Входит ли адвокат в систему правоохранительных органов

Обновлено: 14.05.2024

Судебная система– это упорядоченное построение судов в соответствии с их компетенцией, определенными целями и задачами. Суды не создают общих правил поведения (законов) и не занимаются управлением. Судебные органы осуществляют правосудие, т.е. вынесение правового суждения о законе и правах сторон.

Принципы правосудия в РФ:

- участие народа (суд присяжных)

- равенство всех перед законом и судом

- беспристрастность и гласность

- обоснованность судебных решений и др.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают суд присяжных (один судья и 12 присяжных – присяжные выносят вердикт о виновности, а судья выносит приговор) и суд шеффенов (судья и заседатели – решение выносят совместно).

Судебная система России состоит из федеральных судов, конституционных (уставных) судов субъектов РФ и мировых судей субъектов РФ.

В судебной системе РФ существуют звенья и инстанции.

Судебное звено – совокупность судов, обладающих однородными судебными полномочиями и занимающих одинаковое организационное место в судебной системе (первое звено в общей юрисдикции – районные суды, второе – верховные суды субъектов, третье – Верховный Суд РФ).

Судебная инстанция – суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную функцию, связанную с разрешением судебных дел (первая инстанция – принимает решение по существу дела; вторая (кассационная) – проверяет законность и обоснованность судебных решений, не вступивших в законную силу; третья (надзорная) – проверка законности и обоснованности судебных решений, вступивших в законную силу).

Конституционный Суд РФ является высшим судебным органом судебной власти по защите конституционного строя РФ. Он рассматривает дела о конституционности законов и иных нормативных актов, принятых ФС РФ, Президентом РФ, Правительством РФ, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ.

КС РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в судебном деле.

КС РФ в случае необходимости дает толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции (общие суды) – судебные органы, которые рассматривают споры между гражданами или между гражданами и организациями, выносят решения по уголовным, гражданским, административным и иным делам.

Большинство дел по существу разрешается мировыми судьями и районными (городскими) судами (первая инстанция). Рассмотрение дела происходит в соответствии с нормами права, содержащимися в ГПК и УПК. Установленный этими нормами порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел называется судопроизводством (уголовное судопроизводство и гражданское судопроизводство).

Споры граждан между собой, а также их споры с юридическими лицами рассматриваются в порядке искового производства, для возбуждения которого заинтересованное лицо (истец) подает в суд иск, т.е. требование о защите нарушенного или оспариваемого субъективного права или охраняемого законом интереса (со стороны ответчика).

Иск должен быть подан в суд в течение определенного срока – срока исковой давности, т.е. срока, в течение которого суд может принудить ответчика устранить нарушение прав истца.

Сроки исковой давности подразделяются на общий и специальные. Длительность общего срока – три года. Он применяется ко всем тем спорам, в отношении которых не установлены специальные сроки. Эти сроки могут быть и больше, и меньше общего срока. На некоторые требования в соответствии с ГК РФ исковая давность не распространяется.

Исковое заявление подается в суд в письменной форме по определенному шаблону.

Судья может отказать в принятии искового заявления, если:

- дело не подведомственно данному суду;

- дело не подсудно данному суду;

- иск подан недееспособным или не управомоченным лицом;

- нарушен порядок досудебного урегулирования и в других, указанных в законе, случаях.




Отказ в принятии оформляется мотивированным определением суда.

Если препятствий к рассмотрению дела в суде нет, то судья начинает готовить его к судебному разбирательству (назначение даты и времени заседания, повестки истцу и ответчику).

Судебное разбирательство проходит последовательно несколько этапов:

- подготовительный (открытие разбирательства, проверка явки, разъяснение прав и обязанностей);

- исследование обстоятельств дела (объяснения истца и ответчика, других участников процесса, изучение доказательств);

- судебные прения (суждения о том, какие факты можно считать установленными, а какие нет, а также о том, подлежат ли требования истца удовлетворению). Может выступить в конце прений и прокурор, если он участвует в деле;

- постановление и объявление решения (приговора).

Судебное решение – это выносимое именем государства постановление относительно существа спора, в котором содержится вывод суда о применении определенной нормы права к конкретному делу, об удовлетворении или об отказе в иске полностью или в части.

Судебное решение в силу вступает через 10 дней после его вынесения. Этот срок дается для обжалования в суде второй (кассационной) инстанции. После этого срока дело может обжаловаться только в надзорной инстанции.

Принятое судом решение должно быть исполнено (добровольно или принудительно – через службу судебных приставов или органы МВД).

Арбитражные суды рассматривают хозяйственные споры между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, государственными органами и некоторые другие.

Основной задачей этих судов является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций, граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правоохранительные органы– органы, осуществляющие деятельность, направленную на защиту прав, свобод и законных интересов субъектов права.

Главенствующее место в этой сфере принадлежит государственным органам, но наряду с ними создаются и действуют общественные организации и профессиональные объединения.

Основные правоохранительные органы РФ:

- Органы внутренних дел (в т.ч. полиция – общественной безопасности и криминальная)

Основной целью деятельности правоохранительных органов является защита права от возможных нарушений, выявление, пресечение, предупреждение правонарушений, а также применение к правонарушителям мер государственного принуждения.

В Российской Федерации прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени государства надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением иных действующих законов.

Органы прокуратуры не входят в систему ни одной ветви власти; в процессе осуществления своей деятельности они самостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ.

Главным направлением деятельности всех органов прокуратуры является прокурорский надзор.

Установив факт нарушения закона, прокурор может совершить следующие действия:

- подать протест на правовой акт, если он противоречит закону (д.б. рассмотрен в течении 10 дней);

- внести представление должностному лицу, полномочному устранить допущенное нарушение закона (безотлагательное рассмотрение);

- вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Прокурор в качестве государственного обвинителя участвует в уголовном судопроизводстве.

Любой субъект права может обратиться к прокурору за защитой своих нарушенных прав, свобод или охраняемых законом интересов в произвольной форме.

Важное место в системе правоохранительных органов отведено органам внутренних дел, которые представляют собой многофункциональную структуру.

Одним из основных органов внутренних дел является полиция, которая представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

б) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

в) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

г) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

д) обеспечение безопасности дорожного движения;

е) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

ж) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

з) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

и) обеспечение собственной безопасности;

к) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

л) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

м) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

н) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

о) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;

п) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

р) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

с) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

т) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Адвокатура – это добровольное профессиональное объединение квалифицированных юристов, созданное для оказания правовой помощи людям и организациям.

Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами:

- составление исковых заявлений, жалоб и иных документов правового характера

- представительство в суде общей юрисдикции, арбитражном суде и других государственных органах

- осуществляют защиту в уголовном процессе и др.

Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи, а также не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого или обвиняемого.

Адвокатура независима от государства, поэтому труд адвоката государством не оплачивается. Юридическая помощь, как правило, оказывается за плату, которая определяется по соглашению между адвокатом и клиентом.

“notarius” (лат.) – писец, секретарь

Нотариат – совокупность государственных нотариальных контор и контор частнопрактикующих нотариусов, призванных обеспечивать в строгом соответствии с законодательством защиту прав и интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Нотариальные действия – действия соответствующих должностных лиц по удостоверению в установленном порядке различных фактов, событий и явлений.

Некоторые действия, совершаемые нотариусами:

- удостоверяют сделки (требующие нотариального заверения);

- свидетельствуют верность копии документов и выписок из них, подлинность подписи и верность перевода;

- удостоверяют различные факты;

- действия, связанные с наследованием и др.

Все нотариальные действия совершаются платно (госпошлина или по договоренности).

Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Оказывая юридическую помощь, адвокат:

  • дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
  • представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • участвует в качестве представителя доверителя в гражданском (суды общей юрисдикции, арбитраж) и административном судопроизводстве;
  • участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
  • представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
  • участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации только по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

Адвокаты иностранных государств, которые осуществляют адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом юстиции в специальном реестре. Порядок ведения такого реестра определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещено.

Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

Адвокат вправе:

  • собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката;
  • опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
  • собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;
  • беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;
  • фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Адвокат не вправе:

1. принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2. принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

  • имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;
  • участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;
  • состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;
  • оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;

3. занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;

4. делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;

5. разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;

6. отказаться от принятой на себя защиты.

Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.


Мнения адвокатов и ученых относительно разъяснений разделились. Так, некоторые посчитали, что проблемы, которые возникают внутри адвокатского сообщества, должны там же и решаться. Другие же отметили, что документ подлежит широкой трактовке, а действия, послужившие причиной появления разъяснений, не были направлены на подрыв доверия к адвокатуре.

24 апреля на сайте ФПА было опубликовано Разъяснение № 03/19 Комиссии по этике и стандартам по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы, утвержденное 17 апреля Советом ФПА. Поводом для подготовки разъяснений стали запросы от адвокатских палат Московской и Воронежской областей, а также АП Республики Башкортостан в связи с появлением в соцсетях и некоторых СМИ информации о подписании группой адвокатов, юристов и правозащитников открытого обращения к главе СКР Александру Бастрыкину с просьбой обеспечить проведение расследования финансовых злоупотреблений, якобы допускаемых руководством АП Республики Башкортостан. Само обращение опубликовано не было, сведений о том, было ли оно направлено в Следственный комитет, – нет.

Разъясняется, что требование или призыв к вмешательству в деятельность органов адвокатского самоуправления либо осуществлению в отношении них проверочных и контрольных мероприятий органами государственной власти, в том числе осуществляющими уголовное преследование, ведет к подрыву принципов независимости и корпоративности и недопустимо для членов адвокатского сообщества. Указано, что такого рода обращения адвокатов в органы государственной власти либо в правоохранительные органы демонстрируют полное пренебрежение моральными традициями адвокатуры и требованиями профессиональной этики. В документе отмечается, что это усугубляется в том случае, когда авторы подобных обращений не являются членами той адвокатской палаты, положение дел в которой должно явиться, по их мнению, предметом проверки.

Как следует из разъяснения, такое поведение адвоката прямо противоречит п. 2 ст. 5 КПЭА, согласно которому адвокат должен избегать действий (бездействия), направленных к подрыву доверия к нему или к адвокатуре. Кроме того, п. 5 ст. 9 КПЭА содержит принципиальное указание о том, что в любой ситуации, в том числе вне профессиональной деятельности, адвокат обязан сохранять честь и достоинство, избегать всего, что могло бы нанести ущерб авторитету адвокатуры или подорвать доверие к ней, при условии, что принадлежность адвоката к адвокатскому сообществу очевидна или это следует из его поведения.

Вячеслав Голенев сослался на Определение КС от 13 октября 2009 г. № 1302-О-О, в котором высшая инстанция отметила, что КПЭА устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности. Отсутствие подробного регулирования указанных вопросов на уровне федерального законодательства вызвано необходимостью соблюдения принципов независимости и самоуправления адвокатуры, а также тем, что предполагается их более полное и четкое регулирование самим адвокатским сообществом.

Вячеслав Голенев выразил надежду, что разъяснения будут толковаться широко и применяться по аналогии к случаям обращения адвоката с заявлением в правоохранительные органы в отношении другого адвоката в связи с осуществлением последним профессиональной деятельности – для защиты последнего от необоснованного вмешательства в эту деятельность.

Разъяснение КЭС прокомментировала также и доцент юридического факультета МГУ им. Ломоносова Гаяне Давидян. Она согласилась с тем, что обращение адвоката в правоохранительные органы для выявления нарушений в деятельности адвокатских палат противоречит принципу независимости адвокатуры как самостоятельного профессионального сообщества и предусмотренному п. 1 ст. 3 Закона об адвокатуре положению о том, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти.

Развитие адвокатуры как добровольного профессионального объединения граждан, осуществляющего в законном порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 02.05.2019
Размер файла 19,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

2. Определение и место адвокатуры в системе правоохранительных органов

3. Основные направления деятельности

4. Система органов адвокатуры

5. Правовое положение адвокатов

Введение

В условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране определился курс на формирование правового государства, который предполагает всеобщее без каких-либо исключений подчинение закону всех субъектов общественных отношений, последовательную и решительную борьбу с любыми правонарушителями, т.е. всемерное укрепление законности.

В последние годы в условиях перехода к рыночным отношениям и проведения судебной реформы, небывалого роста преступности резко возросла потребность в квалифицированных адвокатах. Начался новый виток развития адвокатуры.

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам.

1. Адвокатура

Одной из правозащитных систем является адвокатура. Ее деятельность регулируется Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РСФСР в 1980 г Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980.. Адвокатура представляет собой добровольное объединение людей, занимающихся адвокатской деятельностью.

За последние полтора века престиж профессии адвоката в России то взлетал на захватывающую дух высоту, то падал, разбиваясь вдребезги при резких поворотах нашего нелегкого пути. В 60-е годы двадцатого столетия на самом высоком уровне обсуждалась идея передачи организации адвокатов в ведение профсоюзов и даже проводилась подготовительная работа в этом направлении. Но адвокатура выжила.

Бурное развитие адвокатской деятельности в прошлом веке связано с судебной реформой 1864 г., с введением суда присяжных. Не случайно в конце прошлого и начале нынешнего столетия в судах звучали блестящие речи известных не только в столице, но и по всей России адвокатов: П.А. Александрова, С.А. Андреевского, М.Г. Казаринова, Н.П. Карабачевского, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича, А.И. Урусова См. Сборник Речи известных русских юристов. М.: Юрид. лит., 1985..

В последние годы в условиях перехода к рыночным отношениям и проведения судебной реформы, небывалого роста преступности резко возросла потребность в квалифицированных адвокатах. Начался новый виток развития адвокатуры.

2. Определение и место адвокатуры в системе правоохранительных органов

Адвокатура - это добровольное профессиональное объединение граждан, осуществляющее в установленном законом порядке защиту на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, кроме того, осуществляющее представительство интересов истцов и ответчиков по гражданским делам. Адвокатура является общественной самоуправляющейся организацией, призванной на основе закона оказывать населению и организациям юридическую помощь путем консультирования по правовым вопросам, составления разного рода документов и деловых бумаг.

Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т. к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он - защитник, т. е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода: привлечения к уголовной ответственности, предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания, а также в других случаях.

Устранение таких ошибок является прерогативой должностных лиц и органов, ответственных за производство по уголовному делу либо осуществляющих надзорные полномочия. Задача же защитника состоит в том, чтобы своими ходатайствами, жалобами, возражениями, объяснениями обращать внимание компетентных должностных лиц на допущенные следственные и судебные ошибки и требовать их устранения.

Обращая внимание в своих ходатайствах на грубые нарушения законности, допущенные сотрудниками милиции или следователями, адвокаты способствуют не только устранению ошибок по конкретному делу, но и улучшению стиля работы правоохранительных органов.

Успешный выбор и реализация защиты обвиняемого во многом зависит от профессионального мастерства адвоката, от его умения анализировать материалы дела, вести допрос, формулировать вопросы к экспертам. В распоряжении защитника находятся различные средства, с помощью которых он спорит с обвинением. Он может, в частности Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. - М.: Издательство БЕК, 1997. С.261.:

- обращать внимание суда на недостаточность доказательств, положенных в основу обвинения;

- указывать на неисследованность версии, опровергающей или ставящей под сомнение версию обвинения;

- опровергать обвинение путем критики лежащих в его основе доказательств;

- доказывать факты, несовместимые с теми, которыми обосновано обвинение.

Выбор способа действий зависит от защитника, который должен учитывать доказательственную ситуацию по делу.

Однако следует подчеркнуть, что защита обвиняемого ни при каких обстоятельствах не может превращаться в защиту преступления. Адвокат не может по просьбе обвиняемого прибегать к незаконным методам защиты, несоответствующим правилам процесса. Из деятельности адвоката совершенно исключены подтасовка фактов, их искажения, подговор свидетелей или постановка им наводящих вопросов.

В соответствии со статьей 23 Основ уголовного судопроизводства Ст. 51 УПК РСФСР адвокат не может отказаться от защиты. Он не только не вправе использовать свою информацию во вред подзащитному, но и прямо обязан в силу односторонности выполняемой им функции максимально использовать предусмотренные законом средства и способы для выяснения всего, что оправдывает обвиняемого или смягчает его ответственность.

В силу специфики функций, возложенных на адвокатуру, ее альтернативности органам государственной власти, отношение к ней менялось в различные периоды истории России. Поэтому, прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, небезынтересно будет обратить внимание на историю зарождения и развития этого института в нашей стране. Путь становления российской адвокатуры был сложным, предпринимались различные поиски лучших форм и способов организации адвокатуры.

3. Основные направления деятельности

адвокатура следствие дознание истец

Адвокаты участвуют в гражданском и уголовном процессах. В первом - в качестве представителей интересов истца, ответчика и третьих лиц, во втором - как защитники прав и интересов обвиняемого, подсудимого и представители потерпевшего, гражданского истца и ответчика.

Являясь представителем той или другой стороны в гражданском споре, адвокат не только выступает в судебном заседании, но и помогает в сборе доказательств, оформлении документов, при необходимости составляет жалобу на решение суда. Представительство осуществляется на основе договора заинтересованного лица с соответствующей юридической консультацией. К помощи адвокатов прибегают как отдельные граждане, так и юридические лица, не имеющие штатных юристов. Адвокаты выступают и в судах общего назначения и в арбитражных судах.

Оплата труда адвокатов производится юридической консультацией за счет средств клиентов. Предусмотрена и бесплатная юридическая помощь.

Особую значимость имеет адвокатская деятельность в уголовном процессе. Каждый человек вправе прибегнуть к помощи адвоката с момента задержания, заключения под стражу, привлечения к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Таким образом, помощью адвоката можно воспользоваться задолго до судебного разбирательства, что немаловажно с точки зрения обеспечения защиты прав лиц, вовлеченных в уголовно-процессуальную процедуру.

В судебном заседании адвокат имеет возможность знакомиться со всеми материалами дела, задавать вопросы, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и т. д. Речь адвоката на заключительном этапе судебного процесса помогает суду учесть все обстоятельства, благоприятные для подсудимого. Эмоциональное воздействие такого выступления имеет далеко не последнее значение в судах с участием присяжных заседателей.

Помимо участия в судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в обязанности адвокатов входит консультационная работа, а также составление разного рода юридических документов (исковые заявления, жалобы, ходатайства и т.д.) Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. - Омск, 1995. с. 251..

4. Система органов адвокатуры

Систему адвокатуры составляют две организационные формы: коллегии адвокатов и юридические консультации. Коллегии создаются либо по заявлению группы учредителей (граждан Российской Федерации с высшим юридическим образованием), либо по инициативе органов исполнительной власти соответствующего территориального образования.

Существуют коллегии адвокатов субъектов Российской Федерации, крупных городов и др.

Коллегия является юридическим лицом. Высший орган управления - общее собрание (конференция) членов коллегии, созываемое не реже одного раза в год. Оно избирает президиум и контрольно-ревизионную комиссию сроком на три года.

Президиум и его председатель осуществляют руководство деятельностью коллегии. Для работы на местах организуются юридические консультации. Они могут создаваться в районах крупных городов, а при необходимости и в сельских районах.

5. Правовое положение адвокатов

Адвокатом (членом коллегии) может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее двух лет. При приеме в члены коллегии допускается испытание продолжительностью до трех месяцев. В испытательный срок не засчитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия на работе по уважительным причинам. Выпускники высших учебных заведений, не имеющие необходимого стажа работы, принимаются после прохождения стажировки (6-12 месяцев).

Хотя адвокаты считаются лицами так называемых свободных профессий, на них распространяется действие многих норм трудового законодательства, они подлежат социальному страхованию и пользуются правом на пенсии и пособия наравне с наемными работниками. Время работы в качестве адвоката включается в стаж, необходимый по условиям пенсионного обеспечения.

В области профессиональной деятельности как субъект, которому предоставлено право защищать права и интересы физических и юридических лиц, адвокат через юридическую консультацию может запрашивать необходимые для осуществления своего профессионального долга документы и материалы.

Он обязан использовать все, допускаемые законом средства и способы для защиты прав, свобод и законных интересов своих клиентов, не разглашать сведения, полученные в связи с адвокатской деятельностью.

Закон запрещает допрос адвоката об обстоятельствах, ставших ему известными при исполнении обязанностей защитника. Президиум коллегии поощряет адвокатов за успешную и добросовестную работу, привлекает к дисциплинарной ответственности, вплоть до исключения из числа членов коллегии, за нарушение профессиональных обязанностей.

Заключение

Адвокатура занимает важное место в системе правоохранительных органов и организаций. Однако она не является правоохранительным органом, т. к. у адвоката нет полномочий по принуждению за соблюдением чьих-либо прав, он действует на принципиально иной основе: он - защитник, т. е. защищает. Защита нужна для того, чтобы не допустить следственных и судебных ошибок особого рода: привлечения к уголовной ответственности, предания суду и осуждения невинного либо осуждения виновного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление, чем в действительности им совершенное или назначения чрезмерно сурового наказания, а также в других случаях.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.

2. Богданова Н.А. Конституционное право (общая часть). Учебное пособие в 2-х частях. - М.: Изд-во "Юридический колледж МГУ", 1996.

3. Гражданский процесс / Под ред. С.Н. Абрамова. М., 1948.

4. Гражданский процесс. Учебник. /Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной. - М.: Проспект, 1998.

5. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. - М.: Издательство БЕК, 1997.

6. Иванов, А.Н. Костюков, В.Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. - Омск, 1995.

7. Комментарий к Федеральному закону "О Прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных нормативных актов / Под общ. ред. Генерального прокурора Ю.И. Скуратова. - М.: Норма, 1996.

8. Конституция Российской Федерации. Коментарий /Под общей ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М.: Юрид. лит.,1994.

9. Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.

10. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1. М., 1889. С. 27-28.

11. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А.С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ, 1996.

12. Полянский Н.Н., Строгович М.С., Савицкий В.М., Мельников А.А. Проблемы судебного права. - М., 1983.

13. Сборник Речи известных русских юристов. - М.: Юрид. лит., 1985.

14. Советская прокуратура. Сб. документов. - М., 1981.

15. Судебные уставы с изложением рассуждений, на коих они основаны. - СПб.: Издание государственной канцелярии, 1864. Ч. 1.

Подобные документы

Место адвокатуры в системе правоохранительных органов и организаций. Предпосылки и цели создания адвокатуры в России. Создание адвокатуры в рамках Судебной реформы 1864 года. Организация адвокатской деятельности в советский и современный период.

курсовая работа [74,3 K], добавлен 13.01.2014

Общая характеристика и правовые основы адвокатуры, ведение делопроизводства. Полномочия адвоката по гражданским делам. Участие адвоката в суде общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел. Структура и порядок составления договоров.

контрольная работа [20,4 K], добавлен 29.11.2011

Понятие и назначение института адвокатуры и адвокатской деятельности, принципы и формы участия адвокатов в обеспечении жилищных прав и интересов граждан. Порядок защиты адвокатом прав граждан в процессе рассмотрения вопросов жилищных правоотношений.

дипломная работа [79,0 K], добавлен 30.12.2011

Организации деятельности коллегии адвокатов "Юстиниан". Правовое обслуживание компаний, представление по экономическим спорам в арбитраже и судах общей юрисдикции. Защита по уголовным и гражданским делам в сфере экономики и компьютерной информации.

отчет по практике [25,3 K], добавлен 11.10.2013

Правовые основы адвокатуры. Полномочия адвоката по гражданским делам. Деятельность адвоката в суде общей юрисдикции по рассмотрению гражданских и административных дел. Ведение делопроизводства в адвокатуре. Структура и порядок составления договоров.

Адвокатура - профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательный характер, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.

Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений. Ныне действующее Положение об адвокатуре РСФСР 1964 г. в значительной мере устарело, поэтому в настоящее время разрабатывается Закон об адвокатуре. При оказании конкретной юридической помощи адвокаты руководствуются уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и иным отраслевым законодательством.

Задачами адвокатуры являются оказание юридической помощи гражданам и организациям, содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности. Многие задачи, указанные в Положении об адвокатуре, не соответствуют ее реальному назначению. В частности, в этом нормативном акте указано, что задачей адвокатуры является содействие осуществлению правосудия. Однако адвокат представляет интересы своего клиента и использует свои юридические знания с целью добиться решения суда в его пользу. Адвокат не будет обжаловать необоснованный приговор, если он устраивает его клиента.

Адвокатура является независимой организацией. Должностные лица исполнительной, судебной власти не могут оказать воздействие на адвоката, например, для того, чтобы заставить его уменьшить активность в защите интересов клиента.

Численность, расходы и доходы адвокатуры никем не утверждаются. Адвокатура является самоуправляемой организацией, поэтому она свободна от контроля со стороны Министерства юстиции РФ и его органов, вправе не руководствоваться их инструкциями и методическими рекомендациями.

В настоящее время основным организационным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, является коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеющим свою печать и бланк, счет в банке. Образование коллегии осуществляется по инициативе группы учредителей. Организация и порядок деятельности коллегии определяются ее уставом, принимаемым на общем собрании членов коллегии. Вновь создаваемые коллегии и их уставы подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Органами коллегии адвокатов являются общее собрание, президиум, ревизионная комиссия.

Общее собрание коллегии адвокатов проводится не реже одного раза в год и правомочно при участии в нем не менее двух третей состава коллегии. Все решения общего собрания принимаются простым большинством голосов. Общее собрание избирает президиум и ревизионную комиссию, заслушивает отчеты об их работе, устанавливает численный состав, смету расходов и доходов коллегии, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, решает другие вопросы деятельности коллегии.

Президиум является исполнительным органом коллегии адвокатов, избираемым на три года. На его заседании избираются председатель президиума и его заместитель. Президиум созывает общее собрание коллегии, организует юридические консультации и руководит их деятельностью, проводит проверки работы юридических консультаций и отдельных адвокатов, принимает в члены коллегии и в состав стажеров, распределяет адвокатов по юридическим консультациям, отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров, обобщает опыт работы адвокатов, издает методические пособия, применяет меры поощрения адвокатов и рассматривает дела о дисциплинарных проступках, принимает решения об оказании бесплатной юридической помощи, представляет адвокатуру в государственных и общественных организациях, организует справочную работу по законодательству и судебной практике. Решения президиума принимаются простым большинством голосов и могут быть пересмотрены самим президиумом или всеобщим собранием членов коллегии адвокатов.

Ревизионная комиссия избирается общим собранием коллегии адвокатов на три года. На своем заседании она избирает председателя и его заместителя. Ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности президиума коллегии и юридических консультаций.

Организационными частями коллегии адвокатов являются юридические консультации, адвокатские бюро, фирмы. Все они являются юридическими лицами со своим счетом в банке, бланками, печатями и организуются для непосредственной юридической помощи в городах, других населенных пунктах. Для их создания необходимо разрешение президиума коллегии адвокатов, согласованное с органом юстиции субъекта Российской Федерации. Каждая юридическая консультация, бюро и т. д. имеют свой секретариат и свою бухгалтерию. Юридической консультацией руководит заведующий, назначаемый президиумом коллегии из числа ее членов. Заведующий организует работу юридической консультации, выделяет адвокатов для оказания бесплатной юридической помощи, распределяет работу среди адвокатов с учетом их опыта и специализации.

Адвокаты и их коллегии объединяются в союзы. В настоящее время существуют такие союзы, как Гильдия адвокатов России, Международный союз адвокатов и некоторые другие. Задачами этих союзов являются защита прав адвокатов, их чести и достоинства, совершенствование деятельности адвокатуры, участие в разработке законопроектов, представительство интересов адвокатуры в государственных органах.

При всем многообразии деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи в ней можно выделить основные направления:

- консультации, разъяснения действующего законодательства, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

- составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

- представительство в судах по гражданским делам, по делам об административных правонарушениях;

- участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого или представителя потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

Адвокатом может стать гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Лица, не имеющие необходимого стажа работы, могут быть приняты в члены коллегии после прохождения ими стажировки продолжительностью от 6 месяцев до 1 года. Члены коллегии не могут состоять на службе в государственных и общественных органах, но вправе заниматься научной и преподавательской деятельностью на платной основе.

Адвокат вправе представлять интересы своего клиента во всех государственных и общественных организациях, как правило, в различных правоохранительных органах. Для участия в деле адвокату выдается ордер, который он предъявляет в качестве подтверждения своих полномочий. Он вправе через юридическую консультацию запрашивать документы, необходимые для ведения защиты или представительства.

Такие требования адвоката обязательны для соответствующих государственных и общественных организаций. В соответствии с принципом состязательности адвокат, представляя интересы своего клиента в ходе судебного разбирательства, наделяется равными правами со стороной обвинения, истца.

Адвокат обязан строго соблюдать закон, адвокатскую этику. Он обязан использовать все разрешенные законом средства для защиты прав и законных интересов обвиняемого или лица, представителем которого он является. Он не вправе отказаться от принятой на себя защиты, но не имеет право и осуществлять защиту или представительство в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юридическую помощь лицам, интересы которых находятся в противоречии с интересами лица, обратившегося с просьбой о ведении дела. Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юридической помощи.

Адвокат за нарушение закона, устава коллегии и адвокатской этики может быть подвергнут дисциплинарному взысканию решением президиума коллегии адвокатов. Мерами взыскания могут быть выговор строгий выговор, замечание, исключение из коллегии.

Если лицо обратилось за оказанием юридической помощи в юридическую консультацию, то ее заведующий назначает адвоката из членов консультации, который заключает соглашение об оказании юридической помощи. В некоторых случаях граждане, организации обращаются непосредственно к конкретному адвокату. В консультациях организовано дежурство адвокатов, всех обратившихся за правовой помощью принимает в первую очередь дежурный адвокат. Адвокат сам устанавливает размер вознаграждения (гонорара) за свои услуги исходя из сложности дела, его объема и материальных возможностей клиента. Обговорив все условия, адвокат и клиент заключают соглашение, после чего клиент вносит определенную сумму в кассу юридической консультации.

В некоторых установленных законом случаях адвокаты обязаны оказывать юридическую помощь бесплатно. Наиболее часто бесплатная юридическая помощь оказывается по уголовным делам, когда подозреваемый или обвиняемый не может оплатить услуги защитника. В этих случаях следователь, прокурор или суд направляют телефонограмму в президиум коллегии или непосредственно в юридическую консультацию, обслуживающую данный район. Заведующий консультацией обязан выделить адвоката для защиты, а последний не вправе oт нее отказаться. Бесплатно юридическая помощь оказывается и по некоторым категориям гражданских дел (истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов, по трудовым делам о возмещении вреда, причиненного увечьем, смертью кормильца, связанной с работой; при составлении заявлений назначении пенсий, пособий и др.).

Адвокатура является самоконтролирующейся организацией. Непосредственный контроль за профессиональной и финансовой деятельностью адвокатов, входящих в состав коллегии, осуществляют заведующие консультациями, бюро, фирмами, в которых адвокаты работают. Жалобы на действующих адвокатов, не соответствующие закону и адвокатской этике, поступают в президиум коллегии, который вправе наложить на адвоката дисциплинарной взыскание или исключить из состава коллегии.

Читайте также: