Я суда не когда не вернусь

Обновлено: 18.05.2024

Официально фестиваль "Листапад" открывается только 7 ноября, я же его открыла в понедельник просмотром фильма "Я не вернусь".
В прошлый раз я уже говорила, что не совсем понимаю выбор именно этого фильма в качестве открывающего, так как хочется чтобы выстрелило, чтобы было ощущение, что дальше только лучше, чтобы фильм задал тон всему фестивалю. И по-моему скромному мнению этот фильм с такой задачей не очень справляется. И сейчас я расскажу почему.

Фильм режиссера Ильмара Раага и совместного производства Эстонии, России, Беларуси, ну в общем где снимали, тех в список и внесли. Должна сказать поездила съемочная группа прилично. И поэтому одним из плюсов этого фильма можно назвать красивые виды, сразу захотелось сесть в машину и как две девочки-героини ехать вперед и наблюдать как меняется пейзаж вокруг. Но вернемся к нашим баранам. Внимание, далее будет много спойлеров, в общем-то постараюсь пройтись по всему сюжету, к слову немного странноватому, как мне кажется.

Совсем не стесняясь, режиссер прямым текстом устами главной героини рассказывает нам что нас ждет и чем все закончится, а ведь эпиграф должен быть тонким намеком, и в фильме вообще порой незаметным.

". ведь любовь это совсем не собственничество, это замечательно явление,
оно ни чуть не хуже ветра или дороги.

Она не приведет вас к счастливой развязки и, образно говоря, к дому, нет.
Но зато по ней можно легко угодить в чужой и враждебный мир,
а это может быть тоже неплохо. "

Главная героиня - девушка Аня. Вначале фильма мы видим ее в выпускницей школы-интерната, заканчивающей школу с золотой медалью, вот только увы кроме медали ничего у нее больше нет, ни друзей, ни подруг, ни любимого человека.

Практически в самом начале фильма мы слышим из уст героини, как мне кажется, ключевую фразу, описывающую весь ее характер. За первые десять минут фильма она два раза произносит слова "Я передумала". Нет, я не спорю, ситуации, в которых она это произносит вполне требуют от нее именно вот этого поведения пай-девочки, правильной и невинной, но то как она произносит эту фразу, как она отрезает ей все связи с другими людьми, показывают ее довольно жестокой, непостоянной и не думающей о других людях.

Затем нам показывают ее же, но уже преподающей в университете литературу, Байрона, и одновременно целующуюся после лекции со своим научным руководителем, к слову профессор этот глубоко женат и имеет ребенка, бросать которых не намерен, о чем и сообщает постоянно своей возлюбленной. И здесь конечно не мне судить ее, но все же почему умная, образованная девушка слепо верит в "прекрасное далеко", когда его дочь вырастет и он обязательно тогда уж будет с ней. Вообще все ее отношения с этим мужчиной мне непонятны, хотя, возможно здесь нам этого просто не показали, и скорее всего эта ее такая сильная и слепая любовь объясняется тем, что когда-то еще в начале ее становления в университете от взял ее себе под крыло, сказал ей какая она умная и возвел ее на какой-то пьедестал, откуда она взглянула на него как на героя и единственного родного человека в жизни.

Далее мы видим сцену в кабинете кафедры, когда к ней на пересдачу приходит беременная девушка, а та отправляет ее прийти через месяц, несмотря на все уговоры девушки и косые взгляды другой преподавательницы. Здесь мы отчетливо видим этакую "суку-преподшу", про которых в универе обычно говорят, что замуж ей надо и ребенка родить. У нас в университете такая была, вела кстати предмет совсем не по специальности, но спрос был ого-го, говорят сейчас утихомирилась. Может действительно муж-дети помогают?)

А потом, когда мы уже готовы заскучать от бытовухи, сюжет резко закручивают - "друг" Ани по интернату приносит ей пакет на хранение, а там оказываются наркотики, о чем ей и сообщают приехавшие по горячему следу милиционеры полицейские, а им как говорится все равно, твое не твое, всех вылечим посадим. И пока полицейский отвлекался на приставучую соседку, Аня выпрыгивает в окно и убегает в неизвестном направлении. После этого сюжет уже перестает поддаваться логическому объяснению, потому что 26-летняя девушка, вдруг решает переодеться в подростка и под видом беспризорницы укрыться на время в спец. интернате. Но не тут-то было, и ей снова приходится бежать, только теперь рядом с ней оказывается еще и маленькая девочка, одинокая и брошенная, но с мечтой о бабушке из Казахстана. И она со своим детским рвением и светлым взглядом на мир уговаривает Аню поехать вместе с ней к бабушке. автостопом!!

Аня мечется и не знает что делать, ее возлюбленный помогать ей не собирается и постоянно повторяет, что она должна сдаться, друзей-родных нет, и она отправляется в путешествие. Ну и конечно же по законам жанра на протяжении всего "путешествия" девочки будут то ссорится, то мирится, то делать друг другу милые подарки в стиле "я давно мечтала, но это глупо", будут терять друг друга и находить со слезами на глазах и мыслями, что уже больше никогда не расстанутся и не бросят друг друга, а потом, когда уже и слезу зритель пустил и вроде успокоился, нас ждет новый поворот. Догадались какой? Конечно же смерть одного из персонажей.

"Неожиданно" погибает Кристина, та самая у которой бабушка в Казахстане и из-за которой все это путешествие и затевалось. И вот Аня вроде бы свободная от обязательств, да и дома ее уже никто не ищет, так как профессор все же постарался и ее оправдали, решает что правильно все же найти бабушку, продолжить путешествие самой, несмотря на нежный голос возлюбленного в трубке, рассказывающий как он скучает и как у них все будет хорошо.

Опять дорога, опять виды, опять приключения, попутчики и разговоры за кадром. Сменить декорации не лето, девочку не убивать и поубавить чуть драмы и получился бы среднестатистический семейный приключенческий фильм, коих в Голливуде по-моему итак полно.

А в конце все, драма закончился, запал иссяк и мы видим хэппи-энд, пусть и немного странный, но под видом не узнанной узнанной в Ане Кристины, Аня обретает долгожданную семью, бабушку и киндер-сюрприз, а за кадром видимо еще и джинсы со стразами.

Вот и весь фильм, сюжет странный от начала и до конца, игра актеров - неоднозначна. Ане 15-летней девушке я верю, у нее очень хорошо получилось сыграть подростка с вечными переменами в характере, недальновидностью, твердолобостью, а вот в то что Ане 26 лет, а она притворяется 15-летней мне не верилось. Было всего пару моментов за весь фильм, когда в глазах пробегало что-то и было понятно, да, это взрослая девушка, ее познание мира, жизни отличается от 15-летней, оно глубже и многограннее. Но это было видно редко, чаще 15-летняя девушка полностью поглощала взрослую, а точнее ее просто не было. С ролью Кристины Вика Лобачева справилась хорошо, кстати она некоторое время воспитывалась в детдоме.

В общем я не могу сказать, что фильм мне совсем не понравился. Снят он хорошо, картинка действительно качественная, красивые пейзажи, хорошо подобранный актерский состав, не считая лично мне бросающейся в глаза не стыковки в героине Ани, все остальные играют очень правдоподобно, местами попадаются интересные диалоги, но вот сам сюжет, сценарий немного не дотянули. Хочется чего-то сильного, целостного, чтобы это было реально и совершаемые поступки не были оторваны от причин их совершения, ну и конечно же, чтобы из тебя не вытягивали эмоции и сопереживания клещами режиссерскими уловками.

Вердикт - фильму ставлю твердые 6 из 10, если вам все же хочется посмотреть что-то подобное, то лучше пересмотрите еще раз "Сестры" Бодрова младшего.

Пока писала этот пост посмотрела еще два фильма из программы фестиваля, так что дальше больше =)

Луна светила в окно, как безумный прожектор, и я просто извертелась на диване, пытаясь уснуть. Но если укрыться одеялом с головой, становится слишком жарко, а если одеяло скинуть, то, во-первых, свет попадает прямо в глаза, даже занавеска не спасает, а во-вторых, зверски кусается залетный комар. Ладно бы он просто кусался, но он ещё и на редкость мерзко зудел над ухом! И потом, что-то мне было не по себе.

Наплевав на сон, я села на диване и принялась соображать, что же не так. Примерно через полчаса выяснилось, что Лив не навещал меня уже… нет, не может быть! Он, конечно, и раньше пропадал, но два месяца - это, согласитесь, уже хамство! Я, значит, как идиотка, сижу летом в городе, а этот поганец прохлаждается в великолепных лесах, где - вот оно, самое главное! - мне до сих пор не встретилось ни единого комара! Куда он мог запропаститься? Ой, определенно что-то неладно! Надо бы выяснить, в чем дело…

Я решительно встала, оделась, на спину нацепила рюкзак со всякими нужными мелочами, кроссовки взяла в руки и на цыпочках пробралась к входной двери. Из родительской комнаты доносился басовитый храп папы, перемежаемый тоненьким всхрапыванием мамы. Жуть… Интересно, они на ночь уши затыкают, что ли? Я бы так долго не выдержала… Хорошо ещё, Лив не храпит. Хотя мы с ним не ночевали… То есть ночевали, но в лесу, под открытым небом, а там особенно не разоспишься.

Для непосвященных поясняю: Лив - это мой очень хороший друг. Он эльф. Мы с ним познакомились не так уж давно, когда меня забросило в иной мир. Там мы встретились, подружились, и в результате Лив теперь ухитряется жить то в своём мире, то на Земле. Он, зараза, умеет туда-сюда шнырять. Лив и мне на всякий случай объяснил, как это делается, но я никогда не путешествовала в одиночку. Меня отчего-то закидывает в совершенно непонятные места, причем не только когда я пробую переместиться сама, но и когда это делает Лив в моей компании. Когда мы с Ливом с трудом выбрались из какой-то мезозойской эры, он строго-настрого запретил мне предпринимать подобные вояжи без него. Потому что если я застряну где-нибудь в парке юрского периода, он меня при всём желании не отыщет…

Однако в данный момент выбора не имелось. На моё счастье, было полнолуние, то есть перемещаться между измерениями могли не только эльфы, но и нормальные люди. Я походила немножко туда-сюда, погрызла ногти и, наконец, решилась. Крепко зажмурившись, я сделала всё точно по инструкции…

Признаться, открывать глаза было страшно. Пока я боялась, ногам стало мокро, поэтому глаза всё-таки пришлось открыть. Выяснилось, что я стою в болоте, и меня уже немножко засосало. Я рванула из этого гиблого места со всей дури и остановилась, только когда под ногами перестало чавкать.

Отдышавшись, я с некоторым трепетом огляделась. Так… местность как местность… никаких динозавров, самый обычный лесок. Неподалеку что-то торчит, не то замок, не то одинокая скала, в лунном свете не разобрать. Придется идти туда, иначе не выяснить, где я оказалась. Искать местных жителей в лесу мне отчего-то не хотелось…

До непонятной штуковины я доковыляла на рассвете. Выяснилось, что это действительно замок, и чертовски знакомый. Я сперва тихо обрадовалась, что попала именно туда, куда надо, да ещё так быстро добралась до обиталища своих приятелей, но быстро перестала испытывать приятные ощущения… В замок, за воротами которого обычно дикими голосами вопили малолетние детишки моих друзей, было подозрительно тихо. Но это бы ладно, час ещё ранний… да только вот ворота были сорваны с петель, а ворота эти, насколько мне известно, и танком не протаранить! Центральная башня радовала взор выбитыми окнами, все угловые были здорово закопчены, а северная так и вовсе представляла из себя просто груду камней.

Я обошла строение по периметру, поорала немножко и быстро убедилась, что в замке нет ни души. Очень интересно… Кому же, интересно, могли сдать замок мои друзья (а из них двое приличных волшебников Вивиана и Родан и двое же неслабых воителей Талия и Тал). Кроме них, в замке было немало народу, и уж что-что, а воевать они умели!

Что же делать-то, а? Я потопталась на пепелище, поскулила от избытка негативных эмоций и решительно взяла курс на Тёмный Лес.

Темный Лес - обитель эльфов, малая часть Великого Леса. И соваться туда без приглашения и без провожатого не стоит - утыкают стрелами, как ежика, и даже не спросят, кто ты и откуда. Мне всё это неоднократно объясняли, поэтому сама я в лес не пошла, а остановилась на опушке и заорала:

- Э-эй! Есть кто живой?! Отзовитесь! Эльфы, ау!

- Хватит вопить, - сказали с ближайшего дерева. У них что тут, постоянный пост, что ли? - Чего тебе надо?

Этот голос я уже где-то когда-то слышала.

- Знакомого ищу, - сказала я.

- Какой знакомый может у тебя быть в Тёмном Лесу, идиотка? - фыркнули с дерева. - Ты кто такая?

- Я? - уточнила я, даже не думая обижаться. Эльфы все такие - болтают невесть что, совершенно не стесняясь в выражениях. - Я Ада. А ищу я Лива. Вы его не видали?

- Какого ещё Лива? - довольно грубо спросили в дерева.

- А, черт, - досадливо поморщилась я. На самом деле Лива зовут немного иначе. - Благородный эльф, я ищу Ливенириэля-аэр-Караниаль-мэй-Ариана. Не встречал ли ты его?

На дереве немного помолчали, потом зашуршали ветки, и на тропинку передо мной с головокружительной высоты мягко спрыгнул эльф. Он был примерно на полметра выше меня и раза в три шире в плечах. Этакий варяг: длинные светлые волосы, заплетенные в косички, и льдисто-голубые глаза. Физиономия, понятное дело, разрисована зелеными полосами, так что он смахивал на какого-нибудь норвежского коммандос в дебрях Амазонки.

- Я Нарантиэль-аэр-Эльстениль-мэй-Скалия, - представился блондинчик, меряя меня довольно прохладным взглядом. - Я брат сестры Ливенириэля.

Тут, похоже, снова нужны пояснения. В родственных связях эльфов сам черт ногу сломит. Семьёй они себя не обременяют и за свою достаточно долгую жизнь успевают сменить уйму привязанностей, но родственниками, как ни странно, дорожат и знают свою километровую родословную наизусть. Я подозреваю, им просто больше заняться нечем, кроме как зазубривать переплетения генеалогического древа… Насколько я смогла понять из путаного объяснения Лива, у эльфов вполне можно оказаться сестрой собственного прадедушки. Причем отчего-то у эльфов не случается всяких проблем с детьми, как бывает с людьми в случаях браков между близкими родственниками…

- Очень приятно, - сказала я. - Я Ада, уже говорила. Так где Лив?

Поскольку блондин (буду называть его так, потому что имя его я воспроизвести не в состоянии, а уменьшительно-ласкательный вариант он мне сообщить не удосужился) мрачно молчал, то я испугалась.

- С ним что-то случилось? - спросила я. - Ой… Ничего серьёзного, я надеюсь?! А то он пропал куда-то, и ни слуху, ни духу…

- Я не могу тебе сказать, - выдал наконец эльф. Я его чуть не лягнула. Всегда они так: молчат, молчат с загадочным видом, потом - бац! Понимаю теперь, отчего люди их терпеть не могут…

- Не имею права, - понятно разъяснил блондин. - Впрочем… подожди.

- А я никуда и не уйду, пока не узнаю, что с Ливом! - заявила я, но эльф меня не слушал.

Он повернулся к лесу передом, а ко мне, соответственно задом, и пронзительно свистнул. Как рассказывал Лив, в лесу эльфы переговариваются именно свистом, причем лично у меня ни разу не получилось просвистеть даже обычное приветствие. Но различать свист я немного научилась. Сейчас мой новый знакомый явно кого-то звал.

И впрямь, не прошло и пары минут, как на тропинке рядом с блондином оказалась эльф… как сказать-то? Эльфка, эльфийка… одним словом, девушка. Очень красивая. Я, надо сказать, девушек-эльфов ещё ни разу не видела. Да что там! Я из эльфов вообще одного только Лива видела! Ну да ладно…

Надо сказать, девушка была необыкновенно хороша, её даже маскировочная раскраска не портила. Одни золотые волосы чего стоили… а глаза! Кстати, в чертах её лица прослеживалось определенное фамильное сходство с Ливом… Глаза точь-в-точь такие же. Только у Лива взгляд нахально-шкодливый, а у этой красотки - спокойно-настороженный.

Блондин что-то сказал девушке на своем языке. Она кивнула и обратилась ко мне:

- Я Ада, - ответила я. Ага, ясно. Значит, она приходится Ливу сестрой по матери, а блондин - брат Оливьены по отцу… Фу ты, ну и семейка! - Где Лив?

- Сказать? - спросил блондин сестричку.

- Мы не можем, - ответила та. - Не имеем права.

Слово за слово, они быстро перешли на родное наречие. Выглядело это очень забавно: они стояли друг против друга, взъерошенные, как помойные коты в драке за селедочную голову, сверкали глазами и орали на весь лес. Я, признаться, разбирала только отдельные слова, которым меня смог обучить Лив. Само собой, сплошь ругательные… Но по-эльфийски они звучат очень даже красиво!

Я на секунду отвлеклась, а тем временем дело дошло до рукоприкладства: Оливьена залепила брату оплеуху, а он тут же врезал сестричке по шее. Она, впрочем, ловко уклонилась и метко пнула братца по коленке. Пока он прыгал на одной ноге и зверски ругался, она что-то строго ему выговаривала. Потом они ещё минуту постояли друг против друга, посверкали глазами, синхронно кивнули и повернулись ко мне.

- Идем с нами, - сказала Оливьена. - Здесь не стоит говорить.

- Почему? - глупо спросила я.

- Много ушей вокруг, - буркнул блондин, недовольный тем, что сестра его переспорила.

В фильме Я не вернусь успешная аспирантка, чтобы избежать ложного обвинения, отправляется в бега, где знакомится с отчаянной беспризорной девочкой-подростком. Дружба между девочками напрочь переворачивает их мир, меняя всё вокруг и помогая переписать жизнь заново.

Отзывы зрителей

Хотите узнать, понравится ли вам фильм Я не вернусь (2014)? Почитайте отзывы зрителей, которые уже посмотрели и делятся своими впечатлениями, рассказывая, что стоит ожидать от просмотра этого кино. Посмотрите рейтинг на Мегакритике, ознакомьтесь со списком жанров картины и описанием сюжета. В заголовке зрительских отзывов указан процент его полезности на основе голосов читателей, общее количество голосов, имя автора и его оценка фильм по десятибалльной шкале.

Фильм "Я не вернусь" - качественное и душевное кино. Фильм мне понравился тем, что он берет за душу и не отпускает до конца просмотра.

Очень хотела посмотреть этот фильм. Посмотрела. Увы, он не оправдал моих ожиданий. Во-первых, всё происходит слишком быстро и превращает кинокартину в своеобразную кашу. Чувствуется наигранность. Сюжет достойный, но воплотили его, мягко говоря, не в самом лучшем виде.

Такое дерьмо я смотрю впервые, если дальше будут снимать так, то и смотреть будет нечего. Пародия на сестер. Я разочарован. А режиссеру дал бы оскар из дерьма!

Те, кто давал отрицательные отзывы, либо были не в том настроении, либо им нужно трансформеры смотреть. Фильм качественный, цепляет за глубину души, жизненно. После просмотра долго не могла успокоиться. Смотреть однозначно стоит!

Замечательный фильм, показывает реалии нашей жизни, девочки играют бесподобно, каждое движение, каждое их слово, выражение глаз - все наполнено смыслом! Поклонникам "Американского пирога" не смотреть.

Фильм очень хороший, жизненный, режиссеру и актерам ОСКАР. Несколько раз прослезился, долго под впечатлением буду находится. После просмотра так и хочется много доброго сделать, многим помочь, а уродов всяких перестрелять.Такие фильмы нужны нашему гнилому обществу. А негативные отзывы оставляют-Школота, уроды всякие моральные, да и идиоты всякие. Если ДУШИ и МОЗГОВ нет, не смотреть!

Фильм замечательный, просто шедевральный! Прекрасная графика, замечательная актёрская игра.Ты вникаешь в суть фильма и во время просмотра чувствуешь себя главным героем(ИМХО). Всем посмотреть обязательно, это того стоит!

Грамотный подбор актеров! Подходящее время года в процессе фильма. Наша страна, где ты никому не нужен, и если ты исчезнешь, никто и не заметит. Но тем не менее мы живем здесь и верим в сказку.

Фильм не для поклонников спайдермена или всяких сорокалетних девственников, для тех кто понимает, что такое реальная жизнь.
Фильм про реальную жизнь, где все жестокие или стоить добрым людям просто ничего не делать быть пассивным, то тогда зло будет всегда и везде. Если каждый будет вносить свою лепту не смотря на других то мир будет добрей. Вместо детдомов возродили бы инстут семейного воспитания, когда отдают семьям другим. Для сравнения в миллиардном Китае нету детдомов..

Фильм бесподобный. Мне очень понравился. Тронуло до глубины души. Особенно понравилась девочка Кристи. В конце фильма рыдала. Девочку жалко.

Рыдал на всхлип весь фильм, как сумасшедший. До сих пор не могу успокоиться. Лучшее, что я видел , за последние десять лет - это точно .

Это фильм-сказка, фильм-притча для взрослых. В одной сумрачной, мрачной стране, где живут хмурые и черствые люди встретились две девочки. Они очень одиноки, им страшно, но вместе они начинают верить в чудо, что где-то в Казахстане, у отрогов гор, их ждет единственный родной человек-бабушка. Много мытарств придется им испытать на пути, но они все преодолеют. Правда маленькая Кристина станет "водой"- живительной влагой любви, которая поможет исцелить израненную душу своей подруги Ани. А та станет " рыбкой", и опять нырнет в омут жизни, но уже бесстрашно. Чудесное кино, доброе, искреннее, заставляющее верить в чудеса.

Это очень сильный фильм, при высочайшей реалистичности образов, созданных девушками. Младшая - вообще талантище! Суть фильма - построение настоящих человеческих отношений. Это очень сложно. В обычных условиях, у людей Человеческие отношения не встречаются, они более вероятны на войне. Это как разница между "в тылу" и "на фронте". Девушек вынудили оказаться "на фронте", и они выживают, это передаётся в актёрской игре (спасибо Виктории и Полине). Посмотрите на героинь. Анна каждую секунду ожидает нападения: взгляд, манера движения. Взгляд, оценивающий степень угрозы (всегда), в нём неизвестность выбора, что делать в следующую секунду, бежать или защищать жизнь, иногда, очень редко, надежда на помощь, всегда оценка пространства вокруг, чёткая сосредоточенность, даже когда она улыбается (очень редко). Движения экономные, стиль одежды, так чтобы не выделяться. Маскировка, готовность отразить или нанести удар. Выработанные жестокими условиями жизни воля и решимость, чёткость действий, тактика, расчёт. (Прекрасен пример с камерой хранения и нападением на проститутку, чтобы попасть в приёмник-распределитель.) Характерно общение Ани и Кристины, каждое слово имеет вес. Они жили в детском доме, сравните - на "зоне", нельзя расслабляться. Ранее, отличный эпизод с отказом Ани беременной студентке в зачёте. С точки зрения Анны, привыкшей жить "на войне" проблема студентки так мелка,что даже избытка слов не заслуживает. Сравните, с проблемами самой Анны, или с проблемами Кристины, которая готова реально убить или погибнуть, защищая свой медальон. И Аня и Кристина - волевые лидеры, только Кристина - на чужой территории. (У Кристины есть те же качества,что и у Ани, есть план побега, есть нож, есть цель, постоянная боевая готовность.) Аня останавливает игру "врагов" с медальоном , а те кто не понял получают по морде. Она всегда шла против общества, поэтому - медалистка. Не удивительно, что девушки привязались друг к другу, но сперва их отношения (как в бою) сугубо практичны.Потом оттаивают, но каждый миг идёт проверка друг друга, нет ли предательства. Талантливые истории Кристины от экстремальности жизни, Аня воспринимает их как реальность и примеряет к себе. Эпизод с уходом Кристины и ответ Ани, на кладбище, это проверки друг друга на способность дать главное качество, которого с роду не было у обеих "ты меня любишь?" За такую проверку Кристина заплатила высшую цену. Но победила. Аня могла десять раз её бросить, и не бросила. Запас везения Кристины был израсходован. Последние остатки она отдала Ане и поэтому Аня дошла. При этом, мечта Кристины не оказалась фантазией. Представьте, что могло быть и по другому. В общем то, фильм о дружбе и героизме, о настоящей жизни. Теперь, сравните с никчемной жизнью Профессора. Аня нафантазировала себе любовника-папочку и пыталась вытащить его из существования в виде домашней скотины, в Человеки. (Она просила "помоги мне", но тот только мычал). Смысл фильма,в том, что большинство зрителей - это "профессоры" или их жёны, или "беременные студентки", или "домовладелицы" (Жизнь как у всех). Гораздо меньше тех, кто чуть-чуть стремится к человеческим качествам. Общий итог выражен в сцене крика девушки в пустоту, на снегу перед заброшенным домом. Есть ли люди на этой планете? В ответ - тишина. Даже хоронить подругу надо самой. Хороший фильм 10 из 10ти.

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом "О безопасности дорожного движения" и Правилами дорожного движения "дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб".

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми - с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности - СИМ - и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Суд отметил, что если извещение вернулось в суд без уведомления о вручении или отметки отделения почтовой связи о причинах возврата, то нельзя считать ответчика извещенным о начале судебного разбирательства


По мнению одного из экспертов, Верховный Суд подошел к вопросу извещения менее формально, чем нижестоящие инстанции, и отметил, что суд должен располагать информацией о том, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о начавшемся процессе. Второй посчитал, что определение Суда демонстрирует, что в судебной системе сохраняется устойчивая тенденция к упрощению судебных процедур, в том числе за счет снижения уровня процессуальных гарантий доступа к суду.

ВС вынес Определение № 305-ЭС19-14303, в котором указал, что возврат судебного извещения без отметки отделения почтовой связи о причинах возврата не подтверждает информирование стороны о начале судопроизводства.

11 февраля 2019 г. общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и ходатайством о восстановлении пропущенного срока на ее подачу, который истек 25 января. В жалобе, в частности, отмечалось, что ответчик не был уведомлен о судебном процессе.

Суд апелляционной инстанции также отметил, что согласно материалам дела ответчик был извещен о принятии искового заявления к производству и о назначении дела к судебному разбирательству, поскольку судебное извещение направлено в соответствии с ч. 4 ст. 121 АПК по месту нахождения юридического лица. Таким образом, ответчик несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела. АС Московского округа оставил определение апелляции без изменения.

Не согласившись с постановлением кассационной инстанции, общество обратилось в Верховный Суд.

Изучив материалы дела № А40-238644/2018, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отметила, что в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК информация о принятии искового заявления или заявления к производству, о времени и месте судебного заседания размещается арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в интернете не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальном сайте арбитражного суда в интернете указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.

Пленум ВС РФ принял постановление по вопросам применения законодательства об электронном документообороте в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Высшая инстанция отметила, что из ч. 1 ст. 122 АПК следует, что копия судебного акта направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения адресату под расписку непосредственно в арбитражном суде или по месту нахождения адресата, а в случаях, не терпящих отлагательства, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Согласно ч. 6 ст. 122 АПК в случае, если место нахождения или место жительства адресата неизвестно, об этом делается отметка на подлежащем вручению уведомлении с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации.

Суд напомнил, что согласно ч. 1, 3 ст. 123 АПК, лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания арбитражный суд располагает сведениями о получении ими копии определения о принятии искового заявления к производству и возбуждении производства по делу или иными доказательствами получения информации о начавшемся судебном процессе. Судебное извещение, адресованное юридическому лицу, вручается лицу, уполномоченному на получение корреспонденции. Абзацем 3 ч. 4 ст. 123 АПК предусмотрено, что лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом, если копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд с указанием источника данной информации.

Верховный Суд указал, что первым судебным актом по данному делу является определение АС г. Москвы от 15 октября 2018 г. о принятии искового заявления к производству и о назначении предварительного судебного заседания на 9 ноября 2018 г. Ответчик в предварительном судебном заседании не участвовал. В протоколе имеется запись о том, что ответчик, извещенный о времени и месте заседания, в суд не явился.

Таким образом, отметил он, в нарушение приведенных норм права первый судебный акт – определение о принятии искового заявления к производству – суд первой инстанции ответчику не направил, ответчик о начавшемся против него судебном процессе извещен не был.

По его мнению, ответчик был лишен возможности участвовать в судебном заседании суда первой инстанции и защищать свои права и законные интересы, представлять свои возражения и доказательства относительно заявленных истцом требований, в результате чего были допущены нарушения таких принципов арбитражного процесса, как обеспечение равной судебной защиты прав и законных интересов всех лиц, участвующих деле, равноправие сторон и состязательность.

По мнению Василия Котлова, соблюдение процедуры извещения лица, участвующего в деле, имеет большое значение и в том контексте, что является необходимым условием для признания и приведения в исполнение судебного решения в иностранной юрисдикции.

Читайте также: