Жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию

Обновлено: 25.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

В рамках представленной работы проведён детальный анализ нормативных правовых актов о Правовой и социальной защите судебных приставов-исполнителей , систематизирован обширный материал по рассматриваемому институту.

Тема выпускной квалификационной работы является актуальной в настоящее время по нескольким причинам.

В настоящее время существует три основных направления работы Федеральной службы судебных приставов: ведение исполнительных производств; обеспечение порядка деятельности судов и дознание. Судебные приставы-исполнители составляют примерно треть всего ведомства, и по всей России их около 22 тыс. человек.

Объектом исследования являются общественные отношения в области правовой и социальной защиты судебных приставов – исполнителей.

Предмет исследования составляют нормативное правовое регулирование и практика реализации правовой и социальной защиты судебных приставов – исполнителей на примере Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области.

Цель исследования заключается в изучении правовой и социальной защиты судебных приставов – исполнителей на примере Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

- изучить понятие и содержание правового статуса судебного пристава-

- рассмотреть правовое регулирование статуса судебного пристава-исполнителя;

- исследовать гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов - исполнителей;

- дать общую характеристику Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области;

- изучить правовую и социальную защиту судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области;

- проанализировать совершенствование правовой и социальной защиты судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области.

Методологической основой исследования являются методы: логический, сравнительно - правовой, синтез, метод системного анализа, описание.

Правовой статус судебного пристава-исполнителя определяется как правовой статус должностного лица, то есть характеризует его положение в системе органов государственной власти составных элементах правового статуса должностного лица является спорным.

Составными элементами правового статуса судебного пристава-исполнителя являются требования к должности, функции, полномочия и гарантии их реализации, правоограничения, обязанности, юридическая ответственность.

Так как судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, то его правовой статус составляют все вышеуказанные элементы. Они определяют правосубъектность судебно пристава - исполнителя.

Требование о наличии высшего образования для замещения должности судебного пристава - исполнителя не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до 01.01.2018 года, до назначения на новую должность.

Правовая защита судебных приставов-исполнителей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах льгот, гарантий и компенсаций этим лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

C учетом различных критериев выделяют несколько оснований для классификации мер правовой защиты судебных приставов – исполнителей, основной из них является классификация в зависимости от сферы реализации норм. Согласно данной классификации выделяют :

- меры социальной защиты судебных приставов – исполнителей (право на денежное содержание, обеспечение жилой площадью, телефоном, бесплатный проезд, государственное страхование, отдых, пенсию за выслугу лет, возмещение причиненного им вреда и другие);

- меры защиты юридического статуса судебных приставов-исполнителей (правовой защиты).

Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам является структурным подразделением УФССП по Брянской области, осуществляющим исполнительные действия в отношении граждан, юридических лиц, их филиалов и представительств, а также исполнительные действия в рамках исполнительных производств, находящихся на территориальном и федеральном контроле.

Особые исполнительные производства - сложные с точки зрения процедуры принудительного исполнения или отличающиеся особой экономической, социальной или общественно-политической значимостью для Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также иные категории, требующие для качественного исполнения централизованной организации работы.

По состоянию на 01.01.2018 г. в структуру Отдела входят 16 человек, относящихся к категории «федеральные государственные служащие, из них:

- 1 начальник Отдела - старший судебный пристав;

- 2 заместителя начальника Отдела;

- 10 судебных приставов-исполнителей;

- 2 старших специалиста второго разряда;

- 1 ведущий специалист-эксперт по ведению депозитного счета.

Правовая и социальная защита судебных приставов - исполнителей Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области включает в себя: продолжительность рабочего времени и времени отдыха; материальное обеспечение; страхование жизни и здоровья; государственное пенсионное обеспечение; обеспечение в служебных целях проездными документами.

Названная надбавка выплачивается в процентах от должностного оклада при стаже гражданской службы:

- от 1 года до 5 лет — 10%;

- от 5 до 10 лет — 15%;

- от 10 до 15 лет — 20%;

- свыше 15 лет — 30%.

В 2019 г. планируется выход на пенсию за выслугу лет одного судебного пристава-исполнителя из числа сотрудников данного отдела. Стаж за выслугу лет на 01.01.2019 г. у него будет составлять 20 лет. Таким образом, можно сделать вывод о том, что вышеназванный судебный пристав-исполнитель будет иметь право на пенсию за выслугу лет по новым требованиям к стажу (в 2019 году его продолжительность составит 16 лет и 6 месяцев).

Правовая и социальная защита судебных приставов-исполнителей, в том числе Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области сотрудников, требует совершенствования на законодательном уровне, так как служба судебных приставов является федеральной и централизованной.

Одной из основных проблем социальной защиты данной категории сотрудников является низкий уровень заработной платы, в частности, у приставов-исполнителей, только поступивших на службу. Этим обстоятельством обусловлена значительная текучесть кадров как в целом в системе службы судебных приставов, так и в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, что, в свою очередь, негативно отражается на эффективности работы службы.

Решение указанной проблемы в рамках выпускной квалификационной работы видится в повышении на законодательном уровне должностного оклада в зависимости от стажа за выслугу лет:

- до 1 года – на 100%;

- от 1 года до 5 лет — на 85%;

- от 5 до 10 лет — на 70%;

- от 10 до 15 лет — на 55%;

- свыше 15 лет — на 40%.

Данная мера вызвана необходимостью стимулирования вновь поступивших на службы судебных приставов-исполнителей, а также для мотивирования на результативную деятельность.

Другой немаловажной проблемой является обеспечение судебных приставов-исполнителей правом на санаторно-курортное лечение. Данное обстоятельство обусловлено высокой психологической напряженностью в деятельности.

- в связи с выходом на пенсию;

- в связи с уходом в отставку;

- по достижении предельного возраста пребывания на службе в службе судебных приставов;

- по состоянию здоровья или инвалидности, не связанными с исполнением служебных обязанностей либо умышленным причинением вреда здоровью, установленного в судебном порядке, а также причинением вреда здоровью в результате совершения правонарушения.

Данные меры направлены на закрепление материальной поддержки судебных приставов – исполнителей, что, в свою очередь, поможет привлечь в службу судебных приставом, в частности, Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, большее количество молодых специалистов и повысить престижность профессии.

В данной научной статье пойдет речь о государственных гарантиях предоставляемых гражданским служащим Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации. А конкретно о правовой защите судебных приставов при осуществлении должностных обязанностей, о страховых гарантиях, о праве возмещения причиненного ущерба, материальном обеспечении и иных мерах социальной защиты судебных приставов.

Похожие материалы

В данной научной статье пойдет речь о государственных гарантиях предоставляемых гражданским служащим Федеральной Службы Судебных Приставов Российской Федерации. А конкретно о правовой защите судебных приставов при осуществлении должностных обязанностей, о страховых гарантиях, о праве возмещения причиненного ущерба, материальном обеспечении и иных мерах социальной защиты судебных приставов.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что деятельность судебных приставов РФ имеет огромное значение, так как затрагивает интересы государства организаций и граждан. Судебные приставы являются гарантами реального, правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов иных государственных органов и должностных лиц, обеспечения определенного режима деятельности судов, исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве, защите прав, свобод граждан и организаций. Их работу следовало бы оценивать и приравнять к деятельности других правоохранительных органов, таких как подразделений МВД, Прокуратуры и Федеральной службы исполнения наказания.

Защита прав судебных приставов необходима для обеспечения режима инициативного и беспрепятственного исполнения ими служебных обязанностей, служит для придания им уважительного статуса представителей власти, которым люди могут доверять. Законные требования судебного пристава обязательны для исполнения всеми гражданами, должностными лицами и организациями в соответствии со статьёй 14 Федерального Закона о судебных приставах. Неисполнение таковых требований, не совершение указанных действий, неповиновение, препятствие выполнению возложенных на судебного пристава обязанностей, повлекут за собой ответственность в определенном законом порядке.

Так, в соответствии со статьёй 295 УК РФ, посягая на жизнь судебного пристава с целью воспрепятствования законной деятельности судебного пристава, влечет наказание в виде лишения ϲʙᴏбоды на срок от 12 до 20 лет либо смертную казнь или пожизненное лишение ϲʙᴏбоды.

За угрозу убийством, причинение вреда здоровью или уничтожение, повреждение имущества, предусмотрена уголовная ответственность статьёй 296 УК РФ. За клевету в отношении судебного пристава, в связи с его исполнением судебных обязанностей в соответствии со статьёй 298 УК РФ.

Финансовое и материальное обеспечение выделяется из средств федерального бюджета. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут самостоятельно выделить из собственных бюджетов дополнительные средства, тем самым увеличить довольствование службы судебных приставов.

Заработная плата судебного пристава включает должностной оклад, доплаты за классный чин и выслугу лет, а также другие выплаты, определенных законодательством РФ.

Судебный пристав, отправляемый в служебную командировку, имеет право приобретать вне очереди проездные документы на все виды транспорта и размещаться в гостинице по служебному командировочному удостоверению.

Здоровье и жизнь судебного пристава подлежит обязательному государственному страхованию из средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

К страховым случаем относят:

  • причинение государственному служащему при выполнении его служебной деятельности телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью;
  • гибель (смерть) государственного служащего во время службы либо после увольнения, если она наступила в результате причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью при выполнении служебной деятельности.

В случае нанесения судебному приставу при выполнении его профессиональной деятельности телесных повреждений или иного вреда здоровью, повлекшие дальнейшую невозможность исполнять профессиональную деятельность, ему каждый месяц выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему впоследствии пенсией.

В случае гибели(смерти) судебного пристава во время службы либо после увольнения, если она наступила в результате причинения ему телесных повреждений или иного вреда его здоровью при выполнении служебной деятельности, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, каждый месяц выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего(умершего) и назначенной им пенсией в связи с потерей кормильца.

Ущерб, причиненный путём уничтожения или повреждения имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, во время осуществления служебной деятельности, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Все эти государственные гарантии положительно влияли на интерес, доверие граждан к Службе Судебных Приставов РФ. Мотивировали служащих к добросовестному, бескорыстному, результативному исполнению своих служебных обязанностей. Но в настоящее время, в связи с подорожанием, повышением цен практически на все жизненные потребности, необходимо повысить уровень материального обеспечения. Так как у служащих пропадает интерес к выполнению своих должностных обязанностей, появляются дурные мысли о смене работы, и даже пойти на преступление получать взятки. Таких работников (не служащих) можно понять, они чувствуют, что их работа не оценена государством сполна…

Список литературы

Глава IV. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

Статья 20. Страховые гарантии судебным приставам и право на возмещение ущерба

1. Жизнь и здоровье судебного пристава подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

2. Органы государственного страхования выплачивают страховые суммы в случаях:

гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с его служебной деятельностью, - семье погибшего (умершего) и его иждивенцам в размере, равном 180-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, - в размере, равном 36-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава;

причинения судебному приставу в связи с его служебной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, не повлекших стойкой утраты трудоспособности, не повлиявших на возможность заниматься в дальнейшем профессиональной деятельностью, - в размере, равном 12-кратному размеру среднемесячной заработной платы судебного пристава.

3. В случае причинения судебному приставу в связи с его профессиональной деятельностью телесных повреждений или иного вреда здоровью, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между его среднемесячной заработной платой и назначенной ему в связи с этим пенсией без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию.

4. В случае гибели (смерти) судебного пристава в период службы либо после увольнения, если она наступила вследствие причинения судебному приставу телесных повреждений или иного вреда его здоровью в связи с его служебной деятельностью, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью заработной платы погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по государственному страхованию. Для определения указанной части заработной платы среднемесячная заработная плата погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

5. Ущерб, причиненный уничтожением или повреждением имущества, принадлежащего судебному приставу или членам его семьи, в связи с его служебной деятельностью, подлежит возмещению ему или членам его семьи в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Выплаты по возмещению ущерба, предусмотренные пунктами 3 - 5 настоящей статьи, производятся за счет средств федерального бюджета.

7. Основанием для отказа в выплате страховых сумм и компенсаций в случаях, предусмотренных настоящей статьей, являются только приговор или постановление суда в отношении лица, признанного виновным в гибели (смерти) судебного пристава или причинении ему телесных повреждений либо уничтожении или повреждении принадлежащего ему имущества, которыми установлено, что эти события не связаны со служебной деятельностью судебного пристава.

Статья 21. Материальное обеспечение и иные меры социальной защиты судебных приставов

1. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

3. Судебным приставам-исполнителям, использующим личный транспорт в служебных целях, выплачивается денежная компенсация в размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Судебный пристав, направленный в служебную командировку, пользуется правом приобретения вне очереди проездных документов на все виды транспорта и размещения в гостинице по служебному командировочному удостоверению.

Читайте также: