Воспитательная функция судебной власти это

Обновлено: 18.05.2024

Функции судебной власти представляют собой основные направления воздействия носителей судебной власти на общественные отношения, в которых выражается ее сущность и социальное назначение.

Вопрос о количестве и содержании функций судебной власти является полемичным: в научной литературе возможно встретить как упоминание о наличии у судебной власти лишь одной функции (правосудия), так и указание на более чем десять функций (правоустановительной, правоприменительной, правоохранительной, идеологической, культурно-воспитательной, политической, социальной, экономической, управленческой, контрольной, диагностической, превентивной, правовосстановительной, функций толкования норм права, выступления с законодательной инициативой, обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, судейского самоуправления).

Неоднородность взглядов на функции судебной власти связана, в том числе, с тем, что конституционное законодательство России не устанавливает прямо какой-либо перечень таких функций. В ряде случаев исследователями производится отождествление функций судебной власти с полномочиями судебных органов и (или) с направлениями деятельности судов, которые не являются главными и не выражают сущность судебной власти, в связи с чем перечень функций подчас неоправданно расширяется. Кроме того, функции судебной власти не следует отождествлять с функциями отдельных звеньев судебной системы или отдельных судебных органов - функции судебной власти охватывают ее осуществление в целом.

Исследователи единодушны в том, что судебная власть обладает такой функцией, как правосудие, которое в общем виде представляет собой деятельность судов по рассмотрению и разрешению отнесенных к их ведению дел, осуществляемую в соответствии с порядком, установленным нормами процессуального права.

Согласно статьям 118 (части 1 и 2) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Это исключает возможность присвоения функции правосудия другими носителями публичной власти и дополнительно подтверждает наличие функциональной обособленности судебной власти. Правосудие осуществляется путем рассмотрения дел в судебных заседаниях в порядке установленной законом процедуры, построенной на основе соблюдения демократических принципов и предоставления участникам судопроизводства необходимых гарантий для защиты своих прав и отстаивания своих интересов.

Задачи правосудия состоят в защите прав, свобод и законных интересов участников общественных отношений, закрепленных Конституцией и иными нормативными актами, в укреплении законности и правопорядка, а в конечном итоге - в обеспечении верховенства права в общественной жизни.

Наряду с функцией правосудия в литературе часто выделяется и контрольная функция (функция судебного контроля), заключающаяся, к примеру, в проверке законности и обоснованности судебных актов вышестоящими судебными органами, в принятии судами решений об избрании некоторых мер пресечения и о производстве отдельных следственных действий в рамках уголовных дел, в рассмотрении жалоб на решения и действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей на этапе исполнения судебных актов. Сторонники определения судебного контроля как самостоятельной функции исходят из узкого понимания правосудия как рассмотрения дел по существу. Иными авторами судебный контроль рассматривается как составная часть функции правосудия.

Многие из предлагаемых отдельными учеными функции судебной власти, как то: функция охраны законности, прав и интересов граждан, функция разрешения конфликтов, иные функции (установления имеющих правовое значение фактов, толкования норм права, судебного санкционирования) уместнее рассматривать как отдельные составляющие (подфункции) правосудия, но не самостоятельные функции в силу отсутствия у них специфики процессуальных форм реализации и фактической неотрывности от правосудия. Вне и помимо правосудия указанные выше виды деятельности существовать не могут и вряд ли имеют существенное самостоятельное значение.

Под функциями судебной власти понимаются законодательно оформленные основные направления ее деятельности, осуществляемые с целью обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов права.

Цель судебной власти - конституционно закрепленный результат деятельности судебной власти, который заключается в обеспечении прав, свобод и законных интересов субъектов права.

В качестве задач судебной власти выступают условия (этапы) достижения цели, носящие, прежде всего, процессуально-правовой характер.

Таким образом, функции являются средством достижения цели и решения задач судебной власти. Цель, задачи и функции рассматриваются в качестве взаимосвязанных и взаимообусловленных правовых феноменов.

Осуществление функций судебной власти происходит впроцессуально-правовых формах – это строго регламентированный процессуальными нормами права порядок судебного разбирательства юридических дел – конституционное, гражданское, административное, уголовное судопроизводство.

Признаки функций судебной власти:

1) они производны от функций государства и базируются на функциях права;

2) непосредственно выражают сущность и социальное назначение судебной власти, направлены на реализацию ее конечной цели;

3) являются устойчиво сложившимися, объективно необходимыми, законодательно оформленными основными направлениями деятельности судебной власти;

4) функции судебной власти – динамичное явление, они развиваются, изменяются, рождаются новые и отмирают старые в соответствии с общественными интересами и потребностями;

5) реализация функций обеспечивается соответствующими, как правило, юридическими методами и в определенных, в том числе процессуальных, формах с применением мер государственно-правового принуждения.

Структура функций судебной власти - это их строение, характеризуемое целостностью, единством, но одновременно и расчлененностью на отдельные взаимозависимые и взаимодействующие компоненты. В качестве элементов содержания функций судебной власти можно выделить следующие

1) субъекты и участники осуществления функций. Компетенция судебной власти реализуется специально созданными в установленном законом порядке органами государства: судами в лице судей (профессиональных и непрофессиональных) и органами, осуществляющими их организационно-обеспечительную деятельность. Участники содействуют осуществлению субъектами своих полномочий (помощники судей, секретари судебных заседаний, секретари суда, консультанты, другие специалисты, т.е. аппарат соответствующего суда);

2) в качестве объекта функций выступает то, на что направлена судебная власть, т.е. общественные отношения между различными субъектами права, в связи с которыми органы судебной власти реализуют свою компетенцию с целью обеспечения прав, свобод и законных интересов. В зависимости от состава лиц следует различать объекты внешние (отношения возникают между различными субъектами права) и внутренние (отношения только между субъектами (участниками) осуществления функций судебной власти). Внешние объекты характеризуются конфликтностью, т.е. наличием спора, начинающегося в связи с нарушением либо угрозой нарушения прав какой-либо из его сторон. Внутренние объекты, как правило, не имеют признака конфликтности;

3) система действий и операций, которая является двигающим компонентом функции и предполагает совершение субъектами и участниками последовательных, согласованных, взаимосвязанных и взаимообусловленных действий по обеспечению прав, свобод и законных интересов. Действия и операции, совершаемые при рассмотрении и разрешении дела, должны соответствовать требованиям процессуальных норм;

4) цель, выступающая в качестве ориентирующего и основного фактора любой функции, объединяет в единое целое юридические действия, субъектов и участников. Она позволяет сорганизовать деятельность судебной власти в отдельные направления, т.е. сформировать функцию. Цели функций судебной власти отражают наиболее значимые в обществе и государстве потребности, а потому находят свое отражение в действующем законодательстве. В связи с этим цели функций судебной власти следует характеризовать как юридические или правовые. Необходимо различать конечную цель судебной власти (обеспечение прав, свобод и интересов личности, интересов общества и государства – ст. 18 Конституции РФ) и цели отдельных ее функций;




5) результаты функционирования. Результат воплощает в себе итог судебной деятельности. Результаты подразделяют на промежуточные, т.е. свидетельствующие об итоге какой-либо стадии или операции, и конечные. Достижению конечного результата способствует поэтапная, системная деятельность судов, судей и органов, обеспечивающих их деятельность. Между тем не всегда конечный результат может быть материализован в полном объеме. В то же время результат, какой бы он ни был, положительный или отрицательный, ценен сам по себе. Он позволяет судить об эффективности и оптимальности функционирования судебной власти, а также правильности выбора методов и средств;

6) методы и средства. Методы имеют в основном процессуально-правовой характер, а средства подразделяются на правовые и технические, процессуальные и имеющие организационный характер.

Форма осуществления функций судебной власти включает в себя:

А) процессуально-правовую -это конституционное, гражданское, административное, уголовное и арбитражное судопроизводство;

Для нее характерным является то, что:

1) она строго регламентирована нормами процессуального права;

2) ее осуществляют только суды;

3) она применяется для разбирательства юридического дела;

4) она определяет состав лиц, объем их прав и обязанностей, характер их действий, а также перечень средств и способов их осуществления;

5) закрепляется в процессуальных документах, строго установленных законом;

6) определяет особый порядок и сроки их обжалования;

7) совершается в конкретных производствах и стадиях (этапах).

Б) организационную - не предполагают столь жесткой правовой регламентации (организационно-аналитическая и организационно-обеспечительная формы деятельности судебной власти). В качестве внешних форм автором рассматриваются процессуальные и непроцессуальныесудебные акты. Они являются особой разновидностью правовых актов и обладают рядом специфических признаков, позволяющих их выделить в качестве самостоятельной категории:

1) данные акты принимаются специальными субъектами – органами судебной системы;

2) они имеют официальный, государственно-властный характер, поскольку исходят от органов государства;

3) закрепляют в документальной форме действия и операции субъектов, средства и способы их осуществления;

4) вызывают наступление определенных последствий;

5) связаны с преобразованием тех отношений, на которые они направлены.

Механизм реализации функций судебной власти –деятельность суда, состоящая из определенных стадий, направленная на реализацию ее функций:

1) возникновение правоотношений между субъектами судебной власти либо субъектами судебной власти и иными лицами, т.е. установление правовой связи;

2) реализация органами судебной власти своих полномочий, соответствующих характеру возникшего правоотношения, что находит свое закрепление в актах;

3) получение результатов в связи с осуществленной органами судебной власти деятельностью.

Механизм реализации функций судебной власти работает на основе ряда принципов, которые

А) основаны на общих принципах права (справедливость, законность, равенство прав и т.д.),

Б) объединяют межотраслевые и отраслевые принципы (материально-правовые, которые определяют основы организационно-правового положения субъектов функций судебной власти, и процессуально-правовые, устанавливающие правила и процедуры осуществления функций судебной власти).

Виды функций судебной власти:

Вопрос о составе функций судебной власти до сих пор остается открытым, несмотря на большое количество научных работ, в которых разрабатывалась эта проблематика. В советской научной литературе в качестве ее функции рассматривали только правосудие – рассмотрение и разрешение судебных дел. Впоследствии, по мере развития теоретических представлений о судебной власти, что было связано с реализацией норм Конституции 1993 г. и других нормативных актов, расширивших объем судебной компетенции, многие исследователи, кроме правосудия, стали выделять и другие основные направления ее деятельности. Например, конституционный контроль; контрольно-надзорную функцию, формирование судейского корпуса и руководство судебной практикой; правозащитную и правовосстановительную функции и другие.

Подходы к видам функций:

2. внешние и внутренние. Указанные группы функций вычленяются авторами с использованием разных критериев. Например, Н. А. Колоколов разделяет функции на внешние и внутренние в зависимости от направленности решаемых целей и задач: внутренние функции – это то, чем занимается судебная власть внутри своей страны, а внешние – те направления деятельности, которые она осуществляет за ее пределами. В. А. Терехин полагает, что внешние функции направлены на отношения, возникающие вовне судебной системы (например, правосудие), а внутренние реализуются внутри нее, они обращены, прежде всего, к судейскому сообществу (например, судебное управление).

3. общеправовые(правозащитная, правоохранительная, правоприменительная, интерпретационная, правотворческая, воспитательно-исправительная, информационная функции, функция реализации юридической ответственности)испециально-юридические (функции правосудия, судебного контроля и внутрисистемного управления). Общеправовые функции осуществляются не только судебной властью, но и другими ветвями единой государственной власти. Реализуя их, судебная власть участвует в проведении основных функций государства и функций права. Особые субъекты, способы, методы и формы отличают выполнение этих функций именно судебной властью. Выделение специально-юридических функций предопределяется конституционным постулатом о самостоятельности судебной власти. В этом качестве она выполняет только ей присущие функции, не выполняемые никакими другими органами.

Остановимся более подробно на каждой функции:

1. Средство защиты прав и свобод личности, а также законных интересов общества и государства (общеправовая функция).Функция реализуется посредством рассмотрения и разрешения материально-правовых споров и защиты нарушенного или оспариваемого права. Это происходит в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции и при проверке судебных решений или приговоров в вышестоящих инстанциях. Реализация данной функции гарантирована конституционными положениями:

- право на судебную защиту в случае нарушения прав (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ)

- государство гарантирует потерпевшим от преступления или злоупотребления властью доступ к правосудию (ст. 52 Конституции РФ)

- гарантия подсудности (ч.1 ст.47 Конституции РФ).

2. Средство судебного контроля (специально-правовая функция).Формы судебного контроля:

1) нормоконтроль – суд проверяет в судебном заседании соответствие Конституции РФ положения законодательного акта и тем самым контролирует законодательную ветвь власти или в пределах своей компетенции проверяет соответствие закону и Конституции иного нормативного акта, изданного органами исполнительной власти;

2) рассмотрение судами жалоб граждан или юридических лиц на незаконные действия (бездействие) и решения органов исполнительной власти или должностных лиц с целью устранения этих нарушений;

3) право суда проверять законность применения процессуального принуждения к участникам процесса или иным гражданам в случаях, прямо указанных в законе (заключение обвиняемого под стражу, производство обыска в жилище, прослушивание телефонных переговоров и т.п. возможно только по решению суда при наличии ходатайства должностного лица, ведущего производство по уголовному делу или осуществляющего ОРД.

Реализация данной функции гарантирована конституционными положениями:

- право на возмещение вреда, причиненного государством (ст. 53 Конституции РФ)

- обязанность государства компенсировать вред, причиненный лицу в силу незаконных действий органов государственной власти и должностных лиц (ст. 52 Конституции РФ).

Вывод: Все направления деятельности судебной власти находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи, поскольку имеют единую цель: обеспечение прав, свобод и законных интересов субъектов права. Только рассмотрение их как системы позволяет выявить сущностные свойства и назначение судебной власти.


Государство во все времена представляло собой специфическую структуру, основным элементом которой было население. Однако столь большое скопление людей требует постоянного надзора. В противном случае их деятельность попросту выйдет из-под контроля и станет совершенно неэффективной. Иными словами, анархия в обществе полностью остановит правовую эволюцию любой страны. Этот фундаментальный принцип всегда обуславливал необходимость существования сильной государственной власти. Однако управление страной разделяется между различными сферами непосредственной жизнедеятельности человека. В связи с этим можно выделить несколько форм власти, одной из которых является судебная. В Российской Федерации она представлена системой определенных органов, которые реализуют в жизнь ряд специфических функций. При этом судебная власть имеет свою структуру, признаки и нормативное регулирование. То есть данное явление имеет комплексный характер, что обуславливает необходимость скрупулезного изучения этой достаточно интересной проблематики.

судебная власть функции

Разделение сфер государственного управления

Большинство людей не знает, как появилась судебная власть. Данная отрасль государственного управления формировалась большое количество времени на территории всей планеты и, в частности, нашего отечества. Изначально, судебной власти как таковой не существовало. Отдельные функции этой категории осуществлялись монархами и специально созданными ими органами. Но все кардинально поменялось в период Нового времени. Данный этап ознаменовал эволюцию власти, которая проявилась в переходе от единоличной к коллегиальной форме управления. То есть, на смену монархии, как базового института координации общества, пришли более демократические организации. Основой таких изменений стал принцип разделения власти. Он был разработан Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Согласно данному принципу государственная власть существует в законодательной, исполнительной и судебной форме. Каждое направление имеет в своем составе специальные органы. С момента изобретения принципа судебная власть, функции которой представлены в статье, обретает определенную независимость и ряд иных специфических аспектов.

функции судебной власти

Что собой представляет судебная ветвь управления?

Судебная власть, функции которой представлены в статье, представляет собой независимую сферу координации общества, которая реализует свои задачи через определенную систему государственных органов, наделенных исключительными полномочиями. Данная ветвь занимает особое место в аппарате управления страны. Ведь её деятельность осуществляется на основе ряда правовых принципов, которые закреплены в Конституции России и иных нормативных актах нашей державы.

функции судебных органов власти

Разграничение терминов

функции судебной власти в рф

Признаки судебной власти

Функции судебной власти невозможно рассматривать без анализа характерных моментов данной категории. Если мы говорим о признаках, то именно они позволяют разобраться в специфике этой сферы регулирования. При этом ключевые особенности судебной власти закреплены в основном законе - Конституции Российской Федерации. Согласно её положениям, судебная ветвь характеризуется следующими признаками, а именно:

  • полной независимостью от влияния иных форм власти;
  • возможностью применения различного законодательства для решения правовых споров;
  • единством системы соответствующих государственных органов;
  • подчиненностью всех судей централизованной нормативной базе;
  • наличием финансовой поддержки со стороны государства.

Одним из важных принципов является тот факт, что весь спектр полномочий принадлежит исключительно судам. То есть реализовать задачи ветви могут только эти органы и никакие более.

функцией судебных органов власти является

Функции судебной власти – понятие

Каждый существующий на сегодняшний день орган производит свою деятельность с определенной целью. То есть конкретные ведомства создаются для реализации определенных задач. При этом в процессе своей работы они осуществляют те или иные функции. Но что собой представляют функции судебной власти в РФ? Следует отметить, что в научной среде существует несколько основных подходов к рассмотрению этой категории. Изначально функции судебной власти рассматривались, как совокупные системы определенных полномочий, которые выделяли ветвь среди других форм управления. Однако, с течением времени стало понятно, что значение категории является куда более широким. На основе этого сформировалась иная точка зрения. Её приверженцы утверждают, что функции судебной власти в РФ – это направления непосредственной деятельности ветви управления, в рамках которых реализуются отдельные задачи и применяются методы правового регулирования. На сегодняшний день такая трактовка имеет основное значение. Она также помогает разграничить основные направления разных ветвей управления. К примеру, функции законодательной и судебной власти имеют похожую структуру, однако их содержание не является идентичным.

Основные функции судебной власти

Существует ряд ключевых направлений деятельности упомянутой в статье ветви управления. Они исходят из принципов построения судебной власти в Российской Федерации и положений отдельных законодательных актов. Таким образом, можно выделить следующие функции, а именно:

  • осуществление правосудия;
  • контроль и надзор;
  • толкование правовых норм;
  • удостоверение юридически значимых фактов.

В данном случае необходимо отметить, что функции судебных органов власти несколько отличаются от направлений деятельности, представленных выше, о чем будет рассказано далее в статье.

основные функции судебной власти

Особенности надзора, контроля и правосудия

Существует несколько основных направлений, которыми характеризуется судебная власть. Функции надзора, контроля и правосудия можно назвать ключевыми. При этом последнее направление присуще исключительно судебной ветви власти. Следует отметить, что функция правосудия проявляется в возможности соответствующих органов разрешать правовые споры и выносить по ним свое решение, которое, в свою очередь, является обязательным.

Контроль и надзор – это функции, проявляющиеся в законном обосновании мер принудительного характера. То есть лишь на основе судебного решения лицо может быть ограниченно в своих правах. Таким образом, следствие, оперативно-розыскная деятельность осуществляются исключительно под контролем судебных органов.

Удостоверение фактов и толкование норм

Не менее важными, но не столь яркими являются две иные функции судебной власти. К ним относится направление удостоверения юридически значимых фактов и толкование правовых норм. В первом случае мы говорим об исключительной возможности судебных органов придавать юридический вес определенным моментам действительности. В соответствии с этим суд может признавать лиц умершими или же безвестно отсутствующими, а также устанавливать наличие брачных и родственных отношений. Толкование правовых норм – это направление деятельность, которое проявляется в раскрытие представителями судебной власти значения определённых правил поведения. То есть в процессе своей деятельности органы соответствующей ветви управления могут толковать смысл и способ применения юридических норм.

Направления деятельности организаций ветви управления

Как уже указывалось ранее, функции судебных органов власти несколько отличаются от тех, которые присущи всей сфере регулирования. Поэтому их необходимо рассматривать отдельно. В данном случае нужно понимать тот факт, что функции конкретных органов являются более узкими. Поэтому в своей деятельности суды реализуют как общие, так и специфические направления. К примеру, функцией судебных органов власти является применение норм юридической ответственности к лицам, нарушившим правопорядок, а также восстановление гражданской справедливости.

функции законодательной и судебной власти

Итак, мы попытались выяснить, что собой представляет судебная власть. Функции, признаки и ряд иных особенностей позволили определить ключевые моменты представленной категории. Следует отметить, что в современном обществе судебная система и одноименная ветвь власти играют значимую роль. Поэтому данную сферу деятельности необходимо модернизировать, так как в скором времени её функциональность существенно расширится.

Читайте также: