Всегда ли справедлив суд воланда можно ли считать воланда олицетворением высшей справедливости

Обновлено: 19.05.2024

Мастер и Маргарита

Таков ли Воланд?

Обратимся к двум его описаниям:

Слово учителя

Внешнее сходство Воланда с традиционными изображениями Мефистофеля очевидно. Но можем ли мы говорить о функциональном сходстве этих персонажей?

Обратимся к вашему домашнему заданию. Вы должны были письменно по вариантам ответить на вопросы.

Зачем в роман, посвященный жизненным проблемам, включены фантастические картины, связанные с пребыванием в Москве Сатаны и его свиты?

Фантастические картины романа обнажают действительность, представляют ее в гротесковом свете и тем самым заставляют ужаснуться тому, мимо чего проходишь часто, как мимо привычного, примелькавшегося.

Обратимся к эпизоду, о котором раньше мы не упоминали. Среди присутствующих на балу у Сатаны был барон Майгель. Только он, единственный герой романа, будет по приказу Воланда уничтожен физически. Как вы думаете, почему?

Одним из самых страшных грехов Булгаков считал доносительство, он сам жил в атмосфере постоянной поднадзорности. Но открыто говорить о действиях чекистов в романе не мог. Показывает только, как они гоняются по Москве за шайкой Воланда и постоянно терпят фиаско. Так вот, барон Майгель – тайный осведомитель, доносчик. Этого простить человеку не может даже Сатана.

Слово учителя

Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.

И начинается проверка того, что же изменилось в людях за два тысячелетия. Блестящее представление прерывается то аплодисментами, восхищением, вызванными летящими откуда-то сверху деньгами, возможностью получить бесплатное платье, то криками ужаса, когда у надоевшего всем пошляка Бенгальского оказывается оторвана голова. Вспомним, что много веков назад в Ершалаиме казнь иешуа Га- Ноцри, Дисмаса и Гестаса воспринималась людьми как представление.

Неужели цель появления в Москве дьявола – устроить представление-кутерьму в варьете и убедиться в том, что, конечно же, время не меняет людей. И дело не в том, что судить о людях, живших тысячелетия назад, могут лишь представители сил сверхъестественных. С какой же целью Воланд и его свита появляются в Москве?

Какими предстают в романе Воланд и его приближенные?

Они симпатичны всем читателям. И не только тем, что именно они воздают всем по заслугам и утверждают справедливость и нравственность, утерянную людьми. Эти фантастические герои воспроизводят реально существующие типы.

Давайте вспомним лексические значения слов милосердие, всепрощение и справедливость.

По академическому толковому словарю:

Как соотносятся в романе эти три понятия?

Ученики зачитывают свои рассуждения из письменного домашнего задания

Оказывается, Воланд – то вечное зло, которое необходимо для установления, существования на земле добра и вечной справедливости.

Воланд – дьявол и, кажется, как злой дух, должен только разрушать и наказывать, а он еще и награждает – и это одна из загадок романа.

Известно, что Бог должен миловать и ни один праведник не должен требовать наказания даже самому страшному грешнику. Значит, эта роль достается Сатане. Он вершит в романе справедливость, защищает нравственные законы и оказывается единственной силой, способной защитить чистоту духовных идеалов, человеческую добродетель, любовь. Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Его справедливость бывает порой очень жестока, но без этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду.

Иешуа проповедует милосердие и всепрощение. Он верит в человека и говорит о том, что нельзя на зло отвечать злом. Возникает вопрос: справедливостью или всепрощением должно руководствоваться человечество? Справедливость прежде всего влечет наказание виновных. Наказать – значит нанести физическую или душевную боль, а следовательно, причинить зло человеку. Но, с другой стороны, виновные должны быть наказаны. Это берет на себя Сатана.

Милосердие дает человеку попытку самому обратить внимание на ошибку. Иешуа не просто прощает Пилата, а, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Но люди, которые способны на милосердие, чаще всего гонимы, так как немногие из виновных могут признавать свои ошибки и пытаться исправлять их. Так что же: справедливость или милосердие? Этот вопрос навсегда останется неразрешимым для человечества.

Покаяние – это начало прощения. В жизни надо уметь прощать, потому что нельзя вечно носить в сердце горечь обиды. Иешуа, следуя идее милосердия, может солгать ради Пилата (не было казни!), но не солжет ради своего спасения. Будучи казнен, он сам простил всех.

Подводя итог тому, что прозвучало на уроке, обратимся к гл. 29. Прочитаем один из последних фрагментов романа.

Коментарий учителя

Какова же стержневая идея романа?

Это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро – его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны.

И самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. Мы уже говорили о Левии Матвее – человеке, который, конечно, не все понимал в своем учителе, был фанатиком, но интуитивно чувствовал, что идти в жизни нужно за такими.

Почему роман в целом заканчивается сценой, связанной не с таким уж важным на первый взгляд героем, как Иван Бездомный?

В чем смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева?

Обратимся теперь к главе 29-й. С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей?

Почему Мастер не заслужил света?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Мастер сделал свое дело на земле: он создал роман об Иешуа и Пилате и показал, что жизнь человека может определиться одним его поступком – тем, который возвысит и обессмертит его или заставит потерять покой на всю жизнь и страдать от обретенного бессмертия. Но в какой-то момент Мастер отступил, сломался, не сумел бороться за свое детище до конца. Может быть, поэтому не заслужил света?

Комментарий учителя

В.Г. Боборыкин. М.А. Булгаков. М.: Просвещение, 1991

В. Лакшин. Мир Булгакова. Литературное обозрение. 1989. № 10, 11

М.О. Чудакова. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.

Как воланд наказывает людей мастер и маргарита

Мастер и маргарита

Внешний вид Воланда

В 11 классе средней школы учащиеся пишут сочинения на тему романа Булгакова, составляют таблицы его персонажей. По мнению литературных критиков, прототипом Воланда стал Мефистофель Фауста. Булгаковский герой унаследовал лишь внешность этого персонажа, но не его сущность.

У Воланда неопределенный возраст. На вид ему около 40, но на самом деле никто не знает, сколько ему лет, ведь Сатана бессмертен. Внешность его также трудно определить. По словам автора, все, кто видел Воланда, давали ему разное описание. Одним он казался маленьким, другим — огромного роста. Кто-то называл его хромым на левую ногу, кто-то на правую.

На самом деле краткий портрет Воланда следующий:

 воланд в романе мастер и маргарита

  • лет около 40 с лишним;
  • рост не маленький и не большой, просто высокий;
  • волосы темные;
  • гладко выбрит;
  • лоб с морщинами;
  • рот кривой;
  • одна бровь выше другой;
  • правый глаз черный, левый зеленый с золотым отблеском;
  • лицо покрыто загаром;
  • ни на какую ногу он не хромает.

В первой главе герой одет в дорогой заграничный костюм. На голове у него берет, заломленный за ухо, в руках он держит трость с головой пуделя.

В следующих главах одежда Воланда меняется: дома он ходит в засаленном халате и шлепанцах, перед Маргаритой предстает сначала в заплатанной ночной рубашке, затем в черной сутане.

Цель прибытия и свита

Князь Тьмы появляется в столице весной 1935 года. О цели своего приезда разным людям он говорит по-разному:

 портрет воланда

  1. Литераторам Берлиозу и Бездомному Воланд представляется заграничным профессором, приехавшим для изучения древних рукописей.
  2. Администрации Варьете — фокусником, который проводит сеансы черной магии, а затем разоблачает их.
  3. Маргарите говорят, что появление Воланда вызвано желанием устроить в Москве традиционный весенний бал Темных сил.
  4. Единственный искренний ответ, зачем Сатана приехал в столицу, получает буфетчик Соков, когда пытается вернуть фальшивые червонцы. Владыка Темных захотел посмотреть на москвичей в массе, для этого он и устроил представление.

Вместе с повелителем Теней приехала его свита:

  • ломака- регент Коровьев;
  • кот Бегемот;
  • вампирша Гелла;
  • демон-убийца Азазелло.

 роль воланда в романе мастер и маргарита

В отличие от традиционного представления, темные персонажи не представляются ужасными, злобными и пугающими, скорее, это шуты. Общаясь с москвичами, Коровьев и Бегемот вовсю развлекаются: устраивают розыгрыши и провокации, сыплют каламбурами и прибаутками. Их речи полны иронии.

Так автор хотел подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые сами себя загоняют столичные жители, а также противопоставить мудрого и серьезного Воланда его шутовской свите.

Справедливость и всесильность

За время пребывания в Москве Воланд столкнулся с низкими и бесчестными людьми, которые в будущем станут обитателями его царства. Это жадные и коварные лицемеры, взяточники и предатели. За свои поступки они понесли суровое, но справедливое наказание от темных сил.

Проделки Воланда и его свиты жестоки, но пострадавшие от них сами виноваты в своих бедах. Булгаковский Сатана, в отличие от традиционного образа, не обращается к темной стороне человеческой натуры и не пытается сделать ее доминирующий. Воланд со своими приближенными лишь провоцирует людей, чтобы узнать, какова их сущность. Так, на сеансе черной магии посетители Варьете проявляют как дурные качества (алчность), так и добрые (милосердие).

Повелитель Тьмы дает своему окружению задания. Выполняя их, те обнажают пороки общества. Приближенные Сатаны не пытаются сбить человека с пути истинного и заставить согрешить. Они лишь ставят его перед нравственным выбором, а человек решает, по какому пути ему идти.

Демонические помощники наказывают виновных и в сюжетном действии сжигают следы прегрешений. Этим автор олицетворяет нравственное очищение города.

Образ воланда

Тех, кто поддался искушению, постигло суровое наказание, но раскаявшихся Сатана прощает. Мало того, он награждает персонажей, сохранивших чистое сердце. Это Мастер и Маргарита, которые покинули земной мир и обрели покой, а также домработница Наташа, ставшая веселой ведьмой.

Булгаков сделал своего Воланда вершителем судеб. Его возможности неограничены, что сразу же становится понятным при первой же встрече. Маргарита назвала князя Тьмы всесильным, когда он вернул ей ее возлюбленного.

Несмотря на справедливость Воланда, добрым его назвать нельзя. Почему это происходит, видно из слов, которые Сатана говорит Левию Матвею: лишь тень может оттенить свет. Его функция состоит в том, чтобы указать людям на их ошибки. Те их них, которые смогли победить тьму своей душе, изменились после встречи с Сатаной. Так произошло с поэтом Бездомным, который перестал писать плохие стихи.

Но злым булгаковского князя Тьмы также назвать нельзя. Он дарует покой в своем царстве Мастеру и Маргарите, не заслужившим Свет. Эти герои были прощены за готовность пожертвовать собой ради любимого человека и истинного искусства.

Герой появляется в первой главе и вместе с центральными персонажами романа уходит в вечность в конце произведения. С самого начала фигура Воланда окутана тайной. Автор, описывая внешность героя, использует крайне мало конкретных деталей. Такое впечатление, что герой постоянно меняется: одни говорили, что он был высоким, другие отмечали низкий рост. По мнению одних, он хромал на левую ногу, по мнению других, на правую. Третьи заявили, что он не имел особых примет. Даже в авторских описаниях детали меняются по ходу развития действия романа. У него кривой рот, брови находятся на разной высоте, глаза разного цвета. Я думаю, что внешняя оболочка персонажа не более чем условность. В человеческом облике он временно явился на землю. Надо думать, что для каждого своего появления он может выбирать новый образ.

Булгаков не делит полномочий между Богом и Сатаной в традиционном понимании. Обычно Богу приписывают добрые дела, Сатане – злые. Основное предназначение Воланда заключается скорее в том, чтобы уравновесить добро и зло, внести справедливость в дела мирские. Все это осуществляется руками его свиты, к которой примыкает и Маргарита. Герой добросовестно исполняет свои обязанности. Он объективно подходит к каждому человеку, оценивая его поступки с точки зрения правды, человечности, совести, справедливости.

Автор явно симпатизирует своему герою и наделяет его широкими полномочиями. Специалист по черной магии может предвидеть будущее, наказывает зло, обличает пороки. Берлиоз первым попадает под каток Воланда именно потому, что он ратует за материалистическое начало в жизни. Он критикует произведение Бездомного о Христе за то, что он признает существование Христа. Нужно показать не то, что он был плохой, а то, что его вовсе не было. Отрицание бога и послужило причиной наказания Берлиоза. Воланд предсказал смерть Берлиоза, хотя вначале его слова об Аннушке, разлившей масло, кажутся бредом. Слова о том, что профессор будет жить в квартире Берлиоза также воплощаются в жизнь.

Представление обличает человеческие пороки. Гражданин Парчевский внешне производит впечатление вполне порядочного гражданина. На самом деле он не платит алименты, за что вызван в суд. Об этом сообщает Фагот, демонстрируя фокус с картами. Раскрывается сущность высокого гостя Семплиярова, который вместо служебных заседаний посещает актрису. Она же, благодаря этим визитам, получает роли.

Денежный дождь и бесплатные дорогие вещи в дамском магазине Воланда показывают алчность, вещизм, корысть. Любовь к дармовшине использует Воланд, чтобы жестоко подшутить над москвичами.

Следом за Берлиозом, погибшим под колесами трамвая, один за другим подвергаются экзекуции и другие жители столицы. Степа Лиходеев отправлен в Ялту, Иван Бездомный оказался в психиатрической лечебнице, администратор варьете Варенуха превращается в вампира, Босой арестован за хранение долларов, а Бенгальский и вовсе остался без головы.

Обличая и наказывая пороки, Воланд проникается трагической историей влюбленной пары Мастера и Маргариты. Мастер пишет роман о Христе, за что наказывается властью, которая не признает бога. Писатель сжигает роман, подобно Гоголю. Он потрясен этим событием, его психика не выдерживает, он оказывается в больнице для душевнобольных. Судьба сводит его с Маргаритой, которая замужем за одним из тех представителей власти, что довели Мастера до творческого кризиса. Она борется за любимого, для нее все средства хороши. Благодаря Воланду, влюбленные обретают свободу.

Образ Воланда не так прост, как может показаться на первый взгляд. Результаты его действий растягиваются во времени. Возможно, именно с его подачи Иван Понырев, известный как поэт Бездомный, становится профессором философии. Воланд не только наказывает за пороки, он заставляет людей проявлять свои настоящие лучшие качества. Добрые, порядочные люди не попадают под его власть.

Без сомнения Воланд является самым колоритным персонажем романа Булгакова. Он вызывает симпатии читателей тем, что наказывает человеческие пороки. Служители церкви усмотрели в этом образе вредное влияние. Они считают, что у читателей может сложиться мнение, что сговор с Сатаной вполне допустим. Воланд, действительно, не выступает в романе против бога. Он на стороне нравственности и добропорядочных поступков. Его жертвами становятся только те, кто не хочет жить по законам бога. В романе Булгакова, как в старых добрых сказках, побеждает добро. Если вспомнить, то и там злая и жестокая Баба Яга помогает Василисе Прекрасной и Ивану-царевичу.

Подводя итог, хочется сказать, что человек должен помнить о том, что ему придется отвечать за порочные поступки. Образ Воланда говорит о том, что силы зла всегда подчиняются воле Добра. С его помощью автор показывает скрытую от посторонних глаз жизнь внешне приличного общества. Он осуждает невежество, бездуховность большей части общества. Любовь, благородство, талант Мастера и Маргариты Воланд оценил по достоинству. Произведение заставляет по-новому взглянуть на нашу жизнь. Оно помогает понять, в чем истинная ценность жизни.

Особенности создания образа

Роман Булгакова построен в двух хронологических плоскостях и местностях: советской Москвы и Древнего Иерусалима. Интересна и композиционная задумка романа: произведение в произведении. Однако Воланд присутствует во всех композиционных плоскостях.

Он представлялся заграничным профессором, артистом в области фокусов и чародейства, некоторым героям и, в частности, читателю он раскрывает свое истинное лицо – повелителя тьмы. Однако сложно назвать Воланда олицетворением абсолютного зла, ведь в романе ему присущи милосердие и справедливые поступки.

Москвичи глазами гостей

Для чего же Воланд прибывает в Москву? Литераторам он говорит, что приехал для работы над рукописями древнего чернокнижника, администрации варьете – для выступления с сеансами черной магии, Маргарите – для проведения весеннего бала. Ответы профессора Воланда различны, как и его имена и обличья. Зачем же на самом деле князь тьмы прибыл в Москву? Пожалуй, искренний ответ дал он лишь заведующему буфетом варьете Сокову. Цель его приезда в том, что он хотел посмотреть на жителей города массово, для этого и утроил представление.

Роль свиты Воланда

В оценке общества, наведении порядка и возмездия властелину теней помогают его верные приближенные. По сути, он сам ничего плохого не делает, а лишь принимает справедливые решения. Как у каждого короля, у него есть свита. Однако Коровьев, Азазелло и Бегемот выглядят скорее прирученными шутами, нежели верными слугами. Исключение составляет лишь образ Геллы.

Автор мастерски экспериментирует в создании приближенных демонического властелина. Традиционно темные персонажи изображаются страшными, злыми, пугающими, а свита Воланда в романе Булгакова – это сплошные шутки, ирония, каламбуры. Подобный художественный прием автор использует, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые загоняют сами себя москвичи, а также с целью выделить серьезность и мудрость Воланда на фоне шутовского окружения.

Олицетворение всесильности

Проделки сатаны и его свиты хотя и страшны, однако все беды с людьми случаются лишь по их собственной вине. В этом и противоречивость булгаковского сатаны. Зло исходит не от него, а от самих людей. Он лишь констатировал многочисленные грехи горожан и наказывал их по заслугам. С помощью образа Воланда, через призму тех таинственных и необъяснимых событий, которые происходили с москвичами за период пребывания темных сил в городе, автор показал сатирический портрет современного ему общества.

Справедливость поступков

За период пребывания в Москве Воланд успел познакомиться со многими будущими обитателями своего темного потустороннего мира. Это и мнимые представители искусства, думающие лишь о квартирах, дачах и материальной наживе, и работники общепита, ворующие и реализующие просроченные продукты, и продажная администрация, и родственники, готовые порадоваться смерти близкого за возможность получить наследство, и низкие люди, которые узнав о смерти коллеги, продолжают есть, ведь еда остынет, а мертвому уже и так все равно.

Жадность, коварство, лицемерие, взяточничество, предательство были жестоко, но справедливо наказаны. Однако персонажам, сохранившим чистое сердце и душу, Воланд простил их ошибки, а некоторых даже наградил. Так, вместе со свитой Воланда Мастер и Маргарита покидают земной мир с его проблемами, страданиями и несправедливостью.

Значение образа Воланда

Значение персонажа Воланда заключается в том, чтобы показать людям их же грехи. Не сможет быть хорошим тот, кто не знает разницу между добром и злом. Свет может оттенить лишь тень, так утверждает Воланд в разговоре с Левием Матвеем. Можно ли справедливость Воланда считать добротой? Нет, он просто попытался указать людям на их ошибки. Кто сумел стать искренним и честным с собой и остальными, того месть сатаны не коснулась. Однако не он изменил Бездомного или Римского. Они изменились сами, так как в их душе тьму победил свет.

Поступки Маргариты и слабость Мастера не позволили им перенестись в свет, но за их готовность пожертвовать собою ради любимого человека и истинного искусства Воланд дарует им вечный покой в своем царстве тьмы. Таким образом, нельзя говорить, что в романе он является воплощением абсолютного зла, и уж тем более не стоит ассоциировать его с добром. Роль Воланда и его поступков объясняется справедливостью. Он пришел в Москву в роли своеобразного зеркала, и тот, кто истинно обладает добрым сердцем, сумел рассмотреть в нем свои ошибки и сделать выводы.

Читайте также: