Виды загрузки воздушных судов
Обновлено: 28.05.2024
Авиационная транспортная система (АТС) – совокупность совместно действующих и взаимодействующих между собой авиационных, технических средств (ВС и наземные средства обеспечения полетов) структурно организационного персонала, их эксплуатирующего, а также системы организации и управления процессами летной и технической эксплуатации авиационной техники, функционированием производственных подразделений, предприятий и авиатранспортной отрасли в целом.
АТС, как и значительная часть ее элементов, которые могут рассматриваться как системы более низкого уровня, обладают признаками сложных систем:
– наличие сложной целенаправленной системной функции, реализуемой большим числом взаимосвязанных и взаимодействующих элементов;
– возможность разделения системы на подсистемы, задачи которых подчинены общей цели функционирования всей системы;
– наличие управления, имеющего иерархическую структуру, с использованием интенсивных потоков информации;
– существенное воздействие на состояние системы случайных факторов, в том числе факторов внешней среды и т. д.
АТС включает экипаж, ВС и взаимодействующие с ними системы управления воздушным движением (УВД), наземного обеспечения полетов (ОП), включая организацию летной работы (ОЛР) и инженерно-техническое обеспечение (сохранение летной годности ВС) и другие виды деятельности авиакомпаний и аэродромных служб государственного регулирования деятельности ГА.
Техническая сложность современной АТС, многочисленность служб, участвующих в организации, подготовке, выполнении и обеспечении полетов, эксплуатирующих воздушные суда в широком диапазоне погодных и климатических условий, порождают многообразие факторов, влияющих на конечный исход полета.
Система обеспечения полета включает в себя следующие элементы:
– организацию летной работы;
– сохранение летной годности ВС, т. е. инженерно-техническое обеспечение;
– наземное обеспечение полетов (штурманское, аэронавигационное метеорологическое, аэродромное и обеспечение горюче-смазочными материалами (ГСМ), электросветотехническое, радиотехническое радиолокационное, медицинское, орнитологическое, поисковое и аварийно-спасательное обеспечение, обеспечение авиаперевозок и авиационной безопасности);
– государственное регулирование.
Организация летной работы призвана обеспечивать организационную поддержку качества летной работы путем соответствующей организации и планирования полете, летно-методической работы с экипажами ВС, контроля летной деятельности, обучения летного состава.
Сохранение летной годности ВС, реализуемое силами и средствами различных авиапредприятий (авиакомпании, аэропорта и (или) авиаремонтного предприятия) направлено на обеспечение требуемого уровня надежности работы авиационной техники на основе реализации высокоэффективных технологий технического обслуживания и ремонта (ТОиР), контроль соблюдения принятых технологий и качества работ, обучения инженерно-технического персонала.
Аэронавигационное обеспечение полетов осуществляется в целях безопасной, точной и экономичной аэронавигации и включает следующие мероприятия, осуществляемые на этапах подготовки, организации и выполнения полетов:
– формирование (установление) заданных траекторий полетов ВС;
– определение эксплуатационных минимумов аэродромов;
– сбор, обработку, издание, хранение, распространение и обеспечение летных экипажей аэронавигационной информацией;
– навигационное планирование полетов;
– разработку навигационных процедур;
– информационное обеспечение пилотажно-навигационных комплексов, навигационных систем.
Метеорологическое обеспечение полетов осуществляется в целях обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов путем предоставления экипажам ВС, органам обслуживания воздушного движения и органам, осуществляющим планирование и обеспечение полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций.
Объем и порядок обеспечения метеорологической информацией на каждом аэродроме определяются инструкцией по метеорологическому обеспечению полетов на аэродроме. Сведения о погоде, полученные от экипажей воздушных судов во время полета и после посадки, могут использоваться метеорологическими подразделениями при подготовке оперативных прогнозов погоды. Наблюдения за возникновением, развитием и окончанием явлений погоды, опасных для авиации, ведутся непрерывно.
Экипажи воздушных судов, находящихся в полете, получают данные о погоде по системам вещания метеорологической информации (ATIS, VOLMET, радиовещательные каналы ВЧ и ОВЧ).
Инженерно-авиационное обеспечение полетов осуществляется в целях поддержания летной годности гражданских воздушных судов. Инженерно–авиационное обеспечение включает:
– поддержание воздушных судов в исправном состоянии в соответствии с эксплуатационной документацией воздушных судов;
– сбор, учет и анализ данных об отказах и неисправностях авиационной техники и об особенностях эксплуатации воздушных судов, предоставление этих данных уполномоченному органу в области гражданской авиации, внедрение мероприятий по устранению и предупреждению отказов и неисправностей;
– учет ресурсного и технического состояния авиационной техники (АТ);
– планирование технического обслуживания и ремонта АТ;
– ведение и обеспечение сохранности эксплуатационной документации, включая пономерную и судовую документацию;
– работы по исследованию отказавших агрегатов;
– обработку и анализ полетной информации;
– работу по содержанию производственной базы для поддержания летной годности воздушных судов;
– поддержание и повышение профессионального уровня инженерно-технического персонала;
– поддержание и повышение технических знаний членов экипажей ВС.
К выполнению полета допускается исправное, готовое к вылету воздушное судно, которое прошло необходимое техническое обслуживание и ремонт и его годность к эксплуатации подтверждена сертифицированной организацией по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ТО и РАТ).
Авиатопливообеспечение осуществляется в целях заправки воздушных судов кондиционными авиационными ГСМ и включают прием, хранение, подготовку и выдачу на заправку (обработку) ВС.
Аэродромное обеспечение полетов осуществляется в целях поддержания летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Порядок расстановки и движения воздушных судов, спецтранспорта и средств механизации определяется в Инструкции по производству полетов (Аэронавигационном паспорте аэродрома). Маркировка искусственных покрытий взлетно-посадочных полос (ВПП), рулежных дорожек (РД), мест стоянок (МС), перронов и грунтовых аэродромов производится в соответствии с установленными требованиями.
Подготовку летного поля к полетам воздушных судов, контроль за его техническим состоянием, своевременным ремонтом, определение значения коэффициента сцепления осуществляет оператор аэропорта, выполняющий аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению.
Электросветотехническое обеспечение полетов включает комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых службой электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) в целях поддержания технического состояния и эксплуатационных параметров оборудования, обеспечивающего безопасность полетов, и предусматривает:
– содержание электросветотехнических средств в исправном состоянии;
– бесперебойное снабжение электроэнергией системы светосигнального оборудования.
Радиотехническое обеспечение полетов (РТОП) осуществляется в целях обеспечения экипажей ВС и органов ОВД связью и данными радиотехнических систем и включает комплекс организационно-технических мероприятий, проводимых службой эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС).
Орнитологическое обеспечение полетов – комплекс организационных, оперативных и других мероприятий, в том числе мероприятий по преобразованию территорий, осуществляемых в целях предотвращения столкновений ВС с птицами.
Организационное обеспечение полетов воздушных судов состоит в обслуживании пассажиров, багажа, грузов и почты в аэропорту отправления (назначения) и распределении коммерческой загрузки на борту ВС с учетом соблюдения установленных ограничений по весу и центровке, эффективного использования его полезных объемов и грузоподъемности, а также оформлении сопроводительной документации при соблюдении требований безопасности полетов.
Обеспечение авиационной безопасности при выполнении полетов осуществляется в целях предотвращения незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации в соответствии с требованиями нормативных документов по авиационной безопасности.
Медицинское обеспечение полетов осуществляется в целях повышения безопасности полетов посредством сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и профессионального долголетия, а также медицинского освидетельствования авиационного персонала.
Члены экипажа ВС, диспетчерский персонал органов ОВД, независимо от занимаемой должности, перед выполнением полетного задания в установленном порядке проходят предполетный (предсменный) медицинский осмотр.
Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов осуществляется в целях своевременного поиска и оказания помощи пассажирам и экипажам ВС, терпящих бедствие, и их эвакуации.
Поиск терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов и спасание их пассажиров и экипажей организуют и осуществляют соответствующие уполномоченные органы во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены обязанности по формированию и содержанию служб поиска и спасания.
Читайте также:
- Виды проверки судебных решений не вступивших в законную силу в уголовном судопроизводстве
- Можно ли использовать документацию в электронном виде при перевозке опасных грузов на судах
- Основные требования к составлению и оформлению документов в арбитражных судах российской федерации
- Может ли мировой суд посадить в тюрьму
- Обжалование адвокатом судебных актов вступивших в законную силу по административным делам