Замена экипажей морских судов во время коронавируса

Обновлено: 16.05.2024

В Европе вроде сняли запрет на передвижение членов экипажей, которые едут на судно. Но одно не понятно, ведь пока доберешься можно подхватить вирус и даже не знать об этом. А потом уже на судне появятся симптомы. И что тогда?? Весь пароход к причалу и на карантин? Сейчас на судах самое безопасное место, а пойдут смены, что начнется?

Так оно и есть, в новостях тут и там читаешь, что завезли на судно эту гадость вместе со сменщиками. А с другой стороны что-то делать надо. Народ долго пересиживать не сможет. Да и вернуться тоже проблема сейчас. Одесский аэропорт не принимает, так что, на сколько я знаю сейчас можно домой вернуться только через Белоруссию самолетом, а оттуда уже легковым транспортом до Одессы или Киева.

Комментарий

- Красным цветом на карте отмечены страны, где смена экипажей не проводится;
- желтым - смены возможны при соблюдении карантинного периода;
- зеленым - смены в штатном режиме (если нет заболевших на судне)

Комментарий


Судя по этой информации в Сенегале сейчас все в порядке, так что можно смело туда

Сейчас из всех стран, которые с нами граничат вылететь можно только из Белоруссии. Каким-то транспортом туда из Одессы добраться можно?

Комментарий

Сейчас из всех стран, которые с нами граничат вылететь можно только из Белоруссии. Каким-то транспортом туда из Одессы добраться можно?

Не знаю на сколько это будет подходящий вариант. На сайте Пограничной службы Украины пишется:

БІЛОРУСЬ. В цій країні передбачено карантин (самоізоляцію) на 14 діб для всіх осіб, які в’їжджають з країн, де зареєстровані випадки коронавірусу. До закінчення карантину (самоізоляції) виїжджати з Республіки Білорусь зазначеним особам заборонено.

Комментарий

Аквасервис может организовать трансфер в Минск и обратно, хотя по поводу карантина не знаю, чтоб не посадили две недели куковать где-то.

Комментарий

Аквасервис может организовать трансфер в Минск и обратно, хотя по поводу карантина не знаю, чтоб не посадили две недели куковать где-то.

Схема уже налажена и пока работает. Странно только что Батько не закрывает границы, по сегодняшней статистике в Белоруссии уже больше зараженных, чем в Украине.

Комментарий

ПРМТУ сообщает - Германия разрешила смены экипажей в своих портах

Об этом говорится в документе, направленном немецким профсоюзом ver.di, членской организацией Международной федерации транспортников (ITF), в адрес Профсоюза работников морского транспорта Украины.

Разрешив репатриации моряков, правительство Германии приняло рекомендации Европейского Союза, Международной организации труда, Международной морской организации и Международной федерации транспортников.

Немецкие коллеги сообщили, что теперь морякам разрешается въезжать на территорию Германии с целью присоединения к судну, а также покидать Германию для возвращения на родину, конечно, соблюдая при этом общие правила пребывания в стране и пересечения границы. Это в равной степени относится ко всем национальностям (гражданам и не гражданам ЕС).

Кроме того, Германия исключила моряков из ограничений, внедренных в связи с пандемией COVID-19. Так, моряки, у которых не выявлены характерные для COVID-19 симптомы, могут сойти на берег или присоединиться к судну без соблюдения карантинных требований.

Комментарий

КИПР
Смены экипажей запрещены (не зависимо от порта и типа судна)
Информация по состоянию на 21.04.2020.

Списания с судов запрещены.
Информация по состоянию на 21.04.2020.

ИТАЛИЯ
Смены экипажей запрещены. Смена члена экипажа может быть осуществлена только в экстренном случае. (21.04.2020)

НИГЕРИЯ
Границы закрыты, смены экипажей не производятся (21.04.2020)

ОМАН
Смены экипажей запрещены с 15.03.2020 и до дальнейшего уведомления.

ПОЛЬША
Смены экипажей запрещены для иностранцев. Поляки могут списаться при условии обязательного карантина 14 дней.

ТУРЦИЯ
Списываться запрещено, выход на берег запрещен. Посадки на суда также невозможны для иностранцев ввиду отсутствия перелетов. (21.04.2020)

Комментарий

AirBaltic анонсировала запуск рейсов после карантина, планируют возобновить работу с 13 мая. Это будут рейсы из Риги в 14 крупнейших городов Европы.

Комментарий

Комментарий

We would like to inform about and offer you the possibilities of Ukrainian crew change in these difficult times.
As you know, currently, there are no domestic flights within Ukraine, all airports, except KBP, are closed. In addition, no public transport can be taken during the quarantine period as well (buses, trains, etc.).

Furthermore, our agents will find the most suitable flight connection according to your needs.

Using this transfer, we are able to help with Ukrainian crew change via Minsk airport (on the dates with no charter flights to/from Ukraine, see info below) with the following countries:

Ситуация с пандемией коронавируса, охватившей мир, ухудшается с каждым днем. Страны закрываются, вводят меры по ограничению передвижения собственных граждан, регулярно обновляют списки заразившихся, число которых неуклонно увеличивается.

Пока все бурно обсуждают, как это отразится на мировом туристическом бизнесе и подсчитывают убытки логистических компаний, мы задумались о наших моряках, работающих на отечественных и иностранных судах. Они ведь постоянно находятся на ограниченном пространстве с другими людьми, регулярно посещают разные города и, в целом, явно находятся в зоне риска.


– Недавно несколько членов экипажей круизных и грузовых судов получили положительный результат теста на COVID 19, что сильно усугубило ситуацию. В ответ крупные судовые операторы и регулирующие органы издали циркуляры для экипажей судов, где подробно описывается множество процедур, которые необходимо осуществлять на борту. Это измерение температуры тела членов экипажа, дезинфекция всяких поверхностей, соблюдение личной гигиены и многое другое. Таким образом, судовладелец должен обеспечить наличие на борту в достаточном количестве дезинфицирующих средств для рук, просто дезинфицирующих средств, перчаток, масок, одноразовой спецодежды. Моряки также должны пройти вакцинацию против гриппа. Соответственно не должны поставляться на борт продукты и питьевая вода из зараженных регионов.

Морякам в свою очередь рекомендуется соблюдать элементарные правила гигиены: носить маски, особенно если есть насморк и кашель, часто мыть руки с использованием дезинфицирующих средств, не трогать грязными руками лицо, глаза, нос. То есть в рекомендациях для моряков РПСМ и МФТ (Международная федерация транспортников) придерживаются рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и Международной морской ассоциации здоровья (International Maritime Health Association), которые учитывают специфику труда в морском секторе.

Капитанам судов, прибывающих из стран с неблагополучной эпидемиологической обстановкой, положено принять ряд мер до захода в порт: обучить членов экипажей быть внимательными к основным симптомам заболевания (лихорадке, кашлю и одышке), контролировать дважды в день измерение температуры тела и до прибытия судна в порт продезинфицировать общие помещения. Если у кого-либо на борту отмечено повышение температуры от 37,5 градусов, его следует немедленно изолировать. Кроме того, за 12 часов до запланированного судозахода капитаны обязаны предоставить в санитарную службу порта заполненные документы о состоянии здоровья всех членов экипажа. К ним также требуется приложить список последних десяти портов захода.

Такие меры приняты в большинстве портов мира.

– Адекватно ли реагируют на эту ситуацию судовладельцы?

– Судовладельцы, хотят они этого или нет, должны подчиняться требованиям стран, направленным на нераспространение коронавируса. Самая распространенная на данный момент проблема – трудности со сменой экипажей. Пока единственный вариант – это работа на судне максимальный срок контракта. Например, крупнейший контейнерный оператор Maersk приостановил все замены экипажей на своих судах до 14 апреля. И так поступает большинство судоходных компаний.

Такая позиция крупнейшего судовладельца вполне оправдана и поддерживается со стороны МФТ: "В целях смягчения проблем, связанных с заменой экипажей, МФТ приняла решение о том, что в период с 17 марта 2020 года по 16 апреля 2020 года она не будет оспаривать продление контрактов на срок до одного месяца, даже если это приведет к тому, что сроки службы моряков превысят максимально допустимые соответствующими утвержденными МФТ". То есть большинство флагов освобождаются от максимальных сроков службы, предписанных Конвенцией о труде в морском судоходстве (правило 2.5 стандарт A2.5.1 пункт 2(b)). При этом если у моряка есть веские основания для репатриации, его заявление будет рассмотрено отдельно.


– В настоящее время закрыт морской трафик между Испанией, Италией, Марокко, Кувейтом. Правительство Чили до конца сентября запретило заход круизных лайнеров в порты из-за угрозы распространения коронавируса. На Маршалловых островах закрыты порты Брега, Рас- Лануф, Харига, Зуэйтина и Сидра. Евросоюз и Шенгенская зона закрыли границы, и, следовательно, невозможна смена экипажей как минимум до 16 апреля, США – до 14 мая.
Аргентина, Эквадор, Сальвадор, Гватемала, Малайзия, Канада также временно закрыли свои внешние границы для большинства иностранных граждан, этот список быстро растет. Соответственно, это является препятствием для передвижения моряков на судно и обратно, а значит, смены экипажей.

– Как это может влиять на доходы моряков? И возможна ли какая-то финансовая компенсация в случае потерь в зарплате?

– Проблемы, с которыми могут столкнуться моряки, в первую очередь – сокращение рабочих мест. Кроме того, это смена и репатриация.

Если судно работает по коллективному договору МФТ, это гарантирует морякам соблюдение стандартов и условий труда на определенном, высоком уровне. Однако установленные нормы в коллективных договорах не рассчитаны на вероятность такой пандемии, в том числе и на ситуацию карантина. В этом случае нормы колдоговоров МФТ, регламентирующие, например, оплату больничного или же оплату расходов, связанных с репатриацией, могут быть обоснованно неприменимы.

К счастью, на данный момент жалоб от моряков, обусловленных всей этой неразберихой нет. Обычно это может говорить о двух возможных фактах. Первый – это то, что судовладелец полностью оправдывает ожидания работников, исполняя свои обязанности полностью, а второй – что моряки не заявляют о каких-либо нарушениях и притеснениях со стороны работодателя по своим собственным причинам и убеждениям.

Но, как бы то ни было, в будущем нынешнюю ситуацию следует учесть и соответствующим образом адаптировать к ней тексты коллективных договоров МФТ.

Что касается моряков на берегу: границы закрыты, и они не могут поехать в другую страну, чтобы получить работу. В данной ситуации о зарплате или компенсации, скорее всего, говорить не приходится. Фактически платить им не за что.

– А просто за консультациями по таким вопросам моряки обращаются в наш профсоюз?


Мы расцениваем данную меру как дискриминационную и посягающую на трудовые права российских моряков в части режима труда и отдыха. Она также противоречит распоряжению правительства Российской Федерации от 16.03.2020 № 635-р, по которому ограничение на въезд в Российскую Федерацию не распространяется на членов экипажей морских и речных судов.

– Ситуация, я так понимаю, в итоге разрешилась благополучно?

– Чтобы добиться списания моряков и произвести замену экипажа, РПСМ направил запрос в Северо-Западную прокуратуру с тем, потребовав принять меры прокурорского реагирования и устранить допущенное правонарушение. Это дало положительный результат. Но в течение ближайшей недели в Мурманск приходят еще два судна, а постановление губернатора не отменено, что влечет дополнительные расходы компании на авиабилеты, проживание в гостинице и так далее.

Это прямая дискриминация прав членов экипажей, причем беспочвенная. Там, где нет необоснованных запретов, а власти думают, как решить проблему не путем прямых ограничений всего, что можно, включая смену экипажей морских судов, там все происходит нормально, все работает. На прошлой неделе, например, в порту Усть-Луга в течение нескольких часов оформили приход т/х "Сибур Воронеж" с соблюдением всех карантинных правил. И никаких проблем со сменой экипажа в отличие от Мурманского морского порта не возникло.

В условиях пандемии подобные меры недопустимы. Поэтому РПСМ будет держать эту ситуацию на контроле и добиваться, чтобы постановление губернатора Мурманской области в части, ограничивающее смену экипажей, было отменено.


– Как членская организация МФТ, мы тесно работаем с коллегами по всему миру, совместно мы договариваемся, что лучше для моряков и что рекомендовать им и судовладельцам в этой кризисной ситуации. На данный момент принято решение, о котором я говорил выше: большинство флагов освобождаются от максимальных сроков службы, предписанных Конвенцией о труде в морском судоходстве (правило 2.5 стандарт A2.5.1 пункт 2(b)). В период с 17 марта 2020 года по 16 апреля 2020 года МФТ не будет оспаривать продление контрактов на срок до одного месяца, даже если это приведет к тому, что сроки службы моряков превысят максимальную планку, утвержденную МФТ.


Объединенная группа по ведению переговоров (JNG), в состав которой входят представители работодателей и Международной федерации транспортников (МФТ), представляющей профсоюзы моряков и их членов, приветствуют Циркулярное письмо Международной морской организации (ИМО) (№ 4204/Add.14), направленное на прошлой неделе, 5 мая 2020 года, всем государствам-членам ИМО, Организации Объединенных Наций и специализированным учреждениям, межправительственным и неправительственным организациям, имеющим консультативный статус при ИМО.

В этом циркулярном письме предусматривается структура протоколов, обеспечивающих безопасную и максимально быструю смену экипажей, и в то же время дается оценка вызванным Covid-19 серьезным проблемам, с которыми сталкивается глобальная морская отрасль. В письме также подчеркиваются критическое, но зачастую неизвестное и игнорируемое тяжелое положение моряков и важная роль, которую они играют в мировой экономике и для нашего общества, а именно:

Как ответственные социальные партнеры, JNG (в состав которой входят Международный совет морских работодателей, Японская ассоциация по трудоустройству моряков дальнего плавания, Корейская ассоциация судовладельцев и Evergreen) и МФТ (представляющая 215 профсоюзов моряков с 1 миллионом членов) ранее дважды договаривались о продлении контрактов моряков с целью защиты их от воздействия Covid-19, а также с учетом огромного количества сложных проблем, которые создает эта глобальная пандемия с точки зрения ограничений на путешествия и наличия рейсов. Как следствие, значительное число моряков было вынуждено оставаться на борту после истечения срока их трудового договора, в то время как другие находятся в готовности, ожидая, когда они смогут прибыть на свои суда и продолжить зарабатывать на жизнь.

В ходе обсуждений на прошлой неделе JNG и МФТ согласились с тем, что нынешняя ситуация с отсутствием смены экипажей больше не может продолжаться, поскольку это может нанести ущерб здоровью и благополучию моряков, подвергая риску их самих, а также окружающую среду и функционирование глобальных цепочек поставок. Фактор усталости моряков не следует недооценивать; поэтому социальные партнеры договорились не продлевать контракты, а предусмотреть период реализации не более 30 дней (до 15 июня 2020 года), чтобы у правительств было время для введения в действие системы протоколов, как это изложено в Циркулярном письме ИМО.

Поэтому стороны договорились:

  1. Предоставить переходный период, чтобы правительства и работодатели могли ввести в действие подготовленную ИМО систему протоколов, позволяющих в течение 30 дней, начиная с 15 мая 2020 года, обеспечить безопасное содействие осуществлению смены экипажей;
  2. Что компании рассмотрят, если это будет финансово целесообразно и возможно, возможность материального вознаграждения для каждого моряка, у которого истек трудовой договор, но который продолжал работать;
  3. Что компании рассмотрят, если это будет финансово целесообразно и возможно, возможность досрочной выплаты заработной платы морякам, ожидающим прибытия на судно;
  4. Что компании будут по возможности предоставлять морякам дополнительный частотный диапазон и доступ к Интернету для общения с домом; а также
  5. Что когда начинается смена экипажей, тем морякам, которые находились на борту дольше всех, будет отдаваться приоритет и они будут репатриированы в первую очередь независимо от ранга.

Наконец, МФТ и JNG хотят предупредить государства флага, клубы P & I , операторов и фрахтователей о том, что в случае, если Система протоколов для смены экипажей не вступит в силу к середине июня 2020 года, последствия связанных со стрессом заболеваний моряков и невозможность для них постоянного доступа к медицинской помощи на берегу может отрицательно сказаться на рентабельности эксплуатации судов.

Жаклин Смит, морской координатор, Международная федерация транспортников

Франческо Гарджуло, Объединенный секретарь JNG и руководитель IMEC


Многие моряки стали заложниками коронавируса: некоторые не могут вернуться домой, перерабатывая сроки контрактов, другие же наоборот – вынуждены сидеть дома без работы. О ситуации на рынке торгового мореплавания УСИ узнавала у моряков из Одессы, владельцев одесских крюинговых компаний, а также в благотворительной организации “Фонд помощи морякам “Ассоль”.

Сколько моряков в Украине – тайна, покрытая мраком

В Украине нет официальных данных о том, сколько же в нашей стране моряков. Цифры наших собеседников расходятся с разницей в сотни тысяч.

Представитель благотворительной организации “Фонд помощи морякам “Ассоль” Андрей Шевченко сразу отметил, что в нашей стране до сих пор нет официальных данных по этому вопросу. По его словам, цифры различаются кардинально – разные источники называют от 80 до 160 тысяч.

“Мы считаем, что в Украине реально более 100 тысяч моряков, из которых обычно половина или треть находится в рейсе, а большую часть из них составляют жители Одессы и области”, – отметил он.

В тоже время, в базе лишь одной из одесских крюинговых компаний только по Одессе числится более 100 тысяч моряков, а по Украине – в два раза больше.

Что с документами и контрактами

Изначально всех моряков волновал вопрос продления действия документов и контрактов, ведь на момент начала карантина у некоторых из них уже заканчивались их сроки.

Как сообщил Андрей Шевченко, в настоящее время эта проблема уже решена. Всем морякам, которые сейчас в рейсе по контракту, морские документы пролонгируются автоматически до момента окончания контракта.

Смены экипажей – в ожидании

Пообщавшись с нашими собеседниками, мы можем сказать, что в целом большинство одесских моряков с пониманием относятся к тому, что сейчас нет возможности вернуться домой и придется ждать неопределенное время.

“Они восприняли это как вынужденную, но необходимую меру”, – сказал представитель “Ассоль”. Но есть и вторая часть, которые на могут уйти в рейс, а ведь сбережения уже закончились у многих семей.

Сегодня есть несколько стран, в портах которых разрешены смены, и число этих стран увеличивается. Например, на днях смену экипажей судов в своих портах разрешила Германия.

Возобновил работу в полном объеме в связи с улучшением эпидемиологической обстановки в Китае Яньшань– крупнейший в мире автоматизированный контейнерный терминал – четвертая очередь глубоководного порта Шанхай.

По состоянию на 27 апреля власти двадцати портов Азии, Европы, Ближнего Востока и Северной Америки подписали декларацию, что они остаются открытыми в условиях пандемии. Со списком можно ознакомиться здесь.

К сожалению, это не дает возможности всем морякам вернуться домой, поскольку большинство стран остаются закрытыми.

“Проблема не списать моряка на берег в условной Африке, Америке или Австралии, а логистически выстроить маршрут домой. Меньше двух десятков стран разрешили смену экипажей, но проблема в том, как его вернуть в Украину, а на его место доставить смену”, – отметил Андрей Шевченко.

В тоже время, нужно понимать, что в морской отрасли есть должности с разным уровнем нагрузки и длительностью контракта. Например, для офицеров, как правило, это 4-5 месяцев, для рядовых – 6-7 месяцев.

Так вот, по словам владельца крюинга, который пожелал остаться неизвестным, к середине марта, когда начался карантин, приблизительно у 30% моряков его агентства уже заканчивался контракт: на сегодня эти люди “пересиживают” уже более месяца. У некоторых моряков график очень напряженный и физически сложный – именно их нужно менять в первую очередь.

“Все зависит от того, на каком судне работает человек. Если моряк работает на должности старпома (старший помощник капитана на судне, – ред.) на большом контейнеровозе, то у него может быть 2-3 порта в сутки, и он спит всего лишь пару часов. То есть им не то что морально, им физически сложно работать. Их нужно менять в любом случае”, – рассказал наш собеседник в одесском крюинге.

Согласно морским конвенциям, максимальный срок пребывания человека без смены на борту – это 11 месяцев, свыше – недопустимо. Как отметил Андрей Шевченко, в “Ассоль” жалоб по поводу пребывания на борту свыше 11 месяцев пока не поступало, но в целом количество обращений увеличилось – все за счет неопределенности с коронавирусом.

“Почти все переживают за свои семьи, что тоже не добавляет спокойствия в их работу. У нас есть по несколько обращений в день”, – добавил Андрей Шевченко .

В одесском крюинге добавили, что как таковой паники нет, но напряжение среди моряков возрастает.

Что касается их здоровья, то на борту постоянно измеряют температуру с помощью бесконтактных термометров. При возникновении подозрений на коронавирус в ближайшем порту проводятся тесты. К счастью, сведений о случаях заболевания одесских моряков, находящихся в рейсе, ни в крюинге, ни в “Ассоль” не поступало.

Единственное, о чем сообщалось ранее, – что из Греции в Украину вернулись украинские моряки с судна Eleftherios Venizelos, на котором ранее обнаружили коронавирус. Данных о том, что среди них есть заболевшие, пока нет.

Прогнозы: ждать окончания карантина

Владелец морского агентства “Аквамарин Крю Эдженси” Антонина Половенко рассказала, что сейчас в Европе думают о том, как все-таки организовать для моряков смены экипажей в тех странах, где заболеваемость идет на спад. В частности, проходят саммиты, на которых рассматривается возможность ротации моряков после 4 мая с условием соблюдения карантинных мер.

“Для моряков, водителей, пилотов наше государство должно придумать выход из положения. Это вопрос мировой экономики и вопрос глобального масштаба. Надеюсь, к концу мая это будет реально”, – отметила Антонина Половенко.

Представитель “Ассоль” Андрей Шевченко добавил, что международные морские организации уже обратились к лидерам государств, чтобы совместно разработать “зеленые” маршруты, по которым моряки смогли бы вернуться домой.

“Ожидаем, что ситуация со сменами решится в мае. Ведь это проблема не только украинских моряков, но и всего мира. Дело даже не в том, что людям хочется домой. Есть контракты на 2 месяца, а есть и на 9 месяцев. Отбыв срок 9 месяцев, и оказаться еще… ну, это большой стресс. Люди жалуются на стресс, усталость, разочарование, апатию. И в основном на это влияет неопределенность”, – отметил Андрей Шевченко.

Обстановка на суше: вынужденное затишье

“Некоторые предложения по работе уже подтвердили, и моряки просто ждут, когда можно будет уехать. Никто не дает никаких гарантий по датам, но подтверждения анкет происходит”, – рассказали в крюинговом агентстве.

Антонина Половенко рассказала, что ее морское агентство сотрудничает с семью партнерами и каждый из них говорит, что на конец мая – начало июня планируется смена на 150-200 человек.

“Морской бум планируется на май-июнь. Судовладельцы пока еще толком не дают заявки на замены. Они сами пока еще не знают, когда и кого можно будет менять. Как только откроют границы, тогда будет конкретный разговор”, – добавила она.

Выход есть – через Беларусь

Пока большинство разводит руками, некоторые одесситы ищут хоть какие-то зацепки, чтобы уйти в рейс. Вариантов не много, но они есть – через Беларусь, границы которой открыты. Реальность такого варианта подтвердили нам и моряки, и сотрудники крюинга.

Один из одесских моряков поделился с нами информацией о том, как некоторым его знакомым удалось уйти в рейс. Делается это с помощью киевской компании, филиал которой представлен и в Одессе. Она организовывает для моряков трансфер через границу в Минск. Так как пассажирские перевозки запрещены, моряки едут на микроавтобусе в Киев, а оттуда пересаживаются на другой микроавтобус, который везет их до границы – к белорусскому КПП. Там моряки идут пешком. После прохождения границы их встречает уже третий микроавтобус, который везет в аэропорт Минска, откуда они благополучно вылетают.

“Такой трансфер очень дорогой. Едут в основном те, у кого срочные заявки. Но ничего незаконного в этом нет”, – сказал моряк.

Карантин – это еще не конец

Карантин остановил учебные центры и выдачу документов. Моряки не могут не только уйти в рейс, но и подготовиться к нему.

По мнению Андрея Шевченко, такое положение вещей скрывает в себе потенциальные проблемы, которые могут возникнуть по окончании карантина.

По его словам, чаще всего моряки готовят документы перед выходом в рейс. Однако в связи с тем, что сейчас все обучающие центры закрыты, такой возможности нет. Соответственно, даже если и откроют границы, то уйти в рейс сразу не получится.

“Даже если морякам сделают зеленый коридор и они начнут возвращаться, то тем, кому нужно будет идти на смену, окажутся без документов. Если те вернутся, а эти не уйдут, то мы просто потеряем долю рынка. И так сейчас с работой для рядовых несладко. Мы можем потерять ту часть денег, которую приносили моряки в виде непрямых инвестиций в Украину. Свято место пустым не бывает. Филиппины, индусы готовы заменить всех, что касается рядовых должностей”, – считает Шевченко.

Безусловно, речь идет не обо всех моряках Украины. В свою очередь, Антонина Половенко считает, что это не слишком большая проблема, так как есть достаточно людей уже с готовыми документами. А те, у кого их нет, смогут спокойно возобновить бумаги после карантина.

Читайте также: