Верховный судебный контроль 1918 это

Обновлено: 19.05.2024

Родители были обязаны содержать несовершеннолетних и нетрудоспособных детей, а дети, в свою очередь, должны содержать престарелых и нуждающихся родителей. В Кодексе фиксировалось, что родительские права осуществляются в интересах детей. Не допускалось усыновление ни своих, ни чужих детей. Над детьми-сиротами и душевнобольными устанавливалась опека со стороны государства. Женщинам, забеременевшим вне брака, предоставлялось право доказывать отцовство в судебном порядке. Для этого женщина не позднее трех месяцев до родов должна была подать заявление в местный орган ЗАГС, указывая время зачатия, имя и место жительства отца. Орган ЗАГС извещал об этом предполагаемого отца, которому предоставлялось право в двухнедельный срок возбудить судебное дело в случае несогласия с заявлением. Если суд признавал его отцом будущего ребенка, то одновременно он определял его участие в расходах на содержание матери во время беременности, рождения и ухода за ребенком.

12.7. Уголовное право

В 1917–1918 годах было принято более 100 уголовно-правовых декретов и иных правовых актов, в которых еще нечетко и расплывчато трактовались понятия преступления и наказания за преступления. Определения преступления, вины и проступка были юридически не конкретными. Встречались акты, которые предписывали: наказание "по всей строгости закона"; объявление врагами народа; лишение продовольственных карточек; объявление вне закона.

Преступление определялось как нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Наказание определялось как мера общественного воздействия. Задача наказаний – охрана общественного порядка. Преступления делились на контрреволюционные и простые.

В сфере правового регулирования правонарушений особое место занимали преступления против новой власти: антисоветская агитация и пропаганда, контрреволюционные заговоры и мятежи с целью свержения Советской власти, попытки присвоения власти отдельными лицами, саботаж работников государственных органов и шпионаж.

К наиболее тяжким преступлениям относились спекуляция и посягательство на общественную собственность. 22 июля 1918 г. был принят декрет СНК "О спекуляции". Дела о хищении государственного имущества рассматривались в ревтрибуналах. Декрет о взяточничестве предусматривал лишение свободы сроком на 5 лет. Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Не подлежали суду душевнобольные.

Уголовный процесс. Декретом о суде № 2 (7 марта 1918 г.) было предусмотрено образование окружных судов для рассмотрения дел большей сложности, чем в местных судах.

Создалась судебная система: 1) местные народные суды; 2) окружные народные суды; 3) областные народные суды; 4) верховный судебный контроль и по декрету СНК от 4 мая 1918 г. – революционные трибуналы для рассмотрения дел о контрреволюционных преступлениях.

В середине 1918 г. окружные суды были ликвидированы. 20 июля 1918 г. СНК принял Декрет о суде № 3. На местные суды возлагалось рассмотрение всех уголовных дел о преступлениях и проступках, за исключением дел о посягательстве на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денег, взяточничестве и спекуляции. Суд мог применять наказание лишением свободы сроком до пяти лет. Местный суд мог рассматривать все гражданские дела по искам на сумму до 10 тысяч руб. Декрет упразднил высший судебный контроль и областные суды. Предусматривалось создание кассационного суда в Москве, но этот судебный орган так и не был создан. Следствие осуществляли особые комиссии. Декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. был учрежден Революционный трибунал при ВЦИК для рассмотрения дел общегосударственного значения. Приговоры трибунала при ВЦИК обжалованию не подлежали. При ВЦИК был также сформирован кассационный отдел по рассмотрению жалоб на приговоры местных трибуналов.

10 октября 1917 г. была создана рабоче-крестьянская милиция. Основной задачей милиции была охрана общественного порядка и борьба с преступностью. С этой целью были созданы отделы уголовного розыска, а при Главном управлении милиции – Центральное управление уголовного розыска. Милицейскую систему возглавлял НКВД РСФСР.

В декабре 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. Вскоре ВЧК превратилась в грозный карающий меч пролетариата. ВЧК и местные отраслевые ЧК получили в период "красного террора" широкие полномочия (сентябрь 1918 г. – февраль 1919 г.). Деятельность ВЧК признавалась независимой. ВЧК имела свои вооруженные силы. В условиях особо тяжелого положения молодого государства, когда Совнаркому пришлось вынести постановление "Социалистическое Отечество в опасности" (21 февраля 1918 г.), ВЧК была наделена правом внесудебного рассмотрения и решения дел с вынесением приговоров вплоть до высшей меры наказания – расстрела.

В январе 1918 г. были приняты декреты об организации рабоче-крестьянской Красной Армии и о создании Военно-Морского Флота на добровольных началах. Основой Красной Армии стали части рабочей Красной гвардии.

В мае 1918 г. принят декрет о введении всеобщей воинской повинности. Для обучения солдат военному искусству привлекались офицеры старой армии. Для контроля за их деятельностью был введен институт комиссаров. Вооруженные силы подразделялись на полки, батальоны, роты, дивизии, армии. Были введены знаки различия. Погоны были заменены нарукавными нашивками и петлицами разного цвета.

В Москве были открыты Академия Генерального штаба, Артиллерийская и Военно-инженерная академия, Красноармейский университет, а также многочисленные школы и курсы для ускоренной подготовки командных кадров всех рангов и для всех родов войск.

С первых дней своего существования Красная Армия была интернациональной. На защиту Советской власти встали миллионы бесправных и угнетенных масс, поверивших в перспективу всеобщего равенства.

12.8. Изменения в государственном аппарате и праве в годы Гражданской войны и иностранной интервенции

Гражданская война – это организованная вооруженная борьба за власть между различными социальными группами и политическими течениями. Это наиболее острая форма социальной классовой борьбы. Гражданская война началась в октябре 1917 г. и закончилась осенью 1922 г., когда на Дальнем Востоке были разгромлены остатки белой армии.

Своеобразие гражданской войны в России заключалось в переплетении внутриполитической борьбы с иностранной интервенцией. Страны Антанты пытались не допустить укрепления власти большевиков. В марте 1918 г. они приняли решение о поддержке антисоветских сил путем прямой военной интервенции, о непризнании Брестского мира и будущем разделе России на сферы влияния. В марте 1918 г. британские, американские, канадские, сербские и итальянские войска высадились в Мурманске, а затем в Архангельске. В апреле Владивосток был занят японцами, а затем на Дальнем Востоке появились англичане, французы и американцы. Германские войска захватили Украину, Крым и часть Северного Кавказа. Румыния стала претендовать на Бессарабию.

На юге была сформирована первая Добровольческая армия под командованием генерала Корнилова, а затем Деникина. Генерал Краснов возглавил Великое войско Донское. В Самаре восстал Чехословацкий корпус. Белочехи установили контакт с эсерами, которые во главе с В.К. Вольским организовали Комитет из депутатов разогнанного Учредительного собрания (Комуч). Комуч объявил своей целью установление на всей территории России власти Учредительного собрания как единственно законной и призвал к борьбе с большевиками.

Помимо Восточного и Южного фронтов существовал и обширный внутренний фронт, на котором противником большевиков оказалось крестьянство, недовольное реквизицией зерна и мобилизацией в армию. Крестьянские повстанцы именовали себя "зелеными". Их главные лозунги сводились к следующему: "Советы без коммунистов", "советская демократия", "социализация земли". "Зеленые" были настроены против диктатуры большевиков и против восстановления старых порядков, поэтому они жестоко подавлялись и белыми, и красными. Против них посылались карательные отряды.

В условиях гражданской войны государственный аппарат молодой Советской республики оставался еще многопартийным, но в решении VIII съезда РКП(б) уже было записано, что партия должна завоевывать для себя безраздельное политическое господство в Советах и установить фактический контроль за их работой. Вместе с тем рекомендовалось проводить решения партии через советские органы в рамках Конституции, соблюдая законность.

Был организован еще один высший орган государственного управления – Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО) во главе с В.И. Лениным. Главной задачей СРКО было оперативное руководство армией. В апреле 1920 г. СРКО был преобразован в Совет труда и обороны (СТО). В его состав входили председатель СНК, наркомы по военным делам, ВСНХ, труда, земледелия, продовольствия, РКИ и представитель от ВЦСПС. На Совет труда и обороны возлагались обязанность принятия хозяйственного плана и руководство работой хозяйственных наркоматов. Право контроля за деятельностью СТО было предоставлено ВЦИК и СНК.

Совет труда и обороны также принял постановление о недопустимости издания местными органами власти норм, противоречащих актам центральной власти или выходящих за пределы компетенции местных Советов. Совнарком в декрете об устранении волокиты подчеркнул значение решений Совета труда и обороны и поставил вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении законности. ВЦИК направлял в различные регионы страны своих представителей, которые при обнаружении злоупотреблений имели право отстранять от работы должностных лиц и предавать их суду.

Судебная практика рассматриваемого периода регулярно подвергалась обобщению. Свидетельством этого являются материалы Всероссийских съездов губернских и областных комиссаров юстиции, в 1918 г. проходивших раз в три месяца. Первый съезд состоялся в апреле 1918 г., второй — в июле 1918 г. Именно второй съезд обсудил Инструкцию для местного народного суда, в которой определялись основные положения организации суда и судопроизводства. Решения этого съезда легли в основу Декрета о суде № 3, опубликованного 20 июля 1918 г.

Значение нового Декрета в том. что он значительно поднял авторитет и роль местного суда, передав в его ведение все гражданские дела по искам до 10 тыс. руб. и все уголовные, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции. Местный народный суд получил право применять в качестве наказания лишение свободы на срок до 5 лет.

В качестве кассационной инстанции для окружных судов вместо областных судов и Верховного судебного контроля, предусмотренных Декретом о суде № 2, предполагалось создать временный Кассационный суд в г. Москве, на который возлагался бы также надзор за решениями и приговорами местных судов.

Таким образом, Декретом о суде № 1 создавались две системы судов — общих и особых, что было вызвано тяжелой, напряженной борьбой Советской власти за упрочение революционных завоеваний.

Дальнейшее развитие общей судебной системы получило законодательную регламентацию в Декрете о суде № 2 от 15 февраля 1918 г. Для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, были учреждены окружные суды. Округ такого суда охватывал несколько уездов. Окружной суд имел уголовное и гражданское отделения. Председатель суда и председатели отделений избирались и отзывались общим собранием членов суда. Советам принадлежало право отзыва избранных ими членов окружного суда. Для предварительного следствия по некоторым категориям дел создавались следственные комиссии в составе трех лиц, избираемых исполкомами местных Советов, а также образованы коллегии правозаступников не только для особых, но и для общих судов.

28 января 1918 г. Совнарком учредил трибунал печати для рассмотрения дел о преступлениях и проступков против народа совершаемых путем использования печати. Он действовал в составе трех постоянных судей, избиравшихся Советами не более чем на три месяца. Помимо наказаний, применяемых общими трибуналами, он имел право временно приостановить или навсегда закрыть печатное издание, опубликовавшее ложные сведения.

Для рассмотрения особо важных дел 29 мая 1918 г. был образован Ревтрибунал при ВЦИК. Он состоял из председателя и членов, избиравшихся ВЦИК на три месяца, и рассматривал дела без участия народных заседателей. Состоявшая при трибунате Центральная коллегия обвинителей осуществляла руководство коллегиями при местных трибуналах.

В июне был создан Кассационный отдел при ВЦИК для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры ревтрибуналов. Отдел учреждался в составе председателя, назначавшегося Совнаркомом и утверждавшегося ВЦИК, а также двух постоянных членов — от Наркомюста и ВЦИК. Он не изменял приговор, а либо утверждал его, либо направлял дело на новое рассмотрение. Изменить наказание или прекратить дело мог лишь Президиум ВЦИК по ходатайству Кассационного отдела.

Положение 1918 г. существенно упростило судебную систему. Вместо прежних многочисленных судебных органов оно вводило единый народный суд, которому были подсудны почти все уголовные и гражданские дела. Исключение составляли лишь контрреволюционные и некоторые другие наиболее опасные преступления, дела о которых рассматривались трибуналами.

Судом второй инстанции для народных судов являлся Совет народных судей, состоявший из народных судей судебного округа. Территория судебного округа совпадала с территорией губернии или аналогичной административной единицы.

Народные судьи избирались Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Заседатели утверждались исполкомами Советов по спискам, составленными рабочими организациями, волостными и сельскими Советами. В подборе судебных кадров строго проводился принцип, по которому судьями могли быть только трудящиеся.

Защиту, представительство сторон в гражданском процессе и обвинение осуществляли специальные коллегии. Эти коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон создавались при местных Советах. Члены коллегии избирались Советами и считались должностными лицами, все они, в том числе защитники и представители сторон, получали за свой труд не гонорар от граждан, а заработную плату, как все служащие госучреждений.

Этот порядок был изменен Положением 1920 г., по которому коллегии защитников были ликвидированы. Теперь для осуществления их функций привлекались лица из числа соответствующих специалистов, списки которых составлялись местными исполкомами. Представителями сторон по гражданским делам могли выступать на суде их ближайшие родственники, юрисконсульты или представители советских учреждений.

Кроме судов в Советской России в период Гражданской войны действовали и три основных вида революционных трибуналов: общие (территориальные), военно-революционные (введены в 1919 г.) и военно-железнодорожные трибуналы (учреждены в марте 1920 г.) Кроме того, в октябре 1919 г. при ВЧК был создан Особый революционный трибунал по делам спекулянтов.

Правовой статус территориальных ревтрибуналов определялся Положением, изданным в апреле 1919 г. и заменившим ранее существовавшие нормативные акты о них. Основные принципы этого закона были развиты в новом Положении о революционных трибуналах, изданном в 1920 г.

Ревтрибуналы существовали в губернских и других крупных городах. Как и народные суды, они были выборными органами — избирались местными Советами. Трибуналы состояли из председателей и двух постоянных членов. По Положению 1920 г. в состав каждого трибунала был введен представитель ЧК, избиравшийся Советами на общих основаниях с другими членами трибунала и имевший с ними равные права.

Для производства предварительного следствия по делам, подсудным трибуналам, при них создавались следственные комиссии, которые назначались самими трибуналами и находились в их подчинении. Трибуналы имели право контроля над следственной работой ЧК. В 1920 г. это право было расширено.

Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК. Положение 1920 г. расширило его права, возложив на него судебный надзор и руководство местными трибуналами. Кассационный трибунал должен был добиваться единообразия в деятельности всех трибуналов, разрешать процессуальные и иные вопросы, встречающиеся в их практике.

При ВЦИК действовал также Верховный трибунал, учрежденный в 1918 г., который рассматривал дела особой важности, передаваемые ему Президиумом ВЦИК.

Революционные военные трибуналы создавались при революционных военных советах армий, при реввоенсоветах фронтов и при Реввоенсовете Республики, В компетенцию военных трибуналов входили в основном две категории дел: о контрреволюционных преступлениях и других особо тяжких преступлениях, совершенных военнослужащими и военнопленными, и о всяких действиях в прифронтовой обстановке, направленных против Красной Армии.

Порядок деятельности революционных военных и военно-железнодорожных трибуналов в принципе был аналогичен работе территориальных трибуналов.

Судебное управление осуществлялось Народным комиссариатом юстиции. Местные органы Наркомюста — отделы юстиции губисполкомов, уездные бюро юстиции, состоявшие при уездных исполкомах, ведали организацией судебных и следственных органов, юридических консультаций, наблюдали за их деятельностью.

Исполнительное производство как совокупность общественных действий и правоотношений продолжало и в этот период отражать приоритеты государственной и социальной политики на соответствующем этапе, что особенно ярко проявлялось в регулировании таких институтов, как очередность имущества, на которое налагалось взыскание, и очередность удовлетворения требований различных категорий взыскателей, имущественные и субъектные иммунитеты при денежных взысканиях, возможность и порядок обжалования действий органов исполнения, правосубъектность участников исполнительного производства исполнительные расходы и ответственность.

Первым гос.актом, положившим начало формированию единой судебной системы, стал Декрет о суде №1 СНК РСФСР.

Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений

как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды.

Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось с 25 октября 1917 года до издания особого декрета об определении порядка движения всех неоконченных к этому числу дел.

Все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы (при цене гражданского иска не свыше 3000 руб.), объявлялись подведомственными местным судам. При этом решения таких судов были окончательны и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке.

Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде — столичные) съезды местных судей.

Выступать по делу мог любой человек, присутствующий на суде, в том числе и заинтересованный в исходе дела и стремящийся намеренно выступить с целью неправильного обвинения невиновного или оправдания преступника… Поэтому последующие декреты о суде отказались от института общегражданского обвинения и общегражданской защиты.

Для разрешения споров гражданско-правового характера и уголовных дел частного обвинения предусматривалось создание третейских судов, порядок деятельности которых должен регулироваться специальным декретом.

Декрет не до конца решил вопрос о том праве, которое должны применять вновь создаваемые суды. Устанавливалось лишь, что

Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.

При этом отменёнными признавались все ранее изданные законы, противоречащие декретам ВЦИК и СНК РСФСР, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.

Позже (1918 год) было установлено, что суды, признавая тот или иной закон отменённым, должны указать мотивы такой отмены.

Интересно заметить, что многим позднее, в 1934 году, И. В. Сталин в беседе с английским писателем Г. Дж. Уэллсом дал своеобразное теоретическое обоснование возможности применения старых законов на первом этапе революции, сказав:

Если же некоторые законы старого строя могут быть использованы в интересах борьбы за новый порядок, то следует использовать и старую законность.

Сразу после издания декрета начались меры по его претворению в жизнь.

Несмотря на это, Сенат принял постановление об оценке Декрета № 1, в котором говорилось:

Сенат осведомился о намерении лиц, захвативших власть незадолго до созыва Учредительного собрания, которое должно являться истинным выражением директивной воли русского народа, посягнуть на самоё существование Правительствующего сената, в течение слишком 200 лет стоящего на страже закона и порядка в России. Эти лица, решаясь упразднить Правительствующий сенат и все суды, подрывают сами основы государственного строя и лишают население последней его опоры — законной охраны его личных и имущественных прав. Преступные действия лиц, именующих себя народными комиссарами, в последние недели свидетельствуют, что они не останавливаются перед применением насилия над учреждениями и лицами, ставшими на страже русского государства. Прежде чем насилие коснется старшего из высших учреждений России и лишит Правительствующий сенат возможности возвысить свой голос в час величайшей опасности для родины, созванное на основе ст. 14 Учреждения сената общее собрание сената определяет, не признавая законной силы за распоряжениями каких бы то ни было самочинных организаций, неуклонно исполнять впредь до решения Учредительного собрания об образовании власти в стране возложенные на Сенат законом обязанности, доколе к этому представляется какая-либо возможность, о чём и дать знать всем подчинённым местам, и лицам.

В период с конца ноября по декабрь 1917 г. в Петрограде были упразднены, помимо Сената, также Петроградская судебная палата, Окружной суд со всеми департаментами и отделениями, прокурорский надзор, камеры судебных следователей, комиссия по обследованию деятельности бывшего Департамента полиции, чрезвычайная следственная комиссия и ряд других старых судебно-следственных органов.

Сказанное, разумеется, не относится к территориям, на которые Советская власть своё действие не распространяла. В этих местах существовали собственные судебные органы.

Так, в Северной области действовала система судов по административным делам, а также военно-полевые суды и военно-окружной суд Северной области. [22]

Декрет о суде № 2

22 февраля 1918 г. декрет подписан и опубликован Президиумом ВЦИК.

Окружные суды избирались местными Советами по территориям, соответствующим территориям прежних, существовавших до Октябрьской революции, судебных округов (при этом местные Советы по своему соглашению имели право увеличить или уменьшить такую территорию). Члены суда избирались также местными Советами с правом последующего отзыва.

В окружных судах вводился принцип исключительно коллегиального рассмотрения дел. Гражданские дела рассматривались в составе трёх постоянных членов (судей) и четырёх народных заседателей. Уголовные — в составе одного председательствующего-судьи и двенадцати очередных заседателей и двух запасных.

Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами на основании кандидатур, представленных районными и волостными Советами, а очередные списки заседателей к каждой сессии окружного суда формировались исполкомами Советов путём жеребьёвки.

Апелляционный порядок рассмотрения дел окончательно отменялся. Допускалась возможность кассационного обжалования решений и приговоров окружных судов, для чего в качестве кассационной инстанции вводился институт областных народных судов.

Областные суды уполномочивались отменить обжалуемое решение как по формальным соображениям, так и в случае его несправедливости.

Судам кассационной инстанции также принадлежало право помилования и смягчения наказаний.

Запрещались судебные споры между казёнными учреждениями.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Декреты о суде — нормативные акты органов Советской власти (ВЦИК и СНК РСФСР), принятые в 1917—1918 гг. и регламентировавшие деятельность судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.

Необходимость в принятии таких декретов была обусловлена позицией большевиков, в частности, В. И. Ленина, направленной на решительный слом судебных учреждений, существовавших до Октябрьской революции. Ленин писал:

…безусловной обязанностью пролетарской революции было не реформировать судебные учреждения. а совершенно уничто­жить, смести до основания весь старый суд и его аппарат. Эту необ­ходимую задачу Октябрьская революция выполнила, и выполнила успешно.[1]

Аналогичной точки зрения придерживался и А. В. Луначарский:

Долой суды-мумии, алтари умершего права, долой судей-банкиров, готовых на свежей могиле безраздельного господства капитала продолжать пить кровь живых. Да здравствует народ, создающий в своих кипящих, бродящих, как молодое вино, судах, право новое — справедливость для всех, право великого братства и равенства трудящихся![2]

При этом продолжали действовать судебные органы, оставшиеся со времён Российской империи и Временного Правительства, — судебная система во главе с Правительствующим Сенатом.

Все эти обстоятельства привели к тому, что создание новой судебной системы стало одной из первоочередных задач Советской власти.

В этот период было принято несколько декретов и иных документов, регламентирующих судоустройство в РСФСР, но наибольшую известность получили Декреты о суде № 1, 2 и 3.

Декрет о суде № 1[5]

Первоначально проект декрета был разработан П. И. Стучкой и М. Ю. Козловским. На заседании СНК РСФСР 16 ноября 1917 года было принято решение о создании комиссии для рассмотрения проекта декрета.[6]

Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений

как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды.[10]

Течение всех процессуальных сроков приостанавливалось с 25 октября 1917 года до издания особого декрета об определении порядка движения всех неоконченных к этому числу дел.[11]

Все гражданские дела, цена иска по которым не превышала 3000 руб., а также уголовные дела, наказание по которым не превышало двух лет лишения свободы (при цене гражданского иска не свыше 3000 руб.), объявлялись подведомственными местным судам. При этом решения таких судов были окончательны и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке.

Допускался кассационный пересмотр решений местных судов по взысканиям, превышающим 100 руб., и по лишению свободы на срок свыше 7 дней. Кассационной инстанцией провозглашались уездные (в Москве и Петрограде — столичные) съезды местных судей.

Выступать по делу мог любой человек, присутствующий на суде, в том числе и заинтересованный в исходе дела и стремящийся намеренно выступить с целью неправильного обвинения невиновного или оправдания преступника… Поэтому последующие декреты о суде отказались от института общегражданского обвинения и общегражданской защиты.[12]

Для разрешения споров гражданско-правового характера и уголовных дел частного обвинения предусматривалось создание третейских судов, порядок деятельности которых должен регулироваться специальным декретом.[13]

Декрет не до конца решил вопрос о том праве, которое должны применять вновь создаваемые суды. Устанавливалось лишь, что

Местные суды решают дела именем Российской Республики и руководятся в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию.[10]

При этом отменёнными признавались все ранее изданные законы, противоречащие декретам ВЦИК и СНК РСФСР, а также программам-минимум Российской социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров.

Позже (1918 год) было установлено, что суды, признавая тот или иной закон отменённым, должны указать мотивы такой отмены.[15]

Интересно заметить, что многим позднее, в 1934 году, И. В. Сталин в беседе с английским писателем Г. Дж. Уэллсом дал своеобразное теоретическое обоснование возможности применения старых законов на первом этапе революции, сказав:

Если же некоторые законы старого строя могут быть использованы в интересах борьбы за новый порядок, то следует использовать и старую законность.[16]

Сразу после издания декрета начались меры по его претворению в жизнь.

Несмотря на это, Сенат принял постановление об оценке Декрета № 1, в котором говорилось:

Сенат осведомился о намерении лиц, захвативших власть незадолго до созыва Учредительного собрания, которое должно являться истинным выражением директивной воли русского народа, посягнуть на самоё существование Правительствующего сената, в течение слишком 200 лет стоящего на страже закона и порядка в России. Эти лица, решаясь упразднить Правительствующий сенат и все суды, подрывают сами основы государственного строя и лишают население последней его опоры — законной охраны его личных и имущественных прав. Преступные действия лиц, именующих себя народными комиссарами, в последние недели свидетельствуют, что они не останавливаются перед применением насилия над учреждениями и лицами, ставшими на страже русского государства. Прежде чем насилие коснется старшего из высших учреждений России и лишит Правительствующий сенат возможности возвысить свой голос в час величайшей опасности для родины, созванное на основе ст. 14 Учреждения сената общее собрание сената определяет, не признавая законной силы за распоряжениями каких бы то ни было самочинных организаций, неуклонно исполнять впредь до решения Учредительного собрания об образовании власти в стране возложенные на Сенат законом обязанности, доколе к этому представляется какая-либо возможность, о чём и дать знать всем подчинённым местам, и лицам.[18]

В период с конца ноября по декабрь 1917 г. в Петрограде были упразднены, помимо Сената, также Петроградская судебная палата, Окружной суд со всеми департаментами и отделениями, прокурорский надзор, камеры судебных следователей, комиссия по обследованию деятельности бывшего Департамента полиции, чрезвычайная следственная комиссия и ряд других старых судебно-следственных органов.[7]

Сказанное, разумеется, не относится к территориям, на которые Советская власть своё действие не распространяла. В этих местах существовали собственные судебные органы.

Так, в Северной области действовала система судов по административным делам, а также военно-полевые суды и военно-окружной суд Северной области.[22]

Принятию Декрета о суде № 2, как и в случае с Декретом № 1, предшествовала политическая борьба между большевиками и левыми эсерами (в лице, в частности, И. Н. Штейнберга, занимавшего пост наркома юстиции РСФСР в то время[27] и непосредственно руководившего подготовкой текста декрета[28]), касающаяся принципов деятельности судебных учреждений в РСФСР (эсеры выступали за менее радикальные меры в области судебной реформы).

15 февраля 1918 года проект декрета передаётся на утверждение Президиума ВЦИК, 20 февраля — утверждён и 22 февраля опубликован.[29]

Окружные суды избирались местными Советами по территориям, соответствующим территориям прежних, существовавших до Октябрьской революции, судебных округов (при этом местные Советы по своему соглашению имели право увеличить или уменьшить такую территорию). Члены суда избирались также местными Советами с правом последующего отзыва.

В окружных судах вводился принцип исключительно коллегиального рассмотрения дел. Гражданские дела рассматривались в составе трёх постоянных членов (судей) и четырёх народных заседателей. Уголовные — в составе одного председательствующего-судьи и двенадцати очередных заседателей и двух запасных.

Общие списки народных заседателей составлялись губернскими и городскими Советами на основании кандидатур, представленных районными и волостными Советами, а очередные списки заседателей к каждой сессии окружного суда формировались исполкомами Советов путём жеребьёвки.

Апелляционный порядок рассмотрения дел окончательно отменялся. Допускалась возможность кассационного обжалования решений и приговоров окружных судов, для чего в качестве кассационной инстанции вводился институт областных народных судов.[30]

Областные суды уполномочивались отменить обжалуемое решение как по формальным соображениям, так и в случае его несправедливости.

Судам кассационной инстанции также принадлежало право помилования и смягчения наказаний.

Запрещались судебные споры между казёнными учреждениями.

Вводился институт судебной пошлины по гражданским делам.

Обжалование оправдательных приговоров и решений, смягчающих наказание или освобождающих от такового, не допускалось. При этом осуждённый мог просить местный суд об об условном или досрочном освобождении, а также о помиловании или о восстановлении в правах.

Срок кассационного обжалования как по гражданским, так и по уголовным делам устанавливался в один месяц.

Декрет № 2 допускал применение судами дореволюционных законов, но

лишь постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров и не противоречат социалистическому правосознанию.[36]

Был издан СНК РСФСР 20 июля 1918 года.

Декрет разграничил подведомственность дел между местными народными судами, окружными судами и революционными трибуналами.

Все уголовные дела (за исключением дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое и бандитизме, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции) были отнесены к подведомственности местных судов. При этом дела о взяточничестве и спекуляции одновременно изымались из ведения трибуналов.

Гражданские дела при цене иска до 10 тыс. руб. также были подведомственны местным судам.

Рассмотрение гражданских дел в окружных судах должно было осуществляться в составе одного судьи и четырёх заседателей.

Вместо Высшего судебного контроля, предусмотренного Декретом № 2, планировалось образовать Кассационный суд в Москве как кассационную инстанцию в отношении окружных судов.[44] Формирование этого суда должно было осуществляться ВЦИК.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: