Виды специализированных судов рк

Обновлено: 30.06.2024

В какой суд обращаться или немного про подсудность 06.04.2019 21:57

Принимая решение об обращении в суд нужно предварительно определить подсудность вашего искового заявления, то есть определить какой суд в соответствии с законодательством будет полномочен рассматривать ваше заявление.

Важность правильного определения подсудности трудно переоценить, поскольку процессуальные последствия ошибок в этом вопросе весьма и весьма серьезны.

Если нарушение подсудности было обнаружено уже после принятия искового заявления к рассмотрению и возбуждения гражданского дела, но до вынесения решения, то дело, согласно подпункту 3 части 2 статьи 34 ГПК РК подлежит передаче по подсудности в другой суд, что, несомненно, повлечет для вас потерю и времени и денег.

Если же нарушение подсудности было обнаружено вышестоящим судом при рассмотрении апелляционной или кассационной жалобы, то решение согласно подпункту 1 части 4 статьи 427 ГПК РК в любом случае подлежит отмене, даже если оно десять раз законное!

В целом, с принятием ГПК РК от 31 октября 2015 года правила определения подсудности несколько усложнились.

Так что, обращаясь в суд нужно обратить самое пристальное внимание на все характеристики вашего дела, влияющие на подсудность. А таких характеристик у дела может быть одновременно несколько.

Пройдемся по ним по порядку.

1. Место жительства или место нахождения вашего ответчика.

Согласно статье 29 ГПК РК иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика.

Если вашим ответчиком является юридическое лицо, то нужно иметь в виду, что согласно части 2 статьи 29 ГПК РК иск к юридическому лицу предъявляется в суд по месту нахождения юридического лица согласно учредительным документам и (или) адресу, внесенному в Национальный реестр бизнес-индентификационных номеров. Иск к организации без образования юридического лица предъявляется по месту ее нахождения. На практике фактическое местонахождение юридического лица и его местонахождение согласно Национальному реестру бизнес-идентификационных номеров могут различаться. В ГПК РК от 31 октября 2015 года этот случай оговорен особо. Согласно части 1 статьи 130 ГПК РК судебная повестка или иное извещение считаются доставленными юридическому лицу по месту его нахождения, даже если юридическое лицо отсутствует по указанному адресу. Это, кстати говоря, дополнительный аргумент для юридических лиц оформлять свой юридический адрес по фактическому местонахождению.

Таким образом, общее правило (правда, имеющее много исключений): иск подаем в суд по месту жительства или месту нахождения ответчика.

2 . Второй немаловажной характеристикой дела влияющей на подсудность является существо того требования с которым вы обращаетесь, а также наличие или отсутствие у сторон судебного дела какого-нибудь специального статуса, например предпринимателя или военного.

По общему правилу гражданские дела по первой инстанции (то есть когда исковое заявление только подается) рассматривает районный (в сельских районах и городах с районным делением) или городской (в городах без районного деления) суд. Между тем из этого правила есть исключения, поскольку ряд дел подсудны по первой инстанции специализированным судам.

Так согласно статье 27 ГПК РК гражданские дела по имущественным и неимущественным спорам, сторонами в которых являются физические лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица, рассматривают и разрешают специализированные межрайонные экономические суды, приравненные по статусу к районным судам. В каждой области и городе республиканского значения есть специализированный межрайонный экономический суд. Кроме того, независимо от того, кто является участником дела, экономические суда рассматривают также дела по корпоративным спорам, за исключением дел, подсудность которых другому суду определена законом. Что такое корпоративные споры можно, при желании, посмотреть там же, то есть в статье 27 ГПК РК.

Гражданские дела об обжаловании военнослужащими Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, гражданами, проходящими военные сборы, действий (бездействия) должностных лиц и органов военного управления рассматриваются военными судами. Этими же судами, согласно части 2 статьи 27 ГПК РК рассматриваются и другие гражданские дела, если одной из сторон являются военнослужащий, органы военного управления, воинская часть, за исключением дел, подсудных другим специализированным судами. По первой инстанции дела подсудные военным судам рассматривают военные суды гарнизонов, по статусу приравненные к районным судам.

Часть 3 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса значительную часть дел относит к подсудности специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, в прессе часто именуемых ювенальными судами. К таким делам относятся гражданские дела по спорам:

об определении места жительства ребенка;

об определении порядка общения родителя с ребенком и отобрании ребенка, находящегося у других лиц;

об определении места жительства ребенка при выезде ребенка с одним из родителей за пределы республики на постоянное место жительства;

о лишении (ограничении) и восстановлении родительских прав;

об усыновлении (удочерении) ребенка и его отмене;

о направлении несовершеннолетних в специальные организации образования или организации с особым режимом содержания;

по спорам, возникающим из опеки и попечительства (патроната) над несовершеннолетними;

об установлении отцовства несовершеннолетнего и взыскании с него алиментов;

по заявлениям об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);

об установлении отцовства и о взыскании алиментов в процентном отношении или твердой денежной сумме на содержание ребенка;

об уменьшении размера алиментов;

о защите трудовых, жилищных прав несовершеннолетних;

о возмещении вреда, причиненного совместно несовершеннолетними и совершеннолетними, в том числе с участием недееспособных или ограниченно дееспособных совершеннолетних.

Здесь нужно отметить одну деталь. Специализированные межрайонные суды по делам несовершеннолетних существуют с 2009 года и географически находятся в областных центрах, которые, в свою очередь, могут находиться от мест проживания истца, ответчика, да и самого ребенка, по поводу которого возникло судебное разбирательство, за сотни километров, что создавало очень большие неудобства для граждан, а зачастую вообще отбивало всякую охоту защищать свои права в судебном порядке. Видимо, учтя это обстоятельство, законодатель ввел в Гражданский процессуальный кодекс положение, согласно которому по ходатайству законных представителей несовершеннолетнего лица дела, отнесенные к подсудности специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних, могут рассматриваться или могут быть переданы районному (городскому) суду по месту жительства (нахождения) ребенка, за исключением дел, подсудных районным (городским) судам, находящимся в пределах города республиканского значения и столицы, областных центров. Такое ходатайство может быть подано до окончания подготовки дела к судебному разбирательству.

Поток законодательных новелл осени 2015 года, направленных на повышение привлекательности Казахстана для инвесторов не обошёл и гражданское судопроизводство. В связи с этим согласно части 4 статьи 27 Гражданского процессуального кодекса от 31 октября 2015 года суд города Астаны по правилам суда первой инстанции рассматривает и разрешает гражданские дела по инвестиционным спорам, кроме дел, подсудных Верховному Суду Республики Казахстан, а также по иным спорам между инвесторами и государственными органами, связанным с инвестиционной деятельностью инвестора. Видимо нечёткость такой формулировки рождала большие проблемы с определением подсудности на практике. В результате в часть 4 статьи 27 ГПК в июле 2017 года были внесены дополнения, согласно которым

Суд города Астаны рассматривает также иные споры между инвесторами и государственными органами, связанные с инвестиционной деятельностью инвестора, с участием:

1) иностранного юридического лица (его филиала, представительства), осуществляющего предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан;

2) юридического лица, созданного с иностранным участием в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат иностранному инвестору;

3) инвесторов при наличии заключенного контракта с государством на осуществление инвестиций.

Насколько эффективна идея создания инвестиционного суда и закрепления за ним отдельной подсудности это тема другого разговора.

С принятием ГПК от 31 октября 2015 года вернулась подсудность дел по первой инстанции к Верховному суду Казахстана. Так согласно статье 28 ГПК Верховный Суд Республики Казахстан рассматривает и разрешает по правилам суда первой инстанции гражданские дела:

1) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, решений и действий (бездействия) Центральной комиссии референдума;

2) по инвестиционным спорам, стороной в которых является крупный инвестор.

Нужно отметить, что в ряде случаев, законодатель предоставляет истцу самому выбрать удобную для него территориальную подсудность. Регламентации этого права выбора посвящена статья 30 Гражданского процессуального кодекса.

Согласно части 1 статьи 30 ГПК РК: иск к ответчику, место жительства которого неизвестно либо не имеющему места жительства в Республике Казахстан, может быть предъявлен по месту нахождения его недвижимого имущества или по последнему известному месту его жительства. Для того, чтобы воспользоваться таким правом целесообразно к исковому заявлению приобщить справку об отсутствии (наличии) недвижимого имущества и/или адресную справку на вашего ответчика, которые можно получить по адвокатскому запросу.

На тот случай если вашим ответчиком является организация имеющая сеть филиалов и представительств целесообразно будет прочесть часть 3 статьи 30 ГПК РК, согласно которой иск, вытекающий из деятельности филиала или представительства юридического лица, может быть предъявлен также по месту нахождения филиала или представительства. Для этого к исковому заявлению нужно приложить справку из Национального реестра бизнес – идентификационных номеров, подтверждающую юридический адрес филиала или представительства.

Проявляя заботу о матерях с несовершеннолетними детьми, законодатель в части 4 статьи 30 ГПК РК устанавливает, что иски об установлении отцовства и о взыскании алиментов могут быть предъявлены истцом по месту своего жительства.

Такой же социально направленный подход прослеживается в части 5 статьи 30 ГПК РК, согласно которой иски о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также причиненного смертью кормильца, могут предъявляться истцом по месту своего жительства или по месту причинения вреда. В случае ликвидации юридического лица, признанного в установленном порядке ответственным за вред, причиненный жизни или здоровью, иски предъявляются по месту нахождения соответствующего администратора бюджетной программы.

Часть 6 статьи 30 ГПК закрепляет, что иски, вытекающие из договоров, в которых указано место исполнения, могут быть предъявлены также по месту исполнения договора. Такое решение законодателя вполне оправдано, поскольку именно по месту исполнения договора чаще всего находится и основная часть участников дела и основная часть доказательств.

С целью минимизации дискомфорта, который судебное разбирательство причиняет детям, законодатель в части 7 статьи 30 ГПК РК установил, что иски о расторжении брака могут предъявляться по месту жительства истца при проживании с ним совместно несовершеннолетних детей.

Часть 8 статьи 30 ГПК РК устанавливает, что иски о восстановлении имущественных и неимущественных прав, нарушенных незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности, незаконным применением меры процессуального принуждения либо меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут предъявляться по месту жительства или нахождения истца. Очевидно, что такое решение законодателя обусловлено стремлением избавить лиц и так незаслуженно пострадавших от мер уголовного или административного воздействия от лишнего дискомфорта, обусловленного выездом к месту судебного разбирательства.

С целью дополнительной защиты прав потребителей законодатель в части 9 статьи 30 ГПК РК устанавливает, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту жительства истца либо по месту заключения или исполнения договора.

Учитывая, что по делам связанным с морскими судами целесообразно рассматривать дела поближе к судам, законодатель в части 10 статьи 30 ГПК РК устанавливает, что иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, а также о взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также по месту нахождения ответчика или порта приписки судна.

Делая шаг в сторону лиц, пользующихся услугами страховых компаний, законодатель в части 11 статьи 30 ГПК РК установил, что иски о взыскании страховой выплаты по договору страхования могут быть предъявлены по месту жительства истца либо по месту нахождения ответчика.

В качестве особого случая выбора подсудности истцом стоит выделить ситуацию, когда иск предъявляется сразу к нескольким ответчикам, проживающим на территориях, относящихся к подсудности разных судов. В таком случае истцу стоит обратить взор на часть 12 статьи 30 Гражданского процессуального кодекса. Согласно этой норме иски к нескольким ответчикам могут быть предъявлены по месту жительства или нахождения одного из ответчиков по выбору истца.

Однако в некоторых случаях законодатель вводит правило исключительной подсудности, согласно которым дело независимо от места жительства/нахождения истца и места жительства/нахождения ответчика рассматривается в строго определённом суде. Такие правила изложены в статье 31 Гражданского процессуального кодекса от 31 октября 2015 года.

Так, согласно части 1 статьи 31 ГПК РК иски о правах на земельные участки, здания, помещения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей (недвижимое имущество), об освобождении недвижимого имущества от ареста предъявляются по месту нахождения этих объектов. Если объекты недвижимого имущества находятся в разных населенных пунктах, иск предъявляется в суд по месту нахождения одного из объектов. Если объекты недвижимого имущества находятся на территории одного населенного пункта, иск предъявляется в суд по месту нахождения одного из объектов.

А вот иски о признании недостойным наследником, признании наследства выморочным, продлении или восстановлении срока для принятия наследства, отказа от наследства, согласно части 3 статьи 31 ГПК РК предъявляются по месту открытия наследства. Местом открытия наследства согласно статье 1043 Гражданского кодекса является последнее место жительства наследодателя, а если оно неизвестно - место нахождения имущества или его основной части.

Если вашим ответчиком является транспортная компания и вы предъявляете к ней иск по договору перевозки, то будьте добры предъявить иск по месту нахождения этой компании. Именно это предписывает часть 4 статьи 31 ГПК РК.

ГПК в статье 32 также предусматривает возможность сторонам договора самим в этом договоре или в отдельном соглашении определить территориальную подсудность. В этом случае, перед подачей искового заявления почитайте внимательно договор, может там что-то есть про подсудность споров, вытекающих из этого договора. Кстати, в договоре можно предусмотреть, что ваше дело вообще не подсудно государственному суду, а подсудно частному арбитражу, в том числе зарубежному.

Суды и их структура. Судебная власть и ее осуществление.

Судебная власть. Судебная власть является самостоя­тельной ветвью государственной власти, осуществляется от имени республики и только судом. Она создается для того, чтобы защищать права, свободы, законные интересы граждан, их объединений, права и законные интересы государственных органов, организаций, обеспечивать исполнение конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров.

Отношение судебной власти к гражданству. В со­ответствии с Конституцией Республики Казахстан судебная защита прав и свобод не зависит от принад­лежности человека к гражданству Казахстана. Ино­странцы и лица без гражданства пользуются в респуб­лике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан.

Структура судебной системы. Конституция предусмат­ривает единую судебную систему государства. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный суд и местные суды. К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (Астанинский городской суд, Алматинский городской суд, Военный трибунал), районные (городские), учреждаемые законом. Для предотвращения возможности необоснованных репрессий отдельных людей или представителей определенных социальных групп конституция запрещает учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким бы то ни было названием. Но это не означает, что не могут быть учреждены специализированные суды.

Указ президента, имеющий силу конституционного Закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан” допускает создание специализированных судов. Могут создаваться специализированные суды по хозяйственным, налоговым, семейным, административным, трудовым делам, делам несовершеннолетних и т.д.

Цели и задачи суда. Суды защищают права и законные интересы граждан, иностранных граждан, государственных органов, общественных объединений, которые могут нарушаться другими гражданами, иностранными гражданами, государственными органами, общественными объединениями. Так, конституция запрещает общественным объединениям вмешиваться в дела государственных органов, а государственным органам — в дела общественных объединений. В случае такого вмешательства государственные органы и общественные объединения вправе защищать свои права и интересы через суд.

Конституция возлагает на суд обязанность обеспечения исполнения ее законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров. Суд, в первую очередь, должен обеспечивать исполнение положений конституции. Эту обязанность суд выполняет различными способами. Одним из главных способов является непосредственное применение норм конституции при рассмотрении конкрет­ных уголовных, гражданских и иных дел. Отправляя правосудие, суды оценивают смысл норм действующего права. Это конституционное положение обязывает суды по ходатайству участвующих в деле лиц обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать в суде на родном языке.

Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров. Это конституционное положение определяет, какие норма­тивные правовые акты являются основанием для обра­

щения в суд. На первом месте стоит конституция, правовые нормы которой могут служить юридическим основанием для обращения в суд за защитой прав, свобод и законных интересов. Этим самым конституция однозначно утверждает, что ее нормы имеют силу прямого действия и могут применяться судами при рассмотрении конкретных дел.

Судебная власть осуществляется посредством граждан­ского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. Некоторые административные право­нарушения рассматриваются судом. Решения, приговоры, иные постановления судов, а также их законные распоря­жения, требования, поручения и другие обращения обязательны к исполнению всеми как государственными, так и негосударственными органами и организациями, должностными лицами, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Неисполнение решений судов признается нарушением закона и проявлением неуважения к суду. Уголовный кодекс Республики Казахстан за уклонение должностного лица государственной или негосударственной организации от приведения в исполнение судебного приговора или решения предусматривает уголовную ответственность.

Независимость судов. Судьи Республики Казахстан независимы и несменяемы. Независимость и несменяемость судей выражаются в следующем: никто не вправе вмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие на судью при рассмотрении им дел; судья подчиняется только положениям, нормам конституции и закона. Подчиняться только положениям конституции и законов — профессиональный, священный долг судьи. Цивилизованное и развитое общество никогда не должно допускать вмешательства в дела судов.

Конституция гарантирует неприкосновенность судей. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Судью нельзя привлекать к уголовной ответственности без согласия президента. Председатель и судьи Верховного суда не могут быть привлечены к уголовной ответственности без согласия Сената парла­мента. Судьи привлекаются к уголовной ответствен­ности без согласия президента и Сената в случае задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором республики.

Присяга судей. Лицо, избранное на должность судьи, приносит присягу на Конституции Республики Казахстан. Судьи Верховного суда, председатели областных и приравненных к ним судов приносят присягу на пленуме Верховного суда. Остальные судьи приносят присягу на соответствующих конференциях судей.

Правосудие. Правосудие осуществляется только суда­ми в соответствии и на основе законов. Никакой иной орган, должностное лицо не вправе брать на себя функции суда. Самоуправство и самосуд также запрещаются законом. Граждане, претендующие на должность судей, должны иметь высшее юридическое образование и безупречную репутацию. Это требование морального характера, и оно вполне уместно. Ведь судья не просто государственный служащий, выполняющий некую орга­низационную работу. Он применяет закон к гражданам, органам и организациям, решая вопросы, касающиеся их состояния, судьбы. И при этом он выступает от имени государства, а не отдельного государственного органа.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте структуру судебной системы. 2. Назовите цели и задачи суда. 3. В чем заключается независимость судов? 4. Что такое правосудие?


29 июня 2020 года Главой государства подписан Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее – АППК). Он вводится в действие с 1 июля 2021 года.

Очень долго, более 11 лет обсуждалась целесообразность внедрения административной юстиции в Республике Казахстан. Были большие противники, особенно, институты исполнительной власти. Боялись, что граждане начнут требовать восстановления своих нарушенных прав в административно-правовой сфере. А это сфера самая болезненная, где массово нарушаются права наших граждан.

2 сентября 2019 года в Послании народу Казахстана Глава государства К-Ж.Токаев поставил задачу – внедрить административную юстицию. Президент страны однозначно стоял на позиции усиления эффективности защиты конституционных прав наших граждан, именно, в самой нарушаемой исполнительной сфере – как публично-правовые споры. Издается множество актов государственных органов, которые нарушают конституционные права граждан, а их обжалование – это долгий и сложный процесс.

Целью принятия АППК является внедрение и функционирование эффективных механизмов защиты прав граждан при рассмотрении публично-правовых споров, а также установление гарантий, которые позволят нашим гражданам реально принимать участие в процессе принятия решений органами власти. Основными задачами АППК является регулирование общественных отношений, связанных с административным судопроизводством по разрешению споров в сфере государственного управления, с осуществлением административных процедур. Этот институт называется административной юстицией.

Тема внедрения и функционирования административной юстиции в РК обсуждается уже более одиннадцати лет, и на данный момент является одной из важнейших задач, стоящих перед нашим государством в рамках реализации правовых реформ.

В большинстве европейских стран, таких как Германия, Франция…институт административной юстиции функционирует в виде административного судопроизводства и административных судов. Обязательным признаком таких судов является рассмотрение именно публично-правовых споров между частным лицом и органом власти. Среди немецких ученых и юристов, изучавших вопросы административной юстиции, можно назвать dr Karl-Friedrich Meyer, Georg Schmidt, dr Martin Stuttmann, которые также работали в административных судах Германии. В Казахстане публично-правовые споры частных лиц с государственными органами на данный момент разрешаются в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса РК общими судами. Например, дело по спору между гражданином и государственным органом рассматривается судом общей юрисдикции. Спор между юридическим лицом и государственным органом – в специализированном экономическом суде. В то же время, специализированные административные суды в нашей республике рассматривают большое количество дел об административных правонарушениях, жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, а также мелкие уголовные дела, за совершение которых предусматривается административная мера взыскания в виде штрафа, лишения права управления транспортным средством, а также ареста.

В АППК, который подписал Президент Казахстана и начнет действовать с 1 июля текущего года, объединены два законопроекта: об административных процедурах и административно-процессуальный кодекс. Необходимость принятия вышеназванного кодекса была предусмотрена в Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года (далее – Концепция).

Согласно положениям Концепции, указано, что следует обеспечить последовательную реализацию в законодательстве курса на строительство демократического, правового, светского и социального государства, основанного на принципах приоритета прав и свобод человека и гражданина, верховенства права, разделения единой государственной власти на ветви и их

согласованного функционирования с использованием системы сдержек и противовесов. Считаем, что давно уже настало время выработать судебные механизмы защиты прав человека от нарушений со стороны публичной администрации.

В отличие от гражданского судопроизводства, по которым рассматриваются частноправовые споры, предметом административного судопроизводства должны быть публично-правовые споры с участием государственного органа. Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что деятельность публичной администрации (государственных органов) должна быть под контролем со стороны административных судов.

Одними из первых в нашей республике среди ученых, судей, юристов, еще в 2009-2010 годах поднимали вопрос внедрения административной юстиции в РК, - это Н.И. Мамонтов, судья Верховного Суда РК в почетной отставке, М.И. Жумагулов, д.ю.н., Р.А., Р.К. Сарпеков, к.ю.н., профессор, Р.А. Подопригора, д.ю.н., глава представительства Германского общества по международному сотрудничеству (GIZ) Й. Пуделька, А.Габбасов, к.ю.н. и другие представители юридического сообщества, которые изначально говорили о том, что административные суды должны разрешать споры лиц с публичной администрацией, а не налагать административные взыскания, поскольку административная юстиция является правозащитным, а не карательным по отношению к лицу институтом. Только в таком случае, судьи административных судов своими решениями смогут внедрять в деятельность государственных органов лучшие мировые стандарты качественного управления.

В Казахстане в настоящее время, в рамках исполнения поручения Главы государства К-Ж.Токаева, данного в Послании народу Казахстана, принятый АППК объединил в себе нормы по регулированию административных процедур и нормы по регулированию административного судопроизводства. Его главной целью, с одной стороны, - является обеспечение гарантий, которые позволяют гражданам активно принимать участие в процессе принятия управленческих решений, с другой стороны, - установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении публично-правовых споров в вышестоящем государственном органе и административном суде.

Нормы АППК в первую очередь касаются таких сфер, как оказание государственных услуг, обеспечение государственного контроля и надзора, разрешительные и уведомительные процедуры, их оспаривание и другие важные моменты.

Считаем, что положительным достижением АППК является:

- установление процедурных гибких гарантий заинтересованного гражданина до принятия окончательного решения органом власти. При этом, каждому гражданину предоставляется возможность ознакомиться с материалами, на основе которых административный орган вынес правовое решение;

- закрепление последовательности процедурных стадий органов власти от стадии возбуждения процедуры до принятия решения;

- внедрение особого порядка отмены правовых решений государственного органа;

- внедрение механизмов административной юстиции, то есть административного вида судопроизводства с активной ролью судьи в процессе собирания доказательств;

- внедрение института судебного контроля за исполнением судебных актов;

- введение возможности применения судами денежных взысканий как одного из видов процессуального принуждения;

- введение процедуры обязательного досудебного обжалования решений, за исключением отдельных категорий споров. При этом, предусматривается возможность проверки решений на предмет законности и целесообразности.

Вместе с этим, необходимо отметить, что немаловажную работу проделала также рабочая группа депутатов Мажилиса Парламента РК, которая внесла на стадии обсуждения проекта АППК ряд предложений и корректировок, направленные на законодательное улучшение в сфере административного судопроизводства, и которые нашли свое место в АППК:

- оставлен прокурорский надзор за работой государственных органов, также право обращения граждан к прокурору;

- установлена возможность проведения примирения в порядке партисипативной процедуры;

- расширены основания для взыскания денежных сумм судом не только за неисполнение решения суда, но и за злоупотребление процессуальными

правами, затягивание рассмотрения дела, неуважения к суду. Предусмотрен порядок наложения повторного взыскания.

К примеру, в Германии судья имеет разумный срок для рассмотрения того или иного дела, и как правило, этот срок определяет сам судья. Для составления судебного акта по административному делу законом предусмотрен пятнадцатидневный срок. Благодаря таким возможностям, каждое дело рассматривается очень тщательно и качественно, решения судей обжалуются очень редко.

В 2019 году нами были направлены в Верховный суд РК следующие предложения к проекту АППК с учетом примера германской модели:

Обоснование: Суды административной юстиции должны преследовать цель – предоставить гражданам эффективную защиту прав. Полагаем, что этот принцип будет способствовать единому толкованию закона, отвечать интересам госорганов и граждан.

- Предусмотреть ст. 26 главы 2 Проекта – Инквизиционный принцип.

Обоснование: Административный суд должен выяснять все обстоятельства дела по собственной инициативе. Стороны могут содействовать этому. Суд собирает все доказательства по делу. Судья может потребовать от государственного органа предоставить доказательства к определенному сроку в письменном виде, назначить экспертизу, произвести осмотр.

1) Иск об исполнении обязательства.

Обоснование: при помощи данного иска истец может требовать вынесения административного акта, о вынесении которого истец ранее подал заявление в исполнительный орган, который отказал ему в этом. Также данный вид иска касается случая, когда исполнительный орган после принятия заявления о вынесении решения бездействует свыше месяца.

2) иск о нормоконтроле;

Обоснование: с помощью данного иска истец может просить признать недействительным подзаконный нормативный акт, выданного органом исполнительной власти, и который тем самым устанавливает права и обязанности.

Обоснование: Полагаем, что уполномоченный по правам человека должен иметь право участия в процессе. У него могут быть такие же права, как и у истца. Если истец не возражает, то он может совершать все процессуальные действия.

Обоснование: Жалоба на обременяющий административный акт должна подаваться в вышестоящий государственный орган в течение одного месяца с момента получения административного акта.

В таких случаях подача иска должна быть исключена до тех пор, пока вышестоящий госорган не примет решение по поданной жалобе.

В случае подачи жалобы исчисление срока для подачи иска должно начинаться с момента вручения решения по жалобе, принятого вышестоящим госорганом.

После чего, вышестоящий госорган проверяет правомерность решения нижестоящего госоргана (об отказе в выдаче или невыдаче решения) по поступившему заявлению.

1) обоснованность иска об исполнении обязательств.

Обоснование: Иск об исполнении обязательства является обоснованным, если истец имеет право требования совершения административного акта, о котором он подал заявление, либо совершения другого действия. При этом, суд может обязать исполнительный орган совершить определенное действие, если суд готов к вынесению решения. В противоположном случае суд обязывает ответчика принять новое решение с учетом мнения суда.

2) обоснованность иска о нормоконтроле.

Обоснование: Данный иск является обоснованным, если нормативно-правовой акт нарушает право. В случае обоснованности иска о нормоконтроле суд признает нормативно-правовой акт ничтожным. И это решение должно быть обязательным для всех.

3) Перепроверка решений по усмотрению.

Обоснование: Если исполнительный орган действует по своему усмотрению в пределах своих полномочий, суд должен иметь право проверить, является ли административный акт или отказ о вынесении и не вынесении акта противозаконными.

Обоснование: В случаях, если исполнение должно быть обращено на госорган, то недопустимо его обращение на предметы, необходимые для выполнения публичных задач. Взамен может быть наложен арест на денежные средства в качестве залога.

Если госорган не исполняет судебное решение о выполнении определенного обязательства, то суд первой инстанции должен иметь возможность по ходатайству сторон наложить на него принудительный штраф. Кроме того, суд может издавать угрозу наложения принудительного штрафа в виде письма. При этом, принудительный штраф может перечисляться в определенный резервный фонд государства.

1) Привлечение третьего лица.

Обоснование: Суд может привлекать третьих лиц к участию в деле, если исход дела затрагивает их интересы. Суд обязан привлечь третьих лиц к участию в процессе, если решение суда затрагивает их права и интересы. Третьи лица должны обладать всеми правами и обязанностями участника процесса.

Обоснование: Участником процесса может быть прокурор. Он играет большую роль и может подавать иски, если исполнительный орган не удовлетворил его заявление. Его роль должна сводиться к оказанию поддержки интересов граждан.

Обоснование: Омбудсмен имеет право вступить в процесс на любой стадии, он обладает такими же правами как и истец, однако, он не может совершать процессуальные действия, если истец возражает.

Обоснование: Если правомерность какого-либо акта госоргана является предметом более десяти дел, то суд, выслушав участников процесса, может провести один или несколько показательных процессов и приостановить остальные процессы определением, которое обжалованию не подлежит.

После вступления в законную силу решения по показательным процессам суд может разрешить проводить остальные процессы, без проведения устного разбирательства при условии, что приостановленные другие процессы не имеют правовых особенностей и обстоятельства дела выяснены.

Такие дела могут затрагивать большое количество граждан, например, разрешение на строительство электростанции. На основе этого может возникнуть множество однородных административных дел, и, как следствие, возрастет нагрузка административных судов. В подобных случаях, при наличии десяти и более однородных дел, судья может рассмотреть одно дело как показательное, приостановив производство по всем другим делам.

Обоснование: Участники процесса могут заключить мировое соглашение, если они могут распоряжаться предметом спора, чтобы частично или полностью разрешить публично-правовой спор. Это протоколируется судом.

Судебное мировое соглашение может заключаться путем письменного согласия участников процесса с предложением суда, которое оформляется в виде определения.

Судебное мировое соглашение завершает спор и отличается от внесудебного соглашения. Госорган связан рамками права и законов, поэтому не может свободно идти на уступки. Например, если истец предъявляет требование о выдаче разрешения на строительство объекта, то у госоргана это право есть или его нет.

Мировое соглашение может применяться в административном процессе, когда речь идет о денежных требованиях.

Обоснование: Участники процесса несут расходы судебного производства в случае, если они проиграли процесс.

Сторона по делу, которая отзывает иск или жалобу несет возникшие процессуальные расходы. Расходы, возникшие по вине одного из сторон по делу, должны быть возложены на этого участника.

В случае, если публично-правовой спор завершился мировым соглашением, при этом участники процесса не заключили договоренности о расходах, то судебные расходы должны возлагаться на поровну на истца и ответчика. Внесудебные расходы участники несут сами.

В случае частичной победы на процессе, необходимо предусмотреть возможность соразмерного пропорционального распределения процессуальных расходов.

Обоснование: На привлеченное к участию в деле третье лицо могут быть возложены расходы, если оно подавало заявление, ходатайство или жалобу.

Внесудебные расходы привлеченного третьего лица могут возмещаться в случае, когда суд возлагает их на проигравшую сторону.

С 1 июля текущего года в республике планируется функционирование новых специализированных межрайонных административных судов, которые будут специализироваться на публично-правовых спорах. А действующие административные суды будут называться специализированными межрайонными судами по административным правонарушениям.

Для усиления защиты прав граждан в республике будет создан 21 новый административный суд, из них 17 областных в административных центрах и дополнительно 4 - в городах Каскелене, Семее, Жезказгане, Экибастузе.

Очень важно знать, что основной целью административной юстиции является предоставление возможности оперативно, четко, справедливо и законно регулировать отношения частных лиц с государственными органами. Задача административной юстиции – охрана прав и свобод граждан от незаконных действий (бездействий) органов государственного управления.

Считаем, что функционирование административной юстиции будет способствовать улучшению работы различных государственных органов, а также повлияет на качество выносимых решений публичной администрации. Выражаем надежду, что принятый Административного процедурно-процессуальный кодекс позволит не только усилить защиту прав граждан при рассмотрении споров с органами власти, но и повысить гражданскую активность в процессе принятия управленческих решений на уровне государства, а механизмы административной юстиции получат высокий уровень доверия у граждан.

Читайте также: