В россии первые суда двигавшиеся по рекам против течения создал кто

Обновлено: 07.05.2024

К великой радости многих, по российским рекам однажды задымили пароходы, полностью вытесняя парусный и весельный флот.

Пресловутые бурлаки перестали тревожить сердца любителей живописи и простого народа.

Правда для этого понадобилось немало времени.

Первой ласточкой с дымящейся черной трубой возносящейся над палубой на семи-метровую высоту оказалось деревянное судно, построенное на Санкт-Петербургской верфи, принадлежавшей шотландцу Чарльзу Берду.

Четыре лошадиные силы позволили совершить кораблю с громким именем "Елизавета" свой первый рейс до Кронштадта с тринадцатью пассажирами на борту.


Произошло это в ноябре 1815 года.

Правильный ответ - 1815


Первый пароход Российской империи "Елизавета" был построен на петербургском металлообрабатывающе­ м заводе его владельцем Карлом Бердом.

Двигатель делал 40 оборотов в минуту, а в середине "большой лодки" возвышалась железная труба диаметром около 30 см и высотой свыше семи метров.

Пресса писала: " . изобретение обещает отечеству несравненную пользу и, возможно, сделает эпоху в нашем судоходстве".

Россия не была страной, которая построила самый первый пароход в мире, это было сделано совсем в другой стране. Данное изобретение коренным образом изменило кораблестроение, его возможности, скорость передвижения, безопасность.

Конечно, Россия не могла остаться в стороне от такого важного изобретения, ведь она всегда была морской и речной державой. Поэтому в ней тоже началось строительство пароходов сначала с помощью иностранных специалистов, затем появилась своя индустрия кораблестроения. Первый пароход назывался "Елизавета". Ему было очень далеко до современных лайнеров, но он поражал воображение современников тогда.

Посмотрите на это маленькое судно с огромной, до неба трубой, из которой валит чёрный дым. Это и есть


который 205 лет тому назад впервые был спущен на воду. А отмечаться это событие будет 3 ноября нынешнего, 2020 года, дня, когда им был совершён первый рейс из Санкт-Петербурга в Кронштадт.

Этот первый, деревянный корабль - длиной в 7 сажен и шириной в 3 сажени, с металлической трубой диаметром около 30 см и высотой 7,6 м, которая ещё и выполняла функцию мачты для постановки парусов, был построен шотландским механиком, обер-бергмейстер 7-го класса Чарльзом Бердом на принадлежавшем ему заводе в Санкт-Петербурге.

Так, что будет осенью в Северной столице праздник!

Поэтому неспроста в сегодняшней викторине и прозвучал этот интересный вопрос.

Первенство в этом отношении принадлежит вовсе не России. Самый первый пароход был построен вовсе не здесь. Однако, Россия тоже решила не отставать и на берегах российских рек впервые услышали гул паровой машины и дым, выходящий из трубы и расстилающийся над водой.

Первым пароходом, построенным на территории России, стал пароход "Елизавета", построенный на заводе Чарльза Берда. Судно было торжественно спущено на воду в присутствии членов царской семьи и при большом скоплении народа. В длину пароход был более 18 метров, в ширину примерно четыре с половиной. В качестве двигателя была установлена паровая машина Джеймса Уатта. С помощью машины приводились в действие бортовые колеса, а топилась она обычными дровами. Судно показало хорошие ходовые качества.

Свой первый успешный рейс судно совершило от Санкт-Петербурга до Кронштадта.


Создатели викторины предлагают нам ответить на хитрый вопрос, в каком году это произошло, в каком году судно было достроено, спущено на воду и совершило свой первый рейс. Варианты предлагают такие:


История любого изобретения играет большую роль в продвижении человечества по пути прогресса. Особое значение люди отдают появлению пароходов и это справедливо, потому что с этого момента водный транспорт стал быстрее и мощнее в разы и развитие цивилизации поднялось на новый уровень.

  • Так кто же был первым?
  • Как покорялись океаны
  • Принцип устройства
  • О начале Российского пароходства
  • Основные вехи развития пароходов в России
  • Видео: Современные пароходы

Классовое имя-наречение

В качестве движителя пароходов первоначально использовались гребные колёса (если не брать в расчёт первых опытов Джона Фитча с вёслами, приводимыми в движение паровой машиной). Гребные колёса могли располагаться по бортам в районе мидель-шпангоута или за кормой. К XX веку гребные колёса вытеснил более прогрессивный гребной винт. В качестве энергоносителя в паровых машинах пароходов первоначально использовался уголь, позже нефтепродукты (мазут).

В настоящее время поршневые пароходы (суда с поршневой паровой машиной) не строятся, хотя некоторые ещё находятся в эксплуатации.

Пароходы, в отличие от паровозов, могут использовать конденсацию пара для снижения давления на выходе из цилиндров, что существенно повышает КПД судовой паровой машины. Кроме того, на пароходах могут применяться более эффективные водотрубные котлы по сравнению с жаротрубными, устанавливаемыми на паровозы, а максимальная мощность паровых машин примерно до середины 1970-х превосходила максимальную мощность дизельных двигателей. Кроме того, пароходы совсем непривередливы к сортности и качеству топлива. Поэтому строительство пароходов продолжалось значительно дольше (по крайней мере до 1980-х годов), чем строительство паровозов (которое прекратилось в конце 1950-х годов). В настоящее время поршневые пароходы уже не строятся, хотя достаточное большое их количество ещё находятся в эксплуатации, но это относится к морским судам. Речные пароходы прекратили строиться значительно раньше и массово списывались в связи с моральным и физическим устареванием. По этой причине действующих речных пароходов во всем мире осталось всего несколько десятков.

Так кто же был первым?

Пароход Фултона

Ещё один первый пароход

А вот Роберта Фултона подобная участь не коснулась. Его пароход в своё первое плаванье пошёл чуть ли под улюлюканье зевак на пристани, все ждали, что он потонет или остановится, но судно быстро удалялось от берега и, обгоняя все лодки и парусники по пути, всё убыстряло ход. Для того времени скорость в 5 узлов для водного транспорта была фантастикой.

Стоя на палубе своего парохода Роберт Фултон, понимал, что свершается чудо и пар, как движитель для кораблей, отныне будет заменять парус и флот станет совсем другим.

История создания

Идея использовать пар в механике была высказана еще в I веке н.э. греческим ученым Героном Александрийским, но первый паровой котел был изобретен только в конце 17 века.

Через 365 метров двигатель у парохода сломался, а маркизу пришлось отказаться от своей деятельности — ему не удалось найти инвесторов для своего изобретения.

В 1787 году сразу два американских изобретателя продемонстрировали свои паровые судна — Джеймс Рамси и Джон Фитч.

Более того, через три года паровая лодка, созданная Фитчем и Генри Фойгтом, целое лето курсировала между Филадельфией и Берлингтоном. Но и здесь коммерческая составляющая оказалась сильнее научной — проект был закрыт.

Как покорялись океаны

Принцип устройства

В дальнейшем все пароходы конструировались по похожему принципу. Гребные винты устанавливались на едином валу с паровой машиной. Были и другие пароходы — с турбинами, они имеют привод через редуктор или турбина приводится в движение посредством электрической передачи, называются турбоходами и тоже имеют свою историю от тихоходных турбин до скоростных.

Самый старый пароход

В настоящее время пароходы уже не строятся, их заменили теплоходы. И тем не менее кое где можно найти раритеты.

Кто изобрел первый пароход-6

В России и СССР


Первые волжские пароходы принадлежали Всеволоду Всеволожскому, который в 1817 году лично совершил поездку на одном из них в Казань. Конструктором одного из судов являлся Пётр Соболевский.
Сохранились и технические характеристики этих судов: один пароход был длиною 15,7 метра, шириной 4,2 метра, высота борта 2,1 метра при паровой машине мощностью 6 лошадиных сил; другой пароход был длиной 30,6 метра, шириной 6,9 метра с высотой борта 2,6 метра при мощности парового двигателя 36 л. с. Экипаж обоих судов составлял 21 человек.

О начале Российского пароходства

Известные пароходы

Основные вехи развития пароходов в России

Первый пароход

Затем в деле пароходства в России наступает сезон затишья. Это случилось потому, что на всех реках ходили суда на конной тяге, работали бурлаки, традиционная технология перемещения грузов по водному пути побеждала и уничтожала стремление к новому. Но коммерческие интересы бизнеса всё больше требовали ускорения движения и увеличения перевозки объёмов грузов, а это можно было сделать только при условии включения в грузоперевозки судов на паровой тяге. Купцы и промышленники были готовы к тому, чтобы создавать речной флот, тормозом оказалось общественное мнение, люди считали пароходство несерьёзным занятием, в том числе и чиновники, от которых зависело движение по пути созидания.

Изменилось положение через четверть века. К середине 19 столетия судостроительная отрасль стала расти стремительными темпами. Исторические данные свидетельствуют о том, что к 1850 году по русским рекам ходили уже около полтораста пароходов. К этому времени стали открываться акционерные общества и верфи на Волге, на Каме, в Северо-Двинском регионе, в Сибири. Этот факт способствовал активной промышленной деятельности и росту городов по Волге и в Сибири, освоению природных богатств этих земель и увеличению народонаселения на окраинах России.

Таким образом, появление первого парохода в Америке на реке Гудзон можно считать событием мирового масштаба и позитивным моментом для нового витка развития мировой цивилизации.

Сохранившиеся исторические пароходы

Большим флотом исторических колёсных пароходов располагает Швейцария. Пять таких пароходов работают на Фирвальдштетском озере, пять на Женевском озере (пароходство Compagnie générale de navigation sur le lac Léman), два на Цюрихском озере и по одному на Бриенцском, Тунском и Боденском озёрах (пароход Боденского озера SD Hohentwiel сейчас ходит под австрийским флагом).

На австрийском озере Траунзе действует колёсный пароход Gisela 1871 года постройки. Другой австрийский колёсный пароход, Schönbrunn (1912 год постройки), курсирует по австрийской части Дуная.

В США исторические колёсные пароходы используются на реке Миссисипи. В отличие от европейских, эти вместо боковых используют кормовые колёса.

Пароход Diesbar (1884 год постройки) на Эльбе рядом с Дрезденом

Колёсный пароход в США на Миссисипи

Пароход Stadt Rapperswil, Цюрихское озеро, Швейцария

Пароход с колёсами по бортам на Дунае

Видео: Современные пароходы

В наши дни пароходы популярны в основном у энтузиастов. Смотрите на видео.

Интересные факты

Конструкция двигателя атомоходов похожа на конструкцию двигателя паротурбохода — в большинстве судовых атомных энергетических установок (впрочем, и не только судовых АЭУ) турбина приводится в движение паром, который создаётся в парогенераторе путём нагревания воды, но нагрев осуществляется не за счёт сжигания органического топлива (уголь, мазут), а за счёт выделения тепловой энергии в процессе распада ядерного топлива. Это делает атомоходы (кроме атомных турбоэлектроходов) разновидностью пароходов, ключевой особенностью которых является использование энергии ядерных реакций.

Пароход в искусстве


В филокартии

Кол-во блоков: 19 | Общее кол-во символов: 19192
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

Читайте также: