Введение мировых судов кто

Обновлено: 02.05.2024

Предпосылки появления мировых судей в России. Решение правительства отделить суд от полиции. Проведение судебной реформы 1864 г. в России. Проблемы, связанные с установлением института мировых судей. Целесообразность учреждения в России мировой юстиции.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.11.2012
Размер файла 27,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Причины появления мирового суда в России

1. Предпосылки появления мировых судей в России

Российские реформы второй половины XIX в. определили основное содержание всей внутренней политики государства. Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. потребовало от России проведения комплекса преобразований. Началась подготовка отмены крепостного права, реформы: местного самоуправления, образования, финансовая, судебная, военная, полицейская.

Судебная реформа, как и любая другая реформа, не имеет ярко выраженной перспективы развития: общие задачи проведения судебной реформы либо не формируются теоретическими правами, либо определяются туманной формулировкой о необходимости улучшения качества правосудия как по гражданским, так и по уголовным делам.

А судебный процесс у совестного судьи, согласно проекту, должен был проводиться гласно, открыто и по возможности устно.

Научной основой для создания мирового суда послужили работы С.И. Зарудного, который впервые выдвинул вопрос об учреждении должности мирового судьи в России.

Ход рассуждения и окончательные выводы и предположения автора сводятся к следующему: у нас, как и везде есть дела, которые требуют быстрого разрешения на месте. Но это не достигается установлением особых правил, по которым в отдаленных от суда местах все делается в один день.

Оно достигается установлением судей на недалеком расстоянии от тяжущихся, специальных судей, которые только и занимаются этими делами.

Теперь такие дела производятся в полиции и в суде. Суд получает дело, испорченное полицией. Отсюда и смешение властей, бесконечные споры, трата времени и денег.

Впервые заявлялось о мировой юстиции, широко распространенной в странах Западной Европы. Более того, мировой суд рассматривается как перспективный орган судебной власти, разрешавший маловажные споры вообще.

Мировой суд, по замыслу его создателей, должен был быть универсальным органом, разрешающим мелкие дела между сословиями, а не только конфликты между помещиками и крестьянами, стать по примеру стран Западной Европы низшей судебной инстанцией. Но реализовать эту идею оказалось невозможно, поскольку ее воплощение потребовало бы незамедлительной судебной реформы, к чему государственный аппарат не был готов. Поэтому единый институт мировой юстиции решили расчленить на два: мировых посредников, для разрешения споров между помещиками и крестьянами, и мировых судей как судебный орган с перспективой их слияния. О мировых посредниках официально заявлялось в высочайшем повелении 25 марта 1859 г.

Решение правительства отделить суд от полиции обусловливалось необходимостью упорядочить отношения между помещиками и крестьянами, выходящими из крепостной зависимости. Кроме того, низшие дореформенные суды строились исключительно по принципу сословности, производство в них представляло собой крайне медлительную процедуру, основными чертами которой являлось взяточничество и вседозволенность чинов полиции.

У полиции необходимо изъять разрешение маловажных дел. Маловажные дела должен разрешать специальный суд - мировой - в составе одного судьи. Участия присяжных поверенных не допускалось.

При выборе модели судебной системы законодатели остановились на той, которая вобрала в себя ряд принципов и институтов организации судебной власти в Англии и Франции. Следуя традициям английского права, российская юстиция подразделялась на мировую и общую, каждая при этом имела особую организацию и независимую сферу действия. Из французского права составители уставов взяли идею единой для мировых и общих судов кассационной инстанции.

В лице мировых судей законодатель пытался создать суд, рассматривающий маловажные дела и отвечающий таким требованиям, как доступность, разветвленность, быстрота, единоличное рассмотрение дел.

В основу судебной системы реформаторами были положены мировые и общие судебные органы. Такое разделение сразу выделяло мировые суды и подчеркивало их специфику. Местными судебными органами стали мировые судьи и съезды мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и городскими думами и действовали в специальных участках. Кандидат в мировые судьи должен был отвечать целому ряду требований (имел образование или стаж службы на определенных должностях, отвечал довольно высокому имущественному цензу и др.). Список кандидатов мировых судей предварительно санкционировался губернатором. Мировые судьи утверждались в должности Сенатом. Мировым судьям были подсудны незначительные уголовные дела о преступлениях, за которые закон предусматривал такие наказания, как выговор, замечание, внушение, денежные взыскания не свыше 300 руб., арест до 3 месяцев и заключение в тюрьму на срок до 1 года. Мировым судьям были подсудны дела о неисполнении законов, распоряжений, требований, постановлений правительственных и полицейских властей, об оскорблении полицейских и других служащих административных и судебных органов: о нарушении благочиния во время богослужения. По гражданским делам мировым судьям были подсудны иски на сумму не свыше 500 руб.

Дела в мировом суде возбуждались по жалобе частных лиц, инициативе полицейских и других административных органов, по усмотрению самого мирового судьи. Предварительное расследование велось полицией.

Мировые судьи рассматривали дела единолично. Процесс был платным и публичным, допускалось участие поверенных.

Составители судебных уставов 1864 г. уделяли первоочередное внимание гражданско-процессуальным нормам и способам защиты личных имущественных прав, а не их регламентации в гражданском материальном праве.

Мировые судьи округа (по судебной реформе 1864 г. создавались специальные судебные округа, которые не должны были территориально совпадать с губерниями) образовывали съезд мировых судей, являвшихся апелляционной инстанцией для участковых мировых судов (апелляционный порядок обжалования судебных приговоров) и предусматривал рассмотрение дела заново, по существу, с привлечением всех доказательств и вынесением решения.

Судебные уставы, которые поставили мировой суд на особенное место, предоставив населению близкое, доступное, не связанное особыми формальностями рассмотрение споров и правонарушений. Главное достоинство такого суда состояло в том, что он пользовался доверием населения. Председателем данного суда, согласно судебным уставам, являлся единолично мировой судья. Мировой судья должен был быть посредником между сторонами, и, прежде всего, стремиться к примирению сторон.

Ко времени проведения судебной реформы 1864 года в России проживали различные народы со сложившимися правовыми традициями, с развитыми, хотя и непохожими друг на друга формами общественного управления. В силу того, что вхождение разных территорий происходило в несколько этапов и растянулось на несколько столетий, было затруднено распространение российской юрисдикции в местные правовые системы.

Таким образом, проведение преобразований явилось закономерным результатом развития российской государственности. В осуществлении судебных реформ отразилось противоречие, заключающееся в буржуазном их содержании и сословном их характере.

Идея создания мировой юстиции в современной России обосновывалась ее сторонниками, по крайней мере, тремя обстоятельствами: возможностью решения задачи приближения суда к населению и обеспечения доступа граждан к правосудию; сокращением в определенной степени весьма значительной нагрузки, приходящейся на федеральных судей; созданием предпосылок упрощения гражданского и уголовного судопроизводства, его дальнейшей демократизации.

Потребность иметь отдельных судей, специализирующихся на разрешении и рассмотрении относительно несложных судебных дел, в нашем государстве ощущалась практически постоянно. Временами эта потребность носила весьма острый характер. В период так называемой перестройки, к концу 80-х годов она настолько дала о себе знать, что вынудила даже тогдашних весьма робких реформаторов предпринять определенные шаги, чтобы для осуществления правосудия по разного рода малозначительным делам ввести специализированных судей. И тем самым хоть как-то разгрузить районные (городские) народные суды от нахлынувшего на них потока дел.

Относительно создания судебных участков Закон не устанавливает определенной численности населения на одном участке, допуская в то же время, что в каждом из них может быть от 15 до 30 тысяч человек. Такая неопределенность привела к тому, что расчет числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах РФ фактически производится исходя их предполагаемой численности населения на участке, что не всегда оправдано.

Таким образом, изменения в основах государства, направленные на построение эффективной демократической власти привели к созданию системы законов устанавливающих судебную власть, важнейшую в системе разделения властей. Важнейшим звеном судебной системы современной России стали мировые судьи.

Итак, кризисные явления в сфере судопроизводства должны разрешаться цивилизованным путем. И путь этот известен - судебно-правовая реформа, которая должна осуществляться с учетом и на базе собственного исторического опыта, исходя из национальных особенностей, культуры и традиций.

2. Проблемы, связанные с установлением института мировых судей и пути их решения

Установление института мировых судей было предусмотрено судебной реформой как одно из средств, направленных на улучшение качества отечественного правосудия, приближения его к населению и обеспечения его доступности. Но по мере воссоздания данного института возникали некоторые проблемы.

Проблема, которая обуславливает успех современной судебной реформы, заключается в степени ее связанности и взаимодействия с другими реформами: конституционной, правовой и другими, в частности, с реформой местного самоуправления. Органы местного самоуправления в России традиционно участвовали в отправлении правосудия, в комплектовании выборного элемента суда. В свою очередь суд может стать известным гарантом самостоятельности местного самоуправления. Судебная власть основывается прежде всего на двух принципах: независимости и несменяемости судей. Первый является гарантом реальной судебной власти. Подлинная независимость суда - идеал, стремлением к достижению которого были проникнуты и судебные реформы прошлого. Говоря о принципе несменяемости судей мы сталкиваемся с кадровой проблемой. Судейский корпус должен быть укомплектован лицами, отвечающими необходимым цензам: положительным моральным качествам, а главное - высокому профессионализму. Эти задачи пыталось решить в прошлом веке Министерство юстиции, являвшееся проводником реформы в жизнь. Недостаток образованных юристов в стране был одной из причин поэтапного проведения судебной реформы. Вот и сейчас можно сказать о нехватке кадров. Такое положение дел может свидетельствовать не только о нехватке кадров, но и о нехватке финансовых средств на содержание мировых судей. Кадровая проблема может стать известным препятствием и на пути современной судебно-правовой реформы. Никого не может ввести в заблуждение значительное число юристов в ряде крупных российских городов.

Так же мировую юстицию возлагались надежды, связанные с решением проблемы чрезмерной нагрузки на районные суды, и это действительно произошло. Первые же годы работы мировой юстиции показали, что она оправдывает цели, ради которых была создана.

В сфере гражданского судопроизводства, как и предполагалось, в компетенцию мировых судей была передана масса относительно несложных и небольших по цене гражданско-правовых споров.

Однако, создав новый судебный орган в системе судов общей юрисдикции, и наделив его специфической компетенцией по рассмотрению гражданских дел, законодатель не предусмотрел для него никаких особенностей процессуальной формы деятельности, обусловленных спецификой подсудных ему дел.

Данное обстоятельство не могло не вызвать сомнений по поводу целесообразности учреждения в России мировой юстиции, связанных с тем, что проблема нагрузки на судей районных судов могла быть решена простым увеличением их численности.

Между тем, имеющийся зарубежный и отечественный дореволюционный опыт работы аналогичных судебных инстанций свидетельствует о необходимости и полезности их деятельности по рассмотрению малозначительных гражданских дел.

Для того, чтобы мировая юстиция смогла сегодня занять достойное, соответствующее ее предназначению место в системе судов общей юрисдикции, необходимо концептуальное обоснование целесообразности ее существования в современных условиях. Применительно к гражданскому судопроизводству в качестве такого обоснования может выступать разработка наиболее оптимальной процессуальной формы для рассмотрения тех гражданских дел, рассмотрение которых отнесено законом к компетенции мировых судей. Кроме того, в настоящее время отсутствуют комплексные и всесторонние исследования роли и специфики осуществления правосудия по гражданским делам мировыми судьями, учитывающие действующее гражданское процессуальное законодательство, регламентирующее их деятельность в сфере гражданской юрисдикции, а также накопленный опыт их работы в современных условиях.

И так, опыт проведения государственно-правовых реформ в России показывает, что наибольший эффект в обновлении форм и сущности институтов достигался в том случае, когда реформы проводились в комплексе, взаимозависимости, когда изменениям скоординировано подвергались различные сферы общественной и государственной жизни: социальной, духовной, экономической, культурной, политической.

Вместе с тем ясно и то, что, реформируя судебную систему, невозможно оставить без изменения судопроизводство, систему иных правоохранительных органов. Исход судебной реформы во многом будет зависеть и от успеха реформы самоуправления, органы которого должны участвовать в комплектовании судебных органов представителями общественности, и, наоборот, без сильной судебной власти не будет гарантирована самостоятельность органов самоуправления. Позитивный результат этих реформ зависит, в свою очередь, от продвижения экономической реформы, без чего невозможно создать материальные, финансовые гарантии как судебной власти, так и местного самоуправления. Необходимое условие для реализации реформ - установление конституционной законности. Без осознания обществом необходимости реформ успех их не может быть обеспечен. Общество всегда более консервативно, чем группа реформаторов. Потому реформаторам прежде всего надо создать социальную базу реформ. Что же касается кадровой проблемы, то в данной связи современным реформаторам следует обратить особое внимание на подготовку юристов. Этому может способствовать сохранение традиционного университетского образования в государственных учебных заведениях, а также развитие новых негосударственных его форм, базирующихся на тесной связи достижений фундаментальной юридической науки с внедрением новых преподавательских методов в учебный процесс.

юстиция мировой судья реформа

Подобные документы

Сущность судебной реформы в России 1864 г. и контрреформы 80-х-90-х годов ХIХ в., их роль в становлении института мировых судей. Создание и особенности применения законодательной базы института мировых судей. Воссоздание института мировых судей в России.

курсовая работа [56,2 K], добавлен 02.10.2011

Особенности правового регулирования института мировых судей, его место и роль в системе органов судебной власти России. Информатизация деятельности мировых судей как мера повышения эффективности судопроизводства, обеспечения доступности правосудия.

дипломная работа [130,7 K], добавлен 27.06.2016

Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации, формирования и развития мировой юстиции в современной России. Закономерности организации и функционирования мировых судей. Характеристика условий осуществления правосудия в Сибири.

курсовая работа [56,5 K], добавлен 23.04.2016

Исследование вопросов современного строительства мировой юстиции России необходимо начинать с изучения истоков наименования и смыслового значения понятий о местном правосудии. Аспекты институционализации модели мировых судей на концептуальном уровне.

дипломная работа [81,6 K], добавлен 27.12.2008

Мировой суд и его компетенция. Правовое регулирование места института мировых судей в судебной системе РФ. Особенности правового статуса мировых судей в РФ. Принципы формирования судебных участков мировых судей. Правоспособность и дееспособность судьи.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 12.06.2015

Характеристика института мировых судей, история его становления и современное состояние в России. Анализ подсудности гражданских дел мировым судьям, процессуальный порядок рассмотрения и разрешения, пути улучшения. Обжалование актов мировых судей.

дипломная работа [152,7 K], добавлен 24.01.2010

Сущность института мирового судьи. История становления института мирового судейства в России. Процессуальные особенности производства по уголовным делам у мировых судей. Современное состояние мировых судей, установление проблем и попытка их решения.

Ограничение работы судов в связи с коронавирусом — это:

  • изменение режима работы;
  • установление требований к посетителям, касающихся соблюдения индивидуальной безопасности (ношение СИЗ, дистанцирование);
  • частичный переход на электронный документооборот;
  • проведение заседаний в формате видеоконференций и веб-конференций.

Комплекс мер направлен на сохранение санитарно-эпидемиологического благополучия граждан и предотвращение распространения COVID-19.

В какие суды доступ ограничен

Пандемия COVID-19 предоставила возможность судебной системе самостоятельно определять комплекс мер, направленных на защиту жизни и здоровья всех участников процесса, в том числе служителей Фемиды. Так, с 6 октября 2020 года были введены ограничения в судах Москвы из-за коронавируса, они коснулись Московского городского суда, районных и мировых участков. По заявлению пресс-секретаря Мосгорсуда, с 13 октября 2020 года в здание ограничивается доступ лиц, не участвующих в заседании, дела рассматриваются в соответствии с ранее утвержденным расписанием.

Режим повышенной готовности, действующий в Москве и Московской области, повлиял и на введение ограничений по коронавирусу в Верховном Суде РФ. Доступ в здание ограничен, направлять документы следует по почте либо в электронном виде, руководствуясь приказом №46-П председателя ВС РФ от 29 ноября 2016 года. Также коронавирус стал причиной ограничений в работе московского суда по интеллектуальным правам и арбитражного: с 19 октября ознакомиться с материалами дел разрешено только в электронном виде.

Помимо столичных, на карантин ушли многие региональные суды, например в Тюмени и Тюменской области, Новгороде, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Новосибирске, Челябинске и Челябинской области. Прием посетителей ограничен, а подача документов осуществляется только по почте либо через интернет.

Вторая волна коронавируса: что происходит

Из-за повторной вспышки заболевания Роспотребнадзор вернул ограничения. Бесплатно отслеживайте изменения с помощью специального обзора в КонсультантПлюс. На одной странице собраны все ограничения, меры поддержки и рекомендации на период пандемии.


Как долго будут действовать ограничения

Весной 2020 года постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации № 821 от 8 апреля 2020 г. уже вводились жесткие карантинные меры, которые действовали до середины мая. С улучшением эпидемической обстановки они были отменены, но резкий рост числа заболевших вынудил ввести ограничения в судах в связи с коронавирусом вновь. В Москве эти меры начинают действовать с 13 октября 2020 года, в регионах решение об усилении мер принимают в зависимости от ситуации.

На сегодня никаких решений по срокам действия ограничительных мер не принято, а карантин отменят только после улучшения обстановки и снижения случаев заражения COVID-19. Требование к гражданам соблюдать социальную дистанцию, носить маску во время заседаний, запрет на посещение процессов представителями прессы и слушателями сохранятся минимум до конца 2020 года.

Порядок обращения в суды в период ограничений

Пандемия повлияла на организацию работы всех государственных структур и организаций, где одновременно может находиться большое количество людей. Карантинные ограничения коснулись не только порядка приема и выдачи документов, но и проведения заседаний. В частности, все посетители, участвующие в процессах, обязаны:

  • иметь при себе индивидуальные средства защиты, т. е. маски и одноразовые перчатки;
  • не иметь признаков респираторного заболевания (повышенной температуры, насморка, чихания);
  • соблюдать предусмотренную требованиями санитарно-эпидемиологического благополучия населения социальную дистанцию;
  • по требованию сотрудников обработать руки дезинфицирующим средством.

В здание ограничен доступ всем лицам, непосредственно не участвующим в заседаниях, представителям СМИ и свободным слушателям. Пропуск оформляется не ранее чем за час до начала процесса и только для граждан, предъявивших повестку или включенных в список участников. Также из-за коронавируса в судах ввели ограничения на личный прием, обращаться к председателю следует посредством подачи жалобы через канцелярию или электронную приемную.

Также участники процесса вправе подать ходатайство по электронной почте или по факсу непосредственно секретарю участка, указав номер дела, Ф. И. О. и статус заявителя. Подтверждением является распечатка с указанием номера, по которому были отправлены документы, либо скриншот экрана с датой и временем.

Вплоть до XYIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований. Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XYII - начале XYIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России. Первым подобную попытку предпринял Петр I.

Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована

1-я часть "Учреждений управления Российской Империей", где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности.

Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения.

Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II.

20 ноября 1864 г. были обнародованы "Судебные уставы", которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды - мировые.

Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности.

Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел.

Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом.

Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения.

Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу.

Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.

Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам.

Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую.

Цензовые требования для занятия должности мирового судьи - возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование "неопороченности" (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) - обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене.

Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность "просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли".

В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны:

  1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.;
  2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен;
  3. иски о личных обидах и оскорблениях;
  4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев.

Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу.

С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном - инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя.

Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению.

Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства.

В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго.

Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года.

И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.

17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей.

(по материалам "Настольная книга мирового судьи: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф.В.М.Лебедева. - М.:Издательство БЕК, 2002.)

Портал Единого информационного пространства мировых судей города Москвы использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования порталом.

Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.


Актуальность данной темы определяется тем, что хронологию возникновения и развития мировой юстиции в России трудно определить четко, так как практически все исследователи предлагают периоды, которые удалены друг от друга достаточно продолжительными этапами. Данный факт не только усложняет установление хронологических границ возникновения и развития данного института, но и делает невозможным однозначную его датировку. В итоге в периодизации института мировых судей проявляется определенная условность хронологических границ, в рамках которых развивался и формировался объект исследования.

Ключевые слова: мировой суд, мировой судья, мировая юстиция, судебная реформа, история развития, законодательство.

Первое упоминание о мировой юстиции относится к 1826 году. Наиболее активное движение в сторону создания системы мировых судей относится к периоду судебного реформирования 1864 г. С данного момента историография становления института мировых судей поддается конкретной датировке. В соответствии с Судебными уставами от 20 ноября 1864 г. в России начинается введение первых пореформенных судебных учреждений — мировых судов, которые были приписаны к окружным судам.

Сторонники считали становление института мировых судей важной мерой в развитии судебной системы по причине того, что легкие, не представляющие значимости дела, переходят к судьям, которые и занимаются преимущественно подобными делами. Итогом такого реформирования станет то, что с территориальной точки зрения правосудие станет намного ближе к народу, следовательно, станет для населения наиболее доступным, что будет способствовать оперативному рассмотрению судебных дел.

Таким образом, еще задолго до наступления событий, связанных с Октябрьской революцией 1917 г., исполнительной властью, которая возглавлялась Императором, был нанесен удар по либеральному законодательству 1860-х годов по судебной системе России. Данный тезис подтверждается так же и Постановлением Временного правительства от 25 марта 1917 г., где регламентировались положения, согласно которым независимость суда стала пустым звуком, гласность исчезала по первому желанию администрации. Военный суд стал обычным явлением. Итогом данных преобразований, стало то, что среди населения появилось недоверие к суду.

Также важно отметить, что достаточно серьезные преобразования претерпевает система местных судов при Временном правительстве. Министерство юстиции окончательно упраздняет должности земских начальников и кандидатов на эти должности. Судебные функции земства передаются временным судам, а административные функции — уездным комиссарам, что способствует явному разделение административных и судебных функций [3].

Временным правительством были созданы временные суды. Временные суды действовали в составе мирового судьи (председателя), выборного представителя от армии и выборного представителя из числа рабочих. К подсудности временных судов относились дела об агитации против нового строя, о продаже спиртных напитков, о сокрытии торговцами продовольствия, о кражах, хулиганстве и т. д.

Вопросы о создании и развитии мировой юстиции в России вызвало большой резонанс в юридических и научных кругах. Безусловно, оно имело многочисленное количество сторонников, но были и противники. Важно отметить, что сейчас споры о необходимости и целесообразности введения института мировой юстиции поутихли, так как польза мирового суда очевидна, а сомнения и опасения противников оказались однозначно преувеличены.

Важно отметить, что появление в современной системе мировой юстиции позволило:

во-первых, снизить нагрузку на федеральных судей;

во-вторых, максимально приблизить правосудие к населению;

в-третьих, повлекло за собой изменение подсудности дел, упростилась процедуры обращения граждан к суду;

в-четвертых, упростилась процедура рассмотрения дел [9].

На основании вышеизложенного, важно отметить, что институт развития мирового судейства в РФ в процессе своего становления претерпел значительное количество изменений. На современном этапе этот институт в России перенял большое количество нововведений, в том числе и от зарубежных стран. Главной и самой важной причиной возрождения и восстановления института мирового судейства стала необходимость обеспечения доступности правосудия, именно этот фактор и стал решающим в развития рассматриваемого правового явления.

Необходимо отметить, что предложенная хронология становления института мировой юстиции в настоящем исследовании позволяет проследить этапы организации становления института мирового суда, сравнить его с предшествующим дореформенным и последующим пореформенным качественным состоянием, рассмотреть закономерности его развития и степень преемственности.

Основные термины (генерируются автоматически): мировая юстиция, Россия, суд, мировой суд, судебная реформа, Временное правительство, выборный представитель, либеральное законодательство, мировое судейство, мировой судья.


Мировой суд во многих государствах является звеном судебной системы или судом первой инстанции. Как правило, избирается населением и функционирует в составе одного мирового судьи. В мировом суде подлежат рассмотрению в упрощённом порядке мелкие уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях.

Содержание

История

Мировой суд появился в Англии в XIV веке, был введен в Северной Америке в XVII веке, во Франции в конце XVIII века (в 1959 г. ликвидирован).

В Российской Империи первые М.С. появились в 1864 году, в ходе буржуазных реформ Александра II, а именно реформы судебной. Однако институт не действовал в некоторых частях огромной Российской империи, а в 1889 и вовсе был упразднён. Воссоздана в царской России мировая юстиция была лишь в 1912 году.

Современные исследователи, в особенности, 90-х годов XX века, утверждают, что Советская власть мировую юстицию ликвидировала. Это не совсем так. В Декрете о суде [№1] от 22.11(05.12).1917 Совнарком РСФСР в первых двух пунктах постановляет следующее:

1) Упразднить доныне существующие общие судебные установления, как-то:

2) Приостановить действие существующего доныне института мировых судей, заменяя мировых судей, избираемых доныне непрямыми выборами, местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам очередных судей. Местные судьи избираются впредь на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно – районными и волостными, а где таковых нет, уездными, городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

Как видно из этого документа, М.С. всего лишь были заменены на местные суды - а те, пройдя, в свою очередь, некоторый исторический путь, оформились в конце концов в районные и городские народные суды - как и М.С. - нижнее звено судебной системы, но уже Советской России. Во многих сельских районах СССР до периода Перестройки районный народный суд состоял из одного судьи и нескольких народных заседателей - так как и уровень преступности, и количество гражданских споров в такой местности были чрезвычайно низкими. В процессуальном законодательстве не только существовал, но и часто использовался наряду с термином "судья", термин "народный судья" - судья нижнего уровня, избираемый населением.

Мировые судьи не выдержали проверку временем дважды. Народные судьи - единожды, и при этом, просуществовали больше, чем судьи мировые (даже если сложить все сроки существования последних).

В 90-е гг., из-за значительно возросшей на суды нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задуманно ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов. Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемественность и т.д.). Впервые юридически институт закреплён в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", а впоследствии (в 1999г.) был принят Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации" - после чего началось в обязательном порядке создание судебных участков и назначение мировых судей по всей России - через несколько лет, в целом, завершённые.

Современная Россия



Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальными управлениями (отделами) в субъектах РФ. Остальные мероприятия по организационному обеспечению осуществляются специальными уполномоченными органами соответствующего субъекта РФ.

Требования

  1. имеющий высшее юридическое образование;
  2. не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  3. не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
  4. не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  5. не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  6. не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи
  7. достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет (в такой стаж засчитываются не все виды юридической деятельности),

а также не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

Компетенция

Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны:

I. Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее 3-х лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 107 частью первой, 108, 109 частями первой и второй, 134, 135, 136 частью первой, 146 частью первой, 147 частью первой, 170, 171 частью первой, 171.1 частью первой, 174 частью первой, 174.1 частью первой, 177, 178 частью первой, 183 частью первой, 184 частями первой, третьей и четвертой, 185, 191 частью первой, 193, 194 частью первой, 195, 198, 199 частью первой, 199.1 частью первой, 201 частью первой, 202 частью первой, 204 частями первой и третьей, 207, 212 частью третьей, 215 частью первой, 215.1 частью первой, 216 частью первой, 217 частью первой, 219 частью первой, 220 частью первой, 225 частью первой, 228 частью первой, 228.2, 234 частями первой и четвертой, 235 частью первой, 236 частью первой, 237 частью первой, 238 частью первой, 239, 244 частью второй, 247 частью первой, 248 частью первой, 249, 250 частями первой и второй, 251 частями первой и второй, 252 частями первой и второй, 253, 254 частями первой и второй, 255, 256 частью третьей, 257, 258 частью второй, 259, 262, 263 частью первой, 264 частью первой, 266 частью первой, 269 частью первой, 270, 271, 272 частью первой, 273 частью первой, 274 частью первой, 282 частью первой, 285.1 частью первой, 285.2 частью первой, 287 частью первой, 288, 289, 291 частью первой, 292, 293 частью первой, 294 частями первой и второй, 296 частями первой и второй, 297, 298 частями первой и второй, 301 частью первой, 302 частью первой, 303 частями первой и второй, 306 частью первой, 307 частью первой, 309 частями первой и второй, 311 частью первой, 316, 322 частью первой, 323 частью первой, 327 частью первой, 327.1 частью первой и 328 УК РФ [2] .


II. Гражданские дела (только относящиеся к подведомственности судов общей юрисдикции, не подведомственные арбитражным судам):

  1. о выдаче судебного приказа;
  2. о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  3. о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей [3] ;
  4. иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
  5. по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей [3] ;
  6. об определении порядка пользования имуществом;


III. Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.


Приговор или иное решение М.С. по уголовному делу (кроме решений, не подлежащих такому обжалованию) и итоговое решение по гражданскому делу могут быть обжалованы сторонами, заинтересованными лицами и прокурором в районный суд в апелляционом порядке - путём принесения ходатайств, именуемых апелляционными жалобами (для прокурора - апелляционными представлениями).

Читайте также: