Альтернатива трудовому договору при оформлении сотрудников

Обновлено: 28.04.2024

Раздумываете над тем, каким образом нанять сотрудника? Оформить в штат, привлечь самозанятого или рискнуть и взять его на работу неофициально? Прежде чем сделать выбор, внимательно изучите все способы трудоустройства.

Всё больше небольших компаний привлекают к работе самозанятых специалистов: это и законно, и экономно. А специальные сервисы позволяют полностью автоматизировать такое сотрудничество и свести бюрократические процессы к минимуму. Например, такие решения предлагают банки. Чтобы воспользоваться сервисом, достаточно открыть расчётный счёт.

Неофициальное оформление

Даже если вы не заключили с работником трудовой договор, между вами всё равно существуют трудовые отношения. Они наступают с того дня, когда с вашего согласия сотрудник приступил к работе. А значит, никто не отменял и ваших обязательств как работодателя. Не исключено, что работник сам доложит о вас в соответствующие органы, если его не устроит.

Возможные последствия — административная ответственность и штраф до 50 000 рублей для компании и до 5000 рублей для директора. Другие варианты — дисквалификация директора на срок от одного года до трёх лет, штраф за несданную отчётность в налоговую службу. Хуже всего, если с работником случилось несчастье на производстве. В зависимости от последствий, в таком случае предусмотрен штраф 200 000 рублей или уголовная ответственность директора. Стоит ли того экономия? Вряд ли.

Оформление в штат или по договору ГПХ

Если вы ищете специалиста на постоянную работу и не хотите рисковать, стоит обратить внимание на официальное оформление. Вы заключаете с сотрудником трудовой договор. Этот документ гарантирует вам качество и порядок выполнения специалистом рабочих задач, а ему — зарплату два раза в месяц, премии и социальные гарантии (оплачиваемые отпуск, больничный).

Бывает, что для определённой задачи нет необходимости в постоянном сотруднике. Например, вам нужно сделать новый сайт или провести срочный аудит финансов. Специалист нужен здесь и сейчас, а содержать его круглый год с отпускными и отчислениями в налоговую невыгодно. Вы находите нужного разработчика или аудитора и заключаете с ним договор гражданско-правового характера (ГПХ). По нему исполнитель обязуется выполнить конкретную задачу за определённый срок и на выходе предоставить вам продукт или услугу. Вы платите по результатам, подписав акт приёма-передачи работ. В этом случае возможно поделить работу на этапы и оплачивать её частями.

Плюсы официального оформления — это гарантия качества или результата работы специалиста, а также прозрачность перед налоговой. Но есть и минусы. Вы ежемесячно отчисляете 13% НДФЛ с зарплаты каждого типа работника и страховые взносы — 30% по трудовому договору и 27,1% — по договору ГПХ. Исключение — если вы работаете по гражданско-правовому договору с индивидуальным предпринимателем. В таком случае он самостоятельно платит все налоги и взносы.

Работа с самозанятыми

Заказываете работу у самозанятого специалиста, который выполняет её самостоятельно без привлечения сторонней рабочей силы? Вам повезло. В таком случае вы платите только за результат труда без налоговых отчислений. При этом всё официально и соответствует букве закона.

Под категорию самозанятых попадают те люди, которые работают на себя и сами отчисляют 6% налога с доходов от юридических лиц и 4% — от ФЛ. Вы не тратите деньги на содержание специалиста в штате. Это напоминает сотрудничество по гражданско-правовому договору, только в данном случае самозанятый платит налоги сам за себя. Например, вы владеете салоном красоты. В преддверии Нового года, когда клиентов особенно много, вам требуется дополнительный мастер по маникюру. Статус самозанятого позволяет специалисту работать и у вас в салоне, например два дня в неделю, и на себя в другие дни.

Но есть и нюансы. Нужно проверять, что работник действительно числится как самозанятый. Отметьте в договоре, что специалист платит налог на профессиональную деятельность и обязуется предупредить вас, когда надумает сменить статус. Получив оплату за каждый вид работы, самозанятый отправляет вам чек с суммой и наименованием услуги. Эти чеки как форму отчётности о расходах вы отправляете потом в налоговую службу. Сотрудничество с самозанятыми выгодно экономически, но влечёт за собой довольно большой объём бумажной работы.

Помочь с этим могут онлайн-сервисы автоматизированной работы с самозанятыми. Например, у МТС Банка такой сервис интегрирован с Федеральной налоговой службой и решает сразу несколько важных задач: подтверждает наличие у работника статуса самозанятого, формирует чек для отчётности перед налоговой, а также собирает данные о выплатах всем самозанятым специалистам, с которыми вы сотрудничаете.

Договор найма на работу без трудовой книжки — это контракт, который может быть оформлен без внесения соответствующей записи. Насколько законны такие действия работодателя? Разберемся, в каких случаях работника могут принять в штат без записи в трудовой книжке, а когда это является нарушением законодательства.

Трудовая книжка является основным документом работника, в котором есть сведения о стаже, компаниях, в которых работал гражданин, должностях, наградах и так далее. При оформлении работника заключается соответствующее соглашение, регулирующее правоотношения, возникшие между сотрудником и работодателем. Несмотря на обязательность ведения этих документов, в существующем законодательстве предусмотрены некоторые исключения. Основным является возможность выполнять работу не по трудовому, а по договору гражданско-правового характера. Но есть и случаи, когда можно заключить трудовой договор без записи в книжку.

Отличия трудового договора от договора ГПХ

И трудовой контракт, и ГПХ заключаются в целях оформления отношений по выполнению гражданином для предприятия какой-либо работы, однако в первом случае возникают особые рабочие взаимоотношения, которые не регулируются Гражданским кодексом. Отличия двух видов соглашений состоят в следующем:

  • по ГПХ выполняется определенная работа, задание, тогда как по трудовому сотрудник осуществляет трудовую функцию, занимает должность в компании;
  • в трудовых взаимоотношениях гражданин обязан выполнять правила внутреннего распорядка, иные локальные нормативные акты, а также приказы и распоряжения руководства. При заключении договора ГПХ действует принцип равенства сторон;
  • работодатель имеет определенные обязательства в трудовых взаимоотношениях: выплата заработной платы работнику не реже чем два раза в месяц, уплата взносов, организация труда и безопасности, аттестация рабочих мест и т. д. Отношения сторон в ГПХ-соглашении регулируются только соглашением сторон и законом, внутренние правовые документы на них не распространяются, выплата вознаграждения может осуществляться в любом, не противоречащем закону порядке, о котором договорились стороны; взносы на страхование не производятся.

Договор ГПХ надо отличать от срочного трудового контракта. Чаще всего рабочие отношения оформляются на бессрочной основе, срочный контракт заключается только в том случае, если нельзя заключить бессрочный. Отличие срочных контрактов от ГПХ производится по признаку постоянства возложенных на сотрудника функций: соглашение ГПХ заключается не просто на определенный срок, а для выполнения конкретной задачи.

Приведем таблицу предпочтительных формулировок.

Трудовой договор Договор ГПХ
Названия сторон: работник — работодатель Названия сторон: заказчик — исполнитель
Указание должностей по штатному расписанию, указание функции, например юрисконсульт Указание на конкретную работу, например оформление искового заявления
Указание на постоянный характер, например ссылка на должностные инструкции Указание количественных показателей, например составление двух исковых заявлений
Ссылка на ПВТР, обязательные для соблюдения Отсутствие ссылки на правила или иные локальные нормативные акты
Указание на местонахождение рабочего места Рабочее место гражданину не предоставляется
Материально-техническое обеспечение, СИЗ предоставляются работодателем Используются собственные материалы, техника, СИЗ
Выплата заработной платы не реже чем 2 раза в месяц Выплата вознаграждения осуществляется в соответствии с договоренностью сторон в контракте (желательно, чтобы график не совпадал по датам с графиком выплаты зарплаты на предприятии)
Допускается привлечение в сверхурочным работам или направление в командировку Фразы о сверхурочных работах и командировках недопустимы, это элемент трудовых взаимоотношений

Образец договора ГПХ


Работа по трудовому договору без трудовой книжки

Минусов работы без книжки гораздо больше, чем плюсов. Однозначным плюсом для работодателя можно считать практически полное отсутствие формальностей и бюрократических сложностей. Гражданин получает относительную свободу при исполнении задания, в том числе отсутствие включения в иерархическую систему предприятия. При оформлении соглашения ГПХ гораздо проще прекратить взаимоотношения, что можно отнести и к плюсам, и к минусам, в зависимости от ситуации (хотя и тут нужно соблюдать осторожность и выполнять требования ст. 310 ГК РФ ).

Минусы отсутствия трудовой книжки по договору ГПХ:

  • не оплачиваются отпуска и больничные, отпуск вообще не предусмотрен, это элемент трудовых взаимоотношений;
  • взносы на страхование не отчисляются, вследствие чего гарантии работника снижаются;
  • отсутствие поощрительных и компенсационных выплат, в том числе премий;
  • отсутствие ответственности работодателя при получении производственных травм (если вред не причинен по вине заказчика).

Некоторые специалисты ошибочно рассматривают различные виды договоров гражданско-правового характера как работу по трудовому контракту без записи в трудовой книжке. Это некорректно, поскольку соглашения такого типа имеют сугубо гражданско-правовой характер. Соответственно, работодатель не должен оформлять книжку. Например, это относится к договорам на оказание услуг или авторского заказа.

Тем не менее, в ТК РФ предусмотрено три случая заключения трудового контракта без записи в трудовую книжку:

  • оформление совместительства;
  • дистанционная занятость;
  • работодатель является физическим лицом.

Работа по совместительству

В соответствии с пунктом 5 статьи 66 ТК РФ (ч. 5 ст. 66 ТК РФ), при принятии на работу в организацию гражданина, который будет выполнять обязанности по совместительству, сведения об этом вносятся в книжку по его желанию. При этом информацию можно указывать по основному месту занятости. Для этого необходимо предоставить документ, подтверждающий факт совместительства. Например, заверенная копия приказа о приеме на работу или справка со второго места трудоустройства с указанием реквизитов и других необходимых данных.

Образец договора по совместительству


Дистанционная занятость

Работа по договору без трудовой книжки, в соответствии с частью 6 статьи 312.2 ТК РФ, возможна при дистанционной занятости, при условии, что сотрудник трудоустраивается впервые (с работодателя снимается обязанность оформить книжку). Чтобы работодатель мог реализовать эту возможность, подписывается соответствующее соглашение сторон. Оно может быть закреплено на бумаге путем добавления в документ фразы, подтверждающей эту договоренность. Либо работник составляет заявление с просьбой не заносить сведения о дистанционной работе в документ.


В таком случае, в соответствии с частью 6 статьи 312.2 ТК РФ , основным документом, подтверждающим стаж работника, будет его экземпляр соглашения. Дополнительным подтверждением могут быть копии приказов о приеме на дистанционную работу и об увольнении, оформленные работодателем. Такой вывод можно сделать из анализа положений ч. 5 ст. 312.1, ч. 2 ст. 312.5 ТК РФ. Учет и хранение таких документов работник организует самостоятельно.

Работодатель — физическое лицо

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ТК РФ, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не имеет права производить записи в книжках работников и оформлять их лицам, нанимаемым впервые. Документом, подтверждающим период занятости у такого работодателя, является договор найма, заключенный в письменной форме (абз. 2 ст. 309 ТК РФ).

Индивидуальные предприниматели не освобождаются от обязанности вносить записи в этот документ в отношении каждого работника. Этот факт подтверждает абзац 1 статьи 309 ТК РФ .

Работодатели — физические лица без статуса индивидуальных предпринимателей также могут заключать трудовые контракты. Такой работодатель не вправе вносить записи в трудовую книжку, а также выдавать новую. Таким образом, доказательством деятельности гражданина в этом случае является только его экземпляр контракта. При этом работодатель — физическое лицо также обязан производить отчисления в фонды, оформлять страховое свидетельство, если для сотрудника такая работа является первой. Договор может быть заключен как на определенный срок, так и носить бессрочный характер. Такой работодатель обязан, в соответствии со ст. 303 ТК РФ , уведомить органы местного самоуправления и зарегистрировать договор (по месту своего жительства).

Образец договора: работодатель — физлицо


Как оформляются трудовые отношения

В трудовом договоре должны быть отражены следующие сведения в отношении сотрудника и работодателя:

  • полное имя и место жительства гражданина;
  • реквизиты документа, удостоверяющего его личность;
  • реквизиты банковского счета для производства оплаты;
  • наименование юрлица, Ф.И.О. ИП или гражданина — работодателя;
  • имя лица, уполномоченного представлять интересы работодателя;
  • адрес работодателя;
  • его банковские реквизиты.

Полный перечень можно найти в ст. 57 ТК РФ . Это обычные реквизиты договора, но в этом случае их заполнению надо уделить особое внимание.

Переквалификация договора ГПХ в трудовой в судебном порядке

Нередко по обращению граждан происходит переквалификация договоров. При этом суд, принимая решение о сути договорных отношений, исходя из практики, оценивает следующие условия:

  • характер выполняемой работы (разовые задания или определенные должностные обязанности);
  • условия труда (наличие или отсутствие рабочего места, обеспечение оборудованием и материалами, соблюдение охраны труда);
  • порядок выплаты вознаграждения (даты и периодичность);
  • формулировки обязанностей (по Правилам трудового распорядка или нет);
  • наличие или отсутствие соцгарантий сотруднику (оплата больничного листа и т. д.).

Ответственность работодателя за трудовой договор без трудовой книжки

В статье перечислены три случая, когда законодательно закреплена возможность заключить договор найма на работу без книжки. В остальных случаях работодатель должен обеспечить наличие записи в книжке. Уклонение от этой обязанности преследуется законом и грозит вполне определенными последствиями для работодателя. Этот тезис закреплен в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 . В связи с этим статья 5.27 КоАП РФ предусматривает штрафы за такое правонарушение в размере от 1000 до 50 000 рублей. Повторное нарушение может повлечь штраф в размере от 10 000 до 70 000 рублей, а также дисквалификацию руководителя. Причем выплата штрафа не освобождает от гражданско-правовой ответственности перед работником: обязательства по надлежащему оформлению отношений, выплата различных компенсаций за период взаимоотношений и т. д.

Нередко наниматели скрывают под соглашениями гражданско-правового характера отношения, подпадающие под действие ТК РФ. Например, заключая договоры авторского заказа или на выполнение каких-либо услуг. Такие нарушения могут быть выявлены посредством проверки или вследствие жалобы, полученной от сотрудников. Проверяющие ориентируются на суть сложившихся правоотношений.

Часто подобные дела доходят до суда и решаются не в пользу нанимателя. Такой вариант исхода типичен, когда проверяющие приходят к выводу, что сложившиеся правоотношения между заказчиком и физическим лицом имеют постоянный характер и подпадают под действие ТК РФ. Поскольку при осуществлении работы по соглашению ГПХ сотрудник считается социально не защищенным, суд становится на его сторону. В частности, сотрудник не имеет права на оплачиваемый отпуск и больничный. У нанимателя отсутствует ответственность за возмещение ущерба при получении производственной травмы, а беременным не оплачивается декретный отпуск. Кроме того, контракт может быть расторгнут в любое время. При этом сотрудник не получает уведомление об этом заранее. Поэтому следует заранее позаботиться о правильном оформлении сотрудников, чтобы избежать административной ответственности и ущемления прав трудящихся.

Ольга Воропаева

Ни одна организация не может обойтись без наёмных работников. Даже маленькому предприятию нужен хотя бы один сотрудник — его руководитель. Зачастую небольшие предприятия пренебрегают оформлением трудовых отношений и сдают нулевую отчётность в фонды. Первое время это может проходить незамеченным, но с ростом доходов такое положение вещей, скорее всего, привлечет внимание контролирующих органов, и они потребуют объяснений. Фирма не может функционировать сама по себе, каждое действие — общение с контрагентами, уплата налогов, сдача отчётности — совершает конкретный человек, отношения с которым нужно официально оформить. Поэтому все организации по умолчанию сдают отчетность по сотрудникам в ПФР, ФНС и ФСС. Контролирующие органы могут негативно воспринять нулевые показатели в отчётах и попросить объяснить причины этого. Итак, вы решили оформить отношения с работниками. Прежде всего, предстоит выбрать тип договора.

Какой заключить договор

Договор между работником и организацией может быть двух типов:

  • Трудовой договор.
  • Гражданско-правовой договор (договор ГПХ).

В чём отличия, и какой из договоров лучше заключить в вашем случае, поможет понять таблица ниже.

  • Взносы в ПФР на пенсионное страхование
  • Взносы в ФОМС на медицинское страхование
  • Взносы в ФСС на нетрудоспособность и на травматизм
  • Взносы в ПФР на пенсионное страхование
  • Взносы в ФОМС на медицинское страхование
  • Взносы в ФСС на на травматизм в том случае, если это прописано в договоре
  • Регулярная выплата заработной платы
  • Месячная зарплата не ниже МРОТ
  • Предоставление оплачиваемых отпусков
  • Выплата больничных и пособий
  • Компенсации при увольнении
  • Обеспечение условий работы
  • Личное заявление сотрудника
  • Приказ о приёме

Всё, что мы сказали про подмену трудового договора касается и самозанятых. Если вы договорились с самозанятым, что он будет работать примерно, как обычный сотрудник — значит он сотрудник. А если вы уволили сотрудника и стали работать с ним как с самозанятым — так нельзя в любом случае, это запрещено законом о налоге на профессиональную деятельность.

Как оформить сотрудника по трудовому договору

Получить от работника необходимые документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности (СТД-Р — выписку из электронной трудовой книжки, её можно получить у бывшего работодателя или на портале государственных услуг ) ;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС) или форму АДИ-РЕГ, которую выдают вместо СНИЛС с 1 апреля 2019 года ;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или подготовки.

Ознакомить работника под роспись с внутренними актами организации, если такие есть (должностные инструкции, положение об охране труда, коммерческой тайне и т.д.).

Оформить приказ о приёме на работу по форме Т-1. Дата приказа не может быть раньше даты трудового договора. Работник обязательно расписывается в приказе.

Оформить личную карточку работника по форме Т-2. Её лучше распечатывать на тонком картоне или плотной бумаге.

Курс молодого работодателя

Начните работать с сотрудниками за 11 уроков

Не забывайте платить налоги и взносы с зарплаты и сдавать отчёты

Вы оформили сотрудника к себе на работу. Теперь вам нужно вести учёт отработанных дней, платить зарплату, рассчитывать налоги и взносы и помнить о сроках сдачи отчётов. Например, отчёт СЗВ-ТД нужно сдавать не позже, чем на следующий рабочий день после приёма и увольнения сотрудника.

Статья актуальна на 15.02.2021

Работать с удаленными сотрудниками

Карантины, локдауны — удаленка не теряет актуальности и в целом становится все привычнее. Пожалуй, пора разобраться, как работать с удаленными сотрудниками правильно, — новыми и теми, кого планируете перевести из офиса.

Елена Пономарева

Удаленка и дистанционка — есть ли разница?

Есть три схожих термина: дистанционный работник, удаленный работник и надомник. Разберемся сначала с первыми двумя.

В конце 2020 года в силу вступил новый Федеральный закон, который сделал эти понятия однозначными. Если раньше бытовало мнение, что удаленная работа оформляется приказом, а дистанционная — письменным соглашением работника и работодателя, то теперь тождество этих понятий закреплено в Федеральном законе и ст. 312.1 Трудового кодекса.

Теперь о надомниках. Таким названием охватывается круг работников, которые выполняют ручную работу у себя дома. У такого работника дома находятся необходимые материалы и оборудование для выполнения работ.

Самое главное: надомная работа — это всегда ручной труд. Например, швея, занимающаяся пошивом нижнего белья для шоурума, может быть трудоустроена как надомница.

Дистанционная же работа предполагает интеллектуальный труд. Бухгалтер, дизайнер, контент-менеджер — таких сотрудников все чаще нанимают именно на удаленную работу.

Еще одно отличие дистанционной работы от надомной — возможность работать из любой точки мира. Удаленщик может работать с ПК или смартфона из кафе, метро, хоть из другой страны. У надомника такой возможности нет, если только работник не решит носить все необходимое с собой. Хотя такой вариант в принципе тоже возможен, если, например, работник занимается вязанием одежды: тогда достаточно взять с собой несколько мотков ниток и спицы или крючки.

В статье речь пойдет только об удаленной работе.

Как работать с удаленщиками?


Как написать текст вакансии, чтобы найти хорошего специалиста и не нарушить закон
  • есть правила внутреннего распорядка;
  • есть постоянная заработная плата с фиксированным окладом (для ГПХ характерно вознаграждение за объем выполненной работы);
  • в договоре указана трудовая функция, у исполнителя есть должность, профессия или специальность (в договоре ГПХ указывается только вид осуществляемых работ или услуг);
  • имеет место систематическое выполнение одной и той же работы, например, обзвон клиентов по телефонной базе;
  • есть корпоративные правила организации (для договора ГПХ характерно равенство заказчика и исполнителя, подчинение отсутствует);
  • есть премирование;
  • предоставляется отпуск.

Если отношения не планируются как трудовые, можно нанимать специалиста, причем любого: бухгалтера, писателя, программиста — по договору ГПХ. Тут есть свои тонкости — например, в договоре нужно обязательно указывать сроки исполнения работы; платить налоги и страховые взносы за самозанятого, если в течение последних двух лет с ним был трудовой договор. Еще ГПХ используется для работы с иностранцами, которые живут не на территории России. Про договор ГПХ с самозанятыми мы писали тут.

В ГПХ есть свои плюсы для работодателя: например, не нужно обеспечивать комфортные условия труда, если только это не прописано в договоре; не нужно платить налоги, если исполнитель самозанятый. Но есть и минусы, потому что ни исполнитель, ни заказчик не получают всех положенных трудовым законодательством гарантий. Например, заказчик может прекратить сотрудничество, не предупредив за две недели, как в случае с трудовым договором, его сложнее привлечь к материальной ответственности. Трудовой кодекс предупреждает такие ситуации автоматически, с заказчиком нужно искать компромиссы и договариваться на стадии подписания договора.

Я перевел сотрудников на удаленку

При заключении трудового договора существует два варианта. Есть стандартный трудовой договор, где в качестве места работы стоит адрес работодателя. В таком случае не нужно уточнять, что работник будет трудиться в дистанционном формате.

Можно заключить специальный договор о дистанционной работе, который для работодателя значительно удобнее. Во-первых, такой договор предусматривает дополнительные основания для увольнения, например, невыход работника на связь в течение двух рабочих дней. Во-вторых, на работодателя возлагается в разы меньше обязательств, связанных с охраной труда. Например, проводить оценку условий труда вообще не потребуется.

Как заключать договор с удаленным сотрудником?

Оформление трудовых отношений с удаленщиком предполагает несколько особенностей, отличающих его от стандартного договора со штатным сотрудником.

Первая состоит в том, что место работы дистанционного работника не находится под контролем работодателя. Такой работник может выполнять работу из дома, коворкинга, кафе, парка.

Вторая особенность — в большинстве случаев работнику и работодателю удобнее обмениваться документами в электронном формате. В том числе ознакомление с локальными нормативными актами, с приказами, подписание трудового договора производится электронными подписями. Обязательно нужно сделать запись в электронной трудовой книжке, в бумажной — по желанию работника.

Третья особенность — режим труда и отдыха такого работника может быть прописан в локальном нормативном акте или трудовом договоре, или работник устанавливает их по своему усмотрению. То есть у такого работника больше свободы: захотел — поработал ночью, захотел — в обед. Главное — успеть сделать работу в срок.

Четвертая особенность — при заключении трудового договора работник с работодателем должны согласовать формы контроля и порядок взаимодействия, сроки отчетности работника о проделанной работе.

1. Общие положения

2. Права и обязанности сторон 2.1. … 2.2. … 2.3. Дистанционный работник предоставляет работодателю ежедневный и еженедельный отчет о проделанной работе. Ежедневный и еженедельный отчеты о проделанной работе предоставляются в электронной форме по электронному адресу _________. Ежедневный отчет предоставляется в рабочие дни работника в срок не позднее 18:00 по московскому времени. Еженедельный отчет предоставляется в срок не позднее 17:00 по московскому времени пятницы недели, за которую представляется отчет _____

Теперь подробнее о порядке заключения договора. Если сотрудник находится в том же городе или регионе, что и работодатель, можно встречаться лично — и для заключения договора, и для подписания любых других документов.


Получить электронную подпись (КЭП) в налоговой

Если личная встреча невозможна, можно заключить договор с использованием электронной подписи (необходима обеим сторонам). В течение трех дней после заключения электронного трудового договора нужно выслать работнику бумажную версию договора со всеми соответствующими подписями и печатями.

Если по каким-то причинам не очень хочется разбираться в электронных подписях и как их удостоверить, можно просто обмениваться подписанными документами по почте заказным письмом.

Расторжение договора с удаленщиком ничем не отличается от обычного, за исключением дополнительных оснований для увольнения, перечисленных в ст. 312.8 Трудового кодекса. Таких оснований всего два: если сотрудник более двух дней подряд не выходит на связь с работодателем без уважительной причины, а также переезд в местность, из которой невозможно продолжение работы, то есть нет интернета или другие проблемы со связью.

4. Изменение, дополнение, прекращение договора

4.1. … 4.2. Настоящий трудовой договор может быть прекращен по инициативе работодателя в случае регулярного (более двух раз) несоблюдения формата отчета:

— о выполненном задании работодателя или непосредственного руководителя;

— о выполненных трудовых обязанностях, установленных настоящим трудовым договором (пункт 1.2 настоящего трудового договора).

Как перевести штатного сотрудника на удаленку?

Дистанционная работа может быть постоянной, временной или комбинированной. В первом случае работник трудится удаленно на всем протяжении действия трудового договора, второй характерен для временного перевода на удаленку по инициативе работодателя в исключительном случае, третий предполагает чередование офисной и удаленной работы. В последнем случае длительность офисной работы и дистанционки регулируется индивидуальным трудовым договором.

  • перевод производится по инициативе работодателя без согласия работника в экстренном случае. Например, во время эпидемии, пожара, землетрясения, наводнения, производственной аварии ;
  • для такого перевода составляется локальный нормативный акт, в котором указывается повод для перевода, список работников, подлежащих переводу, срок перевода, порядок обеспечения работников оборудованием, порядок организации труда удаленных работников и иные положения, касающиеся временного перевода на удаленку;

  • нужно внести изменения в правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) и локальный нормативный акт о порядке оформления удаленной работы, порядке взаимодействия работника и работодателя, порядке обеспечения работника оборудованием или компенсации ему затрат на использование личного оборудования ;
  • строго запрещено снижать зарплату при переводе работника на удаленку;
  • перевод осуществляется добровольно;
  • можно заключить новый трудовой договора или дополнительное соглашение к уже существующему.

Как оплачивается труд дистанционного работника?

Перевод на дистанционную работу не должен быть основанием для снижения зарплаты работнику. То есть, не важно, выполняет работник обязанности со стационарного рабочего места или работает удаленно, заработная плата, установленная трудовым договором, выплачивается ему в полном объеме. Это условие гарантируется ст. 312.5 Трудового кодекса. На первый раз можно отделаться предупреждением или штрафом от 1 тыс. до 50 тыс. руб., при повторном нарушении работодателю гарантирован штраф от 10 тыс. до 100 тыс. руб.

Труд и отдых

Рабочее время — это время, в течение которого работник выполняет свои обязанности. Нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов в неделю. Все эти правила касаются и дистанционных работников. Хотя у дистанционных работников часто возникают сложности разграничения рабочего времени и времени отдыха.

Рабочее время удаленных работников может быть регламентировано так же, как и у работников, работающих на стационарных местах. То есть с 09:00 до 18:00 с обедом с 13:00 до 14:00. Режим прописывается в ПВТР или трудовом договоре. Но если работодатель не регламентирует этот вопрос, работник устанавливает рабочее время и отдых на свое усмотрение. При этом важно учитывать, что время взаимодействия с работодателем, то есть переписка, переговоры по телефону и в мессенджерах включается в рабочее время.

Отпуск удаленному работнику предоставляется на общих основаниях без каких-либо различий со штатными сотрудниками. Роструд в письме N ПГ/12255-6-1 высказал позицию, что дистанционных работников обязательно должны включать в график отпусков.

Нужно ли предоставлять работнику оборудование?

По трудовому договору — однозначно да. Работодатель обязан либо предоставить работнику все необходимое оборудование, либо возместить затраты на покупку, либо компенсировать расходы по использованию личного оборудования.

По договору ГПХ заказчик не обязан предоставлять оборудование и возмещать какие-либо затраты.

Читайте также: