Биотехнические и медицинские аппараты и системы что за профессия

Обновлено: 16.05.2024

На вопрос о выборе специальности студенты отвечают по-разному. Кто-то попал случайно, другим подсказали родители, но большинство сделали этот выбор осознанно, учитывая будущие возможности и перспективы. Студентам очень нравится, что это направление объединяет в себе медицину, технику, информатику, экономику, что не ограничивает будущих возможностей, ведь область их деятельности связана c техническими средствами и технологиями для обслуживания человека во всех производственных и бытовых сферах. Значительная часть таких средств относится к медицинской технике: разработка новых технологий диагностики и лечения, создание компьютерных программ, которые позволят обрабатывать огромное количество различных данных для медицинских исследований. Все это открывает студентам интересные горизонты, свободу мысли и творчеству.

Программа обучения предусматривает фундаментальную общеинженерную подготовку, углубленное изучение электроники и информационных технологий (электроника и микропроцессорная техника, ремонт электронного медицинского оборудования, языки программирования, сети, базы данных, интернет-технологии, компьютерная графика и др.), цикла биологических и медико-технических дисциплин (биология человека и животных, биофизика, медицинские приборы, аппараты, системы и комплексы, основы теории биотехнических систем, сервисное обслуживание биомедицинской техники и др.), а также включает расширенный экономический блок (экономика предприятия, маркетинг и менеджмент). Обучение сопровождается интенсивным изучением иностранного языка.

Обучение ведется на высоком уровне, и такое большое количество приобретаемых студентами знаний и навыков пригодится студентам в любой сфере деятельности. Каждый без исключения отвечает, что учиться здесь очень интересно. Обучение включает в себя познавательные лекции, большое количество семинарских занятий, где студенты выступают в роли преподавателей, просмотры документальных фильмов, интересные практические занятия, где можно не только поработать с техникой, медицинским оборудованием, но и в лабораторных условиях понаблюдать за протеканием различных процессов в биохимии, микробиологии, познакомится с приборами и установками физики, электротехники, гидравлики. Посетить увлекательные конференции и принять в них участие. Студенты старших курсов проходят практику в больницах и медицинских центрах, тем самым, применяют и закрепляют полученные знания и тесно знакомятся с профессией и будущей сферой деятельности. Но основной задачей студентов является подготовка и сдача сессий, поскольку нужно не только вовремя защитить все работы и получить зачеты, но и сдать экзамены. Свои трудности здесь бывают у всех, загруженность, здоровье и образ жизни студентов, иногда, выбивают из колеи, но друзья и коллеги всегда найдут время чтобы помочь. Студенческие коллективы здесь очень дружны, что является плодом усердной работы кураторов и преподавателей.

Студенческая жизнь вне учебы включает в себя огромный спектр возможностей, это и различные развлекательные мероприятия, проводимые как студентами, так и преподавателями, большое количество студенческих организаций приглашает учащихся в свои коллективы, вокальные, танцевальные, театральные студии, здесь каждый найдет себе применение и раскроет все свои таланты. Регулярно проводятся студенческие капустники. Студенты участвуют в различных митингах, праздничных шествиях, посещают спортивные секции, скалодром, конклуб, выезжают в походы. Студенческий клуб университета проводит огромное количество занятий по личностному совершенствованию и приобретению лидерских качеств.

Биомедицинская техника — это современное стремительно развивающееся направление. Создание новых технологий, приборов, компьютерных программ, обусловливает высокую необходимость привлечения специалистов этой области, специалистов, которые обеспечивают работу такой техники, занимаются ее обслуживанием и разработкой.

Здорово, когда инженер может внести свой вклад в медицину, участвуя в обследовании, диагностике, лечении пациентов, прогнозировании и статистической обработке различных факторов.

Выпускники этой специальности:

  • разработчики электронной медицинской техники и биотехнических систем различного назначения, способные грамотно составлять медико-технические требования на изделие, разрабатывать и осваивать производство современной медицинской техники и БТС, обеспечивать ее прохождение через Государственную систему сертификации и внедрять на рынке медицинской техники.
  • клинические инженеры по техническому обеспечению медицинских обследований, эксплуатации и сервисному обслуживанию сложной медицинской техники непосредственно в медицинских центрах, лечебно-профилактических учреждениях разного уровня и т.д., способные эксплуатировать сложную медицинскую технику, разрабатывать аппаратно-программное сопровождение новых медицинских технологий, организовывать техническую сервисную службу, определять и контролировать закупки наукоемкой зарубежной медицинской техники и др.
  • специалисты в области медицинской информатики, способные работать: в структурах управления здравоохранением на федеральном и региональном уровнях и информационных Центрах крупных лечебных учреждений и страховых организациях; знающие экспертные системы, АРМ-ы медицинских специалистов различного профиля; владеющие вопросами создания современных сетевых информационных технологий. -исследователи для проведения как прикладных, так и фундаментальных исследований в области биологии, медицины, биофизики и экологии, других наук в академических организациях системы РАН и РАМН, а также в головных и отраслевых НИИ, ориентированных на область биомедицинской инженерии;
  • разработчики лабораторно-аналитической техники нового поколения, способные проектировать аппаратуру для обеспечения лечебно-диагностического процесса и контроля среды обитания живых систем, в том числе, для клинико-диагностических лабораторий, центрально-аналитических лабораторий и биологических лабораторий для проведения специальных исследований, станциях экологического мониторинга и лабораторий медико-экологического контроля и т.п.
  • метрологи в области медицинской техники, биотехнических систем и аппаратуры медико-экологического мониторинга, способные создавать метрологические средства измерения медицинского назначения и экспресс — контроля патогенных факторов внешней среды, влияющих на человека и др.;
  • менеджеры в области организации малых предприятий медико-технического назначения, выполнения инновационно-инвестиционных программ, а также в области международного менеджмента и маркетингового анализа рынка современной медицинской техники, способные самостоятельно принимать решения по медико-техническому оснащению подразделений лечебно-профилактических учреждений и руководить службами медико-технического сервиса и др.

Таким образом, биотехнические системы и технологии, являются довольно востребованным направлением в настоящее время и останется востребованным в будущем.

Беседовали с коллегами и подготовили материал, Владимир Шарапов и Ксения Гулина — студенты 4 курса.

Институт теоретической и прикладной химии

Направления подготовки:

240700.62 Биотехнология
Профиль: Промышленная биотехнология

240700.62 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Профиль: Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

201000.62 Биотехнические системы и технологии
Профиль: Инженерное дело в медико-биологической практике

201000.62 Управление качеством
Профиль: Управление качеством в производственно-технологических и социально-экономических системах

201000.62 Стандартизация и метрология
Профиль: Метрология и метрологическое обеспечение

  1. Химическая технология целлюлозно-бумажного производства
  2. Химическая технология биологически активных веществ и углеродных адсорбентов

Специальность:

240700.62 Фундаментальная и прикладная химия
Специализация: Аналитическая химия


Бионик изучает нервную систему живых организмов и моделирование нервных клеток и связей между ними в целях совершенствования вычислительной техники и разработки новых элементов и устройств автоматики и телемеханики. Занимается исследованием органов чувств с целью создания различных датчиков и систем обнаружения; изучением принципов ориентации, локации и навигации у животных для использования их в технике; исследованием морфологических особенностей живых организмов в целях выдвижения новых технических и научных идей. Изучая полет птиц и насекомых, движения прыгающих животных, строение суставов и т. п., бионики разрабатывают новые принципы полета самолетов, построения подшипников, различных манипуляторов. Бионикам приходится работать скальпелем и паяльником, энтомологическим сачком и логарифмической линейкой.

Данный специалист занимается проектированием техники или сооружений. При этом он просчитывает все нагрузки и вероятности, для того чтобы создание готового изделия по его проекту было возможным.

Профессия конструктора достаточно популярна в наши дни. Ни одно строительство, ни одно производство не проходят без создания чертежей, по которым и монтируется объект.

Данная профессия требует от соискатели целого набора качеств и навыков: он должен обладать инженерной подготовкой, включающей в себя как графику, так и физику вкупе с электроникой и электротехникой. Этакий разноплановый специалист, который . Профессия будет актуальна в России в будущем, однако уже сейчас понятно, что она крайне сложна, требует специальных навыков, так как речь идет о здоровье людей, а значит будет высокооплачиваема.

Инженер по медицинской технике — специалист, который выполняет весь комплекс работ, связанный с производством и эксплуатацией разнообразной медицинской техники. Такие специалисты трудятся на предприятиях, выпускающих профильную продукцию, осуществляют монтаж, наладку, сервисное обслуживание и ремонт медтехники. Ввиду разнообразия номенклатуры и назначения техники профессия инженера по медицинской технике подразумевает специализацию по направлениям. Современная медицина немыслима без сложной специализированной техники, которую должны обслуживать компетентные специалисты.

Биоинформатик — это специалист, который анализирует медико-биологические данные человека или любого биологического объекта с помощью современных информационных технологий. В своей работе он использует высокопроизводительные компьютерно-информационные комплексы. Биоинформатик обрабатывает большие объемы данных, исследует геном пациента, интерпретирует результаты анализов на протяжении определённого отрезка времени, участвует в разработке новых лекарств, проводит фундаментальные биологические исследования. С помощью современных методик специалист получает самые подробные и достоверные данные о здоровье человека с точностью, недоступной при традиционных видах обследований.

Перед человечеством все острее встают проблемы экологии. Уже сейчас сотни тысяч людей испытываю недостаток в чистом воздухе, воде, продуктах питания. Дело обстоит так серьезно, что цивилизация может погибнуть не в результате ядерных войн, а потому что не желает считаться с природой. Необходима информация о тех процессах, которые происходят на Земле, с тем, чтобы можно было контролировать деятельность промышленных предприятий, прогнозировать возможные изменения, которые могут привести к ухудшению экологической обстановки, при необходимости разработать систему мер по их предупреждению. Проблема состоит в том, что такие существующие методы сбора информации, как геодезические промеры и съемка, в настоящее время малоэффективны для решения современных проблем. Такие работы требуют много сил, времени. Необходимы крупномасштабные исследования. Это можно сделать с помощью аэрокосмических исследований. Ценность таких исследований состоит в том, что они позволяют оперативно оценивать обстановку и незамедлительно принимать решения. Работают в научно-исследовательских центрах, институтах.

Инженер оптико-электронных приборов занимается разработкой, производством, эксплуатацией различной оптической техники. В зависимости от специализации, инженер занимается научно-исследовательской или производственной деятельностью. Такие специалисты могут работать как в гражданском секторе экономики, так и в интересах Минобороны и других силовых ведомств. Инженер оптико-электронных приборов является специалистом в области оптоэлектронных, оптических, лазерных технологий и смежных областей науки.

Инженер-оптотехник разрабатывает, обеспечивает производство и эксплуатацию оптических устройств, приборов и технологий. Такие специалисты работают в интересах военных и гражданских структур, занимаются научной деятельностью и практической эксплуатацией оптической техники на производстве, в медицине, в космической сфере.

Инженер по лазерной технике и лазерным технологиями является техническим специалистом в области разработки и практического использования лазерной техники, оптических систем в научных, промышленных и военных целях. Данные технологии являются одними из самых передовых областей физики. Их практическое применение позволяет значительно расширить возможности обработки материалов, вывести на новый уровень медицину, машиностроение и другие отрасли

Деятельность биофизика может сильно зависеть от его специализации, а специализаций в этой отрасли существует немало: биоакустика, биомеханика, биооптика, биофизик метаболизма и другие. Но как бы то ни было, биофизик проводит эксперименты и исследования, результаты которых в дальнейшем применяют в своей работе медики, биотехнологи, экологи, агрономы и другие специалисты.

Биофизик использует в своей деятельности специальные приборы, технические средства, сложную электронную и экспериментальную аппаратуру. Он применяет в работе знания не только из области биологии и физики, но из области химии, математики и некоторых других естественных наук.

Биоинженер - учёный, специализирующийся на целенаправленном изменении свойств живого организма.

Королёвский колледж космического машиностроения и технологии (КККМТ):

Квалификация выпускника - техник.

  • на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;
  • на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев.
  • производственно-технологическая - разработка и обеспечение технологических процессов изготовления биомедицинских изделий средней сложности на базе типовых технологических процессов;
  • выполнение сборки, монтажа, наладки и регулировки биомедицинских устройств, приборов и аппаратов в соответствии с разработанными технологическими процессами;
  • осуществление технического контроля соответствия качества биомедицинских средств установленным нормативам;
  • организационно-управленческая - организация работы коллектива исполнителей;
  • планирование и организация производственных работ;
  • выбор оптимальных решений при планировании работ в условиях нестандартных ситуаций;
  • оценка экономической эффективности производственной деятельности;
  • сбор, обработка и накопление с использованием современных технических средств технологической, экономической и других видов информации для реализации управленческих решений;
  • обеспечение безопасности труда на производственном участке;
  • проектно-конструкторская - разработка структурных и принципиальных схем простых биомедицинских приборов, аппаратов и устройств;
  • разработка конструкций и рабочих чертежей типовых функциональных узлов и блоков биомедицинской аппаратуры;
  • разработка под руководством более квалифицированного специалиста методик поверки и калибровки средств биомедицинской техники;
  • разработка технической документации, включая инструкции по эксплуатации, программы испытаний, технические условия на приборы и аппараты биологического и медицинского назначения;
  • опытно-экспериментальная - изготовление и настройка макетов функциональных узлов и блоков биомедицинских устройств;
  • проведение сборки, монтажа, наладки и лабораторных испытаний опытных образцов разрабатываемых биомедицинских средств;
  • разработка под руководством более квалифицированного специалиста новых методов исследования состояния биологических объектов и новых медицинских технологий с применением технических и компьютерных средств;
  • обслуживание и ремонт - техническое обслуживание биотехнических и медицинских аппаратов и систем;
  • ремонт, регулировка и настройка биомедицинской аппаратуры;
  • поверка серийных биомедицинских приборов, аппаратов и технических средств после ремонта;
  • аттестация и сертификация новых образцов биомедицинской техники.
  • разрабатывать схемотехническую и конструкторскую документацию для изготовления типовых биомедицинских узлов и блоков с применением систем автоматизированного проектирования;
  • разрабатывать технологические процессы изготовления типовых изделий биомедицинской техники с использованием автоматизированного рабочего места технолога на базе ЭВМ;
  • оформлять техническую документацию в соответствии с действующими нормативными документами;
  • рассчитывать основные параметры типовых электрических схем и электронных устройств;
  • пользоваться нормативной и справочной литературой для выбора материалов, электронных компонентов, оборудования, измерительных средств;
  • использовать для расчетных целей средства компьютерной техники;
  • осуществлять технический контроль соответствия качества изделий биомедицинской техники установленным нормативам;
  • рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха;
  • оценивать эффективность производственной деятельности;
  • анализировать и оценивать состояние техники безопасности на производственном участке.
  • происхождение и классификацию биологических и медико-технических сигналов, их основные характеристики;
  • элементную базу биомедицинских приборов, аппаратов и систем;
  • основные виды используемых материалов в биомедицинских приборах и аппаратах;
  • основные методы и средства измерений электрических, радиотехнических и биофизических величин и параметров;
  • принципы построения медицинских измерительных преобразователей и электродов;
  • основные технические методы медико-биологических исследований;
  • физические процессы и явления, лежащие в основе принципов действия биомедицинских приборов, аппаратов и систем;
  • основные виды медицинской техники;
  • основные правила оформления чертежей и схем;
  • основные положения действующей нормативной документации;
  • основные принципы проектирования и конструирования биомедицинских приборов и аппаратов;
  • современные технологические процессы производства биомедицинской аппаратуры;
  • основы организации деятельности промышленного предприятия и управления им;
  • основные показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.

1 курс 1 семестр

Русский язык
Литература
Иностранный язык
Информатика
Математика
История
Обществознание
Физика
Химия
Экология
Физическая культура
Основы безопасности жизнедеятельности
Биология

1 курс 2 семестр

Русский язык
Литература
Иностранный язык
Информатика
Математика
История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Физическая культура
Введение в специальность

2 курс 3 семестр

Физическая культура
Математика
Информатика
Инженерная графика
Электротехника
Электронные приборы
Материалы биомедицинского приборостроения
Основы биологии человека
Биофизика

2 курс 4 семестр

Основы права
Русский язык и культура речи
Иностранный язык
Физическая культура
Основы экономики
Инженерная графика
Прикладная механика
Электротехника
Электронные приборы
Материалы биомедицинского приборостроения
Охрана труда

3 курс 5 семестр

Иностранный язык
Физическая культура
Прикладная механика
Вычислительная техника
Электрорадиоизмерения
Усилители и блоки питания
Конструирование и технология производства приборов и
аппаратов
Импульсная техника
Высокочастотная техника
3 курс 6 семестр

Иностранный язык
Физическая культура
Вычислительная техника
Электрорадиоизмерения
Безопасность жизнедеятельности
Усилители и блоки питания
Конструирование и технология производства приборов и
аппаратов
Биомедицинские аппараты и системы
Схемотехника микроэлектронных устройств
Высокочастотная техника

4 курс 7 семестр

Основы философии
Иностранный язык
Физическая культура
Экологические основы природопользования
Стандартизация и сертификация
Экономика отрасли
Медицинские электроды и измерительные преобразователи
Методы медико-биологических исследований
Биомедицинские аппараты и системы
Схемотехника микроэлектронных устройств
4 курс 8 семестр

Иностранный язык
Физическая культура
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Экономика отрасли
Менеджмент
Медицинские электроды и измерительные преобразователи
Методы медико-биологических исследований
Производственная практика
Промышленное обучение
Итоговая государственная аттестация

О преимуществах

— Владимир Николаевич, подготовка инженеров для здравоохранения в нашей стране, да и в мире становится всё более актуальной. Расскажите об особенностях программы, как построен учебный процесс?

Владимир Баранов: Международная концепция инженерного образования CDIO основана на: удовлетворении потребности студента в обучении, повышении его интереса к знаниям и профессиональному самосовершенствованию; улучшении квалификации преподавателей, чтобы каждый из них применял в своей педагогической практике инновационные приемы обучения; а также на создании новых современных лабораторий. Мы находимся на уровне ведущих вузов РФ в области подготовки кадров по медицинской инженерии. В процессе обучения студенты знакомятся с современными достижениями науки и практики, изобретательства, изучают производство новых медицинских изделий, кроме того, мы делаем акцент на потребности нашего региона, усиливаем обучение в области сервисного обслуживания и ремонта медицинской техники.

— Вам удалось совместить техническое и медицинское направления. Как вы считаете, образование в настоящее время должно быть мультидисциплинарным?

— А если говорить об образовательных дисциплинах, тут тоже превалирует принцип междисциплинарности?

Владимир Баранов: Да, конечно. Например, на биологии мы изучаем бионику — науку о применении в технических устройствах свойств, функций и структур живой природы. Обучающиеся детально вникают в процесс воплощения идей природы в технические устройства и инженерные сооружения. Например, чертежи и схемы летательных аппаратов Леонардо да Винчи основаны на строении крыла птицы, построение высотных фабричных труб аналогично строению стеблей злаковых растений, конструкция Эйфелевой башни в точности повторяет строение большеберцовой кости человека. Корпорация IBM внедрила новую технологию охлаждения процессоров и компьютерных плат, основанную на принципе кровотока в микроциркуляторном русле живых организмов. Новые принципы полета, бесколесного движения, построения подшипников также разрабатываются на основе изучения полета птиц и насекомых, движения прыгающих животных, строения суставов.

— Интересно, почему специальность выбирают Ваши студенты, что им больше всего нравится?

— А в процессе обучения, что тебе нравится больше всего?

— Никита, как ты считаешь, у тебя, как выпускника, обучающегося по данному направлению, хорошие перспективы в будущем?

О перспективах

— Владимир Николаевич, а где работают ваши выпускники?

Анна Сафронова: Для меня всё сложилось очень удачно. Я с детства обожаю биологию, но идти в медицинский не хотелось. Свою роль сыграли и последние годы обучения в школе, когда мы с нашим учителем физики в рамках внеурочной работы активно паяли, что-то сочиняли, ремонтировали. Мне захотелось оставить это в своей дальнейшей жизни, а именно в этом направлении сочетаются моя любимая биология и техника. Учиться было совсем не сложно: я обожала узлы и элементы медицинской техники, электронику, биофизику, биохимию, медицинские аппараты, приборы и комплексы – массу интересных предметов и направлений. Помимо непосредственно знаний, необходимых мне для работы, я получила представление о работе организма, о методах лечебного воздействия на него. Что и в обычной жизни довольно полезно знать. В будущем я не пожалела о своём выборе. Работа для нас будет всегда. Постоянно открываются новые методы лечения, изобретается новое оборудование, а его нужно и спроектировать, и обслужить, и отремонтировать. Даже сейчас, в условиях пандемии, потребность в таких специалистах как мы крайне высока, сами понимаете, какая огромная нагрузка идёт на технику, и мы, хоть и косвенно, но спасаем жизни людей. Кроме того, мы уже заточены на то, чтобы совершенствовать свои знания, решать новые технические задачи, становиться всё более высокопрофессиональными специалистами, этого требует жизнь, её современные реалии.

—Ваши советы абитуриентам, будущим первокурсникам…

Подробную информацию по направлению вы можете узнать по телефону: 8 800 700 57 71 (Приемная комиссия ТИУ, ул. Республики, 47).

Справка

Беседовала Инна Кальва,
пресс-служба ТИУ

Читайте также: