Безработные и бездомные как объекты социальной работы

Обновлено: 17.05.2024

Дипломная работа содержит 62 с., 4 таблицы, 50 источников, 4 приложения.

Безработица, безработный, занятость, трудоустройство, профориентация, социальное консультирование, социальная коррекция, профессиональное обучение, общественные работы, ярмарка вакансий, специальные программы занятости, центр занятости населения

Безработица вызывает многие негативные состояния, типичными среди которых являются отчаяние, неуверенность, тревога и т.п. Для того, чтобы помочь безработным в решении их проблем, специалисты центра занятости применяют следующие эффективные формы работы: профориентация, социальное консультирование, социальная коррекция, экспресс-подбор на рабочие места, ярмарки вакансий, общественные работы и т.п. В данной работе будут представлены социально-психологические характеристики безработных, социальные проблемы, связанные с безработицей и рассмотрены формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Безработные как особая социальная группа

1.1 Социально-правовой статус безработных граждан в РФ

1.2 Социально-психологические характеристики безработных

1.3 Социальные последствия безработицы

2. Формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения

2.1 Профессиональная ориентация как начальный этап трудоустройства

2.2 Социально-психологическая поддержка безработных граждан

2.3 Социальное консультирование по вопросам трудоустройства

2.4 Социальная коррекция психологических установок безработных граждан на трудоустройство

3. Исследование деятельности ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан

3.1 Характеристика ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъекта содействия занятости безработных граждан

3.2 Деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан

3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности ГУ Центра занятости населения города Благовещенск, направленной на содействие занятости безработных граждан

ВВЕДЕНИЕ

В западных экономических теориях труд (занятость) рассматривается лишь как один из производственных ресурсов, которые распределяются через рынок. Сторонники данной концепции Дж. Пери, Р. Холл полагают, что рынок труда действует на базе условного равновесия, т.е. основным рыночным регулятором служит цена, в данном случае заработная плата. Цена на рабочую силу реализуется по потребностям рынка и устанавливается автоматически, в зависимости от спроса и предложения труда; безработица, если и возможна, то в качестве добровольной.

В концепции Дж. М. Кейнса рынок труда рассматривается как явление постоянного экономического равновесия. Кейнсианская модель исходит из того, что цена рабочей силы (заработная плата) институционально фиксирована и не подвергается изменениям, особенно в сторону уменьшения. Таким образом, спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом, определяемым государственной политикой.

Тем не менее, ни один из рассматриваемых подходов в отдельности не характеризует в полном объёме ни явление безработицы ни явление занятости, да и все они вместе взятые не охватывают проблем рынка труда

Необходимо отметить, что длительное время существование безработицы в нашей стране официально не признавалось. Более того, труд считался дефицитным фактором производства и был неотъемлемой обязанностью каждого трудоспособного гражданина. При этом не уделялось должного внимания индивидуально-психологическим особенностям, интересам и стремлениям трудящихся. И только в начале 90-х годов о проблеме безработицы заговорили открыто. И на сегодняшний день в нашей стране отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов социальной работы с безработными. Таким образом, можно говорить о новизне и недостаточной разработанности проблемы.

Объект – безработные граждане.

Предмет – содействие занятости безработных граждан в органах службы занятости населения.

Цель – изучение деятельности органов службы занятости населения, направленной на содействие занятости безработных граждан (на примере ГУ Амурской области Центр занятости населения города Благовещенска) для последующей разработки практических рекомендаций и предложений по её совершенствованию.

1) охарактеризовать безработных граждан как особую социальную группу;

2) выявить проблемы, связанные с безработицей;

3) рассмотреть формы содействия занятости безработных граждан в органах службы занятости населения;

4) охарактеризовать ГУ Центр занятости населения города Благовещенска как субъект содействия занятости безработных граждан;

5) изучить деятельность ГУ Центр занятости населения города Благовещенска по содействию занятости безработных граждан;

6) разработать практические рекомендации и предложения для повышения эффективности деятельности ГУ Центр занятости населения.

Методы исследования: классификация, анализ литературы, анализ статистических данных, наблюдение, неформализованное интервью.

Актуальность. Проблема бездомности является одной из наиболее острых социальных проблем современной России. В настоящее время в России числится более 4 млн. бомжей. Данные не могут быть совсем точными, так как причиной тому является отсутствие точных статистических данных об общей численности лиц без определенного места жительства (бомж) и их половозрастных и других характеристиках (образование, семейное положение, профессия и т.д.). Органы статистики при переписи обследуют лишь "оседлое" население. Бездомные органами статистики не учитываются. Бездомные в России представляют собой одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп населения. Об этом говорит тот факт, что в большинстве нормативно-правовых актов, регулирующих отношения практически во всех сферах общественной жизни и человеческой деятельности, бездомные не упоминаются ни как субъект правоотношений, ни как объект заботы государства. Исключение составляют лишь отдельные нормы, касающиеся административного и уголовного преследования.

Объект исследования . Лица, оказавшиеся без определенного места жительства.

Предмет исследования. Социальная помощь бомжам.

Цель работы - определение эффективной модели социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства.

- рассмотреть причины появления бомжей;

- проанализировать механизм социальной защиты бомжей в РБ.

В России бездомных людей именуют БОМЖ - без определенного места жительства[1] . Эта аббревиатура вошла в обиход не так давно. Человек, не имеющий жилища и приюта, считается бездомным. Для многих людей бездомные ассоциируются с опустившимися на самое дно, не желающими работать и вести нормальный образ жизни, попрошайками, тунеядцами, потерявшими человеческий облик людьми, которых в народе прозвали "бомжами". Социологи определяют категорию "бездомных" как людей, не имеющих жилья: ни собственного, ни служебного, ни взятого внаем, ни предоставленного на долговременной основе родственниками или друзьями; или пользующихся доступом к жилью на эпизодической основе и рискующих остаться без него в любой момент. Люди бомжи появились как социальный феномен в нашей стране в конце 80-х годов 20 века[2] .

В узком смысле социальная работа - это такая деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации. В широком смысле социальная работа определяется как особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию[3] . Корни социальной работы с лицами без определенного места жительства уходят во времена древнейших славян, где были известны простейшие формы благотворительности.

2. Причины появления бомжей

Основными причинами появления бомжей являются приватизация и свободная продажа жилья. Объективными причинами роста числа бомжей в 1990-х годах являются обострение экономической ситуации (падение производства, инфляция, рост цен, падение жизненного уровня), а также политическая нестабильность и потеря людьми нравственных ценностей и ориентиров. Потеря постоянного источника дохода из-за роста безработицы, невыплаты заработной платы и пенсии - одно из последствий экономического кризиса - особенно губительно для лиц пожилого возраста.

Также причиной существования бомжей является нехватка дешевого жилья, недостаточное количество жилищ, потеря жилья в результате межнациональных конфликтов или вследствие длительного отсутствия по болезни или в результате заключения; отсутствие политики в отношении лиц без определенного места жительства, несовершенство форм социального и, особенно, медицинского страхования.

Важной причиной роста числа бомжей является безработица . Бомжей, чаще всего не имеющих прописки, а иногда и документов, удостоверяющих личность, не признают безработными, не существует завершенного нормативно-правового оформления механизма социальной защиты бомжей, регламентирующего отношения этой категории граждан с обществом, соответствующими учреждениями и ведомствами[4] .

Помимо вышеназванных причин наиболее характерными, усугубляющими проблему бездомности и бродяжничества, являются такие: социальное здоровье общества , т.е. это наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье.

Наличие прописки является причиной бездомности. Без прописки в паспорте трудно получить и работу, и жилье. Самая неблагополучная и нежизнеспособная часть бомжей образовалась в результате закрытия в начале 1990-х годов лечебно-трудовых профилакториев. Если раньше государство заставляло алкоголиков лечиться принудительно, то теперь они предоставлены самим себе, быстро лишаются жилья и пополняют ряды бомжей. Они попрошайничают, копаются на свалках, собирают бутылки, воруют, становятся переносчиками заразных болезней и виновниками пожаров, создают моральный дискомфорт окружающим людям.

В нынешнее время в России числится около 4 млн. бомжей (этот показатель примерный, т.к. точное количество лиц бомж неизвестно). Анализ социально-демографических характеристик бомжей, прошедших приемники-распределители МВД в различных регионах РФ показал, что среди них больше мужчин 41-50 лет, т.е. в зрелом трудоспособном возрасте[5] .

Большинство бомжей обитают на вокзалах, в подвалах, на чердаках, городских свалках, в зданиях, подлежащих ремонту или сносу, нередко кочуя в зависимости от климата.

3. Механизм социальной защиты бомжей в Башкортостане

Учет граждан без определенного мета жительства Министерством труда и социальной защиты населения Башкирии не ведется. По словам заместителя главы администрации г.Уфы Альфиры Бакиевой: "Точное количество лиц бомж, находящихся на территории Уфы, назвать трудно (ориентировочно 2,5 - 3 тысячи). Среди бездомных есть большая категория людей, ставших бомжами по стечению обстоятельств: вернулся из мест лишения свободы и утратил право на жилплощадь, влез в долги и проиграл. Много среди них и психически неполноценных людей".

Вопросами социальной адаптации лиц бомж занимается ГУ Республиканский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам бомж (Уфа, Колгуевская, 29) и Комплексный центр социального обслуживания населения города Салават, в структуре которого имеется филиал центра социальной помощи лицам бомж (Салават, станция Южная, д.3).Также функционирует Дом ночного пребывания для лиц бомж Муниципального комплексного центра социального обслуживания населения Калининского района Уфы на 25 мест (Уфа, ул. Олимпийская 47, корп. 1). Всего в этих заведениях имеется 89 койко-мест ночного пребывания.

В 2007 году в Башкирии была оказана социальная помощь 3575 гражданам бомж. За первое полугодие 2008 года - 1297 гражданам. Им предоставлялся временный приют, питание, одежда, обувь, оказывалась помощь в трудоустройстве и устройстве в стационарные учреждения социального обслуживания (в дома престарелые и другие).

Одним из видов социальных услуг является помощь в оформлении документов - в 2007 году в республике 133 гражданам бомж были оформлены паспорта, 7 гражданам оформлена пенсия, 107 граждан получили социальные номера, 322 гражданам бомж оформлена регистрация по месту временного пребывания, 91 гражданин трудоустроен, 9 человек направлены в стационарные дома инвалидов и пожилых людей.

Как отметила Альфира Бакиева, Уфимский дом ночного пребывания на улице Олимпийской 47, корп. 1 предоставляет бесплатно койко-место с постельными принадлежностями в течение 12 часов в сутки (с 19.00 до 7.00 ч.), сухой паек, нуждающимся оказывается доврачебная помощь и санитарная обработка. В 2007 году услугами ночлежки воспользовались 975 человек, в первом полугодии 2008 года - 728 человек. Филиал "Дом ночного пребывания" МУ "Комплексный центр социального обслуживания населения" Калининского района Уфы финансируется за счет республиканского бюджета. В 2008 году на содержание ночлежки выделено субвенций в сумме 454,6 тыс. рублей.

В то же время, комплексные центры социального обслуживания населения по обращениям лиц бомж оказывают им содействие в восстановлении документов, трудоустройстве, оформлении документов на выплату пенсии, устройстве в дом-интернат (в Уфе функционируют 7 комплексных центров)[6] .

Заключение

Проблемы социальной помощи никем не защищенной группы населения на государственном уровне, по сути, не решаются или решаются вяло, без всяких усилий и строгого соблюдения законодательства и прав. Не определен статус бездомного. Нет четко сформулированной государственной политики по отношению к бездомным. Нельзя забывать, что бездомные должны не только обеспечиваться правами, но и, как все законопослушные граждане, выполнять определенные обязанности в отношении окружающих, общества в целом. Они не должны существовать исключительно за счет членов нормального общества. Поэтому необходимо создание таких институтов, которые предназначены не только наказывать или миловать, но и оказывать помощь, содействовать социализации и адаптации без всякого деления на "достойных" и "недостойных". Это выражается в создании институтов, ориентированных не только на приспособление представителей лиц без определенного места жительства к получению помощи, а также и на активное освоение и использование ими социокультурных навыков[7] .

Список литературы

2.Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина//Социологические исследования. 2000, № 9.- С.120.

3.Социальная энциклопедия/ Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.- С.34-35.

4. Справочник социального работника/ В.А. Альперович и др.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- С.154-157.

[1] Социальная энциклопедия / Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.-С. 34.

[2] Справочник социального работника./ В.А.Альперович и др.- Ростов Н/Д.: Феникс, 2006.- С.154.

[3] Павленок П.Д.Социальная работа как научная и учебная дисциплина //Социологические исследования. 2000, № 9.- С.120.

[4] Социальная энциклопедия/ Редкол./ А.П.Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др.-М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.- С.34.

[6] accidents/ 103489. html

Технология социальной работы с безработными 1

У людей, потерявших работу, утративших профессиональные роли меняется самооценка и стиль поведения. Изменения связаны с тем, что роли во вторичных социальных группах имеют определяющее значение для социального статуса мужчин и немаловажны, хотя и менее значимы, для социального статуса женщин. Со снижением статуса снижается самооценка. Наблюдают несколько стадий этого процесса.


Вначале у уволенных преобладают протестные реакции. Они возмущены несправедливостью общества, жалуются в различные инстанции. Нередко открытый протест приобретает более сложные формы, особенно когда увольняется сразу много работников одного и того же предприятия. Происходит самоорганизация людей в общественные объединения. Они проводят пикеты, демонстрации, переговоры с органами власти.

Следующая стадия – переориентация на поиски новой работы, которые тем интенсивнее, чем раньше начинаются. Активность поисков, если они безуспешны, постепенно снижается вместе со снижением самооценки. Растёт неуверенность в себе.

Если безработные поначалу не по своей воле лишаются привычных социальных контактов, то затем они начинают избегать общения с малознакомыми и незнакомыми людьми. Возникает боязнь посещений потенциальных мест работы. Ухудшаются отношения в семье, особенно у мужчин. Они становятся раздражительными, возможны неадекватные агрессивные реакции. Попытки компенсировать стресс алкоголем или наркотиками усугубляют дезадаптацию.

Социальная поддержка безработных Церковью может проводиться в трёх направлениях:

- организация православных центров занятости при епархиях и окормление государственных центров занятости населения (как это, к примеру, осуществили в Марий Эл);

- предоставление работы желающим в качестве трудников при православных монастырях и других церковных учреждениях (почти в каждый монастырь есть возможность приехать в качестве трудника).

Важную роль при оказании социальной помощи в форме социально-профилактической территориальной работы играет социальный патронаж семей безработных – регулярное посещение этих семей и оказание им разносторонней помощи. Эта мера может предотвратить семейные конфликты и превращение безработного в бездомного, если семья его отторгает.

Особая в методологическом отношении работа проводится с ними в центрах занятости населения.

Главными задачами Центров занятости населения являются: обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы.

Готовность трудиться означает, что клиент принимает предложения о подходящей работе от специалиста службы занятости, в течение определённого промежутка времени приходит на предлагаемое место работы и встречается с работодателем, добровольно проходит профессиональную подготовку или переподготовку, на которую его направляет служба занятости, чтобы он мог занять рекомендуемое место работы. Сотрудник службы занятости курирует и периодически консультирует клиента, проводит поиск вакансий по прежней специальности и направляет клиента на места предполагаемой подходящей работы. Если поиск не приносит положительных результатов, клиент направляется на обучение новой или смежной профессии. Тем самым специалисты службы занятости выполняют функции посредников между работодателями и своими клиентами.


Психологическая поддержка в этих службах осуществляется главным образом в виде индивидуальных консультаций. Психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными работодателями. С ними проводят терапевтические беседы, вплоть до осуществления интенсивной коррекции. После нормализации состояния клиента обсуждают его жизненную ситуацию, выявляют его возможности и склонности к выполнению тех или иных видов труда. При необходимости проводят профориентацию. В зависимости от результатов диагностики определяют план поиска подходящей работы.


Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного. Следующий этап помощи – обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех мероприятий этого этапа: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем.


На третьем этапе консультант предоставляет консультацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о возможности переобучения. Проводится профессиональное консультирование.

Выделяют две стратегии помощи безработным клиентам: первая сориентирована на интересы службы занятости и заключается в скорейшем устройстве на работу клиента, вторая — на интересы человека и должна быть увязана не с любой работой, а с той, что предполагает приложение склонностей и способностей данного конкретного человека. Безусловно, придерживаться нужно второй стратегии.

Деятельность профконсультанта должна быть нацелена на формирование у безработных граждан следующих качеств адаптивного поведения:

  1. способности к изменению собственных профессиональных установок, направленности и мотивов деятельности в условиях неустойчивой социально-экономической ситуации;
  2. психологической готовности к приобретению новой профессии (специальности), овладению знаниями, умениями и навыками, конкурентоспособными на рынке труда, изучению передового опыта, внедрению в собственную деятельность новых технологий;
  3. умения преодолевать трудности в процессе профессионального становления;
  4. способности к объективной оценке своих интеллектуальных и физических возможностей в процессе самообучения, саморегуляции и самокоррекции;
  5. стремления максимально эффективно использовать психотехнические возможности личностно-ориентированного общения.

Задача службы занятости — ориентировать людей на адаптивные стратегии поведения на рынке труда.

Прием безработного специалистом службы занятости и работа с ним, в действительности являются взаимодействием, активизирующим внутренние ресурсы человека, его личностный потенциал, формирующим у него новую социальную позицию.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах и т. п.

Специалисты отделений срочной социальной помощи в центрах социального обслуживания населения также могут содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Особое внимание следует обращать на то, насколько полно работа будет соответствовать профессиональному потенциалу человека, на какое время она предоставляется, как она соотносится с прошлым местом работы, уровнем заработной платы.

Использование этих мер в комплексе способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению его в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, активного взаимодействия с обществом в целом.

При некоторых службах занятости действуют восстановительные терапевтические группы. Часть из них имеет форму клубов поиска работы, в которых участники расширяют сведения о рабочих местах, пользуясь банками вакансий, в том числе соответствующими интернет-сайтами.


В малых городах и сельской местности, где экономика находится в состоянии хронической депрессии, и нет надежды на подходящую работу, терапевтические группы ориентируют безработных на самозанятость, семейное предпринимательство, надомный труд, развитие подсобного сельского хозяйства.


Граждане без определенного места жительства представляют собой группу населения, для которой характерно уклонение от общественно-полезного, производственного труда и отсутствие регистрации по месту жительства в качестве собственника, по договору найма или поднайма, договору аренды и других оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Они не состоят на учете для получения жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Как правило, данная группа населения не имеет средств к существованию, утрачивает семейные и социальные связи, трудовые отношения. К этой категории социальной работы относятся лица, занимающиеся бродяжничеством.

В данную социальную группу входят лица не признанные в установленном законодательном порядке вынужденными переселенцами, и не занятые трудовой деятельностью, приносящей трудовой доход.

Отсутствие регистрации у граждан, освобождающихся из мест лишения свободы и выпускников детских домов, также приводит к их включению в группу лиц без определенного места жительства.

Среди пожилых людей появляется значительное количество граждан без определенного места жительства в результате потери ими жилья при попытке его продажи, обмена или дарения; насилия в семье и др.

Составляющей трудной жизненной ситуации у всех выше перечисленных объектов социальной работы является отсутствие регистрации по месту жительства. Согласно с Гражданским кодексом Российской Федерации местом жительства может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированный дом и др., где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Другой составляющей трудной жизненной ситуации гражданина без определенного места жительства является частичная или полная потеря здоровья. Образ жизни данной категории клиентов влияет на приобретение ими заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Суровые погодные условия, характерные для Российской Федерации в зимний период приводят к переохлаждениям, обморожениям, ожогам бездомных и как следствие появление у них хирургической патологии, вплоть до ампутаций конечностей. Значительная часть всех приобретенных заболеваний у клиентов, потерявших жилье, связана с их алкогольной зависимостью. Среди граждан вышедших из мест лишения свободы и занимающихся бродяжничеством распространен туберкулез легких.

Образ жизни, связанный с постоянным поиском убежища, потеря постоянной работы, разрушение социальных связей с семьей, неблагоприятные условия проживания, приводят к инвалидизации бездомных.

Отсутствие постоянства, стабильности в организации быта и жизнеобеспечения у бездомных граждан возникает по ряду причин. К ним можно отнести: семейные обстоятельства (смерть родственников, раздел имущества, лишение прав на жилье и др.); мошенничество при совершении сделок с недвижимостью; продажа жилья с последующей утратой средств (украдены, отданы за долги или пропиты); прекращение трудовых отношений с предприятием, предоставившим жилую площадь. Можно перечислить также следующие причины, влияющие на возникновение трудной жизненной ситуации клиента, а именно: недостаточность средств для приобретения недвижимости; безработица; стихийные бедствия, экологические и техногенные катастрофы, пожары, приводящие к потере жилья. К утрате регистрации по месту жительства приводит социально опасное положение гражданина, имеющее тенденции неблагополучия (алкоголизм, наркомания, проституция, расстройства психики и др.).

Утрата постоянного места жительства способствует ограничению правого статуса граждан. Отсутствие регистрации у человека способствует возникновению у него затруднений в реализации права на труд, социальное обеспечение, участия в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Бездомный гражданин не может иметь необходимый жизненный уровень, включающий качественную пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, которое необходимо для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи. В результате потери места жительства у человека возникают затруднения с получением права на обеспечение во время безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Социальный аспект формирования трудной жизненной ситуации бездомного проявляется в утрате социальных связей с семьей, коллегами по работе; наличие большого количества свободного времени приводит к формированию иждивенчества и притупления желания работать; у данного клиента отмечается отсутствие интересов, происходит деформация ценностей и нравственных качеств. Бездомность влияет на изменения эмоционально-волевой сферы человека, в частности он быстро утомляется, часто без причин неуравновешен, агрессивен, теряет способность к волевому усилию в поведении, не умеет сдерживать себя от недозволенных действий.

Ограничения у человека в пользовании жилищно-бытовыми условиями (отсутствие возможности мыться и стирать белье, пользоваться постельными принадлежностями, туалетом, утрата доступа к горячей пище и питьевой воде и т.д.) приводит к потере социальных навыков. Гражданин без определенного места жительства утрачивает способность к самообслуживанию (он не может готовить пищу, выполнять повседневную бытовую деятельность, личную гигиену, планировать режим дня); теряет умения и навыки ориентации (адекватное восприятие окружающей обстановки, оценку ситуации, определение времени и места нахождения. Длительное бродяжничество приводит к возникновению сложностей в установлении контактов с людьми, теряется способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм.

Источником существования представителей данной категории являются: попрошайничество, сбор милостыни, воровство, временные заработки (сбор и сдача пустой стеклотары, металла, картона и т.д.) и помощь благотворительных организаций. Непостоянство доходов, невысокий финансовый результат от выполненной работы приводит человека к низкому имущественному статусу.

Для осуществления социальной работы с этой группой населения важно учитывать продолжительность образа жизни в качестве бездомного. Граждане, занимающиеся бродяжничеством до одного года, имеют больше возможности вернуться к обычной жизни: восстановить здоровье, заняться трудовой деятельностью, создать семью. Более длительный образ жизни в данном качестве, превышающий три года, ведет к деградации личности клиента.

Восстановление правого статуса бездомного человека начинается с оказания ему помощи специалистом по социальной работе в получении паспорта гражданина Российской Федерации и содействия в оформлении регистрации по месту пребывания. Данный фактор обеспечивает получение клиентом медицинского полиса, страхового свидетельства, государственной помощи, льгот, пенсии по старости либо по инвалидности, социальных услуг.

В целях изменения социального статуса гражданина без определенного места жительства специалист применяет ряд технологий социальной работы. Перечислим из них наиболее важные, которые чаще применяются в его практической деятельности: технология социальной реабилитации, социальной адаптации, социальной терапии, социальной диагностики и др. Социальная реабилитация бездомного человека, как ведущая технология в работе с данной категорией клиентов, включает комплекс мер, направленных на восстановление у них способностей к жизнедеятельности в социальной среде. Она состоит из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социально-психологической, социально-педагогической и социокультурной реабилитации. Социально-бытовая адаптация обеспечивает восстановление у граждан без определенного места жительства способности к самообслуживанию, развивает у него самостоятельность при ориентации во времени. Социально-средовая ориентация позволяет подготовить клиента к общению, снизить его социальную изолированность, восстановить отношения с родственниками, развить умение самостоятельно определять окружающую обстановку, решать жизненные ситуации. Важным средством технологии социокультурной реабилитации бездомных граждан является объединение (клуб, студия и др.). Внутренний мотив, способствующий включению клиента, в работу объединения, основан на признании человека группой. Во время встреч, коллективных дел участник развивает самостоятельность в выражении своих мыслей, взглядов и достигает самореализации в совместной деятельности.

Таким образом, целью социальной работы с данной группой населения является восстановление правового и социального статуса клиента, путем развития утраченных по причине бездомности социальных умений и навыков, включения его в общественно-полезный труд. К основным направлениям социальной работы с гражданами без определенного места жительства можно отнести: социально-правовую помощь, медицинское обеспечение, санитарно-эпидемиологические мероприятия, срочное социальное обслуживание, социальную реабилитацию, содействие в трудоустройстве. Во время оказания социальной помощи данной категории клиентов специалист по социальной работе проявляет доброжелательное отношение к бездомному через обращение к нему по имени и отчеству, ведет беседу с приветливым выражением лица, создает комфортную атмосферу общения. В связи с утратой места жительства и уклонения от труда изменяется социальный статус человека, причем данные изменения возникают не только на внутриличностном уровне, но и на внешнем. В частности, когда происходит выявление граждан, длительное время занимающихся бродяжничеством, внешний вид у них достаточно непригляден. Специалист по социальной работе преодолевает эстетический барьер в общении с клиентом. В этом ему помогают следующие установки: клиент такой же человек, как и он сам, необходимо его уважать и принимать на данный момент таким, какой он есть, не осуждая и критически не оценивая во время предоставления социальных услуг. Впоследствии комплекс социально-реабилитационных мероприятий позволяет восстановить социальный статус бездомного, изменяя и его внешний вид.

Читайте также: