Верны ли следующие суждения о функциях прокурора а прокурор представляет сторону обвинения в суде

Обновлено: 18.05.2024

Работать в прокуратуре мечтают многие молодые люди, которые решили связать свою карьеру с юриспруденцией. Однако, несмотря на то, что деятельность прокурора связана в основном с бумажной работой, эта профессия считается одной из самых опасных.

Прокурор занимается раскрытием коррупционных сетей, а в сферу его деятельности попадают противозаконные действия очень влиятельных и высокопоставленных людей. В данной статье раскрываются тонкости этой непростой профессии, пути карьерного роста. варианты обучения и "подводные камни", с которыми может столкнуться человек, желающий пойти работать в прокуратуру.

Прокурор: кто это такой?

В первую очередь, прокурор - государственный служащий. Его основные должностные обязанности и область работы регулируются Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 27.12.2018) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019).

Основная задача прокурора - представлять сторону обвинения в судебных процессах. Также прокурор уполномочен следить за соблюдением законодательства и выполнением правовых норм.

Основные обязанности профессии

По долгу службы прокурор занимается:

  • участием в гражданских и уголовных судебных делах;
  • опротестованием незаконного решения суда;
  • проверкой документов и актов и возбуждением разбирательства в суде, если возникли сомнения в законности;
  • расследованием нарушений административного законодательства и инициацией производства по ним;
  • контролем исполнения приговоров суда;
  • надзором за соблюдением законов.

Помимо этого, прокурор выполняет следующие обязанности:

  • Участвует в правотворческой деятельности. По тому же Федеральному закону № 2202-1 прокуроры субъектов РФ имеют право присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания, российского Правительства, законодательных и исполнительных органов и органов местного самоуправления.
  • Работает с гражданами. Любой человек может обратиться в прокуратуру с жалобой на нарушение его прав или преступные действия, свидетелем которых он является. Прокурор обязан рассмотреть обращение и при необходимости дать делу законных ход.
  • Занимается профилактической работой. Сотрудники прокуратуры регулярно участвуют в заседаниях круглых столов, разъясняющих встречах, мероприятиях, посвященных работе с молодежью.

Основная деятельность

Роль обвинителя в суде. Эту деятельность можно поделить на несколько этапов:

  • Досудебная работа с материалами дела. Прокурор изучает документы следствия, полностью вникает в расследование преступления, делает свои выводы. Именно прокурор принимает решение об отправке дела в суд. Если улик недостаточно или выявлены нарушения в их сборе, прокурор имеет право назначить дополнительное расследование.
  • Участие в судебном процессе. В период заседаний прокурор призван представлять сторону обвинения. Его правовым оппонентом во время судебного процесса является адвокат. Основная задача прокурора - не допустить, чтобы преступник остался безнаказанным. Для этого он обязан досконально изучить доказательную базу и составить подкреплённую законом точку зрения. В итоге - грамотно и аргументировано представить ее перед присяжными и судьей.
  • Действия после приговора. Иногда прокурор выражает несогласие с решением суда. В таком случае он имеет право его опротестовать.

Контролирующие полномочия

Прокурор контролирует законность действий:

  • правовых и следственных структур;
  • исправительных учреждений;
  • государственных органов.

Каковы полномочия?

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" определяет и полномочия прокурора. Им посвящена статья 22 данного законодательного акта.

Предъявив удостоверение, прокурор имеет право присутствовать в помещениях:

  • федеральных органов исполнительной власти;
  • Следственного комитета РФ;
  • органов государственной власти субъектов РФ;
  • органов местного самоуправления;
  • органов военного управления;
  • органов контроля;
  • мест принудительного содержания
  • иных коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурор может произвести проверку соблюдения законодательства, ознакомиться с необходимыми документами и материалами. Должностные лица обязаны эти материалы ему предоставить, так же, как и статистику, отчеты, документы, связанные с работой учреждения или фирмы.

Прокурор уполномочен вызвать на беседу любого гражданина или должностное лицо и потребовать объяснения по поводу нарушение законодательства.

Еще одно право прокурора - возбуждение производства по административным правонарушениям и привлечение нарушивших закон к административной ответственности.

В случае выявления нарушения закона прокурор соответствующим постановлением может освободить граждан, которые незаконно были административно задержаны решением несудебных органов.

Прокурор вправе обязать должностные лица провести проверку или ревизию. и они обязаны незамедлительно приступить к выполнению его указания.

Как стать юристом?

Первое и основное условие - получение юридического образования. Но еще до того, как сделан первый шаг на пути к прокурорской карьере, нужно очень четко представлять себе все тонкости этой профессии и свои возможности.

Прокурор - это не только почет и полномочия, это еще и огромная ответственность.

Необходимые личностные качества

  • Умение мыслить аналитически.
  • Отличная память. Способность запоминать официальные данные, мельчайшие тонкости законов, все обстоятельства дела, которое находится под контролем.
  • Спокойствие и выдержка. Способность справляться со стрессом в любых ситуациях.
  • Знание психологии, умение не вестись на манипуляции. Прокурор не должен дать себя запутать или разжалобить.
  • Дисциплинированность. Закон, та сфера, где от каждого участника требуется четкая работа и действия в согласии с остальными участниками судебного процесса.
  • Ответственность. Почет и уважение, которое получают профессионалы прокуратуры, обусловлены во многом их умением отвечать за свои слова и свои действия и четко выполнять возложенные на них обязательства.
  • Исполнительность. Важная миссия, возложенная на прокурора, требует быть всегда готовым встать на путь защиты законности и не сойти с этого пути. Эта сфера не приемлет забывчивости, лени, рассеянности.
  • Уверенность в себе. Прокурор всегда должен помнить, что для граждан он олицетворяет законность. защиту их прав и свобод. Поэтому он просто не может быть растерянным, неуверенным и беспокойным.
  • Коммуникабельность. По роду деятельности прокурору приходиться общаться с самыми разными людьми и характер взаимодействия зачастую носит конфликтный и стрессовый оттенок. Задача прокурора - гасить конфликт и выводить общение в правовые рамки, чтобы все участники судебного процесса действовали, руководствуясь не эмоциями, а законом.

Как стать юристом девушке?

Несмотря на то, что сфера юриспруденции среди обывателей считается чисто мужской, в органах прокуратуры различных стран успешно трудятся или трудились женщины. Так, заслуженный юрист РФ

Юрий Синельщиков в своей статье "Женщины в прокуратуре" отмечает, что московские органы прокуратуры традиционно на 50% состояли из представительниц прекрасного пола.

Еще одним примером может служить успешная карьера прокурора Крыма Натальи Поклонской. Если изучить кадровый состав российских прокуратур, можно найти немало ее коллег по профессии и полу.

Для того, чтобы стать прокурором, девушке, так же, как и юноше, открыты все дороги в юридические вузы и к дальнейшему построению карьеры.

Учебные заведения прокуратуры

  • Университет прокуратуры Российской федерации. Основной корпус располагается в Москве. При университете действуют институты в Петербурге, Иркутске, Крыме и Казани.
  • Институт прокуратуры. Созданные по инициативе генпрокуратуры в 1996 году три структурных образования в Московском и Уральском государственном юридическом университете и в Саратовской государственной юридической академии.

Эти учебные заведения целенаправленно занимаются подготовкой и повышением квалификации прокурорских кадров. Ежегодно предоставляются бюджетные места. ведется целевой набор.

Карьерная лестница

Образовательный этап надо начинать с вуза, где предоставляется юридическое образование. Во время учебы необходимо не только постигать тонкости профессии, но и изучить потенциальный кадровый рынок. Для многих студентов первые шаги к карьере могут начаться уже с практики, где они получают хороший шанс продемонстрировать свои навыки сотрудникам прокуратуры.

Следующий самый оптимальный этап - устроиться помощником прокурора.

Прокурорами становятся и после опыта работы в следственных органах. Надо только помнить, что путь к прокурорскому креслу открыт только самым способным и усердным юристам.

Действующие прокуроры тоже совершают карьерный рост, вершиной которого считается работа в Генеральной прокуратуре России.

Где учатся на прокурора?

Чтобы стать прокурором совсем необязательно поступать в один из небольшого числа подведомственных прокуратуре вузов. Доступ к этой профессии предоставляет любой юридический университет или институт, либо учебные заведения, где есть соответствующая кафедра.

По данным рейтингов Superjob и Career за 2018 год самыми престижными являются юрфак МГУ, международно-правовой факультет МГИМО и Московский государственный юридический университет.

Однако, и в родном городе можно получить достойное юридическое образование, все зависит только от усилий студента, а не от престижности "корочек".

Если речь идет о более редкой карьере военного прокурора, то надо выбирать вуз военной направленности, к примеру, Военный университет Министерства обороны РФ.

Сколько длится учеба?

Сразу после вуза стать прокурором не получиться.

  • окончание 11 классов общеобразовательной школы;
  • поступление на юридическую специальность;
  • 4 года бакалавриата;
  • при необходимости и желании 2 года магистратуры;
  • не менее пяти лет опыта работы на юридическом поприще.

Так что, потребуется около 10 лет. Правда, обучение в магистратуре можно совместить с работой помощником прокурора или реализовать иные варианты для сокращения этого срока.

Какие предметы нужно сдавать?

При поступлении на юридическую специальность абитуриент традиционно сдает:

  • историю;
  • русский язык;
  • обществознание.

В некоторых учебных заведениях и на ряде специальностей этот список может быть расширен:

  • математикой;
  • иностранным языком;
  • информатикой.

В военных вузах также проверяется физическая подготовка.

Кстати, при поступлении на любую должность в органах прокуратуры также сдается квалификационный экзамен, где проверяются профессиональные навыки кандидата.


Хотелось бы рассмотреть вопрос о том, каким образом ведут себя прокуроры при заявлении стороной защиты ходатайств об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, и каким образом они должны себя вести?

При этом у прокурора имеется конституционная обязанность по исключению недопустимых доказательств.

Что же мы имеем в реальности?


При заявлении стороной защиты ходатайств об исключении дефектных доказательств, прокурор всегда возражает. В редких случаях соглашается, когда ставится вопрос об исключении малозначительного доказательства, не влияющего на доказанность вины подсудимого.

Если суд исключает доказательство или группу доказательств, что влечет изменение обвинения или чего хуже вынесение оправдательного приговора, то прокурор автоматически вносит кассационное представление на такой судебный акт.

Изучение автором более 300 судебных актов Верховного Суда РФ показало, что ни в одном случае государственный обвинитель не заявил ходатайства об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, как — будто закон органами следствия и дознания никогда не нарушался, суды же по многим из этих дел признавали доказательства недопустимыми.

Примеров сказанному немало. Из практики Верховного Суда РФ:

Определение Кассационной палаты Верховного Суда РФ от 13 февраля 1996 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 8. с. 10-11 (Бюллетень Верховного Суда РФ, № 8, 1996г.).
Постановление № 969 п-02 по делу Протасова (Бюллетень ВС РФ № 12 декабрь 2003г., с.20)
Определение Верховного Суда РФ от 31 января 2006г.Дело N 30-Д05-08.
Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18 августа 2004г. № 41-О 04-8СП(Бюллетень ВС РФ, № 1, январь 2006г., с.25)
Надзорное постановление Верховного Суда РФ от 11 декабря 2007г. № 89-Д07-30.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2006г. Дело N 74-о06-4СП
Определение Кассационной палаты Верховного Суда РФ от 13 февраля 1996 г. по делу Каменева (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996г.).
Определение Кассационной палаты Верховного Суда РФ от 14 июля 1999 г. (Бюллетень Верховного Суда РФ.2000.№5. с.3-5)
Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ 14 мая 1997. Бюллетень Верховного Суда РФ.№ 11. 1997г.
Постановление Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 232п2002 по делу Шенгафа. (Бюллетень ВС РФ, № 12, декабрь 2002г., с.10) и другие.

Если же кто-то имеет иную точку зрения, то пусть проанализирует деятельность любой из районных (городских) прокуратур России за последний год либо годы по следующим позициям: сколько мотивированных постановлений внес прокурор в следственный орган о признании доказательств, полученных с нарушением закона; сколько раз прокурор возвращал уголовное дело следователю в порядке ст.221 УПК РФ с указанием на допущенные нарушения при получении доказательств и самое главное: сколько раз в судах при рассмотрении дела по существу государственные обвинители заявляли ходатайства об исключении доказательств. Убежден, что статистика окажется достаточно убедительной и не в пользу прокурорских работников.

Противники высказанной точки зрения могут сделать ошибочный вывод: раз прокуроры о нарушениях не заявляют, значит, таких нарушений следственные органы не допускали.
Однако такой вывод может убедить только неискушенного слушателя. Судьи и представители стороны защиты ежедневно в судах сталкиваются с массовыми нарушениями УПК РФ со стороны следователей при получении доказательств.
Предполагается, что прокурором на стадии утверждения обвинительного заключения допустимость доказательств, имеющихся в уголовном деле, проверена и поэтому в ходе суда на нем лежит обязанность отстоять допустимость имеющихся в уголовном деле доказательств.
Между тем, в ходе судебного разбирательства могут быть вскрыты такие нарушения процессуальных норм, о которых прокурору при утверждении обвинительного заключения не могло быть известно либо которые прокурор попросту просмотрел. Прокурор по объективным причинам может не обнаружить недопустимые доказательства, так как составленные следователем и имеющиеся в деле документы должны быть проверены не путем их прочтения, а в результате непосредственного, всестороннего и объективного судебного разбирательства. Так, в уголовном деле может находиться протокол допроса свидетеля, оформленный с внешним соблюдением процессуальных норм и имеющий подписи допрашиваемого, но только в результате судебного исследования доказательств можно было обнаружить, что протокол подписан не допрашиваемым, а иным лицом, что и повлечет его исключение из доказательств.

Сложившаяся обвинительная позиция иногда объясняется ложно понятыми интересами состязательности сторон в суде: если защита что-то просит, то обвинение должно обязательно возражать.
Не учитывается, что в процессуальном положении защитника и прокурора имеются принципиальные отличия.

Однако на практике мы сталкиваемся с ситуациями, когда государственный обвинитель старается не занимать позицию вопреки воле прокурора, утвердившего обвинительное заключение.
К сожалению, именно усилиями государственного обвинения восполняются недопустимые доказательства и нейтрализуются последствия допущенных нарушений.
Так, нередко государственные обвинители пытаются допросами свидетелей (сотрудников милиции, понятых и т.д.) восполнить то, что не было отражено в протоколах следственных или процессуальных действий.

Сами прокурорские работники в этом не повинны, они вынуждены так поступать, опасаясь персональной ответственности за результаты рассмотренных дел. Ведь ходатайство об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, заявленное прокурором, будет удовлетворено судом, что может привести в дальнейшем либо к отказу от поддержания обвинения либо к вынесению оправдательного приговора.

Поэтому заявленные стороной защиты ходатайства об исключении доказательств, государственные обвинители воспринимают не как обычные процессуальные действия, а как угрозу их (прокуроров) привлечения к дисциплинарной ответственности, и не удивительно, что они возражают.

Такая практика поведения прокуроров доказывает, что созданная законодателем система функционирования стороны обвинения требует принципиально новых подходов. Станет возможным вернуть прокуратуру в правовое поле в том случае, если исключение доказательств, отказ от обвинения, изменение обвинения, вынесение оправдательного приговора не будет восприниматься как чрезвычайная ситуация, требующая обязательного наказания виновных лиц.


В данной статье мы будем рассматривать деятельность органов прокуратуры в судебных стадиях российского уголовного процесса.

Более подробно полномочия прокурора раскрываются в ч.3 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса, которая предусматривает, что в ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность [4].

Кроме вышесказанного, в УПК РФ существует фигура государственного обвинителя, о котором указано в ст.119, ст.246, ст.273 УПК РФ и др. Если провести соотношение между понятиями прокурор и государственный обвинитель, то нам необходимо обратиться к п.6 ст.5 УПК РФ, которая предусматривает, что государственный обвинитель — поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо органа прокуратуры [4]. Прокурор как участник уголовного процесса осуществляет надзор за соблюдением законов органами предварительного расследования с самых первых этапов досудебного производства. Можно сделать вывод, что в досудебной стадии уголовного процесса должностным лицом, осуществляющим надзор, является прокурор, а после утверждения обвинительного заключения или обвинительного акта в следующих этапах уголовного процесса на судебных стадиях приобретает статус государственного обвинителя. Необходимо отметить, одной из первоочередных задач прокурора является надзор за действиями и принимаемыми процессуальными решениями органов предварительного расследования. В случаях, если прокурор в процессе своей деятельности обнаруживает бездействие либо неверно выбранную тактику расследования преступления, обязан незамедлительно принять меры по координации деятельности сотрудников органов предварительного расследования, в форме соответствующих актов реагирования. В этом заключается, во-первых, функция уголовного преследования и, во-вторых, надзор за соблюдением законодательства в процессе уголовного судопроизводства.

В деятельности суда по отправлению правосудия по уголовным делам участвует прокурор, его миссия обозначена законодателем как миссия государственного обвинителя. Прокурор в судебном заседании оказывает содействие суду при решении основных вопросов, связанных с доказыванием, с установлением обстоятельств предмета доказывания, в результате чего выносится приговор. В науке это является спорным вопросом, действительно ли прокурор является государственным обвинителем? Действительно ли оправдано то, что прокурор выступает на стороне обвинения или выполняет государственную, правозащитную функцию, функцию гаранта законности, поэтому должен быть обозначен как представитель государства. Исходя из принципа состязательности и законности законодатель, употребляет термин государственный обвинитель, относит прокурора на сторону обвинения. Несмотря на это, я считаю необходимым обозначить то, что прокурор является представителем государства гарантом законности. Прокурор, являясь государственным обвинителем, не только поддерживает обвинение, но и как профессиональный участник судебного разбирательства способствует тому, чтобы в судебном заседании была установлена истина по уголовному делу. Судебное заседание выполняет миссию, которая обозначена в назначении уголовного судопроизводства, а именно защита прав и законных интересов потерпевшего от преступления, защита прав обвиняемого и в конечном итоге свершить правосудие.

При рассмотрении судом уголовного дела в особом порядке, то есть без проведения судебного следствия, при согласии обвиняемого, подсудимого с предъявленным обвинением необходимо обратить внимание на то, что может быть нарушен принцип законности, так как судебное следствие в данном случае не проводится. Достаточное количество уголовных дел проходит сегодня в судах России в особом порядке. Обвиняемый, подсудимый, во-первых, может согласиться с предъявленным обвинением и, во-вторых, признать себя виновным. Разумно и логично, когда происходит совпадение, т. е. признание вины и согласие с предъявленным обвинением, но нередки случаи, когда подсудимый не признает себя виновным по каким-либо причинам, но, тем не менее, согласен с предъявленным обвинением. Возникает спорная ситуация, но принято считать есть основание для рассмотрения дела в особом порядке, когда нет возражений при этом со стороны потерпевшего, прокурора и когда суд с этим соглашается. При рассмотрении судом уголовного дела в особом порядке задача прокурора упрощается, как государственного обвинителя он не участвует в исследовании доказательств, т. е. не задает вопросы свидетелям, потерпевшим, подсудимым не исследует материалы уголовного дела, доказательства, не заявляет собственных доказательств. Во всем остальном алгоритм участия прокурора как государственного обвинителя остается без изменений, он имеет право, как сторона обвинения в уголовном процессе заявлять отводы участникам процесса, в том числе и судье, заявлять ходатайства.

Государственное обвинение в начале судебного следствия, определяется следующим образом, прокурор зачитывает констатирующую часть обвинительного заключения, то в чем обвиняется подсудимый и зачитывает резолютивную часть, квалификацию данного деяния. После того, как обвинительный тезис представлен суду далее государственный обвинитель предлагает порядок исследования доказательств, последовательность допроса свидетелей, исследования материалов уголовного дела.

Для прокурора очень важная часть судебного разбирательства это судебное следствие, так как, являясь профессиональным участником уголовного процесса задает вопросы другим участникам при необходимости заявляет ходатайства. От позиции прокурора, от его активности зависит, будет ли подтверждено обвинение или не будет подтверждено обвинение, будет ли подтверждено полностью то, что сформулировано органом предварительного расследования и утверждено прокурором в обвинительном заключении при направлении материалов дела в суд или же это обвинение подлежит изменению.

Государственный обвинитель имеет равный процессуальный статус по отношению к другим участникам уголовного судопроизводства, пользуется равными правами. Так, согласно ч.5 ст. 246 УПК РФ государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания [4].

Главная задача прокурора в суде заключается в представлении и исследовании доказательств стороны обвинения, в том числе изучение и обоснование несостоятельности аргументов подсудимого и его защитника. Краеугольным камнем в деятельности прокурора является публичный интерес, т. е. интересы государства в нее входят обеспечение верховенства закона, установление единой законности на всей территории Российской Федерации, в том числе защита интересов общества и государства. По мнению Т. Островской, государственного обвинителя, который профессионально и тактически верно выстроит своё участие в суде, сумеет эффективно, в рамках закона воздействовать на судей и доказать, что именно его позиция является правильной и объективной, можно с уверенностью назвать гарантом соблюдения конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве [2 с.12].

Государственный обвинитель в судебном следствии излагает объем доказательств, которые уличают обвиняемого в совершении преступления, который был собран на досудебной стадии уголовного процесса, на данном этапе государственный обвинитель выстраивает позицию, которую он будет обосновывать на протяжении всего дальнейшего судопроизводства вплоть до постановления приговора.

Тактику представления доказательств в судебном заседании государственный обвинитель выбирает самостоятельно. К. А. Бабин отмечает, что «государственный обвинитель обязан использовать весь арсенал средств доказывания, предусмотренных уголовно-процессуальным законом, для формирования доказательственной основы, которая позволит суду принять законное, обоснованное и справедливое решение по уголовному делу [1 с.29].

Важный этап судебного разбирательства, когда прокурор выступает в прениях. Прокурор как гарант законности выполняет правозащитную функцию, поэтому в своей речи он должен, во-первых, представить общественную опасность содеянного, далее дать подробный анализ всех доказательств и при этом показать допустимость, относимость, достоверность и достаточность представленных доказательств, которые берутся в основу обвинения, чтобы все обстоятельства предмета доказывания были четко представлены, доказаны. Далее прокурор должен обосновать квалификацию, квалификация должна соответствовать совершенному деянию, поэтому прокурор или предлагает согласиться с той квалификацией деяния, которая представлена органами предварительного расследования или предлагает её изменить в сторону смягчения. Безусловно, в речи государственного обвинителя важно показать обстоятельства, которые отягчают ответственность и обстоятельства, которые смягчают ответственность. Прокурор в своей речи обязан дать оценку характеристике личности подсудимого, те которые негативно характеризуют подсудимого и которые положительно характеризуют. Государственному обвинителю необходимо представить суду причины и условия, которые способствовали совершению преступления, необходимо ли принять меры для их устранения. Итак, прокурор по сути дела в своей речи проговаривает все важные вопросы, которые необходимо решить суду в совещательной комнате, которые затем будут положены в основу приговора. К этому относится признать или не признать виновным, какое наказание назначить по каждой из статей, а какое окончательное, если несколько инкриминировано деяний в совокупность. Если это лишение свободы, в колонии какого вида необходимо отбывать наказание, с какого срока исчислять наказание, засчитывать или не засчитывать в срок наказания время нахождения подсудимого под стражей в качестве меры пресечения под домашним арестом.

Очень важно понимать, что прокурор не надзирает за судом, он только как профессиональный участник уголовного процесса участвует в судебном разбирательстве и поэтому может суду предлагать свои варианты решения как представитель государства и сторона обвинения в состязательном судебном процессе, а решение по уголовному делу выносит суд. Суд связан с позицией прокурора в судебном разбирательстве по уголовным делам. Например, при отказе прокурора полностью от обвинения суд доводит разбирательство до конца, то есть выслушивает позицию защитника и последнее слово подсудимого и удаляется в совещательную комнату, после чего выносит оправдательный приговор. Так как прокурор, являясь, представителем государства и стороны обвинения отказался от предъявленного подсудимому обвинения, если частично отказался, в этой части суд прекращает уголовное преследование. Прокурор вправе переквалифицировать действия подсудимого на более мягкий состав преступления в судебном заседании, и данная позиция прокурора влияет на решение суда, соглашаясь с квалификацией, предложенной прокурором.

Одной из актуальных проблем современного уголовного процесса является оглашение протоколов допросов, не явившихся свидетелей и потерпевших, так как непосредственное исследование доказательств судом и сторонами обвинения и защиты сводятся к минимуму.

С учетом изложенного предлагается внести изменения в ч.1 ст. 281 УПК РФ изложив ее в следующей редакции: Оглашение показаний потерпевшего и свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки допросов не допускаются.

Таким образом, можно сделать вывод, что прокурор в судебных стадиях российского уголовного процесса в своей деятельности совмещает функцию государственного обвинения и надзор за соблюдением законодательства. Необходимо отметить, что миссия прокурора очень важна в судебном разбирательстве, так как от имени государства государственный обвинитель поддерживает обвинение в тоже время как прокурор представитель специализированной, федеральной структуры прокуратуры выполняет правозащитную функцию, обеспечивая в судебном разбирательстве соблюдение закона, выступая при этом гарантом законности.

Основные термины (генерируются автоматически): государственный обвинитель, прокурор, судебное разбирательство, уголовный процесс, предварительное расследование, сторона обвинения, судебное заседание, судебное следствие, уголовное дело, уголовное преследование.


Хотелось бы рассмотреть вопрос о том, каким образом ведут себя прокуроры при заявлении стороной защиты ходатайств об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, и каким образом они должны себя вести?

При этом у прокурора имеется конституционная обязанность по исключению недопустимых доказательств.

Что же мы имеем в реальности?


При заявлении стороной защиты ходатайств об исключении дефектных доказательств, прокурор всегда возражает. В редких случаях соглашается, когда ставится вопрос об исключении малозначительного доказательства, не влияющего на доказанность вины подсудимого.

Если суд исключает доказательство или группу доказательств, что влечет изменение обвинения или чего хуже вынесение оправдательного приговора, то прокурор автоматически вносит кассационное представление на такой судебный акт.

Изучение автором более 300 судебных актов Верховного Суда РФ показало, что ни в одном случае государственный обвинитель не заявил ходатайства об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, как — будто закон органами следствия и дознания никогда не нарушался, суды же по многим из этих дел признавали доказательства недопустимыми.

Примеров сказанному немало. Из практики Верховного Суда РФ:

Определение Кассационной палаты Верховного Суда РФ от 13 февраля 1996 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 8. с. 10-11 (Бюллетень Верховного Суда РФ, № 8, 1996г.).
Постановление № 969 п-02 по делу Протасова (Бюллетень ВС РФ № 12 декабрь 2003г., с.20)
Определение Верховного Суда РФ от 31 января 2006г.Дело N 30-Д05-08.
Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 18 августа 2004г. № 41-О 04-8СП(Бюллетень ВС РФ, № 1, январь 2006г., с.25)
Надзорное постановление Верховного Суда РФ от 11 декабря 2007г. № 89-Д07-30.
Кассационное определение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2006г. Дело N 74-о06-4СП
Определение Кассационной палаты Верховного Суда РФ от 13 февраля 1996 г. по делу Каменева (Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996г.).
Определение Кассационной палаты Верховного Суда РФ от 14 июля 1999 г. (Бюллетень Верховного Суда РФ.2000.№5. с.3-5)
Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ 14 мая 1997. Бюллетень Верховного Суда РФ.№ 11. 1997г.
Постановление Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ № 232п2002 по делу Шенгафа. (Бюллетень ВС РФ, № 12, декабрь 2002г., с.10) и другие.

Если же кто-то имеет иную точку зрения, то пусть проанализирует деятельность любой из районных (городских) прокуратур России за последний год либо годы по следующим позициям: сколько мотивированных постановлений внес прокурор в следственный орган о признании доказательств, полученных с нарушением закона; сколько раз прокурор возвращал уголовное дело следователю в порядке ст.221 УПК РФ с указанием на допущенные нарушения при получении доказательств и самое главное: сколько раз в судах при рассмотрении дела по существу государственные обвинители заявляли ходатайства об исключении доказательств. Убежден, что статистика окажется достаточно убедительной и не в пользу прокурорских работников.

Противники высказанной точки зрения могут сделать ошибочный вывод: раз прокуроры о нарушениях не заявляют, значит, таких нарушений следственные органы не допускали.
Однако такой вывод может убедить только неискушенного слушателя. Судьи и представители стороны защиты ежедневно в судах сталкиваются с массовыми нарушениями УПК РФ со стороны следователей при получении доказательств.
Предполагается, что прокурором на стадии утверждения обвинительного заключения допустимость доказательств, имеющихся в уголовном деле, проверена и поэтому в ходе суда на нем лежит обязанность отстоять допустимость имеющихся в уголовном деле доказательств.
Между тем, в ходе судебного разбирательства могут быть вскрыты такие нарушения процессуальных норм, о которых прокурору при утверждении обвинительного заключения не могло быть известно либо которые прокурор попросту просмотрел. Прокурор по объективным причинам может не обнаружить недопустимые доказательства, так как составленные следователем и имеющиеся в деле документы должны быть проверены не путем их прочтения, а в результате непосредственного, всестороннего и объективного судебного разбирательства. Так, в уголовном деле может находиться протокол допроса свидетеля, оформленный с внешним соблюдением процессуальных норм и имеющий подписи допрашиваемого, но только в результате судебного исследования доказательств можно было обнаружить, что протокол подписан не допрашиваемым, а иным лицом, что и повлечет его исключение из доказательств.

Сложившаяся обвинительная позиция иногда объясняется ложно понятыми интересами состязательности сторон в суде: если защита что-то просит, то обвинение должно обязательно возражать.
Не учитывается, что в процессуальном положении защитника и прокурора имеются принципиальные отличия.

Однако на практике мы сталкиваемся с ситуациями, когда государственный обвинитель старается не занимать позицию вопреки воле прокурора, утвердившего обвинительное заключение.
К сожалению, именно усилиями государственного обвинения восполняются недопустимые доказательства и нейтрализуются последствия допущенных нарушений.
Так, нередко государственные обвинители пытаются допросами свидетелей (сотрудников милиции, понятых и т.д.) восполнить то, что не было отражено в протоколах следственных или процессуальных действий.

Сами прокурорские работники в этом не повинны, они вынуждены так поступать, опасаясь персональной ответственности за результаты рассмотренных дел. Ведь ходатайство об исключении доказательств, полученных с нарушением закона, заявленное прокурором, будет удовлетворено судом, что может привести в дальнейшем либо к отказу от поддержания обвинения либо к вынесению оправдательного приговора.

Поэтому заявленные стороной защиты ходатайства об исключении доказательств, государственные обвинители воспринимают не как обычные процессуальные действия, а как угрозу их (прокуроров) привлечения к дисциплинарной ответственности, и не удивительно, что они возражают.

Такая практика поведения прокуроров доказывает, что созданная законодателем система функционирования стороны обвинения требует принципиально новых подходов. Станет возможным вернуть прокуратуру в правовое поле в том случае, если исключение доказательств, отказ от обвинения, изменение обвинения, вынесение оправдательного приговора не будет восприниматься как чрезвычайная ситуация, требующая обязательного наказания виновных лиц.

Читайте также: