Значение принципа экстерриториальности в построении судов

Обновлено: 25.05.2024

В международном праве , экстерриториальность это состояние быть освобождены от юрисдикции местного законодательства, как правило , в результате дипломатических переговоров.

Исторически это в первую очередь относилось к отдельным лицам, поскольку юрисдикция обычно предъявлялась к народам, а не к землям. Экстерриториальность также может применяться к физическим объектам, таким как иностранные посольства , военные базы зарубежных стран или офисы Организации Объединенных Наций . Три наиболее распространенных случая, признанных сегодня на международном уровне, связаны с личностями и имуществом глав иностранных государств , личностями и имуществом послов и других дипломатов , а также с судами в международных водах .

СОДЕРЖАНИЕ

Формы

В прошлом досовременные государства обычно заявляли о суверенитете над людьми, создавая так называемую личную юрисдикцию. Когда люди перемещаются между границами, это приводило к тому, что в рамках территориальной юрисдикции определенные лица подпадали под действие законов стран, в которых они не проживали. Экстерриториальность в этом смысле возникает из взаимодействия этих двух концепций юрисдикции, личной и территориальной, когда законы применяются на основе того, кем является человек, а не где он находится.

В наши дни экстерриториальность может принимать различные формы. Наиболее известны примеры дипломатической экстерриториальности, когда дипломаты и их имущество действуют не в соответствии с законами страны пребывания, а, скорее, в соответствии с законами страны дипломата.

Точно так же многие страны заявляют о праве преследовать иностранных комбатантов и нарушителей прав человека в соответствии с доктринами универсальной юрисдикции , независимо от гражданства этих лиц или места совершения предполагаемых преступлений. Это также распространяется на внутренние уголовные кодексы: например, Китайская Народная Республика заявляет о своем праве преследовать китайских граждан за преступления, совершенные за границей, а Канада будет преследовать в судебном порядке сексуальные надругательства над несовершеннолетними со стороны канадца в любой точке мира.

В некоторых военных и коммерческих соглашениях страны уступают юрисдикцию в отношении иностранных баз или портов другим странам. Например, Япония передает юрисдикцию над американскими военными базами на своей территории на Окинаве военным трибуналам США в соответствии с двусторонним соглашением о статусе вооруженных сил.

Исторические случаи

14 век

В течение 13 - го и 14 - го веков, итальянские морские республики из Генуи , Венеции и Пизы получается экстерриториальности для своих купцов , которые действовали в специально отведенных кварталах ( Пера и Галата ) в византийской столице Константинополе , а также в Египте и берберийском государств.

Османская империя

С шестнадцатого по начало девятнадцатого веков между Великой Портой и западными народами был заключен ряд капитуляций . Юридическая непроницаемость османского правового кодекса, созданного в эпоху Танзимата, начала непрерывно ослабевать из-за распространения европейских империй и преобладания правового позитивизма .

Законы и постановления, которые должны были соблюдать османские подданные, часто не применялись к европейским гражданам, ведущим дела и торговлю в провинциях империи, и поэтому в отношении многих иностранных держав применялись различные капитуляции. Различные частично совпадающие государственные законы привели к правовому плюрализму, при котором юрисдикция часто предоставлялась великим державам для создания и организации своих собственных юридических структур для представления своих граждан за рубежом.

Капитуляции перестали действовать в Турции в 1923 году на основании Лозаннского договора , а в Египте они были отменены Конвенцией Монтрё в 1949 году.

Британская Индия

Во время Второй мировой войны военнослужащие союзных сил в пределах британского владычества руководствовались своими собственными военными кодексами в соответствии с Указом о союзных силах 1942 года, а военнослужащие вооруженных сил Соединенных Штатов полностью руководствовались своими собственными законами, даже в уголовные дела.

Соединенные Штаты

Исторически сложилось так, что у США были соглашения об экстерриториальности с 15 странами с незападными правовыми системами: Алжир, Борнео, Китай, Египет, Иран, Япония, Корея, Ливия, Мадагаскар, Марокко, Самоа, Танзания, Таиланд, Тунис и Османская империя. . Американцы в армии или гражданские лица, работающие на американских военных базах за границей, обычно обладают экстерриториальностью, поэтому их могут судить только военные США. Это регулируется соглашением о статусе сил .

Восточная Азия

Китай


Гранты экстерриториальности были регулярными в Китае. В 1830-х годах, когда цинское правительство заключило договор с узбекским ханством Хоканд, оно предоставило своим торговцам экстерриториальные привилегии. И имея дело с иностранными купцами на протяжении веков, правительство Цин редко пыталось установить юрисдикцию, основанную на территориальном суверенитете, вместо этого поручив наказание иностранцев соответствующему органу практически во всех случаях, кроме убийства.

По имперскому указу в начале года эти привилегии были распространены на большинство западных стран. Другие страны хотели заверений и гарантий. Например, Соединенные Штаты заключили Вангианский договор 1844 года , в статье 21 которого говорилось:

Субъекты Китая, которые могут быть виновны в любом преступном деянии по отношению к гражданам Соединенных Штатов, должны быть арестованы и наказаны китайскими властями в соответствии с законами Китая, а граждане Соединенных Штатов, которые могут совершить любое преступление в Китае, подлежат быть судимым и наказанным только консулом или другим государственным должностным лицом Соединенных Штатов, уполномоченным в соответствии с законодательством Соединенных Штатов.

Соглашение Wanghia включало исключение для американской торговли опиумом, а также подвергало американские суда, торгующие за пределами договорных портов, конфискации китайским правительством в статьях 33 и 3. Точно так же французы также добивались защиты в Соглашении о Хуанпу , которое далее ввело различие между уголовной и гражданской юрисдикцией (не существовавшей в законе династии Цин) и предоставил французам полную защиту китайского законодательства за пределами концессионных территорий.

Экстерриториальные права не ограничивались западными странами. Согласно китайско-японскому договору 1871 года в Тяньцзине, Япония и Китай предоставили друг другу взаимные экстерриториальные права. Китай сам установил взаимные права экстерриториальности для своих граждан в Корее Чосон . Однако в 1895 году по Симоносекскому договору после Первой китайско-японской войны Китай отказался от своих экстерриториальных прав в Японии без взаимности.

Международный смешанный суд

Безусловно, самым важным из портов, созданных по договору после 1842 года, был Шанхай, где нечеткие положения об экстерриториальности различных договоров были реализованы наиболее тщательно. Двумя основными судами, рассматривающими экстерриториальные дела, были Смешанный суд Шанхая и Верховный суд Великобритании по Китаю . Аналогичные суды были созданы для стран-участниц договора, например Суд Соединенных Штатов для Китая . Они имели юрисдикцию над зонами концессии, которые формально оставались под суверенитетом Цин. Первоначально китайцы, совершившие преступления, скажем, в британской зоне, были переданы китайским властям.

Конец экстерриториальности в Китае

Китай, выразивший твердое желание реформировать свою судебную систему . [Великобритания] . будет . подвергнута предварительному рассмотрению, чтобы отказаться от своих экстерриториальных прав, когда она убедится, что состояние китайских законов, порядок ее управления и другие соображения требуют, чтобы она поступила так.

Цинское право не проводило формального различия между уголовным и гражданским правом. Хотя в последнее десятилетие правления династии Цин предпринимались серьезные усилия по правовой реформе, то, что было фактически принято, не смогло должным образом устранить этот недостаток закона в отношении контрактов, торговли или коммерции.

После краха китайского правительства в 1911 году и последующего административного вакуума китайские члены Смешанного суда были впоследствии назначены западными державами, в результате чего все жители международного поселения оказались под де-факто иностранной юрисдикцией. Успех Северной экспедиции в увеличении авторитета Китайской республики в середине 1920-х годов привел к тому, что многие правительства без боя отказались от своих более мелких договорных портов. Однако державы, подписавшие договор, не желали отказываться от Шанхая или своих привилегий в нем, который оставался наиболее заметным экономическим центром и портом договора, даже когда другие были упразднены. Только после столкновения между полицией Шанхая и демонстрантами-националистами в 1925 году китайские власти отказались исполнять приговоры Смешанного суда; это привело к его прекращению в 1927 году и замене его местным судом под управлением Китая.

Экстерриториальность в Китае для недипломатического персонала прекратилась в разное время в ХХ веке. Германия и Австро-Венгрия потеряли свои права в Китае в 1917 году после того, как Китай объявил им войну. Советский Союз Россия заключила секретные соглашения, которые сохраняли ее права до 1960 года, хотя в прессе ложно говорилось, что она отказалась от них в 1924 году.

В 1937 году статус различных иностранных держав был таким:

В 1929 году националистическое правительство объявило о своей цели положить конец экстерриториальности. Переговоры с Великобританией, основным держателем таких прав, шли медленно. Они закончились японским вторжением в 1937 году, когда Япония захватила Шанхай и основные порты соглашения, в которых действовала экстерриториальность. Когда в конце 1941 года Великобритания и Соединенные Штаты вступили в войну с Японией, они стали формальными союзниками Китая и сделали прекращение экстерриториальности своей неотложной задачей. Соединенные Штаты сосредоточили внимание на защите своих иммиграционных ограничений. Британия стремилась и не смогла обеспечить гарантии свободы своей торговли. И США, и Великобритания отказались от экстерриториальных прав в соответствии с новыми договорами в 1943 году: китайско-американским договором об отказе от экстерриториальных прав в Китае и китайско-британским договором об отказе от экстерриториальных прав в Китае . Другие страны быстро последовали за ним.

Наследие

Япония

В 1887 году в Японии проживало всего 2 389 иностранцев, не являющихся китайцами, с жесткими ограничениями свободы передвижения . Эти ограничения означали, что иностранцы в Японии не могли безнаказанно совершать преступления, в отличие от Китая, где иностранцам была предоставлена ​​возможность выезжать во внутренние районы после паспорта. Скорее, это было в контексте желания японского государства устранить все конкурирующие юрисдикции и призывов к правовой реформе, основанной на моделях этих юрисдикций, правительство Японии хотело отменить иностранные суды.

После победы союзников в 1945 году Пакт о взаимной помощи в области безопасности и последовавшие за ним договоры между Соединенными Штатами и по сей день предоставляют американскому военному персоналу на американских базах на Окинаве экстерриториальные привилегии.

Король Сиама Монгкут (Рама IV) подписал Договор Боуринга о предоставлении экстерриториальных прав Великобритании в 1855 году. Сэр Роберт Герман Шомбургк , генеральный консул Великобритании с 1859 по 1864 год, рассказывает о своей юридической подготовке и обязанностях в письме своему двоюродному брату, датированном 6 сентября 1860 г. Неравные договоры были позже подписаны с 12 другими европейскими державами и с Японией. Экстерриториальность закончилась в 1917 году в отношении Германской империи и Австро-Венгрии .

В 1925–1926 годах договоры были пересмотрены, чтобы предусмотреть прекращение консульской юрисдикции, и граждане сторон договора должны были перейти под юрисдикцию тайских судов после введения в действие всех тайских правовых кодексов и в течение 5 лет после этого. . К 1930 году экстерриториальность перестала действовать. После того, как абсолютная монархия была заменена конституционной монархией в ходе бескровной сиамской революции 1932 года , конституционное правительство приняло ряд юридических кодексов, положив начало новым договорам, подписанным в 1937–1938 годах, которые полностью аннулировали экстерриториальные права.

Устранение экстерриториальности в отношении Сиама
Упразднен в 1909 г. Упразднен в 1917 г. Упразднен в 1937–38 гг.
объединенное Королевство Германия Австро-Венгрия
Швейцария Бельгия Люксембург Дания Швеция США Норвегия Италия Франция Япония Нидерланды Португалия










Текущие примеры

Вопреки распространенному мнению, дипломатические представительства обычно не обладают полным экстерриториальным статусом и не являются суверенной территорией представляемого государства.

Страны уступают некоторый контроль, но не суверенитет

Страны, которые уступили некоторый контроль над своей территорией (например, право на въезд по своему желанию в правоохранительных целях) без уступки суверенитета, включают:

  • Экстерриториальные свойства Святого Престола в Италии
  • Штаб-квартира Суверенного военного Мальтийского ордена в Риме
  • Форт Сант Анджело на Мальте (только частично)
  • Могила Сулейман-шаха Турции в Сирии
  • Штаб-квартира Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, отделения Организации Объединенных Наций в Женеве , Вене , Найроби , Гааге ( Международный Суд ), Гамбурге ( Международный трибунал по морскому праву ), Копенгагене и в других местах.
  • ЦЕРН (Европейская организация ядерных исследований) - для удобства некоторые объекты, которые пересекают Францию, находятся под юрисдикцией Швейцарии.
  • Европейское патентное ведомство в Мюнхене , Берлине и Гааге
  • Штаб-квартира Международной морской организации в Лондоне
  • Сайменский канал частично находится в России, но российская часть арендуется Финляндией.
  • Особые уступки кладбищам и мемориалам. Национальные правительства также могут владеть собственностью или особыми концессиями в других принимающих странах, не получая какой-либо правовой юрисдикции или суверенитета, и в этом случае с ними обращаются так же, как и с другими владельцами частной собственности. Например, право собственности на землю под мемориалом Джона Ф. Кеннеди в Раннимиде , Англия, было передано Соединенным Штатам Соединенным Королевством в соответствии с Законом о мемориале Джона Ф. Кеннеди 1964 года. Другим примером таких особых уступок являются многочисленные кладбища. и памятники, находящиеся в ведении Американской комиссии по боевым памятникам . Они расположены в Бельгии , Кубе , Франции , Гибралтаре , Италии , Люксембурге , Мексике , Марокко , Нидерландах , Панаме , Папуа-Новой Гвинее , Филиппинах , Соломоновых островах , Тунисе и Великобритании . Самым популярным местом среди них является Нормандское американское кладбище и мемориал во Франции. Земля под канадским национальным мемориалом Вими и окружающие 100 гектаров были подарены Францией Канаде.
  • Различные свободные порты существуют за пределами основной таможенной территории страны пребывания.
  • SHAPE в Бельгии
  • Авиабаза Хмеймим в Сирии сдана в аренду ВВС России сроком на 49 лет, при этом Российская Федерация обладает экстерриториальной юрисдикцией над авиабазой и ее персоналом.
  • Страны-павильоны Венецианской биеннале

Внутренние кейсы

Внутренние дела (обе стороны являются частью одного унитарного суверенного государства, но имеют разные системы пограничного контроля и правовые системы):

Принцип экстерриториальности (от латинского ex и territorialis - "внеземельность") - распространение нормативных актов правотворческого органа за пределы территории его юрисдикции. В соответствии с принципом экстерриториальности действия закона при рассмотрении юридического дела допускается применение иностранного законодательства.

Институт экстерриториальности возник в международном праве в период колониальной экспансии в виде капитуляций и сеттльментов - особых привилегий, которые предоставлялись колонизируемыми государствами иностранцам-гражданам метрополий. Экстерриториальность выражалась в неподсудности указанных лиц местному суду, установлении над ними консульской юрисдикции, освобождении от прямых налогов и т.д.
В настоящее время институт экстерриториальности существует в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года и других многосторонних международных договоров.

Экстерриториальностью пользуются военные базы в зарубежных государствах, а также здания, которые занимают учреждения ООН.
В международном морском праве экстерриториальность применяется для характеристики статуса военного корабля в иностранном порту, поскольку такой корабль и в этом случае рассматривается как плавучая территория государства флага. Согласно статье 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года морские суда в пределах иностранной территории, если оказались там законным путем, пользуются экстерриториальностью.
Экстерриториальностью также пользуется и военное воздушное судно, находящееся на иностранной территории с согласия территориального суверена, поскольку оно считается частью территории государства, опознавательные знаки которого имеет.

Принцип экстерриториальности допускает также, что в публичном праве иностранное законодательство может быть применено при производстве уголовно-процессуальных действий. В соответствии с принципами государственного суверенитета иностранное законодательство может быть применено на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено международным соглашением с иностранным государством.
Общий порядок действия норм международного права в Российской Федерации определен Конституцией, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и времени издания актов регулируются коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции РФ и специальных законодательных актах.

Самолет президента Боливии в аэропорту Вены

Самолет президента Боливии в аэропорту Вены

Энциклопедия ньюсмейкеров . 2012 .

Полезное

Смотреть что такое "Принцип экстерриториальности в международном праве" в других словарях:

Международные инвесторы — (International investors) Содержание Содержание Определения описываемого предмета Эволюция развития международных инвестиционных отношений Понятие международного инвестиционного права Участники международных инвестиций Формы международного… … Энциклопедия инвестора

Экстерриториальность — Экстерриториальность (лат. ex из, вне + лат. territorialis относящийся к данной территории) статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из под действия местного законодательства и… … Википедия

Альтернативная служба в России — Альтернативная гражданская служба (АГС) особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Содержание 1 Что такое АГС 2 Цифры и факты … Википедия

Альтернативная гражданская служба в России — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Альтернативная гражданская служба (АГС) особый вид трудовой деятельности в интересах … Википедия

Япония* — Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Япония — I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КИТАЙ — Китайская Народная Республика, гос во, расположенное в Центр. и Вост. Азии. Площ. ок. 10 млн. км2. Нас. 656,6 млн. чел. (1957). Ок. 94% (1953) населения китайцы (хань), кроме того, чжуаны, уйгуры, хуэй, и, тибетцы, мяо, маньчжуры, монголы, буи,… … Советская историческая энциклопедия

ЯПОНИЯ — (япон. Ниппон, Нихон) гос во в зап. части Тихого ок., на группе о вов, главные из к рых Хонсю, Хоккайдо, Сикоку, Кюсю. Площ, ок. 372,2 тыс. км2. Нас. 110,9 млн. чел. (март 1975). Столица Токио. Я. конституц. монархия. Действующая конституция… … Советская историческая энциклопедия

фото: LORI

фото: LORI

В Государственную думу поступил законопроект, предусматривающий создание в стране пяти апелляционных и девяти кассационных экстерриториальных (не привязанных к конкретным субъектам РФ) судов общей юрисдикции. Новые инстанции возьмут на себя пересмотр и проверку решений местных судов. Это решение во многом выглядит революционно: реформа действующей судебной вертикали значительно снижает риск давления региональных властей на судей.

В настоящее время жалобы на решения районных, городских и гарнизонных судов рассматривает вышестоящий региональный судебный орган, а апелляционные определения судов субъектов РФ изучает президиум этого же суда. Потому сложно надеяться, что по поступившей к нему кассационной или апелляционной жалобе судья примет решение, отличное от мнения коллеги, который ходит с ним по одному коридору. В результате сторонам процесса приходится уповать на Верховный суд. Особенно это чувствуется в провинции: в отличие от Москвы и Санкт-Петербурга там судейский корпус невелик, а влияние администрации и силовиков более отчётливо. Новые же экстерриториальные судебные инстанции смогут обеспечить сугубую независимость выносимых решений.

Крайний найдётся


Апелляционный суд оставил без изменений приговор срочнику Шамсутдинову

Сегодня Апелляционный военный суд признал законным приговор срочнику Рамилю Шамсутдинову, осужденному на 24,5 года за убийство сослуживцев в воинской части Забайкальского края.

В Москву за правдой

Мнение депутата небезосновательно – примеров того, как органы отправления правосудия на региональном уровне используются местными властями в качестве инструмента как в уголовных, так и в гражданских процессах, можно найти немало. В этой ситуации рассчитывать остаётся лишь на Верховный суд, независимая позиция которого нередко приводит к отмене решений судебных инстанций субъектов РФ.

Так, в преддверии Нового года Верховный суд отменил приговор бывшему мэру Каспийска Руслану Гаджибекову, с 2015 года отбывающему семилетний срок в колонии строгого режима. Высокопоставленный чиновник обвинялся в похищении ребёнка. Ещё в 2013 году неизвестные похитили сына директора местного ликёроводочного завода. После того как тот заплатил похитителям 45 млн рублей, ребёнок вернулся домой. Поскольку переговоры с преступниками вёл Гаджибеков, правоохранители сочли его соучастником преступления. Защита пыталась оспорить приговор Гаджибекову в нескольких судебных инстанциях, но безуспешно. И вот теперь коллегия по уголовным делам ВС РФ, усмотрев в деле многочисленные нарушения и нестыковки, отменила приговор и направила дело на повторное рассмотрение. Наблюдатели не раз указывали, что Гаджибеков мог стать жертвой внутриклановых разборок в Дагестане (в частности, он свидетельствовал против мэра Махачкалы Амирова, обвинявшегося в организации убийств). Учитывая идущую нынче зачистку Дагестана, повторное рассмотрение дела Руслана Гаджибекова может завершиться совсем иначе, нежели в первый раз.

Немногим ранее высшая судебная инстанция страны отменила решение властей Омска, едва не вызвавшее социальный взрыв. Там ради пополнения бюджета чиновники увеличили размер арендной платы за земельные участки под объектами недвижимости, в результате чего плата в отдельных случаях выросла в сотни раз. Предприниматели пытались оспорить абсурдное решение в областном суде, однако тот встал на сторону регионального правительства. Лишь в Верховном суде позиция бизнесменов встретила понимание, и их апелляционная жалоба была удовлетворена.

Похожим образом дойти до Москвы пришлось общественникам Саратова, протестовавшим против преследования юриста и предпринимателя Дмитрия Миненкова. Будучи конкурсным управляющим, Миненков выявил ряд подозрительных сделок. После этого в отношении его было возбуждено уголовное дело, а самого Миненкова поместили в СИЗО. Местные суды упорно отказывались смягчать ему меру пресечения – к счастью, Верховный суд отменил решение. Появление апелляционных и кассационных судов сократит дорогу из регионов за правосудием.

Александр Иванович БАСТРЫКИН
Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
доктор юридических наук, профессор
генерал полковник юстиции.
Статья в сборнике
Расследование преступлений: Проблемы и пути их решения.
Сборник научно-практических трудов 4 (10) 2015

ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНА

Аннотация. В статье анализируются проблемы, возникающие при расследовании преступлений против иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, при этом совершающие преступления вне пределов Российской Федерации против интересов Российской Федерации либо граждан Российской Федерации.
Ключевые слова: Следственный комитет, экстерриториальность, противодействие преступлениям, расследование преступлений, юрисдикция.

Annotation. The article analyzes the problems arising in the investigation of crimes against foreign citizens and stateless persons not residing permanently in the Russian Federation, thus committing a crime outside the Russian Federation against the interests of the Russian Federation or Russian citizens.
Keywords: Investigation Committee, extraterritoriality, countering crimes, investigation of crimes, jurisdiction.


Право России на уголовное преследование иностранных граждан на территории других государств основывается на экстерриториальном принципе действия уголовного закона, который предполагает возможность распространения юрисдикции государства на преступные деяния, совершенные за его пределами1.
В этой сфере действует ряд принципиальных правовых положений, устанавливающих пределы экстерриториальной юрисдикции государства. Эти положения носят универсальный международный характер, регламентируются международными договорами. Причем они включены, в том или ином виде, в законодательство большинства стран.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 УК РФ иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
То есть распространение действия российского уголовного закона на преступления, совершенные за рубежом против интересов России, наших граждан, возможно при условии, что причастные не были осуждены в иностранном государстве.
Этот принцип предусмотрен большинством международных договоров в области противодействия международной преступности.
Например, согласно параграфа 7 Уголовного кодекса Федеративной Республики Германии немецкое уголовное право действует в отношении деяний, совершаемых за границей против немца, если деяние наказуемо в месте его совершения или если место совершения деяния не находится под чьей-либо уголовно-правовой юрисдикцией.
Кроме того, Россия имеет право на уголовное преследование иностранных граждан, представляющих угрозу глобальному миру и безопасности, вне зависимости от места преступного события.
Статья 12 УК РФ допускает привлечение к уголовной ответственности по российскому уголовному закону в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Круг деяний, на которые распространяется универсальная юрисдикция, конечно же, ограничен. Речь идет о серьезных международных преступлениях против мира и человечности, геноциде и пытках.
Изначально обязанность привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших тяжкие преступления по международному праву, лежит на государстве, на территории которого такое преступление было совершено. И если сами эти государства в силу политической обстановки или иных причин не желают или не могут реализовать эту обязанность, международное право позволяет сделать это другим государствам как участникам глобальной системы обеспечения мира и безопасности человечества. Поэтому универсальная юрисдикция является одним из важнейших средств отправления правосудия в условиях, когда территориальная юрисдикция бездействует.
Это условие нашей страной соблюдено в полном объеме. Всем известно, как ведутся и чем заканчиваются на Украине расследования даже по тем немногочисленным делам, производство по которым открывается в отношении членов добровольческих карательных батальонов, активных участников националистических движений, а тем более военнослужащих украинских вооруженных сил.
Следует заметить, что в данном случае наличие военных действий является обязательным для квалификации деяния как военного преступления.
Женевские конвенции 1949 года, которые регламентируют правовой режим периода вооружённого конфликта разделяют такие конфликты на две группы: военные конфликты международного и немеждународного характера. Вооруженные конфликты немеждународного характера регламентируются статьей 3 этих конвенций, а также дополняющим ее вторым протоколом. Пункт 1 статьи 1 этого протокола определяет немеждународный вооруженный конфликт как конфликт, локализованный в рамках территории одной из стран-участниц, возникший между ее вооруженными силами и антиправительственными войсками или другими вооруженными группами, находящимися под командованием и осуществляющими такой контроль над частью территории страны, который позволяет им вести непрерывные и согласованные военные действия. В пункте 2 этой статьи говорится о том, что режим вооруженного конфликта не применяется к ситуациям нарушения порядка и к обстановке внутренней напряженности, которые проявляются лишь в отдельных, от случая к случаю, актах насилия.
Анализируя развитие обстановки на Украине, можно сделать вывод о том, что, если на этапе первых волнений на майдане ситуацию еще можно было отнести к нарушению внутреннего порядка и к обстановке внутренней напряженности, то с возникновением самопровозглашенных ДНР и ЛНР она приобрела исключительно статус вооруженного конфликта немеждународного характера.
Во-первых, конфликт локализован в пределах территории одной страны – Украины и не является следствием ее военного противостояния с другими государствами.
Во-вторых, сторонами этого вооруженного конфликта являются власти Украины и ополченцы, как они себя сами называют, самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик.
В третьих, последние фактически контролируют часть территории страны, а именно юго-восток Украины, и имеют упорядоченную систему централизованного командования.
В четвертых, сам масштаб противостояния указывает на то, что в регионе ведутся именно затяжные непрерывные и согласованные военные действия, а не единичные случайные акты насилия.
То, что ситуация на юго-востоке Украины является полноценным вооруженным конфликтом немеждународного характера, признал и Международный комитет Красного Креста.
В настоящее время в Украине совершаются следующие преступления, подпадающие под экстерриториальный принцип российского уголовного законодательства:
1) применение запрещенных средств и методов ведения войны, ответственность за которое предусмотрена ст. 356 УК РФ.
Кроме того, статья 3 Женевских конвенций 1949 года, Конвенция ООН 1979 года и дополняющие ее протоколы о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которое может считаться наносящим чрезмерные повреждения или иметь неизбирательное действие, устанавливают запрет на применение отдельных видов оружия. Несоблюдение этих ограничений, запретов и гарантий как раз и образуют объективную сторону расследуемого нами преступления;
2) геноцид.
То есть действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы, ответственность за которое установлена ст. 357 УК РФ.
По этой категории дел лица, причастные к военным преступлениям, обвиняются и в сопутствующих преступных деяниях: о фактах многочисленных безвестных исчезновений, похищений людей, убийств, воспрепятствования журналистской деятельности, призывов к развязыванию агрессивной войны, реабилитации нацизма и других циничных и зверских преступлений, совершенных представителями украинских националистических организаций, правоохранительных органов, Вооруженных сил Украины и членами других действующих на Украине воинских и военизированных формирований сомнительной принадлежности. Особую озабоченность вызывает то, что среди жертв много детей, причем часто они становятся жертвами не случайно, а в результате целенаправленных действий.
В настоящее время, в связи с отказом выдачи лиц, совершивших и совершающих указанные преступления, Украиной и странами Запада привлечение их к уголовной ответственности возможно следующими способами:
1) если по каким-либо причинам эти люди попадут в зону досягаемости российских компетентных органов, например, будут выданы России или сами прибудут в нашу страну, то могут быть осуждены российским судом;
2) с учетом масштаба трагедии, нельзя исключить, что в будущем, по примеру бывшей Югославии, Косово, Сьерра-Леоны, Гватемалы и других стран, будет создан так называемый международный трибунал по Украине.
То есть временный наднациональный судебный орган для рассмотрения военных преступлений, совершенных конкретно на территории данного государства. Однако для этого, разумеется, необходимо соответствующее решение Совета Безопасности ООН;
3) не исключено инициирование такого судебного разбирательства и в Международном уголовном суде.
Согласно пункту 5(с) Римского статута Международного уголовного суда компетенция этого органа распространяется, в том числе и на серьезные преступления, совершенные в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, подпадающих под статью 3 Женевских конвенций 1949 года, если они вызывают озабоченность у международного сообщества. При этом в Римском статуте предусматривается возможность распространения юрисдикции Международного уголовного суда в том числе и на преступления, совершенные на территории государств, не являющихся участниками этого Статута. Статья 13 определяет два таких основания:
1) обращение Совета Безопасности ООН к прокурору этого суда на основании главы 7 Устава ООН.
2) передача материалов непосредственно прокурором суда по результатам проведенного им расследования, которое возбуждается с санкции Палаты предварительного производства.
Однако следует отметить, что Международный уголовный суд, согласно статье 1 Римского статута, действует на основании так называемого принципа комплементарности, лишь дополняя, но не подменяя национальную систему уголовного правосудия. Это означает, что он компетентен рассматривать дела в том случае, когда судебные органы государства территориальной юрисдикции отсутствуют, не могут или не желают выполнить свои функции. И эти обстоятельства должны быть предварительно установлены судом. Вместе с тем на многочисленные факты преступных нарушений прав человека на Украине и отсутствие реакции на них со стороны местных правоохранительных органов уже неоднократно указывал в своих документах ряд авторитетных должностных лиц и организаций, осуществляющих деятельность на международном уровне, в частности комиссар Совета Европы по правам человека Нил Муйжниекс. А также международная следственная комиссия под эгидой Совета Европы и ЕСПЧ.
Вне зависимости от того, какой суд, национальный или международный, будет рассматривать дела, ему потребуются доказательства. И вряд ли действующие украинские власти, да и европейские правоохранительные органы в сложившейся политической ситуации изъявят желание собирать их. Кроме того, украинский народ неразрывно связан с российским, поэтому этот конфликт непосредственно затрагивает нашу страну. Большинство его невольных жертв переселяются именно в Россию. Статус беженца уже предоставлен почти 108 тысячам человек. Развернуто более 400 пунктов временного размещения граждан Украины. При этом жители России не только сострадают, но и реально помогают братскому украинскому народу. Они уже приютили около 534 тысяч вынужденных переселенцев из Украины.
Помимо этого, промедление с фиксацией следов преступления, в том числе с проведением допросов очевидцев и жертв, изъятием вещественных доказательств, может повлечь за собой их невосполнимую утрату. Именно поэтому Следственным комитетом делается титаническая работа, в рамках которой уже допрошено в качестве свидетелей и потерпевших около 109 тысяч человек, в том числе более 2 тысяч несовершеннолетних.
К сожалению, до настоящего времени ни Совбез ООН, ни прокурор Международного уголовного суда не инициировали разбирательство по фактам указанных преступлений в международных судах. Вероятно, вследствие недостаточно объективного освещения украинского конфликта в западных СМИ они не видят всего масштаба бедствия. А может быть, считают, что этот масштаб еще не достиг того уровня, когда он должен вызвать озабоченность международного сообщества. Возможно, немаловажную роль в процессе принятия подобного решения играет политическая составляющая конфликта. Иначе, чем объяснить то обстоятельство, что в международных судебных инстанциях инициировались разбирательства дел по злодеяниям, повлекшим гораздо менее существенные по своим масштабам и тяжести последствия.
Например, Президент Кении Уильям Руто был предан суду за преступления против человечности, совершенные во время протестов по результатам президентских выборов в 2007 году. Жертвами этих преступлений стали около двух тысяч человек.
На юго-востоке же Украины уже погибло более 6000 мирных жителей, причинен вред здоровью 16.000 человек, полностью или частично разрушены 15.000 жилых домов, вынужденно покинули места своего постоянного проживания более 800.000 тысяч человек русскоязычного населения. И это только по данным, находящимся в производстве Следственного комитета уголовных дел.
Совершенно очевидно, что известным политическим силам за рубежом, да и в нашей стране, не нравится, что Россия становится мощной державой, способной отстаивать свои геополитические интересы. Но этим силам рано или поздно придется смириться с тем, что отныне политическая линия нашей страны будет именно такой. Сотрудников Следственного комитета нисколько не пугает то информационное давление, которое оказывается на них в связи с резонансными уголовными делами, связанными, в свою очередь, с событиями в Украине, да и не только с ними. Развязанная против Следственного комитета информационная война не ослабила ведомство, а сделала его еще сильнее.
В заключение необходимо акцентировать, что деятельность Следственного комитета по уголовному преследованию лиц, совершивших и совершающих где бы-то ни было преступления в отношении российских граждан или против мира и безопасности человечества, станет более целенаправленной, активной, более эффективной и результативной.

Читайте также: