Вынужденный отказ от воздушной перевозки судебная практика

Обновлено: 14.05.2024

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено секунду назад

Хабаровская транспортная прокуратура разъясняет, что в соответствии с положениями ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, пассажир имеет право на полное возмещение оплаты стоимости проезда в случаях вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки.
Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случаях:
- отмены или задержки рейса, указанного в билете;
- изменения перевозчиком маршрута перевозки;
- выполнения рейса не по расписанию;
- несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
- несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
- необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
- болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, при условии уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (согласно ч. 3 ст. 108 Воздушного кодекса РФ под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), под близкими родственниками - дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры);
- непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
- неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.
При возникновении вышеуказанных обстоятельств перевозчик обязан сделать отметку в перевозочном документе пассажира либо выдать пассажиру документ подтверждающий неисполнение договора перевозки.
После чего, в целях возврата денежных средств за перевозку, пассажиру следует обратиться либо в агентство, где приобретался билет, либо по месту нахождения авиакомпании и ее представительств.
Вместе с тем, следует отметить, что данные правила не распространяются при заключении договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о невозврате провозной платы.
В таких случаях возврат денежных средств пассажиру не осуществляется, вне зависимости от причин неисполнения договора перевозки.


Официальный сайт Правительства Хабаровского края

План преодоления экономических последствий новой коронавирусной инфекции

Открытый регион. Голос 27

Примите участие в улучшении качества жизни в крае

Электронные услуги Хабаровского Края

Подача заявления на зачисление ребенка в ДОУ, запись на прием к врачу

Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)

Портал государственных услуг Российской Федерации

Портал Министерства культуры Российской Федерации "Культура. Гранты России"

Самолетами я летаю часто. За пять лет активных путешествий накопился уже 231 перелет.

За это время бывало всякое: рейсы задерживали, отменяли, переносили. Однажды мне пришлось сделать вынужденный возврат билетов по болезни: самолет улетел без меня, но деньги вернули. Обычно сотрудники аэропортов и авиакомпаний помогали решить ситуацию.

Но в декабре 2018 года рейс, которым я должен был лететь из Краснодара в Москву, сначала задержали, а потом и вовсе отменили. Сотрудники авиакомпании отказались пересадить меня на другой рейс и даже высмеяли за то, что я требую компенсации. Тогда я самостоятельно купил новые билеты, а потом обратился в суд и отсудил 10 000 Р .

В статье расскажу, как действовать в подобной ситуации.

Что произошло с рейсом

я заплатил за билет на рейс, который потом отменили

За 10 минут до планового времени вылета в аэропорту объявили о задержке рейса на час, потом еще на час. По закону, если рейс задерживают, через два часа авиакомпания обязана предоставить пассажирам воду, а через четыре — питание. Так и произошло: сначала нам дали бутылки с водой, а затем еду.

Мой посадочный талон. Отметки спецконтроля и его аннуляции поставили, когда я выходил из чистой зоны аэропорта за питанием, а потом вернулся

А вот тот же самолет уходит в Ростов. Так я еще до объявления задержки рейса понял, что придется ждать минимум пару лишних часов

Бесплатное питание: котлета явно не из мяса, гречка — холодная и недоваренная. Зато малосольный огурчик порадовал

Через семь часов рейс отменили. Представитель авиакомпании предложила пассажирам расписаться в списке, чтобы сделать вынужденный возврат билетов и вернуть деньги. Их обещали перевести в течение 30 дней.

Меня такое предложение не устраивало. Я хотел не получить обратно 500 рублей, а улететь домой. Как часто летающий пассажир, к тому моменту я выучил свои права и решил за них бороться.

Что написано в законе

Когда вы покупаете билет на самолет, вы автоматически заключаете с авиакомпанией договор перевозки. По этому договору авиакомпания обязуется доставить вас в пункт назначения. Расторгнуть договор по своей инициативе авиакомпания может в нескольких случаях: например, если пассажир отказывается оплатить багаж или везет запрещенные предметы.

Мой рейс отменили из-за погодных условий. Погода не входит в список причин, по которым авиакомпания может расторгнуть договор. Право на это есть только у пассажиров. Согласно Федеральным авиационным правилам, в такой ситуации пассажиры могут выбрать один из двух вариантов:

  1. Оформить вынужденный возврат билетов.
  2. Дождаться, пока погода наладится и рейс сможет вылететь.

Вынужденный возврат — это право пассажира вернуть полную стоимость билета в случае форс-мажора . После оформления вынужденного возврата договор перевозки считается расторгнутым. Кроме стоимости билета авиакомпания ничего вам не должна.

В каких случаях вы имеете право на вынужденный возврат билетов

  1. Отмена или задержка рейса.
  2. Изменение маршрута перевозки или существенное изменение времени вылета — какое время считать существенным, определяют внутренние правила авиакомпании.
  3. Внезапная болезнь или смерть пассажира или близкого родственника.
  4. Необеспечение стыковки рейсов — когда пассажир не успевает на следующий рейс при пересадке.
  5. Невозможность предоставить пассажиру место на рейс — например, если авиакомпания продала больше мест, чем есть в самолете.
  6. Задержка на досмотре — если пассажира или его багаж необоснованно долго досматривали, но запрещенных предметов не нашли, а самолет уже улетел.

В перечисленных случаях деньги вернут, даже если билет куплен по невозвратному тарифу. В остальных ситуациях возврат считается добровольным, и авиакомпания имеет право вернуть только часть стоимости билета или не возвращать ничего.

Вынужденный возврат — это право пассажира, а не обязанность.

Я выбрал второй вариант: решил не оформлять вынужденный возврат, а дождаться вылета моего рейса или улететь другим. В этом случае договор перевозки остается в силе, а авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажиру:

  1. Два телефонных звонка.
  2. Воду при задержке рейса на два часа.
  3. Горячее питание при задержке на четыре часа и далее каждые шесть часов вплоть до вылета самолета.
  4. Гостиницу при задержке на восемь часов в дневное время и при задержке на шесть часов в ночное время, а также транспорт туда и обратно из аэропорта.
  5. Хранение багажа.

Мы пишем в том числе и об этом. Подпишитесь на рассылку, чтобы узнать, как защищать свои права без судов

Как было у меня

А вот меня ждала неудача. Я попросил пересадить меня на другой рейс, но представитель авиакомпании отказала мне и в новом билете, и в размещении в гостинице, и даже в звонке в колцентр.

В итоге сначала мне поставили отметку о задержке рейса, и только позже я добился второй отметки — об отмене. Я просил указать на маршрут-квитанции, что мне отказали в гостинице и новом билете, но снова получил отказ.

Маршрут-квитанция такая бледная, потому что чернила в принтере в аэропорту были на исходе. Наученный этим опытом, теперь я распечатываю квитанции заранее, дома

Параллельно я дозванивался в колцентр. Поговорил с двумя специалистами, но оба склоняли меня на вынужденный возврат. Я отказался, предупредил, что буду защищать свои права в суде, и узнал имя и идентификационный номер сотрудника.

Было очевидно, что помогать мне не хотят. Поэтому я решил сохранить как можно больше доказательств нарушения закона и записал на диктофон все разговоры с представителями авиакомпании — и телефонные, и в аэропорту. В итоге записи не пригодились мне в суде, но помогли в составлении иска.

Дорога домой

Билеты из Краснодара на ближайшие даты были дорогие — около 10 000 Р . К тому же туман не хотел рассеиваться, самолеты не вылетали. Поэтому я взял такси из аэропорта на вокзал, доехал поездом до Адлера, взял такси до аэропорта Сочи и уже из Сочи вылетел в Москву. Из аэропорта Шереметьево я взял еще одно такси до дома. Всего на дорогу я потратил около 5000 Р .

я потратил на дорогу из Краснодара в Москву

Все перемещения заняли около 11 часов без учета времени, проведенного в аэропорту. Домой я приехал с высокой температурой и расшатанными нервами после двух бессонных ночей.

Чтобы восстановиться, я взял четыре дня больничного и решил использовать это время по максимуму. Я планировал требовать возврата денег и компенсации. Сначала в досудебном порядке, а затем, если понадобится, и через суд.

Я знал, что срок подачи иска — год, и думал, что мне хватит пары месяцев. Но я ошибался.

Досудебная претензия

Первое, что я сделал, — составил и отправил досудебную претензию.

Что такое досудебная претензия

Претензию я отправил заказным письмом на юридический адрес компании, который нашел на ее сайте. К письму приложил опись вложения — это описание содержимого письма на отдельном бланке, который заверяет сотрудник почты. Опись составляют в двух экземплярах. Один вкладывают в письмо, второй сохраняют на случай, если в суде ответчик будет отрицать, что в письме была претензия.

Стоимость отправки письма зависит от того, какую ценность вы укажете. Я указал минимальную ценность — 1 Р . Отправка обошлась в 145 Р .

Я перестраховался и выбрал письмо с уведомлением о вручении — чтобы в случае чего тоже предъявить его в суде. Но как выяснилось, это было необязательно. Суд сам проверяет через сайт Почты России, получено ли письмо адресатом.

Ответ авиакомпания прислала по электронной почте. Содержание письма было неутешительным. Авиакомпания сослалась на обстоятельства непреодолимой силы и право отменить рейс в целях безопасности, по существу моей претензии ничего не ответила, а в удовлетворении требований в очередной раз отказала.

Жалобы в регулирующие организации

В ожидании ответа на досудебную претензию я решил пожаловаться в регулирующие организации. Это можно сделать онлайн.

Что за регулирующие организации

Это надзорные органы, которые следят за соблюдением закона. Компанию, которая его нарушила, они могут оштрафовать. А вот взыскать деньги в вашу пользу не могут — это решает только суд.

Зато регулирующие организации могут помочь с составлением иска. А если в ответном письме они признают вашу правоту, это письмо можно приложить к иску и использовать в суде.

Росавиация ответственна за обеспечение полетов. Их ответ пришел первым, через две недели после моего обращения. Организация переслала мою жалобу в авиакомпанию и получила ответ, который отправила мне на электронную почту вместе со своим комментарием.

Письмо авиакомпании слово в слово повторяло ответ на досудебную претензию, а комментарий Росавиации сводился к пересказу авиационных правил.

Я продолжил переписку с Росавиацией через форму обратной связи на сайте и засыпал их вопросами:

  1. Должна ли была авиакомпания выполнить перевозку?
  2. На какой максимальный период предоставляют гостиницу?
  3. Как понять, что договор расторгнут?
  4. Считается ли устный отказ представителя авиакомпании предоставить альтернативную перевозку односторонним расторжением договора?
  5. Каким образом по закону пассажира уведомляют о расторжении договора?

Но ответы меня не порадовали. В одном письме мне сообщили, что гостиницу предоставить в случае отмены рейса должны. В другом — что требования о предоставлении альтернативной перевозки в законодательстве нет. Подкрепить свою позицию в суде ответом Росавиации мне не удалось. Зато я подробнее узнал аргументацию авиакомпании и использовал это в подготовке к судебному заседанию.

Авиакомпания никак не прокомментировала отказ в предоставлении места на альтернативный рейс. Меня это только больше разозлило и зарядило продолжать отстаивать свои права

Прокуратура — высший надзорный орган, отвечающий за соблюдение прав и свобод человека. Жалоба туда была напрасной: оказалось, что прокуратура занимается только надзором за органами власти. В моем случае был спор двух субъектов. Мне сообщили, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования нет, и рекомендовали обратиться в суд.

Позже мне пришлось еще раз обратиться в прокуратуру: последняя из организаций, Роспотребнадзор, не отвечала мне целых 66 дней, хотя по закону должны отреагировать в течение месяца. Ответ пришел только после жалобы на нарушение сроков ответа.

Роспотребнадзор защищает права потребителя в РФ. От них я получил шаблон искового заявления. К сожалению, к тому моменту я уже устал ждать, составил и подал иск сам, используя материалы из интернета.

Составление иска

Судиться я решил самостоятельно по двум причинам.

Первая — ради опыта и любопытства. Я человек далекий от юриспруденции, но люблю цифры и официальные документы, поэтому мне было интересно в них разбираться.

Вторая причина — я не хотел тратить деньги на адвокатов. Я понимал, что сужусь с большой компанией, и осознавал возможность проиграть дело.

Если бы я обратился к юристам, возможно, мне удалось бы получить от авиакомпании большую компенсацию. Но изначально я не ставил такой цели. Суд был для меня скорее делом принципа: хотелось восстановить справедливость.

Поэтому иск я составлял сам. Суммарно на это ушло около 20 часов: к задаче я подошел гораздо серьезнее, чем к составлению досудебной претензии. Чтобы нигде не ошибиться, дважды перечитал Федеральные авиационные правила и воздушный кодекс, а также статью 131 ГПК РФ — в ней перечислены требования к содержанию и оформлению исков.

Компенсацию морального вреда я посчитал так: из-за больничного я пропустил 4 рабочих дня — за это время мог бы заработать примерно 25 000 Р . Но так как я не просто пропустил это время, а болел, то умножил сумму на два.

При подаче заявления в суд необходимо оплатить пошлину. Ее размер зависит от цены иска. В моем случае иск был освобожден от пошлины, так как речь шла о нарушении прав потребителя.

Подача иска

Иски к авиакомпаниям рассматривают в двух видах судов: районном и мировом. Куда обращаться — зависит от цены иска, то есть убытков, которые понес заявитель. Районный суд рассматривает только иски с ценой больше 50 000 Р . Мировой — все остальные.

В моем случае цена была около 5000 Р — это траты на дорогу из Краснодара в Москву. Но все-таки я решил попробовать подать заявление в районный суд Москвы, потому что это можно сделать в интернете через личный кабинет на сайте суда с помощью учетной записи госуслуг.

Это оказалось ошибкой. Целый месяц мне ничего не отвечали, а потом вернули иск. Виртуального правосудия не получилось.

Определение районного суда о возврате моего иска. Если бы возврат не соответствовал закону, его можно было бы обжаловать, но это не мой случай

Перед тем как подавать иск, я отправил его авиакомпании заказным письмом с описью вложения, а опись и квитанцию об отправке приложил к иску. Можно было сделать иначе: ничего не отправлять, а сделать две копии иска и обе предоставить в суд. Тогда суд бы сам отправил исковое заявление ответчику.

Мне сказали, что после того как суд примет иск и назначит заседание, информация об этом появится на сайте суда. Это должно произойти в течение пяти рабочих дней. Если пять дней прошли, а информации на сайте нет — нужно позвонить в суд и уточнить статус заявления.

Чтобы отстоять правду, понадобились три судебных заседания.

Первое заседание состоялось 16 апреля. На нем суд рекомендовал мне уточнить исковые требования.

Во-первых, по мнению судьи, расходы на такси из аэропорта Краснодара до вокзала были необоснованными, потому что дело происходило днем. Спорить с этим я не стал.

Во-вторых, к моменту заседания авиакомпания перевела мне 698 Р : 499 Р за несостоявшийся перелет и 199 Р за услугу выбора места в салоне. Это меня удивило, потому что заявление на вынужденный возврат билета я не подписывал. Тем не менее теперь я должен был изменить иск и требовать компенсировать разницу в стоимости билетов, а не оплатить перелет из Сочи в Москву.

Я составил заявление об уточнении исковых требований, отправил его в авиакомпанию и стал ждать нового заседания. Дату назначили еще в конце первого. Уведомление о нем мне дали под подпись прямо в зале суда.

В заявлении об уточнении исковых требований получилась такая сводная таблица: вычел из суммы убытков 698 Р , которые мне перевела авиакомпания, и убрал одну поездку на такси

Второе заседание состоялось 29 апреля. На нем решение снова не приняли: во время заседания секретарь суда уточнила на сайте Почты России, что авиакомпания не получила заявление об уточнении исковых требований. Пришлось перенести рассмотрение дела. Обидно, потому что заявление на тот момент ожидало вручения в почтовом отделении уже 5 дней. Ответчик просто не ходил на почту.

Перед третьим заседанием я решил взять дополнительные доказательства, что пострадало здоровье. Я обратился в поликлинику, где для меня созвали врачебную комиссию и выдали справку о том, что я действительно болел после несостоявшегося перелета. Не знаю, повлияло ли это на решение суда, но считаю, что больничного листа могло бы быть недостаточно, и никакой компенсации я бы не получил.

Третье заседание дважды переносили: сначала из-за отпуска судьи, потом из-за его отсутствия по другой причине — мне ее так и не назвали. В итоге заседание состоялось 4 июня.

Представителей авиакомпании в суде не было, но свои возражения они прислали. В них утверждалось, что мне якобы предлагали переоформить билеты на следующий рейс без доплаты, но я отказался.

В качестве доказательств авиакомпания предъявила два акта о питании для пассажиров при задержке рейса

Судья принял решение в мою пользу. Спустя шесть месяцев после несостоявшегося перелета суд частично удовлетворил мои требования и взыскал с авиакомпании:

  1. Разницу в стоимости авиабилетов.
  2. Расходы на билет на поезд.
  3. Расходы на такси в Сочи.
  4. Стоимость телефонных разговоров.
  5. Компенсацию морального вреда в размере 5000 Р .
  6. Штраф 50% от суммы присужденных фактических расходов, исключая компенсацию морального вреда.

В случае если бы я потратился на адвоката, ответчик компенсировал бы мне и эти расходы.

Суммарно авиакомпания заплатила мне 10 535 Р . Это примерно в 20 раз больше стоимости несостоявшегося перелета.

выплатила мне авиакомпания за отмененый рейс

Суд отказал мне в компенсации еще одного такси — от аэропорта до дома, а также питания в кафе у краснодарского вокзала по пути в Москву. Чеки из кафе я предоставил, но в них не было информации, что платил именно я. Надо было взять выписку из банка с транзакциями по карте.

Еще я забыл указать в иске почтовые расходы — они составили около 400 Р . Но несмотря на это и на то, что компенсация морального вреда оказалась гораздо меньше, чем я рассчитывал, я был рад. После всех испытаний я одержал победу.

Решение суда в мою пользу, которому я очень обрадовался даже несмотря на то, что компенсацию морального вреда сократили в 10 раз. Главное, что справедливость восторжествовала

Исполнительный лист

После суда всё еще не закончено. Чтобы взыскать деньги, понадобится исполнительный лист.

Для получения исполнительного листа мне был нужен еще один документ — мотивированное решение суда. По закону его должны составить в течение пяти дней. Но по факту бывает по-разному — из-за загруженности судов это может занять год и даже больше.

Я ждал месяц, после чего решил подать жалобу через сайт Высшей квалификационной коллегии судей — там рассматривают претензии к судам. Через три недели после обращения суд сообщил, что решение готово. Думаю, что если бы я не обратился в коллегию судей, ждать пришлось бы еще дольше.

Я забрал мотивированное решение и подал в приемную суда заявление на изготовление исполнительного листа. Его мне выдали через три рабочих дня.

Взыскание

Наконец, с исполнительным листом на руках, я приступил к последнему шагу. Взыскать деньги можно через судебных приставов либо самостоятельно. Я знал, что приставы работают очень медленно, и решил снова действовать сам.

Чтобы взыскать деньги, нужно знать, в каких банках у авиакомпании есть счета. Эту информацию можно запросить в налоговой инспекции, обратившись в любое отделение с письменным заявлением и исполнительным листом.

Справочник авиакомпаний РФ тоже содержит реквизиты авиакомпаний, но актуален на 2016 год

В итоге я обратился в другой банк, в котором у авиакомпании также был счет. Там я написал заявление в свободной форме о принятии к исполнению исполнительного листа и указал мои банковские реквизиты.

На следующий день после обращения мне перевели деньги.

Платежное поручение из банка авиакомпании. В назначении платежа указывается номер исполнительного листа, по которому было выполнено взыскание

Невозвратные авиабилеты в нашей стране появились в 2014 году благодаря специальным поправкам в Воздушный кодекс РФ. С тех пор пассажиры могут выбирать между более дешевыми тарифами, рискуя при этом остаться без денег в случае смены планов, и более дорогими возвратными билетами.

Если в вашем городе нет офиса авиакомпании, отправляйте документы обычной или же электронной почтой. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ

Если в вашем городе нет офиса авиакомпании, отправляйте документы обычной или же электронной почтой. Фото: Аркадий Колыбалов/ РГ

Впрочем, даже если вы выбрали самый дешевый тариф, но не можете полететь по уважительной причине, вы вправе вернуть полную стоимость билета. Собкор "Российской газеты" в Калининграде, у которой в прошлом году сорвались сразу две поездки, убедилась в этом на личном опыте.

В ноябре прошлого года мы с мужем должны были лететь в Таиланд. Поездку организовали сами - купили билеты российского авиаперевозчика, забронировали оте­ли. До вылета оставалось несколько дней. И вдруг - высокая температура, кашель, головная боль. "Лететь из зимы в лето вам, разумеется, не следует", - сказала терапевт.

Билеты из Калининграда в Москву, из Москвы в Бангкок и обратно, которые стоили около 100 тысяч рублей, приобретались по невозвратному тарифу. Правила этого тарифа позволяли перенести даты вылета, доплатив около 20 тысяч рублей. Ни терять деньги, ни планировать следующий отпуск не хотелось. Выпив жаропонижающего, я принялась штудировать Воздушный кодекс РФ и Федеральные авиационные правила. И нашла нужную зацепку.

Дело в том, что вместе с положениями о невозвратных авиабилетах в Воздушном кодексе РФ появилась статья о вынужденном отказе пассажира от перевозки. В определенных случаях она позволяет вернуть деньги в полном объеме даже за невозвратные билеты. Речь идет о болезни пассажира, члена его семьи или близкого родственника, совместно следующего с ним на воздушном судне, либо смерти члена семьи или близкого родственника пассажира.

В список уважительных причин также входит опоздание на самолет из-за длительного досмотра в аэропорту - если у пассажира не нашли запрещенных предметов. Деньги можно вернуть в случае отмены рейса, отклонения от расписания, изменения маршрута, отказа перевозчика предоставить пассажиру место в самолете, невозможности состыковать рейсы, если перелет с пересадкой приобретался в виде единого билета.

Предъявите ваш больничный

Что делать, если на носу перелет, а вы заболели? Первым делом звонить на "горячую линию" авиаперевозчика, если вы покупали билеты напрямую, или в агентство, если вы пользовались услугами посредника. Сообщите, что отказываетесь от авиаперелета из-за болезни пассажира. Крайне важно сделать это не позднее чем за 40 минут до отправления самолета - таковы требования законодательства.

Вместе с положениями о невозвратных авиабилетах в Воздушном кодексе РФ появилась статья о вынужденном отказе пассажира от перевозки. Она позволяет вернуть деньги даже за невозвратные билеты

Болезнь необходимо подтвердить медицинскими документами. Требования к ним, согласно Федеральным авиационным правилам, определяют перевозчики. Поэтому спросите у представителя авиакомпании или агентства-посредника, какие именно справки вы должны предоставить. В нашем случае авиакомпания запросила лист нетрудоспособности, даты которого накладываются на дату вылета. Кроме того, перевозчик готов был принять справку от врача, заверенную круглой гербовой печатью. В справке должны быть указаны даты болезни и одна из трех рекомендаций: не совершать перелеты, не менять климатическую зону, соблюдать постельный режим.

Фото: vesti.ru

Когда ваше здоровье придет в норму, идите в офис перевозчика или посредника с гражданским паспортом, с загранпаспортом, если по нему приобретался билет, и с медицинскими справками.

Если в вашем городе нет офиса авиакомпании, отправляйте документы по почте. Некоторые авиакомпании принимают сканы документов с помощью формы обратной связи на своем сайте.

Наш с супругом вопрос решился очень быстро. Закрыв больничный, я пришла в офис перевозчика и написала заявление. Через неделю авиакомпания перечислила деньги на карту, с которой совершалась покупка, в полном объеме.

Неделимые билеты

Фото: iStock

Здесь есть один важный нюанс. Если вы летите двумя разными авиакомпаниями, вам потребуется доказать, что вы болели не только в день вылета из пункта А в пункт Б, но и в день возвращения из пункта Б в пункт А. Мне это удалось, поскольку больничный длился три недели и покрывал оба перелета. Деньги я получила примерно через месяц после обращения в транспортное агентство.

Но если вы улетаете, к примеру, в двухнедельный отпуск и перед вылетом ненадолго заболели ОРВИ, обратный перелет в период болезни не войдет. Авиакомпания, организующая обратный рейс, может отказаться возвращать вам деньги. Поэтому если вы планируете продолжительное путешествие и сомневаетесь в своем здоровье, лучше покупать неделимый билет туда-обратно одной авиакомпании. Тогда больничного листа, действующего на дату вылета, будет достаточно, чтобы вернуть всю стоимость этого единого билета.

Под членами семьи и близкими родственниками Воздушный кодекс РФ подразумевает супругов, родителей и детей, братьев и сестер, в том числе тех, кто имеет только одного общего родителя, дедушек, бабушек и внуков.

Расторжение договора воздушной перевозки по инициативе пассажира в зависимости от основанийотказа может быть вынужденным или добровольным (ст. 108 ВК РФ).

Для удобного восприятия рассмотрим информацию в виде таблицы.

вынужденный отказ от перевозки

основания отказа от перевозки

порядок возврата стоимости билета и иных сборов

1. внезапная болезнь пассажира или члена его семьи либо близкого родственника (либо в случае их смерти)[1], совместно следующего с ним на воздушном судне при условии уведомления перевозчика до окончания времени регистрации на указанный в билете рейс (подтверждается медицинскими документами, свидетельствующими о наличии противопоказаний к полету на дату отправления, указанную в билете (либо свидетельством о смерти));

2. отмена или задержка рейса, указанного в билете;

3. изменение перевозчиком маршрута перевозки;

4. выполнение рейса не по расписанию;

5. невозможность предоставления пассажиру места на рейс и дату, указанные в билете;

6. задержка в аэропорту из-за продолжительности проведения личного или багажного досмотра, если при этом не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов[2];

7. необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;

8. непредоставления обслуживания по классу, указанному в билете;

9.неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным лицом.

· если перевозка ни на одном участке пути не была выполнена (пассажир отказывается от всей перевозки), возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку (в т.ч. сборы за оформление билета, ордера разных сборов, электронного билета, квитанции оплаты сверхнормативного багажа, за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и за предоставление аэровокзального комплекса).

· если перевозка выполнена частично (пассажир отказывается от части перевозки)возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.

При этом, подлежит возврату: сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и за предоставление аэровокзального комплекса на неиспользованных участках маршрута перевозки.

Стоимость сборов за оформление: билета, ордера разных сборов, электронного билета, квитанции оплаты сверхнормативного багажа пассажиру не возвращается.

Сумма, уплаченная пассажиром за предоставление дополнительных услуг повышенной комфортности (например, места с увеличенным расстоянием между рядами, регистрация и оформление багажа и ручной клади на отдельной стойке без очередей и ожидания, дополнительное питание и др.), если они не были оказаны, подлежит возврату.

Законодатель допускает признание перевозчиком вынужденного отказа пассажира и в иных случаях (п. 227 Правил № 82).

При вынужденном отказе пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает документ, подтверждающий вышеуказанные основания отказа.

добровольный отказ от перевозки

При расторжении договора воздушной перевозки, предусматривающего условие о невозврате провозной платы, в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки (части перевозки), уплаченная за перевозку провозная плата (полностью или в части) пассажиру не возвращается, за исключением сборов иностранных государств на неиспользованных участках маршрута перевозки.

условия отказа от перевозки

порядок расчета с пассажиром при наличии в договоре условия о возврате провозной платы

отказ пассажира от всей поездки при условии письменного уведомления перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации на рейс[3]

перевозчик обязан вернутьстоимость перевозки +сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение авиационный безопасности и предоставление аэровокзального комплекса (суммы фактически понесенных расходов, связанных с исполнением перевозчиком обязательств по договору: сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, за оформление электронного билета, ордеров разных сборов, квитанции на сверхнормативный багаж).

отказ пассажира от части поездкипри условии уведомления перевозчика не позднее чем за 24 часадо окончания времени регистрации на рейс

перевозчик обязан вернуть разницу между примененным тарифом и тарифом использованного участка маршрута перевозки + сборы иностранных государств, топливный сбор, аэропортовый сбор за обеспечение авиационный безопасности и за предоставление аэровокзального комплекса на неиспользованных участках маршрута перевозки (не возвращаются следующие сборы: за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, за оформление электронного билета, ордеров разных сборов, квитанции на сверхнормативный багаж).

отказ пассажира от всей поездки (части поездки)при условии уведомления перевозчика менее чем за 24 часа[4] до окончания времени регистрации на рейс

- если перевозка ни на одном участке не была выполненапри возврате стоимости перевозки с пассажира взыскивается неустойка* в размере не более чем 25% от уплаченных средств;

- если перевозка была выполнена частично при возврате стоимости перевозки с пассажира взыскивается неустойка в размере не более чем 25%[5] суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки.

отказ пассажира от поездкипри условии уведомления перевозчикапосле окончания времени регистрации на рейс

стоимость перевозки не возвращается

*Неустойка не взимаетсяв следующих случаях:

- отказа от участков маршрута перевозки с открытой датой вылета;

- отказа от участков маршрута перевозки с неподтвержденным бронированием;

- отказа от перевозки детей в возрасте до 2-х лет, без предоставления отдельного места;

- в иных случаях, предусмотренных перевозчиком.

При добровольном отказе пассажира от полета взимается плата за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата и оформлению возврата сумм.

В случае отказа пассажира от дополнительных услуг повышенной комфортности, уплаченная сумма подлежит возврату, если они не были оказаны, кроме фактически понесенных расходов перевозчика, связанных с заказом таких услуг.

Внимание!При добровольном отказе пассажира от полета, оформленного по групповому тарифу, повлекшем нарушение условия о минимальном размере группы, установленного условиями применения группового тарифа, производится перерасчет стоимости перевозки других членов группы в соответствии с новыми условиями перевозки.

Возврат провозной платы производится лицу, указанному в билете при предъявлении документа, удостоверяющего личность (для внутренних перевозок - паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность; для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении (или нотариально заверенная копия) или иной документ, удостоверяющий личность; для выезда за пределы РФ - загранпаспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт, служебный паспорт и др.) либо управомоченному лицу при предъявлении документа, удостоверяющего личность и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм (доверенность).

Способы восстановления нарушенных прав:

1. Досудебный порядок:

- письменное уведомление перевозчика об отказе от перевозки в случае добровольного отказа в сроки, установленные законом;

- направление претензии (например, при несогласии с размером, произведенных перевозчиком выплат (в т.ч. взысканной неустойки) в связи с вынужденным или добровольным отказом, при возникновении убытков, связанных с отменой рейса и др. (п. 2 ст. 13 Закона №2300-1)).

Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя (п. 4 ст. 124 ВК РФ). Претензия может быть предъявлена втечение 6 месяцев. Этот срок исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии (пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ). Срок рассмотрения претензии 30 дней (п.1 ст. 128 ВК РФ).

2. Судебный порядок.

При отказе в удовлетворении требований пассажира в добровольном порядке, он вправе обратиться в суд в пределах срока исковой давности 3 года (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

3. Административная ответственность.

Оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания населению услуг влечет за собой административную ответственность по ст. 14.4 КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности по данной статье осуществляется Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области (его территориальными отделами).


[1] Под членами семьи понимаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), а под близкими родственниками – дедушки, бабушки и внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры.

[4] Правилами перевозчика может быть установлен более льготный срок уведомления об отказе от перевозки.

[5] Применению подлежит неустойка, действующая на дату начала перевозки в день оформления перевозочного документа.

Создание сайта Екатеринбург — Медиасайт

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения

"Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области"

Адрес: 620078, г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 3

Читайте также: