Верховный суд республики беларусь это

Обновлено: 15.05.2024

В соответствии со статьей 44 Кодекса о судоустройстве и статусе судей Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом.

Основной задачей Верховного Суда является осуществление правосудия по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам, осуществление надзора за судебной деятельностью судов общей юрисдикции и реализация иных полномочий в соответствии с законодательными актами.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, в том числе:

Количество заместителей Председателя Верховного Суда определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.

Верховный Суд действует в составе:

ü Пленума Верховного Суда;

ü Президиума Верховного Суда;

ü судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда;

ü судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда в Верховном Суде могут образовываться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Количественный состав судей Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда.

Порядок формирования Верховного Суда Республики Беларусь определяется Конституцией Республики Беларусь и Кодексом о судоустройстве и статусе судей. Так, согласно статье 84 Конституции Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей Республики Беларусь, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики.

Компетенция Верховного Суда Республики Беларусь определена в статье 46 Кодекса о судоустройстве и статусе судей, в соответствии с которой данный орган:

® рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела, а также в порядке надзора дела об административных правонарушениях;

® может рассматривать в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном порядке, в кассационном порядке;

® вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

® изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику общих судов и дает разъяснения по вопросам применения законодательства;

® осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь;

® оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства;

® разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства;

® изучает деятельность судов общей юрисдикции, заслушивает информацию председателей, заместителей председателей и судей судов общей юрисдикции о деятельности соответствующих судов;

® решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями;

® осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВОСУДИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

До последнего времени экономическое правосудие в Республике Беларусь осуществлялось хозяйственными судами, которые являлись органами судебной власти, осуществлявшими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц.

Они осуществляли правосудие путем разрешения споров между субъектами хозяйствования в сфере отношений, возникающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, в том числе и с участием международных организаций, иностранных лиц и граждан.




Хозяйственные суды областей и г. Минска были переименованы в экономические суды областей (г. Минска). Указанным Декретом Главы государства было установлено, что система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда, областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), а также районных и городских судов. При этом в системе судов общей юрисдикции могут создаваться специализированные суды[27].

Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 установлено, что Верховный Суд, Пленум Верховного Суда и Президиум Верховного Суда помимо полномочий, отнесенных к их компетенции законодательными актами, наделяются полномочиями, предусмотренными законодательными актами соответственно для Высшего Хозяйственного Суда, Пленума Высшего Хозяйственного Суда и Президиума Высшего Хозяйственного Суда. В соответствии с указанным Декретом в компетенцию Верховного Суда входит рассмотрение экономических споров.

Тема № 19

Конституционно – правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь.

Задачи и направления деятельности прокуратуры Республики Беларусь.

Основные принципы деятельности прокуратуры.

Система органов прокуратуры. Полномочия Генеральной прокуратуры. Коллегии органов прокуратуры. Полномочия Генерального прокурора Республики Беларусь, прокуроров областей, районов и городов.

Понятие прокурорского надзора. Предмет надзора за исполнением законодательства. Акты прокурорского надзора.

Конституционно-правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов: система, структура, основные задачи, функции, принципы деятельности.

Полномочия Президента Республики Беларусь в сфере деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов.

Полномочия Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь и комитетов государственного контроля областей.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 1. – 1/0; 2004. – № 188.– 1/6032.

2. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей от 29 июня 2006 г.(с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 107. – 2/1236; Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 12.01.2014. – 2/2119.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник / Г.А. Василевич.– Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.

2. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2003. – 379 с.

3. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Выш. школа, 2004. – 351 с.

4. Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 416 с.

Дополнительная

1. Василевич, Г.А. Органы государственной власти Республики Беларусь. − Минск, 1998.

2. Демичев, Д.М. Ветви одного дерева //Беларусская думка. − 2003. − № 12. − С. 100 – 104.

3. Демичев, Д.М. Конституционные основы классификации системы государственных органов в Республике Беларусь // Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. − Монография. Минск: Право и экономика, 2006. − С. 147–149.

4. Демичев, Д.М. Государственное строительство как сфера деятельности органов государственной власти Республики Беларусь //Специфика государственного строительства на принципах устойчивого развития общества. Монография. − Минск: Право и экономика, 2006. − С. 132 – 230.

5. Демичев, Д.М. Конституция Республики Беларусь и принцип разделения властей // Проблемы реализации норм права в условиях формирования рыночных отношений: Материалы респ. науч.-практ. конф. (Минск, 24 нояб. 2006 г.). – Минск: БГЭУ, 2006. − С. 35 – 41.

6. Демичев, Д.М. Разделение властей: теория и практика // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. − 2007. − № 1 (13). − С. 16 –21.

7. Лукашенко, А.Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент. Доклад Президента Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы 27 марта 2003 г. // Рэспублiка. − 2003. − 29 марта. − С. 1 − 7.

8. Лукашенко, А.Г. Сильная экономика и честная власть – фундамент независимости страны и процветания нации. Послание Президента Республики Беларусь белорусскому народу и Национальному собранию // Советская Белоруссия. – 2014. – 23 апреля. – С. 1 – 8.




Согласно Кодексу о судоустройстве и статусе судей Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему судов общей юрисдикции и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью судов общей юрисдикции и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами [7].

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из судей Верховного Суда Республики Беларусь, включая Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Количество заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь определяется Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Количество судей Верховного Суда Республики Беларусь устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на 5 лет.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, а равно заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь сроком на 5 лет.

Состав Верховного Суда Республики Беларусь:

- Пленум Верховного Суда Республики Беларусь;

- Президиум Верховного Суда Республики Беларусь;

- судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

- судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

- судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь;

- судебная коллегия по экономическим делам [3, с. 73].

В состав Пленума Верховного Суда Республики Беларусь входят Председатель Верховного Суда, первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда, судьи Верховного Суда, председатели областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (г. Минска).

2 Субъекты судебного контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь, их организация, функции и компетенция

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Также при Верховном Суде Республики Беларусь создается Научно-консультативный совет, положение о котором утверждается Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.

Компетенция Верховного Суда Республики Беларусь:

- рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела;

- в соответствии с законодательными актами рассматривает в пределах своей компетенции гражданские и уголовные дела в апелляционном и кассационном порядках;

- рассматривает в порядке надзора дела об административных правонарушениях [3, с. 72–80].

Отметим, что непосредственно судебный контроль в сфере государственного управления реализуется Верховным Судом Республики Беларусь в результате рассмотрения им в пределах своей компетенции дел об административных правонарушениях в порядке надзора. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях по первой инстанции существуют районные (городские) суды, в кассационном и апелляционном порядках – областные суды (Минский городской суд), экономические суды областей (города Минска), соответственно надзорной инстанцией для нижестоящих судов является Верховный Суд Республики Беларусь.

Поясним, что под рассмотрением дел по первой инстанцией является рассмотрение дел впервые, по существу, с исследованием всех материалов дела в ходе судебного заседания. Кассационный порядок рассмотрения дел связан с подачей кассации (жалобы, протеста) уполномоченного должностного лица на не вступившие в законную силу судебные приговоры, решения, постановления. Соответственно надзорное производство связано с подачей протеста уполномоченного должностного лица на вступившие в законную силу судебные приговоры, решения либо постановления. Особо подчеркнем, что кассационное и надзорное производства являются исключительно важными способами реализации судебного контроля в сфере государственного управления, позволяющими выявить и ликвидировать неправомерные судебные постановления (по делам об административных правонарушениях суд выносит исключительно постановления; по уголовным делам – приговоры; по гражданским соответственно – решения), нарушающие права, свободы и законные интересы граждан и юридических лиц.

Таким образом, ознакомившись с системой судов общей юрисдикции, проанализировав их организацию, состав, полномочия и компетенцию, обратим

2 Субъекты судебного контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь, их организация, функции и компетенция

наше внимание на специфику судебного контроля в сфере государственного управления, реализуемого данными субъектами.

Ранее мы преимущественно упоминали о рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, приводили данные судебной статистики касательно рассмотренных дел об административных правонарушениях. Действительно, в основе судебного контроля в сфере государственного управления лежит именно выделенная нами правовая плоскость, т. е. рассмотрение судами дел об административных правонарушениях, это основной массив, основная часть судебного контроля в сфере исполнительной власти. Однако нередко суды рассматривают дела, связанные с уголовным производством, гражданским процессом, трудовым, жилищным законодательством и отменяют неправомерные решения какого-либо государственного органа, должностного лица. Это свидетельствует о том, что действие судебного контроля в сфере государственного управления может, и выходит за рамки административного судопроизводства. Остановимся более подробно на специфике вышеперечисленных дел.

Основной задачей судов является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел. Суд при рассмотрении конкретных дел оценивает правомерность действий должностных лиц органов государственного управления. В случае признания актов органов управления и их должностных лиц незаконными, суд может отменить эти незаконные акты, признать действия должностных лиц неправомерными [4, с. 385].

Так, при рассмотрении уголовных дел о должностных преступлениях суд исследует и проверяет правомерность действий подсудимого должностного
лица. Вместе с тем суд, установив при рассмотрении конкретного дела, что в
работе определенного органа управления, организации имеются нарушения
закона, отсутствует должная борьба с правонарушениями, не устраняются
причины и условия, способствующие правонарушениям, ущемляющие права и законные интересы, то есть нарушается нормальная работа органов государственного управления, вправе вынести частное определение. Частное определение является формой правового реагирования, осуществляемого судом
на вскрытые в процессе рассмотрения конкретного дела нарушения законности
в работе того или иного управления и соответствующих должностных лиц.
Оно выносится в адрес руководителя того органа управления, в котором вскрыты нарушения, либо в адрес вышестоящего органа или руководителя. В частном определении может быть поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

Контрольные функции суда проявляются и в гражданском производстве (исковое производство). Необходимость в осуществлении судебного контроля за деятельностью управленческих органов возникает вследствие того, что в основании отдельных споров лежат акты органов управления.

В данном случае исключительно важной является деятельность судов по

2 Субъекты судебного контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь, их организация, функции и компетенция

контролю за соблюдением трудового и жилищного законодательства. В частности, суды рассматривают споры, возникающие из исков на незаконную выдачу ордера на жилую площадь. Признание судом ордера на жилую площадь, право пользования которой принадлежит другому лицу, недействительным является судебным исправлением незаконных действий соответствующих органов управления.

Суды осуществляют контроль за администрацией организации в случаях, когда рассматриваются трудовые споры в суде, дела об исках граждан к администрации о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, снятии дисциплинарных взысканий, возмещении материального ущерба и так далее. При вынесении решения по перечисленным делам в пользу заявителя суд восстанавливает нарушенные права граждан, предприятий, учреждений, организаций и тем самым признает недействительным акт органа управления.

Суды также правомочны рассматривать так называемые дела особого производства, возникающие из административно-правовых отношений, например: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; об устранении ошибок записей в книгах актов гражданского состояния; жалобы на постановления административных комиссий и иных органов, уполномоченных накладывать административные взыскания. Всякий раз, вынося решение по делу не в пользу органа управления, суд тем самым признает действия данного органа не соответствующими закону.

И конечно же, невозможно не отметить широкие контрольные полномочия судов при рассмотрении жалоб граждан на постановления соответствующих органов и должностных лиц о наложении штрафов; при рассмотрении судами дел о привлечении к административной ответственности за мелкое хулиганство, злостное неповиновение работнику милиции и другие административные правонарушения. Так, например, установив, что штраф наложен неправильно, суд выносит определение о его отмене и прекращении производства по делу. Определение суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Также, при рассмотрении большинства дел об административных правонарушениях судья оценивает доказательства, выслушивает объяснение лица, совершившего правонарушение, проверяет законность привлечения лица к административной ответственности, решает вопрос о виновности или невиновности и соответственно применяет к нарушителю меру взыскания либо освобождает невиновного от ответственности [4, с. 384–386].

Таким образом, в ходе нашей работы мы изучили порядок образования, функции, организацию, компетенцию, состав судов общей юрисдикции Республики Беларусь, являющихся субъектами осуществления судебного контроля в сфере государственного управления в Республике Беларусь, подробно изучили перечень дел, подсудных данным судам, проанализировали данные судебной статистики, изучили специфику рассмотрения различных дел, а также особенности реализации контрольных полномочий судом.

2 Субъекты судебного контроля в сфере исполнительной власти в Республике Беларусь, их организация, функции и компетенция

Читайте также: