В каком суде рассматриваются административные дела о взыскании обязательных платежей

Обновлено: 12.05.2024

1. Настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

2. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

1.1) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

3. Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела:

1) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации;

2.1) об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;

3) о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций);

4) о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемых Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации (далее - иностранный гражданин, подлежащий депортации или реадмиссии), в предназначенное для этого специальное учреждение, предусмотренное федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации (далее - специальное учреждение), и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении (далее - административные дела о временном помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении);

5) об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений (далее также - административные дела об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы);

6) о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке;

7) о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;

8) иные административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке;

9) о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.

3.1. Заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются в порядке, установленном настоящим Кодексом.

4. Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном настоящим Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

5. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 4. Право на обращение в суд с административным исковым заявлением

1. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

2. Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.

3. Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.

4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Статья 54. Ведение административных дел в суде через представителей

1. Если настоящим Кодексом не предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

2. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители - родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю.

3. Права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители - родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.

4. В случае, если у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, либо у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке, нет представителя, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях суд назначает в качестве представителя адвоката.

5. Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации, либо представители организации.

6. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

7. От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.

8. От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители указанных органов.

9. По требованиям, предъявленным к Правительству Российской Федерации, а также при обращении Правительства Российской Федерации в суд с административным исковым заявлением представление интересов Правительства Российской Федерации в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 55. Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде

1. Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование.

2. Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом, за исключением случаев участия их в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле.

3. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.

Статья 57. Оформление и подтверждение полномочий представителя

4. Полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также доверенностью.

Статья 277. Рассмотрение административного дела по административному исковому заявлению о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке

6. При отсутствии у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке, представителя суд назначает ему адвоката в качестве представителя в порядке, установленном частью 4 статьи 54 настоящего Кодекса.

Налоговым органам рекомендовано устанавливать причины несогласия налогоплательщика с вынесением судебного приказа и проводить мероприятия по досудебному урегулированию спора.

Соответствующие рекомендации подготовлены в целях исключения необоснованного предъявления налоговыми органами в суды исковых заявлений о взыскании с налогоплательщиков задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени и штрафам, ранее взыскивавшейся посредством подачи судебных приказов, в выдаче которых судами отказано в связи с подачей налогоплательщиком возражений.

Направляемые налоговым органом исковые заявления о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть обоснованными, мотивированными и подтвержденными бесспорными доказательствами, исключающими случаи вынесения по результатам их рассмотрения судебных актов не в пользу налогового органа

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 20 сентября 2017 г. N СА-4-7/18776@

Федеральная налоговая служба в целях исключения необоснованного предъявления налоговыми органами в суды исковых заявлений о взыскании с налогоплательщиков задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пени и штрафам, ранее взыскивавшейся посредством подачи судебных приказов, отмененных судами или в выдаче которых судами отказано в связи с подачей налогоплательщиком возражений, сообщает следующее:

В соответствии с положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового Кодекса Российской Федерации (Далее - НК РФ) налоговые органы вправе обращаться в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающиеся к уплате суммы налога, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных НК РФ.

Взыскание задолженности в судебном порядке (в зависимости от оснований или суммы заявленных требований) возможно в порядке приказного производства либо по правилам искового производства.

Из положений подпункта 3 пункта 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), подпункта 3 пункта 3 статьи 229.4Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Далее - АПК РФ), следует, что судом может быть отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным. О спорности заявленных требований может свидетельствовать, в частности, поступление от должника возражений относительно данных требований, в том числе до вынесения судьей судебного приказа.

В данном случае в силу положений пунктов 1, 2 статьи 286 КАС РФ, пунктов 1, 2 статьи 213 АПК РФ, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением к тому же должнику, с тем же требованием и по тем же основаниям в порядке искового производства.

Налоговые органы обращаются с заявлениями о вынесении (о выдаче) судебного приказа по требованиям, рассматриваемым в порядке приказного производства, которое в силу статьи 123.5 КАС РФ и статьи 229.5 АПК РФ осуществляется без вызова взыскателя и должника, а также без проведения судебного разбирательства по результатам исследования представленных доказательств. При этом, в соответствии с пунктом 1 статьи 123.7 КАС РФ, пунктом 4 статьи 229.5 АПК РФ, судебный приказ подлежит отмене судом, если от должника поступили возражения относительно его исполнения: по делам, рассмотренным в порядке главы 26 АПК РФ - в десятидневный срок со дня его получения; по делам, рассмотренным в порядке главы 11.1 КАС РФ - в двадцатидневный срок со дня направления копии судебного приказа должнику.

В данном случае, в силу положений пункта 2 статьи 123.7 КАС РФ, пункта 4 статьи 229.5 АПК РФ, налоговый орган не лишен возможности предъявления соответствующего требования в порядке искового производства.

При обращении в указанном случае в судебные органы с исковым заявлением о взыскании с должника суммы задолженности необходимо учитывать следующее.

Статья 287 КАС РФ предъявляет специальные требования к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций. Так, в силу подпункта 2 и 5 пункта 1, пункта 2 статьи 287 КАС РФ по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.

Аналогичные требования предъявляются к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке арбитражного судопроизводства, о чем свидетельствуют положения пункта 1 статьи 214 АПК РФ.

В этой связи, до момента обращения в судебные органы в порядке искового производства, налоговому органу необходимо установить причины несогласия лица с вынесением в отношении него судебного приказа и провести мероприятия по досудебному урегулированию образовавшегося спора. Предоставление налогоплательщиком возражений является основанием для совершения налоговым органом действий по проведению сверки расчетов, предложения налогоплательщику представить обосновывающие возражения документы, пояснения и иных действий по выяснению оснований несогласия лица с вынесением в отношении него судебного приказа.

Направляемые налоговым органом исковые заявления о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть обоснованными, мотивированными и подтвержденными бесспорными доказательствами, исключающими случаи вынесения по результатам их рассмотрения судебных актов не в пользу налогового органа.


По мнению одного из адвокатов, внося коррективы, Суд руководствовался принципами равенства всех перед законом и судом, а также принципом состязательности и равноправия сторон в части представления сторонами доказательств по административному делу. Ранее, комментируя постановление на стадии проекта, адвокаты отметили основания для рассмотрения дела в упрощенном производстве, положения о том, что в случае неявки административного истца суд по своей инициативе может перейти к рассмотрению дела в ином порядке, чем предполагалось, а также положения о том, что суд вправе перейти к упрощенному порядку после получения доказательств отказа административного ответчика от получения почтового отправления.

По итогам заседания Пленума Верховного Суда проект соответствующего постановления был направлен на доработку в редакционную комиссию

В документе разъясняется, что административные дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судом по общим правилам административного судопроизводства с особенностями, установленными гл. 33 КАС. Правила упрощенного производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.

Указывается, в частности, что административное дело может быть рассмотрено первой инстанцией в порядке упрощенного производства, если всеми участвующими в деле лицами заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие не является обязательным, если ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает, а также если указанная в исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб. (такая категория дел рассматривается в упрощенном порядке, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменен).

В постановлении отмечается, что административное дело может быть рассмотрено первой инстанцией в порядке упрощенного производства, если в судебное заседание не явились все лица (их представители), участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной. Также в порядке упрощенного производства может быть рассмотрено дело, если заявлено требование территориального органа федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов на привод и если при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные ч. 5 ст. 216 КАС.

Согласно постановлению лица, участвующие в деле, вправе подавать в суд заявления, возражения, объяснения в письменной форме, другие письменные доказательства и иные документы в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в установленном порядке (ч. 2 ст. 45 КАС).

При наличии оснований для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд выносит определение. Поскольку возражения административного ответчика являются безусловным препятствием для такого рассмотрения, переход к нему осуществляется лишь после вынесения определения и по истечении срока для представления возражений. Неполучение ответчиком поступившей ему копии данного определения по обстоятельствам, зависящим от него, в том числе в связи с отказом от его получения, не препятствует рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. В этом случае суд вправе перейти к такому порядку после получения доказательств, либо отказа ответчика от получения почтового отправления, либо возвращения данного отправления ввиду истечения срока хранения.

По мнению председателя Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимира Тригнина, поскольку в ряде случаев одним из условий упрощенного рассмотрения административных дел является учет мнения ответчика, разъяснение ВС является ценным: бездействие данного лица не будет в таком случае препятствием для письменного рассмотрения дела в силу ст. 100 КАС, а также ст. 165.1 ГК РФ.

Также исключено положение, согласно которому под установленным законом сроком направления возражений понимается 10-дневный срок, предусмотренный ч. 2 ст. 292 КАС, а под установленным сроком направления новых доказательств – срок, определенный судом согласно ч. 5.1 данной статьи. С учетом возможности дальнейшего апелляционного обжалования решения суда указанные выше сроки при их пропуске продлению и восстановлению не подлежат.

Для разрешения вопроса об отмене принятого в порядке упрощенного производства решения при необходимости не исключается проведение судебного заседания с извещением участников дела или их представителей о времени и месте его проведения. В случае отсутствия такой необходимости это решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле. Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления возражений (заявления или доказательств) в суд.

В случае одновременного поступления указанных выше возражений, заявления или новых доказательств и апелляционной жалобы (представления) на решение, принятое в порядке гл. 33 КАС, первая инстанция вправе отменить данное решение при наличии оснований. В этом случае апелляционная жалоба (представление) на отмененное решение возвращается. Вместе с тем, если они приняты к производству апелляцией, такое решение не может быть отменено по правилам ст. 294.1 КАС. Представленные возражения, заявление или доказательства приобщаются в таком случае к материалам дела.

Для рассмотрения в порядке упрощенного производства административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму, не превышающую 20 тыс. руб., не являются безусловными препятствиями такие обстоятельства, как пропуск срока обращения в суд при наличии заявления о его восстановлении, а также представление административным ответчиком возражений относительно рассмотрения дела в порядке упрощенного производства. При этом если в представленных возражениях содержатся достоверные сведения об иных обстоятельствах, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам (например, когда возникает необходимость в допросе свидетеля или доказательством являются документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну).

Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принимается судом в срок, не превышающий 10 дней со дня истечения сроков, указанных в ч. 5.1 ст. 292 КАС, в любой из дней в пределах данного срока. При этом лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия данного решения. Такое решение может быть выполнено в форме электронного документа (ч. 1.1 ст. 16 КАС). Копия указанного решения направляется судом не позднее следующего рабочего дня после дня принятия решения.

Дополнительное решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принимается по правилам ст. 183 КАС. Разъяснение решения осуществляется по правилам ст. 185 КАС.

С введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей (в том числе налогов, сборов, страховых взносов) и санкций с физических лиц были отнесены к административным (п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ) и в настоящее время рассматриваются в порядке, предусмотренном разделом III КАС РФ, с учетом особенностей, закрепленных в гл. 32 КАС РФ.
До 15 сентября 2015 г. налоговые и пенсионные органы с целью взыскания с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам обращались с соответствующими заявлениями к мировым судьям, которые при наличии оснований независимо от размера взыскиваемых денежных сумм выносили судебные приказы, являющиеся одновременно исполнительными документами. В порядке искового производства требования о взыскании недоимок по обязательным платежам могли быть предъявлены органами, осуществляющими контроль за их уплатой (далее - контрольные органы), только после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С 15 сентября 2015 г. мировые судьи больше не выносят судебные приказы по заявлениям контрольных органов , и все дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматривают районные (городские) суды в соответствии с правилами территориальной подсудности - по месту жительства гражданина (ч. 3 ст. 22 КАС РФ).
--------------------------------
Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1393.

Законодателем определены следующие условия обращения контрольного органа в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций:
у физического лица имеется задолженность по обязательным платежам;
требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы;
федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 1 ст. 286 КАС РФ).
Право контрольного органа на обращение в суд с иском возникает только при наличии всех перечисленных условий в совокупности. Если, к примеру, в суд поступил иск налогового органа о взыскании налога с гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, то такой иск к производству суда не может быть принят, поскольку в силу п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Кроме того, Законом регламентированы сроки обращения контрольных органов в суд. Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об их уплате.
НК РФ предусматривает дополнительные правила исчисления срока обращения налогового органа в суд. В соответствии с абзацами 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. А если общая сумма недоимки так и не превысила 3000 рублей со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, то налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд. Заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.2 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, согласно которой, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, учитываемого контрольным органом при расчете общей суммы страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма не превысила 500 рублей, контрольный орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока.
При этом нужно учитывать, что согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ, п. 7 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Аналогичное правило закреплено в ч. 2 ст. 93 КАС РФ.
Например, если в июне 2012 г. налоговый орган направил физическому лицу требование об уплате недоимки в размере 1000 руб., установив срок уплаты до 3 июля 2012 г., то при неисполнении физическим лицом указанного требования срок обращения налогового органа в суд считается истекшим не 3 января 2016 г., а 11 января 2016 г. При этом срок не будет пропущен и тогда, когда иск поступил в суд после 11 января 2016 г., но при условии, что он был направлен почтой в указанный день (ч. 4 ст. 93 КАС РФ).
Закон обязывает суд выяснять, соблюден ли срок обращения в суд только в стадии судебного разбирательства - при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций (ч. 6 ст. 289 КАС РФ). А как должен поступить судья, который в стадии возбуждения административного дела при решении вопроса о принятии иска к производству обнаружил, что контрольный орган пропустил срок обращения в суд и при этом отсутствует его ходатайство о восстановлении срока?
Ответ на этот вопрос в КАС РФ отсутствует. Оснований для отказа в принятии административного иска или оставления его без движения в данном случае не имеется. Перечень случаев возвращения административного искового заявления, сформулированный в ст. 129 КАС РФ, является открытым, допуская возможность принятия такого процессуального решения по основаниям, предусмотренным главами раздела IV КАС РФ, который посвящен особенностям производства по отдельным категориям административных дел (например, ч. 2 ст. 210, ст. 254 КАС РФ). Вместе с тем системный анализ положений КАС РФ не позволяет утверждать о наличии у судьи возможности возвращения административного иска о взыскании недоимки, поданного с пропуском предусмотренного ч. 2 ст. 286 КАС РФ срока и не содержащего ходатайства о его восстановлении. Такая возможность предусмотрена только для жалоб (ч. 2 ст. 94 КАС РФ), а применительно к другим категориям административных дел в случае пропуска срока обращения в суд закон устанавливает запрет не только на отказ в принятии иска (ч. 5 ст. 219, ч. 8 ст. 240 КАС РФ), но и на его возврат (ч. 3 ст. 253, ч. 9 ст. 270 КАС РФ) по данному основанию. Поэтому возврат административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций по аналогии закона (ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 94, п. 3 ч. 1 ст. 301 КАС РФ) может вызвать вопросы с точки зрения законности принятого процессуального решения. Как вариант для исключения этих вопросов можно дополнить ч. 2 ст. 286 КАС РФ нормой о праве судьи возвратить административный иск о взыскании обязательных платежей в случае, если он подан с пропуском срока и отсутствует ходатайство о его восстановлении.
Однако возврат иска в указанном случае приведет к пропуску срока на уже более длительный период, поскольку повторное обращение контрольного органа с иском в суд на исчисление срока, предусмотренного ч. 2 ст. 286 КАС РФ, не влияет, и соблюдение этого срока будет проверяться применительно к моменту нового обращения в суд. Поэтому при принятии к производству суда иска, поданного с пропуском срока, в определении о принятии заявления к производству суда и подготовке дела к судебному разбирательству целесообразно разъяснять истцу право на заявление ходатайства о восстановлении срока.
Если дело будет рассматриваться по общим правилам административного судопроизводства, включая вызов лиц, участвующих в деле, то представитель административного истца - контрольного органа сможет заявить ходатайство о восстановлении срока и в судебном заседании. Тогда суд при разрешении дела оценит обоснованность доводов представителя, подтверждающих уважительный характер причины пропуска срока. А если представитель истца в судебное заседание не явится, что чаще всего и случается в практике, и заблаговременно не направит в суд нужное ходатайство, то суд должен отказать в иске.
При рассмотрении дела судом в порядке упрощенного (письменного) производства, которое не предполагает вызова сторон и проведения судебного заседания (ч. 1 ст. 292 КАС РФ), заявить ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение административного истца в суд можно только до судебного разбирательства (до момента принятия решения по делу). При отсутствии ходатайства исход рассмотрения дела очевиден - взыскиваемые денежные средства в бюджет или внебюджетные фонды уже никогда не поступят.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в письменной форме (ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 287 КАС РФ). Подача таких исков посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, которая станет возможной с 15 сентября 2016 г. , законом не предусмотрена (в ч. 1 ст. 287 КАС РФ отсылка к ч. 8 ст. 125 КАС РФ отсутствует).
--------------------------------
См.: ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1392.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины. Поэтому требование судьи о предоставлении налоговыми органами документов, подтверждающих уплату госпошлины, не будет являться основанным на законе.
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины. Исковые заявления территориальных органов Пенсионного фонда РФ (например, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии) подлежат оплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных статьями 333.19 и 333.20 НК РФ . Следовательно, при обращении в суд с административным иском о взыскании страховых взносов истец должен оплатить государственную пошлину и представить вместе с иском документ, подтверждающий ее уплату.
--------------------------------
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 2.

Список использованной литературы

1. Собрание законодательства РФ. 2015. N 10.
2. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 2.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" к обязательным платежам относятся налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.

Исковое заявление соответствующего содержания подается в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи иска может быть восстановлен судом.

Помимо общих сведений, которые должны быть в исковом заявлении, в заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций необходимо указать:

- наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;

- положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;

- сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;

- размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;

- сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном гл. 11.1 КАС РФ.

К иску прилагаются:

- документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке;

- копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций;

- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления;

- иные документы и материалы, предусмотренные общими правилами.

В рамках применения мер предварительной защиты по административному иску суд вправе наложить арест на имущество административного ответчика в размере, не превышающем объема заявленных требований.

В порядке предварительной защиты административный истец (МИФНС России по Красноярскому краю) обратился в суд с заявлением, в котором просил принять срочные меры по обеспечению иска в виде наложения ареста на имущество Т. В обоснование своих требований истец указал на наличие у него оснований полагать, что ответчик распорядится своим имуществом так, что исполнить решение суда (о взыскании недоимки по налогам и пени) будет невозможно ввиду отсутствия имущества, на которое может быть обращено взыскание. Определением суда первой инстанции в удовлетворении заявления было отказано.

Судебная коллегия, рассмотрев частную жалобу МИФНС России по Красноярскому краю об отмене данного определения, не нашла оснований для его отмены, указав, в частности, следующее. Основаниями для отказа в удовлетворении заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску явилось отсутствие доказательств существования явной опасности нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо невозможности или затруднительности защиты прав, свобод и законных интересов административного истца без принятия таких мер, а также то обстоятельство, что наложение ареста на транспортное средство, принадлежащее административному ответчику, несоразмерно удовлетворенным судом требованиям. В данном случае оснований для применения мер предварительной защиты по административному делу исходя из доводов заявления суд первой инстанции не усмотрел, и суд апелляционной инстанции не находит оснований с ним не согласиться, поскольку доказательств тому, что стоимость автомобиля Т. соразмерна взысканной с него сумме задолженности, налоговым органом не представлено.




См.: Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 29.02.2016 N 33А-2378/2016.

Административные дела указанной категории рассматриваются судом в течение трех месяцев со дня подачи соответствующего административного искового заявления в суд.

Стороны извещаются судом о времени и месте рассмотрения административного дела. При этом их неявка на судебное заседание не препятствует отправлению правосудия, однако карается штрафом, если суд признал явку обязательной.

Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением. Наряду с этим суд вправе истребовать необходимые доказательства, документы и материалы по своей инициативе.

При рассмотрении дела о взыскании обязательных платежей и санкций суд:

- проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций;

- выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом;

- выясняет, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций;

- проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Помимо общих сведений, которые должны быть отражены в содержании решения, в резолютивной части решения суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций указываются:

- фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, обязанного уплатить денежную сумму, составляющую задолженность, его место жительства;

- общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.

По итогам рассмотрения дела суд принимает решение, предусматривающее потенциальную процедуру обжалования, форма и содержание которого подчинены общим требованиям административного судопроизводства, но с учетом специфики категории данного дела.

Читайте также: