Балетмейстер что за профессия

Обновлено: 01.05.2024

Балетмейстер – мастер танца, создающий хореографическое произведение. Он подобно композитору или поэту воплощает свою мысль и фантазию в пластически выразительных образах. Несомненно, это должен быть творчески одаренный человек. Профессия балетмейстера предполагает решение большого круга вопросов в процессе работы над танцевальным номером. Балетмейстер не только сочиняет хореографический текст, рисунок танца, т.е. создает композицию танца, но и, пользуясь всеми средствами хореографического искусства, стремится воплотить свой замысел в сценических образах, выразить свое отношение к какому-либо событию, к поступкам героев танцевальных композиций. Чем шире кругозор балетмейстера: владение не только секретами хореографического искусства, но и умение разобраться в смежных видах искусства - драматургии, музыке, изобразительном искусстве, литературе, тем интереснее задумки и воплощенные в танце идеи. Не лишними будет знание истории, мифологии, различных наук, т.к. многогранность знаний помогает создавать танцевальные произведения на различные темы, которые вызывают интерес у самого балетмейстера, исполнителя и зрителя.

Что такое танец? Это выражение мысли и чувства средствами условных движений (па), жестов и поз.

Что такое пантомима? Это жанр театрального искусства, где без помощи человеческой речи, выразительными средствами тела, жестов и мимики передается содержание того или иного действия.

Именно танец и пантомима являются основными выразительными средствами хореографического искусства.

ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА

Балетмейстер-сочинитель занимается сочинением танцевальных композиций, является автором хореографического произведения Его творчество сродни творчеству композитора или поэта. Каждое авторское произведение отличается своеобразием манеры и использования выразительных средств хореографического искусства, своей интерпретацией музыкального материала, созданием своей линии сюжета, созданием композиции танца. Балетмейстер-сочинитель должен знать законы композиции, законы драматургии в хореографическом произведении

Танцевальные композиции могут создаваться балетмейстером на основе:

1. сюжета литературного произведения (легенды, мифы, сказки, повести)

2. произведения изобразительного искусства (картины, скульптура, наскальные рисунки)

3. исторического события (героические события, исторические личности)

4. фольклорного материала (традиционные пляски, бытующие в народе, праздники, обряды)

5. образного впечатления от прослушанного музыкального материала

(отклик на образную основу музыки, вызывающий желание

поделиться своими впечатлениями с другими).

Известные балетмейстеры-сочинители: М.Петипа, М.Фокин, Ю.Григорович, И.Моисеев, Н.Надеждина, Т.Устинова, М.Мурашко.




Балетмейстер-репетитор приступает к работе, когда проведена постановочная работа.

Как правило, он присутствует на постановочных репетициях. В его обязанности входит репетиционная работа: а это не только отработка исполнения движений, но и умение помочь артистам-исполнителям раскрыть образ и характер, передать стиль сочинения. Профессия репетитора очень сложная, она требует напряженного ежедневного труда, точности в изложении замечаний, терпеливости и настойчивости. Репетитор должен присутствовать на всех постановочных репетициях, знать досконально весь текст. Перед каждым концертом повторять наиболее сложные фрагменты. Не допускать неточности, вольности в исполнении движений. После каждого концерта обсуждать результаты обращая внимание исполнителей на допущенные ошибки. Понимать разницу между прогоном и репетицией.

Балетмейстер-педагог должен знать основательно хореографическое искусство (преподаваемую хореографическую дисциплину), методику преподавания, педагогику, психологию, анатомию, быть музыкально образованным. От общей культуры и знаний педагога во многом зависят мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников. Педагог танца должен быть примером для своих учеников. Такие качества, как выдержанность, и требовательность, умение подмечать ошибки в исполнении и своевременно их исправлять, точность замечаний – слагаемые успеха работы педагога.

Очень важно для педагога уметь управлять своими эмоциями, оставлять свое плохое настроение за дверями класса, приветливая улыбка и ласковое слово сразу задают необходимый тон занятию. Педагог должен быть хорошим организатором творческого процесса, учитывать разные способности своих учеников, быть настойчивым в достижении результата.

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА

Классический балет
Опера, музыкальная комедия, драма, кино
Ансамбли народного танца
Ансамбли песни и танца
Шоу-балет
Эстрада
Массовые хореографические постановки
Современная хореография
Бальный танец
Спорт (гимнастика, фигурное катание)
Телевидение

Театр танца, ансамбль классического танца
Ансамбли народного танца
Ансамбли современного танца
Фольклорные ансамбли
Ансамбли песни и танца

ЖАНР – это в широком смысле – некий род произведения. Понятием жанра определяется характер творчества, а также связанная с ним манера исполнения.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ:
Народный танец
Историко-бытовой танец
Классический танец
Бальный танец
Современные виды хореографии.

Виды творческой деятельности балетмейстера

Балетмейстер-сочинитель занимается сочинением танцевальных композиций, является автором хореографического произведения Его творчество сродни творчеству композитора или поэта. Каждое авторское произведение отличается своеобразием манеры и использования выразительных средств хореографического искусства, своей интерпретацией музыкального материала, созданием своей линии сюжета, созданием композиции танца. Балетмейстер-сочинитель должен знать законы композиции, законы драматургии в хореографическом произведении
Танцевальные композиции могут создаваться балетмейстером на основе:
1) сюжета литературного произведения (легенды, мифы, сказки, повести)
2) произведения изобразительного искусства (картины, скульптура, наскальные рисунки)
3) исторического события (героические события, исторические личности)
4) фольклорного материала (традиционные пляски, бытующие в народе, праздники, обряды)
5) образного впечатления от прослушанного музыкального материала
(отклик на образную основу музыки, вызывающий желание
поделиться своими впечатлениями с другими).
Известные балетмейстеры-сочинители: М. Петипа, М. Фокин, Ю. Григорович, И. Моисеев, Н. Надеждина, Т. Устинова, М. Мурашко.

Балетмейстер-репетитор приступает к работе, когда проведена постановочная работа.
Как правило, он присутствует на постановочных репетициях. В его обязанности входит репетиционная работа: а это не только отработка исполнения движений, но и умение помочь артистам-исполнителям раскрыть образ и характер, передать стиль сочинения. Профессия репетитора очень сложная, она требует напряженного ежедневного труда, точности в изложении замечаний, терпеливости и настойчивости. Репетитор должен присутствовать на всех постановочных репетициях, знать досконально весь текст. Перед каждым концертом повторять наиболее сложные фрагменты. Не допускать неточности, вольности в исполнении движений. После каждого концерта обсуждать результаты обращая внимание исполнителей на допущенные ошибки. Понимать разницу между прогоном и репетицией. Примером творческого союза балетмейстера-сочинителя и балетмейстера-репетитора является сотрудничество М. Мурашко и Геннадия Петровича Гусева, в результате чего ансамбль Марий Эл отличался высоким исполнительским мастерством именно в годы работы данных балетмейстеров.

Балетмейстер-педагог должен знать основательно хореографическое искусство (преподаваемую хореографическую дисциплину), методику преподавания, педагогику, психологию, анатомию, быть музыкально образованным. От общей культуры и знаний педагога во многом зависят мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников. Педагог танца должен быть примером для своих учеников. Такие качества, как выдержанность, и требовательность, умение подмечать ошибки в исполнении и своевременно их исправлять, точность замечаний – слагаемые успеха работы педагога.
Очень важно для педагога уметь управлять своими эмоциями, оставлять свое плохое настроение за дверями класса, приветливая улыбка и ласковое слово сразу задают необходимый тон занятию. Педагог должен быть хорошим организатором творческого процесса, учитывать разные способности своих учеников, быть настойчивым в достижении результата.

Специфика работы балетмейстера
в любительском творческом коллективе

Любительское творчество является общедоступным и добровольным. В процессе занятий хореографией исполнители-участники коллектива
1. физически развиваются, приобретают технику исполнения танцевальных движений.
2. учатся понимать и слушать музыку
3. духовно обогащаются от соприкосновения с искусством танца
4. интеллектуально обогащаются, узнавая историю, культуру народов.
5. вырабатывают художественный вкус
6. вырабатываю личностные качества, способность к творческой самореализации.

Специфика работы балетмейстера любительского творческого коллектива состоит в том, что он одновременно является сочинителем и постановщиком танцев, а также проводит работу балетмейстера-репетитора. Одновременно с вышеперечисленным, проводит учебную работу с участниками коллектива, а также занимается воспитательной работой. В основном не имеет возможности работать с композитором, поэтому работает с готовыми музыкальными фонограммами. В процессе работы в настоящее время используются компьютерные технологии, что значительно облегчило процесс подготовки музыки для танцевальных постановок (это и обработка, и купирование музыкальных произведений в соответствии с замыслом балетмейстера, замедление и ускорение музыкального темпа).

Существует 4 раздела работы руководителя коллектива:

Организационная работа.
Хорошая организация – залог успешной работы.
При планировании организации коллектива мы определяем жанровую направленность деятельности коллектива: классического танца, народного танца, эстрадного, бального, фольклорные ансамбли, танцевальные группы ансамблей песни и танца, шоу-балет.
Есть деление возрастное – детские, юношеские, взрослые и смешанные. Возраст учитывается при выборе репертуара и направленности работы коллектива
Классификация коллективов по форме и целям:
1. обучающие (детские школы искусств, студии)
2. творческо-исполнительские (Театры и ансамбли танца)
По источникам финансирования:
1. на бюджетном финансировании
2. на самоокупаемости
Работа коллектива предусматривает планомерность и систематичность занятий.
Но прежде организационным моментом является создание условий для занятий (наличие специального класса, оборудованного по всем требованиям, наличие раздевалки).
К организационной работе относится проведение отбора в коллектив (реклама, критерии отбора, расписание занятий).

Учебно-воспитательная работа
Руководитель выполняет не только роль учителя, но и воспитывает участников своего коллектива. Для этого он сам должен обладать определенными личностными качествами: выдержка, умение управлять своими эмоциями, знание методов и методик преподавания, знание возрастной психологии. Посредством соприкосновения с искусством танца участники получают интеллектуальное развитие. Культурное развитие, эстетическое развитие. Формируется художественный вкус. Знакомство с историей и культурой и есть воспитание. Воспитывается дисциплина в совместном труде. Посредством подбора репертуара тоже воспитываются участники. Учебная работа происходит на каждом занятии – осваивается новый танцевальный материал, изучаются тренировочные упражнения у станка и на середине зала. Основная цель учебной работы - овладение исполнительским мастерством, техникой исполнения танцевальных движений. В рамках воспитательной работы руководитель может организовать совместный выход на концерты и балетные спектакли, а также выходы в музеи для изучения, например, событий того времени, на основе которого планируется поставить танцевальную композицию.

Постановочно-репетиционная работа
Репертуар коллектива определяет направленность деятельности коллектива. Он должен быть уникальным и оригинальным. Должен быть подобран с учетом исполнительских возможностей участников, но в то же время должен способствовать росту исполнительского мастерства участников. На формирование репертуара влияет состав (мужской, женский или смешанный). Выбор репертуара зависит от руководителя. Репертуар – означает подбор танцевальных номеров коллектива. Именно репертуар является одним из показателей развития и уровня исполнения участников коллектива.
После изучения танцевальных движений необходимых для исполнения танца, проводится постановочная работа. А затем репетиционная. От качества данной работы зависит успех концертных выступлений.
Работа репетитора важна и ответственна, нужно своевременно увидеть неточности исполнения, точно сделать замечания и добиться исправления ошибок исполнителями, видеть танец в целом и каждого исполнителя в отдельности. На каждой репетиции нужно создать атмосферу творчества и сотрудничества между исполнителями и балетмейстером.

Концертная деятельность
Это все, ради чего работает коллектив. Концерт-стимул творческого роста коллектива. От руководителя требуется умение планирования и организации концертных выступлений коллектива. Полезно и участие коллектива в творческих конкурсах.
И здесь вновь возникает специфика работы руководителя любительского коллектива – т.к. создать эскизы костюмов, подобрать ткань, организовать пошив костюмов – все это задача руководителя. Кроме этого, следует обратить внимание и на сценическое оформление танца – работа со светом, музыкой.

Балетмейстер – мастер танца, создающий хореографическое произведение. Он подобно композитору или поэту воплощает свою мысль и фантазию в пластически выразительных образах. Несомненно, это должен быть творчески одаренный человек. Профессия балетмейстера предполагает решение большого круга вопросов в процессе работы над танцевальным номером. Балетмейстер не только сочиняет хореографический текст, рисунок танца, т.е. создает композицию танца, но и, пользуясь всеми средствами хореографического искусства, стремится воплотить свой замысел в сценических образах, выразить свое отношение к какому-либо событию, к поступкам героев танцевальных композиций. Чем шире кругозор балетмейстера: владение не только секретами хореографического искусства, но и умение разобраться в смежных видах искусства - драматургии, музыке, изобразительном искусстве, литературе, тем интереснее задумки и воплощенные в танце идеи. Не лишними будет знание истории, мифологии, различных наук, т.к. многогранность знаний помогает создавать танцевальные произведения на различные темы, которые вызывают интерес у самого балетмейстера, исполнителя и зрителя.

Что такое танец? Это выражение мысли и чувства средствами условных движений (па), жестов и поз.

Что такое пантомима? Это жанр театрального искусства, где без помощи человеческой речи, выразительными средствами тела, жестов и мимики передается содержание того или иного действия.

Именно танец и пантомима являются основными выразительными средствами хореографического искусства.

ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАЛЕТМЕЙСТЕРА

Балетмейстер-сочинитель занимается сочинением танцевальных композиций, является автором хореографического произведения Его творчество сродни творчеству композитора или поэта. Каждое авторское произведение отличается своеобразием манеры и использования выразительных средств хореографического искусства, своей интерпретацией музыкального материала, созданием своей линии сюжета, созданием композиции танца. Балетмейстер-сочинитель должен знать законы композиции, законы драматургии в хореографическом произведении

Танцевальные композиции могут создаваться балетмейстером на основе:

1. сюжета литературного произведения (легенды, мифы, сказки, повести)

2. произведения изобразительного искусства (картины, скульптура, наскальные рисунки)

3. исторического события (героические события, исторические личности)

4. фольклорного материала (традиционные пляски, бытующие в народе, праздники, обряды)

5. образного впечатления от прослушанного музыкального материала

(отклик на образную основу музыки, вызывающий желание

поделиться своими впечатлениями с другими).

Известные балетмейстеры-сочинители: М.Петипа, М.Фокин, Ю.Григорович, И.Моисеев, Н.Надеждина, Т.Устинова, М.Мурашко.




Балетмейстер-репетитор приступает к работе, когда проведена постановочная работа.

Как правило, он присутствует на постановочных репетициях. В его обязанности входит репетиционная работа: а это не только отработка исполнения движений, но и умение помочь артистам-исполнителям раскрыть образ и характер, передать стиль сочинения. Профессия репетитора очень сложная, она требует напряженного ежедневного труда, точности в изложении замечаний, терпеливости и настойчивости. Репетитор должен присутствовать на всех постановочных репетициях, знать досконально весь текст. Перед каждым концертом повторять наиболее сложные фрагменты. Не допускать неточности, вольности в исполнении движений. После каждого концерта обсуждать результаты обращая внимание исполнителей на допущенные ошибки. Понимать разницу между прогоном и репетицией.

Балетмейстер-педагог должен знать основательно хореографическое искусство (преподаваемую хореографическую дисциплину), методику преподавания, педагогику, психологию, анатомию, быть музыкально образованным. От общей культуры и знаний педагога во многом зависят мировоззрение, моральные и эстетические принципы его учеников. Педагог танца должен быть примером для своих учеников. Такие качества, как выдержанность, и требовательность, умение подмечать ошибки в исполнении и своевременно их исправлять, точность замечаний – слагаемые успеха работы педагога.

Очень важно для педагога уметь управлять своими эмоциями, оставлять свое плохое настроение за дверями класса, приветливая улыбка и ласковое слово сразу задают необходимый тон занятию. Педагог должен быть хорошим организатором творческого процесса, учитывать разные способности своих учеников, быть настойчивым в достижении результата.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Балетмейстер - постановщик

Балетмейстер

Балетмейстер - профессия творческая. она требует от человека, выбравшего ее, очень многого: и знании, и трудолюбия, и умения работать с людьми. Но главное качество, необходимое балетмейстеру,- это талант.

Балетмейстер не только создает хореографическое полотно, сочиняет хореографический текст, рисунок танца, то есть создает композицию танца, но и пользуясь всеми средствами хореографического искусства, он воплощает свой замысел в сценических образах, стремясь с их помощью выразить определенные идеи, мысли, чувства. Тем самым он является идейно- творческим руководителем коллектива.

Профессия балетмейстера предполагает решение в процессе работы большого круга вопросов.

Одним из первых теоретических трудов о работе балетмейстера, актера, о соотношении искусства является труд Ж.Ж. Новерра "Письма о танце и балетах". Многие из теоретических положении Ж.Ж. Новерра об искусстве танца остаются актуальными и в наши дни. Современный хореограф должен изучать теоретические труды своих предшественников, чтобы избежать ошибок в своей работе, чтобы успешно развивать теорию и практику хореографического искусства.

Вслед за Ж.Ж. Новерром одним из крупнейших педагогов и балетмейстеров, оставивших нам свой творческий труд о хореографическом искусстве, был Карло Блазис. особенно велико его значение как педагога и теоретика. В 1837- 1850гг. он руководил Миланской Королевской Академией танца при Ла Скала , воспитывал многих известных артистов балета.

В сферу деятельности балетмейстера часто входит выбор сюжета для танцевального номера либо балетного спектакля. Основой для них могут быть жизненные явления и факты, события какое -либо литературное произведение. Но в любом случае хореографическое произведение должно быть жизненно правдивым.

Балетмейстер - это не только сочинитель отдельных движении, па, жестов, но и создатель всего хореографического произведения.

Творческая деятельность балетмейстеров в коллективе весьма разнообразна,ее можно разделить условно на 3 разновидности , отличающиеся друг от друга, но вместе с тем имеющие много общего в художественной и организационной работе: Балетмейстер - сочинитель, балетмейстер - постановщик, Балетмейстер - репетитор.

Балетмейстер - постановщик.

Осуществляет постановку спектакля или концертного номера, который создал, сочинил другой балетмейстер, перенос спектакля одного театра на сцену другого. Делать это он не имеет право только с согласия автора географического произведения. Естественно, что при переносе сочинения должно быть указано, кто является его автором. В чем же заключается работа балетмейстера постановщик при переносе или при возобновлении какого то сочинения после того, как оно некоторое время не шло на сцене? Прежде всего постановщик должен безукоризненно изучить произведение, которое он собирается переносить: проникнуть в замысел балетмейстера сочинителя, овладеть обратным строем произведения, а так же досконально изучить фотографический текст, композицию танца, мизансцены, характер исполнения движении, уметь передать все это исполнителям.

Особенно ответственно должен относится Балтийские к постановке в коллективе спектаклей и концертных номеров, вошедших в золотой фонд мировой хореографии, ставших классическими образцами как русских, так и зарубежных.

Для исполнения хореографического произведения балетмейстер - постановщик подбирает в труппе таких артистов балета, которые по своим исполнительными данным могут наиболее полно раскрыть замысел, характером стиль сочинения. Можно привести ряд имен балетмейстеров- постановщиков, переносивших и восстанавливавших балетные спектакли. Например, Л. Поспехин, Т. Никитина, восстанавливали произведения балетмейстеров М. Петипа, А. Горского, Р. Захарова, Л. Лавровского, В. Вайнонена, переносили балетные спектакли на сцены других театров, после долгого перерыва восстанавливали спектакли Большого театра с новым составом исполнителей. замечательные работы по восстановлению классических спектаклей приводит ленинградский балетмейстер - постановщик Ю. Дружинин. Обладая прекрасной памятью, музыкальностью Ю. Дружинин умеет восстановить спектакль , перенести его на сцену другого театра точно так, как он был создан балетмейстером - сочинителем, без каких либо искажении танцевального текста, мизансцен, стиля и характера, без изменения трактовки образов действующих лиц.

Балетмейстер постановщик в своей работе должен обращать большое внимание на изучение танцевального текста не только для солистов, но и для кордебалета. Задача упрощается, если он имел возможность присутствовать при создании произведения, при показе его балетмейстером - сочинителем. в этом случае ему легче вникнуть в суть хореографического сочинения, в замысел, по ходу работы уточнить отдельные детали. Если же балетмейстер - постановщик не имел такой возможности, а изучает хореографическое произведение, уже идущее на сцене театра, то он должен очень скрупулезно выделить все то, что было создано автором, и отмести все наносное появившееся в результате смены исполнителей, "фантазии" балетмейстеров репетиторов и т.п. В этом смысле его работу можно сравнить в какой то мере сравнить с работой реставратора над восстановлением живописного полотна.

Читайте также: