Камеры на техосмотр в беларуси когда начнут работать

Обновлено: 18.04.2024

Уплату госпошлины отвязали от прохождения техосмотра еще в январе. На дворе уже август, но некоторые белорусы по-прежнему игнорируют проверку машин на диагностических станциях. Автобизнес поинтересовался у читателей, почему они не проходят техосмотр.

Если судить по опросам в наших соцсетях, то среди подписчиков ВКонтакте тех, кто игнорирует заезд на линию, почти 35%, а в нашем Telegram их и вовсе 36%.

"Почему нельзя сразу устранить неисправность?"

Павел живет в 19 км от Минска, ездит на Lada Largus Cross 2018 г.в. Ежегодный пробег – 30-35 тыс. км. Техосмотр проходил только один раз в мае 2018 года, сразу после покупки автомобиля. Мужчина признается, что для него сейчас самое ценное – это время.

Он не пользуется рацией или другими приложениями, чтобы избежать встреч с ГАИ. Автомобиль, по его словам, находится в исправном состоянии. Страховка и действующая медсправка также имеются.

"Пока не появятся камеры, проходить не буду"

Андрей живет в Минске, владеет сразу 4 авто, ни на одном нет ТО с 2012 года. Пробег на основном автомобиле Peugeot 806 – 50-60 тыс. км в год.

"Пока не появятся камеры, которые будут фиксировать отсутствие ТО не только при превышении скорости, проходить не буду. Езжу много как по Минску, так и по Беларуси. Сотрудники ГАИ останавливают редко, 1-2 раза в год. Не менее чем раз в год получаю штрафы, обычно это происходит поздно вечером за пределами столицы, когда возрастает вероятность быть остановленным, да и штрафуют не за отсутствие техосмотра", – признается Андрей.

Мужчина говорит, что проходить техосмотр на своих автомобилях он по-прежнему не планирует. По крайней мере пока уровень контроля будет позволять это делать.

"Зачем новой машине еще одна проверка?"

Минчанка Надежда ездит на VW Tiguan 2019 г.в. Годовой пробег около 30 тыс. км, не проходит ТО из принципа.

"Купили машину новую в салоне. Не понимаю, зачем на машине, только сошедшей с конвейера, проходить техосмотр? Автомобиль уже проверили перед продажей. Зачем еще одной инстанции ее проверять, тем более за мои деньги?" – задается вопросом она. По ее словам, сотрудники ГАИ останавливают редко, штрафов за отсутствие техосмотра у нее нет.

"На безопасность не влияет, а техосмотр не пройти"

Артем из Минска с 2018 года ездит на Skoda Rapid без техосмотра. Среднегодовой пробег превышает 30 тыс. км. Причина непрохождения ТО – состояние кузова.

"На машине есть вмятина, требующая вложений. На мой взгляд, эти повреждения никак не влияют на безопасность движения, но техосмотр с ними пройти не получилось".

От принципов до строгого расчета. Почему многие по-прежнему не проходят техосмотр

"За отсутствие ТО нет ни одного штрафа"

Столичный житель Дмитрий ездит на Audi 100 C3. Годовой пробег – 20 тыс. км. Последние 4 года машина без ТО.

"Машина не развалюха, но есть нюансы по кузову, подтекает рулевая рейка. Кроме езды по Минску пару раз в месяц езжу в Вилейку и Молодечно. За отсутствие ТО нет ни одного штрафа. Обычно, когда куда-нибудь еду, то использую Яндекс.Навигатор. Раньше там было удобно смотреть, где есть ГАИ, а сейчас метки почти никто не ставит или их просто нет, а больше ничем не пользуюсь. В целом сотрудники ГАИ для проверки документов останавливают примерно раз в год", – говорит Дмитрий.

"Без "ручника" не пропустят"

Денис живет в Минске, владеет BMW Е46 2003 г.в. и Nissan Silvia 1998 года. Оба авто – без действующего ТО. Пробег на две машины не превышает 10 тыс. км в год.

"Штрафы за непройденный техосмотр бывают, хотя в целом останавливают редко. Чтобы минимизировать встречи с ГАИ, хочу начать пользоваться приложениями, – признается Денис. – Техосмотр не прохожу из-за того, что в одной машине отсутствует "ручник", его срезали предыдущие хозяева. В остальном все идеально, но без "ручника" не пропустят. На втором авто затонировано заднее стекло. Эта машина используется только по выходным, тонировку снимать не хочу, в остальном технически тоже все хорошо".

"600-700 долларов на внешний вид – бессмысленная трата денег"

Олег владеет Peugeot 406, выпущенным в 2001 году. По его словам, с технической точки зрения с авто все в порядке, а вот кузов требует внимания.

"В моем авто для прохождения ТО необходимо поменять капот. Сгнила кромка, что под "мухобойкой" не видно, а на техосмотре его нужно открывать. Есть дыра на левом крыле, правое тоже необходимо покрасить из-за коррозии. Итого выходит, что для прохождения ТО нужно вложить около 600-700 долларов во внешний вид. Бессмысленная трата денег", – считает мужчина, учитывая стоимость своего авто.

"Если бы проверяли качественно…"

Несколько водителей-дальнобойщиков сказали, что считают нецелесообразным проходит ТО по причине того, что мало ездят на авто. Есть среди читателей и те, кто техосмотр прошел, но делать это впредь не собирается. Например, как наш читатель Алексей.

"Техосмотр прошел, но последний раз. Если раньше машину смотрели досконально, то сейчас проехал линию за 5 минут на 15-летнем авто. Если бы техосмотр делался качественно, то заезжал бы туда вместо диагностики даже раз в полгода, а сейчас это деньги на ветер", – считает мужчина.

Наш вердикт

  • тонировка,
  • слабый "ручник",
  • треснувшее лобовое стекло.

Мобильные датчики фиксации скорости были замечены на дорогах Беларуси 17 января. Они работали в тестовом режиме пару дней, по их данным постановления за превышение скорости водителям не выносились. Когда мобильные камеры станут функционировать в обычном режиме, с вынесением постановлений, на предприятии не знают до сих пор:

Вот что рассказали в кампании, которая занимается установкой, техническим сопровождением оборудования и контролем за его функционированием.

На данный момент за скоростью на дорогах Беларуси следят 540 датчиков контроля скорости (из них 483 ДКС — стационарные, 57 — мобильные). Локация их размещения продиктована аварийностью — как правило, камеры устанавливаются на опасных участках дорог, где наблюдался всплеск ДТП и регистрировались скоростезависимые ДТП.

В числе первых камер на территории Беларуси были французские ДКС, Mesta 2200 и Mesta 2000, которые сегодня вытесняются более современными моделями. Среди них немецкие MultiRadar SD580 (Robot) и PoliScan M1HP (Vitronic), китайский EHL-RSVS-700, а также российский КОРДОН.

В компании уже говорили, что имеется техническая возможность настроить камеры на отслеживание оплаты техосмотра. Речь шла о нынешнем оборудовании, установленном на дорожных магистралях Беларуси.

Последнее плановое увеличение количества ДКС было в 2019 году. В 2020-ом линейное развитие (увеличение ДКС) не планируется. Есть мнение, что сегодня достаточно 540 камер, чтобы эффективно управлять скоростью движения транспортных средств.

На данный момент функционирует около 150-160 лазерных камер (PoliScan M1HP), остальные — радарные, или доплеровские. Прежде чем выехать в город и увидеть, где и как работают эти датчики контроля скорости, замечаем одиноко стоящий на территории трехногий лазерный аппарат.

Стационарный прибор устанавливается на высоте от 1,5 до 8 метров, а мобильный — до 1,5 метра (он меняет место своей дислокации еженедельно по решению территориальных подразделений ГАИ). Какой из приборов (радар или лазер) и где размещать, зависит от многих условий, включая конфигурацию дорожного участка.

Бывают случаи, когда машина продается по ксерокопии паспорта и новый владелец не переоформляет автомобиль на себя, в результате чего штрафы приходят на имя прежнего хозяина. Доступно ли камере распознавать лицо водителя в темное время суток? Когда их устанавливали, говорили, что такое технически возможно.

Да, это действительно так. На расстоянии до 100 метров со вспышкой лицо сидящего за рулем можно увидеть даже ночью. Но такой задачи перед нами сейчас не стоит, да и моральные аспекты тоже сыграли в этом свою роль. На самом деле все гораздо проще. В Германии законодательство определяет, что при доказательстве факта нарушения необходимо зафиксировать лицо водителя, и это требование реализуется технически. В белорусских реалиях его нет, хотя, повторюсь, это возможно. Сегодня важен только регистрационный знак, по которому идентифицируется транспортное средство и, соответственно, нарушитель.

В каждом областном центре имеется свой экипаж, работающий круглосуточно. Здесь следят за исправностью электроники.

Зимой необходимо банально протереть стеклышко камеры. Раз в год каждый датчик измерения скорости проходит проверку в БелГИМ. Даже если персонал пропустил ее, система автоматически блокирует информацию. Присутствует также так называемая защита от дурака: если датчик неправильно настроен или выставлен не под тем углом, он не будет фотографировать: автоматика блокирует фиксацию по причине невыполнения требований к настройке ДКС.

Случаи вандализма камер имели место.

Кражи ни разу не было, разве что изредка хулиганят. Был прецедент в Могилевской области, когда двое парней выдернули тросом стационарный аппарат и сожгли его. Виновных нашли быстро по горячим следам. Они получили реальные сроки, а не только возмещение убытков после расчетов страховой.

На большом экране в зале с операторами изображена карта со всеми датчиками измерения скорости на территории Беларуси. Анализ каждого нарушения проходит в два этапа. Сначала снимки попадают на монитор одного из операторов. Его задача — сверить, правильно ли система распознала номера.

Одно дело, когда камера некорректно запечатлела нарушение, другое — когда водитель идет на разного рода уловки, чтобы скрыть номера.

Экстренное торможение перед камерой не спасает от ответственности. Это миф. Если в зоне контроля датчика появляется автомобиль, движущийся с превышением скорости, его фиксация происходит моментально. По транзитным номерам постановление тоже выносится и отправляется собственнику ТС.

Некорректно отображенная информация поступает в архив, а по остальным доказанным случаям формируются постановления. Этим занимаются сотрудники ГАИ. Инспекторы сверяют данные, полученные от операторов Центра фиксации правонарушений, со сведениями из базы МВД и отправляют постановления в базу административных нарушений.

Затем они уходят на печать, а специальная машина (бесконвертер) упаковывает постановления. На лицевой стороне есть штрихкод, который считывается сканером и тем самым заносится в реестр. Данные из него должны совпасть с информацией о постановлениях из базы.

Весь процесс от фиксации нарушения до формирования постановления в среднем занимает до одного месяца.

Если в 2012 году на каждый датчик приходилось более 100 фиксаций в сутки, то сегодня — до 10 (в зависимости от интенсивности движения на дорогах). Летом чуть больше, а в праздничные дни к нам едут россияне, которые любят полихачить. Из рекордсменов вспоминается BMW на российских номерах, который передвигался со скоростью 238 км/ч.

Все поступления от штрафов идут в казначейство Министерства финансов. Часть денежных средств возвращается на содержание организации.

По сути, мы управляем скоростью за счет нарушителей. Представьте ситуацию: на участке не установлена камера скорости. Сколько процентов водителей законопослушны, а сколько — нет? В тестовом режиме мы определили, что от 30 до 50% едут с превышением скорости, то есть каждый второй. С камерой этот процент снижается до 2-5. В этом и заключается эффективность работы датчиков измерения скорости. В 30% ДТП его причиной является превышение скорости, при этом во всех авариях скорость оказывает существенное влияние на тяжесть последствий ДТП. Только вообразите: при столкновении на скорости 80 км/ч воздействие на человека соизмеримо с падением с высоты 9-го этажа.

Информационной таблички, предупреждающей об установке камеры, не было только на начальном этапе. С 2014 года каждый датчик сопровождается информационным щитом, несмотря на то, что это не определено ПДД.


Валерий БОРОДЕНЯ
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА

— Я хочу высказать свое личное мнение, которое не будет отражать мнение Парламента или других депутатов. При том росте автомобилизации, который у нас сегодня наблюдается, владение автомобилем будет становиться все дороже и дороже. И не потому, что так хочется депутатам или еще кому-то. Города объективно не выдерживают такого количества машин. Поэтому платить за дороги, парковки, благоустройство будут автомобилисты.

Когда дорожный сбор вводили, условия нашей жизни были несколько другие. Существовал достаточно легкий доступ к автомобилям — без высоких ввозных пошлин. Сначала люди весь хлам вывезли из Европы, потом — из России. И даже два года экономического падения не сказались на покупке автомобилей. В чем же проблема с налогом? Да, его привязали к техосмотру с точки зрения стоимости администрирования. Любой налог чего-то стоит, и администрировать через прохождение техосмотра — наиболее простой путь. Тогда все понадеялись на сознательность населения. Мое личное мнение заключается в том, что не угадали со ставками. Поэтому нужно раза в два снизить ставки дорожного сбора и ужесточить контроль. Может быть, даже ввести административную ответственность за неуплату именно этой пошлины, отвязав ее от техосмотра.

Когда в массовом сознании есть понимание того, что какой-то налог можно не платить, это подрывает государственное устройство. Мы должны все понимать, что налоги не берутся с потолка и не возникают по чьей-то прихоти. Вы знаете, самое популярное предложение, которое постоянно поступает в нашу комиссию, — заложить пошлину в топливо. На самом деле это коллективный эгоизм: давайте за счет сильного расширения базы плательщиков переложим этот налог на каждого.


Владимир ПИУЛЬСКИЙ

В. Пиульский:

— Госпошлина — это только один из факторов. Но не основной. У людей очень сильно упали доходы, что не позволяет подготовить автомобиль к техосмотру: отремонтировать тормозную систему, двигатель и тому подобное.

Фотофиксация: технически все готово


Леонид ПАНАСЮК

— Нет ничего невозможного. Все зависит от финансирования и конкретных задач.

Д. Курносенко:

— Решение вопроса находится в нескольких плоскостях. Первая из них — организационного, юридического толка: готово ли законодательство? Эти вопросы решаемы, если есть воля со стороны государства. Причем решается все довольно быстро. Но подойти ко всему этому нужно вдумчиво. Такие нормы должны быть справедливыми, честными и действенными.

Вторая часть вопросов находится в области сознания людей. Их нужно готовить к тому, что определенное законом обязательно к исполнению. К сожалению, мы видим, что одними убеждениями и агитацией добиться этого крайне тяжело. Нужно слишком много времени (зачастую речь идет о смене нескольких поколений).


Дмитрий КУРНОСЕНКО

Д. Курносенко:

— Предварительные оценки делались. Но все это неточные расчеты. Общее количество устройств должно достичь примерно тысячи. То есть необходим двукратный рост. Если сильно утрировать, что это будет одно устройство на 90 километров дорог.

Что же касается финансирования, то озвучу свою частную точку зрения. На мой взгляд, есть два варианта, как реализовать подобные проекты. Первый – финансирование за счет бюджетных средств. Поскольку и платежи за все нарушения (административные либо в сфере безопасности дорожного движения), и госпошлина поступают в республиканский бюджет. Второй путь – это государственно-частное партнерство, когда техническая реализация такой системы отдается на аутсорсинг компании, имеющей опыт и компетенции. Лично я сторонник второй модели. Государство должно четко определить компетенции компании, возложить на нее определенные риски и просчитать экономику, когда это выгодно самому государству, а также позволяет реализовать проект на основе ГЧП. При таком варианте, на мой взгляд, реализация проекта будет быстрой и эффективной. Понятно, что в таком случае не будет бюджетных затрат, но часть средств, которые поступят в виде платежей в бюджет, направится на компенсацию затрат по созданию и обслуживанию системы.

— Готовность к реализации есть. Мы обладаем инфраструктурой, которая с минимальными затратами позволит этот проект реализовать в кратчайшие сроки.

Главное — не жестокость

Д. Курносенко:

— Можно я озвучу очень непопулярную мысль? Механизм администрирования госпошлины не был идеальным. И в итоге мы, к сожалению, сформировали сознание, которое как снежный ком увеличивается среди людей: несмотря на обязательность оплаты этой госпошлины, вероятность того, что человек будет привлечен к ответственности, невелика. С экономической точки зрения (а это тоже очень важно) людям выгоднее не платить. Необходимы очень действенные меры контроля и понуждения к исполнению норм законодательства. Тогда люди будут понимать, что с высокой долей вероятности в случае нарушения они будут привлечены к ответственности. Но очень важен баланс. Не обязательно, чтобы 99 процентов нарушителей были наказаны. Это будет слишком дорого.

Д. Курносенко:

— Коллеги, заметьте, что я ни разу не сказал про жесткость законодательства. Задача стоит именно в его неотвратимости. В фотофиксации превышения скорости этот принцип уже удачно реализован. Вне зависимости от того, какое положение вы занимаете, кем вы являетесь, если вы нарушили — получите штраф. И если сразу не исполните свои обязательства, то тогда вас привлекут к еще большей ответственности.


Юрий ВАЖНИК

— Если нашей целью будет только наказание нарушителей, никакого позитивного результата у нас не будет. Люди только обозлятся. Существует международная практика Vision Zero, используя которую мы снизили смертность в три раза за 10 лет. Действия должны диктоваться и контролироваться целью, а если цель не достигается, то виноваты создатели системы, но не пользователи. Надо внимательно посмотреть, как адаптируются люди к тому или иному решению. Здесь были бы интересны результаты социологических исследований, почему автовладельцы не платят госпошлину. Очевидно, есть некоторые неудобства, сомнения в целевом использовании средств дорожного фонда. Полагаю, объяснение, формирование других инструментов взимания пошлины с использованием автомобиля, вовлечение конcультантов и ученых, использование западного опыта будут сейчас работать эффективнее.

— Вы уже заведомо формулируете мысль: нужно вернуть людей на техосмотр. А это не очень убедительный тезис. По официальной статистике, число погибших по вине неисправного транспорта составляет около одного процента. Если, несмотря на массовое уклонение от техосмотра, эта цифра не выросла, то что-то не так либо со статистикой, либо с эффективностью ТО. В это же самое время есть факторы, например инфраструктурные, которые определяют десятки процентов аварийности. Скорее всего, мы изначально где-то ошиблись и предложили людям нерабочую схему со взиманием госпошлины, привязанной к техосмотру.

— Извините, Юрий Петрович, я вас перебью. Здесь два важных момента. Первый и самый главный – люди не хотят исполнять закон. Второй – есть определенные нюансы при формировании учетной статистики ДТП. Поэтому комментировать упомянутый вами один процент не совсем корректно. Что касается нашей темы, то решать проблему можно различными способами: создать комфортные условия для одних и ухудшить для других, включить сбор в стоимость топлива и резко поднять на все цены… А можно дифференцировать оплату — помесячно, поквартально и как-то иначе или дополнительно ввести платный въезд в страну, как это работает в некоторых европейских странах. При этом государство получает дополнительную прибыль, которая идет на ремонт дорог и развитие инфраструктуры (безопасных освещенных переходов как минимум).


Количество выданных разрешений на допуск к дорожному движению по итогам первого квартала снизилось на 12,6 процента
ФОТО YANDEX.BY

Д. Курносенко:

— Раз уж мы говорим о статистике, об одном проценте ДТП с участием неисправных машин, Юрий Петрович, а есть ли у вас цифры, сколько в остальных 99 процентах случаев ДТП произошли из-за дорожной инфраструктуры ненадлежащего качества?

Д. Курносенко:

— Я сейчас объясню, почему задал вам этот вопрос. С ваших слов я понял, что 95 процентов учетных ДТП в Минске связано с дорожной инфраструктурой, и совершенно очевидно, что ее нужно доводить до ума. Для этого необходимо финансирование. Взимание госпошлины сейчас связано с прохождением техосмотра, а госпошлина – основная часть формирования дорожного фонда. Дорожный фонд – основной источник, за счет которого ремонтируются, строятся новые дороги, внедряются новые технологии в инфраструктуру. И когда мы отказываемся по каким-то убеждениям платить эти деньги, мы подвергаем себя и окружающих риску. Кроме того, нельзя идеализировать ситуацию. Многие вещи требуют контроля и ответственности. Не надо смещать акценты только в одну из сторон.

— Я за то, чтобы достигалась большая, нужная людям цель, а источники средств могут быть разными.

— Хочу поддержать моих коллег. В экономике есть такое понятие — кривая Лаффера. Она отображает зависимость между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками. Да, есть такие, кто не будет платить госпошлину, даже если она будет равна одной копейке. Но сегодня одноразовый платеж для многих неподъемный.

— Согласен, но вот какой важный момент. В современном мире бренды работают сильнее, чем принуждение. Должен существовать массовый поток социального сознания, который бы увлекал людей так, чтобы они сами хотели платить эти деньги.

Штрафовать нельзя прощать

Д. Курносенко:

— Я выскажу свою личную точку зрения. Наказание здесь является сдерживающей мерой, оно работает в большой степени до того, как закон будет нарушен. В данном случае наказание нужно не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы люди понимали: так делать нельзя, иначе будут последствия. В Германии наши коллеги из федеральной полиции рассказывали: автоматический фотоконтроль там появился еще в 1953 году, проводилась огромная агитационная работа. Сегодня они уже уверенно подтверждают: как только убирается функция контроля на дороге – правонарушения растут.

— Я поддерживаю эту мысль. Административное взыскание применяется для воспитания правонарушителя и других лиц. Это тоже один из инструментов, который помогает изменить сознание людей. Здесь возникал вопрос о том, а что будет, если уплату госпошлины отвяжут от техосмотра? Не факт, что количество автовладельцев, приезжающих на станции ТО, вырастет. Если не будет адекватного административного наказания за непрохождение техосмотра, люди не вернутся, даже если пошлину отвяжут от ТО. Хотя условия у нас созданы идеальные: станции работают практически круглосуточно, оплатить можно любым способом (скоро, кстати, введем возможность оплаты через QR-код). Только люди не приезжают.

— В данном случае мы ведем речь не о безопасности, а о выполнении фискальной функции государства. При этом я сомневаюсь, что нам удастся добиться каких-то успехов: люди просто начнут объезжать камеры. Сами по себе одни камеры проблему не решат. Проработать нужно все направления: сначала снижаем ставки пошлины, потом отвязываем ее от техосмотра, вводим систему штрафов и внедряем систему непрерывной фотофиксации.

С января 2021 года для белорусских водителей наступили долгожданные перемены. Наконец-то процедуру техосмотра отвязали от обязательной оплаты госпошлины за дороги. Дорожный сбор на самом деле отменили, а вместо него ввели транспортный налог. Эту новость белорусы встретили аншлагами на станциях диагностики. Только за первый месяц 2021-го было выдано 188 025 разрешений на допуск к участию в дорожном движении.


В первой половине февраля ажиотаж поутих, но сейчас станции ТО переживают вторую волну: во многом она обусловлена новостями о фиксации непройденного техосмотра посредством камер фотофиксации начиная с 1 марта, пишет av.by. Неужели технически это стало возможным?


Мы тоже присоединились к одному из рейдов и проверили десятки машин. Если раньше большинство водителей ссылалось на тяжелое финансовое положение и тот самый дорожный налог, связанный по рукам и ногам с процедурой техосмотра, то сегодня — на внушительные очереди на станциях диагностики.

Кстати, ГАИ не только проверяет легковушки, но и организует контроль за выпуском транспортных средств организаций и предприятий должностными лицами, ответственными за их техническое состояние и эксплуатацию. Подъехав к месту дислокации одного из экипажей ГАИ на развязке Логойского тракта, мы застали водителя грузового Mercedes, который объяснялся с инспектором.


Остановили меня спонтанно: не прошел техосмотр. Пока в октябре ждали новостей с этим налогом, на кузове вылезла ржавчина — попробуй его перекрасить в такую погоду, когда коммунальщики посыпают дороги солью. По внешнему виду машина техосмотр не пройдет. Я уже просил устное предупреждение… — вздыхает мужчина, пытаясь разжалобить сотрудника Госавтоинспекции.

— У вас техосмотр давно не пройден — с октября прошлого года.

— Ну какого прошлого года?

— Так это три месяца! За это время столько изменений произошло…


Однако отсутствие техосмотра — далеко не единственное нарушение со стороны водителя. На боковом стекле имеет место неправомерное изменение внешнего вида автомобиля, а именно наклейка, которую мужчина разместил там самовольно. За это грозит предупреждение либо штраф до 1 базовой величины.


Знаю, что на первый раз дают предупреждение. Прошу вас по-человечески: сейчас зимний период — не наказывайте строго! — почти умоляет белорус.

Инспектор приглашает его в служебную машину, чтобы проверить историю правонарушений по базе. К ним присоединяется молодой человек, который тоже работает водителем в одной из организаций и управляет Iveco. Его объяснение предсказуемо: какие к нему вопросы, ведь техосмотр не прошло руководство компании?


Штраф выпишут на меня. А с 1 марта письмо уже будет приходить моему начальнику? — интересуется парень, который попадается уже не в первый раз.


Молодой человек отрицательно качает головой, а это значит, что штраф выпишут на него как на водителя. За непройденный техосмотр ответственность предусмотрена ч. 5 ст. 18.12 КоАП, влекущей за собой предупреждение или штраф в размере от 1 до 3 базовых величин (после увеличения размера базовой величины сумма штрафа составляет от 29 до 87 рублей). В случае повторности в течение года — от 2 до 5 б. в.


Важно, что в соответствии с п. 10.3 Правил дорожного движения водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении.


— Если человек признает свою вину, повторности не будет, а если ранее он не привлекался к ответственности, то можно вынести и устное предупреждение. Либо выписать минимальный штраф в размере 1 базовой, если согласен с постановлением. Иначе составляется протокол, а водитель приходит к начальнику ГАИ, который принимает решение об избрании меры наказания, — поясняет инспектор. — В отношении ИП и юрлиц, ответственных за допуск транспорта к участию в дорожном движении, применяется ст. 18.24 КоАП (в случае нарушения грозит штраф от 4 до 6 б. в.).


К слову, с 1 марта 2021 года, когда вступит в силу обновленный КоАП, будет разделена ответственность за управление транспортным средством без допуска к участию в дорожном движении (проще говоря, без техосмотра) и без страховки (в зависимости от принадлежности ТС). Это означает, что если авто числится на физлице, то за допущенные нарушения станет отвечать его владелец. Но если машина оформлена на юридическое лицо, то за отсутствие техосмотра или страховки ответственность будет нести не нанятый водитель, а непосредственно юрлицо.


Камеры проверят техосмотр? Не верю!


Молодые люди, передвигающиеся на Nissan Altima, сомневаются, что эта система будет жизнеспособна в реальности. Мол, чтобы технически наладить такой контроль, нужны вливания денежных средств, а это значит, что, скорее всего, дело не пойдет дальше законодательных изменений. Отметим, что техосмотра у автомобиля тоже нет.

— Посмотрите в мой навигатор: мы ехали как раз в ГАИ, чтобы переоформить машину на меня, а потом сразу собирались на станцию. Клянусь! Да, последний раз заглядывали туда в 2019-м. Просто авто долго стояло. Я читала в интернете, что будут проходить рейды по техосмотру, но не думала, что сама попадусь. Обычно мне всегда везло.


Инспектор ГАИ отлучается, чтобы проверить историю правонарушений, и возвращается с хорошими новостями: ранее девушка не привлекалась к ответственности, а поэтому на первый раз отделается предупреждением.


Несколько взмахов жезлом — и к обочине дороги неуверенно прижимается черный BMW X5. У водителя есть повод для беспокойства: техосмотр не пройден.

А нет какого-то временного предупреждения? — с надеждой в голосе спрашивает мужчина за рулем.


Вы купили авто в 2018 году, поставили его на учет, с тех пор оно ни разу не было на техосмотре, — оперирует фактами инспектор ГАИ.



Не прошел техосмотр из-за очередей на станциях

А вот к сидящему за рулем Samand вопросов нет: документы в порядке, техосмотр пройден. Оно и понятно: машина принадлежит крупному госпредприятию.



К слову, у водителя BMW был сертификат, который упразднили в апреле прошлого года, а у второго автолюбителя — уже разрешение на допуск к участию в дорожном движении, которое нужно возить с собой.


Правда, с недавних пор на станциях диагностики выдают документ нового образца, который выглядит вот так.


Увидев подъезжающий к нам автомобиль-такси, инспектор уверен, что у Nissan Almera техосмотра точно не будет. Виноватый вид водителя явно указывает на то, что чутье сотрудника ГАИ не подвело…


Объяснение простое: большие очереди на станциях, но в ближайшее время мужчина обязательно получит разрешение. Что касается рассуждений вокруг транспортного налога, то белорус поговорил бы с нами по душам о справедливости, да спешит на выезд к клиенту.


У грузового Iveco, который остановили следующим, ситуация такая же, как и в двух первых случаях. Поскольку отсутствует путевой лист, штраф выпишут на водителя, а затем на основании постановления привлекут к ответственности должностное лицо организации.




Мужчина, который управляет Opel Astra, занят переоформлением автомобиля и тоже ссылается на длинные очереди на станциях ТО. Об этом же говорит и водитель Peugeot Partner, одновременно являющийся ИП, и просит войти в положение.



— Поймите, на Петруся Бровки стоит 35–40 машин. Надо потратить целый день, чтобы пройти техосмотр. Пока времени у меня нет. Такие дикие очереди — сразу видно, что минимум 2/3 авто ездили без ТО. Что я думаю о налоге? Если он уже включен в топливо, тогда это бред, если нет — надо платить. По-моему, лучше всего сделать так же, как в России: ввести ставки налога в зависимости от мощности двигателя.



А как дела с техосмотром у ветеранов из 90-х?

— Я живу в Острошицком Городке: вам это о чем-то говорит? Там тебя могут остановить пять раз за день! Местных какое-то время не трогали, а сейчас начали собирать с людей деньги.


Зато дедушка за рулем старенькой Volkswagen Jetta нас порадовал. Техосмотр у машины 1987 года пройден!



Водитель Mercedes, наоборот, возмущен: его остановили, не взглянув на наклейку в нижнем правом углу лобового стекла. Мол, зря потревожили. Такая же история и у Infiniti. Однако это раньше интерес проявляли к тем автомобилям, у которых нет наклейки о пройденном техосмотре либо она несоответствующего цвета, а сейчас выдают лишь разрешение. Так что тормозим машины дальше…






— Не перестает удивлять тот факт, что автоконфискат продает автомобили в ужасном состоянии, а те участвуют в дорожном движении. Вот их нельзя пускать на дороги! У меня же все технически исправно, резина хорошая — требуются лишь кузовные работы. О камерах я читал и слышал. Думаю, что мы, простые граждане, ничего не поменяем, да и контроль по-любому нужен. Если бы не эти двери, смело поехал бы на ТО хоть сегодня.




В базе ГАИ правонарушений за белорусом не числится. Единственное, когда-то мужчина совершил ДТП, в котором его признали виновным. Пенсионер даже выходит из машины и размахивает руками, чтобы изобразить детали аварии двухлетней давности. Но это уже другая история.


Камеры и техосмотр с 1 марта: это реально? Официально

— Рассылка таких писем возможна лишь в будущем. Когда камеры фотофиксации станут отслеживать прохождение техосмотра, будет понятно, стоит ли проводить рейды ГАИ. Не исключено, что контроль через камеры начнет сочетаться с проверками инспекторов на определенных участках дорог.






Увы, в Минтрансе быстро получить официальный ответ на этот щекотливый вопрос пока не удалось. Но мы обязательно его опубликуем.

Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен
Знаете новость? Пишите в наш Telegram-бот. @new_grodno_bot

Читайте также: