В каменном веке а в это время и суд еще не родился
Обновлено: 02.05.2024
Другие названия: Stories of the Stone Age; 50 тысяч лет назад. Рассказ из каменного века; 50 тысяч лет тому назад. Сказки каменного века; В каменном веке; Каменный век; На заре человечества; Рассказ о каменном веке; Сказка каменного века
Повесть, 1897 год
Язык написания: английский
Перевод на русский: — К. Морозова (50 тысячъ летъ назадъ. Разсказъ изъ каменнаго вѣка) ; 1909 г. — 1 изд. — Л. Мурахина-Аксёнова, И. Аксёнов (Каменный векъ) ; 1909 г. — 1 изд. — Н. Кранихфельд (Рассказ о каменном веке) ; 1924 г. — 2 изд. — Г. Островская (Это было в каменном веке) ; 1959 г. — 8 изд.
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля)( Европа( Западная ) )
- Время действия: Каменный век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Случилось это в доисторические времена, не сохранившиеся в человеческой памяти, во времена, когда можно было, не замочив ног, пройти из Франции (как мы теперь ее называем) в Англию и когда широкая Темза лениво несла свои воды меж топких берегов навстречу отцу своему, Рейну, пересекавшему обширную равнину, которая ныне находится под водой и известна нам как Северное море.
Похожие произведения:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Тимолеонт, 15 марта 2021 г.
Принципиально невозможно, да и не нужно оценивать эту повесть с исторической точки зрения — она написана больше столетия назад изучение дописьменной истории Человечества ещё только-только зарождалось и находилось на крайне примитивном уровне. Гораздо важней, что автору удалось правдоподобно и убедительно изобразить атмосферу тех диких и безумных времён, когда даже самые примитивные и элементарные вещи были в новинку и могли показаться чудесным открытием. Люди лишь немного отличались от зверей и были под серьёзной угрозой истребления, опасаясь практически всех крупных хищников. Да и голод был постоянным и неизбежным спутником. В таких условиях и выживали наши предки, с трудом вырывая права на существование для себя и своего потомства. Получилось круто.
URRRiy, 26 июля 2019 г.
Научно-фантастическая (как назвал такой жанр автор «Листов каменной книги) повесть из жизни первобытных людей, о первобытной любви, первобытной природе и смекалке слабых телом, но могучих разумом прямоходящих безволосых приматов.
Кроме стандартного набора приключений, характерного для этого жанра — внутриплеменной розни, охотах, хищниках и пещерах, книга содержит полноценный Уэллсовский юмор, сдобренный цинизмом. Возможно кратко изложена суть развития человеческой цивилизации по мнению автора- хитрости, обманы, насилие — на чем основан рост влияния и получения жизненных бонусов, а потом — опа — и тебя тоже съели.
Хороший вариант для отдыха — небольшой объем, сплошное действие, юмор и легко представляемые картинки.
ii00429935, 7 сентября 2016 г.
Oreon, 4 января 2015 г.
Давно хотел почитать нечто подобное, из доисторических времен (что-то в детстве попадалось похожее и тогда было очень интересно, хоть помню дочитать не успел и повесть была не эта). Об трудностях древнего человека, нелегкий путь его становления и борьбы за место под солнцем. Но по прочтению ощутил легкое разочарование. Как-то все немножко наивно написано и притянуто, не хватает большей реалистичности и достоверности. Да и концовка наводит на мысль, что главный герой по сути пошел по стопам своего врага, значит в моральном плане не стал более человечным, более человеком, раз закончил так же. А так, вас ждут реки первобытной крови, огонь уже приручен, но главный герой изобретает первый топор, впервые пробует сесть на лошадь, мастерит модернизированную дубину и впервые бросает вызов царям тогдашней природы в образе льва и медведя.
Heechee, 4 декабря 2009 г.
elent, 8 июля 2009 г.
Сейчас эта история кажется несколько наивной и, мягко говоря, сильно приглаженной, чем то, что было в действительности. Но ценности ее это не умаляет. Все же сколько поколений детей увлекалось историей после чтения таких книг.
Троглодит, человек каменного века, долго был синонимом примитивно развитого. И это заблуждение. Во-первых, каменный век - это миллионы лет, и люди в них не были неизменными. Во-вторых, даже миллион лет назад человек замечательно обрабатывал камни и обсидиан, а не абы как откалывал их от валуна. В третьих, гомо были разные, у всех своя культура.
До сих пор встречаю вступления вроде такого. Глубокая древность скрыта от нас десятками и сотнями тысяч лет, мы можем лишь догадываться о жизни наших доисторических предков, не представляется никакой возможности в точности узнать их образ жизни.
Да десятки и сотни тысяч лет назад - это позавчера нашей истории! Это уже поздний палеолит!
Почему же столь устаревшее представление всё ещё живо? Потому что в таких дисциплинах учебники надо чаще менять. В школе ещё лет 15 назад рассказывали, что обезьяна взяла в руки палку и стала человеком.
Сейчас уже говорят о видах человека с общим предком приматом, а не о линейном развитии из обезьяны (параллельно с человеком существовавшего животного). Но в наше время антропологи, археологи, специалисты многих палеонаук делают десятки открытий и корректировок ежегодно. Дополнить одним абзацем 3-4 параграфа - не непосильный труд.
Ведь люди постарше так и остались с мнением, будто "когда человек был неандертальцем", он мало отличался от обезьяны. Сапиенс не мог быть неандертальцем, это разные люди. Видов людей существовало не менее 10, по несколько видов одновременно.
А вот научная реконструкция позднего неандертальца:
У наших предков, сапиенс, было другое анатомическое строение, другая физиология и генетика. 25-30 тысяч лет назад они могли выглядеть примерно так (восстановлена, в том числе, одежда из захоронения этого сунгирца лет 50):
***Подробно об анатомии, генетике, питании неандертальцев и сапиенс в других статьях этого канала.
Природные апартмаменты
Сначала останки древних людей находили в пещерах. Но это потому, что археологи не знали где искать, что искать. И родился миф о том, что все доисторические люди были пещерными жителями.
Но пещеры — не самые распространенные природные образования и найти подходящую не так-то просто. Да и не хватило бы их на всех. В Европе обнаружили менее трёхсот пещер со следами пребывания человека.
К тому же, это непритязательному троглодиту достаточно только укрыться от дождя и крупных хищников.
На самом деле, люди разных видов очень-очень давно начали использовать огонь и для обогрева, и для освещения, и для приготовления пищи. В пещерах без дымоходов они, наверное, угорели бы. Да и сырость в непроветриваемых и неотапливаемых пещерах столь велика, что погубит людей. Да ещё летучие мыши и прочее зверьё в соседях - плохой вариант, они же оставляют, что называется, следы жизнедеятельности. Токсичные, между прочим.
А потому пещеры использовались для жилья, но только если попадётся комфортабельный природный дом вроде Денисовой (ссылка на статью о денисовцах ниже).
Не хоромы, но всё же
А потому обычно люди каменного века строили себе жилища. Самые разнообразные. В каких-то местностях это были землянки и полуземлянки с крышами на столбах. В других областях - чумы из костей мамонта и шкур животных. На каких-то территориях в ход шли камни, на других - ветви и солома для шалашей.
Например, в Межириче, что на Украине, известны 4 круглых и овальных построек из мамонтовых костей. Этакие однушки по 3-6 м диаметром, видимо, на одну семью. Вдоль основания хижин как подпорки уложены нижние челюсти мамонтов.
На каждую хижину потрачено почти сотня челюстей и с полсотни бивней, а это более 20 тонн костей! То есть, необходима солидарность соседей - мужчинам собираться в группы и поочерёдно каждой семье строить дом.
Костный каркас также могли использовать для земляных стен. Были строения и большего диаметра. Иногда как стройматериал применены целые каменные плиты. Они же перекрывали топкие места возле дома - примерно как садоводы сейчас прокладывают дорожки.
Намного меньше обнаружено четырехугольных хижин и построек на своеобразных каменных платформах — вымостках из гальки.
Ремесленники
Позднепалеолитическое жилище было центром целого
хозяйственно-бытового комплекса. Он включал в себя помимо дома привходовую площадку, кроме домашнего очага ещё и "печки" под открытым небом, ямы-хранилища, места свалок отходов и мастерские.
Охотники разделывали добычу вдали от дома, а семье несли только нужные в хозяйстве части. Обработка добытого добра производилась уже "во дворе" вблизи очагов. А кости, копыта, рога, а вместе с ними перья и когти забирали в мастерские. Там из этих материалов, но более из камня изготавливали орудия для охоты, приспособления для быта, обереги-украшения и даже художественные скульптурки.
Видения! Видения! Видения! Пока я не понял, в чем дело, как часто я спрашивал себя, откуда идет эта бесконечная вереница видений, которые тревожат мой сон, — ведь в них не было ничего такого, что напоминало бы нашу реальную, повседневную жизнь. Они омрачали мое детство, превращая сон в страшные кошмары, а немного позднее внушив мне уверенность, что я не похож на других людей, что я какой-то урод, отмеченный проклятием.
Только днем я чувствовал себя в какой-то мере счастливым. Ночью же я оказывался в царстве страха— и какого страха! Я отважился бы сказать, что ни один живущий ныне человек не испытывал такого жгучего, такого глубокого страха. Ибо мой страх — это страх, который царил в давно минувшие времена, страх, который свободно разгуливал в Юном Мире и гнездился в душе юноши Юного Мира. Короче говоря, тот страх, что был непререкаемым владыкой в те века, которые носят название среднего плейстоцена.
Что я имею в виду? По-видимому, мне необходимо объяснить это, прежде чем я перейду к рассказу о своих сновидениях. Ведь о том, что прекрасно знаю я, вам известно так мало! В то время, как я пишу эту страницу, передо мною встают причудливые картины того, другого мира, проходит череда живых существ и событий— все это, я знаю, покажется вам бессмысленным и бессвязным.
Что значит для вас дружба с Вислоухим, обаяние и прелесть Быстроногой, разнузданная похоть и дикость Красного Глаза? Несуразные, пустые звуки, не более. Столь же пустыми звуками вам покажутся и рассказы о Людях Огня и Лесной Орде, о шумных, лопочущих сборищах Племени. Ибо вам неведом ни покой прохладных пещер в утесе, ни очарование тропы у водопоя по вечерам. Вы никогда не испытывали, как хлещет утренний ветер на вершинах дерев, как сладка молодая кора, когда ее разжуешь хорошенько.
Быть может, вам будет легче вникнуть в суть дела, если я начну с описания своего детства — собственно, ведь именно детство и поставило лицом к лицу со всем этим меня самого. Мальчишкой я был, как все другие мальчишки, — если речь идет, конечно, о дне. Другим, не похожим на них, я был по ночам. С тех самых пор, как я помню себя, время ночного сна всегда было для меня временем страха. Редко-редко в мои сновидения прокрадывалось что-нибудь радостное. Как правило, они были полны страха, страха столь необычного, дикого, небывалого, что осмыслить этот страх было невозможно. Ни разу в моей дневной жизни не ощущал я такого страха, который бы хоть чем-то походил на страх, владевший мною во время сна по ночам. Это был совсем особый, таинственный страх, выходящий за пределы моего жизненного опыта.
Скажу к примеру, что я родился в городе, — более того, я был истинным дитятей города, деревня была для меня неведомым царством. Но мне никогда не снились города, ни разу не приснился даже простой дом. Мало этого, — в круг моих ночных видений никогда не вторгалось ни одно существо, подобное мне, ни один человек. С деревьями я сталкивался в жизни только в парках да в иллюстрированных книжках, а во сне я странствовал среди бесконечных девственных лесов. И я видел эти леса совершенно живыми. Остро и отчетливо представало передо мной каждое дерево, У меня было такое ощущение, что с этими деревьями я знаком давным-давно и сроднился с ними. Я видел каждую ветку, каждый сучок, примечал и знал каждый зеленый листик.
Хорошо помню, как я впервые в дневной жизни столкнулся с настоящим дубом. Глядя на узловатые ветви и резную листву, я с мучительной ясностью почувствовал, что точно такие же деревья я несчетное число раз видел во сне. Поэтому позже я уже не удивлялся, когда с первого взгляда узнавал и ель, и тис, и березу, и лавр, хотя до тех пор мне не доводилось их видеть. Ведь я видел их когда-то раньше, я видел их каждую ночь, как только погружался в свои сновидения.
Все это, как вы заметили, противоречит первейшей закономерности сновидений, которая гласит, что человеку снится лишь то, что он видел в этой жизни. Мои сновидения такой закономерности не подчинялись. В своих снах я ни разу не видел ничего такого, что имело бы касательство к моей дневной жизни. Моя жизнь во сне и моя жизнь, когда я бодрствовал, шли абсолютно раздельно, не имея между собой ничего общего, кроме разве того, что тут и там действовал тот же самый я. Я был связующим звеном, я как бы жил и в той и в другой жизни.
С малых лет я усвоил, что орехи добывают в бакалейной лавке, ягоды у торговца фруктами, но, прежде чем это стало мне известным, во сне я уже срывал орехи с веток или подбирал их на земле под деревьями и тут же ел; таким же образом я добывал ягоды и виноград с кустов и лоз. Все это было за пределами моего жизненного опыта.
Мне никогда не забыть, когда в первый раз на моих глазах подали на стол чернику. Черники я до тех пор не видел, однако при первом же взгляде на нее я живо вспомнил, что в моих сновидениях я не раз бродил по болотистым урочищам и вволю ел эти ягоды. Мать поставила передо мной тарелку с черникой. Я зачерпнул ягод ложкой и еще не успел поднести ее ко рту, как уже знал, какова черника на вкус. Съев ягоды, я понял, что не ошибся. Вкус у черники был точно такой, к какому я привык, поедая в своих сновидениях эту ягоду на болотах.
Змеи? Задолго до того, как я вообще услышал о змеях, они мучали меня в ночных кошмарах. Они подстерегали меня на лесных полянах, неожиданно взвивались из-под ног, ползали в сухой траве, пересекали голые каменистые участки или преследовали меня на деревьях, обвивая своими огромными блестящими телами стволы и заставляя меня взбираться все выше и все дальше по качающейся, трещавшей ветви— при взгляде с нее на далекую землю у меня кружилась голова. Змеи! — эти раздвоенные языки, стеклянные глазки, сверкающая чешуя, это шипение и треск — разве я не знал все это задолго до того дня, когда меня впервые повели в цирк и на арене появился заклинатель со змеями? Это были мои старые друзья, или, вернее, враги, из-за которых я терзался ночами от страха.
О, эти бесконечные леса и дебри, этот ужасающий лесной сумрак! Я блуждал по лесам целую вечность, — робкое, гонимое существо, вздрагивающее при малейшем звуке, пугающееся собственной тени, всегда настороженное и бдительное, готовое мгновенно кинуться прочь в смертельном страхе. Ведь я был легкой добычей любого кровожадного зверя, какой только обитал в лесах— и ужас, безумный ужас гнал меня вперед, бросая за мной по пятам неслыханных чудовищ.
Когда мне исполнилось пять лет, я впервые попал в цирк. Домой я вернулся больным— и отнюдь не от розового лимонада и орехов. Сейчас я расскажу все по порядку. Как только мы вошли под тент, где находились животные, раздалось громкое ржание лошади. Я вырвал свою руку из руки отца и стремглав бросился назад к выходу. Я натыкался на людей, и, наконец, упал наземь, и все время ревел от ужаса. Отец поднял меня и успокоил. Он показывал на толпу, которая не боится конского ржания и уверял, что в цирке совершенно безопасно.
Тем не менее лишь со страхом и трепетом и под ободряющей рукой отца приблизился я к клетке, в которой сидел лев. О, я тотчас узнал его! Грозный, ужасный зверь! И в моем сознании вдруг вспыхнула картина из ночных видений — полуденное солнце сверкает на высокой траве, мирно пасется дикий буйвол, внезапно трава расступается под стремительным рывком какого-то темно-рыжего зверя, зверь этот прыгает на спину буйволу, тот, мыча, падает, потом слышится хруст костей. Или другое: спокойное прохладное озерцо, дикая лошадь, стоя по колена в воде, неторопливо пьет, и тут снова темно-рыжий— опять этот темно-рыжий зверь! — прыжок, ужасающий визг лошади, плеск воды и хруст, хруст костей. Или еще: мягкий сумрак, грустная тишина летнего вечера, и среди этой тишины могучее, гулкое рычание, внезапное, как трубный глас судьбы, и сразу же вслед за ним пронзительные, душераздирающие крики и лопотание в лесу, и я — я тоже пронзительно кричу и лопочу вместе с другими в этом сумраке леса.
Сегодня о наших предках, которые жили в каменном веке известно очень мало. Долгое время существовало мнение, что эти люди были пещерными обитателями, которые ходили с дубиной. Но современные ученые уверены, что в каменный век – огромный промежуток истории, который начался примерно 3,3 млн лет назад и продлился до 3300 года н.э. – это было не совсем так.
1. Фабрика инструментов Homo Erectus
Самой интересной находкой этого первобытного стойбища были каменоломни. Каменщики обкалывали кромки кремня, делая из них грушевидные лезвия топоров, которые, вероятно, использовались для выкапывания пищи и разделывания животных. Открытие было неожиданным, ввиду огромного количества прекрасно сохранившихся инструментов. Это делает возможным больше узнать об образе жизни Homo erectus.
2. Первое вино
В конце каменного века на территории современной Грузии начали делать первое вино. В 2016 и 2017 годах археологи выкопали керамические осколки, датирующиеся 5400 - 5000 годами до н.э. Обломки глиняных кувшинов, обнаруженных в двух древних поселениях времен неолита (Гадахрили-гора и Шулавери-гора) подверли анализу, в результате которого в шести сосудах нашли винную кислоту.
Это химическое вещество всегда является неоспоримым признаком того, что в сосудах было вино. Ученые также обнаружили, что виноградный сок естественным образом бродил в теплом климате Грузии. Чтобы выяснить, красное или белое вино предпочитали в то время, исследователи проанализировали цвет остатков. Они были желтоватыми, а это предполагает, что древние грузины производили белое вино.
3. Стоматологические процедуры
В горах северной Тосканы стоматологи обслуживали пациентов 13 000 - 12 740 лет назад. Доказательства шести таких первобытных пациентов были найдены в районе под названием Рипаро Фредиан. На двух зубах были найдены следы процедуры, которую узнал бы любой современный дантист — заполненной пломбой полости в зубе. Трудно сказать, использовались ли какие-то болеутоляющие аппараты, но следы на эмали были оставлены каким-то острым инструментом.
Скорее всего, он был сделан из камня, которым расширяли полость, соскабливая сгнившие ткани зуба. В следующем зубе также нашли знакомую технологию — остатки пломбы. Она была сделана из битума, смешанного с растительными волокнами и волосами. Если использование битума (натуральной смолы) понятно, то зачем добавляли волосы и волокна — загадка.
4. Долгосрочное обслуживание дома
Большинство детей учат в школах, что семьи каменного века жили только в пещерах. Однако они также строили глиняные дома. Недавно в Норвегии было изучено 150 стойбищ каменного века. Каменные кольца показали, что самым ранним жильем были палатки, вероятно, сделанные из шкур животных, скрепленных кольцами. В Норвегии в эпоху мезолита, которая началась примерно в 9500 году до нашей эры, люди начали строить дома-землянки.
5. Резня в Натаруке
Культуры каменного века создавали захватывающие образцы искусства и социальных взаимоотношений, но они также вели войны. В одном случае это была просто бессмысленная резня. В 2012 году в Натаруке в северной части Кении команда ученых обнаружила кости, торчащие из земли. Оказалось, что у скелета были сломаны колени. Расчистив кости от песка, ученые обнаружили, что они принадлежали беременной женщине каменного века. Несмотря на ее состояние, она была убита. Около 10 000 лет назад кто-то связал ее и бросил в лагуну.
Рядом обнаружились останки 27 других людей, скоре которых были 6 детей и еще несколько женщин. Большинство останков имели следы насилия, включая травмы, переломы и даже кусочки оружия, застрявшего в костях. Невозможно сказать, почему группа охотников-собирателей была истреблена, но это могло быть результатом спора о ресурсах. В течение этого времени Натарук был пышным и плодородным краем с пресной водой - бесценным местом для любого племени. Что бы ни случилось в тот день, массовая резня в Натаруке остается самым древним свидетельством человеческой войны.
6. Инбридинг
Вполне возможно, что людей спасло как вид раннее осознание инбридинга. В 2017 году ученые обнаружили первые признаки этого понимания в костях людей каменного века. В Сунгире, к востоку от Москвы, были найдены четыре скелета людей, умерших 34 000 лет назад. Генетический анализ показал, что они вели себя как современные сообщества охотников-собирателей, когда дело касалось выбора спутников жизни. Они поняли, что иметь потомство с близкими родственниками, такими как братья и сестры, чревато последствиями. В Сунгире явно почти не было браков в рамках одной семьи.
Если бы люди спаривались наугад, то генетические последствия инбридинга были бы более очевидными. Как и более поздние охотники-собиратели, они, должно быть, искали партнеров через социальные связи с другими племенами. Сунгирские погребения сопровождались достаточно сложными ритуалами, чтобы предположить, что важные вехи жизни (например, смерть и брак) сопровождались церемониями. Если это так, то свадьбы в каменном веке были бы самыми ранними человеческими браками. Отсутствие понимания связей с родственниками, возможно, обрекло неандертальцев, чья ДНК показывает больше инбридинга.
7. Женщины иных культур
В 2017 году исследователи изучили древние жилища в Лехтале, Германия. Их возраст насчитывал около 4000 лет, когда в этом районе не было крупных поселений. Когда были исследованы останки жителей, то обнаружилась удивительная традиция. Большинство семей были основаны женщинами, которые покинули свои деревни, чтобы поселиться в Лехтале. Это происходило с времен позднего каменного века до раннего бронзового века.
В течение восьми столетий женщины родом, вероятно из Богемии или Центральной Германии, предпочитали мужчин Лехталя. Подобные переезды женщин были ключом к распространению культурных идей и предметов, что, в свою очередь, помогало формировать новые технологии. Открытие также показало, что предыдущие убеждения о массовой миграции нуждаются в корректировке. Несмотря на то, что женщины многократно переезжали в Лехталь, это происходило сугубо на индивидуальной основе.
8. Письменный язык
Исследователи, возможно, обнаружили самый старый письменный язык в мире. На самом деле это может быть код, представляющий определенные понятия. Историки уже давно знают о символах каменного века, но в течение многих лет они игнорировали их, несмотря на то, что пещеры с наскальной росписью посещают бесчисленные посетители. В пещерах в Испании и Франции были найдены примеры одних из самых невероятных наскальных надписей в мире. Между древними изображениями бизонов, лошадей и львов скрывались крошечные символы, представляющие что-то абстрактное.
9. Чума
К тому времени, когда бактерия Yersinia pestis добралась до Европы в XIV веке, 30-60 процентов населения были уже мертвы. Обследованные в 2017 году древние скелеты показали, что чума появилась в Европе во время каменного века. Шесть скелетов времен позднего неолита и бронзы показали положительный результат на чуму. Болезнь охватила широкий географический район, от Литвы, Эстонии и России до Германии и Хорватии. Учитывая различные местоположения и две эпохи, исследователи были удивлены, когда сопоставлены геномы Yersinia pestis (чумной палочки).
Дальнейшее исследование показало, что бактерия, вероятно, прибыла с востока, когда люди расселялись из Каспийско-Понтийской степи (Россия и Украина). Прибыв около 4800 лет назад, они принесли с собой уникальный генетический маркер. Этот маркер появился в европейских останках одновременно с самыми ранними следами чумы, что свидетельствует о том, что болезнь принесли с собой степняки. Неизвестно, насколько смертоносной была чумная палочка в те дни, но возможно, что степные мигранты покинули свои дома из-за эпидемии.
10. Музыкальная эволюция мозга
Читайте также: