В течение какого времени при проверке на судне может работать радиолокационный ответчик

Обновлено: 25.06.2024

Резолюция А.615(15)

РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ МАЯКИ-ОТВЕТЧИКИ И РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ ОТВЕТЧИКИ

( Принята 19 ноября 1987 года )

CCЫЛАЯСЬ на статью 15j Конвенции о Международной морской организации, касающуюся функций Ассамблеи в отношении правил и руководств, касающихся безопасности на море,

ПРИЗНАВАЯ, что применение радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков может повысить безопасность мореплавания путем улучшения навигационной информации,

РАССМОТРЕВ рекомендацию, сделанную Комитетом по безопасности мореплавания на его пятьдесят четвертой сессии,

а) рекомендацию по применению на море радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков, изложенную в приложении 1 к настоящей резолюции, и рассматривает эту рекомендацию как документ, определяющий политику ИМО по данному вопросу;

b) рекомендацию по эксплуатационным требованиям к радиолокационным маякам-ответчикам, изложенную в приложении 2 к настоящей резолюции;

с) рекомендацию по радиолокационным ответчикам, изложенную в приложении 3 к настоящей резолюции.

2. РЕКОМЕНДУЕТ правительствам-членам обеспечить, чтобы:

а) применение радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков соответствовало приложению 1 к настоящей резолюции;

b) радиолокационные маяки-ответчики соответствовали эксплуатационным требованиям, не ниже тех, которые содержатся в приложении 2 к настоящей резолюции;

с) радиолокационные ответчики соответствовали рекомендациям, которые содержатся в приложении 3 к настоящей резолюции.

3 . ОТМЕНЯЕТ резолюцию А.423(ХI) .

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НА МОРЕ РАДИОЛОКАЦИОННЫХ МАЯКОВ-ОТВЕТЧИКОВ И РАДИОЛОКАЦИОННЫХ ОТВЕТЧИКОВ

1.1 Неконтролируемое распространение радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков может вызвать значительное ухудшение изображения на экране судового навигационного радиолокатора и на экране САРП*, явиться причиной несовместимости устройств различного назначения или вызвать ряд модификаций экранов судовых радиолокаторов с целью приспособления их к постоянно совершенствующимися конструкциям радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков.

* В настоящей рекомендации "изображение на экране радиолокатора" включает изображение на экране САРП.

1.2 Во избежание такой возможности, были разработаны следующие рекомендации, касающиеся надлежащего применения радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков, в которых содержатся эксплуатационные требования к такому типу устройств, а также общие административные меры в отношении радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков.

1.3 Технические критерии и работа радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков являются похожими. Однако термины "радиолокационный маяк-ответчик" (ракон) и "радиолокационный ответчик", используемые в настоящей рекомендации, следует понимать в следующем значении:

.1 Радиолокационный маяк-ответчик (ракон) - приемопередающее устройство, установленное на неподвижном навигационном знаке, которое при приведении в действие радиолокатором запрашивающего судна, автоматически посылает характерный ответный сигнал, который может воспроизводиться на экране запрашивающего радиолокатора, обеспечивая расстояние, пеленг и опознавательные данные. Термины "радиолокационный маяк-ответчик" и "ракон" должны применяться только в указанном значении и включать в себя устройства, устанавливаемые в навигационных целях на неподвижных или на плавучих средствах, установленных в неподвижном положении. Сам ракон считается самостоятельным средством навигации, независимо от того, используется ли он отдельно или установлен на другом средстве навигационного ограждения (например, видимый знак).

.2 Радиолокационный ответчик - приемопередающее устройство, применяемое в морской службе радиоопределения, который автоматически начинает передачу после приведения его в действие зондирующим импульсом радиолокатора или когда передача начинается после команды с места. Передача может включать кодированный опознавательный сигнал и/или данные. Ответный сигнал может воспроизводиться на экране радиолокатора или на отдельном экране, или на них обоих в зависимости от назначения и содержания сигнала.

2. Основные эксплуатационные характеристики

2.1 Радиолокационные маяки-ответчики

2.1.1 Радиолокационный маяк-ответчик, используемый в морской радионавигационной службе*, является устройством, которое должно:

* В соответствии с Регламентом радиосвязи, морская радионавигационная служба - это радионавигационная служба, предназначенная для обслуживания и безопасной эксплуатации морских судов.

.1 приводиться в действие автоматически сигналом, излучаемым любым радиолокатором, работающим в соответствующей полосе частот; и

.2 передавать ответный сигнал сразу же после приема пускового импульса радиолокатора, который должен воспроизводиться на экране как часть обычного изображения запрашивающего радиолокатора.

2.1.2 Если в радиолокационном маяке-ответчике используется режим ответа по выбору пользователя, который позволяет пользователю включать и выключать отображения ответного сигнала на экране радиолокатора, в этом случае радиолокационный маяк-ответчик будет также:

.1 приводиться в действие автоматически сигналом, излучаемым радиолокатором, приспособленным для этой цели, работающим в соответствующей полосе частот с использованием режима ответа по выбору пользователя; и

.2 передавать ответный сигнал таким образом, чтобы он:

.2.1 был виден на экране радиолокатора в форме, отличной от обычной радиолокационной информации;

.2.2 был виден на экране радиолокатора или на другом экране без наличия другой информации;

.2.3 не был виден на экране радиолокатора.

2.1.3 В особых случаях, когда радиолокационный маяк-ответчик не используется по основному навигационному назначению, он может работать только в режиме ответа по выбору пользователя.

2.2 Радиолокационные ответчики

Радиолокационный ответчик - устройство, которое может обеспечивать:

.1 опознавание радиолокационной цели и усиление эхо-сигнала при условии, что такое усиление не будет значительно превосходить того, которое может быть достигнуто на экране радиолокатора запрашивающего судна или береговой станции при помощи пассивных средств;

.3 отображение ответных сигналов радиолокационного ответчика по выбору пользователя, либо наложением на нормальное радиолокационное изображение, либо с исключением помех и эхо-сигналов от других целей; и

.4 передачу информации, касающейся предупреждения столкновений или других опасностей, маневрирования, маневренных характеристик и т.д.

3. Практическое применение

3.1 Радиолокационный маяк-ответчик должен использоваться только для целей радионавигации, например для:

.1 определения расстояний и опознавания участков слаборазличимой береговой черты;

.2 опознавания отдельных участков береговой черты, расстояние до которых можно определить точно, но которые лишены заметных ориентиров;

.3 опознавания выбранных плавучих и береговых навигационных знаков;

.4 опознавания подходов к берегу;

.5 устройства предупреждения для указания временных навигационных опасностей и обозначения новых и не отмеченных на карте опасностей;

.6 обозначения мостов;

.7 обозначения створов;

.8 опознавания морских сооружений;

.9 обозначения важных особенностей в каналах.

3.2 Радиолокационные маяки-ответчики, используемые в местах, где отраженный от берега, льда или вследствие атмосферных явлений сигнал маяка-ответчика, по усмотрению заинтересованных администраций могут использовать режим ответа по выбору пользователя**.

* Радиолокационные маяки-ответчики не должны использоваться для улучшения обнаружения морских плавучих средств.

** Следует отметить, что для обеспечения совместимости режима ответа по выбору пользователя радиолокационных маяков-ответчиков с судовыми радиолокаторами, МККР на международном уровне изучаются эксплуатационные и технические характеристики. По завершению работы МККР должна быть рассмотрена необходимость включения факультативных требований к режиму ответа по выбору пользователя в соответствующем судовом оборудовании.

3.3 В том случае, когда существует эксплуатационное требование к ответчику, используемому в целях иных, чем радионавигация, должны использоваться радиолокационные ответчики. К таким требованиям, применяемым к радиолокационным ответчикам, относятся:

.1 опознавание определенных классов судов (судно-судно) и буксируемых средств;

.2 опознавание судов в СУДС и других береговых службах наблюдения;

.3 использование в операциях по поиску и спасанию;

.4 опознавание отдельных судов и передача данных;

.5 установление опорных точек для гидрографических целей.

4. Общие административные меры в отношении
радиолокационных маяков-ответчиков и радиолокационных ответчиков

4.1 На применение всех радиолокационных маяков-ответчиков должно быть получено разрешение Администрации или компетентных властей, ответственных за безопасность мореплавания. До получения разрешения или одобрения установки радиолокационного маяка-ответчика, должны быть приняты в расчет концентрация таких устройств в определенном районе и необходимость предотвращения ухудшения качества изображения на экранах судовых радиолокаторов.

4.2 За исключением случаев использования радиолокационных ответчиков для целей поиска и спасания (см. резолюцию А.530(13) ), на использование систем радиолокационных ответчиков, предназначенных для работы в полосе частот, используемых морскими радиолокаторами, должно быть получено разрешение Администрации. До получения такого разрешения должно быть учтено влияние таких излучений на судовые радиолокаторы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ К РАДИОЛОКАЦИОННЫМ МАЯКАМ-ОТВЕТЧИКАМ

1.1 Радиолокационные маяки-ответчики должны отвечать следующим минимальным эксплуатационным требования.

1.2 Радиолокационные маяки-ответчики должны быть в эксплуатационном отношении совместимы с судовым навигационным радиолокатором и САРП, которые соответствуют эксплуатационным требованиям, рекомендованным Организацией.

2. Рабочие частоты

2.1 Радиолокационные маяки-ответчики, предназначенные для работы на длине волны 3 см, должны обеспечивать возможность их запроса любым навигационным радиолокационным оборудованием, работающим на любой частоте между 9320 МГц и 9500 МГц, и излучать ответный сигнал на этой же полосе частот.

2.2 Радиолокационные маяки-ответчики, предназначенные для работы на длине волны 10 см, должны обеспечивать возможность их запроса любым навигационным радиолокационным оборудованием, работающим на любой частоте между 2900 МГц и 3100 МГц, и излучать ответный сигнал в той же полосе частот.

3. Характеристики настройки передатчика

Характеристики настройки передатчика должны быть такими, чтобы ответный сигнал маяка-ответчика мог воспроизводиться на экране* радиолокатора в различимой форме по меньшей мере один раз каждые две минуты.

* В настоящей рекомендации "изображение на экране индикатора" включает изображение на экране САРП.

4. Дальность действия

Дальность действия должна отвечать навигационным требованиям к радиолокационному маяку-ответчику в месте его расположения.

5. Характеристики ответного сигнала

5.1 По получении запросного сигнала радиолокационный маяк-ответчик должен начать передачу ответного сигнала с такой задержкой, чтобы разрыв между радиолокационной целью и ответным сигналом маяка-ответчика на индикаторе радиолокатора, как правило, не превышал 100 м. В некоторых случаях практическое применение радиолокационных маяков-ответчиков может допускать небольшое увеличение времени задержки. В таких случаях время задержки должно быть по возможности более коротким, и подробные сведения об этом должны быть опубликованы в соответствующих навигационных пособиях.

5.2 Длительность ответного сигнала должна равняться приблизительно 20 процентам максимальной дальности, требуемой для данного радиолокационного маяка-ответчика, или не должна превышать 5 миль, в зависимости от того, какая величина меньше. В некоторых случаях длительность ответного сигнала может быть отрегулирована так, чтобы соответствовать эксплуатационным требованиям к конкретному радиолокационному маяку-ответчику.

5.3 Передний фронт ответного сигнала должен быть достаточно крутым, чтобы обеспечить удовлетворительное определение расстояния.

6. Опознавательный код

6.1 Опознавательный код должен обычно представлять из себя знаки азбуки Морзе. Используемый опознавательный код должен быть указан в соответствующих навигационных пособиях.

6.2 Опознавательный код при использовании азбуки Морзе должен занимать полную длину ответного сигнала радиолокационного маяка-ответчика, разделенного на тире и точки в следующем соотношении: 1 тире равняется 3 точкам и 1 точка - 1 пробелу.

6.3 Код должен, как правило, начинаться с тире.

7. Режим ответа по выбору пользователя

7.1 В радиолокационном маяке-ответчике может использоваться режим ответа по выбору пользователя. При таком режиме радиолокационный маяк-ответчик должен, в дополнение к характеристикам ответного сигнала, изложенным в разделе 5 , иметь возможность излучать ответный сигнал после приема зондирующего импульса от радиолокатора, приспособленного для этой цели, использующего собственный режим ответа по выбору пользователя.

7.2 Характеристики зондирующего и ответного сигнала должны отвечать соответствующим рекомендациям МККР.

22.12.1 АРБ должен обеспечивать передачу УКВ-оповещения при бедствии. Конструктивно допускается совмещение в одном блоке с АРБ радиолокационного ответчика (РЛО), работающего на частоте 9 ГГц. РЛО должен соответствовать требованиям к радиолокационным ответчикам спасательных средств.

22.12.2 АРБ должен быть автоматического, свободно всплывающего типа и должен обеспечивать его проверку на борту судна без излучения сигнала оповещения о бедствии.

22.12.3 Источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы УКВ АРБ в течение по крайней мере 48 ч.

.1 сигналы оповещения при бедствии в системе ЦИВ должны передаваться на частоте 156,525 МГц, используя класс излучения G2B;

.2 относительная стабильность частоты не должна превышать ;

.6 должна быть использована частотная модуляция с предварительной коррекцией характеристик 6 дБ на октаву (фазовая модуляция) с модулированием поднесущей частоты;

.8 отклонение по частоте 1300 и 2100 Гц должно находиться в пределах Гц;

.10 индекс модуляции должен составлять .

22.13.1 Радиолокационный ответчик должен обеспечивать определение местоположения объектов, терпящих бедствие, путем передачи сигналов, которые на экранах радиолокационных станций будут представлены серией точек, расположенных на равном расстоянии друг от друга.

22.13.2 Радиолокационный ответчик должен отвечать требованиям 22.9.3.1- 22.9.3.4, 22.9.3.8 - 22.9.3.10, 22.9.3.12, 22.9.3.13, а также:

.1 быть оборудован визуальными и/или звуковыми средствами для определения нормальной работы, а также предупреждения терпящих бедствие о том, что радиолокационный ответчик запускается радиолокационной станцией;

.2 обеспечивать ручное включение и выключение. Могут быть предусмотрены средства автоматического включения. Если на судне проводится испытание с использованием радиолокационной станции, работающей на частоте 9 ГГц, работа радиолокационного ответчика должна быть ограничена до нескольких секунд, чтобы избежать помех другим судовым и авиационным радиолокационным станциям и чрезмерного расхода энергии источников питания;

.5 иметь гладкую наружную поверхность для предотвращения повреждения плавучего спасательного средства.

22.13.3 Радиолокационный ответчик должен иметь конструкцию, обеспечивающую работоспособность при температуре от -20 до +55°С. Он не должен повреждаться во время хранения при температурах от -30 до +65°С.

22.13.4 Высота установленной антенны ответчика должна быть, по крайней мере, на 1 м выше уровня моря. Для выполнения этого требования должны быть предусмотрены шест или другое устройство для размещения в кармане спасательной шлюпки или плота, а также иллюстрированная инструкция по монтажу радиолокационного ответчика.

22.13.5 Диаграмма направленности антенны в вертикальной плоскости и гидродинамические характеристики радиолокационного ответчика должны обеспечивать их реакцию на облучение поисковыми радиолокационными станциями в условиях сильного волнения моря. Диаграмма направленности антенны в горизонтальной плоскости должна быть в максимальной степени ненаправленной. Для передачи и приема должна использоваться антенна с горизонтальной поляризацией.

22.13.6 Радиолокационный ответчик должен нормально работать на расстоянии, по крайней мере, 5 морских миль при запросе радиолокационной станции, антенна которой установлена на высоте 15 м. Радиолокационный ответчик должен также нормально работать на расстоянии не менее 30 морских миль при запросе авиационной радиолокационной станции с мощностью импульса не менее 10 кВт, установленной на борту летательного аппарата, находящегося на высоте 1000 м.

22.13.7 На радиолокационный ответчик должна быть нанесена информация в объеме 22.9.6 (кроме 22.9.6.5) с учетом 22.9.8, а также название и позывной сигнал судна.

22.14.1 Устройства отделения и включения свободно всплывающего аварийного радиооборудования должны обеспечивать автоматическое его отделение от тонущего судна и автоматического включения.

.1 иметь такую конструкцию, чтобы механизм отделения срабатывал до достижения глубины 4 м при любой ориентации судна;

.3 быть изготовлено из коррозионно-стойких совместимых материалов так, чтобы предотвратить разрушение, которое может вызвать любое нарушение работы аппаратуры. Не допускается гальванизация или другие виды металлического покрытия частей устройства отделения;

.5 не подвергаться воздействию пресной и морской воды и нефти, или длительному воздействию солнечных лучей;

.6 быть способным обеспечивать нормальную работу после воздействия ударов, вибрации и других экстремальных условий окружающей среды, обычно имеющих место на верхней палубе судов;

.7 в случаях, когда судно находится в районах, где может произойти обледенение, иметь такую конструкцию, которая до минимума сводит образование льда и предотвращает его влияние на отделение радиооборудования, насколько это практически возможно;

.8 быть установлено таким образом, чтобы радиооборудование после отделения не задерживалось конструкциями тонущего судна;

22.14.3 Для радиооборудования, требующего наличия внешнего источника питания или ввода данных, или того и другого, устройства соединения не должны препятствовать отделению или включению радиоаппаратуры.

22.14.4 Должна быть предусмотрена проверка работоспособности автоматического устройства отделения с помощью простого метода без включения радиооборудования.

22.14.5 Должна быть предусмотрена возможность ручного отделения свободно всплывающего радиооборудования от механизма отделения.

Носимая УКВ радиостанция SAILOR SP3500

Носимая УКВ радиостанция SAILOR SP3500

1.В расписании по тревогам должны быть указаны лица, ответственные за доставку оборудования в спасательные шлюпки или плоты (рекомендуется указать и дублеров).

2.Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств (провести техзанятия с принятием зачета).

3.На каждом приборе (АРБ, SART и УКВ носимые радиостанции) должны быть сделаны водонепроницаемые наклейки с указание названия судна и позывных (на английском языке).

4.В месте расположения оборудования на переборке должна быть размещена стандартная маркировка на светопоглащающей пленке.

В месте расположения оборудования должна быть размещена схема использования данного прибора (плакаты), выполненная на светопоглощающей пленке. Аварийные радиобуи.

Аварийные радиобуи

Существуют три типа аварийных радиобуев (EPIRB - Emergency Position Indicating Radio Beacon):

АРБ системы КОСПАС/SARSAT;

АРБ системы INMARSAT;

АРБ УКВ диапазона.

Аварийные радиобуи (EPIRB) системы MT401FF и MT401FG

Аварийный радиомаяк EPIRB

Общие требования к АРБ:

1.АРБ должен автоматически включаться после свободного всплытия.

2.Установленный АРБ должен иметь ручное местное включение. При этом может быть предусмотрено дистанционное включение с ходового мостика, когда АРБ установлен в устройстве, обеспечивающем его свободное всплытие.

3.АРБ должен быть снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой светосилой 0,75 кд, автоматически включающейся в темное время суток.

4.АРБ должен выдерживать сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.

5.Устройство отделения АРБ должно обеспечивать его автоматическое отделение от тонущего судна на глубине 4 м при любой ориентации судна.

6.Источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы АРБ в течение, по крайней мере, 48 часов (источник питания АРБ INMARSAT должен обеспечивать работу передатчика сигнала тревоги при бедствии в течение 4 часов, если не предусмотрено встроенное устройство для автоматического обновления данных о местоположении).

7.На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи. Ее следует контролировать для своевременной замены батареи.

8.АРБ должны иметь функции проверки работоспособности. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного буя.

9.АРБ должен быть устойчивым к воздействию морской воды и нефти.

10.АРБ должен быть хорошо видимого желтого/оранжевого цвета и иметь полосы световозвращающего материала.

11.АРБ должен легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

12.АРБ должен быть оборудован соответствующими средствами защиты от несанкционированного включения. Работоспособность АРБ должна проверяться, по крайней мере, каждые три месяца, но не чаще одного раза в месяц.

При случайном включении АРБ выполнить следующую процедуру:

связаться с береговой охраной и известить ее о ложном сигнале тревоги;

вынуть АРБ из воды, примерно через 5 с АРБ выключится;

поставить переключатель АВТО/ВКЛ в положение АВТО;

поместить АРБ правильно в механизм отделения;

убедиться, что импульсная лампа прекратила мигание; если этого не произошло, необходимо вскрыть АРБ и отсоединить батарею.

Рекомендуется проводить следующее обслуживание:

выполнить внутреннее тестирование;

проверить крепежную скобу на различного рода повреждения;

проверить срок годности на гидростатическом механизме и на источнике питания;

выполнить расширенное тестирование при помощи дешифратора (выполняется специалистом);

заменить гидростатический механизм освобождения буя.

заменить источник питания (выполняет специалист).

не требуется ручной ввод координат;

глобальный охват всего земного шара.

в получении DISTRESS возможна задержка до 2 часов. АРБ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ INMARSAT-Е

АРБ спутниковой системы INMARSAT-Е обеспечивает передачу оповещений о бедствии через систему геостационарных спутников INMARSAT, находящихся на высоте 37500 км над землей и работающих в диапазоне 1,6 ГГц (L-диапазон).
Данный АРБ пригоден для судов, плавающих в районах А1÷А3.

В состав системы входят свободноплавающие спутниковые АРБ (возможно совмещение с радиолокационным маяком-ответчиком), геостационарные спутники и БЗС системы INMARSAT, а также дополнительная аппаратура приема и обработки информации на БЗС.

Данная система обеспечивает быстрое оповещение о бедствии (в пределах 2 минут при непрерывной мощности излучения АРБ 1 Вт), одновременный прием и обработку сигналов от 20 АРБ в течение 10 минут, обслуживает зону между 70-ми параллелями северной и южной широты.

Ретранслируемый через спутник сигнал АРБ принимается на БЗС, обрабатывается и передается в СКЦ, который принимает соответствующие действия по организации поиска и спасания.

Эксплуатационные требования к спутниковым свободно всплывающим АРБ INMARSAT-Е описаны в Резолюции IMO А.661(16).

в получении DISTRESS временной задержки практически нет.

требуется ручной ввод координат или подключение к GPS;

не охвачены широты выше 70 градусов. АРБ УКВ ДИАПАЗОНА

НЕДОСТАТОК: малая зона действия (до 30 миль).

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция

Носимая УКВ радиостанция двусторонней связи является оборудованием спасательных средств и обеспечивает связь на месте бедствия между плавучими спасательными средствами и судами-спасателями. Она может быть использована и для работы на борту судна на соответствующих частотах.

Vertex Standard VX-820 ATEX серия носимых УКВ радиостанций с повышенным уровнем взрывозащиты

Серия носимых УКВ Vertex Standard VX-820 ATEX

Эксплуатационные требования к УКВ - радиостанция подробно изложены в Резолюции ИМО A.605(15) от 19 ноября 1987 года, согласно которой на борту любого пассажирского судна (более 12 пассажиров) должно быть не менее трех УКВ радиостанций; на грузовом судне валовой вместимостью от 300 до 500 рег. тонн - 2, а 500 рег. т и более - 3 радиостанции, которые устанавливаются в таком месте, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот. В судовом расписании по тревогам должен указываться ответственный за вынос УКВ станций к спасательным средствам.

Эффективная излучаемая мощность передатчика должна быть не менее 0,25 Вт. Если излучаемая мощность превышает 1 Вт, предусматривается переключатель понижения мощности до 1 Вт и менее.
Источник энергии встраивается в аппаратуру. Он должен иметь достаточную мощность для обеспечения работы в течение 8 часов при повышенной номинальной мощности и 48 часов работы в режиме приема.
В качестве источника может использоваться: неперезаряжаемая батарея, имеющая срок хранения не менее двух лет, или аккумулятор. При использовании аккумулятора должна быть предусмотрена возможность обеспечения полностью заряженных элементов в случае аварийной ситуации с помощью зарядного устройства.

Обычно носимые УКВ радиостанции комплектуются двумя видами батарей: одна - литиевая, емкостью 5 А/часов; другая - никель-кадмиевая.
Первая имеет красный цвет, срок годности 5 лет и используется только в аварийной ситуации; вторая - перезаряжаемая для повседневного использования (при эксплуатации рекомендуется ее разряжать полностью, пока не засветится красный индикатор, с последующей зарядкой в специальном устройстве в течение около 14 часов - начинает мигать зеленая лампочка).

Радиолокационный маяк ответчик

Радиолокационный маяк ответчик

Радиолокационный маяк-ответчик (РЛМО, Search And Rescue Transponder - SART или просто транспондер) является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств в ГМССБ.

Радиолокационный маяк-ответчик (РЛМО) обеспечивает определение местоположения судов терпящих бедствие

Радиолокационный маяк-ответчик (РЛМО)

Основные требования к радиолокационному ответчику:

1.Должен обеспечивать ручное включение и выключение, индикацию в режиме готовности, иметь плавучий линь.

2.Выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 метров.

3.Быть водонепроницаемым на глубине 10 м не менее 5 минут.

4.Должен быть оборудован визуальными или звуковыми средствами для определения нормальной работы и предупреждения терпящих бедствия о том, что он приведен в действие радаром.

5.Иметь емкость батареи для работы в режиме ожидания - 96 часов, в режиме излучения - 8 часов (по истечении режима ожидания).

6.Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

7.РЛМО должен быть оборудован средствами защиты от непреднамеренного включения.

Эксплуатационные требования к РЛМО подробно изложены в Резолюции ИМО A.697(17) от 6 ноября 1991 года, согласно которой с 1 февраля 1995 года на борту любого пассажирского и грузового судна валовой вместимостью от 300 до 500 регистровых тонн должен находиться один транспондер, 500 рег. т и более - два РЛМО (по одному на каждом борту судна независимо от района плавания), которые устанавливаются в таких местах, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот. В судовом расписании по тревогам указывается ответственный за его вынос к спасательным средствам.

SART работает в диапазоне частот 9,2÷9,5 ГГц (трехсантиметровый диапазон работы РЛС). Ответчики могут быть плавающими, установленными на плавсредствах (возможно использование телескопической антенны для увеличения дальности обнаружения), совмещенными с АРБ.
Они обычно включаются (переходят в ждущий режим) после попадания в воду или вручную и начинают излучать ответный сигнал при облучении его приемного устройства импульсом судовой РЛС, работающей в данном диапазоне частот, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала. Сигнал РЛМО на экране радара индицируется серией точек (12 или 20 в зависимости от фирмы-изготовителя прибора), расположенных на равном расстоянии друг от друга в радиальном направлении от местоположения ответчика.

Высота установленной приемо-передающей антенны ответчика должна быть как минимум на 1 м выше уровня моря. При этом дальность обнаружения судовой РЛС (15 метров над уровнем воды) не менее 5 миль до SART, РЛС воздушного судна (самолет, вертолет), находящегося на высоте 1 км - 30 миль до SART.

При проведении на судне испытаний РЛО с использованием радара его работа должна быть ограничена до нескольких секунд, чтобы не создавать помех другим судам.

На судне SART обязательно должны иметь сертификаты Регистра морского судоходства. Краткие инструкции по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи указывается на наружной стороне РЛО.
В качестве источников питания используются литиевые элементы (экологически вредные), гарантийный срок эксплуатации которых не менее 5 лет при температурах от - 35 до +55 градусов, но замена батарей производится в срок, указанный в формуляре, в присутствии представителя Регистра.


Радиолокационный маяк ответчик (Search And Rescue Transponder – SART)является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств в ГМССБ.

Основные требования к радиолокационному ответчику:

1. Должен обеспечивать ручное включение и выключение, индикацию в режиме готовности, иметь плавучий линь.

2. Выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 метров.

3. Быть водонепроницаемым на глубине 10 м не менее 5 минут.

4. Должен быть оборудован визуальными или звуковыми средствами для определения нормальной работы и предупреждения терпящих бедствия о том, что он приведен в действие радаром.

5. Иметь емкость батареи для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов (по истечении режима ожидания).

6. Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.

7. SART должен быть оборудован средствами защиты от непреднамеренного включения.

SART работает в диапазоне частот 9,2-9,5 ГГц (трехсантиметровый диапазон работы РЛС). Ответчики могут быть плавающими, установленными на плавсредствах (возможно использование телескопической антенны для увеличения дальности обнаружения), совмещенными с АРБ. Они обычно включаются (переходят в ждущий режим) после попадания в воду или вручную и начинают излучать ответный сигнал при облучении его приемного устройства импульсом судовой РЛС, работающей в данном диапазоне частот, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала. Сигнал SART на экране радара индицируется серией точек (12 или 20 в зависимости от фирмы-изготовителя прибора), расположенных на равном расстоянии друг от друга в радиальном направлении от местоположения ответчика.

Дальность обнаружения судовой РЛС (15 метров над уровнем воды) не менее 5 миль до SART, РЛС воздушного судна (самолет, вертолет), находящегося на высоте 1 км – 30 миль до SART.

При проведении на судне испытаний РЛО с использованием радара его работа должна быть ограничена до нескольких секунд, чтобы не создавать помех другим судам.

Дежурные шлюпки

5.1.1 Общие требования

5.1.1.1 Если в настоящем разделе не предусмотрено иное, все дежурные шлюпки должны отвечать требованиям пунктов 4.4.1—4.4.7.4 включительно, 4.4.7.6, 4.4.7.7, 4.4.7.9, 4.4.7.10 и 4.4.9. Спасательная шлюпка может быть одобрена для использования в качестве дежурной шлюпки, если она отвечает всем нижеизложенным требованиям, успешно выдержала испытания согласно правилу 111/4.2, а ее установка на судне, спуск и подъем отвечают всем требованиям, предъявляемым к дежурной шлюпке.

5.1.1.2 Несмотря на требования пункта 4.4.4, на дежурных шлюпках необходимый плавучий материал может располагаться снаружи корпуса, при условии что материал надежно защищен от ударов и способен выдержать воздействие окружающей среды, упомянутое в пункте 5.1.3.3.

5.1.1.3 Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надутыми или комбинированного типа и должны:

.1 быть длиной не менее 3,8 и не более 8,5 м;

.2 обеспечивать размещение, по меньшей мере, пяти человек на местах для сидения и одного -в положении лежа на носилках. Несмотря на ^ требования пункта 4.4.1.5, все сидящие, за исключением рулевого, могут размещаться на настиле днища шлюпки с учетом условий, предусмотренных в пункте 4.4.2.2.2 и на рис. 1, но при этом изменяется расстояние для вытянутых ног до 1190 мм. Никакая часть посадочного места не должна приходиться на привальный брус, транец или на бортовые трубы плавучести.

5.1.1.4 Дежурные шлюпки комбинированного типа должны отвечать соответствующим требованиям данного раздела к удовлетворению Администрации.

5.1.1.5 Если дежурная шлюпка не имеет достаточной седловатости, она должна быть оборудована носовым закрытием, простирающимся не менее чем на 15% ее длины.

5.1.1.6 Дежурные шлюпки должны быть способны маневрировать при скорости по меньшей мере 6 узлов и сохранять эту скорость в течение не менее 4 ч.

5.1.1.7 Дежурные шлюпки должны обладать достаточной мобильностью и маневренностью на волнении для спасания находящихся в воде людей, сбора спасательных плотов и буксировки самого большого из имеющихся на судне спасательных плотов, нагруженного полным комплектом людей и снабжения или его равноценной замены, со скоростью не менее 2 узлов.

5.1.1.8 Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарным двигателем или подвесным мотором. Если она оборудована подвесным мотором, то руль и румпель могут быть частью двигателя. Несмотря на требования пункта 4.4.6.1, дежурные шлюпки могут оборудоваться бензиновыми подвесными моторами с одобренной топливной системой, при условии что топливные баки специально защищены от пожара и взрыва.




5.1.1.9 Дежурные шлюпки должны быть оборудованы стационарными приспособлениями для буксировки, обладающими достаточной прочностью для сбора или буксировки спасательных плотов как требуется пунктом 5.1.1.7.

5.1.1.10 Если специально не предусмотрено иное, каждая дежурная шлюпка должна быть оборудована эффективным средством откачки воды или быть самоосушающейся.

5.1.1.11 Дежурные шлюпки должны быть оборудованы непроницаемыми при воздействии моря устройствами для хранения мелких предметов снабжения.

5.1.2 Снабжение дежурных шлюпок

5.1.2.1 Все предметы снабжения дежурной шлюпки, за исключением отпорных крюков, которые должны храниться незакрепленными для отталкивания дежурной шлюпки, должны быть закреплены внутри дежурной шлюпки найтовами, храниться в ящиках или отсеках, устанавливаться на кронштейнах и подобных им крепежных приспособлениях, либо быть закреплены другим соответствующим способом. Снабжение должно быть закреплено так, чтобы оно не создавало помех при спуске и подъеме дежурной шлюпки. Все предметы снабжения дежурной шлюпки должны быть, насколько это возможно, небольшими по размеру и легкими, а также в удобной и компактной упаковке.

5.1.2.2 Обычное снабжение каждой дежурной шлюпки должно включать:

.2 плавучий черпак;

.3 нактоуз с надежным компасом, светящимся или снабженным соответствующим средством освещения;

.4 плавучий якорь с ниралом, если предусмотрен, и дректовом достаточной прочности длиной не мене? 10 м;

.5 фалинь достаточной длины и прочности, прикрепленный к разобщающему устройству, отвечающему требованиям пункта 4.4.7.7 и расположенный в районе носовой оконечности дежурной шлюпки;

.6 один плавучий линь длиной не менее 50 м, обладающий достаточной прочностью для буксировки спасательного плота в соответствии с требованиями пункта 5.1.1.7;

.7 один водонепроницаемый электрический фонарь, годный для сигнализации по азбуке Морзе, с одним запасным комплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке;

.8 один свисток или другой равноценный звуковой сигнал;

.9 аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке, которая после вскрытия может быть снова плотно закрыта;

.10 два плавучих спасательных кольца, прикрепленных к плавучему линю, длиной не менее 30 м:

.11 прожектор с горизонтальным и вертикальным сектором луча, по меньшей мере, 6° и измеренной интенсивностью света 2500 кд, который способен непрерывно светить не менее 3 ч;

.12 эффективный радиолокационный отражатель;

.13 теплозащитные средства, отвечающие требованиям раздела 2.5, в количестве, достаточном для 10% числа людей, допустимого к размещению на дежурной шлюпке, или двух, смотря по тому, что больше; и

.14 переносной огнетушитель одобренного типа; пригодный для тушения горящей нефти *.

5.1.2.3 В дополнение к снабжению, требуемому пунктом 5.1.2.2, обычное снабжение каждой жесткой дежурной шлюпки должно включать:

.1 отпорный крюк;

.3 нож или топор.

5.1.2.4 В дополнение к снабжению, требуемому пунктом 5.1.2.2, обычное снабжение каждой надутой дежурной шлюпки должно включать:

.1 плавучий нож в безопасном исполнении;

.3 эффективные ручные мехи или насос;

.4 комплект ремонтных принадлежностей в соответствующей упаковке для заделки проколов;

.5 отпорный крюк в безопасном исполнении.

5.1.3 Дополнительные требования к надутым дежурным шлюпкам

5.1.3.1 Требования пунктов 4.4.1.4 и 4.4.1.6 к надутым дежурным шлюпкам не применяются.

5.1.3.2 Надутая дежурная шлюпка, когда она подвешена на стропе или подъемном гаке, должна:

.1 обладать достаточной прочностью и жесткостью, чтобы ее можно было спускать и поднимать с полным комплектом людей и снабжения;

.2 обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать нагрузку в четыре раза превышающую массу ее полного комплекта людей и снабжения при температуре окружающей среды 20±3°С и при заглушенных предохранительных клапанах;

.3 обладать достаточной прочностью, чтобы выдерживать нагрузку в 1,1 раза превышающую массу ее полного комплекта людей и снабжения при температуре окружающей среды –30°С, когда все предохранительные клапаны действуют исправно.

5.1.3.3 Конструкция надутых дежурных шлюпок должна быть такой, чтобы они были способны выдерживать:

.1 хранение на открытой палубе судна в море;

.2 нахождение на плаву в течение 30 суток при любых условиях моря.

5.1.3.4 В дополнение к требованиям пункта 4.4.9, на надутые дежурные шлюпки должны быть нанесены серийный номер, наименование их изготовителя или торговая марка и дата изготовления.

5.1.3.5 Плавучесть надутой дежурной шлюпки должна обеспечиваться либо одной трубой плавучести, разделенной по меньшей мере на пять отдельных отсеков примерно равного объема, либо двумя отдельными трубами плавучести, каждая объемом, не превышающим 60% их общего объема. Трубы плавучести должны быть устроены так, чтобы неповрежденные отсеки могли поддерживать на плаву допустимое к размещению на дежурной шлюпке число сидящих в нормальном положении людей массой 75 кг каждый, с положительным надводным бортом по всему периметру дежурной шлюпки при следующих условиях:

.1 спущен один передний отсек плавучести;

.2 полностью утрачена плавучесть с одного борта; и

.3 полностью утрачена плавучесть с одного борта и носового отсека.

5.1.3.6 Трубы плавучести, образующие борта надутой дежурной шлюпки, должны в надутом состоянии обеспечивать объем не менее 0,17 м^3 на каждого человека из числа людей, допустимого к размещению на дежурной шлюпке.

5.1.3.7 Каждый отсек плавучести должен быть оборудован невозвратным клапаном для надувания его и выпуска воздуха вручную. Должен быть предусмотрен также предохранительный клапан, если Администрация не сочтет его наличие необязательным.

5.1.3.8 На нижней поверхности днища и уязвимых местах наружной поверхности надутой дежурной шлюпки должны быть предусмотрены усиленные полосы, отвечающие требованиям Администрации.

5.1.3.9 Если имеется транец, он не должен вдаваться в корпус более чем на 20% наибольшей длины дежурной шлюпки.

5.1.3.10 Должны быть предусмотрены соответствующие пластыри для крепления фалиней в носу и корме, а также спасательных лееров, закрепленных с провесами внутри и снаружи шлюпки.

5.1.3.11 Надутая дежурная шлюпка должна постоянно находиться в полностью надутом состоянии.

Читайте также: