Защиту от суда в друзьях нашли в родстве великолепные соорудя палаты где

Обновлено: 06.05.2024

Жизненная позиция Чацкого заключается в словах:
"Служить бы рад, прислуживаться тошно",и это не
сходится с позицией Фамусова и его окружения.
Основные ценности фамусовского окружения -
богатство и чины, а отношение к службе
“сгибаться вперегиб”,когда надо “подслужиться”.

Фамусов не отличается образованностью и говорит,
что в чтении нет проку, а его “соратник”, в
“ученый комитет который поселился”, требует
присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился".
Фамусов так говорит о свободе мысли:
"Ученье-вот чума, ученость - вот причина.
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей и дел, и мнений"
И его окончательное слово о просвещении
в России-"забрать все книги бы, да сжечь".
Фамусовскому обществу чужда родная культура,
русские обычаи, традиции, даже язык.
Чацкий с иронией говорит, что в свете
"господствует смешенье языков: французского с
нижегородским".
Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал,
на который равняются представители фамусовского
общества. Сам Фамусов-"Английского клуба почтенный
член до гроба"-говорит, что
"дверь отперта для званых и незваных, особенно для
иностраных".
Только Чацкий выступает за истинное просвещение,
а не за внешний лоск, осуждает стремление
"набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле"

Монолог "А судьи кто?" это обличительная
речь, направленная против всего фамусовского
общества, и автору этот монолог необходим для того,
чтобы показать полную несовместимость Чацкого
не с отдельными лицами этого мира, а со всем
консервативным обществом.
А судьи кто?
– За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забыты́х газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же, Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве
И где не воскресят клиенты‑иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли вы, к кому меня еще с пелён,
Для замыслов каких‑то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке.
Вот те, которые дожи́ли до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,
– Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!
– Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда‑то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету.

На балу у Фамусова собирается элита дворянской
Москвы. Они многолики, но всех объединяют
крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание,
корыстолюбие.
Перед тем, как покинуть Москву, Чацкий бросает всему
фамусовскому обществу:
". из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день про­быть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет. "
Отсюда и решение:" бегу, не оглянусь, пойду искать по свету. "
"Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок"

Следующая цитата

Чацкий не похож на остальных героев пьесы и вообще на многих людей того времени. Фамусовское общество ни к чему не стремится и живет по старым традициям. Люди не стремятся к образованию и зачастую не уделяют внимания воспитанию. Чацкий же наоборот считает образованность и воспитание человека высшей ценностью. Поэтому он борется с невежеством и глупостью общества.

Главный герой ни под кого не прогибается. Служение отечеству он считает долгом. К тому же Чацкий считает, что человек должен быть полезен обществу, а не вышестоящим чинам. Он был приближен к министрам, но так как им необходимо было служение, отказался от этого общества. Чацкий выступал против рабства, каждый человек свободен и не должен ни кому прислуживать. Прислуживание и подчинение вызывало у героя чувство гнева.

Также Чацкий выступал против всего иностранного. В те времена высшее общество общалось на смеси родного и иностранного языка, хотя родной язык знало абы как. Человек в первую очередь должен знать родной язык и придерживаться своих традиций, считал герой пьесы. Он боролся с невежеством общества и выступал за то, что человек должен быть воспитанным и образованным. Чацкий свято верил в правоту своих взглядов и до конца отстаивал их, пытаясь открыть глаза представителям фамусовского общества.

Следующая цитата

Александр Андреевич Чацкий - молодой дворянин. Он воспитывался в доме Фамусова после смерти родителей. Чацкий давно влюблен в Софью, на которой надеется жениться. Он – остроумный, гордый человек. Чацкий осуждает нравы и ценности дворянского общества.

По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только чиновничьей или военной службой. Чацкий считает, что умный человек может найти себя также и в творчестве или науке: "Из молодых людей, найдется – враг исканий, // Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки он вперит ум, алчущий познаний; // Или в душе его сам бог возбудит жар // К искусствам творческим, высоким и прекрасным. " Чацкий - искренний человек, не притворщик: ". Раз в жизни притворюсь. " Чацкий любит правду: ". К чему обманывать себя мне самого. " ". Зачем мне прямо не сказали. " Чацкий - чувствительный человек: ". Кто так чувствителен, и весел, и остер, / Как Александр Андреич Чацкий. " Чацкий - страстный, пылкий человек: ". та страсть? то чувство? пылкость та. ". Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит, / Не пожелал бы я и личному врагу. " Александр Чацкий презирает глупых и пустых людей: ". В презреньи к людям так нескрыту. " У Чацкого обо всем есть свое мнение: ". Зачем же мнения чужие только святы. " Чацкий - независимый человек. Он не хочет зависеть от других, как например, Молчалин: Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других. Чацкий: Зачем же надобно. Чацкий - патриот. Он любит русский народ и Россию: ". Чтоб умный, бодрый наш народ. " В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов: ". Безумным вы меня прославили всем хором. " Чацкий не любит "людскую толпу" и московское фамусовское общество. В конце пьесы он уезжает из Москвы: ". И в многолюдстве я потерян, сам не свой. / Нет! недоволен я Москвой. " ". Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. / Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету. "

Следующая цитата

Чацкий – центральный персонаж в комедии, противостоит всему фамусовскому обществу. Сама идея произведения состояла в том, чтобы противопоставить образованного человека с невежеством, отсталостью общества того времени. Конфликт комедии многогранен. Чацкий ведет “борьбу” против невежества, необразованности, покорности и страха, несостоятельности правительства, потакания всему иностранному Он не боится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить:
Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:
Служить бы рад, прислуживаться тошно…
Кого же видит около себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь". Со всеми этими “идеалами” Чацкий был не согласен.
За что он действительно борется, это за своё счастье, за любовь Софьи. Ему трудно находиться среди людей, сплетников и подражателей.
Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.
Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух.
Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени.

Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.


Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните

задания 1–9.

Чацкий

А судьи кто? — За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор * негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке.
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! —
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, —
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

2)Чёткое деление героев на отрицательных и положительных.

3) Соблюдение принципа трех единств.

4)В центре сюжета- любовный треугольник.

5)Одна из главных задач автора- воздействие на чувства, эмоции читателей.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б) Александр Андреевич Чацкий

Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);

укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

8. Как в данном эпизоде комедии автор изобразил положение народа в России того времени?

9. В каких произведениях русской классики показано положение народа и в чём эти произведения можно сопоставить с данным произведением А.С. Грибоедова?

ОТВЕТЫ.

1.драма

2.134

3.Александр Андреевич

4.123

5.метонимия

6.резонёр

7.внесценические

8.Тема народа, его бесправного положения- одна из тем комедии А.С. Грибоедова. Автор сатирически изобразил крепостническую Россию, крепостников, безжалостно относящихся к своим крепостным, слугам, для них они всего лишь вещь, которую можно купить и продать.

Таким образом, А.С. Грибоедов с возмущением писал о порядках, царивших в крепостнической России, о жестком отношении к народу.

Все эти произведения сближает стремление их авторов реалистично изобразить положение народа в России, уродливые последствия крепостного права как на поведении помещиков, так и на жизни простого народа. Такая реалистичность необходима была им, чтобы поднять проблему положения народа, вызвать в читателях чувство негодования, стремление изменить жизнь к лучшему.

Формулировка темы отсылает читателя к начальной фразе известного монолога Чацкого “А судьи кто. ”, следующей за репликой Фамусова: “Не я один, все так же осуждают”. Надо заметить, что до этого момента разговор идет в довольно мягком тоне со стороны Фамусова: он выражает сожаление, что “с эдаким умом” молодой человек нигде не служит. Чацкий же сразу заостряет конфликт: сначала следует более чем резкая реплика
Нельзя ли пожалеть о чем-нибудь другом?
И похвалы мне ваши досаждают, –
а затем и монолог, в котором переосмысляется

слово “судить”: вместо значения “считать, полагать” оно приобретает смысл судебный обвинительный.
Можно заметить, что Чацкий делает выпад первым,- другая сторона не совершает прямого нападения, а только выражает недовольство несходством взглядов. Чацкий же как бы предвосхищает и даже провоцирует дальнейшее развитие конфликта, где общественное мнение, “суждение” превратиться в судилище толпы “мучителей” над одиночкой-бунтарем. Приговор такого суда – признание человека не таким, как все и изгнание из общества – суров и невыносим для того, кто не мыслит себя без этого общества,

Такого человека подобный приговор больше всего страшит, и он стремится всеми силами приспособиться к обществу, жертвуя своей индивидуальностью.
Таких героев в пьесе большинство. Каждый из них по-своему обнаруживает страх пред общественным мнением: и Фамусов с его паническим: “Под суд, под суд!”, с его комичным ужасом при воспоминании о Марье Алексеевне; и Репетилов, храбрец и бунтарь на словах, тушующийся от возгласов:
Мсье Репетилов! Вы! Мсье Репетилов!

Что вы!
Да как вы? Можно ль против всех!
Да почему вы? Стыд и смех, –
и покорно отвечающий: “Простите, я не знал, что это слишком гласно”. Как мы видим, ен смеют “свое суждение иметь” только такие заведомо беспринципные герои, как Молчалин, даже Платон Михайлович Горич, прекрасно зная Чацкого, после некоторого колебания предает друга, не в силах противостоять общественному суждению (“Ну все, так верить поневоле”). Только Чацкий не в силах притворяться и скрывать свои убеждения, подделываясь под мнение большинства, – остается безоружен перед судом толпы и обречен выслушать ее приговор.
Только Чацкий при всей неразумности его прямолинейного вызова, при всей смехотворности попыток доказать что-то “московским бабушкам” сохраняет свои убеждения, свое истинное лицо, не кривит душой, не стесняется в одиночку пойти против всех. О чем бы ни шла речь, во всем он имеет свое суждение, рискуя оказаться изгоем.
Нельзя не заметить, что в пьесе есть только один до определенной степени похожий на него человек – это Софья. Она не слишком интересуется политическими вопросами и не рассуждает о них, но в решении главного вопроса в жизни женщины – выбора личной судьбы – она вполне самостоятельна: “Хочу – люблю, хочу – скажу”. Таким, как она, общественный суд готовит свой приговор, свой “мильон терзаний”.

Но для нее, как и для Чацкого, личная свобода выше, чем признание толпы.
Однако, поскольку Софья не вступает в споры по социальным вопросам, а просто борется за свое право на любовь (и до конца пьесы – тайно), то ее конфликт с обществом не так явен, он затушеван, и в какие-то моменты она даже сливается с толпой, присоединяется к ней, – например, в осуждении Чацкого, который один испытал всю тяжесть суда толпы и изгнанничества.
Но, несмотря на горечь разочарования, Чацкий не выглядит человеком, который побежден и собирается сдаваться. Будучи “подсудимым”, беспрестанно обвиняемым, он осмеливается подвергнуть сомнению “компетентность” суда. Можно задаться вопросом: чем сильны люди круга Фамусова, почему они чувствуют себя вправе судить?

Очевидно, они опираются на авторитет большинства, все высказываемые ими идеи обеспечены поддержкой “отцов” и благоразумных московских “дядюшек”. Герои фамусовского мира спокойно живут представлениями “века минувшего”, – ведь фактически только новая, романтическая эпоха поставила проблему человеческой индивидуальности и выделения ее из массы, а до этого коллективное начало господствовало над проявлением индивидуализма.
Чацкий же опирается на иную систему ценностей, усвоенную им в конечном счете из идеологии европейского просветительского свободомыслия. Следуя этой системе представлений человек, исходя из своего здравого смысла и голоса своей совести, способен принимать самостоятельные решения и, не останавливаясь перед авторитетами, может вершить свой собственный суд, хотя бы и над всем обществом.
Надо сказать, что и по стилю на обвинительные речи куда больше похожи монологи Чацкого, нежели полные разговорно-просторечных словечек реплики героев фамусовского круга. Эти судьи, прячась за спины авторитетных старших, не могут скрыть своего страха перед одиноким подсудимым (“Ах, Боже мой, он карбонарии!”, “Подальше от него!”). Чацкий же произносит каждый раз целую речь, публицистическим пафосом напоминающую поэтические и гражданские выступления декабристов.

Чацкий страдает от приговора толпы, но одновременно сам вершит суд над ней.
Таким образом, судьи и подсудимые меняются ролями. Появляется личность, способная свое суждение иметь”, и конфликт приобретает остроту и объемность. Пьеса Грибоедова является своего рода проекцией, отражающей глубинные изменения, происходившие в русском обществе начала XIX века

А судьи кто? –
За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забыты́х газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве
И где не воскресят клиенты‑иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли вы, к кому меня еще с пелён,
Для замыслов каких‑то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке.
Вот те, которые дожи́ли до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! – Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда‑то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть; Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, –
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

А судьи кто? –
За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забыты́х газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе,
Поют всё песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве
И где не воскресят клиенты‑иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли вы, к кому меня еще с пелён,
Для замыслов каких‑то непонятных,
Дитёй возили на поклон?
Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке.
Вот те, которые дожи́ли до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, –
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! – Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда‑то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть; Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, –
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

А судьи кто? - За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма;
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы, *
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы *
Прошедшего житья подлейшие черты.
Да и кому в Москве не зажимали рты
Обеды, ужины и танцы?
Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,
Для замыслов каких-то непонятных,
Дитей возили на поклон?
Тот Нестор * негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки.
Или вон тот еще, который для затей
На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей?!
Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,
Заставил всю Москву дивиться их красе!
Но должников * не согласил к отсрочке:
Амуры и Зефиры все
Распроданы поодиночке.
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется - враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, -
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! -
Мундир! один мундир! он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть;
Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, -
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

Who are the judges? Over the years drevnostey
To free life their enmity irreconcilable,
Judgments derive from the forgotten Newspapers
The times of Ochakov and the conquest of the Crimea;
Always ready to gurbe,
Sing the song all the same,
Not noticing about myself:
What is older the worse.
Where, show us the fathers of the Fatherland, *
Which we must take for the samples?
Not these, mugging rich?
Protection from court found in the friends, relatives,
Gorgeous soruda chamber,
Where are bottled in feasting and extravagance,
And where will not raise foreign customers *
The past life of the most wretched features.
And who in Moscow did not clamp their mouths
Lunch, dinner, and dancing?
Not, who you wish to see me with the clothes,
For ideas of some obscure,
Days took on a bow?
The Nestor * villains noble,
Surrounded by a crowd of servants;
Go overboard, they wine and watch the fight
And honor and his life saved more than once: suddenly
It femenil greyhounds three dogs.
Or that still, for austere
On serf ballet has driven on many trucks
From mothers, fathers excluded children?!
Itself mind immersed in Sefirah and Cupids,
Made whole of Moscow admire their beauty!
But debtors * not agreed to the postponement:
Cupids and Marshmallows are all
Sold singly.
Here are the ones that have lived up to gray hairs!
Here needs to respect who we are deserted!
Here are our strict connoisseurs and judges!
Now let one of us,
Of the young people, there is the enemy of the pursuit,
It doesn't require any places, nor in rank,
In science he will vparit mind that craves knowledge;
Or in his heart, God himself will excite fever
To the creative arts, high and beautiful, -
They immediately: the robbery! fire!
And they will be called a dreamer! dangerous!! -
Uniform! one uniform! he remained in their household
Once sheltered, embroidered and beautiful,
Their mental frailty, poverty of mind;
And we for them in a way happy!
And the wives, the daughters - to his uniform the same passion!
I always give him love denied?!
Now this to me childish not to go;
But I then at all did not led?
When from the guard, others from the yard
Here to come, -
Women shouted: hurrah!
And in the air threw up their bonnets!

Читайте также: