В каменном веке а в это время и суд еще не родился

Обновлено: 02.05.2024

Другие названия: Stories of the Stone Age; 50 тысяч лет назад. Рассказ из каменного века; 50 тысяч лет тому назад. Сказки каменного века; В каменном веке; Каменный век; На заре человечества; Рассказ о каменном веке; Сказка каменного века

Повесть, 1897 год

Язык написания: английский

Перевод на русский: — К. Морозова (50 тысячъ летъ назадъ. Разсказъ изъ каменнаго вѣка) ; 1909 г. — 1 изд. — Л. Мурахина-Аксёнова, И. Аксёнов (Каменный векъ) ; 1909 г. — 1 изд. — Н. Кранихфельд (Рассказ о каменном веке) ; 1924 г. — 2 изд. — Г. Островская (Это было в каменном веке) ; 1959 г. — 8 изд.

  • Общие характеристики: Приключенческое
  • Место действия: Наш мир (Земля)( Европа( Западная ) )
  • Время действия: Каменный век
  • Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
  • Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
  • Возраст читателя: Любой

Случилось это в доисторические времена, не сохранившиеся в человеческой памяти, во времена, когда можно было, не замочив ног, пройти из Франции (как мы теперь ее называем) в Англию и когда широкая Темза лениво несла свои воды меж топких берегов навстречу отцу своему, Рейну, пересекавшему обширную равнину, которая ныне находится под водой и известна нам как Северное море.

Похожие произведения:

Самиздат и фэнзины:

Издания на иностранных языках:

Тимолеонт, 15 марта 2021 г.

Принципиально невозможно, да и не нужно оценивать эту повесть с исторической точки зрения — она написана больше столетия назад изучение дописьменной истории Человечества ещё только-только зарождалось и находилось на крайне примитивном уровне. Гораздо важней, что автору удалось правдоподобно и убедительно изобразить атмосферу тех диких и безумных времён, когда даже самые примитивные и элементарные вещи были в новинку и могли показаться чудесным открытием. Люди лишь немного отличались от зверей и были под серьёзной угрозой истребления, опасаясь практически всех крупных хищников. Да и голод был постоянным и неизбежным спутником. В таких условиях и выживали наши предки, с трудом вырывая права на существование для себя и своего потомства. Получилось круто.

URRRiy, 26 июля 2019 г.

Научно-фантастическая (как назвал такой жанр автор «Листов каменной книги) повесть из жизни первобытных людей, о первобытной любви, первобытной природе и смекалке слабых телом, но могучих разумом прямоходящих безволосых приматов.

Кроме стандартного набора приключений, характерного для этого жанра — внутриплеменной розни, охотах, хищниках и пещерах, книга содержит полноценный Уэллсовский юмор, сдобренный цинизмом. Возможно кратко изложена суть развития человеческой цивилизации по мнению автора- хитрости, обманы, насилие — на чем основан рост влияния и получения жизненных бонусов, а потом — опа — и тебя тоже съели.

Хороший вариант для отдыха — небольшой объем, сплошное действие, юмор и легко представляемые картинки.

ii00429935, 7 сентября 2016 г.

Oreon, 4 января 2015 г.

Давно хотел почитать нечто подобное, из доисторических времен (что-то в детстве попадалось похожее и тогда было очень интересно, хоть помню дочитать не успел и повесть была не эта). Об трудностях древнего человека, нелегкий путь его становления и борьбы за место под солнцем. Но по прочтению ощутил легкое разочарование. Как-то все немножко наивно написано и притянуто, не хватает большей реалистичности и достоверности. Да и концовка наводит на мысль, что главный герой по сути пошел по стопам своего врага, значит в моральном плане не стал более человечным, более человеком, раз закончил так же. А так, вас ждут реки первобытной крови, огонь уже приручен, но главный герой изобретает первый топор, впервые пробует сесть на лошадь, мастерит модернизированную дубину и впервые бросает вызов царям тогдашней природы в образе льва и медведя.

Heechee, 4 декабря 2009 г.

elent, 8 июля 2009 г.

Сейчас эта история кажется несколько наивной и, мягко говоря, сильно приглаженной, чем то, что было в действительности. Но ценности ее это не умаляет. Все же сколько поколений детей увлекалось историей после чтения таких книг.

Троглодит, человек каменного века, долго был синонимом примитивно развитого. И это заблуждение. Во-первых, каменный век - это миллионы лет, и люди в них не были неизменными. Во-вторых, даже миллион лет назад человек замечательно обрабатывал камни и обсидиан, а не абы как откалывал их от валуна. В третьих, гомо были разные, у всех своя культура.

До сих пор встречаю вступления вроде такого. Глубокая древность скрыта от нас десятками и сотнями тысяч лет, мы можем лишь догадываться о жизни наших доисторических предков, не представляется никакой возможности в точности узнать их образ жизни.

Да десятки и сотни тысяч лет назад - это позавчера нашей истории! Это уже поздний палеолит!

Почему же столь устаревшее представление всё ещё живо? Потому что в таких дисциплинах учебники надо чаще менять. В школе ещё лет 15 назад рассказывали, что обезьяна взяла в руки палку и стала человеком.

Сейчас уже говорят о видах человека с общим предком приматом, а не о линейном развитии из обезьяны (параллельно с человеком существовавшего животного). Но в наше время антропологи, археологи, специалисты многих палеонаук делают десятки открытий и корректировок ежегодно. Дополнить одним абзацем 3-4 параграфа - не непосильный труд.

Ведь люди постарше так и остались с мнением, будто "когда человек был неандертальцем", он мало отличался от обезьяны. Сапиенс не мог быть неандертальцем, это разные люди. Видов людей существовало не менее 10, по несколько видов одновременно.

А вот научная реконструкция позднего неандертальца:

У наших предков, сапиенс, было другое анатомическое строение, другая физиология и генетика. 25-30 тысяч лет назад они могли выглядеть примерно так (восстановлена, в том числе, одежда из захоронения этого сунгирца лет 50):

***Подробно об анатомии, генетике, питании неандертальцев и сапиенс в других статьях этого канала.

Природные апартмаменты

Сначала останки древних людей находили в пещерах. Но это потому, что археологи не знали где искать, что искать. И родился миф о том, что все доисторические люди были пещерными жителями.

Но пещеры — не самые распространенные природные образования и найти подходящую не так-то просто. Да и не хватило бы их на всех. В Европе обнаружили менее трёхсот пещер со следами пребывания человека.

К тому же, это непритязательному троглодиту достаточно только укрыться от дождя и крупных хищников.

На самом деле, люди разных видов очень-очень давно начали использовать огонь и для обогрева, и для освещения, и для приготовления пищи. В пещерах без дымоходов они, наверное, угорели бы. Да и сырость в непроветриваемых и неотапливаемых пещерах столь велика, что погубит людей. Да ещё летучие мыши и прочее зверьё в соседях - плохой вариант, они же оставляют, что называется, следы жизнедеятельности. Токсичные, между прочим.

А потому пещеры использовались для жилья, но только если попадётся комфортабельный природный дом вроде Денисовой (ссылка на статью о денисовцах ниже).

Не хоромы, но всё же

А потому обычно люди каменного века строили себе жилища. Самые разнообразные. В каких-то местностях это были землянки и полуземлянки с крышами на столбах. В других областях - чумы из костей мамонта и шкур животных. На каких-то территориях в ход шли камни, на других - ветви и солома для шалашей.

Например, в Межириче, что на Украине, известны 4 круглых и овальных построек из мамонтовых костей. Этакие однушки по 3-6 м диаметром, видимо, на одну семью. Вдоль основания хижин как подпорки уложены нижние челюсти мамонтов.

На каждую хижину потрачено почти сотня челюстей и с полсотни бивней, а это более 20 тонн костей! То есть, необходима солидарность соседей - мужчинам собираться в группы и поочерёдно каждой семье строить дом.

Костный каркас также могли использовать для земляных стен. Были строения и большего диаметра. Иногда как стройматериал применены целые каменные плиты. Они же перекрывали топкие места возле дома - примерно как садоводы сейчас прокладывают дорожки.

Намного меньше обнаружено четырехугольных хижин и построек на своеобразных каменных платформах — вымостках из гальки.

Ремесленники

Позднепалеолитическое жилище было центром целого
хозяйственно-бытового комплекса. Он включал в себя помимо дома привходовую площадку, кроме домашнего очага ещё и "печки" под открытым небом, ямы-хранилища, места свалок отходов и мастерские.

Охотники разделывали добычу вдали от дома, а семье несли только нужные в хозяйстве части. Обработка добытого добра производилась уже "во дворе" вблизи очагов. А кости, копыта, рога, а вместе с ними перья и когти забирали в мастерские. Там из этих материалов, но более из камня изготавливали орудия для охоты, приспособления для быта, обереги-украшения и даже художественные скульптурки.

Это было в каменном веке (сборник) - image_003.jpg

Видения! Видения! Видения! Пока я не понял, в чем дело, как часто я спрашивал себя, откуда идет эта бесконечная вереница видений, которые тревожат мой сон, — ведь в них не было ничего такого, что напоминало бы нашу реальную, повседневную жизнь. Они омрачали мое детство, превращая сон в страшные кошмары, а немного позднее внушив мне уверенность, что я не похож на других людей, что я какой-то урод, отмеченный проклятием.

Только днем я чувствовал себя в какой-то мере счастливым. Ночью же я оказывался в царстве страха— и какого страха! Я отважился бы сказать, что ни один живущий ныне человек не испытывал такого жгучего, такого глубокого страха. Ибо мой страх — это страх, который царил в давно минувшие времена, страх, который свободно разгуливал в Юном Мире и гнездился в душе юноши Юного Мира. Короче говоря, тот страх, что был непререкаемым владыкой в те века, которые носят название среднего плейстоцена.

Что я имею в виду? По-видимому, мне необходимо объяснить это, прежде чем я перейду к рассказу о своих сновидениях. Ведь о том, что прекрасно знаю я, вам известно так мало! В то время, как я пишу эту страницу, передо мною встают причудливые картины того, другого мира, проходит череда живых существ и событий— все это, я знаю, покажется вам бессмысленным и бессвязным.

Что значит для вас дружба с Вислоухим, обаяние и прелесть Быстроногой, разнузданная похоть и дикость Красного Глаза? Несуразные, пустые звуки, не более. Столь же пустыми звуками вам покажутся и рассказы о Людях Огня и Лесной Орде, о шумных, лопочущих сборищах Племени. Ибо вам неведом ни покой прохладных пещер в утесе, ни очарование тропы у водопоя по вечерам. Вы никогда не испытывали, как хлещет утренний ветер на вершинах дерев, как сладка молодая кора, когда ее разжуешь хорошенько.

Быть может, вам будет легче вникнуть в суть дела, если я начну с описания своего детства — собственно, ведь именно детство и поставило лицом к лицу со всем этим меня самого. Мальчишкой я был, как все другие мальчишки, — если речь идет, конечно, о дне. Другим, не похожим на них, я был по ночам. С тех самых пор, как я помню себя, время ночного сна всегда было для меня временем страха. Редко-редко в мои сновидения прокрадывалось что-нибудь радостное. Как правило, они были полны страха, страха столь необычного, дикого, небывалого, что осмыслить этот страх было невозможно. Ни разу в моей дневной жизни не ощущал я такого страха, который бы хоть чем-то походил на страх, владевший мною во время сна по ночам. Это был совсем особый, таинственный страх, выходящий за пределы моего жизненного опыта.

Скажу к примеру, что я родился в городе, — более того, я был истинным дитятей города, деревня была для меня неведомым царством. Но мне никогда не снились города, ни разу не приснился даже простой дом. Мало этого, — в круг моих ночных видений никогда не вторгалось ни одно существо, подобное мне, ни один человек. С деревьями я сталкивался в жизни только в парках да в иллюстрированных книжках, а во сне я странствовал среди бесконечных девственных лесов. И я видел эти леса совершенно живыми. Остро и отчетливо представало передо мной каждое дерево, У меня было такое ощущение, что с этими деревьями я знаком давным-давно и сроднился с ними. Я видел каждую ветку, каждый сучок, примечал и знал каждый зеленый листик.

Хорошо помню, как я впервые в дневной жизни столкнулся с настоящим дубом. Глядя на узловатые ветви и резную листву, я с мучительной ясностью почувствовал, что точно такие же деревья я несчетное число раз видел во сне. Поэтому позже я уже не удивлялся, когда с первого взгляда узнавал и ель, и тис, и березу, и лавр, хотя до тех пор мне не доводилось их видеть. Ведь я видел их когда-то раньше, я видел их каждую ночь, как только погружался в свои сновидения.

Все это, как вы заметили, противоречит первейшей закономерности сновидений, которая гласит, что человеку снится лишь то, что он видел в этой жизни. Мои сновидения такой закономерности не подчинялись. В своих снах я ни разу не видел ничего такого, что имело бы касательство к моей дневной жизни. Моя жизнь во сне и моя жизнь, когда я бодрствовал, шли абсолютно раздельно, не имея между собой ничего общего, кроме разве того, что тут и там действовал тот же самый я. Я был связующим звеном, я как бы жил и в той и в другой жизни.

С малых лет я усвоил, что орехи добывают в бакалейной лавке, ягоды у торговца фруктами, но, прежде чем это стало мне известным, во сне я уже срывал орехи с веток или подбирал их на земле под деревьями и тут же ел; таким же образом я добывал ягоды и виноград с кустов и лоз. Все это было за пределами моего жизненного опыта.

Мне никогда не забыть, когда в первый раз на моих глазах подали на стол чернику. Черники я до тех пор не видел, однако при первом же взгляде на нее я живо вспомнил, что в моих сновидениях я не раз бродил по болотистым урочищам и вволю ел эти ягоды. Мать поставила передо мной тарелку с черникой. Я зачерпнул ягод ложкой и еще не успел поднести ее ко рту, как уже знал, какова черника на вкус. Съев ягоды, я понял, что не ошибся. Вкус у черники был точно такой, к какому я привык, поедая в своих сновидениях эту ягоду на болотах.

Змеи? Задолго до того, как я вообще услышал о змеях, они мучали меня в ночных кошмарах. Они подстерегали меня на лесных полянах, неожиданно взвивались из-под ног, ползали в сухой траве, пересекали голые каменистые участки или преследовали меня на деревьях, обвивая своими огромными блестящими телами стволы и заставляя меня взбираться все выше и все дальше по качающейся, трещавшей ветви— при взгляде с нее на далекую землю у меня кружилась голова. Змеи! — эти раздвоенные языки, стеклянные глазки, сверкающая чешуя, это шипение и треск — разве я не знал все это задолго до того дня, когда меня впервые повели в цирк и на арене появился заклинатель со змеями? Это были мои старые друзья, или, вернее, враги, из-за которых я терзался ночами от страха.

О, эти бесконечные леса и дебри, этот ужасающий лесной сумрак! Я блуждал по лесам целую вечность, — робкое, гонимое существо, вздрагивающее при малейшем звуке, пугающееся собственной тени, всегда настороженное и бдительное, готовое мгновенно кинуться прочь в смертельном страхе. Ведь я был легкой добычей любого кровожадного зверя, какой только обитал в лесах— и ужас, безумный ужас гнал меня вперед, бросая за мной по пятам неслыханных чудовищ.

Когда мне исполнилось пять лет, я впервые попал в цирк. Домой я вернулся больным— и отнюдь не от розового лимонада и орехов. Сейчас я расскажу все по порядку. Как только мы вошли под тент, где находились животные, раздалось громкое ржание лошади. Я вырвал свою руку из руки отца и стремглав бросился назад к выходу. Я натыкался на людей, и, наконец, упал наземь, и все время ревел от ужаса. Отец поднял меня и успокоил. Он показывал на толпу, которая не боится конского ржания и уверял, что в цирке совершенно безопасно.

Тем не менее лишь со страхом и трепетом и под ободряющей рукой отца приблизился я к клетке, в которой сидел лев. О, я тотчас узнал его! Грозный, ужасный зверь! И в моем сознании вдруг вспыхнула картина из ночных видений — полуденное солнце сверкает на высокой траве, мирно пасется дикий буйвол, внезапно трава расступается под стремительным рывком какого-то темно-рыжего зверя, зверь этот прыгает на спину буйволу, тот, мыча, падает, потом слышится хруст костей. Или другое: спокойное прохладное озерцо, дикая лошадь, стоя по колена в воде, неторопливо пьет, и тут снова темно-рыжий— опять этот темно-рыжий зверь! — прыжок, ужасающий визг лошади, плеск воды и хруст, хруст костей. Или еще: мягкий сумрак, грустная тишина летнего вечера, и среди этой тишины могучее, гулкое рычание, внезапное, как трубный глас судьбы, и сразу же вслед за ним пронзительные, душераздирающие крики и лопотание в лесу, и я — я тоже пронзительно кричу и лопочу вместе с другими в этом сумраке леса.

Каменный век.


Сегодня о наших предках, которые жили в каменном веке известно очень мало. Долгое время существовало мнение, что эти люди были пещерными обитателями, которые ходили с дубиной. Но современные ученые уверены, что в каменный век – огромный промежуток истории, который начался примерно 3,3 млн лет назад и продлился до 3300 года н.э. – это было не совсем так.

1. Фабрика инструментов Homo Erectus

Каменный век: фабрика инструментов Homo Erectus.

Самой интересной находкой этого первобытного стойбища были каменоломни. Каменщики обкалывали кромки кремня, делая из них грушевидные лезвия топоров, которые, вероятно, использовались для выкапывания пищи и разделывания животных. Открытие было неожиданным, ввиду огромного количества прекрасно сохранившихся инструментов. Это делает возможным больше узнать об образе жизни Homo erectus.

2. Первое вино

Каменный век: первое вино.

В конце каменного века на территории современной Грузии начали делать первое вино. В 2016 и 2017 годах археологи выкопали керамические осколки, датирующиеся 5400 - 5000 годами до н.э. Обломки глиняных кувшинов, обнаруженных в двух древних поселениях времен неолита (Гадахрили-гора и Шулавери-гора) подверли анализу, в результате которого в шести сосудах нашли винную кислоту.

Это химическое вещество всегда является неоспоримым признаком того, что в сосудах было вино. Ученые также обнаружили, что виноградный сок естественным образом бродил в теплом климате Грузии. Чтобы выяснить, красное или белое вино предпочитали в то время, исследователи проанализировали цвет остатков. Они были желтоватыми, а это предполагает, что древние грузины производили белое вино.

3. Стоматологические процедуры

Каменный век: стоматологические процедуры.

В горах северной Тосканы стоматологи обслуживали пациентов 13 000 - 12 740 лет назад. Доказательства шести таких первобытных пациентов были найдены в районе под названием Рипаро Фредиан. На двух зубах были найдены следы процедуры, которую узнал бы любой современный дантист — заполненной пломбой полости в зубе. Трудно сказать, использовались ли какие-то болеутоляющие аппараты, но следы на эмали были оставлены каким-то острым инструментом.

Скорее всего, он был сделан из камня, которым расширяли полость, соскабливая сгнившие ткани зуба. В следующем зубе также нашли знакомую технологию — остатки пломбы. Она была сделана из битума, смешанного с растительными волокнами и волосами. Если использование битума (натуральной смолы) понятно, то зачем добавляли волосы и волокна — загадка.

4. Долгосрочное обслуживание дома

Каменный век: избегание инбридинга.

Большинство детей учат в школах, что семьи каменного века жили только в пещерах. Однако они также строили глиняные дома. Недавно в Норвегии было изучено 150 стойбищ каменного века. Каменные кольца показали, что самым ранним жильем были палатки, вероятно, сделанные из шкур животных, скрепленных кольцами. В Норвегии в эпоху мезолита, которая началась примерно в 9500 году до нашей эры, люди начали строить дома-землянки.

5. Резня в Натаруке

Каменный век: резня в Натаруке.

Культуры каменного века создавали захватывающие образцы искусства и социальных взаимоотношений, но они также вели войны. В одном случае это была просто бессмысленная резня. В 2012 году в Натаруке в северной части Кении команда ученых обнаружила кости, торчащие из земли. Оказалось, что у скелета были сломаны колени. Расчистив кости от песка, ученые обнаружили, что они принадлежали беременной женщине каменного века. Несмотря на ее состояние, она была убита. Около 10 000 лет назад кто-то связал ее и бросил в лагуну.

Рядом обнаружились останки 27 других людей, скоре которых были 6 детей и еще несколько женщин. Большинство останков имели следы насилия, включая травмы, переломы и даже кусочки оружия, застрявшего в костях. Невозможно сказать, почему группа охотников-собирателей была истреблена, но это могло быть результатом спора о ресурсах. В течение этого времени Натарук был пышным и плодородным краем с пресной водой - бесценным местом для любого племени. Что бы ни случилось в тот день, массовая резня в Натаруке остается самым древним свидетельством человеческой войны.

6. Инбридинг

Каменный век: избегание инбридинга.

Вполне возможно, что людей спасло как вид раннее осознание инбридинга. В 2017 году ученые обнаружили первые признаки этого понимания в костях людей каменного века. В Сунгире, к востоку от Москвы, были найдены четыре скелета людей, умерших 34 000 лет назад. Генетический анализ показал, что они вели себя как современные сообщества охотников-собирателей, когда дело касалось выбора спутников жизни. Они поняли, что иметь потомство с близкими родственниками, такими как братья и сестры, чревато последствиями. В Сунгире явно почти не было браков в рамках одной семьи.

Если бы люди спаривались наугад, то генетические последствия инбридинга были бы более очевидными. Как и более поздние охотники-собиратели, они, должно быть, искали партнеров через социальные связи с другими племенами. Сунгирские погребения сопровождались достаточно сложными ритуалами, чтобы предположить, что важные вехи жизни (например, смерть и брак) сопровождались церемониями. Если это так, то свадьбы в каменном веке были бы самыми ранними человеческими браками. Отсутствие понимания связей с родственниками, возможно, обрекло неандертальцев, чья ДНК показывает больше инбридинга.

7. Женщины иных культур

Каменный век: женщины иных культур.

В 2017 году исследователи изучили древние жилища в Лехтале, Германия. Их возраст насчитывал около 4000 лет, когда в этом районе не было крупных поселений. Когда были исследованы останки жителей, то обнаружилась удивительная традиция. Большинство семей были основаны женщинами, которые покинули свои деревни, чтобы поселиться в Лехтале. Это происходило с времен позднего каменного века до раннего бронзового века.

В течение восьми столетий женщины родом, вероятно из Богемии или Центральной Германии, предпочитали мужчин Лехталя. Подобные переезды женщин были ключом к распространению культурных идей и предметов, что, в свою очередь, помогало формировать новые технологии. Открытие также показало, что предыдущие убеждения о массовой миграции нуждаются в корректировке. Несмотря на то, что женщины многократно переезжали в Лехталь, это происходило сугубо на индивидуальной основе.

8. Письменный язык

Каменный век: письменный язык.

Исследователи, возможно, обнаружили самый старый письменный язык в мире. На самом деле это может быть код, представляющий определенные понятия. Историки уже давно знают о символах каменного века, но в течение многих лет они игнорировали их, несмотря на то, что пещеры с наскальной росписью посещают бесчисленные посетители. В пещерах в Испании и Франции были найдены примеры одних из самых невероятных наскальных надписей в мире. Между древними изображениями бизонов, лошадей и львов скрывались крошечные символы, представляющие что-то абстрактное.

9. Чума

Каменный век: чума.

К тому времени, когда бактерия Yersinia pestis добралась до Европы в XIV веке, 30-60 процентов населения были уже мертвы. Обследованные в 2017 году древние скелеты показали, что чума появилась в Европе во время каменного века. Шесть скелетов времен позднего неолита и бронзы показали положительный результат на чуму. Болезнь охватила широкий географический район, от Литвы, Эстонии и России до Германии и Хорватии. Учитывая различные местоположения и две эпохи, исследователи были удивлены, когда сопоставлены геномы Yersinia pestis (чумной палочки).

Дальнейшее исследование показало, что бактерия, вероятно, прибыла с востока, когда люди расселялись из Каспийско-Понтийской степи (Россия и Украина). Прибыв около 4800 лет назад, они принесли с собой уникальный генетический маркер. Этот маркер появился в европейских останках одновременно с самыми ранними следами чумы, что свидетельствует о том, что болезнь принесли с собой степняки. Неизвестно, насколько смертоносной была чумная палочка в те дни, но возможно, что степные мигранты покинули свои дома из-за эпидемии.

10. Музыкальная эволюция мозга

Каменный век: музыкальная эволюция мозга.

Читайте также: