В каком суде рассматривается спор если одна из сторон не исполнила свои обязательства

Обновлено: 13.06.2024

Кредитование — способ решить множество финансовых проблем. Но, к сожалению, иногда сложности накапливаются, кредит становится труднее выплачивать, и человек оказывается в непростой ситуации. Банк начинает сообщать о долге, угрожать судебным взысканием долга по кредиту, уверять, что такое развитие событий практически неминуемо. Не бойтесь и не паникуйте. Даже в случае судебного разбирательства есть возможность договориться о более выгодных условиях, но до суда ситуация может и не дойти. Кредитору невыгодно проходить все стадии судебного процесса, так что оптимальный вариант для обеих сторон — договориться о разрешении ситуации мирным путем. В частности, добросовестные коллекторские агентства, такие как ЭОС, предлагают множество программ, в ходе которых можно уменьшить сумму задолженности или организовать гибкий график выплат по индивидуальной схеме. Такое решение оптимально и для заемщика: не придется иметь дело с приставами и принудительным взысканием, чреватым арестом счетов и различными ограничениями.

Содержание статьи

Когда банк подает в суд

Обычно после одной или двух просрочек серьезных мер кредитор не предпринимает. Чаще всего сначала все ограничивается звонками и письмами с напоминанием о взносе: возможно, заемщик просто забыл о выплате. Если же неуплата становится систематической, банк подключает свою службу взыскания, может обратиться к коллекторскому агентству по агентскому договору: представители компании будут пытаться связаться с заемщиком, чтобы тот выплатил кредит банку. Еще один вариант развития событий — договор цессии: банковская организация перепродает право на взыскание кредита коллекторскому агентству, и оно становится полноправным кредитором, правда, с некоторыми ограничениями: может смягчать условия, но не ужесточать. Судебное разбирательство — крайняя мера, банки идут на нее нечасто и неохотно: это длительный процесс, который повлечет за собой лишние расходы.

Порядок судебного разбирательства

Многое зависит от того, какой кредит был взят и какова сумма задолженности. В целом процесс выглядит так:

  • представители банковской организации обращаются в суд первой инстанции, в том числе к мировому судье;
  • если судья выносит решение в пользу кредитора, инициируется исполнительный процесс. Подписывается исполнительный лист, который передают в ФССП — Федеральную службу судебных приставов;
  • у заемщика есть возможность повлиять на процесс, попросить отсрочку или обжаловать решение, если на то есть основания.

После начала исполнительного процесса, если решение или судебный приказ не были отменены, заемщику дается 5 дней, чтобы согласиться добровольно погасить задолженность. Таким образом, приставы смогут удерживать до 50 % его ежемесячных доходов. Если же заемщик откажется, начнется процесс описи и конфискации имущества, которое впоследствии будет выставлено на торги.

Может ли банк получить решение в свою пользу без суда

Такое возможно, если представители банка обратились не с иском в районный суд, а с заявлением к мировому судье. По новым правилам такое допустимо для большого количества кредитов на суммы до полумиллиона рублей. Судья рассмотрит заявление банка, вынесет решение и, если требования банка оправданы, вынесет судебный приказ. Это так называемый упрощенный порядок взыскания. Впрочем, заемщик имеет право оспорить этот приказ в течение 10 рабочих дней с момента его получения. Только если возражений со стороны заемщика не последовало, приказ начинает приводиться в исполнение. Если же тот оспорил приказ, у кредитора останется право обратиться с иском в районный суд. Через него все и будет решаться — этот длительный процесс может занимать не один месяц.

Что делать, если инициировано разбирательство

Судебные разбирательства нередко пугают людей. Если они выясняют, что им пришло письмо о начале процесса, частая первая реакция — паника. Но поспешные действия не изменят ситуации и не помогут делу. Оптимальный вариант — успокоиться и попробовать найти пути решения. Как правило, с кредитором можно договориться: убегать не лучшая тактика, так как задолженность от этого никуда не денется. ЭОС предпочитает предлагать клиентам разнообразные варианты решения проблемы, а не обращаться в суд. Если же речь идет о банке, постарайтесь не переживать и попробуйте связаться с представителями кредитора, чтобы уточнить ситуацию. Активное участие в процессе и готовность выплачивать обязательства сыграют на руку даже в сложных обстоятельствах.

Как погашают задолженность через ФССП

Как не допустить судебного разбирательства

Судебное разбирательство — долгий процесс, и банки прибегают к нему нечасто. Это касается и добросовестных коллекторских агентств, заинтересованных в том, чтобы клиент погасил задолженность без лишних сложностей. Практика показывает, что оптимальная стратегия действий, позволяющая избежать суда, — сотрудничество с кредитором. Организация, как правило, и сама не заинтересована в разбирательстве, поэтому может договориться с клиентом о графике погашения, удобном ему. Существует множество возможностей выплатить кредит без длительных разбирательств. Главное — не бояться: добросовестный и законопослушный кредитор пойдет навстречу и поможет подобрать предложение, дающее возможность погасить задолженность. Свяжитесь с кредитором, задайте интересующие вопросы и узнайте, что он может Вам предложить. Сотрудничество — всегда более оптимальный вариант, чем суд.

Как не допустить визита приставов

  • Реструктуризация. Клиент обращается к кредитору и сообщает, что платить кредит на прежних условиях не в состоянии. В результате происходит пересмотр графика платежей, и сумма ежемесячного взноса уменьшается, становится посильной для выплаты.
  • Рефинансирование. Такое возможно, если кредит был взят давно, а сейчас многое изменилось, и текущие условия позволяют погашать задолженность с большей выгодой. Происходит перерасчет кредита по новым правилам, заключается новый договор. Правда, такое возможно, если сложности с выплатами только-только начались.
  • Скидки и акции. Для добросовестных коллекторских агентств, в частности для ЭОС, характерны так называемые акции прощения. В ходе этих мероприятий человек может списать часть задолженности, облегчив тем самым кредитную нагрузку.

ЭОС всегда старается подобрать решение, выгодное для клиента. Гибкий график выплат, прощение части задолженности — мы делаем все, чтобы помочь человеку начать новую жизнь без обязательств.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск

Задайте все интересующие Вас вопросы

Получите консультацию оператора

Анонимная горячая линия.
Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.


Арбитражные споры, связанные с неисполнением договорных обязательств, п оясняет юрист Центра "ЗаконЪ" Никита

Кумпанич, не редки в наши дни. Каждый надеется, что заключая договор, стороны всегда должны добросовестно соблюдать все его условия. Но очень часто возникают ситуации когда одна из сторон по каким либо причинам не исполняет свои обязательства добросовестно. Неисполнение обязательств по договору может привести к убыткам, утрате или повреждению имущества, неполученным доходам и т.д. В данной ситуации стороны должны попытаться самостоятельно мирным путем принять соответствующие меры по возмещению убытков - претензионный порядок разрешения спора.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, права которого нарушены может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договоров не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Возможно решить спор по договору в досудебном порядке, для этого сторона, чьи права были нарушены вправе обратиться с претензией или требованием об исполнении договора к другой стороне, не исполнившей своих обязательств.

Претензия составляется в письменной форме и может направляться нарочным способом либо заказным письмом с уведомлением о вручении. В претензии должны указываться следующие сведения: сведения о сторонах; условия заключенного между сторонами договора; перечень обязательств, которые не исполнила сторона по договору, размер понесенных убытков. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие потери в связи с неисполнением обязательств по договору (например: счета, чеки, накладные и т.д.).

Сторона, не исполнившая обязательств по договору, после получения претензии направляет ответ на претензию, в котором указываются причины неисполнения обязательств и порядок возмещения убытков.

Благодаря данному виду деловой переписки, можно выяснить все разногласия, возникшие между сторонами, без судебных разбирательств.

Если сторона, не исполнившая обязательства по договору, игнорирует претензию или отказывается выполнить обязательства, необходимо обращаться в суд.

Соблюдение претензионного порядка по некоторым категориям дел является по закону обязательной стадией разрешения конфликта перед подачей искового заявления в суд.

Порядок разрешения споров в судебном порядке в связи с неисполнением обязательств по договору - в зависимости от характера спора следует обращаться в суд общей юрисдикции (районные и мировые суды) или в арбитражный суд.

Если между сторонами был заключен договор на осуществление предпринимательской деятельности, то исковое заявление должно подаваться вАрбитражный суд РФ.

Дела по договорным спорам, как правило, рассматриваются в суде по месту нахождения ответчика или могут быть рассмотрены по месту исполнения договора или месту нахождения филиала/представительства.

Содержание искового заявления подробно расписано в ст. 131 ГПК РФ, ст. 125 АПК РФ.

Опираясь на ст. 132 ГПК РФ, ст. 126 АПК РФ, к исковому заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • копия искового заявления по количеству лиц участвующих в деле - для судов общей юрисдикции;
  • доказательства отправки искового заявления лицам, участвующим в деле - для арбитражного суда;
  • копия доверенности, если интересы лица представляет юрист (представитель);
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования (например: договор, приложения к договору, счета, акты приема-передачи и иное);
  • квитанция об уплате госпошлины.

Размер государственной пошлины при подаче искового заявления в арбитражный суд опеделяется в соответствии со ст. 333.21 НК РФ.

При подаче искового заявления в суд общей юрисдикции размер госпошлины расччитывается, исходя из ст. 333.19 НК РФ.

Исковое заявление и приложения к нему могут быть переданы непосредственно в суд истцом или его представителем или направлены по почте заказным письмом с уведомлением.

После поступления искового заявления суд обязан рассмотреть вопрос о его принятии к производству суда в течение пяти дней (ст. 133 ГПК РФ, п.1 ст. 127 АПК РФ).

Если исковое заявление принимается к производству суда, то судья выносит соответствующее определение.

Дело должно быть рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу (п.1 ст. 152 АПК РФ).

Районным судом дело должно быть рассмотрено до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если не установлены иные сроки, а мировым судом - до истечения месяца со дня принятия заявления к производству (ст. 154 ГПК РФ).

За неисполнение обязательств по договору суд может обязать ответчика: возместить убытки (ст. 393 ГК РФ), взыскать неустойку (ст. 394 ГК РФ), взыскать проценты за неправомерное пользование денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), исполнить обязательства в натуре (ст. 396 ГК РФ), исполнить невыполненное обязательство своими силами (ст. 397 ГК РФ).

Смирнова В. С.

Основание 1. Заказчик не оплачивает работу единственному поставщику

Ситуация. Заказчик выбрал единственного поставщика для ремонта дорожного покрытия дворовых территорий, которые пострадали из-за паводка. Конкурентную закупку заказчик проводить не стал, сославшись на чрезвычайный характер ситуации и сжатые сроки. По этим же причинам не был заключен договор.

Когда исполнитель выполнил свои обязательства, заказчик отказался подписывать акты приемки и оплачивать работу. Суд отказал поставщику в удовлетворении иска: нет контракта, а значит, у заказчика нет оснований для оплаты. Тем более, что стороны не представили в ФАС доказательство того, что ремонт дорожного покрытия выполнялся в экстренных условиях в связи с аварией или иной чрезвычайной ситуацией.

Совет поставщику. Не приступайте к работам до заключения контракта, даже если заказчик ссылается на обстоятельства непреодолимой силы. Контракт, заключенный в соответствии с требованиями законодательства, — гарантия, что работа будет оплачена. Кроме того, проследите, чтобы заказчик уведомил ФАС или орган муниципального управления о закупке у единственного поставщика не позднее одного дня с момента заключения договора.

Основание 2. Участник торгов повторяет одни и те же ошибки

Ситуация. Электронная торговая площадка перечислила заказчику сумму обеспечения заявки участника из-за того, что заявка трижды отклонялась по одному и тому же основанию — исполнитель не смог подтвердить полномочия своего представителя. В итоге в качестве штрафных санкций по третьей заявке площадка перечислила заказчику сумму, внесенную участником в качестве обеспечения.

Участник обратился в суд с иском о взыскании суммы обеспечения с оператора, ссылаясь на то, что все заявки он подавал одновременно, не мог знать о нарушении и устранить его.

Верховный Суд РФ подтвердил правоту торговой площадки. Решающим стало то, что заявки были поданы в разные дни, и участник не мог не знать о нарушениях. Суд уточнил, что электронная торговая площадка отвечает за техническую часть торгов и выполняет требования законодательства. Деньги перечислены заказчику, поэтому нельзя требовать их с оператора.

Основание 3. Подрядчик требует увеличить сумму оплаты

Ситуация. В ходе выполнения работ по контракту подрядчик потребовал от заказчика увеличить итоговую сумму за выполненные работы. Основание — разница между стоимостью выполненных работ в текущих ценах и стоимостью, приведенной в контракте.

В решении спора стороны дошли до Верховного Суда РФ. Поставщику было отказано в повышении стоимости договора на том основании, что он изначально знакомился со всеми условиями контракта, в том числе с ценой на материалы и положением о том, что цена контракта является твердой на весь срок его исполнения.

Совет поставщику. Внимательно изучайте положения закупочной документации и проекта контракта. Подавая заявку на участие, вы выражаете согласие со всеми условиями объявленной закупки. Помните, изменить контракт можно только по ограниченному перечню оснований, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Основание 4. Заказчик решил расторгнуть договор в одностороннем порядке

Ситуация. Организации заключили государственный контракт на проектные и изыскательские работы. В какой-то момент заказчик отказался от исполнения контракта в одностороннем порядке, аргументируя тем, что подрядчик нарушает сроки сдачи результата.

Подрядчик счел это незаконным и обратился в суд. Верховный Суд РФ поддержал заказчика, согласившись, что работы не могут быть завершены в срок. К тому же у исполнителя нет надлежащего оборудования и он существенно нарушил технологию.

Позиция суда: одностороннее расторжение обосновано фактическими обстоятельствами и соответствует требованиям закона.

Основание 5. Подрядчик нарушил сроки сдачи работ

Ситуация. Компании заключили договор о строительных работах. Заказчик принял работу без нареканий, но отказался оплачивать, аргументируя тем, что исполнитель нарушил прописанные в договоре сроки. В решении конфликтной ситуации стороны дошли до суда.

Верховный Суд принял сторону подрядчика, пояснив: если результат выполненных подрядчиком работ находится у заказчика и может использоваться по назначению, если нет замечаний по объему или качеству, то нарушение срока выполнения работ не может стать поводом не выплачивать установленную договором сумму.

Совет поставщику: если в процессе выполнения заказа вы понимаете, что не укладываетесь в сроки, согласуйте с заказчиком реальную дату сдачи объекта. Заказчик вправе принять результат работ и за пределами срока исполнения обязательств по контракту. Возможность пролонгации контракта предусмотрена только по отдельным основаниям (п. 9,10 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Совет заказчику: контролируйте темпы выполнения работ подрядчиком. Помните: если нарушены сроки, но к качеству или объему претензий нет и работу вы приняли, вы вправе взыскать с исполнителя неустойку.

Основание 6. Заказчик неверно указал код услуги в описании объекта

Организатор закупки не согласился с мнением ФАС и подал в суд. Верховный Суд РФ поддержал заказчика: он указал, что самое главное — это смысл, который заказчик вкладывает в описание объекта закупки. Он вправе использовать код, который соответствует его реальным нуждам.

Основание 7. Заказчик объединил в закупку слишком много объектов

Ситуация. Управление автомобильных дорог Амурской области организовало закупку работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования на 54 объектах в 17 районах региона. Опираясь на жалобу одного из участников закупки, ФАС признала незаконной закупку на такое количество объектов.

Верховный Суд РФ рассмотрел иск заказчика и определил, что Закон № 44-ФЗ не ограничивает объем лота и позволяет заказчику формировать закупку исходя из своих потребностей. Суд обратил внимание, что все эти объекты находятся в одном регионе, представляют собой единую инфраструктуру одного заказчика, поэтому такое формирование объекта закупки правомерно.

Совет заказчику. Существующая судебная практика подтверждает правомерность включения в один контракт несколько объектов, связанных между собой функционально и технологически. Но будьте готовы обосновать целесообразность объединения.

Основание 8. Заказчик хочет взыскать с исполнителя штраф и пени

По условиям контракта исполнитель должен выплатить:

  • штраф за ненадлежащее исполнение условий контракта, не связанных со сроками;
  • неустойку, если сдал работу позже, чем обозначено в документе.

На деле поставщик нарушил установленные сроки, но нарушений по качеству не было, однако заказчик решил взыскать и неустойку, и штраф в размере 10% цены контракта. Стороны не смогли договориться, и исполнитель обратился в суд.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ вынесла вердикт: за просрочку исполнения обязательств штраф не начисляется. Выводы судов нижестоящих инстанций о возможном взыскании обеих сумм в этих обстоятельствах неправомерны. Взыскивать и пени, и штраф за одно нарушение нельзя.

Читайте также: