Авральные работы на судах это

Обновлено: 19.05.2024

Для поддержания судна в необходимом техническом состоянии и продления сроков его эксплуатации необходим постоянный уход.

Повседневный контроль за состоянием судна осуществляется старшим помощником капитана и старшим механиком. Мелкие повреждения и неисправности, обнаруженные во время осмотров, устраняются экипажем судна. Крупные дефекты заносятся в специальный формуляр для устранения их во время очередного заводского ремонта судна. Капитан обязан производить ежемесячные осмотры технического состояния корпуса судна, его надстроек, помещений.

Непосредственно судовыми работами руководят:

  • по палубной части – боцман
  • по машинной – второй механик

Палубные работы на ходу выполняют лица, не связанные непосредственно с движением судна (боцман, плотник, подшкипер, матросы, практиканты). Работы, которые вызваны особыми обстоятельствами и требуют участия всего или большей части экипажа, называют авральными. Аврал объявляется по указанию капитана.

Одна из причин преждевременного износа судна – коррозия металлических частей и гниение деревянных. Особенно интенсивно коррозия протекает в местах соприкосновения металла с морской водой, обладающей высокой электропроводностью. Влага способствует разрушению дерева. Один из способов защиты металлических поверхностей от коррозии, а деревянных от гниения – это нанесение на них лакокрасочных покрытий и специальных покрытий. В качестве временных мер защиты металлических поверхностей от коррозии применяются различные смазки.

Уход за корпусом

Уход за корпусом должен быть направлен на обеспечение его водонепроницаемости. При плавании на взволнованной водной поверхности все части корпуса испытывают значительные переменные напряжения, в результате чего могут ослабляться связи и швы обшивки, при внутренних осмотрах необходимо обращать внимание на качество сварных швов.

При осмотре водонепроницаемых переборок необходимо следить, чтобы не было больших вмятин, нарушающих их прочность. Раз в 6 месяцев следует проверять сальники трубопроводов, кабелей, проходящих через водонепроницаемые переборки. Водонепроницаемость переборки (в местах сальников, выпавших заклепок и т. п.) должна быть немедленно устранена чеканкой, постановкой болтов-заглушек или бетонированием.

Для предохранения лакокрасочных защитных покрытий от преждевременного разрушения необходимо все внутренние закрытые объемы содержать сухими и чистыми. Места, в которых по условиям эксплуатации может скапливаться влага, должны периодически промываться и просушиваться. Узкие, труднодоступные места цементируются. В цементировке не должно быть трещин.

Краска в районе пояса переменных ватерлиний разрушается под влиянием масел и остатков нефтепродуктов, которые имеются на поверхности портовых вод. Те места, где краска плохо держится или стала пористой, разбухшей от влаги (т. е. влагопроницаемой), должны быть зачищены и окрашены вновь. Необходимо постоянно в порту подкрашивать корпус под якорными клюзами, где окраска повреждается всякий раз при отдаче и подъеме якоря. Для осмотра, очистки и окраски подводной части корпуса судно проходит докование.

Уход за надстройками и рубками

Уход за надстройками и рубками заключается в поддержании хорошего состояния их лакокрасочных покрытий. Помимо периодической мойки надстроек и рубок, необходимо скатывать пресной водой части, на которые могут попадать брызги соленой воды. Чтобы на стенках надстроек и рубок не было грязных потеков от стекающей с палуб воды, надо следить за состоянием шпигатов, периодически прочищать их, а скапливающуюся на палубах воду своевременно удалять.

Все двери надстроек и рубок должны плотно закрываться и иметь защелки, удерживающие их в закрытом состоянии, а также крючки или иные приспособления, удерживающие их открытыми.

Уход за судовыми помещениями

Уход за судовыми помещениями относится к содержанию их в хорошем санитарно-гигиеническом состоянии. Жилые помещения должны ежедневно убираться. Живущие в этих помещениях члены экипажа обязаны содержать свои личные вещи в опрятности и хранить их в рундуках и шкафчиках. Рабочее платье хранится в рундуках в специальных помещениях.

При осмотрах помещений особое внимание обращать на состояние иллюминаторов, которые должны легко и плотно закрываться, обеспечивая полную водонепроницаемость закрытия. Их барашки периодически расхаживать и смазывать. Уплотнительные резиновые прокладки должны находиться на своих местах, быть мягкими и упругими. Запрещается окрашивать их. Под каждым иллюминатором должен быть поддон с капельницей или другим устройством, обеспечивающим сток воды от отпотевания иллюминатора. Стекла иллюминаторов не должны иметь трещин, нарушающих их водонепроницаемость. Для их замены следует хранить определенное количество запасных иллюминаторных стекол. Иллюминаторы, расположенные вблизи ватерлинии, должны иметь металлические, надежно закрывающиеся крышки.

Ответственными за состояние помещений и находящегося в них инвентаря являются лица, в них живущие, или члены экипажа, в заведовании которых они находятся. Для проверки санитарного состояния помещений старший помощник обязан делать периодические обходы.

Палубы

Палубы. Наилучшим способом предохранения металлических палуб от коррозии является покрытие их специальными палубными красками или мастиками, которые уменьшают скольжение при движении по палубе. Палубу необходимо предварительно зачистить металлическими щетками или специальными инструментами, затем загрунтовать. После грунтовки палубы окрашиваются в два слоя специальной краской. Мастики и краски наносятся в 2–3 слоя, время высыхания при температуре 18–23° от 12 до 18 часов, красок – около 6 часов.

Деревянные палубы, настланные поверх металлических, должны поддерживаться всегда в состоянии полной водонепроницаемости. Для этого необходимо наблюдать за состоянием стыков и пазов палубного настила, которые должны быть проконопачены и залиты варом или заполнены специальной замазкой. В случае необходимости пазы очищаются от растрескавшейся и плохо держащейся заливки и заменяют новой. Для предохранения от гниения деревянные палубы периодически покрывают олифой, а иногда и лакируют. Перед этим палуба должна быть тщательно вымыта и просушена.

Грузовые помещения

Грузовые помещения. Сухогрузные и рефрижераторные трюмы должны после каждой выгрузки вентилироваться и выметаться, мусор удаляется, рефрижераторные трюмы просушиваются и проветриваются. При перевозке некоторых грузов трюмы моют водой из шлангов или проводят другую специальную подготовку (например, красят).

Цистерны и танки

Цистерны и танки. Все танки и цистерны должны быть изнутри окрашены. Окраска внутренних поверхностей танков и цистерн производится по специальной технологии рабочими завода в период ремонта. Для цистерн питьевой воды применяются специально предназначенные для этого краски.

В большинстве случаев танки располагаются в двойном дне, и их горловины выходят на пайолы трюмов. Горловины закрываются крышками на шпильках или болтах и для создания водонепроницаемости имеют резиновые прокладки. Для предохранения от повреждений шпильки и сами крышки ограждаются комингсами и закрываются сверху небольшими деревянными лючинами, сделанными в уровень с пайолом трюма. Однако очень часто во время перегрузочных операций, особенно при применении в трюме различных погрузочных машин, грейферов и т. п., эта защита повреждается. При обнаружении повреждения хотя бы одной шпильки горловина должна быть вскрыта для проверки состояния резиновой прокладки, а само повреждение должно быть устранено. После каждого вскрытия необходимо проверять горловину на водонепроницаемость путем запрессовки танка водой на высоту мерительной трубки.

Во время плавания судна в зоне пониженных температур необходимо предохранять цистерны от размораживания, наблюдение должно быть установлено за цистернами, находящимися выше действующей ватерлинии в необогреваемых помещениях.

За состоянием уровня воды в танках и цистернах должен вестись постоянный контроль с записями результатов замеров в специальную тетрадь. При этом необходимо иметь в виду, что если замеры в балластных и мытьевых танках производятся вручную с помощью футштока, то для замеров уровня воды в питьевых цистернах должны использоваться специальные закрытые системы.

На танкерах зачистка и мойка танков – сложный технологический процесс с соблюдением особых мер предосторожности, определяемый в зависимости от типа танкера и характера перевозимых грузов.

Рангоут и такелаж

Рангоут и такелаж. Рангоут – совокупность судовых конструкций из стальных труб, деревянных или металлических балок, предназначен для крепления грузовых стрел, антенн, средств связи и сигнализации.

Для предохранения металлического рангоута от ржавления и коррозии его красят. Такие места должны быть зачищены до блеска, загрунтованы и закрашены.

Такелаж – совокупность снастей, предназначенных для раскрепления рангоута, постановки и уборки парусов, подъема флагов, знаков и т. п. По способу закрепления такелаж подразделяется на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж в основном изготовляется из стальных тросов. Бегучий – из растительных, синтетических и гибких стальных тросов.

Уход за стоячим такелажем начинают с обтяжки, так как только хорошо обтянутый такелаж может полностью выполнять свое назначение. Обтяжку производят с помощью талрепов, которыми заканчивается каждая снасть стоячего такелажа. При обтяжке в первую очередь выбирают слабину штагов. Штаги – снасти, расположенные в ДП судна, ванты – снасти, поддерживающие мачты с бортов.

На судах употребляются в основном винтовые талрепы. Перед обтяжкой такелажа их необходимо очистить от старой смазки, расходить и хорошо смазать снова. После окончания обтяжки, чтобы избежать самопроизвольной отдачи талрепов в результате вибрации корпуса, их стопорят, соединяя попарно либо с помощью специальных стопорных планок и гаек, привинченных к трубе талрепа и заложенных крючками за скобы снасти либо палубного обуха. Смазанные и застопоренные талрепы оклетневать парусиной, которую затем покрасить краской, если талрепы длительное время не будут перетягиваться.

Такелаж, изготовленный из оцинкованного троса, периодически смазывается тавотом или техническим салом. В случае повреждения оцинковки и появления ржавчины такие места следует тщательно зачистить щетками и затем оклетневать тонким смоленым шкимужгаром.

Стальные тросы стоячего такелажа для предотвращения ржавления тируют. Тиры для рангоута и такелажа поступают на судно в готовом виде. К тировке такелажа приступают после его обтяжки и перед покраской рангоута. Чтобы предохранить деревянную палубу от попадания на нее капель тира, палубу посыпают мокрыми опилками либо смачивают. На снасти такелажа тир наносится ровным тонким слоем. Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы не было потеков у снасти внизу, так как капли засохшего тира будут быстро отставать, нарушая этим защитное покрытие снасти.

Тировка такелажа и покраска мачт производятся с беседок, укрепленных на горденях. Гордень должен быть основан из надежного и качественного троса, а у места крепления его на палубе в течение всего времени работы должен находиться наблюдающий. Перед подъемом людей гордень должен быть испытан. Для этого беседку с помощью горденя приподнимают на 30–40 см над палубой, ходовой конец крепят на утке. В беседке помещаются четыре человека, которые несколько раз подпрыгивают, проверяя крепость беседки и горденя.

После этого матрос садится в беседку, страхуется предохранительным поясом и крепит к беседке банку с тиром и стальную щетку для

удаления ржавчины. Тировку выполняют в защитных очках, лицо и руки работающего должны быть смазаны вазелином, а одежда плотно обвязана у кистей и у шеи. Во время работы следует предохранять кожу от попадания на нее капель тира.

Тировка на высоте – очень ответственная операция, выполняется только с разрешения старшего помощника после внеочередного инструктажа по технике безопасности лиц, которые будут заниматься тировкой под непосредственным наблюдением боцмана.

Для увеличения срока службы бегучего такелажа рекомендуется клетневать все огоны и стройки, охватывающие в различных местах рангоут судна, либо те из них, которые оканчиваются остропленными блоками и коушами.

Бегучий такелаж, основанный из синтетического троса, необходимо оберегать от попадания на него масла, кислот и т. п., под действием которых эти тросы быстро разрушаются.

Бухты перевязывают ворсой и укладывают в специальные корзины, предназначенные для их хранения, или подвешивают стропками в удобных местах с таким расчетом, чтобы нижние концы бухт не доходили до палубы на 15–20 см.

Детали такелажа с износом 10 % и более по диаметру, а также детали с трещинами, изломами и деформациями запрещены к использованию.

Техника безопасности при выполнении судовых работ

1. Ни один моряк не должен пытаться выполнять работы в одиночку или заниматься устранением любых дефектов, не имея соответствующей подготовки и опыта, или когда необходимость применения физических усилий выходит за пределы его возможностей. Там, где это необходимо, он должен прибегать к помощи других членов экипажа.

2. Необходимо вывешивать предупредительные знаки или таблички в местах, где могут возникнуть особо опасные ситуации, и в частности там, где запрещено курение или где необходимо носить и использовать защитное снаряжение. Моряки должны быть осведомлены об этих табличках и предупредительных знаках и соблюдать указанные в них правила.

3. Моряки должны быть постоянно внимательны, чтобы не поскользнуться или не потерять равновесие во время движения судна. В особенности они должны быть внимательны в штормовую погоду на случай неожиданного, необычного и неравномерного крена.

4. Необходимо соблюдать меры предосторожности при пользовании забортными трапами и сходнями, а также при передвижении и прохождении мест, где выполняются работы. Там, где имеются поручни, леера или штормовые леера для обеспечения безопасности прохода, моряки должны иметь одну руку свободной, чтобы держаться за них.

5. Моряки должны помнить о необходимости соблюдать порядок, чистоту и гигиену, как личную, так и общую, для обеспечения безопасных условий и охраны здоровья. Отходы, мусор и особенно обтирочный материал следует немедленно уничтожать. Отбросы должны содержаться в герметичных контейнерах или в плотно закрывающихся емкостях в соответствующем месте, по возможности на наибольшем удалении от жилых помещений.

6. Легковоспламеняющиеся вещества не должны содержаться вблизи источников тепла, таких, как паровые и выхлопные трубы, печи и камбузные плиты.

7. Следует так разместить палубное и машинное имущество, чтобы каждый предмет имел свое штатное место. После использования каждый предмет, если он не был оставлен в безопасном собранном состоянии, необходимо возвратить на штатное место, должным образом разместить и закрепить.

8. Пролитая нефть или другое вещество, которое может создать опасность, должны быть немедленно убраны, а участок – обезврежен, приведен в безопасное состояние.

9. Скопления снега, льда и грязи следует своевременно убирать с рабочих мест и проходов на палубе, необходимо использовать соответствующие покрытия, предупреждающие скольжение ног.

Главой 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспорта.

Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулирует статья 329 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Рассмотрим основные моменты регулирования рабочего времени, установленные названными документами.

Особенности режима рабочего времени работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта

Положение №133 устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна, заключивших трудовой договор с работодателем:

- работников командного состава судна (за исключением врача);

Положение №133 регулирует время работы и отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, в том числе время подготовки к ней и вывода из нее.

Следует обратить внимание, что согласно пункту 4 Положения №133 оно должно применяться не только судовладельцами, но и арендаторами – работодателями, независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, а также следующие виды работ.

· вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;

· другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.

Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени, причем учетный период на должен превышать одного года (с начала навигации до начала следующей навигации)

Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не должна превышать 40 часов в неделю, продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 8 часов, входные дни – суббота и воскресенье.

Сокращенная рабочая неделя (36 часов) и сокращенный рабочий день (смена) (7,2 часа) установлены для следующих категорий работников:

- для женщин – работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- для работников в возрасте от 17 до 18 лет.

Работодатель или по его поручению капитан судна составляют графики несения вахт или расписания выполнения работ, определяющие время начала и окончания ежедневной работы. Следует обратить внимание, что продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

На судах, эксплуатируемых круглосуточно, при экипажном методе работы, то есть при постоянном нахождении на борту всего экипажа судна, устанавливается трехсменная вахта. Если же применяется бригадный метод работы, то есть экипаж разделен на бригады для обеспечения несения вахт, могут быть установлены трехсменная или двухсменная вахта.

На судах, которые эксплуатируются не круглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта.

При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 150 календарных дней.

На скоростных судах устанавливается односменный или двухсменный режим работы плавсостава. Если по условиям работы требуется присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере, установленном коллективным договором или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников, но не более 50 процентов.

Максимальная продолжительность ежедневной работы (смены), включая время несения вахт, выполнения работ за недостающего по штату работника и дополнительных работ, не входящих в круг обязанностей, что допускается с письменного согласия работника, не должна превышать 12 часов.

Пунктом 14 Положения №133 установлено, что продолжительно периода ежедневной 12-часовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (кроме скоростных) не должна превышать 30 суток подряд. Более длительный период ежедневной 12-часовой работы при двухсменном режиме работ может быть установлен при работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Длительность такого периода не должна превышать 3 месяцев.

Мы отмечали, что работники плавсостава могут привлекаться к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей, но только с письменного согласия работника. Обязанностью работников является выполнение аварийных и авральных работ, объявленных капитаном судна, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Перечень аварийных и авральных работ приведен в разделе IY Положения №133, при этом при эксплуатации судов на морских путях действует перечень авральных работ, предусмотренный для работников плавсостава судов морского флота.

Авральные работы, выполняемые сверх установленной продолжительности рабочего времени, учитываются особо.

В межнавигационный период рабочее время и время отдыха работников плавсостава при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах учитывается в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Обратите внимание!

Пунктом 4 статьи 28 Кодекса ВВТ установлено, что судовладелец или иное осуществляющее прием на работу членов экипажа судно лицо обязаны за свой счет застраховать членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда из жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей.

· перевозки грузов и пассажиров;

· аварийно - спасательные работы;

· научно - исследовательские работы;

· портовые и служебно-вспомогательные работы;

· дноуглубительные и рефулерные работы.

Положение №11 не распространяется на членов экипажей рыболовецких судов и судов рыбной промышленности, судов Минобороны, МВД и Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Согласно пункту 1.4 Положения №11 оно применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая членов судовых ремонтных бригад, направляемых в рейс, исключение составляют:

- судовые медицинские работники;

- лица, являющиеся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учебно-воспитательная работа;

- работники судовых ресторанов;

- лица, находящиеся на борту, но состоящие на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя;

- лица, входящие в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса;

- лица, находящиеся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики;

- представители судовладельца, выходящие в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и тому подобное;

- лица, не входящие в состав экипажа и осуществляющие в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы.

Рабочее время и время отдыха перечисленных работников регулируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации или соответствующими нормативными правовыми актами.

Для членов экипажа нормальная ежедневная продолжительность рабочего времени составляет 8 часов, то есть 40 часов в неделю. Выходные дни – суббота и воскресенье.

Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена:

· для женщин – членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной широты, а на востоке - меридианом 160 градусов западной долготы – 7,2 часа;

График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или капитаном судна по согласованию с выборным профсоюзным органом или иным представительным органом трудового коллектива.

Вахты устанавливаются следующим образом:

- на судах с круглосуточной работой экипажей – трехсменный график вахт;

- на судах, эксплуатируемых не круглосуточно – двухсменный или односменный график вахт;

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна графики вахт могут устанавливаться продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

Для членов экипажа устанавливается суммированный учет рабочего времени, продолжительность учетного периода определяется судовладельцем исходя из условий работы судна и установленного графика вахт. Также следует учитывать, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу не должна превышать 120 календарных дней. Продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней, если имеются затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных и арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами времени и средств.

Члены экипажей судов, с их согласия, в свободное от вахт время могут привлекаться к выполнению работ, не связанных с их прямые должностные обязанности. Исключение составляют работники пищеблока. Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахты и время выполнения дополнительных работ не должна превышать 12 часов.

Аварийные и авральные работы на судне производятся по распоряжению капитанов в течение установленного и сверх установленного времени и являются обязательными для всех членов экипажа судна.

Перечень аварийных и авральных работ приведен в разделе 4 Положения №11. Аварийные работы, выполняемые сверх установленного рабочего времени, учитываются особо.

Обратите внимание!

Согласно статье 60 Кодекса торгового мореплавания установлено, что судовладелец обязан страховать заработную плату и другие причитающиеся членам экипажа суммы, в том числе расходы на репатриацию, а также жизнь и здоровье членов экипажа судна при исполнении ими трудовых обязанностей.

- работа судна осуществляется исключительно на акватории порта;

- судно обеспечено условиями для питания и отдыха работников, соответствующими санитарным правилам для морских судов;

- ежедневная продолжительность рабочего времени в ходовом режиме судна соответствует продолжительности, установленной пунктом 2.3. Положения №11;

- в течение вахты работникам предоставляются кратковременные периоды для отдыха и приема пищи в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением);

суммированный учет рабочего времени.

В соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 16 октября 1995 года и от 9 декабря 1995 года Министерство труда Российской Федерации постановляет:

Утвердить согласованное с Министерством транспорта Российской Федерации и ЦК профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота согласно приложению.

Первый заместитель
Министра труда Российской Федерации

Приложение
к постановлению Минтруда РФ
от 20 февраля 1996 г. № 11

Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота

1. Общие положения

1.1. Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - Положение) устанавливает особенности регулирования труда и отдыха работников плавающего состава судов морского флота (далее - членов экипажей) в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

- перевозки грузов и пассажиров;

- портовые и служебно-вспомогательные работы;

- дноуглубительные и рефулерные работы.

1.3. Положение не распространяется на членов экипажей судов:

- рыболовецких и рыбной промышленности;

- Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

1.4. Положение применяется в отношении всех лиц, занятых на борту судна, включая направляемых в рейс членов судовых ремонтных бригад, за исключением:

- судовых медицинских работников;

- лиц, являющихся штатными работниками учебных заведений, в обязанности которых входит исключительно учебно-воспитательная работа;

- работников судовых ресторанов;

- лиц, находящихся на борту, но состоящих на службе не у судовладельца, а у другого предпринимателя;

- лиц, входящих в состав экспедиции, находящейся на борту судна во время рейса;

- лиц, находящихся на борту судна в период рейса, в обязанности которых входит только выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пунктах, где отсутствуют грузчики;

- представителей судовладельца, выходящих в рейс для выполнения работ по испытанию судовых силовых установок, контролю за выполнением правил технической эксплуатации механизмов и т.п.;

- лиц, не входящих в состав экипажа и осуществляющих в период пребывания судна в порту ремонт, уборку, охрану судна, погрузку или разгрузку и другие работы.

Рабочее время и время отдыха вышеуказанных работников регулируется общими нормами трудового законодательства Российской Федерации или соответствующими нормативными правовыми актами.

2. Рабочее время

2.1. Рабочее время означает время, в течение которого член экипажа обязан выполнять работу по обслуживанию судна и поддержанию его в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии.

2.2. Ежедневная нормальная продолжительность рабочего времени для членов экипажей составляет 8 часов с понедельника по пятницу, то есть 40 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Для отдельных членов экипажей устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:

для женщин - членов экипажей судов, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, то есть 36 часов в неделю с двумя выходными днями в субботу и воскресенье *);

для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов атомно-технологического обслуживания (АТО) - 6 часов с понедельника по субботу включительно, то есть 36 часов в неделю с одним выходным днем в воскресенье.

*) Сокращенный рабочий день для женщин - членов экипажей устанавливается при нахождении судов в морях и впадающих в них реках Северного Ледовитого океана севернее 63 градусов 45 минут северной широты, а также в морях и впадающих в них реках северной части Тихого океана в районе, ограниченном 41 градусом северной широты, а на востоке меридианом 160 градусами западной долготы.

2.3. На судах с круглосуточной работой для членов экипажей устанавливается трехсменный график вахт, а для членов экипажей группы "А" атомоходов и судов АТО - четырехсменный график вахт (работ). На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двух или односменный график вахт.

В зависимости от конкретных условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, навигационного или эксплуатационного периода, частоты захода в порты, времени стоянки в портах и т.д.) и форм организации работы экипажа (закрепления за судами периодически сменяющихся трех экипажей на 2 судна или двух экипажей на одно судно, наличия жилых помещений, соответствия действующим санитарным правилам для морских судов и гигиеническим нормам и т.д.) на судах могут устанавливаться графики вахт (работ) продолжительностью свыше 8, но не более 12 часов в сутки.

График вахт (работ) разрабатывается и утверждается судовладельцем или по его поручению капитаном судна по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.

2.4. Для членов экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени.

Продолжительность учетного периода определяется судовладельцем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива, исходя из конкретных условий работы судна (продолжительности эксплуатационного или навигационного периода, продолжительности рейса, района плавания, рода перевозимого груза, времени стоянки под грузовыми операциями в порту) и установленного графика вахт (работ) членов экипажей, а также из того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей на судах между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней.

В случаях затруднения со сменой всего экипажа или отдельных его членов в иностранных или арктических портах, задержки судна в рейсе, стоянки в порту, где смена экипажа связана со значительными затратами средств и времени, продолжительность работы на судне экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней.

2.5. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.

2.7. Члены экипажей, за исключением работников пищеблока, могут привлекаться с их согласия к выполнению работ, не входящих в их прямые должностные обязанности (погрузочно-разгрузочные работы, очистка и мойка трюмов и танков, крепление и раскрепление груза и другие), в свободное от вахт (работ) время.

2.8. На судах допускается выполнение обязанностей недостающих по штату членов экипажа, несущих вахту, и лиц обслуживающего персонала. При этом выполнение обязанностей недостающего по штату обслуживающего персонала возлагается только на лиц, относящихся к обслуживающему персоналу.

Судовладелец должен укомплектовать по штату экипаж судна в возможно короткий срок.

2.9. Ежедневная общая продолжительность работы члена экипажа, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг прямых должностных обязанностей членов экипажа, не должна превышать 12 часов.

3. Время отдыха

3.1. Члены экипажей в соответствии с действующим законодательством пользуются правом на:

а) ежедневный отдых, включая время для приема пищи;

б) еженедельный отдых;

в) отдых в праздничные дни;

г) ежегодный отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, коллективным договором (соглашением).

3.2. В тех случаях, когда по условиям работы члену экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени; при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.

3.3. Временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.

3.5. Еженедельные дни отдыха и праздничные дни или другие дни отдыха за работу в эти дни, а также суммированные дни отдыха, по желанию членов экипажей, должны предоставляться в любом отечественном или зарубежном порту, как правило, в период эксплуатации судна и в порядке, устанавливаемом капитаном судна по согласованию с судовым выборным профсоюзным органом или уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива.

При стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни капитаны должны оставлять на судах минимальное число членов экипажей для несения вахтенной службы и обеспечения безопасности судов, а также, если это необходимо, для приема и сдачи груза, устранения последствий аварии и перешвартовок. Всем остальным членам экипажа по их желанию должны быть предоставлены дни отдыха.

Проведение при стоянке в порту в дни еженедельного отдыха или праздничные дни каких-либо работ на судах, не связанных с грузовыми операциями или устранением последствий аварии, а также входом в порт или выходом из порта и перешвартовок, не допускается.

3.6. Число суммированных дней отдыха, полагающихся члену экипажа за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным на судне временем в часах по графику вахт (работ) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность рабочего дня, предусмотренную в п. 2.2. настоящего Положения.

Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 768 часов (8 часов × (99 - (2 + 1) дней).

Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.

Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 5 июня по 8 сентября 1995 года составляла 552 часа (19 рабочих дней в июне по 8 часов - 152 часа, в июле - 168 часов, в августе - 184 часа и 6 рабочих дней в сентябре по 8 часов - 48 часов).

Таким образом, указанному члену экипажа за время работы должно быть предоставлено 27 дней отдыха ((768 час. - 552 час.) : 8 час).

В случае работы члена экипажа по 10,5 часовому графику вахт с 5 июня по 8 сентября 1995 года включительно при приведенных выше условиях общее число отработанных им на судне часов составило 1013 часов (10,5 час. × 99 - 8 час. × 2 - 10,5 час.). По норме следовало отработать, как указано выше, 552 часа. Члену экипажа должно быть предоставлено 58 дней отдыха ((1013 час. - 552 час.) : 8 час. = 57,6 дня)). В случае, когда десятая доля дня составляет половину и более, значение округляется до целого дня.

3.7. В тех случаях, когда члену экипажа невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по его желанию и с согласия соответствующего выборного профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа трудового коллектива производится оплата за неиспользованные дни отдыха.

4. Аварийные и авральные работы

4.1. Аварийными и авральными работами считаются те работы, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным. Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитанов судов в течение установленного и сверх установленного рабочего дня и являются обязательными для всех членов экипажа.

4.2. К работам аварийного характера на судах морского флота относятся:

а) работы по устранению аварийного состояния судна и исправлению повреждений и поломок как корпуса, так и судовой силовой установки во время плавания, препятствующих дальнейшему следованию судна до первого порта, работы по спасанию людей и судна, судового имущества и грузов, а также работы по оказанию помощи другим судам и людям, терпящим бедствие;

б) работы, вызванные штормовой погодой: дополнительное крепление судового имущества и грузов, постановка и уборка парусов и тентов, дополнительная подача швартовых концов и перестановка судна в безопасное место;

в) работы по снятию своего судна с мели и по отгрузке топлива и грузов для облегчения судна, когда оно терпит бедствие;

г) работы по ликвидации пожаров на судне, а также на буксируемых и рядом стоящих судах.

4.3. К авральным работам на судах морского флота относятся:

а) работы в сложных условиях плавания, требующих усиления вахтенной службы;

б) работы, связанные с входом судна в порт и выходом из него: открытие и закрытие грузовых люков, постановка и уборка трапов, сходен, швартовка и отшвартовка судна, подъем якорей, постановка и уборка парусов;

в) работы, связанные с выполнением таможенных и других формальностей;

г) работы по переводу судна в пределах рейда или порта, за исключением судов, специально работающих на рейде или в порту;

д) работы по установке и снятию землечерпательного каравана;

е) работы по прокладке, перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.

4.4. Авральные работы, выполняемые членами экипажей судов сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).

4.5. Капитан должен избегать или по возможности сводить к минимуму количество систематических авральных работ.

5. Оплата за время использования суммированных дней отдыха и работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени

Условия оплаты труда членов экипажей судов за время использования суммированных дней отдыха и работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени регулируются отраслевым положением об оплате труда работников плавающего состава судов морского флота.

разрушается под влиянием масел и остатков нефтепродуктов, которые имеются на поверхности портовых вод. Те места, где краска плохо держится или стала пористой, разбухшей от влаги (т. е. влагопроницаемой), должны быть зачищены и окрашены вновь. Необходимо постоянно в порту подкрашивать корпус под якорными клюзами, где окраска повреждается всякий раз при отдаче и подъеме якоря. Для осмотра, очистки и окраски подводной части корпуса судно проходит докование.

Уход за надстройками и рубками заключается в поддержании хорошего состояния их лакокрасочных покрытий. Помимо периодической мойки надстроек и рубок, необходимо скатывать пресной водой части, на которые могут попадать брызги соленой воды. Чтобы на стенках надстроек и рубок не было грязных потеков от стекающей с палуб воды, надо следить за состоянием шпигатов, периодически прочищать их, а скапливающуюся на палубах воду своевременно удалять.
Все двери надстроек и рубок должны плотно закрываться и иметь защелки, удерживающие их в закрытом состоянии, а также крючки или иные приспособления, удерживающие их открытыми.

2

Уход за судовыми помещениями относится к содержанию их в хорошем санитарно-гигиеническом состоянии. Жилые помещения должны ежедневно убираться. Живущие в этих помещениях члены экипажа обязаны содержать свои личные вещи в опрятности и хранить их в рундуках и шкафчиках. Рабочее платье хранится в рундуках в специальных помещениях.
При осмотрах помещений особое внимание обращать на состояние иллюминаторов, которые должны легко и плотно закрываться, обеспечивая полную водонепроницаемость закрытия. Их барашки периодически расхаживать и смазывать.
Уплотнительные резиновые прокладки должны находиться на своих местах, быть мягкими и упругими. Запрещается окрашивать их. Под каждым иллюминатором должен быть поддон с капельницей или другим устройством, обеспечивающим сток воды от отпотевания иллюминатора. Стекла иллюминаторов не должны иметь трещин, нарушающих их водонепроницаемость. Для их замены следует хранить определенное количество запасных иллюминаторных стекол. Иллюминаторы, расположенные вблизи ватерлинии, должны иметь металлические, надежно закрывающиеся крышки.
Ответственными за состояние помещений и находящегося в них инвентаря являются лица, в них живущие, или члены экипажа, в заведовании которых они находятся. Для проверки санитарного состояния помещений старший помощник обязан делать периодические обходы.

Палубы. Наилучшим способом предохранения металлических палуб от коррозии является покрытие их специальными палубными красками или мастиками, которые уменьшают скольжение при движении по палубе. Палубу необходимо предварительно зачистить металлическими щетками или специальными инструментами, затем загрунтовать. После грунтовки палубы окрашиваются в два слоя
специальной краской. Мастики и краски наносятся в 2 – 3 слоя, время высыхания при температуре 18 – 23° от 12 до 18 часов, красок – около 6 часов.
Деревянные палубы, настланные поверх металлических, должны поддерживаться всегда в состоянии полной водонепроницаемости. Для этого необходимо наблюдать за состоянием стыков и пазов палубного настила, которые должны быть проконопачены и залиты варом или заполнены специальной замазкой. В случае необходимости пазы очищаются от растрескавшейся и плохо держащейся заливки и заменяют новой. Для предохранения от гниения деревянные палубы периодически покрывают олифой, а иногда и лакируют. Перед этим палуба должна быть тщательно вымыта и просушена.

Грузовые помещения. Сухогрузные и рефрижераторные трюма должны после каждой выгрузки вентилироваться и выметаться, мусор удаляется, рефрижераторные трюма просушиваются и проветриваются. При перевозке некоторых грузов трюмы моют водой из шлангов или проводят другую специальную подготовку (например, красят).

Цистерны и танки. Все танки и цистерны должны быть изнутри окрашены. Окраска внутренних поверхностей танков и цистерн производится по специальной технологии рабочими завода в период ремонта. Для цистерн питьевой воды применяются специально предназначенные для этого краски.
В большинстве случаев танки располагаются в двойном дне, и их горловины выходят на пайолы трюмов. Горловины закрываются крышками на шпильках или болтах и для создания водонепроницаемости имеют резиновые прокладки.
Для предохранения от повреждений шпильки и сами крышки ограждаются комингсами и закрываются сверху небольшими деревянными люпинами, сделанными в уровень с пайолом трюма.
Однако очень часто во время перегрузочных операций, особенно при применении в трюме различных погрузочных машин, грейферов и т. п. эта защита повреждается. При обнаружении повреждения хотя бы одной шпильки горловина должны быть вскрыта для проверки состояния резиновой прокладки, а само повреждение должно быть устранено. После каждого вскрытия необходимо проверять горловину на водонепроницаемость путем запрессовки танка водой на высоту мерительной трубки.
Во время плавания судна в зоне пониженных температур необходимо предохранять цистерны от размораживания, наблюдение должно быть установлено за цистернами, находящимися выше действующей ватерлинии в необогреваемых помещениях.

За состоянием уровня воды в танках и цистернах должен вестись постоянный контроль с записями результатов замеров в специальную тетрадь. При этом необходимо иметь в виду, что если замеры в балластных и мытьевых танках производятся вручную с помощью футштока, то для замеров уровня воды в питьевых цистернах должны использоваться специальные закрытые системы.
На танкерах зачистка и мойка танков – сложный технологический процесс с соблюдением особых мер предосторожности, определяемый в зависимости от типа танкера и характера перевозимых грузов.

Рангоут и такелаж. Рангоут – совокупность судовых конструкций из стальных труб, деревянных или металлических балок, предназначен для крепления грузовых стрел, антенн, средств связи и сигнализации.
Для предохранения металлического рангоута от ржавления и коррозии его красят. Такие места должны быть зачищены до блеска, загрунтованы и закрашены.
Такелаж – совокупность снастей, предназначенных для раскрепления рангоута, постановки и уборки парусов, подъема флагов, знаков и т.п. По способу закрепления такелаж подразделяется на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж в основном изготовляется из стальных тросов. Бегучий – из растительных, синтетических и гибких стальных тросов.
Уход за стоячим такелажем начинают с обтяжки, так как только хорошо обтянутый такелаж может полностью выполнять свое назначение. Обтяжку производят с помощью талрепов, которыми кончается каждая снасть стоячего такелажа.
При обтяжке в первую очередь выбирают слабину штагов. Штаги – снасти, расположенные в ДП судна, ванты – снасти, поддерживающие мачты с бортов. На судах употребляются в основном винтовые талрепы. Перед обтяжкой такелажа их необходимо очистить от старой смазки, расходить и хорошо смазать снова. После окончания обтяжки, чтобы избежать самопроизвольной отдачи талрепов в результате вибрации корпуса, их стопорят, соединяя попарно либо с помощью специальных стопорных планок и гаек, привинченных к трубе талрепа и заложенных крючками за скобы снасти, либо палубного обуха. Смазанные и застопоренные талрепы оклетневать парусиной, которую затем покрасить краской, если талрепы длительное время не будут перетягиваться.

5

Такелаж, изготовленный из оцинкованного троса периодически смазывается тавотом или техническим салом. В случае повреждения оцинковки и появления ржавчины такие места следует тщательно зачистить щетками и затем оклетневать тонким смоленым шкимужгаром.
Стальные тросы стоячего такелажа для предотвращения ржавления тируют. Тиры для рангоута и такелажа поступают на судно в готовом виде. К тировке такелажа приступают после его обтяжки и перед покраской рангоута. Чтобы предохра нить деревянную палубу от попадания на нее капель тира, палубу посыпают мокрыми опилками либо смачивают. На снасти такелажа тир наносится ровным тонким слоем. Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы не было потеков у снасти внизу, так как капли засохшего тира будут быстро отставать, нарушая этим защитное покрытие снасти.
Тировка такелажа и покраска мачт производятся с беседок, укрепленных на горденях. Гордень должен быть основан из надежного и качественного троса, а у места крепления его на палубе в течение
всего времени работы должен находиться наблюдающий. Перед подъемом людей гордень должны быть испытан. Для этого беседку с помощью горденя приподнимают на 30 – 40 см над палубой, ходовой конец крепят на утке. В беседке помещаются четыре человека, которые несколько раз подпрыгивают, проверяя крепость беседки и горденя.
После этого матрос садится в беседку, страхуется предохранительным поясом и крепит к беседке банку с тиром и стальную щетку для удаления ржавчины.
Тировку выполняют в защитных очках, лицо и руки работающего должны быть смазаны вазелином, а одежда плотно обвязана у кистей и у шеи. Во время работы следует предохранять кожу от попадания на нее капель тира.

6

Тировка на высоте – очень ответственная операция, выполняется только с разрешения старшего помощника после внеочередного инструктажа по технике безопасности лиц, которые будут заниматься тировкой под непосредственным наблюдением боцмана.
Для увеличения срока службы бегучего такелажа рекомендуется клетневать все огоны и стройки, охватывающие в различных местах рангоут судна, либо те из них, которые оканчиваются остропленными блоками и коушами.
Бегучий такелаж, основанный из синтетического троса, необходимо оберегать от попадания на него масла, кислот и т. п., под действием которых эти тросы быстро разрушаются.
Бухты перевязывают ворсой и укладывают в специальные корзины, предназначенные для их хранения, или подвешивают стропками в удобных местах с таким расчетом, чтобы нижние концы бухт не доходили до палубы на 15 – 20 см.
Детали такелажа с износом 10% и более по диаметру, а также детали с трещинами, изломами и деформациями запрещены к использованию.

Читайте также: