Заявление о признании гражданина или организации банкротом подается в арбитражный суд по месту

Обновлено: 17.05.2024

Анализ дел о банкротстве граждан по состоянию на начало мая 2017 показывает, что более 6 670 заявлений о банкротстве (несостоятельности) гражданина были не приняты судами и возвращены заявителям.

Мы решили раз и навсегда разрешить вопрос с порядком и способами получения документов для банкротства гражданина в данной публикации.

1.1. документы, подтверждающие наличие задолженности, основания ее возникновения и неспособности гражданина удовлетворить требования кредиторов в полном объеме

В арбитражный суд должны быть предоставлены все договоры (кредитные, займа и пр.) по которым у вас есть задолженность перед кредиторами. Чаше всего к ним относят кредитные договоры и договоры займа, но к таким договорам могут относится и договоры из Вашей повседневной хозяйственно-бытовой деятельности (ЖКХ, договоры поставки, возмездного оказания услуг и пр.). Стоит приобщить к заявлению платежные поручения и требования о погашении и/или наличии задолженности, поступившие к вам от кредиторов, запросить у кредиторов текущий размер задолженности с учетом процентов, пеней и штрафов.

Способ получения: по запросу от кредиторов.

Форма предоставления в суд: завер енные подписью заявителя копии.

1.2. документы, подтверждающие наличие или отсутствие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя, полученные не ранее чем за пять рабочих дней до даты подачи в арбитражный суд гражданином заявления о признании его банкротом:

Таким документов может являться справка из налогового органа об отсутствии задолженности или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (выписка ЕГРИП), в которой содержатся сведения о прекращении Вашего статуса индивидуального предпринимателя.

Обратите внимание, что справка и выписка действительны лишь в течение 5 (пяти) дней, рекомендуем получать их в последнюю очередь.

Способ получения справки:

Способ получения выписки из ЕГРИП:

Форма предоставления в суд: заверенные подписью заявителя копии.

1.3. копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования

В течение месяца со дня обращения гражданина или работодателя на основании данных индивидуального лицевого счета будет выдан дубликат страхового свидетельства.

1.4. сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица:

Как можно узнать о состоянии своего лицевого счета?

1.5. квитанция об оплате государственной пошлины:

  • статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает размер государственной пошлины за подачу заявления о банкротстве гражданина в размере 300 руб.;
  • Должник, в случае невозможности оплатить государственную пошлину перед подачей иска, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке оплаты государственной пошлины. Ходатайство подается в суд по месту регистрации вместе с документами о несостоятельности (банкротстве);
  • государственная пошлина оплачивается в арбитражный суд по месту регистрации должника (в месте подачи иска), при подаче заявления должник должен предоставить документ подтверждающий уплату с отметкой кредитной организации (банка) об исполнении.

1.6. квитанция о внесении в депозит суда суммы финансового вознаграждения финансового управляющего:

1.7. справка, выданная банком о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом (при наличии)

  • выдается кредитной организацией (банком), в которой у гражданина открыты лицевые счета/имеются вклады;
  • Банк может установить размер комиссионного вознаграждения за услуги по выдаче справок/выписок. Зачастую это незаконно, но более 70% банков до сих пор взымают указанную комиссию со своих заемщиков/вкладчиков.

1.8. списки кредиторов и должников гражданина с указанием их наименования или фамилии, имени, отчества, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, места нахождения или места жительства кредиторов и должников гражданина, а также с указанием отдельно денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности:

  • список составляет гражданином самостоятельно, по форме утвержденной приказом Минэкономразвития России от 05.08.2015 N 530.

Форма предоставления: подписанный заявителем список.

1.9. опись имущества гражданина с указанием места нахождения или хранения имущества, в том числе имущества, являющегося предметом залога, с указанием наименования или фамилии, имени и отчества залогодержателя:

  • опись составляется гражданином самостоятельно, по форме утвержденной приказом Минэкономразвития России от 05.08.2015 N 530.

Форма предоставления: подписанная заявителем опись.

1.10. заявление о признании гражданина (несостоятельным) банкротом:

Заявление оформляется гражданином самостоятельно с учетом требований закона о банкротстве и арбитражного процессуального кодекса.

2. Сбор "факультативных" документов.

Когда "обязательные" документы собраны, время задуматься о получении "факультативных" документов, о том как это сделать, вы можете прочитать в продолжении нашего материала.

2.1. копии документов, подтверждающих право собственности гражданина на имущество:

Сведения о собственности на недвижимое и движимое имущество.

  • справка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними (ЕГРП) полученная в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре) ( госпошлина 200 руб., срок выдачи 5 рабочих дней с даты получения запроса о выдаче справки);
  • информация о движимом имуществе предоставляется в виде копий документов, удостоверяющих эти права (например: копии ПТС, в случае утери ПТС: необходимо обратиться в ГИБДД с письменным заявлением, оплаченной государственной пошлиной (800 руб.), полисом ОСАГО, договором купли-продажи, паспортом гражданина, свидетельством о регистрации ТС, срок выдачи дубликата составляет от 1 до 30 дней);

2.2. копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе:

2.3. копия свидетельства о заключении брака (при наличии заключенного и не расторгнутого на дату подачи заявления брака):

  • в случае утери свидетельства необходимо обратиться в территориальное отделение ЗАГС с заявлением , а так же оплатить государственную пошлину в размере 350 руб., срок исполнения: если обратиться напрямую в отделение где был заключен брак, то срок исполнения - 1 день, если обращаться в любое другое отделение, то срок исполнения составит - 30 дней.

2.4. копия свидетельства о расторжении брака, если оно выдано в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии):

  • в случае утери свидетельства необходимо обратиться в территориальное отделение ЗАГС с заявлением, а так же оплатить государственную пошлину в размере 350 руб., срок исполнения: если обратиться напрямую в отделение где был заключен брак, то срок исполнения - 1 день, если в любое другое отделение обратиться, то срок исполнения составит - 30 дней.

2.5. копия брачного договора (при наличии):

  • ст. 41 Семейного кодекса РФ, предусматривает обязательную письменную форму данной сделки и обязательное нотариальное удостоверение;
  • в случае утери брачного договора, необходимо обратиться к нотариусу, который произвел его удостоверение.

2.5. копия соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов, соответственно заключенного и принятого в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии):

  • соглашение о разделе общего имущества может быть заключено в период брака или совместное имущество может быть разделено в судебном порядке.
  • соглашение о разделе имущества заверяется у нотариуса, таким образом, в случае утери нужно обратиться к нотариусу составившего такое соглашение и заверившего его.
  • если супруги производили раздел имущества в судебном порядке, то суд (мировой суд или суд общей юрисдикции) выдает решение о раздела имущества. Копию решения каждая сторона судебного спора получает бесплатно в суде, вынесшем решение. В случае утери судебного решения, необходимо обратиться в суд с заявлением о выдаче копии документа из дела находящего в архиве.

2.6. копия свидетельства о рождении ребенка (при наличии):

  • в случае утраты свидетельства о рождении ребенка необходимо обратиться с паспортами обоих родителей, свидетельством о заключении брака, а в случае отсутствия такового со свидетельство об установлении отцовства в отделение ЗАГС, с заявлением (форма утверждена органами ЗАГС);
  • можно обратиться в территориальное отделение, выдавшее свидетельство о рождении ребенка, тогда срок выдачи дубликата составит 1 день, а возможно обращение в другое отделение ЗАГС (в другом регионе), срок выдачи дубликата в таком случае не может превышать 30 дней;
  • государственная пошлина за выдачу дубликата свидетельства о рождении составляет 350 руб.

2.7. копии документов, удостоверяющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданина (при наличии):

2.8. копии документов о совершавшихся гражданином в течение трех лет до даты подачи заявления сделках с недвижимым имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и сделках на сумму свыше трехсот тысяч рублей (при наличии):

  • документы о сделках с недвижимым имуществом получаются в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) или МФЦ в форме выписки из реестра недвижимости;
  • документы о сделках с ценными бумагами получаются у профессиональных регистраторов или непосредственно у юридического лица, ценными бумагами которого располагает гражданин;
  • документы о долях в уставном капитале можно получить либо у юридического лица, долей которого гражданин владеет, или в Федеральной налоговой службе (ФНС) в виде выписки из ЕГРЮЛ;
  • сведения о сделках с транспортными средствами возможно получить из паспорта технического средства, а так же и договора купли-продажи.

2.9. выписка из реестра акционеров (участников) юридического лица, акционером (участником) которого является гражданин (при наличии):

  • выписку из реестра акционеров можно получить у профессионального участника рынка ценных бумаг (если акционеров больше 50) или непосредственно у юридического лица, самостоятельно ведущего реестр акционеров (если акционеров менее 50) (стоимость услуг регистратора и сроки ее предоставления, предусматриваются внутренними правилами регистратора/компании);
  • выписку из реестра участников юридического лица возможно получить у юридического лица, участником которого является гражданин.

2.10. копия решения о признании гражданина безработным, выданная государственной службой занятости населения (при наличии):

2.11. сведения о полученных физическим лицом доходах и об удержанных суммах налога за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом

  • налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;
  • справка с места работы по форме 2-НДФЛ.

Мы обращаем Ваше внимание, что сбор и предоставление рассмотренных в настоящей публикации документов является важным этапом процедуры гражданина:

  • Арбитражный суд не примет Ваше заявления без полного комплекта документов;
  • в случае сокрытия / непредставления документов, Арбитражный суд в праве не применять в отношении Вас правило о списании долгов.

Предоставление в Суд полного и правильного пакета документов является не только обязанностью потенциального банкрота, но и залогом успешного инициирования процедуры и ее дальнейшего прохождения.

Заверенные копии документов предоставляются совместно с заявлением о банкротстве, однако не забудьте подготовить подлинные экземпляры документов и предоставить их на обозрение судьи в судебном заседании.


Составление заявления о банкротстве физических лиц — ответственная задача. От этого зависит дальнейшее движение дела. Расскажем в деталях о составлении иска о банкротстве гражданина для суда и заявления в МФЦ.

Как подать заявление в суд, что и как заполнять, и какие документы потребуются для банкротства физ. лиц?

Как заполнять заявление о банкротстве физлица в суд?

Писать заявление следует после того, как вы подготовились к банкротству и собрали приложения и документы. Это поможет сразу правильно указывать суммы и основания долгов, ссылаться на доказательства.

Куда писать заявление на банкротство?

Образец заявления

Образец заявления

Так называемая ШАПКА — вводная часть, где указываются сведения о заявителе, суде, участниках дела.

Куда подать заявление? Заявление о банкротстве физ. лиц подается в Арбитражный суд по месту прописки или текущему месту жительства , которое вы можете подтвердить документально.

Далее укажите сведения о должнике: ФИО, год рождения, паспортные данные, место, где прописан и где фактически живет должник, телефоны, e-mail или другие контакты. Если у вас есть юрист, то напишите сведения о нем: ФИО, паспортные данные, реквизиты доверенности

Дайте перечень кредиторов с названиями организаций либо ФИО физических лиц, адресами и контактами кредиторов.

Заявление о банкротстве должно содержать сведения о кредитах — банках, МФО, коллекторских агентствах, которым вы должны. Не забывайте заимодавцев, кому вы должны небольшие денежные суммы — предприятия ЖКХ, ФНС, долг за Интернет, телефон, заем по расписке.

При банкротстве списываются любые долги — и большие, и маленькие.

Указание долгов кредиторам

Перечислите, что и кому вы должны. Задолженности могут быть любые, главное — это наличие подкрепляющего сведения документа. Указывайте и такие долги, которые не списываются, об их наличии суду обязательно нужно знать.

Например, если вы платите алименты, укажите этот факт и размер алиментов. Если вы нанесли ущерб здоровью гражданина и выплачиваете ему денежные суммы на лечение, сообщите об этом в письменной форме, и т.д.

Для упрощения своей задачи ознакомьтесь с образцом заявления о банкротстве физического лица и посмотрите примеры кредиторов в нем.

Общий размер долга

Как писать сумму долга в заявлении на банкротство

Как писать сумму долга в заявлении на банкротство

В заявлении или иске о банкротстве физлицо рассказывает о своих долгах и общей сумме задолженности. После описания каждого кредитора следует подсчитать общую сумму долга.

Если не знаете точные суммы — возьмите справки в банках, МФО, у приставов, закажите кредитную историю, чтобы в заявлении не было ошибок.

Обоснование банкротства

Объявление банкротства физических лиц должно иметь основания.

Как узнать свою кредитную историю?

Кратко, но конкретно изложите обстоятельства, которые заставили вас считать себя банкротом.

Суд должен убедиться в том, что вы

  • уже три месяца не имеете возможности платить по долгам;
  • не можете внести даже 10% от общей суммы задолженности.

Обязательно сообщите, если пытались наладить с банками контакт и убедить их пересмотреть график выплат.

Если банки не пошли навстречу, а ваши доходы упали настолько, что платить стало невозможно, объясните, как это произошло. Ссылайтесь на конкретные обстоятельства, представляйте письменные доказательства.

Например, вы получили травму, из-за которой утратили работоспособность. В этом случае приложите документы от врача и расскажите об этом эпизоде в заявлении.

Если у вас была стабильная заработная плата, но в 2022 вы попали под сокращение, объясните, что найти новую работу с такой зарплатой не удалось. Укажите, что встали на биржу труда, пытаясь наладить свое финансовое положение.

Причины могут быть и другие, главное — суметь их доказать.

Судебные процессы и решения

Если в отношении вас ведутся судебные процессы о взыскании задолженности, либо уже есть решения судов, перечислите их. После введения реализации имущества и во время реструктуризации финансовые требования должен рассматривать Арбитражный суд, который ведет дело о банкротстве.

Исполнительные производства приостанавливаются, расчеты происходят в рамках Закона о несостоятельности. Но не прекращаются выплаты алиментов и возмещение вреда жизни и здоровью — таким взыскателям финуправляющий будет выплачивать деньги из вашего дохода.

В этот раздел отнесите также информацию о списании денег с ваших счетов, если банки или приставы уже частично взыскали с вас деньги.

Банковские счета и вклады

Приведите перечень открытых счетов в банках, и приложите копии договоров.

Заявление о банкротстве физлиц должно содержать сведения обо всех счетах, поэтому если у вас есть персонифицированные электронные кошельки — сообщите и о них. Если обнаружат, что вы скрываете деньги, долг не спишут. Финансовый управляющий проверяет банковскую и финансовую информацию должника, запрашивая сведения о счетах в налоговой. Он увидит счета в российских банках и небанковских финансовых организациях, а если кредиторы пожалуются — найдет и счета за границей.

Одним из минусов банкротства является то, что при наличии денег суд обяжет покрыть ими долги. Но скрывая счета, вы рискуете получить отказ в банкротстве. Обнаруженные деньги заберут, а обман негативно отразится на отношении суда к должнику, и избавиться от долгов не получится.

Проконсультируйтесь с юристом, как поступить с электронной валютой перед банкротством — анонимно и бесплатно!
Получить консультацию.

Имущество

Как и со счетами в банке — не пытайтесь скрывать имущество.

Сокрытие имущества будет расценено как фиктивное банкротство, это основание для отказа в списании долгов. Сделайте подробную опись имущества, которое есть у вас в России за рубежом.

Имущество может быть

  • движимым — например, машина, катер, акции, доли в ООО, ценное оборудование;
  • недвижимым — квартира, комната, дом, гараж, машиноместо, торговое помещение, земельный участок и т.д.

Право собственности подтверждается свидетельствами о государственной регистрации, договорами, выписками из ЕГРН. Копии необходимо приложить к заявлению о банкротстве.

СРО арбитражных управляющих

Финуправляющий — одна из центральных фигур в банкротстве, по поручению суда он проводит всю процедуру, продает имущество, рассчитывается с кредиторами. Как выбрать грамотного специалиста, где взять СРО АУ, и как договориться, мы рассказали в статье про финансового управляющего.

По Закону о банкротстве физических лиц заявление должно содержать название Саморегулируемой организации арбитражных управляющих. СРО предложит кандидатуру, а суд рассмотрит и утвердит финансового управляющего для вашего процесса.

Если вы укажете его сами, дело останется без движения. Указывайте только СРО.

Приложения

Перечень приложений — документов к заявлению о банкротстве физических лиц, отражен в п.3 ст. 213.4 закона №127-ФЗ. Скачайте полный список приложений к заявлению о банкротстве физ.лица в суде, чтобы подготовить необходимые документы самостоятельно.

К основным разделам приложений относятся следующие:

Список приложений

Список приложений

  1. Документы о личности заемщика, семейном положении, детях и о статусе ИП;
  2. Сведения о долгах и о кредиторах, предоставивших денежные средства: здесь могут быть указаны также и частные лица, а не только кредитные организации;
  3. Сведения о доходах и финансах заемщика за три года;
  4. Опись имущества с приложением бумаг о правах;
  5. Медицинские справки, документы о признании заемщика безработным или нетрудоспособным, об опекунстве, договоры о сделках на суммы, превышающие 300 тысяч рублей, за последние три года;
  6. Квитанции об оплате госпошлины 300 рублей и услуг финансового управляющего — 25 000 рублей.
  7. Доказательства направления копии заявления сторонам.

Приложения к заявлению о банкротстве физического лица должны быть оформлены в виде копий.

Выписка по счету

Из центра занятости

Задолженность перед МФО

Свидетельство о регистрации права

Долг перед банком

Свидетельство о заключении брака

Справка от отсутствии ИП

Об уплате алиментов

Сведения о состоянии счета

Свидетельство о рождении

Свидетельство о разводе

СНИЛС
(Страховое свидетельство)

Справка о доходах

Справка о задолженности по налогам и сборам

Дата, подпись

В конце заявления поставьте дату и подпись.

После завершения сбора бумаг и написания заявления можно подавать заявление о банкротстве физ лица в суд.

Банкротство физических лиц — не просто формальная процедура. Если позиция изложена непонятно, или доказательств недостаточно, суд откажет или оставит дело без рассмотрения.

Чтобы избежать таких неприятностей, будьте внимательны!

Наши услуги и цены

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.
  • Проверка и фиксация долгов и производств в ФССП, оценка имущества и оспоримости сделок за 3 года
  • Составление заявления и списка кредиторов
  • Подача заявления о банкротстве в МФЦ по доверенности
  • Работа с банками и коллекторами — уведомление об отказе от взаимодействия, жалобы в прокуратуру и в ФССП при нарушениях
  • Представление интересов юристом в случае возражений со стороны кредиторов
  • Через полгода получение в МФЦ решения о признании вас банкротом и списании долгов.
  • Составление заявления о банкротстве
  • Сбор необходимых документов
  • Госпошлина и вознаграждение арбитражного управляющего
  • Представление интересов юристом на судебном заседании по введению процедуры банкротства
  • Полное сопровождение процедуры банкротства финансовым управляющим

Образец заявления о банкротстве физического лица 2022 для Арбитражного суда

Поскольку процесс написания заявления и сбора бумаг требует внимания, предлагаем вам скачать образец заявления в суд.

Заявление о внесудебном банкротстве для МФЦ

Как подать на бесплатное банкротство физ. лица через МФЦ: инструкция

В 2021 долги можно бесплатно списать через МФЦ, если вам подходит внесудебное банкротство физлиц. Требования к должнику:

  • сумма долгов от 50 тыс. до 500 тыс. рублей, все долги перечисляются в списке кредиторов.
  • гражданина проверили приставы: дела закрыты за невозможностью взыскания, открытых производств в ФССП нет.

Как проверить, подходит ли вам внесудебное банкротство, мы рассказали в специальной статье.

Для списания долгов нужно подать в МФЦ заявление и список кредиторов.

Формы можно заполнять на компьютере или от руки, синей или черной пастой — без исправлений и помарок. Распечатать односторонней печатью, не скреплять.

В МФЦ вам потребуется паспорт с пропиской либо паспорт + свидетельство о временной регистрации. Если у вас прописка в другом регионе, и нет регистрации по месту пребывания — отправьте в МФЦ по месту прописки представителя с нотариальной доверенностью.

Кредитные договоры, документы от приставов приносить в МФЦ не нужно.

Нужно очень внимательно и заполнять список кредиторов — эти сведения будут опубликованы в ЕФРСБ, и впоследствии вам спишут только долги из этого списка. Ошибки трактуются как нарушения и обман — процедуру прекращают, а банки сошлются на это как на попытку мошенничества.

Мы оказываем услугу по проверке + подготовке заявления и списка для МФЦ — вам останется только подать документы в ближайшем центре и через полгода получить освобождение от долгов.

Анализ дел о банкротстве граждан по состоянию на начало мая 2017 показывает, что более 6 670 заявлений о банкротстве (несостоятельности) гражданина были не приняты судами и возвращены заявителям.

Мы решили раз и навсегда разрешить вопрос с порядком и способами получения документов для банкротства гражданина в данной публикации.

1.1. документы, подтверждающие наличие задолженности, основания ее возникновения и неспособности гражданина удовлетворить требования кредиторов в полном объеме

В арбитражный суд должны быть предоставлены все договоры (кредитные, займа и пр.) по которым у вас есть задолженность перед кредиторами. Чаше всего к ним относят кредитные договоры и договоры займа, но к таким договорам могут относится и договоры из Вашей повседневной хозяйственно-бытовой деятельности (ЖКХ, договоры поставки, возмездного оказания услуг и пр.). Стоит приобщить к заявлению платежные поручения и требования о погашении и/или наличии задолженности, поступившие к вам от кредиторов, запросить у кредиторов текущий размер задолженности с учетом процентов, пеней и штрафов.

Способ получения: по запросу от кредиторов.

Форма предоставления в суд: завер енные подписью заявителя копии.

1.2. документы, подтверждающие наличие или отсутствие у гражданина статуса индивидуального предпринимателя, полученные не ранее чем за пять рабочих дней до даты подачи в арбитражный суд гражданином заявления о признании его банкротом:

Таким документов может являться справка из налогового органа об отсутствии задолженности или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (выписка ЕГРИП), в которой содержатся сведения о прекращении Вашего статуса индивидуального предпринимателя.

Обратите внимание, что справка и выписка действительны лишь в течение 5 (пяти) дней, рекомендуем получать их в последнюю очередь.

Способ получения справки:

Способ получения выписки из ЕГРИП:

Форма предоставления в суд: заверенные подписью заявителя копии.

1.3. копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования

В течение месяца со дня обращения гражданина или работодателя на основании данных индивидуального лицевого счета будет выдан дубликат страхового свидетельства.

1.4. сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица:

Как можно узнать о состоянии своего лицевого счета?

1.5. квитанция об оплате государственной пошлины:

  • статья 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает размер государственной пошлины за подачу заявления о банкротстве гражданина в размере 300 руб.;
  • Должник, в случае невозможности оплатить государственную пошлину перед подачей иска, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке оплаты государственной пошлины. Ходатайство подается в суд по месту регистрации вместе с документами о несостоятельности (банкротстве);
  • государственная пошлина оплачивается в арбитражный суд по месту регистрации должника (в месте подачи иска), при подаче заявления должник должен предоставить документ подтверждающий уплату с отметкой кредитной организации (банка) об исполнении.

1.6. квитанция о внесении в депозит суда суммы финансового вознаграждения финансового управляющего:

1.7. справка, выданная банком о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, во вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, в банке за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом (при наличии)

  • выдается кредитной организацией (банком), в которой у гражданина открыты лицевые счета/имеются вклады;
  • Банк может установить размер комиссионного вознаграждения за услуги по выдаче справок/выписок. Зачастую это незаконно, но более 70% банков до сих пор взымают указанную комиссию со своих заемщиков/вкладчиков.

1.8. списки кредиторов и должников гражданина с указанием их наименования или фамилии, имени, отчества, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, места нахождения или места жительства кредиторов и должников гражданина, а также с указанием отдельно денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли в результате осуществления гражданином предпринимательской деятельности:

  • список составляет гражданином самостоятельно, по форме утвержденной приказом Минэкономразвития России от 05.08.2015 N 530.

Форма предоставления: подписанный заявителем список.

1.9. опись имущества гражданина с указанием места нахождения или хранения имущества, в том числе имущества, являющегося предметом залога, с указанием наименования или фамилии, имени и отчества залогодержателя:

  • опись составляется гражданином самостоятельно, по форме утвержденной приказом Минэкономразвития России от 05.08.2015 N 530.

Форма предоставления: подписанная заявителем опись.

1.10. заявление о признании гражданина (несостоятельным) банкротом:

Заявление оформляется гражданином самостоятельно с учетом требований закона о банкротстве и арбитражного процессуального кодекса.

2. Сбор "факультативных" документов.

Когда "обязательные" документы собраны, время задуматься о получении "факультативных" документов, о том как это сделать, вы можете прочитать в продолжении нашего материала.

2.1. копии документов, подтверждающих право собственности гражданина на имущество:

Сведения о собственности на недвижимое и движимое имущество.

  • справка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними (ЕГРП) полученная в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре) ( госпошлина 200 руб., срок выдачи 5 рабочих дней с даты получения запроса о выдаче справки);
  • информация о движимом имуществе предоставляется в виде копий документов, удостоверяющих эти права (например: копии ПТС, в случае утери ПТС: необходимо обратиться в ГИБДД с письменным заявлением, оплаченной государственной пошлиной (800 руб.), полисом ОСАГО, договором купли-продажи, паспортом гражданина, свидетельством о регистрации ТС, срок выдачи дубликата составляет от 1 до 30 дней);

2.2. копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе:

2.3. копия свидетельства о заключении брака (при наличии заключенного и не расторгнутого на дату подачи заявления брака):

  • в случае утери свидетельства необходимо обратиться в территориальное отделение ЗАГС с заявлением , а так же оплатить государственную пошлину в размере 350 руб., срок исполнения: если обратиться напрямую в отделение где был заключен брак, то срок исполнения - 1 день, если обращаться в любое другое отделение, то срок исполнения составит - 30 дней.

2.4. копия свидетельства о расторжении брака, если оно выдано в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии):

  • в случае утери свидетельства необходимо обратиться в территориальное отделение ЗАГС с заявлением, а так же оплатить государственную пошлину в размере 350 руб., срок исполнения: если обратиться напрямую в отделение где был заключен брак, то срок исполнения - 1 день, если в любое другое отделение обратиться, то срок исполнения составит - 30 дней.

2.5. копия брачного договора (при наличии):

  • ст. 41 Семейного кодекса РФ, предусматривает обязательную письменную форму данной сделки и обязательное нотариальное удостоверение;
  • в случае утери брачного договора, необходимо обратиться к нотариусу, который произвел его удостоверение.

2.5. копия соглашения или судебного акта о разделе общего имущества супругов, соответственно заключенного и принятого в течение трех лет до даты подачи заявления (при наличии):

  • соглашение о разделе общего имущества может быть заключено в период брака или совместное имущество может быть разделено в судебном порядке.
  • соглашение о разделе имущества заверяется у нотариуса, таким образом, в случае утери нужно обратиться к нотариусу составившего такое соглашение и заверившего его.
  • если супруги производили раздел имущества в судебном порядке, то суд (мировой суд или суд общей юрисдикции) выдает решение о раздела имущества. Копию решения каждая сторона судебного спора получает бесплатно в суде, вынесшем решение. В случае утери судебного решения, необходимо обратиться в суд с заявлением о выдаче копии документа из дела находящего в архиве.

2.6. копия свидетельства о рождении ребенка (при наличии):

  • в случае утраты свидетельства о рождении ребенка необходимо обратиться с паспортами обоих родителей, свидетельством о заключении брака, а в случае отсутствия такового со свидетельство об установлении отцовства в отделение ЗАГС, с заявлением (форма утверждена органами ЗАГС);
  • можно обратиться в территориальное отделение, выдавшее свидетельство о рождении ребенка, тогда срок выдачи дубликата составит 1 день, а возможно обращение в другое отделение ЗАГС (в другом регионе), срок выдачи дубликата в таком случае не может превышать 30 дней;
  • государственная пошлина за выдачу дубликата свидетельства о рождении составляет 350 руб.

2.7. копии документов, удостоверяющих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности гражданина (при наличии):

2.8. копии документов о совершавшихся гражданином в течение трех лет до даты подачи заявления сделках с недвижимым имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале, транспортными средствами и сделках на сумму свыше трехсот тысяч рублей (при наличии):

  • документы о сделках с недвижимым имуществом получаются в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) или МФЦ в форме выписки из реестра недвижимости;
  • документы о сделках с ценными бумагами получаются у профессиональных регистраторов или непосредственно у юридического лица, ценными бумагами которого располагает гражданин;
  • документы о долях в уставном капитале можно получить либо у юридического лица, долей которого гражданин владеет, или в Федеральной налоговой службе (ФНС) в виде выписки из ЕГРЮЛ;
  • сведения о сделках с транспортными средствами возможно получить из паспорта технического средства, а так же и договора купли-продажи.

2.9. выписка из реестра акционеров (участников) юридического лица, акционером (участником) которого является гражданин (при наличии):

  • выписку из реестра акционеров можно получить у профессионального участника рынка ценных бумаг (если акционеров больше 50) или непосредственно у юридического лица, самостоятельно ведущего реестр акционеров (если акционеров менее 50) (стоимость услуг регистратора и сроки ее предоставления, предусматриваются внутренними правилами регистратора/компании);
  • выписку из реестра участников юридического лица возможно получить у юридического лица, участником которого является гражданин.

2.10. копия решения о признании гражданина безработным, выданная государственной службой занятости населения (при наличии):

2.11. сведения о полученных физическим лицом доходах и об удержанных суммах налога за трехлетний период, предшествующий дате подачи заявления о признании гражданина банкротом

  • налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;
  • справка с места работы по форме 2-НДФЛ.

Мы обращаем Ваше внимание, что сбор и предоставление рассмотренных в настоящей публикации документов является важным этапом процедуры гражданина:

  • Арбитражный суд не примет Ваше заявления без полного комплекта документов;
  • в случае сокрытия / непредставления документов, Арбитражный суд в праве не применять в отношении Вас правило о списании долгов.

Предоставление в Суд полного и правильного пакета документов является не только обязанностью потенциального банкрота, но и залогом успешного инициирования процедуры и ее дальнейшего прохождения.

Заверенные копии документов предоставляются совместно с заявлением о банкротстве, однако не забудьте подготовить подлинные экземпляры документов и предоставить их на обозрение судьи в судебном заседании.

Фото: Пользователь jules2000 / Shutterstock

Как процедура банкротства работает сейчас

Для признания себя банкротом по действующему законодательству нужно обращаться в арбитражный суд по месту регистрации. Это касается тех, кто не может выплачивать долги от ₽500 тыс. Если человек сам подает заявление, то сумма может быть меньше, однако решение остается на усмотрение судьи. Кроме того, должнику назначают финансового управляющего, которому нужно платить за работу. Также нужно заплатить госпошлины арбитражных судов.

В случае, если у человека есть доходы, то ему могут дать рассрочку по выплате долгов на три года. Если нет, то его имущество продадут. Кроме единственного жилья, его продать не могут. Полученные средства пойдут на погашение долгов, но если их будет не достаточно, то оставшуюся часть спишут.

По данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, за шесть месяцев 2020 года финансово несостоятельными признали 42,7 тыс. россиян. Это на 47% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В июне суды признали банкротами в 2,2 раза больше граждан, чем годом ранее. Их число составило 11,5 тыс. человек. Ни в один другой месяц с 2015 года, когда вступил в силу закон о банкротстве физлиц, не было такого количества рассмотренных дел о финансовой несостоятельности.


Как закон изменится с сентября

Когда новый закон вступит в силу, то граждане смогут воспользоваться внесудебной процедурой банкротства. В Госдуме отмечали, что судебная процедура не всем по карману — она обходится примерно в ₽100 тыс., а новая будет бесплатной. Должнику не будут предоставлять финансового управляющего, и судебных госпошлин тоже не будет. За рассмотрение заявления и включение данных в реестр также не нужно будет платить.

Кроме того, изменится сумма долга, которая может стать основанием для банкротства. Процедурой можно будет воспользоваться, если у человека долги от ₽50 тыс. до ₽500 тыс. Однако в отношении должника должно быть прекращено исполнительное производство из-за невозможности взыскать средства. То есть пристав не нашел у него ни имущества, ни денег, которые могли бы покрыть долги.

Когда человек подает заявление о банкротстве, то ему больше не начисляют проценты, пени и штрафы, поэтому размер долга не растет. Но это не относится к некоторым категориям долгов, например, задолженности по алиментам, по возмещению морального вреда или вреда, причиненного здоровью и жизни. Такие долги продолжат расти, и их нужно будет выплачивать.

Фото:Kelly Sikkema / Unsplash

Как подать заявление на банкротство

Документ можно подать через многофункциональные центры госуслуг (МФЦ) по месту жительства или пребывания. В заявлении должнику нужно перечислить кредиты и размер невыполненных обязательств. В течение одного рабочего дня МФЦ должен проверить данные на сайте Федеральной службы судебных приставов, чтобы подтвердить прекращение исполнительного производства и отсутствие новых исполнительных листов.

Затем не более чем за три дня информация о начале внесудебного банкротства должна появиться в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Центр госуслуг вернет заявление, если не найдет нужных данных.

Решение можно обжаловать в арбитражном суде по месту жительства либо написать новое заявление через месяц. Повторно подать на банкротство можно будет не ранее чем через десять лет.

Фото:РБК Quote

Что ждет должника после подачи документов

Процедура банкротства будет длиться полгода. В этот период человек не может брать новые займы и кредиты.

Внесудебное банкротство прекратится, если должник получил в собственность имущество. Например, в наследство, в дар, в результате оспаривания сделки. Тогда он обязан сообщить об этом в МФЦ в течение пяти рабочих дней.

Кредиторы тоже могут прекратить процедуру банкротства, если должник не указал их в заявлении, занизил размер долга либо если у него найдут имущество. В этом случае банкротство будет проходить через суд. Если претензий со стороны кредиторов не будет и человека признают банкротом, то ему спишут долги.

Кроме того, если человека признали банкротом, но в заявлении он указал сумму долга меньшую, чем есть на самом деле, то ему спишут долги именно того размера, который он написал. Если больше — то спишут сумму реальных долгов.


Составление заявления о банкротстве физических лиц — ответственная задача. От этого зависит дальнейшее движение дела. Расскажем в деталях о составлении иска о банкротстве гражданина для суда и заявления в МФЦ.

Как подать заявление в суд, что и как заполнять, и какие документы потребуются для банкротства физ. лиц?

Как заполнять заявление о банкротстве физлица в суд?

Писать заявление следует после того, как вы подготовились к банкротству и собрали приложения и документы. Это поможет сразу правильно указывать суммы и основания долгов, ссылаться на доказательства.

Куда писать заявление на банкротство?

Образец заявления

Образец заявления

Так называемая ШАПКА — вводная часть, где указываются сведения о заявителе, суде, участниках дела.

Куда подать заявление? Заявление о банкротстве физ. лиц подается в Арбитражный суд по месту прописки или текущему месту жительства , которое вы можете подтвердить документально.

Далее укажите сведения о должнике: ФИО, год рождения, паспортные данные, место, где прописан и где фактически живет должник, телефоны, e-mail или другие контакты. Если у вас есть юрист, то напишите сведения о нем: ФИО, паспортные данные, реквизиты доверенности

Дайте перечень кредиторов с названиями организаций либо ФИО физических лиц, адресами и контактами кредиторов.

Заявление о банкротстве должно содержать сведения о кредитах — банках, МФО, коллекторских агентствах, которым вы должны. Не забывайте заимодавцев, кому вы должны небольшие денежные суммы — предприятия ЖКХ, ФНС, долг за Интернет, телефон, заем по расписке.

При банкротстве списываются любые долги — и большие, и маленькие.

Указание долгов кредиторам

Перечислите, что и кому вы должны. Задолженности могут быть любые, главное — это наличие подкрепляющего сведения документа. Указывайте и такие долги, которые не списываются, об их наличии суду обязательно нужно знать.

Например, если вы платите алименты, укажите этот факт и размер алиментов. Если вы нанесли ущерб здоровью гражданина и выплачиваете ему денежные суммы на лечение, сообщите об этом в письменной форме, и т.д.

Для упрощения своей задачи ознакомьтесь с образцом заявления о банкротстве физического лица и посмотрите примеры кредиторов в нем.

Общий размер долга

Как писать сумму долга в заявлении на банкротство

Как писать сумму долга в заявлении на банкротство

В заявлении или иске о банкротстве физлицо рассказывает о своих долгах и общей сумме задолженности. После описания каждого кредитора следует подсчитать общую сумму долга.

Если не знаете точные суммы — возьмите справки в банках, МФО, у приставов, закажите кредитную историю, чтобы в заявлении не было ошибок.

Обоснование банкротства

Объявление банкротства физических лиц должно иметь основания.

Как узнать свою кредитную историю?

Кратко, но конкретно изложите обстоятельства, которые заставили вас считать себя банкротом.

Суд должен убедиться в том, что вы

  • уже три месяца не имеете возможности платить по долгам;
  • не можете внести даже 10% от общей суммы задолженности.

Обязательно сообщите, если пытались наладить с банками контакт и убедить их пересмотреть график выплат.

Если банки не пошли навстречу, а ваши доходы упали настолько, что платить стало невозможно, объясните, как это произошло. Ссылайтесь на конкретные обстоятельства, представляйте письменные доказательства.

Например, вы получили травму, из-за которой утратили работоспособность. В этом случае приложите документы от врача и расскажите об этом эпизоде в заявлении.

Если у вас была стабильная заработная плата, но в 2022 вы попали под сокращение, объясните, что найти новую работу с такой зарплатой не удалось. Укажите, что встали на биржу труда, пытаясь наладить свое финансовое положение.

Причины могут быть и другие, главное — суметь их доказать.

Судебные процессы и решения

Если в отношении вас ведутся судебные процессы о взыскании задолженности, либо уже есть решения судов, перечислите их. После введения реализации имущества и во время реструктуризации финансовые требования должен рассматривать Арбитражный суд, который ведет дело о банкротстве.

Исполнительные производства приостанавливаются, расчеты происходят в рамках Закона о несостоятельности. Но не прекращаются выплаты алиментов и возмещение вреда жизни и здоровью — таким взыскателям финуправляющий будет выплачивать деньги из вашего дохода.

В этот раздел отнесите также информацию о списании денег с ваших счетов, если банки или приставы уже частично взыскали с вас деньги.

Банковские счета и вклады

Приведите перечень открытых счетов в банках, и приложите копии договоров.

Заявление о банкротстве физлиц должно содержать сведения обо всех счетах, поэтому если у вас есть персонифицированные электронные кошельки — сообщите и о них. Если обнаружат, что вы скрываете деньги, долг не спишут. Финансовый управляющий проверяет банковскую и финансовую информацию должника, запрашивая сведения о счетах в налоговой. Он увидит счета в российских банках и небанковских финансовых организациях, а если кредиторы пожалуются — найдет и счета за границей.

Одним из минусов банкротства является то, что при наличии денег суд обяжет покрыть ими долги. Но скрывая счета, вы рискуете получить отказ в банкротстве. Обнаруженные деньги заберут, а обман негативно отразится на отношении суда к должнику, и избавиться от долгов не получится.

Проконсультируйтесь с юристом, как поступить с электронной валютой перед банкротством — анонимно и бесплатно!
Получить консультацию.

Имущество

Как и со счетами в банке — не пытайтесь скрывать имущество.

Сокрытие имущества будет расценено как фиктивное банкротство, это основание для отказа в списании долгов. Сделайте подробную опись имущества, которое есть у вас в России за рубежом.

Имущество может быть

  • движимым — например, машина, катер, акции, доли в ООО, ценное оборудование;
  • недвижимым — квартира, комната, дом, гараж, машиноместо, торговое помещение, земельный участок и т.д.

Право собственности подтверждается свидетельствами о государственной регистрации, договорами, выписками из ЕГРН. Копии необходимо приложить к заявлению о банкротстве.

СРО арбитражных управляющих

Финуправляющий — одна из центральных фигур в банкротстве, по поручению суда он проводит всю процедуру, продает имущество, рассчитывается с кредиторами. Как выбрать грамотного специалиста, где взять СРО АУ, и как договориться, мы рассказали в статье про финансового управляющего.

По Закону о банкротстве физических лиц заявление должно содержать название Саморегулируемой организации арбитражных управляющих. СРО предложит кандидатуру, а суд рассмотрит и утвердит финансового управляющего для вашего процесса.

Если вы укажете его сами, дело останется без движения. Указывайте только СРО.

Приложения

Перечень приложений — документов к заявлению о банкротстве физических лиц, отражен в п.3 ст. 213.4 закона №127-ФЗ. Скачайте полный список приложений к заявлению о банкротстве физ.лица в суде, чтобы подготовить необходимые документы самостоятельно.

К основным разделам приложений относятся следующие:

Список приложений

Список приложений

  1. Документы о личности заемщика, семейном положении, детях и о статусе ИП;
  2. Сведения о долгах и о кредиторах, предоставивших денежные средства: здесь могут быть указаны также и частные лица, а не только кредитные организации;
  3. Сведения о доходах и финансах заемщика за три года;
  4. Опись имущества с приложением бумаг о правах;
  5. Медицинские справки, документы о признании заемщика безработным или нетрудоспособным, об опекунстве, договоры о сделках на суммы, превышающие 300 тысяч рублей, за последние три года;
  6. Квитанции об оплате госпошлины 300 рублей и услуг финансового управляющего — 25 000 рублей.
  7. Доказательства направления копии заявления сторонам.

Приложения к заявлению о банкротстве физического лица должны быть оформлены в виде копий.

Выписка по счету

Из центра занятости

Задолженность перед МФО

Свидетельство о регистрации права

Долг перед банком

Свидетельство о заключении брака

Справка от отсутствии ИП

Об уплате алиментов

Сведения о состоянии счета

Свидетельство о рождении

Свидетельство о разводе

СНИЛС
(Страховое свидетельство)

Справка о доходах

Справка о задолженности по налогам и сборам

Дата, подпись

В конце заявления поставьте дату и подпись.

После завершения сбора бумаг и написания заявления можно подавать заявление о банкротстве физ лица в суд.

Банкротство физических лиц — не просто формальная процедура. Если позиция изложена непонятно, или доказательств недостаточно, суд откажет или оставит дело без рассмотрения.

Чтобы избежать таких неприятностей, будьте внимательны!

Наши услуги и цены

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.
  • Проверка и фиксация долгов и производств в ФССП, оценка имущества и оспоримости сделок за 3 года
  • Составление заявления и списка кредиторов
  • Подача заявления о банкротстве в МФЦ по доверенности
  • Работа с банками и коллекторами — уведомление об отказе от взаимодействия, жалобы в прокуратуру и в ФССП при нарушениях
  • Представление интересов юристом в случае возражений со стороны кредиторов
  • Через полгода получение в МФЦ решения о признании вас банкротом и списании долгов.
  • Составление заявления о банкротстве
  • Сбор необходимых документов
  • Госпошлина и вознаграждение арбитражного управляющего
  • Представление интересов юристом на судебном заседании по введению процедуры банкротства
  • Полное сопровождение процедуры банкротства финансовым управляющим

Образец заявления о банкротстве физического лица 2022 для Арбитражного суда

Поскольку процесс написания заявления и сбора бумаг требует внимания, предлагаем вам скачать образец заявления в суд.

Заявление о внесудебном банкротстве для МФЦ

Как подать на бесплатное банкротство физ. лица через МФЦ: инструкция

В 2021 долги можно бесплатно списать через МФЦ, если вам подходит внесудебное банкротство физлиц. Требования к должнику:

  • сумма долгов от 50 тыс. до 500 тыс. рублей, все долги перечисляются в списке кредиторов.
  • гражданина проверили приставы: дела закрыты за невозможностью взыскания, открытых производств в ФССП нет.

Как проверить, подходит ли вам внесудебное банкротство, мы рассказали в специальной статье.

Для списания долгов нужно подать в МФЦ заявление и список кредиторов.

Формы можно заполнять на компьютере или от руки, синей или черной пастой — без исправлений и помарок. Распечатать односторонней печатью, не скреплять.

В МФЦ вам потребуется паспорт с пропиской либо паспорт + свидетельство о временной регистрации. Если у вас прописка в другом регионе, и нет регистрации по месту пребывания — отправьте в МФЦ по месту прописки представителя с нотариальной доверенностью.

Кредитные договоры, документы от приставов приносить в МФЦ не нужно.

Нужно очень внимательно и заполнять список кредиторов — эти сведения будут опубликованы в ЕФРСБ, и впоследствии вам спишут только долги из этого списка. Ошибки трактуются как нарушения и обман — процедуру прекращают, а банки сошлются на это как на попытку мошенничества.

Мы оказываем услугу по проверке + подготовке заявления и списка для МФЦ — вам останется только подать документы в ближайшем центре и через полгода получить освобождение от долгов.

Читайте также: