Виды цистерн на судах

Обновлено: 17.05.2024

ГОСТ Р 58880-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ СУДОВАЯ

Ship potable water system. Design rules

Дата введения 2020-11-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации "Лот" Федерального государственного унитарного предприятия "Крыловский государственный научный центр" (НИИ "Лот" ФГУП "Крыловский государственный научный центр")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 "Судостроение"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы питьевой воды морских судов, судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания и морских/речных сооружений (далее - суда).

Настоящий стандарт устанавливает состав, правила выбора и расположения основного оборудования и трубопроводов системы питьевой воды в судовых помещениях, а также методику расчета системы.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.307 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 5648 Трубопроводы судовые. Правила нанесения отличительных и предупреждающих знаков

ГОСТ 8734 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент

ГОСТ 16037 Соединения сварные стальных трубопроводов. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 16038 Сварка дуговая. Соединения сварные трубопроводов из меди и медно-никелевого сплава. Основные типы, конструктивные элементы и размеры

ГОСТ 18599 Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия

ГОСТ 19681 Арматура санитарно-техническая водоразборная. Общие технические условия

ГОСТ 24723 Трубопроводы морской воды стальные оцинкованные. Расчет долговечности элементов

ГОСТ 25809 Смесители и краны водоразборные. Типы и основные размеры

ГОСТ Р 58881 Обозначения условные графические в схемах судовых систем и систем энергетических установок

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.2 наливная труба (трубопровод): Труба (трубопровод), по которой питьевая вода подается в цистерну питьевой воды.

3.1.3 питьевая вода: Вода, полученная от берегового централизованного источника снабжения питьевой водой или приготовленная на борту судна путем опреснения морской воды с последующим доведением ее качества до качества питьевой воды.

3.1.4 пневмоцистерна: Цистерна, находящаяся под давлением сжатого воздуха и обеспечивающая поддержание давления в системе с заданными параметрами.

3.1.5 подающий трубопровод: Трубопровод, обеспечивающий подачу питьевой воды к местам ее потребления.

3.1.6 приемная труба: Труба (трубопровод), по которой питьевая вода забирается из цистерн насосом.

3.1.7 санитарно-гигиенический блок: Судовое помещение, включающее унитаз, писсуар, биде, умывальник и душ (ванну).

3.1.8 циркуляционный трубопровод: Трубопровод, предназначенный для периодического перекачивания воды из подающих трубопроводов горячей (холодной) воды через подогреватель воды (магистраль холодной воды) для поддержания заданной температуры воды в подающих трубопроводах горячей воды или исключения застоя и развития бактериального загрязнения холодной воды.

3.1.9 классификационное общество: Организация, которая осуществляет классификацию и освидетельствование судов, устанавливает и контролирует соблюдение нормативно-технических требований при проектировании, строительстве, ремонте и эксплуатации судов и морских/речных сооружений.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ГВ - горячая вода;

СВ - смешанная вода;

ХВ - холодная вода;

УФО - ультрафиолетовое облучение.

4 Назначение и состав

4.1 Система питьевой воды предназначена для приема, хранения и подачи питьевой воды к местам потребления для питья, приготовления пищи, мытья посуды, удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей пассажиров и экипажа, а также для хозяйственно-бытовых и технических нужд.

Примечание - На судах, оборудованных гравитационной сточной системой для смыва унитазов и писсуаров, может использоваться забортная вода или пресная вода, не обладающая качествами питьевой.

4.2 Система питьевой воды, как правило, состоит из следующего основного оборудования и элементов:

- цистерн питьевой воды;

- оборудования для санитарно-гигиенической обработки воды;

- оборудования для обеспечения ГВ;

- трубопроводов и арматуры;

- средств измерения и контроля.

Принципиальная схема системы питьевой воды приведена на рисунке 1.


Рисунок 1 - Принципиальная схема системы питьевой воды

5 Правила проектирования

5.1 Общие требования

5.1.1 На судах всегда должна иметься чистая питьевая вода, качество которой должно соответствовать требованиям [1], [2], [3].

5.1.2 Система питьевой воды должна иметь соответствующую конструкцию и размеры, включая цистерны для хранения воды и (или) установки для приготовления питьевой воды из забортной.

5.2 Защита питьевой воды от загрязнений и поддержание ее качества

5.2.1 Система питьевой воды должна быть оборудована средствами обеззараживания воды, полученной из береговых или иных источников воды, а также хранящейся на борту судна более семи суток.

5.2.2 Должно быть исключено соединение трубопроводов питьевой воды с трубопроводами или оборудованием, проводящими непригодную для питья воду.

На ответвлении трубопровода подачи воды на технические нужды следует установить невозвратно-запорный клапан, после которого предусмотреть съемный трубопровод (шланг).

5.2.3 Точки раздачи питьевой воды ее потребителям, где возможен обратный ток воды, должны быть оборудованы устройствами, исключающими это явление, например путем установки вакуумных прерывателей.

5.2.4 Применяемые материалы или защитные покрытия должны быть безопасны в техническом и физиологическом отношении, быть стойкими к физическим, химическим или коррозионным воздействиям; они не должны выделять какие-либо вещества, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье человека, а также влияющие на вкус, запах или цвет питьевой воды.

Применяемые материалы или защитные покрытия должны иметь действующие санитарно-эпидемиологические заключения установленного образца.

5.2.5 Герметичность оборудования и элементов системы не должна нарушаться под воздействием ГВ с температурой до 90°С, а концевой арматуры - с температурой 70°С.

5.2.6 Воздушная подушка над поверхностью воды в пневмоцистерне не должна ухудшать качества питьевой воды.

5.2.7 На оборудование системы питьевой воды должна быть нанесена легкочитаемая маркировка, сохраняющаяся в течение всего срока службы изделий и содержащая: наименование и обозначение изделия, наименование предприятия-изготовителя и страны-изготовителя, основные параметры, массу.

5.3 Давление и температура

5.3.1 Для обеспечения безопасности оборудование и элементы системы должны быть рассчитаны на рабочее давление, соответствующее наибольшему давлению, на которое предусмотрена регулировка открытия предохранительных клапанов системы.

5.3.2 Следует принимать меры для предотвращения повышения температуры ХВ выше 20°С. В трубопроводах ГВ следует поддерживать температуру воды не менее 50°С.

Примечание - В питьевой воде, находящейся длительное время в цистернах или имеющей температуру от 20°С до 50°С, может произойти размножение патогенных микроорганизмов, в том числе легионелл. Размножение легионелл начинается при температуре около 20°С, а их гибель происходит при температуре 50°С. Период гибели легионелл сокращается с повышением температуры воды. При температуре воды 60°С легионеллы гибнут за 30 мин, при температуре 70°С - за несколько секунд, при температуре свыше 72°С легионеллы не обнаруживаются.

5.4 Арматура

5.4.1 В системе питьевой воды следует применять водосберегающую арматуру и, где необходимо, устанавливать ограничители потока (дроссельные шайбы).

5.4.2 При подводе к умывальникам ХВ и ГВ следует устанавливать смесители, а при подводе только ХВ - поворотные краны или поворотные краны со струей и сеткой.

5.4.3 При необходимости экономии воды, при подводе ХВ и ГВ к умывальникам целесообразно устанавливать самозапорные краны со смесителями, при подводе только ХВ - самозапорные краны.

5.4.4 Для умывальников в медицинских помещениях при централизованном горячем водоснабжении, а также при установке подогревателей воды следует предусматривать смесители.

5.4.5 В предоперационных и амбулаториях необходимо устанавливать локтевые смесители.

5.4.6 У раковин и моек при подводе ГВ и ХВ следует устанавливать смесители, при подводе только ХВ - водоразборные краны.

5.4.7 Для промывки унитазов необходимо устанавливать промывочные клапаны, а для промывки писсуаров - писсуарные краны.

5.4.8 Система питьевой воды должна быть оборудована невозвратно-запорными клапанами, которые следует устанавливать на напорной стороне насосов питьевой воды для предотвращения обратного потока в цистерну.

5.4.9 Типы и основные размеры смесителей и водоразборных кранов рекомендуется принимать по ГОСТ 25809.

аварийного запаса, служащие для хранения топлива, которое не требует подогрева и используется лишь после полного из расходования основного запаса. Предусматриваются на судах неограниченного района плавания вне междудонного пространства. Емкость цистерны аварийного запаса обеспечивает хранение не менее суточного запаса топлива;

расходные; служащие для хранения топлива, непосредственно подаваемого в двигатель. Размещаются в бортовых отсеках или диптанках (но при небольшой емкости могут быть и вкладными), как правило, выше уровня топливных насосов, что обеспечивает напор в приемной топливной магистрали двигателя. Для каждого двигателя целесообразно предусматривать отдельную расходную цистерну. При наличии на судне одного главного двигателя расходных цистерн для удобства и надежности эксплуатации установки должно быть две. Суммарный объем парных расходных цистерн для тяжелого топлива должен обеспечивать не менее 12 часов работы двигателей, а для дизельного топлива— не менее 8 ч;

отстойные, служащие для предварительной подготовки топлива к использованию в двигателях. При непрерывном подогреве топлива из него выпадают в осадок вода и крупные механические примеси. Размещение и количество отстойных цистерн обычно такие же, как и расходных. Их емкость должна быть возможно большей для обеспечения заданного цикла отстоя;

переливные, служащие для приема топлива, переполняющего цистерны, расположенные вне междудонного пространства. Они могут быть корпусными—в междудонном пространстве и вкладными—под настилом машинного отделения. Емкость переливных цистерн должна обеспечивать 10-минутную производительность топливоперекачивающего насоса. Если трубопроводы аварийного опорожнения цистерн, расположенных в машинной шахте, проведены в переливную цистерну, то ее емкость должна быть достаточной для приема всего топлива из опорожняемых цистерн;

сбора утечек (сточные), служащие для сбора утечек через не плотности прецизионных пар топливных насосов и форсунок, а также из поддонов вкладных цистерн, фильтров и другого оборудования. Размещаются в междудонных отсеках или под настилом машинного отделения. Емкость сточных цистерн выбирается из учета 80—130 л на 1000 кВт судовой энергетической установки;

сбора отстоя (грязного топлива), служащие для приема воды и грязи из отстойных и расходных цистерн и из фильтров. Располагаются в междудонных отсеках. Емкость цистерн грязного топлива устанавливается с учетом вероятного обводнения топлива и опорожнения цистерны один раз в сутки;

отходов сепарации, служащие для сбора грязи, удаляемой при открытии самоочищающихся сепараторов. Размещаются в междудонном пространстве или под настилом МКО.

Топливные цистерны всех назначений имеют много общего в конструктивном оформлении. Однако особенности в оборудовании позволяют разделить судовые топливохранилища на цистерны в двойном дне и цистерны, расположенные вне двойного дна в шахте машинного отделения.

Правила Регистра предусматривают требования к размещению и оборудованию топливных цистерн.

При расположении цистерн в двойном дне не допускается хранение топлива в отсеках двойного дна, расположенных под котлами. Топливные отсеки двойного дна должны быть отделены от цистерн воды и масла коффердамами. На цистернах предусматриваются горловины, закрывающиеся на болтах крышками с огнестойкими, газонепроницаемыми, нефтестойкими прокладками.

Каждая цистерна должна быть оборудована воздушными трубами, количество и расположение которых выбираются в зависимости от формы и размера цистерны, чтобы предотвратить образование воздушных мешков.

Воздушные трубы выводят из верхней части цистерны на верхние палубы в места, где выходящие пары и перелив топлива из цистерн не представляют пожарной опасности. Выходной конец воздушной трубы должен быть выполнен в виде колена, обращенного отверстием вниз, и снабжен планкой с отличительной надписью. Выходное отверстие должно быть защищено пламепрерывающей сеткой. Если выходной конец трубы расположен на открытой палубе, то он должен быть оборудован автоматическим устройством, исключающим попадание воды в цистерну. Суммарное сечение воздушных труб цистерны должно составлять 1,25 сечения наполнительного трубопровода цистерны.

Каждая цистерна должна быть оборудована указателями уровня. Для цистерн двойного дна предусматриваются измерительные приборы, которые должны быть прямыми и не препятствовать замеру уровня топлива в цистерне футштоком.

Измерительные трубы выводят на 0,5 м над настилом машинного отделения, достаточно удаленном от двигателей, котлов, электрических машин и распределительных щитов. Выходной конец трубы должен быть оборудован самозакрывающимся клапаном, а при выводе на открытую палубу—пробкой с отличительной надписью на планке.

В цистернах тяжелого топлива предусматриваются подогревательные паровые или водяные змеевики, расположенные в наиболее низких частях цистерны.

Давление греющего пара не должно превышать 7 кг-с/см 2 . Конденсат греющего пара должен направляться в контрольный бак со смотровым стеклом.

Для контроля температуры подогреваемого топлива предусматриваются термометры. Обычно температура топлива в двойном дне фиксируется по термометру, установленному на патрубке топливоперекачивающего насоса.

Для наполнения и опорожнения междудонных цистерн предусмотрены трубопроводы, снабженные необходимой арматурой.

Переливные и сточные цистерны оборудуют световой и предупредительной звуковой сигнализацией по верхнему уровню. Цистерны машинной шахты для обеспечения противопожарной безопасности нельзя размещать над трапами, двигателями, котлами, газовыхлопными трубами, дымоходами, электрическим оборудованием и постами управления главными двигателями. Минимально допустимое расстояние от стенок цистерн до любых нагреваемых поверхностей — 600 мм. Для тушения пожара, возникшего в цистерне, а также для ее пропаривания перед очисткой от станции паротушения в верхнюю часть цистерны подведен паропровод свежего пара давлением 5 кг-с/см 2 .

Вкладные цистерны устанавливают на специальные фундаменты из прокатных профилей или листовой стали.

Так же как и цистерны двойного дна, все шахтные цистерны снабжены горловинами, подогревательными змеевиками (в случае использования тяжелого топлива) и воздушными трубками, конструкция и расположение которых отвечают требованиям Регистра.

Цистерны, расположенные вне двойного дна (рис. 8), снабжены переливными трубами, отведенными в переливные цистерны. Отвод переливных труб в льяла Правилами Регистра не допускается. Сечение переливных труб должно быть не менее 1,25 сечения наполнительного трубопровода цистерны.

На переливных трубах или на переливной цистерне в хорошо видимом и легко доступном месте должно быть установлено смотровое стекло или устройство, сигнализирующее о переливе топлива.
Трубопровод наполнения цистерны топливом подводится в верхней части, но во избежание вспенивания топлива оно подается по внутренней трубе, доходящей до днища цистерны с минимальным зазором или направляющей струю на стенку цистерны, по которой топливо стекает вниз. Из расходных и отстойных цистерн топливо поступает в систему через
быстрозапорный клапан (БЗК, рис. 9), имеющий ручной дистанционный тросиковый привод, выведенный в нишу на верхней палубе. Привод обеспечивает отключение цистерны от расходной магистрали в аварийных случаях из помещений, находящихся вне мест аварии.
По Правилам Регистра цистерны, расположенные в машинных шахтах, следует оборудовать устройством для быстрого опорожнения в междудонные или переливные цистерны. Для этой цели служит самозапорный клапан с местным и дистанционным приводом, выведенным из машинного отделения. Диаметр спускного трубопровода должен обеспечить опорожнение цистерны не более чем за 6 мин.
Для удаления отстоя из расходных и отстойных цистерн предусматриваются самозапорные клапаны и трубопроводы к цистернам грязного топлива. На трубопроводах должны быть установлены смотровые стекла. При наличии поддонов вместо стекол допускается применение открытых воронок.
Поддоны находятся в нижней части цистерн, на которых установлена арматура и, следовательно, возможны протечки. Топливо из поддона сливается по трубопроводу в сточную цистерну.
На цистернах устанавливают приборы контроля за уровнем и температурой топлива и предупредительную сигнализацию по нижнему и верхнему уровням.
В связи с неудобством использования измерительных труб с футштоками для контроля за уровнем топлива в цистернах машинной шахты применяют визуальные уровнемеры местного и дистанционного типов.
К местным указателям уровня, устанавливаемым на топливные цистерны, относятся указательные колонки с прозрачными вставками (рис. 10, а) и поплавковые устройства (рис. 10,6, а).
Согласно Правилам Регистра указательные колонки 2 с прозрачными вставками 3 можно устанавливать на цистернах, не требующих подогрева находящегося в них топлива. Прозрачные вставки делают из плоского стекла или небьющихся пластмасс, не теряющих прозрачности при воздействии на них топлива. Вставки заключены в рамку 4 и должны быть защищены от повреждений.

Указательные колонки работают на принципе сообщающихся сосудов, поэтому верхней и нижней частями они соединены с цистерной через штуцеры /. Между указателем и цистерной внизу устанавливают самозапорный клапан. Такой же клапан должен быть установлен в верхней части колонки, если ее соединение с цистерной выполнено ниже максимально возможного уровня топлива. Для проверки уровня топлива нужно открыть клапаны и пустить топливо внутрь указателя.

В цистернах тяжелого топлива, имеющих подогрев, применяют поплавковые указатели уровня. Поплавок 5 вместе с уровнем топлива перемещается или по направляющим 6 внутри цистерны (рис. 10,6), или в выносной колонке 7 (рис. 10, в). При этом изменяет свое положение противовес-стрелка 9, связанная с поплавком тросиком 10 и расположенная на наружной стенке цистерны рядом со шкалой 8. При повышении уровня в цистерне стрелка опускается, а при понижении уровня — поднимается. Перевернутая шкала неудобна при пользовании прибором и ухудшает наглядность его показаний. Однако указатель является постоянно действующим.

Дистанционные указатели уровня делятся на гидравлические, пневматические, электрические.


Гидравлический дистанционный указатель (рис. 11) имеет поплавковый датчик /, воздействующий на сильфоны 2. Изменение объема последних вызывает перетекание жидкости по трубкам 3 в сильфоны 4 приемника и изменение положения стрелки 5 указателя.

Пневматический дистанционный указатель имеет мембранный датчик, установленный на стенке цистерны. Изменение уровня топлива в цистерне вызывает изменение гидростатического давления на мембрану и, как следствие, изменение давления инертного газа в системе указателя. Это положение фиксирует манометр, шкала которого проградуирована в единицах емкости.

Примером электрического указателя может служить прибор, состоящий из датчика мембранного типа и электрического измерителя. Прогиб мембраны под действием столба топлива преобразуется посредством передаточного механизма и потенциометра в изменение электрического сопротивления в цепях датчика и измерителя.

Существуют приборы предупредительной сигнализации с датчиками поплавкового, мембранного типа и других конструкций. Они подают световой и звуковой сигналы при достижении верхнего уровня в цистерне или падении уровня до минимального значения, ниже которого возможно

оголение змеевиков подогрева

предупредительной сигнализации упрощает

эксплуатационный контроль и повышает его надежность.

Температуру топлива в цистернах измеряют термометрами, установленными на стенках цистерн.

трубопроводов и прочего

оборудования к стенкам

цистерн не допускается.

Для обнаружения течи цистерны снаружи окрашивают огнеупорной краской светлого цвета.

Хранение топлива должно обеспечивать возможность его перекачивания в любой момент, для чего должна постоянно поддерживаться нормальная

вязкость. С этой целью температуру топлива поддерживают на 10—15° С

выше температуры его застывания.

Кроме того, следует учитывать предельные значения вязкости топлива (в °ВУ), при которых допустима работа перекачивающих насосов: для центробежных насосов — не более 30, для поршневых и скальчатых — 80, для винтовых и шестеренчатых — 200. Необходимо также корректировать температуру подогрева топлива в цистернах.

Из одних судовых емкостей в другие топливо можно перекачивать после согласования со старшим штурманом, так как это может повлиять на крен, дифферент и остойчивость судна.

В процессе эксплуатации согласно плану-графику профилактических осмотров и ремонтов проверяют техническое состояние всего оборудования топливных цистерн, плотность и исправность всех клапанов, герметичность горловин и фланцевых соединений, состояние переливных, воздушных труб и подогревательных змеевиков, исправность дистанционных тросиковых приводов к клапанам расходных цистерн, правильность показаний устройств для измерения уровня.

Не реже одного раза в год цистерны очищают для удаления донных отложений, которые скапливаются вследствие выпадения в осадок (при длительном хранении топлива) механических примесей, смолисто асфальтовых веществ и продуктов коррозии поверхностей танков — окислов железа.

В настоящее время распространен химический способ очистки топливных танков, который заменил малопроизводительный и трудоемкий механический. Очистку цистерн выполняет судовая команда, иногда с помощью береговых и плавучих станций по химической очистке.

Процесс профилактической очистки состоит в растворении донных осадков топливом, более легким, чем то, которое находилось в цистерне. Для этого танк опорожняют и заполняют на 60—70% подогретым топливом- растворителем на 2—4 ч, затем топливо-растворитель перекачивают в цистерну, где оно хранилось, а оттуда обратно в очищаемый танк. После выдержки в течение 2— 4 ч весь цикл повторяется не менее 4—б раз. После очистки одного танка топливо-растворитель используют для очистки других танков.

Требуемая большая кратность циркуляции для цистерн средне вязкого моторного и дизельного топлива объясняется значительными отложениями в них окислов железа, из-за чего возрастает трудность вымывания нефтяных остатков.

После использования топливо-растворитель сжигают в котлах, чтобы оно не явилось источником донных отложений в танках.

В процессе пред ремонтной очистки после промывки танков топливом- растворителем их пропаривают в течение 8—12 ч. Затем танк на 60—70% заполняют водным моющим раствором, в котором в качестве поверхностно­
активного вещества могут использоваться препараты МЛ-1 (0,5—0,6%) для морской воды и МЛ-2 (0,6%) для пресной воды. Подогретый до 70—80° С моющий раствор перекачивают в течение 3—5 ч из очищаемой цистерны в свободный танк и обратно.

Подготовленный моющий раствор может быть использован для очистки нескольких танков, для чего после каждого танка он должен отстояться в отстойной цистерне. Отстоявшееся топливо направляют в цистерну грязного топлива, а раствор после восстановления в нем нужной концентрации моющего препарата используют для дальнейшей очистки цистерн. Промытый танк в целях дегазации снова пропаривают в течение 2—4 ч и промывают водой.

Качество дегазации проверяют специальной аппаратурой.

Ремонт танков допускается после их полной дегазации и удаления из них остатков нефтепродуктов и ржавчины. Разрешение на огневые работы выдает представитель пожарной охраны. Работы в цистернах должны производиться в соответствии с Правилами техники безопасности для предотвращения пожара и защиты от отравления лиц, выполняющих работы. Для освещения внутренних поверхностей цистерн используют только аккумуляторные фонари взрывобезопасного типа. Работающий в танке должен быть под наблюдением человека, находящегося у горловины вне цистерны.

Очистку цистерн и ремонт их оборудования производят без вывода судна из эксплуатации.

Учет. Расход топлива учитывают судовые механики в процессе эксплуатации установки. Повахтенный расход топлива (в весовых частях) фиксирует в машинном журнале вахтенный механик. Ежесуточно третий механик на основании контрольных обмеров и записей в вахтенном журнале докладывает старшему механику о количестве израсходованного топлива.

Старший механик сравнивает суточный расход топлива с нормами и вносит необходимые поправки в режим эксплуатации установки. Ежемесячно старший механик представляет в ССХ пароходства отчет о расходовании топлива, который является основным документом, определяющим экономические показатели эксплуатации энергетической установки судна и достигнутую экономию топлива.

В своем блоге буду описывать основы технологии судоремонта, методы дефектоскопии, восстановления и упрочнения деталей, виды и методы ремонта судов и механизмов.Будет приведена технологическая документация на ремонт и изготовление деталей.

Оглавление

Система топливоподачи.

Топливо, используемое в судовых ДВС, должно обеспечивать легкий и надежный пуск, качественное распыливание, полное сгорание и бездымный выхлоп, отсутствие повышенного нагарообразования в камере сгорания и т. д. Используемые в ДВС топлива получаются путем переработки нефти и делятся на две группы: дистиллятные и тяжелые.
К дистиллятным топливам относятся дизельные сорта, выпускаемые по ГОСТ 4749—73 и не требующие подогрева. Они предназначены для применения в средне- и высокооборотных ДВС, а также в малооборотных ДВС во время пуска и маневров. Топливо по ГОСТ 4749—73 вырабатывается следующих марок: ДА — дизельное арктическое; ДЗ — дизельное зимнее; ДЛ — дизельное летнее и ДС — дизельное специальное.
К группе дистиллятных относится также газотурбинное топливо, которое в последние годы находит применение в судовых ДВС. К нему относится газотурбинное топливо (ГОСТ 10433—75), характеризующееся малой вязкостью (до 3 градусов ВУ50), низкой зольностью (до 0,02%), незначительным содержанием механических примесей (до 0,03%), но высоким содержанием серы (до 2,5%) и смолистых веществ (до 25%). Малая вязкость и невысокая стоимость газотурбинного топлива позволяют использовать его в главных и вспомогательных ДВС без предварительного подогрева. Газотурбинное топливо по качественным показателям значительно уступает дизельному. Оно имеет повышенную температуру застывания, склонность к значительному нагарообразованию и отложению смолистых веществ, что сдерживает более широкое его использование в судовых ДВС.
Тяжелые топлива, применяемые в судовых ДВС, в зависимости от вязкости подразделяют на средне- и высоковязкие сорта.
К средневязкому топливу относятся моторное топливо ДТ (ГОСТ 1667—68) и флотские мазуты Ф5 и Ф12 (ГОСТ 10585—75). Моторное топливо ДТ используется в малооборотных и среднеоборотных ДВС. Оно имеет более высокую вязкость и более низкое качество по сравнению с дизельным топливом, а поэтому требует предварительного подогрева и более тщательной очистки перед подачей в цилиндры двигателя.
Флотские мазуты Ф5 и Ф12 применяют в малооборотных и среднеоборотных судовых ДВС, а в последнее время и в высокооборотных ДВС.
К высоковязкому топливу относятся моторное топливо ДМ (ГОСТ 1667—68), экспортный мазут +10°С (МРТУ 12Н41—63) и топочный мазут 40 (ГОСТ 10585—75). Высоковязкие топлива используются в судовых малооборотных ДВС. Относительно низкая стоимость этих топлив способствует их использованию с целью повышения экономических показателей судовой силовой установки. Но их успешное применение требует выполнения целого ряда подготовительных мероприятий.
Система топливоподачи служит для подвода топлива к главным и вспомогательным двигателям. Она состоит из топливной аппаратуры и топливной системы. К топливной аппаратуре относятся форсунки и топливные насосы высокого давления (ТНВД). Топливная система состоит из цистерн и отсеков для хранения запасов топлива, расходных цистерн, перекачивающих и подкачивающих насосов, сепараторов, подогревателей, фильтров, трубопроводов, арматуры, контрольно-измерительной аппаратуры и т. д. Цистерны для хранения запасов топлива располагаются в основном в отсеках двойного дна. Согласно Правилам Регистра СССР на судне должен быть аварийный запас топлива, рассчитанный не менее чем на 24 ч хода и расходуемый в крайнем случае, когда весь запас из междудонных цистерн использован. Аварийный запас топлива хранится вне междудонного пространства.
Схема системы топливоподачи ДВС дана на рисунке:



Топливо из расходной цистерны (бака) подается топливо-подкачивающим насосом 2 по трубопроводу 3 через двухсекционный фильтр 4 в главную магистраль 10. Давление топлива регулируется редукционным клапаном 1. Из главной магистрали топливо по трубам 9 подводится к топливным насосам высокого давления 5. От них под давлением 20—50 МПа и более топливо по трубам 7 подается к форсункам 6. При заполнении системы топливом воздух удаляется через пробки, расположенные на топливных насосах, а также через спускное устройство 8.
Для подачи топлива из запасных цистерн в расходный бак устанавливают топливоподкачивающий насос, который может быть использован для прокачки и опрессовки топливной системы.
Топливоподкачивающие насосы имеют автономный привод или приводятся в действие от коленчатого вала двигателя. По конструкции они бывают шестеренчатые, плунжерные и коловратные.
На трубопроводе перед насосами высокого давления устанавливают манометр и реле давления, сблокированное со световой и звуковой сигнализацией.
Для обеспечения бесперебойной работы топливной аппаратуры топливо необходимо предварительно очищать от воды и механических примесей. Для этого служат отстойные цистерны, сепараторы, фильтры грубой и тонкой очистки. Грубую предварительную очистку топливо проходит в сетчатых, каскадных или пластинчато-щелевых фильтрах, улавливающих частицы загрязнений размером свыше 0,06—0,12 мм. В фильтрах тонкой очистки в качестве фильтрующего материала используется фетр, хлопчатобумажная пряжа, фильтровальная бумага или специальная пористая масса.
Применяются также вставки в виде барабана с плотно прилегающими витками проволоки. Удаление воды из топлива осуществляется отстоем в специальных цистернах или при помощи сепараторов.

Толщина перегородок (волнорезов) должна быть не менее толщины стенки цистерны. Перегородки (волнорезы) должны соответствовать требованиям 5.1.6.8.

Цистерны с радиусом кривизны боковых стенок более 2,0 м, а также чемоданообразного и прямоугольного сечений считают обеспеченными защитой от повреждений, вызываемых ударами сбоку или опрокидыванием, при соблюдении следующих дополнительных условий:

- наличия дополнительной защиты с внешней стороны цистерны, расположенной по всему периметру на середине высоты цистерны, шириной не менее 30% высоты поперечного сечения цистерны, и

- обеспечения жесткости этой дополнительной защиты не ниже жесткости цистерны в зоне размещения такой защиты с толщиной стенки цистерны 5 мм (для цистерны диаметром менее 1,8 м) или 6 мм (для цистерны диаметром более 1,8 м).

Допускается выполнять дополнительную защиту в виде листов, приваренных к боковым стенкам цистерны на середине высоты цистерны. Эти листы должны быть изготовлены из того же материала, что и цистерна, иметь ширину не менее 30% высоты поперечного сечения цистерны и толщину не менее толщины стенок цистерны.

5.1.6.8 Перегородки (волнорезы) должны быть вогнуты с глубиной прогиба не менее 10 см или должны иметь гофры, или усилены другим способом для обеспечения эквивалентной прочности. Площадь волнореза должна составлять не менее 70% поперечного сечения цистерны, в которой установлен волнорез.

5.1.6.9 Для цистерн, рассчитанных в соответствии с 5.1.6.3а, вместимость которых менее 5 м3 или которые разделены на герметичные отсеки вместимостью менее 5 м3, толщину стенок определяют по таблице 3.

При изготовлении цистерны из металла с другими механическими свойствами эквивалентную толщину стенок цистерны рассчитывают по формуле (3). Толщина перегородок (волнорезов) должна быть не менее толщины стенок цистерны.

5.1.6.10 Крышки люков, дверки шкафов, а также места для доступа к транспортируемому нефтепродукту должны быть приспособлены для опломбирования.

5.1.6.11 Конструкция прицепа-цистерны должна обеспечивать возможность ее наполнения (опорожнения) при помощи насосов, установленных на буксирующей автоцистерне.

5.1.6.12 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать предотвращение превышения давления в напорно-всасывающем рукаве, равного 50% рабочего давления рукава, при перекрытии подачи топлива в наполняемую емкость.

5.1.6.13 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать возможность отбора проб по ГОСТ 2517 для контроля качества транспортируемого нефтепродукта. Отбор проб непосредственно из цистерны производят сверху.

5.1.6.14 Остаток топлива в автоцистерне после его слива самотеком на горизонтальной площадке не должен превышать 0,1% номинальной вместимости.

а) ограничителя наполнения. В качестве привода датчика ограничителя наполнения следует использовать энергию перекачиваемой жидкости. Схема и присоединительные размеры ограничителя наполнения приведены в приложениях А и Б соответственно;

б) сигнализатора верхнего уровня налива. Сигнализатор должен обеспечивать вывод электрического сигнала на звуковой сигнал шасси автомобиля и на розетку по ГОСТ 9200, устанавливаемую на левой стороне автоцистерны в месте, удобном для подсоединения к автоматизированным системам налива. Схема подключения контактов розетки сигнализатора верхнего уровня налива приведена в приложении В;

в) патрубка с обратным клапаном в случае крепления рукавов при помощи присоединительных устройств типа 4 по ГОСТ 20772 (механических захватов). Присоединительные размеры обратного клапана приведены в приложении Г. Место расположения патрубка - с левой стороны автоцистерны, расстояние - по ГОСТ 20772. По согласованию с заказчиком допускается установка патрубка с обратным клапаном сзади автоцистерны;

г) патрубка для газоотвода с огнепреградителем, запорной арматурой и присоединительным устройством. Огнепреградитель должен быть установлен на цистерне.

5.1.6.16 На горловине цистерны, изготовленной как мера вместимости, должно быть предусмотрено смотровое окно для контроля полноты налива нефтепродукта. Высота смотрового окна должна быть в пределах изменения уровня налива.

5.1.6.17 Автоцистерна должна быть оснащена дыхательным устройством по ГОСТ 25560, обеспечивающим сохранение рабочего давления в цистерне и самозакрывание при опрокидывании, а также предохранительными устройствами, обеспечивающими автоматическое открывание их при достижении избыточного давления в цистерне, равного 100 кПа (1 кгс/см2).

При этом площадь сбросного сечения в зависимости от объема цистерны определяют в соответствии с таблицей 3а. Для цистерн объемом от 3 до 40 м3 допускается линейная интерполяция значений величин, приведенных в таблице 3а.

Толщина перегородок (волнорезов) должна быть не менее толщины стенки цистерны. Перегородки (волнорезы) должны соответствовать требованиям 5.1.6.8.

Цистерны с радиусом кривизны боковых стенок более 2,0 м, а также чемоданообразного и прямоугольного сечений считают обеспеченными защитой от повреждений, вызываемых ударами сбоку или опрокидыванием, при соблюдении следующих дополнительных условий:

- наличия дополнительной защиты с внешней стороны цистерны, расположенной по всему периметру на середине высоты цистерны, шириной не менее 30% высоты поперечного сечения цистерны, и

- обеспечения жесткости этой дополнительной защиты не ниже жесткости цистерны в зоне размещения такой защиты с толщиной стенки цистерны 5 мм (для цистерны диаметром менее 1,8 м) или 6 мм (для цистерны диаметром более 1,8 м).

Допускается выполнять дополнительную защиту в виде листов, приваренных к боковым стенкам цистерны на середине высоты цистерны. Эти листы должны быть изготовлены из того же материала, что и цистерна, иметь ширину не менее 30% высоты поперечного сечения цистерны и толщину не менее толщины стенок цистерны.

5.1.6.8 Перегородки (волнорезы) должны быть вогнуты с глубиной прогиба не менее 10 см или должны иметь гофры, или усилены другим способом для обеспечения эквивалентной прочности. Площадь волнореза должна составлять не менее 70% поперечного сечения цистерны, в которой установлен волнорез.

5.1.6.9 Для цистерн, рассчитанных в соответствии с 5.1.6.3а, вместимость которых менее 5 м3 или которые разделены на герметичные отсеки вместимостью менее 5 м3, толщину стенок определяют по таблице 3.

При изготовлении цистерны из металла с другими механическими свойствами эквивалентную толщину стенок цистерны рассчитывают по формуле (3). Толщина перегородок (волнорезов) должна быть не менее толщины стенок цистерны.

5.1.6.10 Крышки люков, дверки шкафов, а также места для доступа к транспортируемому нефтепродукту должны быть приспособлены для опломбирования.

5.1.6.11 Конструкция прицепа-цистерны должна обеспечивать возможность ее наполнения (опорожнения) при помощи насосов, установленных на буксирующей автоцистерне.

5.1.6.12 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать предотвращение превышения давления в напорно-всасывающем рукаве, равного 50% рабочего давления рукава, при перекрытии подачи топлива в наполняемую емкость.

5.1.6.13 Конструкция автоцистерны должна обеспечивать возможность отбора проб по ГОСТ 2517 для контроля качества транспортируемого нефтепродукта. Отбор проб непосредственно из цистерны производят сверху.

5.1.6.14 Остаток топлива в автоцистерне после его слива самотеком на горизонтальной площадке не должен превышать 0,1% номинальной вместимости.

а) ограничителя наполнения. В качестве привода датчика ограничителя наполнения следует использовать энергию перекачиваемой жидкости. Схема и присоединительные размеры ограничителя наполнения приведены в приложениях А и Б соответственно;

б) сигнализатора верхнего уровня налива. Сигнализатор должен обеспечивать вывод электрического сигнала на звуковой сигнал шасси автомобиля и на розетку по ГОСТ 9200, устанавливаемую на левой стороне автоцистерны в месте, удобном для подсоединения к автоматизированным системам налива. Схема подключения контактов розетки сигнализатора верхнего уровня налива приведена в приложении В;

в) патрубка с обратным клапаном в случае крепления рукавов при помощи присоединительных устройств типа 4 по ГОСТ 20772 (механических захватов). Присоединительные размеры обратного клапана приведены в приложении Г. Место расположения патрубка - с левой стороны автоцистерны, расстояние - по ГОСТ 20772. По согласованию с заказчиком допускается установка патрубка с обратным клапаном сзади автоцистерны;

г) патрубка для газоотвода с огнепреградителем, запорной арматурой и присоединительным устройством. Огнепреградитель должен быть установлен на цистерне.

5.1.6.16 На горловине цистерны, изготовленной как мера вместимости, должно быть предусмотрено смотровое окно для контроля полноты налива нефтепродукта. Высота смотрового окна должна быть в пределах изменения уровня налива.

5.1.6.17 Автоцистерна должна быть оснащена дыхательным устройством по ГОСТ 25560, обеспечивающим сохранение рабочего давления в цистерне и самозакрывание при опрокидывании, а также предохранительными устройствами, обеспечивающими автоматическое открывание их при достижении избыточного давления в цистерне, равного 100 кПа (1 кгс/см2).

При этом площадь сбросного сечения в зависимости от объема цистерны определяют в соответствии с таблицей 3а. Для цистерн объемом от 3 до 40 м3 допускается линейная интерполяция значений величин, приведенных в таблице 3а.

Читайте также: