Яндекс такси ндфл судебная практика

Обновлено: 02.07.2024

Новая практика: суды начали взыскивать с агрегаторов такси компенсации в пользу пострадавших в авариях пассажиров. Агрегаторы - это известные онлайн-сервисы. В больших городах сегодня люди уже не голосуют у дороги. Они включают на мобильном телефоне какое-нибудь "Проехали" или "Как повезет" и заказывают такси.

Иногда люди вызывают машину и по телефону. То есть голосом, по старинке. Так сделали двое жителей Омска и попали в аварию.

"В декабре 2019 года истцы, находясь в автомобиле такси в качестве пассажиров, попали в ДТП с другим транспортным средством, в результате которого получили телесные повреждения, причинившие тяжкий вред здоровью", - рассказали в Омском областном суде.

Виноват был водитель такси, за что его и осудили. Но пассажиры вполне обоснованно посчитали, что за их страдания должна заплатить компания, услугами которой они имели несчастье воспользоваться. Правда, взаимопонимания в самой компании они не нашли. Там развели руками: мол, ни за что не отвечают, так как являются всего лишь посредниками.

А звучное название фирмы, дескать, ничего не значит: таксист работает сам по себе, компания - сама по себе.

Тогда граждане подали в суд. Они настаивали: "Ответственность за причиненный вред должна быть возложена на оператора информационной системы, который по телефону принял их заявку на перевозку пассажиров, направил транспортное средство, не указав, кто фактически оказывает услугу".

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда взыскала с компании в пользу обоих истцов компенсацию морального вреда в размере 220 тысяч рублей и штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителей - 110 тысяч рублей. Решение вступило в законную силу.

Как напомнил заведующий бюро адвокатов "Де-юре", почетный адвокат России Никита Филиппов, еще в 2018 году пленум Верховного суда России сделал специальные разъяснения по поводу агрегаторов такси. Компании, под чьими брендами работают таксисты, должны отвечать за вред, причиненный пассажирам. Однако потребовалось время, чтобы подобные правовые позиции начали применяться на практике. При этом до сих пор, несмотря на, казалось бы, довольно четкие разъяснения Верховного суда, в некоторых случаях суды продолжают отказывать в исках к агрегаторам.

Компании, под чьими брендами работают таксисты, должны отвечать за вред, причиненный пассажирам. Правда - на стороне клиента

"Так, в марте этого года Мосгорсуд отказал клиенту в иске к агрегатору о компенсации морального вреда и расходов на медицинскую помощь, указав, что агрегатор не являлся исполнителем услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, следовательно, не является работодателем по отношению к водителю такси", - рассказывает Никита Филиппов.

Однако, похоже, постепенно взгляды судей на отношения агрегатора и пассажира меняются везде.

"В то же время тот же Московский городской суд 12 августа 2021 года оставил без изменения решение Савеловского районного суда города Москвы, в котором был изложен совершенно противоположный подход, - продолжает Никита Филиппов. - В этом деле суд первой инстанции отклонил ссылки агрегатора на условия лицензионного соглашения, условия использования сервиса агрегатора, а также на возможность в приложении получить информацию о перевозчике, перейдя по ссылке "Детали поездки", указав, что в соответствии с законом о защите прав потребителей информация об исполнителе услуги должна доводиться до сведения потребителя в наглядной и доступной форме, а сам потребитель не обязан самостоятельно предпринимать какие-либо меры для поиска информации, которую в силу закона ему обязан предоставить исполнитель услуги. В этом споре правда оказалась на стороне клиента".

Если говорить простым языком, клиент не должен самостоятельно вникать: поедет он на вольном таксисте, что работает сам по себе, или услуги предоставляет фирма, которая отвечает за качество.

Фото: Istock

Как подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, сегодня изменились многие экономические модели. "В сфере такси побеждает модель, когда компания-агрегатор по сути является лишь посредником между водителем и пассажиром, - сказал он. - Некоторые агрегаторы не имеют собственного транспортного парка. Но даже если транспортный парк и присутствует, компания все равно работает и с водителями на основе партнерских отношений, предоставляя им информацию и получая определенный процент от выручки. При этом агрегаторы устанавливают определенные требования к водителям и их автомобилям и сами определяют условия сотрудничества".

Теперь, по словам Владимира Груздева, в случае происшествия компания-агрегатор не сможет переложить проблемы на водителя, работающего от ее имени.

Если же агрегатор не желает отвечать за таксистов, то должен честно и громко предупреждать клиентов, что он в этом деле всего лишь посредник, а его бренд, по сути, ничего не стоит.

Давайте разберемся, кто такие самозанятые, как стать и как работать самозанятым в такси, и действительно ли это выгодно.

Кто такие самозанятые

Получить статус самозанятого вправе как любое физическое лицо, так и ИП (индивидуальный предприниматель). Закрывать действующее ИП не потребуется – надо просто подать заявление в ФНС на смену режима налогообложения.

Закон о самозанятых (422-ФЗ от 27.11.2018 г.) предусматривает более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Налоговые ставки, условия и правила работы для физлиц и ИП, применяющих НПД, одинаковые. Подробнее об этом расскажем далее в статье.

Но использовать новый спецрежим получится не у всех.

Кто может стать самозанятым

Для применения НПД есть ограничения. Стать самозанятым можно, если:

у вас нет наемных работников,

ваш годовой доход не превышает 2,4 млн рублей,

вы оказываете услуги самостоятельно,

ваш вид профессиональной деятельности не запрещен для этого статуса (полный список есть в статье 4 ФЗ-422).

Кто может стать самозанятым таксистом

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Надо ли таксисту становиться самозанятым: плюсы и минусы режима НПД

Плюсы для водителей на режиме НПД:

Низкие налоговые ставки – 4% при оказании услуг физическому лицу и 6% по корпоративным заказам. Это меньше, чем у ИП на других СНО, и меньше комиссии, которую водители платят парку. Первое время из-за налогового вычета в 10 000 рублей ставка будет еще меньше – 3% и 4% соответственно.

Если дохода не было, налог не начисляется. ИП на других СНО платят всегда.

Освобождение от НДС и НДФЛ.

Никаких обязательных страховых взносов, как у ИП на других СНО. Взносы в ПФР платятся по желанию, чтобы доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии и начислялся трудовой стаж. Взносы 1,5% в фонд ОМС уже включены в налог.

Декларации сдавать не надо.

Получить справку с подтвержденным официальным доходом можно прямо в приложении.

Отдельных специальных банковских счетов не нужно. Вы вправе использовать свой счет физлица. Но лучше завести отдельную карту, можно даже виртуальную. Тогда все денежные потоки вашей бизнес-деятельности в качестве плательщика НПД будут удобно проходить по одному счету.

Минусы применения режима НПД:

Налог платится со всего дохода, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров, без вычета расходов.

Стаж работы в качестве самозанятых не учитывается при расчете пенсии.

Если намечается расширение деятельности, то с этим будут сложности, т. к. есть ограничения по годовому доходу, нельзя нанимать работников и нельзя иметь несколько машин.

Выгодна ли работа самозанятым в такси? Многие считают, что да, изучив условия спецрежима.

Как стать самозанятым в такси

Если вы действующий таксист с лицензией, то для перехода в режим НПД вам надо, не закрывая ИП, зарегистрироваться в ФНС в качестве плательщика НПД и затем уведомить налоговую о смене режима налогообложения. Подробно о том, как действующему ИП перейти на НПД, мы писали в нашей статье.

Если вы обычное физлицо и только начинаете работать в сфере пассажирских перевозок, то для того, чтобы получить разрешение и начать работать в такси со статусом самозанятого, у вас есть два пути:

Открыть ИП на УСН или ОСНО – оформить лицензию – перейти в самозанятые.

Зарегистрироваться самозанятым как физлицо – подать документы на регистрацию ИП на НПД – получить лицензию.

Подать пакет необходимых документов на открытие ИП можно разными способами: лично в налоговой, онлайн – в МФЦ, через Госуслуги, на сайте ФНС. Код ОКВЭД для такси – 49.32. Если документы предоставляются в электронной форме госпошлина 800 рублей не взимается. Некоторые банки и финансовые организации также предлагают комплексную услугу регистрации ИП.

Что делать, если вам все-таки не подходит режим самозанятого?

Если по каким-то причинам вам не подходит режим самозанятого, или вы вынуждены с него уйти, вам потребуется онлайн-касса.

В МТС Кассе есть удобное и бюджетное решение для пассажирских перевозок – онлайн-касса в смартфоне водителя.

Используйте одну кассу для фискализации чеков со всех такси.

Снабжать кассами каждого водителя вовсе не обязательно. С нашим решением достаточно одной кассы и личных смартфонов водителей.

С помощью кассового приложения, установленного на смартфоне водителя, и терминала эквайринга D200, который подключается к мобильному устройству, водитель принимает оплату наличными и банковской картой. Пассажир получает электронный чек по E-mail или посредством SMS.

Как это работает?

Ставим МТС Кассу на автовокзале, в офисе или даже дома.

Превращаем смартфон водителя в кассу. Устанавливаем на телефон кассовую программу МТС.

Подключаем смартфоны к МТС Кассе Одна МТС Касса справляется со всеми задачами: она собирает чеки от всех водителей и отправляет их в ОФД.

Пассажиры сканируют QR-код на смартфоне водителя и получают электронную копию чека.


Если вы примете решение покупать онлайн-кассы каждому водителю, используйте модели, в которых встроена функция продажи билетов.Подробности решения здесь.

Есть вариант не покупать кассу, а взять в аренду или рассрочку.

Разрешение на перевозку пассажиров легковым такси

Разрешение выдается на собственную машину, или на автомобиль, который вы используете для работы на основании договора аренды или лизинга у таксопарка или агрегатора. Услуга платная (кроме Москвы).

Разрешение выдается на машину, с указанием данных организации, марки и госномера машины. Одна машина – одно разрешение сроком действия 5 лет. Документ должен храниться в салоне транспортного средства и предъявляться по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД. За отсутствие разрешения налагается штраф в размере 5 000 рублей.

Чтобы успешно получить разрешение, автомобиль для такси должен соответствовать определенным требованиям, которые в регионах отличаются. Например, в Москве разрешается только желтый кузов такси, на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета и т. д.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

Работа в таксопарке

По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

Сотрудничество напрямую с агрегатором

При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

Поиск заказов самостоятельно

Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Дополнительные выгоды для таксиста от партнерства с агрегатором (на примере Яндекс.Такси)

К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:

Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.

Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.

Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.

3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.

Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.

Доступ к автокредиту от банков-партнеров.

Отзывы самозанятых таксистов и таксопарков. Стоит ли переходить в режим НПД или нет? Таксопарк или агрегатор: с кем выгоднее сотрудничать?

Вот что думают участники рынка пассажирских перевозок о режиме НПД и с кем лучше работать самозанятым водителям.

В самозанятости в такси есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент – в случае работы с Яндекс.Такси водитель на полгода получает бонусные баллы приоритета.
Официальное подтверждение зарплаты – неочевидный плюс. Многим возможность показывать свой фактический доход не нужна, например, плательщикам алиментов и должникам банков.
Размер налога спорный. Если сопоставить его со средней комиссией таксопарков 3-5%, то разница получается совсем небольшой в пользу самозанятости.
Большой минус – самозанятый водитель не может отследить поступления от агрегатора. Они приходят частями и не всегда понятно, за какой период времени пришла выплата.
Плата за сегодняшний заказ может поступать водителю в течение трех дней. То есть, если водитель выполнил за день заказов на 1000 рублей, а на следующий день он получает от агрегатора 700 рублей, то непонятно, что ему не доплатили. Вообщем, нет прозрачности в выплатах.

Самозанятый таксист работает напрямую с Яндекс.Такси — платить паркам не нужно, а это весомый плюс. Хоть парки и заявляют о комиссии 2-3%, мы почему-то забываем про процент за вывод средств, который они удерживают. А это 1-3%, но не менее, к примеру, 30 или 40 рублей. Водитель теряет на этой комиссии за месяц все 5-7% в сумме. Самозанятый водитель никакой комиссии не платит. Сколько заработал, столько и получил на карту.
Из минусов – например, отвратительная работа техподдержки Яндекс.Такси. Раньше все мои проблемы и вопросы решал парк. Сейчас же их приходится задавать напрямую техподдержке, которая может сутками не отвечать.
К недостаткам я отношу и неравномерное списание денег с баланса в Таксометре. При выводе денег через парк, я обнулял баланс и четко видел все поступления. Самозанятому приходится отслеживать оплату по каждому заказу — пришла, не пришла? Деньги появляются на карте только на следующий день после обеда, а заработок за субботу приходит в понедельник. Это не очень удобно.

Я вижу несколько проблем с самозанятостью как для таксопарков, так и для водителей. Первая: агрегаторы активно переманивают к себе водителей из парков. Вторая: заработок на карту происходят частями. Частенько нельзя разобраться, какие заказы оплачены, а какие — нет. И третья проблема: водители, которые умеют считать, сразу понимают, что самозанятость не будет для них выгоднее, т. к. 4% и 6% с заказов обычно дают больший минус, чем комиссия парка в 4-5%.

Например, у нашего таксопарка есть тариф, по которому водитель платит с заказа 2,5%. Сюда прибавляется комиссия за вывод средств 1% (минимально — 20 рублей) на карту, но это все равно дешевле, чем 4% и 6%, которые платит самозанятый таксист.
Также водители теряют помощь парка. Мы круглосуточно поддерживаем с таксистами обратную связь, а самозанятые остаются наедине с агрегаторами и свои вопросы им приходится решать самим.
Еще один минус самозанятости — это порядок расчета. Работая с парком, водитель точно знает, что он получит заработанные деньги вовремя, чего не скажешь о работе самозанятых напрямую с агрегаторами.

Изменения в законе о такси в 2021 году

В России каждый год вступают в силу различные изменения, которые касаются такси. Какие поправки уже утверждены в 2021 году, а какие – планируются?

Утвержденные поправки

Новые правила перевозки пассажиров в такси, утвержденные Постановлением Правительства №1586 от 01.10.2020 г., вступили в силу с 1 января 2021. Наиболее важные пункты:

до подачи автомобиля такси клиенту необходимо сообщить номер заказа, наименование перевозчика, стоимость проезда и время прибытия автомобиля;

после поездки водитель обязан пассажиру бумажный или электронный чек;

на передней панели автомобиля справа от водителя должна находиться информация об организации, данные о номере и сроке действия разрешения, а также тарифы на проезд.

Отмена запрета на парковку такси во дворах с 1 января 2021.

Новые требования Яндекс.Такси с 1 февраля 2021.

Автоматическое продление разрешений для таксистов.

Согласно Постановлению Правительства России от 11 июня 2020 года №849, разрешения на перевозку пассажиров в такси, срок действия которых истекал с 15 марта по 31 декабря 2020 года, автоматически продлены на 12 месяцев из-за пандемии коронавируса.

Планируемые поправки

Здесь приведены поправки, которые сейчас обсуждаются депутатами и могут вступить в силу в течение 2021 года.

Запрет на работу в такси с судимостью, с иностранными правами.

Ограничение работы до 8 часов.

Дополнительная страховка для такси — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Настоящие Правила являются основным нормативным документом ЯТ, устанавливающим цели, а также порядок делового взаимодействия структурных подразделений, должностных лиц ЯТ и водителей для реализации целей настоящих Правил.

Настоящие Правила разработаны и действуют в соответствии с договорами, заключенными ЯТ, внутренними правилами и процедурами, применяемыми ЯТ, а также требованиями действующего законодательства РФ.

1. Основные определения

Далее используются следующие понятия, определения, аббревиатуры и сокращения:

Водитель — физическое лицо, заключившее трудовой или гражданско-правовой договор со Службой Такси, либо являющееся индивидуальным предпринимателем/Самозанятым — Службой Такси, обладающее соответствующим правом на управление транспортным средством и осуществляющее фактическое управление Такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа легковым такси или оказании иных транспортных услуг, а также осуществляющее курьерскую доставку. Под Водителем для целей настоящих Правил также понимается курьер, оказывающий услуги курьерской доставки без автомобиля.

Сервис — программно-аппаратный комплекс, позволяющий пользователям размещать запросы на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и/или иные транспортные услуги и/или услуги курьерской доставки, и осуществляющий автоматическую обработку и передачу запросов пользователей Службе Такси

Сервис для Водителей (Яндекс.Про, ранее — Таксометр) — сервис, предназначенный для автоматизированного приёма Водителем заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси и/или иные транспортные услуги и/или услуги курьерской доставки, а также предоставляющий иные функциональные возможности, полное описание которых приведено в руководстве по использованию Сервиса для Водителей.

Такси — транспортное средство, используемое Водителем при осуществлении перевозок пассажиров и багажа легковым такси. Для целей настоящего документа под Такси понимаются также транспортные средства, используемые Службой Такси для оказания иных транспортных услуг.

Комитет — не постоянная структура, которая созывается Группой Разбора для анализа отдельных Заявок на основании Правил, в случаях, предусмотренных Правилами.

Член Комитета — Выбранный ЯТ Водитель из числа Потенциальных Членов Комитета для конкретного собрания Комитета.

Потенциальный Член Комитета — Водитель, отобранный ЯТ согласно требованиям, установленным в Правилах, и согласившийся участвовать в собраниях Комитета.

Ограничение — перманентное ограничение доступа Водителя к заказам в Яндекс.Про, которое было введено ЯТ на основании Оферты, других договоров\\соглашений и\\или внутренних документов ЯТ.

Снятие Ограничения — процедура восстановления доступа Водителя к заказам в Яндекс.Про.

Группа Разбора — уполномоченное структурное подразделение ЯТ, которое состоит из сотрудников ЯТ, и предназначенное для приема и первичного анализа Заявок. Деятельность, структура и полномочия Группы Разбора регулируются настоящими Правилами, а также иными внутренними документами ЯТ.

2. Процедура пересмотра Ограничения

2.2. Группа Разбора анализирует Заявки на предмет наличия формальных оснований для отказа.

2.3. Группа Разбора может инициировать снятие Ограничения.

2.4. Группа Разбора созывает Комитет для рассмотрения Заявки, в случае отсутствия формальных оснований для отказа или Снятия Ограничения.

2.5. Комитет рассматривает переданные Группой Разбора Заявки. По итогам рассмотрения Заявки Комитет рекомендует ЯТ сохранить Ограничение или инициировать Снятие Ограничения, а также возможные дополнительные действия, которые должен совершить Водитель.

2.6. ЯТ принимает самостоятельное решение на основании рекомендации Комитета.

2.7. Срок рассмотрения Заявки Группой Разбора и Комитетом с учетом возможных переносов и дополнительных запросов не должен превышать 60 календарных дней с даты принятия Заявки Водителя ЯТ.

2.8. Персональные данные Водителя, участников Группы Разбора, Членов Комитета могут быть переданы каждому из указанных лиц для обработки в целях осуществления процедуры пересмотра Ограничений в соответствии с Правилами. Часть таких персональных данных может быть передана для обработки в ЯТ и его аффилированным лицам либо лицам, уполномоченным выступающих от их имени, для целей администрирования и технической реализации процедуры пересмотра Ограничений в соответствии с настоящими Правилами. Каждый, кто получил доступ к персональным данным указанных лиц, обязан соблюдать конфиденциальность таких сведений. Обработка персональных данных указанных лиц является необходимым условиям для осуществления процедуры пересмотра Ограничений в соответствии с настоящими Правилами.

3. Группа Разбора

3.1. После получения Группой Разбора Заявки, Группа Разбора проверяет Заявку на предмет отсутствия формальных оснований для отклонения Заявки. К таким основаниям относятся:

3.1.1. Водитель, который не получил Ограничение, а его доступ к Яндекс.Про временно приостановлен;

3.1.2. Водитель не обращался в службу поддержки для выяснения причины Ограничения;

3.1.3. Причина Заявления не относится к любой из следующих категорий:

Нарушения правил обеспечения безопасности при осуществлении поездки Водителем (выполнении заказа), установленные Офертой;

3.2. По итогам первичного анализа Заявки Группа Разбора сообщает о своем решении и статусе Заявки Водителю в течение 60 дневного срока с даты принятия Заявки.

3.4. В течение срока предварительного анализа Заявки Группа разбора вправе запросить у Водителя дополнительные сведения и\\или документы для целей предварительного анализа Заявки. Водитель обязан предоставить ответ и\\или документы в срок и способами, которые будут указаны в запросе Группы Разбора, но такой срок не может быть меньше двух дней с даты направления запроса.

3.5. Если Водитель откажется предоставлять сведения и\\или документы на запрос Группы Разбора или не предоставит их в срок, указанный в запросе, то Группа Разбора вправе принять решение об отклонении Заявки.

3.6. Если Группа Разбора принимает решение о передаче Заявление для рассмотрения Комитету, то Группа Разбора обязана назначить дату проведения рассмотрения Заявления Комитетом, которая должна быть в пределах 60 дневного календарного срока с даты принятия Заявления Водителя ЯТ, но с учетом возможности для переноса даты рассмотрения Комитетом.

3.7. Группа Разбора может самостоятельно по своему усмотрению Снять Ограничение.

4. Комитет

4.1. Рассмотрение Заявлений Комитетом должно происходить в составе 3 Членов Комитета. Члены Комитента для конкретного Комитета выбираются ЯТ из списка Потенциальных Членов Комитета. Вместе с 3 Членами Комитета к конкретному Комитету ЯТ выбирает 3 резервных Потенциальных Членов Комитета, которые могут заменить одного или нескольких Членов Комитета, в случае необходимости. Перед выбором ЯТ Членов Комитета для конкретного Комитета ЯТ обязан перепроверить Потенциальных Членов Комитета на соответствие изначальным критериям для Потенциальных Членов Комитета.

4.2. При выборе Членов Комитета ЯТ должен выбирать как минимум одного Члена Комитета из региона, в котором работал Водитель до Ограничения.

4.3. После назначения даты рассмотрения Комитентом Заявления ЯТ выбирает 3 Членов Комитета и 3 резервных Потенциальных Членов Комитета, которым направляется SMS уведомление в срок не позднее 2 рабочих дней после даты определения даты рассмотрения Комитентом Заявления.

4.4. Потенциальные Члены Комитета выбираются из действующих Водителей, отвечающих следующим критериям:

4.5. ЯТ самостоятельно направляет Водителям отвечающим критериям Потенциального Члена Комитета уведомления с предложением дать согласие на включение в список Потенциальных Членов Комитета.

4.6. ЯТ ведет список всех Потенциальных Членов Комитента.

4.8. Члены Комитета самостоятельно выбирают председателя перед началом рассмотрения Заявлений для одного конкретного собрания Комитета. Председатель Комитета ведет рассмотрение Заявлений, руководя процедурой и предоставляя всем участникам рассмотрения слово.

4.10. Члены Комитета вправе запросить у Водителя, подавшего Заявку, дополнительные сведения необходимые им для назначенного рассмотрения Комитентом. Данный запрос передается Водителю через Группу Разбора. В данном запросе должен быть указан срок предоставления информации, который в любом случае не может быть меньше 2 календарных дней с даты такого запроса.

5. Перенос рассмотрения Комитетом и повторное рассмотрение Заявки Комитетом

5.2. Любой из Членов Комитета вправе инициировать перенос даты рассмотрения Заявки на более поздний срок при наличии чрезвычайных обстоятельств, но не более чем один раз в пределах 60 дневного срока с даты принятия Заявки (только один из Членов Комитета может инициировать перенос, а не каждый Член Комитета по одному разу).

5.4. Водитель, подавший Заявку, вправе инициировать перенос даты рассмотрения Заявки на более поздний срок при наличии чрезвычайных обстоятельств, но не более чем один раз в пределах 60 дневного срока с даты принятия Заявки.

5.6. В случае инициации переноса даты рассмотрения Заявки Комитетом после того, как уже была осуществлена процедура переноса даты рассмотрения Заявки Комитентом по инициативе Группы Разбора и/или одного из Членов Комитета, и/или Водителя, подавшего Заявку, то Группа Разбора при определении новой даты должна выбрать дату, которая будет в пределах 60 дневного срока с даты принятия Заявки. При инициации переноса даты после уже совершенного переноса даты рассмотрения Заявки Комитета применяться правила пунктов 5.1 – 5.5., в той части что не противоречит настоящему пункту.

5.7. Для целей настоящей статьи к чрезвычайным обстоятельствам относятся:

Участие в оперативно-розыскных мероприятиях и\\или иных обязательных действиях в силу закона по требованию государственных органов (органы внутренних дел, федеральной службы безопасности и иных государственных органов);

5.8. В подтверждение возникновения чрезвычайных обстоятельств необходимо предоставить документы, которые подтверждали бы их возникновение (справки, копии документов и\\или выписки).

5.9. В случае если Водитель, подавший Заявку, не явился в день рассмотрения Заявления Комитетом на обсуждение, то Комитет выносит предварительное решение. Если по истечению 2 рабочих дней после вынесения Комитетом предварительного решения Водитель, подавший Заявку, не обратиться с просьбой о повторном рассмотрении Заявки в Группу Разбора, то предварительное решения будет считаться окончательным.

5.10. В случае если Водитель, подавший Заявку, не явился в день рассмотрения Заявления Комитетом на обсуждение, то Комитет выносит предварительное решение. Если по истечению 2 рабочих дней после вынесения Комитетом предварительного решения Водитель, подавший Заявку, обратиться с просьбой о повтором рассмотрении Заявки в Группу Разбора, а также предоставит документ подтверждающий чрезвычайные обстоятельства, то Группа Разбора путем SMS уведомления сообщит Членам Комитета и Водителю, подавшему Заявку, о факте самого повторного рассмотрения Комитентом Заявки, а также о новой дате повторного рассмотрения Заявки Комитетом.

6.1. Заседания Комитета могут проходить только в очной форме, но в двух форматах: а) заседание в одном месте; б) дистанционно при помощи электронных средств видео связи (Zoom, Microsoftteams и другие).

6.2. Группа Разбора осуществляет выбор формата заседание Комитета и сообщаете о нем при изначальном информировании о передачи заявки на рассмотрение Комитета.

6.3. В заседании Комитета участвуют Члены Комитета данного Комитета, до трех представителей Группы Разбора (но не менее одного), а также Водитель, подавший Заявку.

6.4. Председатель Комитета перед началом рассмотрения на заседании каждой Заявки оглашает общий регламент (последовательность действий на заседании). Председатель Комитета ведет заседания и самостоятельно решает сколько времени дать каждой стороне для выступления.

6.5. Председатель Комитета или представитель Группы Разбора вправе удалить Водителя из Заседания Комитета, если поведение Водителя становится неадекватным (начинает хамить, использовать ненормативную лексику, начинает угрожать физическим воздействием и иные действия).

6.6. После завершения заседания Члены Комитета имеют 24 часа на принятие решения.

6.7. В случае отсутствия одного из Членов Комитета на заседании Комитета, включая Члена Комитета из того же региона, что и Водитель, подавший Заявку, то при голосовании голос Председателя имеет решающее право голоса. В случае отсутствия Председателя на заседании, Члены Комитета обязаны самостоятельно выбрать Председателя перед началом заседания.

6.8. Решение Комитета носит рекомендательных характер для ЯТ.

7. Требования к Водителю для проведения заседания Комитета

7.1. Водитель, подавший Заявку, и чья Заявка была передана Комитету обязан выполнить следующие требования, чтобы принять участие в заседании Комитета:

7.1.1. Если заседание Комитета проводится дистанционно, то Водитель должен быть в отдельном закрытом помещении без посторонних лиц;

7.1.2. Если заседание Комитета проводится дистанционно, то Водитель должен продемонстрировать обстановку вокруг себя\\помещение, где он находится;

7.1.3. Если заседание Комитета проводится дистанционно, то Водитель должен участвовать с включенной камерой, которая позволяет участникам Комитета видеть Водителя;

7.1.4. Если заседание Комитета проводится дистанционно, то Водитель должен использовать наушники;

7.1.5. Водитель не имеет право осуществлять видео и аудио запись заседания Комитета;

7.1.6. Водитель должен продемонстрировать свой мобильный телефон (не идет ли аудио и\\или видео запись);

7.1.7. До начала заседания Водитель обязан подписать соглашение о конфиденциальности с ЯТ;

7.1.8. Водитель должен предъявить свой паспорт или свое водительское удостоверение по просьбе ЯТ или Членов Комитета.

7.2. В случае невыполнения Водителем любого из требований, перечисленных в пункте 7.1 Правил, ЯТ может недопустить Водителя к заседанию Комитета или провести заседание Комитета без Водителя.

Приложение №1

Ограничение доступа к сервису за низкий рейтинг

Злоупотребление функциями сервиса

Регулярное нарушение сервисных стандартов сервиса

Система обнаружила, что вы постоянно отменяете заказы в аэропорту

К сожалению, вы не прошли проверку алгоритмами службы безопасности, поэтому больше не сможете выполнять заказы в сервисе

Система обнаружила, что у вас есть поездки без пассажиров. Разблокировка не предусмотрена.

Система обнаружила, что вы постоянно нарушаете правила получения заказов в аэропорту. Это серьезное нарушение стандартов сервиса, вернуть доступ к заказам невозможно.

Отправляя это заявление вы даете свое согласие с

ПРАВИЛАМИ ПЕРЕСМОТРА ОГРАНИЧЕНИЙ ДОСТУА К СЕРВИСУ

Ограничение доступа к сервису за низкий рейтинг

Злоупотребление функциями сервиса

Регулярное нарушение сервисных стандартов сервиса

Система обнаружила, что вы постоянно отменяете заказы в аэропорту

К сожалению, вы не прошли проверку алгоритмами службы безопасности, поэтому больше не сможете выполнять заказы в сервисе

Система обнаружила, что у вас есть поездки без пассажиров. Разблокировка не предусмотрена.

Система обнаружила, что вы постоянно нарушаете правила получения заказов в аэропорту. Это серьезное нарушение стандартов сервиса, вернуть доступ к заказам невозможно.

"Российская газета" публикует постановление пленума Верховного суда России, которое защитит миллионы пассажиров в неприятных дорожных ситуациях.

Компания должна отвечать за шофера такси, которому она доверила работать под своим брендом. Фото: photoxpress.ru

Специальные разъяснения по сути вводят повышенную ответственность и для водителей такси, и для компаний, под чьими брендами работают таксисты.

В больших городах уже стали экзотикой люди, голосующие на улицах. А с ними постепенно уходят в прошлое и классические бомбилы: автомобилисты-частники, кружащие по городу в поисках пассажиров.

У граждан, у которых возникла потребность куда-то домчаться с ветерком, вошло в привычку заказывать такси по телефону или через интернет. Пассажир часто и не задумывается, что зачастую по вызову приедет тот же бомбила, только установивший на свой телефон специальную программу и заключивший договор с какой-нибудь компанией-агрегатором.

"Сегодня изменились многие экономические модели, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - В сфере такси побеждает модель, когда компания-агрегатор по сути является лишь посредником между водителем и пассажиром. Некоторые агрегаторы не имеют собственного транспортного парка".

Хотя компания-агрегатор такси работает как диспетчерская служба, она должна отвечать вместе с водителями

Но даже если транспортный парк и присутствует, то, по его словам, компания все равно работает и с водителями на основе партнерских отношений - предоставляя им информацию и получая определенный процент от выручки.

Пассажиры над такими юридическими тонкостями не задумываются. Им важно доехать без проблем из одной точки в другую, и все. Но как быть, если в дороге случилась беда?

В Москве осенью 2014 года поездка на такси стала последней в жизни для одной из столичных жительниц. Женщина воспользовалась одним из сервисов, вызвала машину. По дороге водитель попал в аварию, женщина погибла.

На суде выяснилось, что таксист и владелец машины - это два разных человека, а агрегатор такси вообще некая сторонняя организация, вроде диспетчерской службы. Поэтому, когда родственники погибшей подали иск, нижестоящие суды взыскали компенсации только с водителя и владельца машины. Принять же претензии к диспетчерской службе суды поначалу отказались. Мол, компания оказывает только информационные услуги, так что с нее и взятки гладки.

Однако с подобным подходом не согласился Верховный суд России. Он особо обратил внимание, что такси действовало от имени данной компании.

А сейчас пленум Верховного суда России детально растолковал особенности взаимоотношений транспортных компаний со своими клиентами. Одно из ключевых разъяснений касается именно агрегаторов: они должны отвечать за своих водителей.

"Теперь в случае происшествия компания-агрегатор не сможет переложить проблемы на водителя, работающего от ее имени, - подчеркивает Владимир Груздев. - Постановление особо указывает, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные".

Когда клиент звонит по телефону службы такси или заказывает машину на сайте, он не должен задумываться, перед ним настоящая служба такси или некие посредники, только связывающие его с настоящими таксистами. Агрегатор должен отвечать за свой бренд. А значит, будет нести ответственность и за таксистов, которых привлек к сотрудничеству. Отныне судьи должны решать именно так.

Важно, что перевозчики, а значит, и компании-агрегаторы, отвечают не только за жизнь и здоровье пассажира, но и за его багаж. При этом таксист обязан доставить чемодан в целости и сохранности, что бы ни случилось. За порчу чемодана водитель и его компания будут отвечать даже в том случае, если их вины нет. Скажем, какой-то лихач вылетел на встречную, избежать столкновения таксист не мог. Он не виноват. Но за помятый в аварии чемодан все равно заплатит.

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

"Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда (например, дорожно-транспортное происшествие по вине третьих лиц, хищение и т.п.), - сказано в постановлении пленума. - Основанием для освобождения перевозчика от обязанности по возмещению реального ущерба ввиду утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа является наличие обстоятельств непреодолимой силы и иных предусмотренных законом обстоятельств".

Так что избежать выплаты компенсации таксист сможет разве что при стихийном бедствии. Зато за грязный салон или багажник, в который опасно положить чемодан, таксист точно заплатит. "Ответственность за вред, причиненный имуществу пассажира вследствие ненадлежащего состояния салона предоставленного для перевозки транспортного средства, несет перевозчик, например, в случае порчи одежды пассажира вследствие загрязнения салона", говорится в постановлении.

Так что если после поездки в такси на брюках пассажира появилось пятно, которое не отстирать, нужно жаловаться и требовать денег. Таксист и агрегатор должны добровольно возместить ущерб. Если откажутся, суд взыщет с них еще и штраф в пользу клиента - в размере половины от присужденной суммы. Проще говоря: суммирует все компенсации, положенные пассажиру, включая и моральный ущерб, а потом умножит полученную сумму в полтора раза. Принятые разъяснения положительно скажутся на безопасности и качестве оказываемых услуг.

Читайте также: