.

Предполагается расширение трудовых функций в соответствии с новой редакцией профессионального стандарта, и, чтобы соответствовать ему, бухгалтеру необходимо активно осваивать дополнительные компетенции. С большой долей вероятности уже скоро профессия бухгалтера потребует наличия знаний и навыков налогового консультанта, внутреннего аудитора, финансового директора, специалиста по МСФО.

Профессию бухгалтера ждет развитие

Участники панельной дискуссии пришли к следующим выводам.

Говорить о том, что профессия бухгалтера исчезнет, не только преждевременно, но и безосновательно. Внедрение автоматизированных интеллектуальных систем для электронного хранения документов и составления отчетности станет не угрозой, а дополнительным инструментом, управлять которым без привлечения человеческих ресурсов невозможно. Во многом это обусловлено тем, что российское законодательство не позволяет однозначно трактовать даже самые простые договорные операции, а ожидать упрощения законодательства в ближайшее время не приходится, скорее наоборот.

В связи с этим был сделан вполне логичный вывод о том, что угроз исчезновения профессии на сегодняшний день нет. А вот новых возможностей для развития — масса. Для чего необходимо учиться грамотно работать с правовой аналитической информацией, повышать квалификацию, прислушиваться к мнению экспертов и осваивать смежные профессиональные области.

Фото: пресс-служба

О том, почему компании все чаще отдают бухгалтерию на аутсорсинг и как сделать на этом бизнес, используя контекстную рекламу, РБК+ рассказал операционный директор Global Finance Дмитрий Некрасов.

— Сейчас много разговоров о том, что бухгалтер — одна из тех профессий, которые могут исчезнуть в ближайшем будущем. Это действительно так?

— Что будет происходить на этом фоне с вашим бизнесом?

— Тут есть еще одна тенденция: все видят, что сильно ужесточается законодательство и контроль со стороны налоговых органов, в том числе с помощью программных средств. Повышается ответственность, заводится огромное количество уголовных дел на предпринимателей. Цена ошибки сильно выросла, и сейчас директора и собственники бизнеса при принятии решения хотят услышать мнение нескольких экспертов и готовы больше платить за бухучет.

У бухгалтерской компании даже среднего уровня много клиентов из разных отраслей, больше экспертизы, чем у штатного бухгалтера или, тем более, бухгалтера-фрилансера. Второй момент — ответственность юрлица, то есть бухгалтерской компании, выше, чем бухгалтера в штате, потому что сегодня он работает здесь, а завтра — в другом месте. Собственники не всегда доверяют бухгалтерам — случаются и продажи клиентских баз, и переходы бухгалтеров в конкурирующие организации. В нашей практике была крупная финансовая компания, чей бухгалтер ушла в плановый отпуск на две недели, а в итоге осталась за границей строить личную жизнь. В бухгалтерском аутсорсинге такого нет. Третий момент: многие компании сейчас не хотят, чтобы на их площадке располагалась бухгалтерия. Бухгалтерия — это накладные расходы на содержание и обучение. На аутсорсинг многие переходят не от хорошей жизни, а ради сокращения затрат.

— Кто сейчас основные клиенты бухгалтерского бизнеса?

— Это торговля, услуги, производство, строительство, общепит, лесное и сельское хозяйство, транспортные компании, международные компании, которые здесь открывают представительства. Такси, строительство, рестораны — это в основном не наши клиенты. Есть бухгалтерские компании, которые ориентируются на малый бизнес. Мы считаем, что это стратегическая ошибка небольших компаний, потому что малый бизнес — это клиенты бухгалтеров-фрилансеров. Мы ориентируемся больше на средний и крупный бизнес. Бухгалтерская компания — это в любом случае операционные расходы на офис, на содержание штата людей, на обучение сотрудников. При маленьком среднем чеке это будет работа на уровне нуля.

— Отличается ли структура клиентов в городах миллионниках и более мелких городах?

— В мелких городах эту услугу знают хуже, но накладные расходы и зарплаты бухгалтеров там ниже. Поэтому компании из небольших городов могут переманивать к себе клиентов из городов-миллионников. Много есть партнеров по России, которые ведут московских клиентов у себя в городах. Например, ЛУКОЙЛ всю бухгалтерию перевел на аутсорсинг в Волгоград. Там создан центр компетенций в области бухгалтерского и налогового учета, где сейчас работает порядка 800 человек.

— Ваши франчайзи — это в основном бывшие главные бухгалтеры?

— У нас сейчас около 200 партнеров. 70% — это бухгалтеры, которые работают в найме и хотят открыть свой бизнес. Они понимают, что в перспективе нескольких лет их могут сократить, потому что рынок движется к автоматизации. А это узкоспециализированные люди, им сложно перестроиться на новую сферу деятельности. Около 5% — непрофильные компании, которые просто решили заработать на своей бухгалтерии, чтобы те дополнительно вели других клиентов и операционно выходили в ноль или на небольшую прибыль. 10% — серийные предприниматели, которые пытаются диверсифицировать бизнес, например юридические компании, которые открывают новые направления. 15% партнеров — бухгалтерские компании, у которых нет компетенций привлечения новых клиентов через интернет.

— Как вы помогаете им привлечь клиентов?

— Традиционные каналы вы совсем не используете?

— Сколько жителей должно быть в городе, чтобы он стал вам интересен?

Фото: пресс-служба

О том, почему компании все чаще отдают бухгалтерию на аутсорсинг и как сделать на этом бизнес, используя контекстную рекламу, РБК+ рассказал операционный директор Global Finance Дмитрий Некрасов.

— Сейчас много разговоров о том, что бухгалтер — одна из тех профессий, которые могут исчезнуть в ближайшем будущем. Это действительно так?

— Что будет происходить на этом фоне с вашим бизнесом?

— Тут есть еще одна тенденция: все видят, что сильно ужесточается законодательство и контроль со стороны налоговых органов, в том числе с помощью программных средств. Повышается ответственность, заводится огромное количество уголовных дел на предпринимателей. Цена ошибки сильно выросла, и сейчас директора и собственники бизнеса при принятии решения хотят услышать мнение нескольких экспертов и готовы больше платить за бухучет.

У бухгалтерской компании даже среднего уровня много клиентов из разных отраслей, больше экспертизы, чем у штатного бухгалтера или, тем более, бухгалтера-фрилансера. Второй момент — ответственность юрлица, то есть бухгалтерской компании, выше, чем бухгалтера в штате, потому что сегодня он работает здесь, а завтра — в другом месте. Собственники не всегда доверяют бухгалтерам — случаются и продажи клиентских баз, и переходы бухгалтеров в конкурирующие организации. В нашей практике была крупная финансовая компания, чей бухгалтер ушла в плановый отпуск на две недели, а в итоге осталась за границей строить личную жизнь. В бухгалтерском аутсорсинге такого нет. Третий момент: многие компании сейчас не хотят, чтобы на их площадке располагалась бухгалтерия. Бухгалтерия — это накладные расходы на содержание и обучение. На аутсорсинг многие переходят не от хорошей жизни, а ради сокращения затрат.

— Кто сейчас основные клиенты бухгалтерского бизнеса?

— Это торговля, услуги, производство, строительство, общепит, лесное и сельское хозяйство, транспортные компании, международные компании, которые здесь открывают представительства. Такси, строительство, рестораны — это в основном не наши клиенты. Есть бухгалтерские компании, которые ориентируются на малый бизнес. Мы считаем, что это стратегическая ошибка небольших компаний, потому что малый бизнес — это клиенты бухгалтеров-фрилансеров. Мы ориентируемся больше на средний и крупный бизнес. Бухгалтерская компания — это в любом случае операционные расходы на офис, на содержание штата людей, на обучение сотрудников. При маленьком среднем чеке это будет работа на уровне нуля.

— Отличается ли структура клиентов в городах миллионниках и более мелких городах?

— В мелких городах эту услугу знают хуже, но накладные расходы и зарплаты бухгалтеров там ниже. Поэтому компании из небольших городов могут переманивать к себе клиентов из городов-миллионников. Много есть партнеров по России, которые ведут московских клиентов у себя в городах. Например, ЛУКОЙЛ всю бухгалтерию перевел на аутсорсинг в Волгоград. Там создан центр компетенций в области бухгалтерского и налогового учета, где сейчас работает порядка 800 человек.

— Ваши франчайзи — это в основном бывшие главные бухгалтеры?

— У нас сейчас около 200 партнеров. 70% — это бухгалтеры, которые работают в найме и хотят открыть свой бизнес. Они понимают, что в перспективе нескольких лет их могут сократить, потому что рынок движется к автоматизации. А это узкоспециализированные люди, им сложно перестроиться на новую сферу деятельности. Около 5% — непрофильные компании, которые просто решили заработать на своей бухгалтерии, чтобы те дополнительно вели других клиентов и операционно выходили в ноль или на небольшую прибыль. 10% — серийные предприниматели, которые пытаются диверсифицировать бизнес, например юридические компании, которые открывают новые направления. 15% партнеров — бухгалтерские компании, у которых нет компетенций привлечения новых клиентов через интернет.

— Как вы помогаете им привлечь клиентов?

— Традиционные каналы вы совсем не используете?

— Сколько жителей должно быть в городе, чтобы он стал вам интересен?


Есть мнение, что с развитием технологий профессия бухгалтера останется в прошлом. Мария Скорик, практикующий главбух с большим опытом, поделилась своим взглядом на будущее бухгалтера и специалистов других направлений, которых может вытеснить цифровизация.

Периодически в СМИ поднимается буря обсуждений на тему будущего некоторых специальностей в грядущую цифровую эпоху. Уже не одна публичная личность высказалась, что отдельных квалифицированных специалистов смоет волной цифровизации за борт востребованности на рынке труда. Дальше эту цитату, причём в самых мрачных цветах, не освещает только ленивый.

Интересно, что поводом для очередной шумихи служат по большей части вырванные из контекста фразы, авторы которых говорили совсем о другом. И подобное наблюдается не только у нас, но и в ближнем зарубежье. Не буду лукавить, некоторые публикации заставляли поволноваться и меня, поэтому я решила разобраться более детально, в чём, собственно говоря, заключается вызов времени и не пора ли поменять профессию на случай, если не в понедельник, то уж во вторник точно меня автоматизируют совсем.

Не спешите менять специальность

От истоков к изменениям

Безусловно, цифровизация – это естественный процесс, вызванный стремительным развитием технологий. И, скорее всего, не менее болезненно поначалу воспринимались такие события, как развитие фабричного производства с появлением парового двигателя, расширение масштабов производства с внедрением конвейерной сборки и кардинальные изменения в работе с бумажными документами при появлении первых компьютеров.

Да и в самой нашей профессии за последние 30–40 лет произошли огромные перемены. Если в 70-х годах прошлого века мои бабушки (обе – главные бухгалтеры крупных организаций) производили вычисления с помощью деревянных счётов или арифмометра и, значительно позже, с помощью калькулятора, то в конце 80-х – начале 90-х в учёте мне уже помогал компьютер.

Замечательно, что сейчас все бумаги заменяют различные IT-системы, каждая из которых выполняет свои функции. В 90-е, ставшие для многих специалистов поворотными в карьере, подстраиваясь под требования ограниченности временного ресурса, приходилось пользоваться ежедневниками, занося в них контакты, планируемые встречи, важные мероприятия. Спустя несколько месяцев для того, чтобы найти нужный контакт или важную запись, приходилось листать блокнот и вспоминать о событиях. Стоит вспомнить и огромное количество отчётов для руководства, распечатываемых еженедельно. Теперь всю эту громоздкую схему заменяют несколько сервисов и приложений. Нанесён ли этим удар по специалистам ряда профессий – нет конечно, оптимизация этих процессов за счёт автоматизации высвободила огромную массу времени, которую теперь можно эффективно использовать. А вот как грамотно использовать бесценный ресурс – время – это тема целого ряда отдельных тренингов, один из которых тайм-менеджмент. Причём, что особенно важно, существуют тренинги, специально адаптированные под нашу профессиональную деятельность.

Роль бухгалтера в организации

Если же подойти к теме перемен совсем серьёзно, то глобальные перемены, с которыми мы с вами неизбежно столкнёмся, обсуждаются не только в нашем профессиональном сообществе, но и на отраслевых форумах, и на уровне правительств государств, и на международном уровне. Так, в рамках прошедшего в Давосе ежегодного экономического форума аналитиками отмечено, что в новом десятилетии правительства, компании и рынки столкнутся с острейшими проблемами, которые порождены мегатрендами, преобразующими экономические, политические, общественные и экологические системы. По их оценкам, автоматизация и роботизация к 2035 году могут отнять у людей до 50 % рабочих мест. И очевидно, что ускорение технологического развития уже к 2030 году может кардинальным образом отразиться на всех сферах жизни почти во всех странах и на всех континентах.

Но изменился не только мир, внедряющий новые технологии, но и вырос статус бухгалтера на предприятии. Не торопитесь саркастически улыбаться. Я не буду сейчас отвлекаться на проблемы, продиктованные отношением к специалистам со стороны некоторых работодателей. Корень проблемы взаимоотношений здесь больше в состоянии экономики, чем в стремительном проникновении IT-технологий во все сферы нашей жизни.

Данные бухгалтерского учёта служат основой для управленческих отчётов, поэтому важность достоверности финансовой отчётности предприятий для внешних и внутренних пользователей – это риски и зона ответственности каждого бухгалтера. Именно вовлечённость в бизнес-процесс и в систему управления на предприятии – вот что кардинальным образом отличает современного бухгалтера от его коллег прошлого века. Глубокое понимание специфики бизнеса, постоянное взаимодействие с руководителями других подразделений, совместная работа над составлением технических заданий при внедрении систем комплексной автоматизации на предприятиях – это совершенно новые направления в профессии, требующие и дополнительных знаний. Этот внушительный список профессионального багажа, разумеется, стоит дополнить обширнейшим кейсом из смежных и не очень профессий. Уверена, что даже среди рядовых специалистов в области бухучёта нет бухгалтера, не знакомого в той или иной степени с управленческим учётом, бюджетированием, финансовым анализом, МСФО, кадровым делом, архивным делом, положениями трудового кодекса, гражданским и налоговым правом. Положения отдельных статей КоАП и УК РФ бухгалтеру также знакомы.

Мне сложно найти специалиста, чьи знания и навыки требовали бы постоянных корректировок. Очевидно, не каждая нервная система способна выдержать такой ритм, спасают тренинги по стресс-менеджменту. А без навыков в области психологии общения попробуйте получить первичные документы от ответственных лиц в срок.

Преимущество над технологиями

Сколько же IT-систем надо внедрить при условии грамотно составленного ТЗ, чтобы эти системы отслеживали все изменения в законодательстве в области бухгалтерского учёта, налогообложения и не только, но ещё и анализировали все новации на предмет отсутствия противоречий действующему законодательству. Задача состоит ещё в том, чтобы грамотно применить эти нормы, либо адаптируя к ним бизнес-процессы, либо минимизируя риски. Как тут не вспомнить фрагмент из советского детского фильма, где роботу задают классическую задачку про сидящие на трубе буквы: результат – лёгкое задымление в основном блоке управления роботом. Как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.

Поэтому сочетание таких качеств бухгалтера как внимательность и усидчивость, широкий диапазон знаний в сочетании с умением адаптировать их к требованиям различных бизнес-процессов, аналитические способности в сочетании с навыками общения, навыки работы с большими объёмами информации, помноженные на управленческие навыки, – вот самый яркий пример soft-skills. Бухгалтер, как всегда, либо идёт в ногу со временем, либо – в отдельных вопросах – чуть опережает. Поэтому изменение отношения к специалистам в этой области считаю делом времени, поскольку если вернуться к анализу судебной практики, то неотъемлемой составляющей положительных кейсов являются имеющиеся в наличии у налогоплательщика грамотно оформленные комплекты первичных документов в сочетании с глубокими аналитическими отчётами, являющиеся самыми надёжными аргументами, подтверждающими наряду с показаниями руководителя и деловую цель и финансовую обоснованность сделок.

Полагаю, что этот тренд спустя какое-то время благодаря глобализации распространится и на наш рынок труда. А в связи с тем что нашей экономике настоятельно посоветовали более активно расти и развиваться, специалисты, волшебным образом сочетающие в своей практике технические и гуманитарные знания и имеющие стойкий навык постоянно учиться, будут очень даже востребованы и ценимы. А вот хайповые статейки, в отличие от аналитических обзоров, может неплохо писать и бот.

В заключение хочется посоветовать специалистам тех областей, где полным ходом идёт внедрение автоматизации, поменьше обращать внимание на громкие заголовки о том, что роботы наступают повсюду, а лучше заранее задуматься, на что будет направлен образовавшийся временной резерв. Возможно, это будет повышение квалификации, а может, вас заинтересуют смежные профессии. Например, бухгалтер может дополнительно пройти курс налогового консультанта. Я также знаю много замечательных юристов в области налогового права, в прошлом бухгалтеров или экономистов. Кто-то, обладая хорошим профессиональным багажом, может заняться внедрением IT-проектов. На мой взгляд, диапазон, в котором можно применить свои знания, немного подкорректировав их в соответствии с требованиями времени, наоборот, расширяется. Всё больше востребованными становятся специалисты, умеющие гибко совмещать несколько профессий. Поэтому хочу пожелать всем читателям журнала творческого развития и профессиональных успехов.

Читайте также: