Виновник дтп не платит по решению суда

Обновлено: 02.05.2024

Как же трудно жить в современном мире, когда люди, по каким-то причинам, не выполняют требований, установленных на законном основании.

Заложниками одной из таких ситуаций, становятся граждане, попавшие в аварию. Так что же делать, если виновник ДТП не платит?

В конечном итоге, настойчивость и усердия, прилагаемые заинтересованным лицом, приведут к достижению успеха. Информация о том, на что должны быть направлены действия, изложена в нашей статье. Ознакомившись с ней, бороться с неплательщиком будет легче.

Что делать, если виновник ДТП не выплачивает деньги по решению суда

На самом деле есть несколько способов, используя которые добиваются получения денег по решению суда. Однако все они направлены на принуждение виновника столкновения выполнить требования закона.

Прежде всего, после решения суда необходимо получить исполнительный лист.

Далее можно действовать по следующим схемам:

  1. Обратиться в службу судебных приставов (СПП).
  2. Самостоятельно отнести заявление в организацию, в которой работает должник, с целью, чтобы бухгалтерия совершала ежемесячные выплаты, посредством удержания из его зарплаты.

Забегая вперед скажем, оптимальный вариант взыскать деньги с виновника ДТП через ССП.

Вместе с тем, каждый перечисленный случай нуждается в дополнительной расшифровке. Ибо за формулировками, и в первом и во втором варианте, скрывается множество подводных камней и юридических тонкостей.

Кроме того, изучив полученные из нашей публикации советы, можно будет оценить все плюсы и минусы принудительного взыскания долгов через ФССП и посредством самостоятельных действий.

Здесь нужно отметить один момент. Идеальным вариантом будет обращение за юридической помощью. Грамотный юрист окажет качественные услуги, что существенно облегчит взыскание ущерба от ДТП.

Получение исполнительного документа

После принятия судом решения в пользу истца, нужно позаботиться о том, чтобы на руках оказался исполнительный лист.

Такие документы могут иметь разное название.

Это зависит от того, в каком порядке происходило рассмотрение дела в суде:

  1. Исполнительный лист.
  2. Судебный приказ.

Между ними есть существенная разница. Дело в том, что исполнительный документ выдается после обычного судопроизводства. При этом получить его можно по истечении тридцатидневного срока.

Это время необходимо для того, чтобы должник имел возможность для обжалования решения суда. Если оно не произойдёт, то тогда можно получить заветный документ.

Судебный приказ появляется на свет в результате судебного разбирательства, произведенного в приказном порядке.

Поэтому в отношении судебного приказа действуют другие правила:

  1. Судебный приказ, является одновременно и решением суда и исполнительным документом.
  2. Его вступление в силу привязано к ознакомлению с ним виновника ДТП.
  3. На уведомление отводиться десять дней.

Эти обстоятельства необходимо учитывать при возникновении вопроса, как заставить виновника ДТП платить по решению суда.

Самостоятельная попытка взыскать долги

Данный способ не пользуется особой популярностью. Он требует приложения огромных усилий, траты бесценного времени и нервов. С другой стороны, может привести к тому, что виновник аварии начнет погашать долги в самое ближайшее время.

Если гражданин, у которого на руках есть вступившее в силу решение суда, отнесет его по месту работы должника, то вычеты начнутся со следующей заработной платы. Это в идеале.

В реальном положении вещей не так все просто как кажется. Сначала нужно найти место работы. К тому же, не всем дано попасть в бухгалтерию, если, к примеру, на предприятии установлен режимный проход на территорию, существует определённая секретность и так далее. Кроме того, вам просто могут отказать в приёме исполнительного листа.

Однако стоит отметить, что посылать лучше копию, заверенную надлежащим образом. Это убережет от случайной утери документа. Вот таким образом можно действовать самостоятельно, если виновник ДТП скрылся и отказывается платить.

Взыскание через ФСПП

Процедура принудительного исполнения законных требований включает в себя:

  1. Возбуждение исполнительного производства.
  2. Предложение выплатить деньги в добровольном порядке.
  3. Если добровольность отсутствует, происходит воздействие приставов на должника законными методами, побуждающими его к возмещению ущерба.
  4. Перечисление истцу сумму выплат, установленную судом.

Возбуждение дела происходит в соответствии с письменным заявлением и предъявлением исполнительного документа, вступившим в силу.

После чего пристав-исполнитель, уведомляет должника о начале процедуры и одновременно предлагает проявить добровольность. На это закон отводит порядка недели.

Далее, если виновник ДТП не проявляет никакой реакции, пристав исполнитель вправе применить определённые меры.

На практике, не всегда эти меры приносят положительные плоды.

Это происходит по различным причинам:

  • ненадлежащее отношение к своим обязанностям должностных лиц ФССП;
  • у должника не обнаружено имущество;
  • гражданин не работает;
  • нет информации о его местонахождении.

При таких обстоятельствах, безусловно несведущий человек вряд ли добьется положительного результата. Как уже говорили выше, лучше не экономить, а обратится к юристу.

Меры, применяемые приставами, если виновник ДТП не платит

Данные меры могут включать в себя:

  1. Действия, связанные с арестом имущества, в том числе и банковских вкладов, счетов, депозитов.
  2. Отправку уведомления вместо начисления постоянного дохода должника, с целью удержать какую-то часть зарплаты, пенсии и других выплат.
  3. Розыск имущества виновника столкновения.
  4. Принудительное изъятие принадлежащего должнику имущества арест собственности и реализация его с торгов.

Как уже было указано выше, работа приставов часто оставляет желать лучшего. Исходя из чего, вопрос о том, можно ли заставить платить виновника ДТП, нередко бывает актуальным.

В такой ситуации нельзя опускать руки. Нужно знать, что закон не запрещает оказание истцом посильной помощи ФСПП. Она может выражаться в указании на место постоянного пребывания должника или на адрес нахождения его имущества.

Конечно, такую информацию простому обывателю раздобыть нелегко, но всегда можно обратиться в юридическую фирму и обсудить сложные вопросы с профессиональным юристом.


Один из экспертов отметил, что КС так и не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Второй полагает, что данное определение – еще один шаг к освобождению страховых компаний от выплаты адекватного возмещения по ОСАГО.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

Как решается вопрос по возмещению ущерба, если страховая выплата не покрывает ремонт автомобиля? В каких случаях пострадавщий в ДТП может требовать с виновника дополнительного возмещения для ремонта авто?

Казалось бы, ответ на вопрос, кто платит по ОСАГО в случае аварии, очевиден. Если происшествие относится к страховому случаю, это делает страховщик. Однако не все так просто.

Весной 2017 года Конституционный суд России принял решение, по которому платит за ремонт виновник ДТП, если тех денег, которые предусматривает страховка, не хватает на полное восстановление автомобиля. При этом замена запчастей рассчитывается по стоимости новых, и тот факт, что машина б/у и ее цена (а значит, и всех ее деталей) значительно ниже рыночной, зачастую игнорируется. Таким образом, платит разницу виновник ДТП как за восстановление нового транспортного средства.

Многих автомобилистов эта ситуация не устраивает.

А на вопрос, кто платить должен потерпевшей стороне, мы получаем другой ответ – тот, из-за кого случилась авария, если ущерб превысил сумму покрытия. Получается, что водителю, устроившему аварию, придется раскошелиться дважды.

При этом открытым остается другой вопрос: зачем ОСАГО, если платит виновник аварии вместе со страховой компанией, у которой он уже купил полис?

Для кого страхование убыточно

При возмещении ущерба потерпевшей стороне убытки несет страховая компания, которая обязана выплатить по договору нужную сумму. Но если раньше водителю, по чьей вине произошло ДТП, достаточно было просто оформить все документы на месте происшествия, а дальше спокойно заниматься ремонтом своего собственного автомобиля (если он тоже пострадал в аварии), то теперь нужно еще и тратить собственные деньги на восстановление чужого транспортного средства.

И хорошо, если пострадало недорогое авто бизнес-класса. Тогда основную часть ремонта может покрыть страховой полис. А что делать, если придется оплачивать ремонт дорогостоящего джипа премиум-класса или лимузина, у которого отдельные запчасти стоят по 100−200 тысяч рублей – как целый автомобиль? Для многих автовладельцев ситуация может обернуться настоящей финансовой катастрофой.

При этом существует два мнения – страховщиков и водителей.

Первые уверены, что новый принцип возмещения ущерба сделает водителей внимательнее на дорогах и стимулирует их тщательнее соблюдать правила дорожного движения. По их мнению, ситуации, когда тот, по чьей вине произошла авария, не несет ответственности, являются неправильными. Ведь основные хлопоты как раз достаются потерпевшей стороне. Водитель, автомобилю которого причинен ущерб, должен сам оформлять все справки, чтобы получить страховое возмещение, а тот, чьи действия привели к ДТП, фактически не должен ничего предпринимать. В связи с этим страховые компании поддерживают решение Конституционного суда.

зачем осаго если платит виновник

А вот представители сообщества автомобилистов с ними не согласны. Мало того, что страховка является обязательной и обходится многим водителям недешево (особенно владельцам новых дорогих иномарок, имеющим маленький стаж вождения и высокий КБМ). По данным РСА, средняя стоимость полиса на 2019 год составляет порядка 6 тысяч рублей.

Ситуация, когда придется из своего кармана оплачивать ущерб потерпевшей в аварии стороне, может привести к тому, что водители массово перестанут страховаться и будут всеми способами избегать покупки настоящего полиса ОСАГО (или будут ездить с поддельными документами). И в моральном плане они будут отчасти правы – на каком основании они должны платить дважды? И кроме того, получается, что полис обязательного страхования не выполняет своей функции – не избавляет водителя от дополнительных расходов, если он становится виноват в ДТП. Тогда вообще зачем ОСАГО, если платит виновник еще и помимо стоимости полиса?

Одной из инициатив автомобилистов сегодня является замена выплат по страховке ремонтом пострадавшего автомобиля. На сегодняшний день (время написания статьи – март 2019 года) эта идея еще не стала законопроектом и не вынесена на рассмотрение в парламенте.

Когда ОСАГО выгодно страховщику

Согласно новым правилам, если пострадавшему водителю не хватит на ремонт тех денег, которые выплатят по ОСАГО, остальную сумму он вправе требовать с виновника ДТП.

Начиная с 2017 года в России действует Единая методика расчета расходов на восстановление транспортного средства по договору страхования гражданской ответственности. Стоимость деталей рассчитывается при этом с учетом изношенности. К примеру, запчасти отечественных авто после трех лет эксплуатации оцениваются в половину своей цены. Максимальный износ может составить не более 50% (как правило, такой показатель у транспортных средств, бывших в эксплуатации более 5 лет). Если суд встал на сторону потерпевших и обязал водителей, по чьей вине произошло ДТП, возмещать материальный ущерб дополнительно.

Но тогда зачем оформлять ОСАГО?

Ведь если страховка не снимает всей ответственности с застрахованных водителей, почему они должны платить фактически дважды (за сам полис и за возмещение материального ущерба потерпевшей стороне)? Вопрос остается открытым.

Когда ОСАГО выгодно потерпевшей стороне

Если рассуждать по справедливости, то водитель, виновный в аварии, должен оплачивать ремонт и замену запчастей по их себестоимости. Но в том случае, когда автомобиль изношен, детали будут закуплены новые – как если бы производился ремонт новой машины. Получается, что транспортное средство изношено, его рыночная стоимость значительно ниже, чем была, а виновник ДТП должен платить столько же, сколько за восстановление модели, не бывшей в употреблении. Таким образом, он фактически за свой счет делает апгрейд автомобиля потерпевшей стороны. И многие спрашивают, зачем страховка, если платить виновник должен сверх того, что отдал за полис?

Этот вопрос возмущает многих автомобилистов, которые бывают не готовы к дополнительным (помимо страховки) расходам на ремонт, да еще и по завышенной стоимости. По справедливости, раз машина б/у – то и детали должны быть б/у. Представим, что виновник в ДТП обязан оплатить все детали автомобиля потерпевшей стороны. Получается, что пострадавший автовладелец получит в свое распоряжение совершенно новый автомобиль и не просто восполнит свои имущественные потери, но и останется в выигрыше. Все это хорошо, но на вопрос, кто почему платить должен не только страховщик, но и водитель, нарушивший ПДД?

зачем оформлять осаго если виновник платит

К сожалению для многих, судебная практика показывает, что это фактическая рыночная стоимость пострадавшего автомобиля и цена новых запчастей и комплектующих практически никогда не соотносятся. А значит, автомобилиста, устроившего ДТП, в большинстве случаев обяжут выплатить ремонт по той стоимости, как если бы речь шла о новом автомобиле.

Таким образом, чем больше пострадает деталей автомобиля потерпевшей стороны, тем в более выгодном положении окажется водитель, ставший участником аварии не по своей вине. При минимальных взносах он не только покроет убытки, понесенные в ходе дорожно-транспортного происшествия, но и получит обновление деталей своего авто за чужой счет.

Когда страховка выгодна виновнику ДТП

  1. Страхового покрытия хватает на восстановление авто.
  2. Тот, кто виноват в аварии, оплачивает по соглашению сторон не весь ремонт, а только его часть.
  3. Стоимость запчастей в официальном справочнике может быть заниженной относительно рыночных расценок и фактически равняться цене деталей б/у.
  4. Покупаются не оригинальные и новые запчасти, а более дешевые аналоги или комплектующие, бывшие в употреблении.
  • дорожно-транспортное происшествие оформлено по европротоколу;
  • возмещение ущерба производится в виде направления на ремонт. В этом случае доплата потерпевшей стороне может осуществляться только на добровольной основе и не может быть взыскана в принудительном порядке.

Во всех остальных случаях, если суммы страхового покрытия не хватит на возмещение ущерба, доплачивать придется тому, кто устроил аварию.

Судебная практика по возмещению ущерба без учета износа

35 статья Конституции России наряду со статьями 19 и 52 (гарантирующими права собственности) определяет, что возмещение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия и его объем определяются после объективной оценки понесенного потерпевшим ущерба. Тогда фактически возмещать стоимость деталей водитель, виновный в аварии, и должен по актуальной цене – с учетом того, что машина была в эксплуатации.

По общим правилам Гражданского кодекса возмещение имущественного ущерба происходит за счет того, кто спровоцировал дорожно-транспортное происшествие. А в том случае, если авто участника ДТП признано источником повышенной опасности, возместить затраты на ремонт потерпевшей стороны он обязан даже в том случае, если авария случилась не по его вине.

Для страховой компании главным будет наличие признаков страхового случая, если столкнулось два и более транспортных средства.

  • по программе полиса обязательного страхования, если ущерб был причинен в результате происшествия, которое относится к страховому случаю. При этом полис ОСАГО виновник ДТП должен иметь действующий;
  • за счет гражданина, управлявшего авто (своим или чужим – по доверенности), если авария не относится к страховому случаю;
  • за счет водителя, управлявшего транспортным средством без законного основания (в результате угона или без согласия владельца);
  • за счет лица, управлявшего авто, если у него нет полиса ОСАГО или истек срок действия страховки;
  • за счет автовладельца, если участником аварии стал наемный водитель или лицо, которое оказывает другие услуги собственнику транспортного средства на возмездной основе.

Но даже при наличии страхового случая нередко суммы возмещения не хватает на покрытие расходов потерпевшей стороны, и тогда водитель, виновный в ДТП, будет возмещать разницу из своего кармана.

Напомним, страхование автогражданской ответственности предполагает максимальную сумму возмещения ущерба в 400 тысяч рублей, а в случае причинения вреда здоровью – 500 тысяч. Потерпевший должен ждать компенсацию в течение 20 дней.

Заключение

Фактически решение Конституционного суда вскрыло это противоречие, но при этом четких указаний в области правоприменения дано не было. Таким образом, водителям, виновным в аварии, просто приходится полагаться на справедливое решение суда пользу и ждать новых законодательных инициатив, которые изменят порядок страхования автогражданской ответственности и возмещения ущерба. И хотя нередко оплачивать приходится не всю стоимость ремонта, на вопрос, кто платит по ОСАГО, ответ будет один – тот, по чьей вине случилась авария, если ущерб превысил размер страхового покрытия.


Действующее гражданско-процессуальное законодательство предусматривает выдачу двух возможных видов исполнительных документов, которые выдаются по результатам судебного вердикта.

Внимание! В зависимости от порядка рассмотрения дела в суде выдается:

  • исполнительный лист,
  • судебный приказ.

Для получения первого документа потребуется полноценное судебное рассмотрение иска, вступление решения суда в законную силу, обращение взыскателя в суд для выдачи исполнительного листа.

При данной процедуре ответчик имеет право на апелляционное и кассационное обжалование решений суда, что отдаляет по срокам возможность получения исполнительного документа на неопределенный срок.

Во втором случае процедура рассмотрения заявления кредитора происходит в упрощенном варианте, без вызова сторон, на основании предоставленных документов. Это так называемое приказное производство. По итогам рассмотрения выносится судебный приказ, который одновременно является судебным решением и исполнительным документом.

Судебный приказ вступает в силу через десять дней, которые даются виновнику ДТП для ознакомления с документом.

Лицо, в отношении которого вынесен судебный приказ, имеет два возможных варианта своего поведения:

  • согласиться с изложенным в судебном приказе,
  • подать заявление в суд о своем несогласии с судебным приказом.

Во втором случае документ отменяется, а взыскателю разъясняется право обратиться в суд в порядке общего судопроизводства.


Как получить страховку после ДТП?

После ДТП на меня подали в суд, что делать, читайте тут.

Что делать, если виновник ДТП не платит

Вынесение решения суда в пользу взыскателя не означает, что виновник дорожно-транспортного происшествия бросится его выполнять. Если он не решил вопрос до суда или в его процессе, то нет абсолютно никакой гарантии, что решение суда о взыскании с него ущерба, причиненного в ДТП, понудит его возместить убытки пострадавшему.

Поэтому после того как решение суда выступит в законную силу, а это может быть после рассмотрения апелляционной жалобы, через несколько месяцев после подачи иска, необходимо получить исполнительный лист.

Важно! Данный документ выдается только по инициативе истца. Если нет обращения за получением исполнительного листа, то его никто не будет и выписывать.


Получив исполнительный лист на руки, необходимо действовать следующим образом:

  • подать заявление в территориальное подразделение Федеральной службы судебных приставов об открытии исполнительного производства в отношении должника. К заявлению следует приложить оригинал исполнительного листа и копию решения суда с отметкой о вступлении его в законную силу,
  • самостоятельно предъявить исполнительный лист по месту работы должника для удержания с заработной платы виновника ДТП ежемесячных выплат.

Если же виновник аварии не имеет постоянного места жительства или проживает в другом регионе, то оптимальным вариантом будет задействование ФССП.

Если у взыскателя имеются затруднения с юридическими познаниями, лучше воспользоваться услугами опытного адвоката или практикующего юриста, специализирующего в делах данной категории.

Такой специалист сможет не только грамотно составить исковое заявление, представить интересы пострадавшего в судебном процессе, но и предпримет установленные законом меры для взыскания долга с виновника дорожно-транспортного происшествия.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец заявления о возбуждении исполнительного производства:


Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Как самому взыскать долг

Для самостоятельного взыскания долга с виновника аварии закон предусмотрел все возможности. Так, бухгалтерия должника или банк, в котором открыт его счет, обязаны при обращении взыскателя принять исполнительный документ к взысканию. Если должник имеет постоянное место работы и регулярно получает заработную плату, то уже со следующей выплаты средства начнут взыскиваться и перечисляться на счет взыскателя.

Однако на практике получается, что для принятия самостоятельных мер к взысканию ущерба потребуется установить место работы должника, постоянно следить за тем, не перешел ли он работать в другую организацию.

Бухгалтерия может отказаться принять исполнительный лист. Тогда придется потратить кучу нервов, чтобы доказать, что работодатель обязан исполнить судебный документ.

Другая возможная ситуация – исполнительный лист может быть потерян работодателем. А копия документа, даже заверенная нотариально, не является исполнительным документом. Придется обращаться в суд за получением судебной копии исполнительного листа.

Таким образом, взыскатель в каждом конкретном случае самостоятельно решает, как ему поступить – заниматься самостоятельным взысканием или обратиться за помощью в ФСПП.

Процедура расследования ДТП с пострадавшими.

Взыскание долга через ФССП


Для взыскания ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, с помощью службы судебных приставов необходимо подать в службу заявление об открытии исполнительного производства в отношении должника, приложив оригинал исполнительного листа и решение суда с отметкой о вступлении его в законную силу.

Старшее должностное лицо распределит заявление судебному приставу-исполнителю, который:

  • вынесет постановление об открытии дела исполнительного производства,
  • направит копии постановления взыскателя и должнику,
  • предоставить должнику срок для добровольного решения суда.

Если по истечении отведенного срока должник не погасит долг перед взыскателем в сумме, которая определена судебным решением и указанная в исполнительном листе, то он приступает к принудительному взысканию.

Учтите! В этом плане:

  • накладывается арест на имущество должника с целью продажи его на открытых торгах. Вырученные средства будут направлены на погашение долга перед взыскателем, а также покрытие расходов, связанных с исполнением решения суда,
  • ограничивается выезд должника за границу до полного погашения долга перед взыскателем.

Это идеальный вариант исполнения решения суда.

Однако на практике бывает по-иному:

  • пристав-исполнитель недобросовестно относится к своим обязанностям, вследствие чего взыскателю приходится постоянно писать жалобы на имя старшего по должности,
  • должник скрывается, не представляет информации о своих доходах, часто меняет места работы,
  • имущество, на которое можно обратить взыскание, у должника отсутствует.

Все это приводит к тому, что положительного результата ждать не приходится, или его наступление постоянно отодвигается дальше по времени. В таких случаях рекомендуется обращаться за помощью к практикующему юристу или адвокату, которые с профессиональной стороны подойдут к выполнению решения суда.

Меры, применяемые приставами для взыскания

В соответствии с Федеральным законом об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель в процессе исполнения решения суда обязан принять все предусмотренные законом меры к исполнению решения суда.

В этих целях он:

  • накладывает арест на движимое и недвижимое имущество должника. Сведения о нем он берет из государственных реестров,
  • арестовывает банковские счета должника, на который поступают денежные средства в виде дохода, или на депозитные вклады,
  • направляет по месту работы должника постановление о взыскании части заработка в счет погашения долга перед взыскателем. Если должник – пенсионер, то документы направляются в территориальное подразделение Пенсионного фонда,
  • принимает меры к розыску другого имущества должника, которое тот переписал на других лиц или передал им на хранение. При обнаружении – накладывает арест с целью продажи на открытых торгах.

Запомните! Не всегда взыскатель доволен работой пристава-исполнителя. В такой ситуации нельзя пассивно ждать – следует принимать активное участие в процессе взыскания средств. Например, с помощью собственных возможностей устанавливать место нахождения должника или его имущества. В таких случаях надлежащую помощь может оказать профессиональный юрист.

Что делать, если судебные приставы бездействуют

Глава 18 Федерального закона об исполнительном производстве, который был принят 2 октября 2007 года, посвящена правам взыскателя на обжалование действий судебного пристава.


Так, если исполнитель бездействует или принимает недостаточные меры к исполнению решения суда, взыскатель имеет право:

  • подать жалобу на имя старшего судебного пристава для привлечения исполнителя к дисциплинарной ответственности,
  • обжаловать действия или бездействие пристава в судебном порядке.

При любом варианте обжалования действий должностного лица следует ознакомиться с материалами исполнительного производства. Право на это взыскателю предоставлено Законом № 229-ФЗ.

По заявлению взыскателя пристав-исполнитель обязан предоставить ему все материала производства. Об этом прямо указано в статье 50 ФЗ об исполнительном производстве.

Заявление подается в письменном виде, регистрируется в канцелярии службы судебных приставов.

В процессе ознакомления взыскатель имеет право:

  • делать записи,
  • производить фото и видеосъемку материалов производства,
  • сделать ксерокопию как всего дела, так и отдельных документов, представляющих интерес.

Полученные таким образом копии материалов исполнительного производства можно использовать при написании жалобы.

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы на действия (бездействие) судебного пристава:



Посмотрите видео. Взыскание ущерба с виновника ДТП:

Способы воздействия на виновника ДТП

Как свидетельствует юридическая практика, виновники дорожно-транспортных происшествий в большинстве случаев не горят желанием возместить ущерб потерпевшим.

В качестве аргументов они приводят:

  • отсутствие средств на покрытие ущерба пострадавшим,
  • безработицу или маленькую заработную плату, не позволяющую выделять средства на погашение ущерба,
  • отсутствие имущества, которое можно было бы продать, а вырученные средства предать пострадавшему.

Внимание! Одновременно такие лица могут предпринимать меры к сокрытию имущества, на которое может быть обращено взыскание. Пытаются спрятать его у родственников и знакомых.

Примеры из жизни показывают, что должники, какие бы способы они ни применяли, чтобы ускользнуть от выполнения решения суда, все же допускают ошибки.

Способ №1. Анализ увлечений должника

При посещении судебным приставом должника, которого суд обязал выплатить ущерб, причиненный потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия, было обращено внимание на практическое отсутствие в занимаемом жилье обычных предметов домашнего интерьера кроме минимума вещей, на которые обратить взыскание по закону нельзя.

Были привлечены сотрудники правоохранительных органов, занимающихся разрешительной системой. По требованию закона оружие должно храниться по месту жительства лица, которое имеет соответствующее разрешение, в металлическом сейфе.

Был начат розыск оружия, которое в дальнейшем было передано для реализации судебному приставу. Карабины были проданы на аукционе, а вырученные средства направлены на погашение причиненного потерпевшему ущерба.

Что грозит виновнику ДТП по ОСАГО?

Кроме того, незадачливый владелец оружия был привлечен к административной ответственности за нарушение правил хранения оружия.

Таким образом, увлечение должника его выдало.

Способ №2. Слово – не воробей

При оформлении документов по факту совершения дорожно-транспортного происшествия виновник аварии оговорился, что спешил на дачу. Когда же дело дошло до исполнительного производства, он стал настаивать, что загородного дома у него нет.

Судебный пристав, запросив данные с Единого государственного реестра недвижимости, уточнил, что дача все же имеется. Поэтому было принято решение наложить на нее арест и выставить на продажу. Данные действия вынудили должника быстро погасить задолженность по исполнительному листу.

Важно! Если судебный пристав-исполнитель не очень охотно ведет розыск имущества должника, то это следует делать самому пострадавшему, одновременно понуждая предпринимать предусмотренные меры и исполнителя. Для этого активно используется подача жалобы на имя старшего судебного пристава.

Способ №3. Притворяется безработным

Нередко должники пытаются убедить судебного пристава в том, что являются безработными. Так, при разговоре с виновником дорожно-транспортного происшествия, который по решению суда обязан выплатить солидную сумму пострадавшему, пристав обратил внимание на дорогой костюм должника и дорогие часы на руке.

Проведенными мероприятиями было установлено, что данный безработный фактически работал на высокой должности в банковском учреждении. После того как руководство банка было поставлено в известность о их безработном сотруднике, должник мгновенно рассчитался с пострадавшим.

Способ №4. Делаем должника невыездным

Одним из действенных способов, которые хорошо влияют на поведение должников, является решение судебного пристава о запрете выезда такого лица за границу. Для этого следует сообщить о принятом решении в ОВИР для изъятия заграничного паспорта, пока не будет погашен долг.

Этот метод эффективно воздействует на тех, кто любит отдыхать на заграничных курортах или путешествовать по странам мира. Узнав, что выехать за пределы страны они не могут, вопрос с погашением долга перед пострадавшим в ДТП решается очень быстро.

Способ №5. Оставляем должника без страхового полиса, льготных банковских услуг и надежной мобильной связи

Данный способ только набирает популярность, тогда как в западных странах он используется довольно широко.

Уведомление судебного пристава о недобропорядочности клиента, направленное в страховые компании, банковские учреждения, мобильным операторам, приводит к тому, что ему начинают отказывать в предоставлении услуг.

В чью страховую обращаться при ДТП пострадавшему?

Способ №6. Распространение информации о должнике в социальных сетях

Повторный иск

Нередко длительное производство по взысканию ущерба с должника вынуждает потерпевшую сторону подавать повторный иск. Это объясняется тем, что сумма ущерба подлежит индексации в связи с инфляционными процессами.

Учтите! Судебный пристав самостоятельно этого сделать не имеет права. Поэтому неизбежным становится еще один судебный процесс.

Исковое заявление должно быть составлено юридически грамотно, легко читаться, не быть эмоциональным и давать правовую оценку действиям должника, а также причастным к этому лицам. Мы рекомендуем придерживаться официально-делового стиля в изложении документа.


Кроме того, в исковом заявлении в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:

ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец иска в суд о возмещении материального ущерба, причиненного ДТП:



Рассмотрение иска по существу

В зависимости от цены исковых требований дело подлежит рассмотрению мировым судьей или в районном суде. Так, иск до 50 тысяч рублей попадет к мировому судье. Все, что выше – в районный суд.

Срок рассмотрения будет также разным. Мировому судье закон отводит один месяц, районному – два.

Посмотрите видео. Как составить и подать исковое заявление в суд:

Читайте также: