Грузовые суда россии список

Обновлено: 20.05.2024

По назначению суда делятся на две основные группы: транспортные и технические. Транспортные – это грузовые, пассажирские и буксирные, которые приводят в движение несамоходные плавучие средства. Технические – это плавсредства обеспечивающие безопасность движения по внутренним водным путям, а также лоцманские, плавучие магазины, причалы и понтоны.

Компания ОАО "Белсудопроект" спроектирует речные суда любого назначения (от небольших яхт и катеров для частного пользования, до барж-площадок и земснарядов для технических нужд).
Примеры наших работ смотрите в разделе "Наши проекты".

По способу поддержания на воде

Они бывают следующих разновидностей: на воздушной подушке, на подводных крыльях, глиссирующие с плоским днищем и двухкорпусные катамараны.

По способу передвижения

Бывают самоходные (способные двигаться самостоятельно с помощью силовой установки), несамоходные или буксируемые, и стояночные. К стояночным относятся понтоны, дебаркадеры, то есть все средства, которые стоят без движения.

По району плавания

Плавательные средства двух видов: для внутреннего и смешанного судоходства. Для смешанного плавания применяют суда типа река-море.

По типу двигателя

По типу двигателя бывают модели с двигателем внутреннего сгорания и дизель — электрическим. Атомоходы и парусный флот во внутренних водных путях не применяются.

По типу движителя

По способу движителя плавательные средства бывают винтовые (в качестве движителя используют винт). До сих пор применяются системы с колесными движителями, а также водометные, крыльчатые и воздушные (с воздушной подушкой).

По материалу корпуса

Для самоходных плавсредств корпуса изготавливаются из металла. Катера могут изготавливаться из стеклопластика. Мелкие лодки и карбасы делают из дерева. А стояночные средства: дебаркадеры, плавпричалы изготавливают с железобетонными корпусами.

Технические речные суда – классификация

ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕЧНЫЕ СУДА

Технический водный речной транспорт предназначен для обеспечения безопасности движения по внутренним водным путям. Условно классифицируются на группы: для техобслуживания портов и транспортного флота, для работ по обеспечению безопасности судоходных путей, для добывания и перевозки строительных материалов, специального назначения.

Кроме того, по назначению выделяют следующие группы: вспомогательные, земснаряды, обслуживающие, суда для обстановки, специальные.

Вспомогательные суда

Они предназначены для обслуживания транспортного флота, обеспечения его безостановочного движения. Для безопасной проводки в опасных для плавания местах применяют лоцманское сопровождение. Доставку лоцмана на борт производят лоцманские катера.

При швартовке в портах в стесненных условиях, а также при отходе от причала используют помощь от портовых и рейдовых буксиров. Противопожарные и спасательные катера применяются при возникновении на борту аварийной ситуации или пожара.

Заправка, снабжение и очистка от грязных вод производится на ходу с помощью специальных судов: очистных станций, бункеровщиков воды и топлива, а для связи с берегом при необходимости, можно вызвать служебно-разъездной катер. Для продления навигации и вскрытия льдов применяют речные ледоколы.

Данный тип используется для обеспечения необходимой глубины судоходного пути для обеспечения безопасного движения. Когда дно реки песчаное или песчано-гравийное, то для работ по дноуглублению применяют землесосные снаряды или землечерпалки. Это могут быть многочерпаковые или одночерпаковые штанговые снаряды, снаряды грейферного типа.

Для разработки скальных грунтов применяют скалодробильные устройства. Для очистки фарватера от нагромождений применяют плавучие краны и русло-выправительные агрегаты.

Обслуживающий флот

Мотозавозни производят переустановку якорей землесосов, а грунтоотвозная шаланда осуществляет перевозку поднятой земснарядов пульпы к месту отвала. Мусоросборщики производят сбор отходов с плавательных средств, а также загрязненных подсланевых вод.

С помощью плавучих перегружателй выполняется выгрузка песка из барж на берег. А при возникновении каких-либо неисправностей, для устранения к борту могут подойти специальные плавмастерские.

Обстановочные суда

Их главная функция – это слежение за глубинами судового хода, установкой буев и бакенов для навигационного ограждения, за гидрологическим состоянием рек. К ним относятся: промерные, тральные, буевницы, специальные катера для постановки буев, лодки для наблюдения за экологической обстановкой водного пути и обстановочные многофункциональные катера.

Специальные технические

К судам специального назначения относятся те, которые должны постоянно стоять у берега, служить как причалы, для удовлетворения хозяйственных потребностей. К ним относятся: дебаркадеры и плавучие причалы, брандвахты для отдыха экипажа земснарядов, плавучие гостиницы, где все оборудовано для приема гостей. Для обслуживания проходящего грузового водного транспорта используются плавмагазины, а для перевоза крупногабаритных грузов несамоходные понтоны.

Транспортные речные суда – классификация

ТРАНСПОРТНЫЕ РЕЧНЫЕ СУДА


ТРАНСПОРТНЫЙ РЕЧНОЙ ФЛОТ

Транспортный флот это основа всего речного транспорта, он предназначен для перевозки грузов и пассажиров. Немалый объем в общем грузообороте занимают пассажирские перевозки.

Пассажирский водный транспорт

В зависимости от назначения и продолжительности поездки пассажирские суда классифицируют на 4 группы: для длительных поездок, для пригородных, для местных и для передвижения внутри города.

К пассажирскому транспорту относятся также паромы и плавучие дома. Паромы используют в тех местах, где нет мостов. Они предназначены для транзита пассажиров, автомобилей и прочего багажа с одного берега на другой. Транспортные средства размещаются на палубе, а пассажиры в надстройке.

Грузовой водный транспорт

Грузовой флот осуществляет основную транспортировку на внутренних водных путях и с выходом в море, для речного транспорта со смешанным районом плавания. Речной транспорт производит перевоз наливных (танкера) и других грузов (сухогрузные), на самоходных и несамоходных (баржах) транспортных средствах.

Сухогрузные самоходные суда или грузовые теплоходы

Теплоходы применяются для транспортировки леса, различных насыпных материалов: уголь, цемент, зерно, строительные материалы. Немалую долю в общем объеме перевозок составляют штучные вещи: автомобили, контейнеры, различные станки и оборудование машиностроительной отрасли и многое другое.

Грузовые трюмы могут закрываться специальными люками или быть открытыми. Теплоходы с открытыми трюмами применяют для транзита грузов не боящихся намокания.

Для уменьшения времени стоянки во время разгрузки применяют теплоходы-площадки. Они не имеют трюмов, а весь груз размещается на грузовой палубе.

Для транспортировки скоропортящихся продуктов используют теплоходы с закрытыми трюмами, оборудованные рефрижераторными установками. Они способны поддерживать в течение рейса определенную температуру, обеспечивающую сохранность.

Кроме того для перевоза некоторых вещей применяют теплоходы специального назначения: автомобилевозы, контейнеровозы и цементовозы.

Несамоходные сухогрузные суда, баржи

Грузоподъемность такого транспорта от 200 до 4500 тонн. По оснащению грузовых трюмов они могут быть открытого и закрытого типа. Широко используются баржи площадки и баржи тентового типа. Для уменьшения стоимости перевоза, они формируются в секционный состав и буксируются одним буксиром толкачем.

Еще один вид, это саморазгружающие баржи, их выгрузка производится способом кренования. Бункерные баржи используются для транспортировки леса, а также песка и гравия, который добывается со дна рек. Помещений для экипажа на них нет, для замены руля установлены стабилизаторы.

Наливные суда, танкера

Танкера используются для жидких и газообразных веществ: нефть, топливные смеси, мазут, а также воду, молоко. Танкера для транспортировки нефтепродуктов в зависимости от перевозимых грузов и пожарного оборудования бывают 2-х категорий: для продуктов с температурой вспышки до 45º С, для продуктов повышенной вязкости.

Немалый объем от перевозок жидких грузов занимают несамоходные наливные танкера, баржи. Требования по безопасности к наливным несамоходным танкерам такие же, как и к самоходным.

Речные танкера обычно изготавливают универсальными, чтобы они могли перевозить любые наливные вещества, только при транзите другого вида груза необходимо произвести зачистку.

Толкачи-буксиры

На реках они в основном буксируются толканием, кроме плотов, которые буксируются на тросе. В зависимости от назначения они могут быть буксирами плотоводами, буксиры для сухогрузных и наливных барж и буксиры для толкания составов.

По условиям применения буксиры бывают рейдовые, местные и транзитные. А по времени работы – линейные, местные и шлюзовые.

Морские сухогрузные транспортные суда. Каталог

Ленинград, "Транспорт", 1985, 550 с. В каталог внесены основные технико-эксплуатационные характеристики головных судов серийной и единичной постройки вместимостью более 100 брт по состоянию на 01.01.1982

Бронников А.В. Морские транспортные суда. Основы проектирования

  • формат pdf
  • размер 9.41 МБ
  • добавлен 02 июля 2010 г.

Ваганов А. Общее устройство судов

  • формат djvu
  • размер 2.81 МБ
  • добавлен 28 ноября 2011 г.

Учебное пособие. Л.: Судостроение, 1965. - 266 с. В книге достаточно полно описываются устройство судна и их мореходные и эксплуатационные качества. Приведена классификация судов по общим признакам, и по их назначению. Описаны транспортные суда, суда промыслового и торгового флота, служебно-вспомогательные и технические суда. Дано полное описание якорному, швартовому, грузовому, спасательному и др. устройствам. Для студентов судостроительных сп.

Власов А.А. Речные водометные суда

  • формат djvu
  • размер 2.21 МБ
  • добавлен 09 марта 2010 г.

М.: Речной транспорт, 1962. - 158с. Дано описание различных типов водометов и изложена теория и расчет водометных движителей для речных судов. Глава I. Принцип действия, гидравлические схемы и особенности конструкции водометных движителей и реверсивно-рулевых устройств. Глава II. Транспортные водометные суда. Глава III. Грузовые водометные суда. Глава IV. Технические водометные суда. Глава VI. О присасывании водометных судов. Глава VII. Перспекти.

Мирошниченко И.П. Морские сухогрузные суда открытого типа

  • формат djvu
  • размер 2.67 МБ
  • добавлен 27 ноября 2011 г.

М.: Морской транспорт, 1962 - 220с В книге дано обобщение опыта работы по изысканию и технико-экономическому обоснованию сухогрузных судов открытого типа в ЦНИИМФ, в проектных организациях и зарубежом. На основе критического анализа характеристик построенных судов изложены требования которым должны удовлетворять большегрузные и среднетоннажные суда универсального назначения.

Мирошниченко И.П. Морские сухогрузные суда открытого типа

  • формат pdf
  • размер 4.85 МБ
  • добавлен 17 мая 2010 г.

В книге дано обобщение опыта работы по изысканию и технико-экономическому обоснованию сухогрузных судов открытого типа в ЦНИИМФ, в проектных организациях и зарубежом. На основе критического анализа характеристик построенных судов изложены требования которым должны удовлетворять большегрузные и среднетоннажные суда универсального назначения.

Морские наливные транспортные суда. Каталог

  • формат pdf
  • размер 9.83 МБ
  • добавлен 28 апреля 2011 г.

Ленинград, "Транспорт", 1987, 191 с. В каталоге приведены основные технико-эксплуатационные характеристики судов серийной и единичной постройки вместимостью более 500 брт по состоянию на 01.01.1983

Прорешный А.М. (ред.), Морские суда (краткий справочник). Основные данные по типовым судам министерства морского флота

  • формат djvu
  • размер 10.76 МБ
  • добавлен 12 января 2012 г.

Ленинград: ЦПКБ-1, 1956. - 292 с. В справочнике приведены краткие эксплуатационно-технические характеристики 64-х типов судов ММФ СССР.

Труб M.С. Промысловые плавучие базы. Проектирование и конструкция

  • формат pdf
  • размер 5.82 МБ
  • добавлен 31 июля 2010 г.

ЦНИИ им акад Крылова. Иностранное судостроение в 1964-1969г.г. Морские транспортные суда

  • формат djvu
  • размер 2.55 МБ
  • добавлен 27 ноября 2011 г.

Л.: Судостроение, 1969 - 233с Содержит обзор и анализ состояния, строительства и перспектив развития иностранных морских транпортных судов. Для специалистов кораблестроения.

Чижиумов С.Д. Примеры конструкций судов : Учеб. пособие

  • формат doc
  • размер 11.6 МБ
  • добавлен 17 октября 2010 г.


27.09.2018 admin Сухогрузы

Описание. ГТ и СТ — общие серийные названия небольших
сухогрузных судов различных типов (пр. 276, 2760, 27-410, 765, 765А, 765 р.ф., 585, 821, 898, 898А,
898Б, 926, 932, 912А, 912Б, 912В, 912И/П, 912М, 81360, 81365 и другие). Суда широко различаются по времени постройки
и эксплуатационным характеристикам. Название серии ГТ означает грузовой теплоход, СТ —
сухогрузный теплоход. Название и нумерация некоторых старых серий изначально зависели от
пароходств и принятых в них общих нумераций грузовых судов; нумерация более поздних серий, как
правило, определяет грузоподъемность судов.

Проекты 276 и 2760. 700-тонные суда немецкой постройки, имеющие четыре трюма с
люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Проект 2760 —
модификация, отличающаяся обновленной надстройкой и кормовой частью корпуса. Суда строились с
1949 (пр. 276) и с 1955 (пр. 2760) по 1968 гг.; всего построено 120 единиц. Судам присваивались
названия в честь рек СССР и серийные названия СТ с номерами семисотой и восьмисотой серий. На
основе пр. 2760 были созданы суда-плавмагазины типа ПМ (пр. 2766).

Проекты 765, 765А, 765 р.ф. и 585. 600-тонные суда советской
постройки, имеющие три трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в
кормовой части. Суда строились с 1955 по 1964 гг. на нескольких судостроительных заводах в двух
модификациях, внешне отличающихся конструкцией надстройки. Модификация завода "Ленинская
Кузница" имеет надстройку с открытыми проходами вдоль бортов. Всего судов пр. 765 и его
модификаций построено несколько сот единиц. Судам присваивались названия в честь рек СССР и
серийные названия СТ с номерами из общих нумераций грузовых судов различных пароходств: в Камском
пароходстве — трехсотая серия, в Московском — четырехсотая (серийное название ГТ), в Бельском —
500, в Волжском — 600, в Енисейском — 700, в Ленском — 900; в Северо-Западном пароходстве изначально
присваивались серийные названия СТ6, затем замененные на обычные. С 1957 г. на основе пр. 765
строились рефрижераторы проекта 585 (серийное название "Рефрижератор2"); с 1958 г. —
танкеры типа ТН (пр. 866).

Проект
821. 150- и 200-тонные суда советской постройки, имеющие трюм с люковыми закрытиями, с
машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Суда строились с 1956 г.; им
присваивались серийные названия ГТ. С 1960 г. на основе пр. 821 строились танкеры
проекта 868; с 1963 г. — плавмагазины проекта 897; с 1972 г. — очистительные станции проекта 354К.

Проекты
898, 898А, 898Б и 926. 300-тонные суда советской постройки, имеющие трюм с люковыми закрытиями, с
машинным отделением и надстройкой в кормовой части. Дальнейшее развитие проекта 821 с
увеличенной длиной корпуса. Модификации пр. 898 отличаются конструкцией
рубки и кормовой частью корпуса. Проект 926 — более современная модификация, оснащенная подъемным краном для
погрузки-выгрузки. Суда строились с 1958 (пр. 898) и с 1960 (пр. 926) гг. на нескольких
судостроительных заводах, из них на заводе "Балтия" построена 31 единица.
Судам присваивались серийные названия ГТ с номерами сотой и, возможно, других серий и
собственные имена.

Проект 27-410. 680-тонные суда немецкой постройки, имеющие два трюма с люковыми
закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части, оснащенные
подъемно-опускной рубкой и подъемным краном для погрузки-выгрузки. Суда строились с 1962 г.; им
присваивались названия в честь рек СССР.

Проекты 912А,
912Б, 912В, 912И/П и 912М. 350-тонные мелкосидящие суда советской и российской постройки, имеющие
два трюма с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой в кормовой части, оснащенные
подъемным краном для погрузки-выгрузки. Пр. 912А и 912Б — суда для Амура и других восточных бассейнов;
две модификации отличаются конструкцией подъемного крана и незначительно размерами корпуса и
водоизмещением. Проект 912В — модификация, отличающаяся более современной надстройкой и
измененными деталями конструкции, строившаяся как для восточных, так и для европейских бассейнов.
Суда строились с 1964 (пр. 912А), с 1968 (пр. 912Б) и с 1981 (пр.
912В) гг. на нескольких судостроительных заводах. С 1986 г. на основе пр. 912В строились суда
проекта 912И/П, оборудованные изгибающим сцепным устройством для работы с баржей-приставкой на
реках с малым радиусом закругления; в 90-х гг. — суда-плавмагазины проекта 912М. Судам, как правило,
присваивались серийные названия СТ с номерами различных серий.

Проекты 81360 и 81365. 400-тонные мелкосидящие суда
советской
и российской постройки, имеющие трюм с люковыми закрытиями, с машинным отделением и надстройкой
в кормовой части, в том числе, оснащенные подъемным краном для погрузки-выгрузки. Суда оборудованы
сцепным устройством для работы с баржами-приставками. Суда строились с 1988 по 90-е гг. на нескольких
судостроительных заводах, из них на Великоустюгском заводе построено 13 единиц. Судам присваивались
серийные названия СТ с номерами 500 серии (возможно, только нечетными) и собственные имена.

Другие серии. Серийные названия ГТ и ГТМ присваивались также
небольшим сухогрузным судам других типов, в том числе, проекта 932. Серийное название СТ
присваивалось и более крупным судам различных типов, в том числе, овощевозам СТ-1300 (пр. 19620, Р-168 и 191).

Распространение. Во многих пароходствах под серийными
названиями СТ и ГТ были объединены разнотипные сухогрузные суда, в том числе, поступившие из
Германии в счет репараций после войны. Суда, построенные позднее по различным типовым проектам,
поступали во все пароходства европейской и восточной частей России и Украины. В настоящее
время многие суда старой постройки списаны.

Есть много различных документов, регламентирующих разделение судов по типам, категориям, видам перевозимого груза, способов погрузки-выгрузки и прочему.

Никоим образом не хочу обидеть Википедию и многочисленные сайты с подобной тематикой, но все же предлагаю придерживаться документов Российского Морского Регистра судоходства (РМРС), как основного классификационного судового общества в России. Итак типы судов согласно РМРС:

  • пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров
  • грузовое судно (любое судно, не являющееся пассажирским)

Предлагаю остановиться на этой градации и раскрыть тему немного глубже.

Пассажирские суда

Напомню, что это суда, перевозящие более 12 пассажиров. Самые распространенные – это круизные суда. Сегодня самые большие круизные суда перевозят до шести с лишним тысяч пассажиров.

Грузовые суда

У этих судов линейка гораздо шире. Грузовые суда делятся на типы в зависимости от видов перевозимого груза и способов погрузки/выгрузки: горизонтальный, вертикальный, комбинированный.

Самая большая категория судов – это сухогрузные суда , предназначенные для перевозки различных грузов (генеральных, контейнеров, металлопроката, леса, грузов насыпью и т.п.), кроме жидких грузов наливом.

К ним относятся:

Балкеры (навалочные суда) -этот тип судов тоже пользуется популярностью в морских перевозках. Название говорит само за себя: to bulk (англ) насыпать. Т.е. это суда, предназначенные главным образом для перевозки сухих грузов навалом, включая такие типы судов, как рудовозы и комбинированные суда для перевозки насыпных грузов. Это зерно, уголь, руда, щебень, удобрения.

Контейнеровозы - в связи с почти глобальной контейнеризацией грузов, этот тип судов очень востребован. Немного позже расскажу о том, как появился такой универсальный модуль, как контейнер. В основном, суда-контейнеровозы не оборудованы никакими судовыми грузовыми механизмами. Контейнеры грузятся по направляющим в трюмы и на палубу в несколько ярусов. Современные контейнеровозы могут брать на борт до 20 000 стандартных 20-футовых контейнеров. Более подробно о различных типах судов-контейнеровозов расскажу в отдельной статье.

Судно-контейнеровоз. Так называемый фидерный контейнеровоз, развозит контейнеры небольшими партиями (от 300 до 2,5 тысяч контейнеров) из больших портов-хабов (Антверпен, Гамбург, Роттердам) по Европе.

Судно-контейнеровоз. Так называемый фидерный контейнеровоз, развозит контейнеры небольшими партиями (от 300 до 2,5 тысяч контейнеров) из больших портов-хабов (Антверпен, Гамбург, Роттердам) по Европе.

Лесовозы. С этим типом судов все понятно: основной груз - это лес.

Ролкеры (накатные суда)-тоже очень востребованный тип судов. Суда с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, (от англ. ro-ro (roll on-roll off) закатывать и выкатывать). Они перевозят колесную технику и железнодорожные вагоны. Эти суда хороши тем, что для них не нужно специально оборудованных грузоподъемным оборудованием причалов. Достаточно стандартного или прямоугольного причала, куда суда кладут так называемую рампу (аппарель), по которой колесная техника заезжает на судно. Еще есть суда, сочетающие горизонтальный и вертикальный способы погрузки/выгрузки, это уже ло-ро, (от англ. lift on-roll on).

К сухогрузным судам также можно отнести так называемые Heavy lift vessel - суда с кранами большой грузоподъемности для работы с тяжелыми грузами от 100 до 1000 тн.

Типичный heavy lift vessel, у него краны грузоподъемностью тонн по 300-400. На судно грузится буксир весом 350 тн.

Типичный heavy lift vessel, у него краны грузоподъемностью тонн по 300-400. На судно грузится буксир весом 350 тн.

Танкеры (наливные суда) - предназначенные для перевозки жидких грузов наливом, в том числе сырой нефти и нефтепродуктов.

Суда специального назначения (special purpose ship):

К таким судам относятся:

научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда, китобазы, рыбобазы и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, а также спасательные суда и суда для укладки кабеля.

Занятно, что ледоколы и буксиры относят к грузовым судам. Здесь я бы сделал ремарку: в моем понимании, грузовое судно, это то, которое перевозит грузы на постоянной коммерческой основе.

Понятно, что и ледокол, и судно-спасатель и судно-снабженец могут взять на борт какое-то количество коммерческого груза, но это делается на нерегулярной основе. Основное их предназначение, это все-таки: проводка и буксировка судов, обеспечение ледовой навигации, снабжение морских буровых установок и платформ, спасение судов.

Поэтому я ставлю эти суда в категорию:

Вспомогательные и служебно-вспомогательные суда

Сразу предвижу вопросы, поскольку повторюсь, есть множество руководящих документов по типам и предназначению судов, но в полемике, как известно, истина и рождается…

Снабженцы -это многофункциональные суда, как правило с хорошим ледовым классом. Обеспечивают морские буровые платформы.

Читайте также: