Виды судебных правоприменительных актов тест

Обновлено: 17.05.2024

Способы толкования + Толкование по субъекту + Толкование по объему.

Толкование по результату.

Как называется способ толкования, который выясняет взаимосвязь между нормами права в правовой системе?

Как называется толкование, которое исследует социальное значение нормы, ее цель, задачи, намерение законодателя?

Социологическое.

Акт толкования права.

Акт конкретизации права.

1. Толкование права необходимо при:

Правоприменении

Соблюдении, исполнении и использовании права

Систематизации и правотворчестве

2. Толкование права как процесс включает в себя:

Субъект толкования

Объект и предмет толкования

Результат толкования

3. Официальное толкование бывает:

Аутентичным

Нормативным

4. Неофициальное толкование бывает:

Доктринальным

Компетентным

5. Толкование норм права по объему может быть:

Адекватное (буквальное)

Ограничительное

Расширительное

1. Установите соответствие:

То, что подлежит толкованию в каждом отдельном случае

Отдельные лица, группа лиц, организации, от кого происходит толкование права

Те выводы, к которым пришел интерпретатор в результате уяснения и разъяснения государственной воли

Уяснение и разъяснение права в целях его правильной реализации

1Г2Б3А4В

2. Установите соответствие:

Официальное толкование права

Неофициальное толкование права

Нормативное толкование права

Казуальное толкование права

Толкование норм права применительно к конкретному случаю

Толкование, которое не является обязательным и не обладает юридической силой

Дается уполномоченными на то государственными органами и обладает юридической силой

Толкование, направленное на уяснение и разъяснение общеобязательного правила поведения, нормативного правового акта

1В2Б3Г4А

3. Установите соответствие:

Толкование права, которое дается не законодательными органами, а по их поручению иными органами власти

Толкование, которое дается высшими судебными органами, а так же казуальное толкование, данное судами в мотивировочной части правоприменительного акта

Толкование, данное исполнительными государственными органами по разъяснению смысла правовой нормы

Нормативное толкование государственного органа, издавшего толкуемый акт

1А2Г3Б4В

4. Установите соответствие:

Неофициальное разъяснение правовых норм, которое дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, квалифицированными учеными-юристами, опытными юристами-практиками в комментариях к законодательству, в научных работах, в статьях, выступлениях

Такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование имеет силу только для данного конкретного случая. Его цель – правильное решение именно данного дела

Норма права распространяет свое действие на более широкий круг общественных отношений, чем непосредственно предусмотрено текстуальным выражением ее гипотезы или диспозиции

Словесная формулировка права сужается до действительной воли законодателя, когда логическим путем, исходя из требований других правовых норм, исключаются те или иные общественные отношения, которые формально подпадают под букву толкуемой нормы, но фактически ею не предусмотрены

1А2Б3Г4В

5. Установите соответствие:

Адекватное (буквальное) толкование

Уяснение содержания нормы права путем сопоставления ее с другими нормами и установления ее связи с ними

Результаты толкования полностью соответствуют словесной формулировке нормы права, исключая расхождение между ее объемом и толкованием

Толкование, разъясняющее смысл правовой нормы, данное судьей, адвокатом, следователем, прокурором, юрисконсультом

Разъяснение смысла правовой нормы, данное гражданами на уровне обыденного правосознания

1Б2Г3В4А

6. Установите соответствие:

Акт толкования норм права

Уяснение смысла правовой нормы путем грамматического анализа ее текста

Использование законов и правил логики для уяснения смысла правовой нормы

Исследование социального значения нормы, ее цели, задачи, намерения законодателя, социально-экономических и политических условий

Правовой документ, который содержит разъяснение смысла нормативных актов или его отдельных составляющих частей

1А2В3Б4Г

Вставьте пропущенное слово (слова)

7. Деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций и отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла правовой нормы – это … (толкование) права

8. Разъяснение нормы права, которое дается компетентными государственными органами и обязательно для всех применяющих норму, называется … (официальное) толкование

9. Вид толкования, при котором содержание нормы права полностью соответствует ее текстуальному выражению - … (адекватное или буквальное)

10. Толкования, при котором его результаты оказываются шире словесной формулировки толкуемой нормы, называется - … (расширительное) толкование

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Правоприменительный акт – официальный правовой документ, принятый уполномоченным органом (должностным лицом) в ходе решения конкретного юридического дела и содержащий индивидуально-конкретное властное предписание.

Признаки правоприменительного акта:

1. Принимается уполномоченным органом (должностным лицом) в пределах его компетенции.

3. Направлен на решение конкретного юридического дела.

5. Принимается на основе норм права и индивидуализирует их применительно к конкретной ситуации и конкретным лицам.

6. Оформляется в виде официального правового документа, имеет установленную форму и реквизиты.

7. Адресован индивидуально-определенным лицам.

8. Реализуется однократно.

9. Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий, т.е. возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Соотношение нормативного правового акта и правоприменительного акта

б) принимаются уполномоченными органами (должностными лицами) в пределах их компетенции;

в) принимаются в порядке, предусмотренном нормами права;

г) имеют государственно-властный характер и обязательны к исполнению;

д) их реализация обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

2. Отличия указаны в табл. 3.

Отличия нормативного правового акта от правоприменительного акта

Нормативный правовой акт Правоприменительный акт
Содержит общие правила поведения – нормы права Содержит индивидуально конкретные предписания
Выражает способ нормативного правового регулирования Выражает способ индивидуального поднормативного регулирования
Обращен к широкому кругу лиц Обращен к индивидуально определенным лицам
Реализуется многократно Реализуется однократно
Не является юридическим фактом и сам непосредственно не влечет наступления правовых последствий Выступает в качестве юридического факта и влечет наступление правовых последствий (возникновение, изменение или прекращение правоотношения)

Структура правоприменительного акта:

1. Вводная часть – содержит указание на правоприменительный орган, место и дату принятия решения.

2. Описательная часть – содержит описание существа дела, т.е. сведения о фактических обстоятельствах.

3. Мотивировочная часть – содержит обоснование выносимого решения.

4. Резолютивная (постановляющая) часть – содержит выносимое решение.

Виды правоприменительных актов:

1. По субъектам принятия:

– принятые государственными органами (например, органами законодательной, исполнительной и судебной власти);

– иными уполномоченными органами (например, органами местного самоуправления);

– принятые должностными лицами (например, ректором вуза).

2. По наименованию:

– указы (например, Указ Президента РФ о награждении гражданина А. орденом Дружбы);

– распоряжения (например, распоряжение губернатора области о назначении гражданина Б. на должность начальника отдела);

– приказы (например, приказ ректора о назначении гражданина В. на должность преподавателя);

– определения (например, частное определение суда);

– решения (например, решение суда о расторжении брака);

– приговоры (например, обвинительный приговор суда).

3. По функциям права:

– регулятивные (например, приказ о назначении на должность или об увольнении по собственному желанию);

– охранительные (например, приказ о увольнении за совершение прогула).

4. По юридической природе:

– основные (содержат конечное решение дела, например обвинительный или оправдательный приговор суда).

– вспомогательные (не содержат конечного решения дела, а подготавливают принятие основных актов, например постановление о возбуждении уголовного дела);

5. По правовым последствиям:

– правообразующие (влекут возникновение правоотношения, например, приказ о назначении на должность);

– правоизменяющие (влекут изменение правоотношения, например, приказ о переводе с одной должности на другую);

– правопрекращающие (влекут прекращение правоотношения, например приказ об увольнении).




6 По порядку принятия:

– принимаемые единоначально (например, Указ Президента, приказ директора учреждения, решение мирового судьи);

– принимаемые коллегиально (например, решение Совета Федерации о назначении гражданина А. на должность судьи Конституционного Суда РФ, решение суда о разделе имущества).

Судебные акты — это разновидность правовых актов. Они обладают целым рядом особенностей. Все они связаны с полномочиями суда и выполняемыми им задачами. Рассмотрим также разницу между актами, выносимыми по конкретному делу, и судебно-правовыми актами.

арбитражные акты

Особенности актов

Рассмотрим особенности, свойственные всем актам суда, независимо от вида производства (гражданское, уголовное, административное и т.д.):

  • они — результат деятельности отдельной ветви государственной власти;
  • выносятся только на основе действующего законодательства в пределах установленной компетенции;
  • имеют правоприменительный характер и направлены на установление, изменение и прекращение правоотношений;
  • затрагивается, как правило, конкретный спор или ситуация, требующие вмешательства суда;
  • форма и структура определяются процессуальными нормами;
  • имеют обязательный характер для участников дела и всех иных организаций, органов, физических лиц, которые не были затронуты процессом рассмотрения.

акт суда

Выше перечислены только некоторые особенности актов судов.

Роль судов

Суды выполняют разные задачи: разрешение споров, установление фактов и так далее. Кроме граждан и организаций, полномочия судей распространяются на органы исполнительной и законодательной власти. Именно судами решаются споры, возникающими между структурами управления. Особую роль играют уставные и конституционные суды субъектов. Судебные акты — это форма выражения деятельности составляющих судебной системы.

Основа судебных постановлений

Судья выносит решение, приговор или иной акт, руководствуясь имеющейся нормативной базой, состоящей из законов и подзаконных актов. Он не имеет права уклоняться от применения законодательного акта, если только тот не противоречит более значимым нормативным актам. Результат работы судьи считается отвечающим нормам при условии его соответствия процедурным нормам.

судебные и нормативные акты

Судебный акт — это в какой-то мере результат работы других органов власти (принятия законов, иных нормативных актов, управленческих решений и т.д.), и его автор не имеет абсолютной свободы в своих действиях.

Границы воздействия

Законами оговорено, что обязательность судебных актов — это, прежде всего, средство урегулирования конкретных конфликтов или споров, установления фактов, разрешения иных проблемных ситуаций. Поэтому они носят правоприменительный характер.

Теперь о воздействии на правоотношения. Изменением, например, считается утверждение по иску одной из сторон корректировок в соглашении. Прекращение правоотношений — это, например, расторжение договора по иску одной из сторон или иного уполномоченного лица.

Установление правоотношений производится в случае установления фактов, признания отцовства и т.д. Решение затрагивает всегда конкретных людей, например, взыскание денежной суммы, восстановление в очереди на жилье и т.д.

Обязательный характер

Органу власти или физическому лицу не нужно принимать участие в судебном процессе, чтобы судебное решение имело для него силу. Оно наделяется законной силой в отношении всех без исключения. Кроме того, законом установлена ответственность за отказ от исполнения судебного акта. Чиновники и сотрудники организаций напрямую привлекаются к ответственности за это. Неисполнение некоторых решений — в частности, о выплате алиментов — служит основанием для ответственности по другим статьям УК.

Кроме того, факты, установленные решением, в той или иной степени учитываются при рассмотрении иных дел в судах.

Судебные и нормативные акты

Цель нормативного акта — упорядочение общественных отношений. Он является набором правил, которые должны исполняться всеми лицами, которые имеют к нему отношение. Например, правила подачи документов для получения субсидий. Нарушение порядка влечет за собой отказ в помощи. Неисполнение иных предписаний может привести к имущественной, административной или уголовной ответственности.

Нормативные акты по своей природе носят, как правило, общий характер, и воздействуют на неограниченное число людей. В то же время они принимаются уполномоченными органами в установленном порядке и выражают волю государства.

судебно правовые акты

Судебные акты также направлены на регулирование отношений, но уже между конкретными лицами. Они представляют собой толкование норм законодательства в конкретном случае. Судебные и нормативные акты принимаются с соблюдением специальной процедуры. Нарушения приводят к их отмене полностью или частично. Таким образом, эти две категории правовых актов имеют ряд общих черт и отличий.

Особенности актов Верховного суда

Верховный суд является верхним звеном судебной системы. Его задача не только в рассмотрении споров. Есть еще одна функция — издание разъяснений, которые имеют значение и в судебной, и в административной практике страны.

Верховный суд проводит Пленумы, по результатам которых издает разъяснения о применении норм права по разным вопросам, в основном тех, которые возникают в судах. Но их действие носит все же рекомендательный характер. Подобное можно сказать и об обзорах практики. Они отражают мнение суда, сформулированное на конкретных примерах.

судебные акты арбитражных судов

Кроме того, в Верховном суде рассматриваются заявления о несоответствии законам нормативных актов Правительства, иных центральных органов власти (министерств, агентств и т.д.).

Рассматривая дело и вынося решение о законности или незаконности нормативных актов, ВС вносит свою толику в их толкование. Мотивировочная часть по таким решениям учитывается при подготовке новых заявлений по подобным делам или по тем, в которых применяются частично отмененные по решению суда акты.

Роль Конституционного суда

Он выносит несколько категорий актов:

  • оценка соответствия Конституции отдельных законов и их положений;
  • толкование норм Конституции и законов, выраженное в заключениях суда.

Все они именуются судебно-правовыми актами, т.к. благодаря своим свойствам они в некоторой степени приравнены к нормативным актам. В отличие от актов ВС, они обязательны для применения всеми органами власти и судами.

Пленум ВС РФ

Своим решением КС вправе отменить закон полностью, частично или отказать в жалобе, истолковав норму таким образом, что действие закона фактически прекращается или практика применения кардинально меняется. Постановление или определение суда обретает силу с момента его вынесения или вступление откладывается в части отмены закона (так суд поступил с нормами УК о совершении мошеннических действий предпринимателями).

Аналогичную роль играют уставные и конституционные суды субъектов в регионах. Если роль уставного суда выполняется административной палатой субъектного суда, его решения пересматриваются в ВС РФ.

Арбитражные акты

В АПК упоминается следующий перечень актов, принимаемых арбитражными судами: приказы, решения, постановления и определения. Приказы принимаются в упрощенном порядке, на основе заявления взыскателя без участия сторон. Судья руководствуется лишь документами. Решения — акты, которыми заканчивается производство почти во всех делах.

Определения — промежуточные акты в рамках судебного производства. Ими также заканчиваются некоторые категории дел. Определение выносится при рассмотрении дела в апелляционном или кассационном порядке. Результат рассмотрения надзорной жалобы оформляется в виде постановлений. Таким образом, закон перечисляет возможные варианты судебных актов арбитражных судов.

Читайте также: