Методы морфологического анализа в судебной экспертизе

Обновлено: 17.05.2024

Рассмотрено понятие метода в судебной экспертизе. Анализируются методы, применяемые при производстве портретной экспертизы, отражённые в различных источниках. Раскрывается классификация методов портретной экспертизы на разных стадиях экспертного исследования.

Ключевые слова: классификация методов; портретная экспертиза; методы портретной экспертизы.

G. V. Paramonova. To the question about the methods used in portrait examination

G. V. Paramonova,

deputy head of the chair of criminalistic examinations and investigations,

candidate of legal sciences, associate professor

(St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia)

The article discusses: the concept of method in the judicial examination. The article analyzes methods used in the production of portrait examination, reflected in various sources. The article reveals the classification of methods of portrait examination at different stages of the expert study.

Keywords: сlassification methods; Facial recognition4 methods of facial recognition.

В портретных экспертных исследованиях в настоящее время применяются различные методы. Это обусловлено тем, что решить задачи судебной экспертизы без использования как общенаучных, так и специальных методов и средств нельзя. Их применение зависит от конкретного вида экспертного исследования, объекта исследования, поставленных задач. При этом определить конкретные применяемые методы невозможно, можно выделить лишь те или иные их группы в зависимости от решаемых задач.

Многообразие методов, их различная трактовка нуждаются в конкретной систематизации. Так, в различных источниках – учебниках и учебных пособиях, наблюдается совершенно разный подход к количеству и содержанию конкретных методов. Можно данное положение рассмотреть на примере портретной экспертизы.

В руководстве для экспертов органов внутренних дел к вышеперечисленным методам добавляются: проективно-геометрический метод (восстановление размеров элементов лица по их плоскостным изображениям), аналитический, метод угловых измерений и отмечены приёмы – совмещения, наложения, сопоставления [6, с. 460–462].

Таким образом, представленный нами анализ некоторых изданий свидетельствует о разном подходе к выделению методов, используемых при проведении портретных экспертиз.

Как нам представляется, следует согласиться с мнением авторов учебника А. М. Зининым и И. Н. Подволоцким [10, с. 143–163], которые выделяют методы, используемые при проведении экспертного исследования на отдельных стадиях, тем самым более чётко определив и сгруппировав их. И, если, как отмечено, всеобщий метод или логические методы исследования применяются на всех стадиях портретных исследований (дидактический метод, методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, сравнения), то общие или общенаучные, общепознавательные методы (наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, кибернетические методы) могут применяться, как на всех стадиях исследования, так и на отдельных. А частные инструментальные и вспомогательные, или частнонаучные, или общеэкспертные и специальные методы применяются непосредственно при проведении портретного исследования. В данном случае авторы выделяют их применение по стадиям:

– на подготовительной стадии или предварительном исследовании – метод обработки изображений в целях улучшения их качества, полученных с помощью цифровых фотоаппаратов, метод фильтрации изображений при исследовании видеоизображений;

– на аналитической стадии или раздельном исследовании – общенаучный метод систематизации и следующие частные – метод группирования, а также методы исследования частоты встречаемости признаков, детализации, эмпирический, метод особенностей;

– на стадии оценки результатов экспертных исследований, сущность которой состоит в обобщённом синтезе результатов, в оценке всех как совпадающих, так и различающихся признаков, используются общенаучные методы (анализа, синтеза и др.).

Таким образом, применительно к рассматриваемому направлению – портретному исследованию, система методов исследования наиболее полно представлена в учебнике А. М. Зинина и И. Н. Подволоцкого [10]. Данный подход, с нашей точки зрения, способствует целенаправленному восприятию основных специальных методов при изучении данного направления и при производстве портретных экспертиз.

Представляется, что данная система перечисленных методов, не является окончательной, круг методов исследования может быть расширен, дополнен за счёт включения в него других методов исследования, применения новых технических средств и т. д.

1. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. Словарь основных терминов судебных экспертиз – М.: ВНИИСЭ, 1980.

3. Габитоскопия и портретная экспертиза: Практикум. / Под ред. А. М. Зинина. – М., 2010.

4. Снетков В. А. Габитоскопия. – Волгоград, 1979.

5. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов / Под ред. Т. В. Аверьяновой, В. Ф. Статкуса. – М.: Юрайт, 2011.

7. Зинин А. М. Габитоскопия и портретная экспертиза: Курс лекций. – М.: Московская академия МВД России, 2002.

8. Габитоскопия и портретная экспертиза: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А. М. Зинина. – Саратов: СЮИ МВД России, 2004.

9. Пичугин С. А. Система методов комплексного криминалистического исследования внешнего облика человека, ориентированная на экспертную деятельность. // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. –№ 1.

10. Зинин А. М., Подволоцкий И. Н. Габитоскопия и портретная экспертиза. – М., 2014.

Классификация методов и средств судебно-экспертных исследований проводилась по разным основаниям. Все разработанные классификации в той или иной мере нашли практическое применение для организации как научных исследований, так и деятельности судебно-экспертных учреждений.

Основной классификацией методов экспертных исследований в настоящее время является классификация по степени общности и субординации, которая включает четыре уровня: всеобщий метод, общенаучные, частнонаучные и специальные методы.

1. Всеобщий метод – диалектико-материалистический метод, который пронизывает все уровни и всю структуру методов. Основными категориями диалектического материализма являются: качество и количество, противоречие, причинность, сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, возможность и действительность и др.

Непосредственно к диалектическому методу примыкают и формально-логические операции познания (законы, категории формальной логики): индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, обобщение и др. Рассмотрим основные логические методы, используемые в экспертных исследованиях.

Индукция метод опытного познания явлений от отдельных фактов к общему положению. Обнаруживая сходные признаки у многих объектов, можно сделать вывод, что эти признаки присущи всем предметам определенного класса.

Дедукция форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем из некоторых данных мыслей – посылок. 1

Таким образом, индукция и дедукция – это парные, взаимосвязанные способы познания, причем первое – это способ познания от частного к общему, а второе – это способ рассуждения, когда вывод строится от общего к частному. 2

Анализ и синтез также представляют собой два взаимосвязанных метода.

Анализ метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности.

Любое экспертное исследование начинается с анализа представленных на экспертизу материалов, в процессе исследования проводится анализ выявленных свойств и признаков исследуемых объектов.

Синтез – мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. 1

Синтез всех установленных в процессе экспертного исследования фактов приводит экспертов к выводу – ответу на поставленный перед экспертизой вопрос.

Сравнение сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или того и другого вместе) 2 . Особенное значение сравнение имеет в идентификационных исследованиях. Сравнение допустимо только в отношении однородных понятий, отражающих однородные предметы и явления объективной действительности. При сравнении необходимо использовать лишь признаки, имеющие существенное значение.

Обобщение – логический прием перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию 3 .

При сравнениях, производимых в криминалистических целях, большое значение имеет частота встречаемости признаков. Чем реже они встречаются, тем большее значение имеет результат сравнения.

2. Общенаучные методы (общепознавательные применяются в экспертизе всех родов на основных стадиях экспертного исследования и делятся на чувственно-рациональные и математические.

К чувственно-рациональным общенаучным методам относят: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др. Рассмотрим основные общие методы экспертных исследований.

Наблюдение – метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и в обществе в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию человека.

Научное наблюдение отличается от простого восприятия конкретной целью, планируется по заранее обдуманной процедуре, фиксируется. Не может применяться в отрыве от других методов. 1

Наблюдение при экспертном исследовании используется либо для выявления (обнаружения) микрообъектов или следов на предметах-носителях, либо для установления конкретных свойств и признаков исследуемого объекта.

Описание – фиксирование результатов наблюдений посредством обычного текста, рисунков, цифр, графиков, схем, символов и т.п.

При этом информация обобщается. Описание делится на качественное и количественное, полное и неполное, упорядоченное и неупорядоченное, полное и неполное и др. Описание может осуществляться в устной или письменной форме, в том числе в виде символов, цифр, рисунков и др.

Эксперимент – опытное действие, искусственное систематическое изменение условий наблюдения явления, его связи с другими явлениями. 4 Отличается от наблюдения активным вмешательством экспериментатора в процессы развития наблюдаемых им явлений.

Моделирование - исследование каких-либо объектов (конкретных или абстрактных) на моделях, то есть на условных образах, схемах или физических конструкциях, аналогичных исследуемому объекту.

Моделью можно назвать любой специально созданный предмет, наделенный признаками вещественных доказательств.

К математическим общенаучным методам относят измерение, вычисление, геометрические построения, методы информационно-компьютерных технологий (обработка информации, компьютерное моделирование и т.п.)

Измерение - определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за постоянную (к единице измерения). Полученное в результате измерения число (выражающее такое отношение ) называют численным значением измеряемой величины. Различают прямые и косвенные измерения. В последнем случае измеряется не непосредственно измеряемая величина, а некоторая другая, связанная с ней заранее известным соотношением. Измерение органически связано с наблюдением и экспериментом, образуя вместе с ними эмпирическую основу научного познания. [2]

Измерения производят при осмотре объектов экспертизы, при проведении экспертных исследований инструментальными аналитическими методами.

Измеренные параметры для получения необходимой информации подвергаются вычислению.

Геометрические построения востребованы при построении схем, моделировании изучаемых процессов.

Методы информационно-компьютерных технологий используются для работы с базами данных, исследовании следов рук, восстановлении поврежденных объектов и т.п.

3. Частнонаучные (инструментальные, общеэкспертные) методы – это методы, применяющиеся либо в одной конкретной области научного знания, либо в нескольких науках, для изучения морфологических и субстанциональных свойств объектов.

В судебной экспертизе традиционно выделяют несколько классификаций частнонаучных (общеэкспертных) методов исследования по разным основаниям (см. таблицу1).

По принципам построения и набору технических средств 1 .

фотографические (запечатлевающая, измерительная, исследовательская);

химические (разделения и концентрирования, определение качественного и количественного состава соединений и смесей);

спектральные (элементного состава, молекулярного состава);

хроматографические (газовая, газожидкостная, тонкослойная, жидкостная хроматография);

рентгеновские (просвечивающие и дифракционные методы);

физико-технические (определение механических, тепловых, электрических, магнитных свойств);

математические (мат. логика, теория вероятности, мат. анализ и др.)

анализа состава материалов и веществ (элементного, молекулярного (структурно-группового), фазового, фракционного);

анализа структуры вещества (кристаллической структуры объектов, а также структуры данных в судебной компьютерно-технической и судебно-экономических экспертизах);

анализа изображения (визуальные и математические методы в сочетании с компьютерными технологиями)

По природе явлений, лежащих в основе метода 4

атомный спектральный анализ (атомно-абсорбционный, атомно-эмиссионный);

молекулярный спектральный анализ (спектрофотометрия в видимой и ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра, люминесценция, спектроскопия комбинационного рассеяния, спектроскопия электронного парамагнитного резонанса и ядерно-магнитного резонанса);

масс-спектрометрические методы;

рентгеноспектральные методы (электронно-зондовый микроанализ и рентгенофлуоресцентный анализ);

рентгенографические методы (рентгеноструктурный и рентгенофазовый анализ);

разделительные методы (хроматография, капиллярный электрофорез и др.).


  1. Понятие методики судебной экспертизы, виды методик.

По степени общности выделяются два вида экспертных методик - типовая и конкретная, или частная [Основы судебной экспертизы. С. 256.].

Типовая экспертная методика - выражение обобщенного опыта решения типовых экспертных задач. В определенных случаях эта методика может применяться экспертом без какой-либо адаптации, изменения.

Конкретная, или частная, методика - способ решения конкретной экспертной задачи, являющийся результатом приспособления, изменения типовой методики либо плодом творческого подхода к решению экспертной задачи.


    • реализации экспертом своего личного опыта для решения какой-либо новой, впервые возникшей в практике экспертной задачи, либо в результате эксперимента, проведенного им в процессе данной экспертизы;

    • проявления экспертом творческого подхода - усовершенствования стандартного прибора, дополнения общепринятой методики оригинальным приемом и т.п.;

    • решения задачи в полном объеме на основе созданной для данного исследования экспертной методики путем синтеза данных и методов различных наук (чаще всего такие ситуации возникают в период зарождения и становления новых родов и видов экспертиз) [Шляхов А.Р. Определение методики и методов судебных экспертиз с позиций внедрения научных разработок (рекомендаций) в экспертную практику. М., 1977. С. 4-5. ].

      • указание на типичные для данного вида экспертизы объекты, которое обычно содержится уже в названии методики;

      • указание на возможности методики и ее надежность;

      • указание на методы и средства исследования;

      • предписания, касающиеся последовательности использования методов и средств;

      • предписания, относящиеся к условиям, процедурам применения, методов, средств и методики;

      • описание возможных результатов применения методов и средств и характеристика этих результатов в аспекте экспертной задачи.

      Для того чтобы экспертная методика получила статус типовой, она должна пройти этапы апробации и внедрения, а также утверждения соответствующим научно-методическим или научно-техническим ученым советом [Там же. С. 283. ].

      В настоящее время экспертизы проводятся сотрудниками экспертных учреждений различных ведомств, испытывающих трудности в методическом обеспечении. Рассредоточение публикаций об экспертных методиках в ведомственных изданиях также затрудняет ознакомление с ними следственных и судебных работников, проводящих анализ заключений экспертов. Практически недоступны эти сведения и для других участников судопроизводства.

      В связи с этим, а также в целях обеспечения научно-методического единообразия применяемых методик, облегчения доступа к ним всех заинтересованных лиц в настоящее время осуществляется паспортизация и каталогизация методик исследования вещественных доказательств. Эта работа проводится под эгидой Федерального межведомственного координационно-методического совета по проблемам экспертной деятельности, образованного в 1996 г.

      Деятельность по паспортизации экспертных методик проводится на основе изданного в апреле 1996 г. совместного Приказа РФЦСЭ при МЮ России и ЭКЦ МВД России “Об организации паспортизации экспертных методик”, которым были утверждены формы паспорта и инструкция о порядке его подготовки.

      Предполагается составить паспорта всех действующих в экспертной практике типовых методик и включить их в общефедеральный каталог методик исследования вещественных доказательств, используемых в практике работы государственных экспертных учреждений Российской Федерации. Этот каталог будет утвержден вышеуказанным Межведомственным советом. [Зинин А.М., Майлис Н.П. Научные и правовые основы судебной экспертизы. М., 2001, с.146.]

      Конкретные методики, представляющие программы действий эксперта по выполнению конкретной экспертизы, реализуются по ходу формирования этих программ и содержатся в развернутом заключении эксперта. Обобщение конкретных методик может осуществляться при анализе экспертной практики, подготовке специальных обзоров, а также излагаться в авторских публикациях эксперта.


      1. Объект судебной экспертизы: понятие и классификация.

      К объектам экспертизы также относятся события, факты, явления и другие объекты нематериального происхождения, необходимость изучения которых в процессе расследования требует использования специальных познаний и проведения экспертного исследования. Изучение этих событий, фактов, явлений и других нематериальных объектов осуществляется путем исследования материальных носителей информации о них.

      Рассмотрено понятие метода в судебной экспертизе. Анализируются методы, применяемые при производстве портретной экспертизы, отражённые в различных источниках. Раскрывается классификация методов портретной экспертизы на разных стадиях экспертного исследования.

      Ключевые слова: классификация методов; портретная экспертиза; методы портретной экспертизы.

      G. V. Paramonova. To the question about the methods used in portrait examination

      G. V. Paramonova,

      deputy head of the chair of criminalistic examinations and investigations,

      candidate of legal sciences, associate professor

      (St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia)

      The article discusses: the concept of method in the judicial examination. The article analyzes methods used in the production of portrait examination, reflected in various sources. The article reveals the classification of methods of portrait examination at different stages of the expert study.

      Keywords: сlassification methods; Facial recognition4 methods of facial recognition.

      В портретных экспертных исследованиях в настоящее время применяются различные методы. Это обусловлено тем, что решить задачи судебной экспертизы без использования как общенаучных, так и специальных методов и средств нельзя. Их применение зависит от конкретного вида экспертного исследования, объекта исследования, поставленных задач. При этом определить конкретные применяемые методы невозможно, можно выделить лишь те или иные их группы в зависимости от решаемых задач.

      Многообразие методов, их различная трактовка нуждаются в конкретной систематизации. Так, в различных источниках – учебниках и учебных пособиях, наблюдается совершенно разный подход к количеству и содержанию конкретных методов. Можно данное положение рассмотреть на примере портретной экспертизы.

      В руководстве для экспертов органов внутренних дел к вышеперечисленным методам добавляются: проективно-геометрический метод (восстановление размеров элементов лица по их плоскостным изображениям), аналитический, метод угловых измерений и отмечены приёмы – совмещения, наложения, сопоставления [6, с. 460–462].

      Таким образом, представленный нами анализ некоторых изданий свидетельствует о разном подходе к выделению методов, используемых при проведении портретных экспертиз.

      Как нам представляется, следует согласиться с мнением авторов учебника А. М. Зининым и И. Н. Подволоцким [10, с. 143–163], которые выделяют методы, используемые при проведении экспертного исследования на отдельных стадиях, тем самым более чётко определив и сгруппировав их. И, если, как отмечено, всеобщий метод или логические методы исследования применяются на всех стадиях портретных исследований (дидактический метод, методы индукции, дедукции, анализа, синтеза, сравнения), то общие или общенаучные, общепознавательные методы (наблюдение, измерение, описание, эксперимент, моделирование, кибернетические методы) могут применяться, как на всех стадиях исследования, так и на отдельных. А частные инструментальные и вспомогательные, или частнонаучные, или общеэкспертные и специальные методы применяются непосредственно при проведении портретного исследования. В данном случае авторы выделяют их применение по стадиям:

      – на подготовительной стадии или предварительном исследовании – метод обработки изображений в целях улучшения их качества, полученных с помощью цифровых фотоаппаратов, метод фильтрации изображений при исследовании видеоизображений;

      – на аналитической стадии или раздельном исследовании – общенаучный метод систематизации и следующие частные – метод группирования, а также методы исследования частоты встречаемости признаков, детализации, эмпирический, метод особенностей;

      – на стадии оценки результатов экспертных исследований, сущность которой состоит в обобщённом синтезе результатов, в оценке всех как совпадающих, так и различающихся признаков, используются общенаучные методы (анализа, синтеза и др.).

      Таким образом, применительно к рассматриваемому направлению – портретному исследованию, система методов исследования наиболее полно представлена в учебнике А. М. Зинина и И. Н. Подволоцкого [10]. Данный подход, с нашей точки зрения, способствует целенаправленному восприятию основных специальных методов при изучении данного направления и при производстве портретных экспертиз.

      Представляется, что данная система перечисленных методов, не является окончательной, круг методов исследования может быть расширен, дополнен за счёт включения в него других методов исследования, применения новых технических средств и т. д.

      1. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.

      2. Словарь основных терминов судебных экспертиз – М.: ВНИИСЭ, 1980.

      3. Габитоскопия и портретная экспертиза: Практикум. / Под ред. А. М. Зинина. – М., 2010.

      4. Снетков В. А. Габитоскопия. – Волгоград, 1979.

      5. Практическое руководство по производству судебных экспертиз для экспертов и специалистов / Под ред. Т. В. Аверьяновой, В. Ф. Статкуса. – М.: Юрайт, 2011.

      7. Зинин А. М. Габитоскопия и портретная экспертиза: Курс лекций. – М.: Московская академия МВД России, 2002.

      8. Габитоскопия и портретная экспертиза: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А. М. Зинина. – Саратов: СЮИ МВД России, 2004.

      9. Пичугин С. А. Система методов комплексного криминалистического исследования внешнего облика человека, ориентированная на экспертную деятельность. // Вестник Московского университета МВД России. – 2015. –№ 1.

      10. Зинин А. М., Подволоцкий И. Н. Габитоскопия и портретная экспертиза. – М., 2014.

      Классификация методов и средств судебно-экспертных исследований проводилась по разным основаниям. Все разработанные классификации в той или иной мере нашли практическое применение для организации как научных исследований, так и деятельности судебно-экспертных учреждений.

      Основной классификацией методов экспертных исследований в настоящее время является классификация по степени общности и субординации, которая включает четыре уровня: всеобщий метод, общенаучные, частнонаучные и специальные методы.

      1. Всеобщий метод – диалектико-материалистический метод, который пронизывает все уровни и всю структуру методов. Основными категориями диалектического материализма являются: качество и количество, противоречие, причинность, сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, возможность и действительность и др.

      Непосредственно к диалектическому методу примыкают и формально-логические операции познания (законы, категории формальной логики): индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, обобщение и др. Рассмотрим основные логические методы, используемые в экспертных исследованиях.

      Индукция метод опытного познания явлений от отдельных фактов к общему положению. Обнаруживая сходные признаки у многих объектов, можно сделать вывод, что эти признаки присущи всем предметам определенного класса.

      Дедукция форма мышления, когда новая мысль выводится чисто логическим путем из некоторых данных мыслей – посылок. 1

      Таким образом, индукция и дедукция – это парные, взаимосвязанные способы познания, причем первое – это способ познания от частного к общему, а второе – это способ рассуждения, когда вывод строится от общего к частному. 2

      Анализ и синтез также представляют собой два взаимосвязанных метода.

      Анализ метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности.

      Любое экспертное исследование начинается с анализа представленных на экспертизу материалов, в процессе исследования проводится анализ выявленных свойств и признаков исследуемых объектов.

      Синтез – мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. 1

      Синтез всех установленных в процессе экспертного исследования фактов приводит экспертов к выводу – ответу на поставленный перед экспертизой вопрос.

      Сравнение сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними (или того и другого вместе) 2 . Особенное значение сравнение имеет в идентификационных исследованиях. Сравнение допустимо только в отношении однородных понятий, отражающих однородные предметы и явления объективной действительности. При сравнении необходимо использовать лишь признаки, имеющие существенное значение.

      Обобщение – логический прием перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию 3 .

      При сравнениях, производимых в криминалистических целях, большое значение имеет частота встречаемости признаков. Чем реже они встречаются, тем большее значение имеет результат сравнения.

      2. Общенаучные методы (общепознавательные применяются в экспертизе всех родов на основных стадиях экспертного исследования и делятся на чувственно-рациональные и математические.

      К чувственно-рациональным общенаучным методам относят: наблюдение, измерение, описание, сравнение, эксперимент, моделирование и др. Рассмотрим основные общие методы экспертных исследований.

      Наблюдение – метод исследования предметов и явлений объективной действительности в том виде, в каком они существуют и происходят в природе и в обществе в естественных условиях и являются доступными непосредственному восприятию человека.

      Научное наблюдение отличается от простого восприятия конкретной целью, планируется по заранее обдуманной процедуре, фиксируется. Не может применяться в отрыве от других методов. 1

      Наблюдение при экспертном исследовании используется либо для выявления (обнаружения) микрообъектов или следов на предметах-носителях, либо для установления конкретных свойств и признаков исследуемого объекта.

      Описание – фиксирование результатов наблюдений посредством обычного текста, рисунков, цифр, графиков, схем, символов и т.п.

      При этом информация обобщается. Описание делится на качественное и количественное, полное и неполное, упорядоченное и неупорядоченное, полное и неполное и др. Описание может осуществляться в устной или письменной форме, в том числе в виде символов, цифр, рисунков и др.

      Эксперимент – опытное действие, искусственное систематическое изменение условий наблюдения явления, его связи с другими явлениями. 4 Отличается от наблюдения активным вмешательством экспериментатора в процессы развития наблюдаемых им явлений.

      Моделирование - исследование каких-либо объектов (конкретных или абстрактных) на моделях, то есть на условных образах, схемах или физических конструкциях, аналогичных исследуемому объекту.

      Моделью можно назвать любой специально созданный предмет, наделенный признаками вещественных доказательств.

      К математическим общенаучным методам относят измерение, вычисление, геометрические построения, методы информационно-компьютерных технологий (обработка информации, компьютерное моделирование и т.п.)

      Измерение - определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за постоянную (к единице измерения). Полученное в результате измерения число (выражающее такое отношение ) называют численным значением измеряемой величины. Различают прямые и косвенные измерения. В последнем случае измеряется не непосредственно измеряемая величина, а некоторая другая, связанная с ней заранее известным соотношением. Измерение органически связано с наблюдением и экспериментом, образуя вместе с ними эмпирическую основу научного познания. [2]

      Измерения производят при осмотре объектов экспертизы, при проведении экспертных исследований инструментальными аналитическими методами.

      Измеренные параметры для получения необходимой информации подвергаются вычислению.

      Геометрические построения востребованы при построении схем, моделировании изучаемых процессов.

      Методы информационно-компьютерных технологий используются для работы с базами данных, исследовании следов рук, восстановлении поврежденных объектов и т.п.

      3. Частнонаучные (инструментальные, общеэкспертные) методы – это методы, применяющиеся либо в одной конкретной области научного знания, либо в нескольких науках, для изучения морфологических и субстанциональных свойств объектов.

      В судебной экспертизе традиционно выделяют несколько классификаций частнонаучных (общеэкспертных) методов исследования по разным основаниям (см. таблицу1).

      По принципам построения и набору технических средств 1 .

      фотографические (запечатлевающая, измерительная, исследовательская);

      химические (разделения и концентрирования, определение качественного и количественного состава соединений и смесей);

      спектральные (элементного состава, молекулярного состава);

      хроматографические (газовая, газожидкостная, тонкослойная, жидкостная хроматография);

      рентгеновские (просвечивающие и дифракционные методы);

      физико-технические (определение механических, тепловых, электрических, магнитных свойств);

      математические (мат. логика, теория вероятности, мат. анализ и др.)

      анализа состава материалов и веществ (элементного, молекулярного (структурно-группового), фазового, фракционного);

      анализа структуры вещества (кристаллической структуры объектов, а также структуры данных в судебной компьютерно-технической и судебно-экономических экспертизах);

      анализа изображения (визуальные и математические методы в сочетании с компьютерными технологиями)

      По природе явлений, лежащих в основе метода 4

      атомный спектральный анализ (атомно-абсорбционный, атомно-эмиссионный);

      молекулярный спектральный анализ (спектрофотометрия в видимой и ультрафиолетовой и инфракрасной областях спектра, люминесценция, спектроскопия комбинационного рассеяния, спектроскопия электронного парамагнитного резонанса и ядерно-магнитного резонанса);

      масс-спектрометрические методы;

      рентгеноспектральные методы (электронно-зондовый микроанализ и рентгенофлуоресцентный анализ);

      рентгенографические методы (рентгеноструктурный и рентгенофазовый анализ);

      разделительные методы (хроматография, капиллярный электрофорез и др.).


      1. Понятие методики судебной экспертизы, виды методик.

      По степени общности выделяются два вида экспертных методик - типовая и конкретная, или частная [Основы судебной экспертизы. С. 256.].

      Типовая экспертная методика - выражение обобщенного опыта решения типовых экспертных задач. В определенных случаях эта методика может применяться экспертом без какой-либо адаптации, изменения.

      Конкретная, или частная, методика - способ решения конкретной экспертной задачи, являющийся результатом приспособления, изменения типовой методики либо плодом творческого подхода к решению экспертной задачи.


        • реализации экспертом своего личного опыта для решения какой-либо новой, впервые возникшей в практике экспертной задачи, либо в результате эксперимента, проведенного им в процессе данной экспертизы;

        • проявления экспертом творческого подхода - усовершенствования стандартного прибора, дополнения общепринятой методики оригинальным приемом и т.п.;

        • решения задачи в полном объеме на основе созданной для данного исследования экспертной методики путем синтеза данных и методов различных наук (чаще всего такие ситуации возникают в период зарождения и становления новых родов и видов экспертиз) [Шляхов А.Р. Определение методики и методов судебных экспертиз с позиций внедрения научных разработок (рекомендаций) в экспертную практику. М., 1977. С. 4-5. ].

          • указание на типичные для данного вида экспертизы объекты, которое обычно содержится уже в названии методики;

          • указание на возможности методики и ее надежность;

          • указание на методы и средства исследования;

          • предписания, касающиеся последовательности использования методов и средств;

          • предписания, относящиеся к условиям, процедурам применения, методов, средств и методики;

          • описание возможных результатов применения методов и средств и характеристика этих результатов в аспекте экспертной задачи.

          Для того чтобы экспертная методика получила статус типовой, она должна пройти этапы апробации и внедрения, а также утверждения соответствующим научно-методическим или научно-техническим ученым советом [Там же. С. 283. ].

          В настоящее время экспертизы проводятся сотрудниками экспертных учреждений различных ведомств, испытывающих трудности в методическом обеспечении. Рассредоточение публикаций об экспертных методиках в ведомственных изданиях также затрудняет ознакомление с ними следственных и судебных работников, проводящих анализ заключений экспертов. Практически недоступны эти сведения и для других участников судопроизводства.

          В связи с этим, а также в целях обеспечения научно-методического единообразия применяемых методик, облегчения доступа к ним всех заинтересованных лиц в настоящее время осуществляется паспортизация и каталогизация методик исследования вещественных доказательств. Эта работа проводится под эгидой Федерального межведомственного координационно-методического совета по проблемам экспертной деятельности, образованного в 1996 г.

          Деятельность по паспортизации экспертных методик проводится на основе изданного в апреле 1996 г. совместного Приказа РФЦСЭ при МЮ России и ЭКЦ МВД России “Об организации паспортизации экспертных методик”, которым были утверждены формы паспорта и инструкция о порядке его подготовки.

          Предполагается составить паспорта всех действующих в экспертной практике типовых методик и включить их в общефедеральный каталог методик исследования вещественных доказательств, используемых в практике работы государственных экспертных учреждений Российской Федерации. Этот каталог будет утвержден вышеуказанным Межведомственным советом. [Зинин А.М., Майлис Н.П. Научные и правовые основы судебной экспертизы. М., 2001, с.146.]

          Конкретные методики, представляющие программы действий эксперта по выполнению конкретной экспертизы, реализуются по ходу формирования этих программ и содержатся в развернутом заключении эксперта. Обобщение конкретных методик может осуществляться при анализе экспертной практики, подготовке специальных обзоров, а также излагаться в авторских публикациях эксперта.


          1. Объект судебной экспертизы: понятие и классификация.

          К объектам экспертизы также относятся события, факты, явления и другие объекты нематериального происхождения, необходимость изучения которых в процессе расследования требует использования специальных познаний и проведения экспертного исследования. Изучение этих событий, фактов, явлений и других нематериальных объектов осуществляется путем исследования материальных носителей информации о них.

          Читайте также: