В какой срок надо направить административный иск чтобы отменить предписание гит

Обновлено: 01.05.2024

У кого есть право на обжалование

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;
  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Основанием для подачи жалобы служит просто мнению контролируемые лица, что его права и законные интересы были непосредственно нарушены в рамках контроля (надзора).

Учтите, что Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебное обжалование не применяется, если иное не прописано федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством РФ.

Общие правила и требования

Способ подачи жалобы

Но если жалоба содержит сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, её подают не через указанные сайты, а в порядке, установленном положением о виде контроля.

Какая нужна электронная подпись

СИТУАЦИЯ

РЕШЕНИЕ

Срок подачи жалобы

Крайний срок на подачу жалобы может быть разный:

ЧТО ОБЖАЛУЕТСЯ

КОГДА УСПЕТЬ ПОДАТЬ ЖАЛОБУ

В случае пропуска срока по уважительной причине он может быть восстановлен. Для этого надо подать соответствующее ходатайство.

Отзыв жалобы

До принятия решения по жалобе её можно отозвать. Но тогда повторно подать по тем же основаниям уже нельзя.

Приостановление спорного решения

Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Тогда в течение 2-х рабочих дней со дня регистрации жалобы будет принято одно из решений:

  • о приостановлении исполнения обжалуемого решения;
  • об отказе в этом.

Подавшему жалобу сообщат об этом в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения.

Требования к жалобе

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Когда откажут в рассмотрении жалобы

  • жалоба подана после истечения сроков на её подачу (см. выше) и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока;
  • отказано в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • до принятия решения от контролируемого лица поступило заявление о её отзыве;
  • есть решение суда по вопросам в жалобе;
  • ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, исключающий повторное обращение, и нет новых доводов или обстоятельств;
  • жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
  • законодательством РФ предусмотрен только судебный порядок обжалования решений.

Учтите, что отказ в рассмотрении жалобы по первым двум и последнему основаниям не является результатом досудебного обжалования. Он не может служить основанием для уже судебного обжалования.

Как рассматривают жалобу и сроки

Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.

ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ

КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ

Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при её рассмотрении использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности (кроме случаев, когда это связано с гос. или иной тайной – руководствуются положением о виде контроля).

Правила её ведения – это Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности – утверждены постановлением Правительства РФ от 21.04.2018 № 482.

В указанной подсистеме уполномоченный на рассмотрение жалобы отражает ход её рассмотрения.

Срок рассмотрения жалобы – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен на 20 рабочих дней.

У контролируемого лица могут запросить дополнительную информацию и документы по предмету жалобы. Их можно (не обязательно!) представить в течение 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Учтите, что срока рассмотрения жалобы перестаёт течь с момента направления указанного запроса до момента получения сведений/документов, но не более чем на 5 рабочих дней с момента направления запроса.

Неполучение от контролируемого лица дополнительных информации и документов по предмету жалобы – не основание для отказа в её рассмотрении.

Одновременно закон запрещает запрашивать у подавшего жалобу информацию и документы, которые есть у госорганов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.

До принятия итогового решения по жалобе можно (но не обязательно) по своему усмотрению представить дополнительные материалы по предмету жалобы.

Доказывать законность и обоснованность принятого решения и/или совершенного действия (бездействия) должен контрольный (надзорный) орган.

По итогам рассмотрения жалобы уполномоченный на это орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;
  • отменяет решение полностью и принимает новое;
  • признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в т. ч. об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия размещают в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг и /или аналогичном региональном сайте.

В завершение отметим, что жалобы, поступившие после 01.07.2021, рассматривают по новым правилам.


Необходимость досудебного оспаривания

Все последние годы процессуальное законодательство шло по пути введения максимально широкого претензионного порядка, который предшествует непосредственно подаче искового заявления. С одной стороны, подобным регулированием государство хочет разгрузить суды (которые завалены делами), с другой стороны, предоставить возможность контролирующему органу без суда устранить нарушения, которые (при более внимательном рассмотрении) могут оказаться существенными и которые в дальнейшем сможет отменить суд.

Нельзя сказать, что идея досудебного оспаривания является неординарной или не здравой. Однако специфика надзорных органов чаще всего исходит того, чтобы они считают себя правыми в любой ситуации. И пока не будет получена определенная статистика отмены предписаний самим органом в рамках досудебного оспаривания, говорить о преимуществах нового порядка, пожалуй, преждевременно. Есть все основания полагать, что, вводя такой подход на практике, создается лишь дополнительная бюрократическая процедура по отмене предписаний внутри органа, которая будет безрезультативной.

Досудебному обжалованию подлежат:

— решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

— акты по итогам контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений;

— действия (бездействия) должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

Одновременно досудебное обжалование можно не соблюдать, если в суд обращается гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

С учетом такого регулирования полагаем, что основная масса обжалований будет касаться отмены предписаний. При этом контрольный (надзорный) орган (далее – орган) может помимо выдачи предписания установить административное правонарушение и привлечь виновное лицо к ответственности.

Тогда для отмены предписания придется соблюдать досудебный порядок, а для отмены постановления о назначении административного наказания – подавать жалобу вышестоящему должностному лицу, либо сразу в суд, но уже без досудебного урегулирования (ст. 30.1 КоАП РФ).

Процедура досудебного оспаривания

Жалоба подается контролируемым лицом (управляющей компанией или ТСЖ):

— руководителю (заместителя руководителя) территориального органа либо вышестоящему органу (если обжалуется решение территориального органа);

— вышестоящему органу (если обжалуется действие (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа));

— руководителю органа (если территориального органа нет или решения приняты центральным аппаратом) (п. 2 ст. 40 Закона № 248).

Закон выделяет два способа подачи жалобы:

  1. В электронном виде с использованием портала Госуслуг.
  2. В электронном виде с использованием регионального портала Госуслуг.

При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

В этих требованиях проскальзывает стремление государства отказаться от традиционного бумажного формата подачи жалоб,а также попытка автоматизировать данный процесс. С другой стороны, тотальный перевод жалоб в цифру способен создать проблемы многим ТСЖ, которым будет непросто освоиться с требованиями электронного вида.

Сроки подачи жалобы:

— жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;

— жалоба на предписание органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания (п. 5 и 6 ст. 40 Закона № 248).

Закон № 248 допускает восстановление пропущенного срока на подачу жалобы, если на то были уважительные причины. Тогда к жалобе прилагается ходатайство. Если заинтересованное лицо отзовет поданную им жалобу, то ее повторное направление по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248)

Новый порядок предполагает возможность приостановления исполнения обжалуемого решения контрольного органа, т.е. некие досудебные обеспечительные меры. Чтобы их применить, необходимо подать отдельное ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа. Оно рассматривается в 2 рабочих дня, в течение которых орган либо принимает решение о приостановлении исполнения (предписания), либо решение об отказе в этом. Информация о принятом решении направляется в течение одного рабочего дня с даты его принятия (п. 9 и 10 ст. 40 Закона № 248).

Требования Закона № 248 к форме и содержанию жалобы

Обязательные требования (реквизиты) жалобы включают:

1) наименование органа, ФИО должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование организации-заявителя, сведения о месте ее нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и ФИО лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;

3) сведения об обжалуемых решении и (или) действии (бездействии) должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;

4) основания и доводы, по причине которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;

5) требования лица, подавшего жалобу;

Дополнительным требованием к жалобе является отсутствие нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа либо членов их семей (п. 2 ст. 41 Закона № 248).

Орган вправе запросить у контролируемого лица дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. В этом случае течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса. Неполучение информации и документов, относящихся к предмету жалобы не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы (п. 3 ст. 43 Закона № 248).

По итогам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение полностью или частично;

3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 6 ст. 43 Закона № 248).

При этом само решение органа размещается в личном кабинете заявителя жалобы не позднее одного рабочего дня со дня его принятия (п. 7 ст. 43 Закона № 248).

Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения возлагается на орган. Иными словами, в случае отказа по жалобе заявителя – должны быть представлены соответствующие мотивировки, со ссылкой на закон (п. 5 ст. 43 Закона № 248).

Закон № 248 предполагает большой перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (поэтому крайне важно соблюсти все требования в полном объеме):

— истечение сроков подачи жалобы и отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

— отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;

— заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия решения по жалобе;

— наличие решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;

— ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;

— жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;

— ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, а в новой жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;

— жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;

— законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа (п. 1 ст. 42 Закона № 248).

Отказ в рассмотрении жалобы означает, что досудебный порядок обжалования является несоблюденным, а потому судебного обжалования решений быть не может.

Безусловно, Закон № 248 создаст дополнительные сложности и потребуется определенный период на адаптацию к новым нормам. В то же время мы опасаемся формального характера рассмотрения жалоб, при котором их подача в орган станет лишь частью общего церемониала, необходимого по форме, но бесполезного по существу.

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Паршукова А.В.,

при секретаре Филипповой О.В.,

с участием представителя административного истца Лонгортовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2036/2019 по административному иску ПАО "Сбербанк России" к ГИТ в ЯНАО о признании незаконным предписания,

ПАО "Сбербанк России" обратилось в суд с административным иском о признании незаконным предписания ГИТ в ЯНАО от 15.10.2019 г. №-ОБ/12-2787-И/61-15 и его отмене.

Требования мотивированы тем, что по результатам внеплановой документарной проверки по обращению работника Поповой К.В. было выдано обжалуемое предписание об устранении выявленных нарушений с требования отменить п.3 приказа от 12.07.2019 г. №-к о применении дисциплинарного взыскания в соответствии с требованиями ст. 193 ТК РФ в связи с нарушением процедуры применения взыскания в срок до 31.10.209 г. В акте проверки ГИТ в ЯНАО указано, что работодателем нарушены положения закона, т.к. работник ознакомлен с приказом на 4-й день с момента издания.

Административный истец полагает о наличии признаков индивидуального трудового спора и об отсутствии оснований вынесения предписания.

В судебном заседании представитель Банка на требованиях административного иска настаивала по изложенным в нём доводам.

Государственный инспектор труда Кислицына Т.А. представила письменные возражения на административный иск, суть которых сводится к тому, что приказ работодателя о применении к работнику дисциплинарного взыскания объявляется под роспись в течение 3-х рабочих дней со дня его издания. Работодатель ознакомил работника с приказом на 4-й день. В этой связи порядок применения взыскания нарушен.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

На основании ст. 361 ТК РФ решения государственного инспектора могут быть обжалованы соответствующему руководителю, главному государственном инспектору труда РФ и (или) в суд.

Поскольку обжалуемое предписание исходит от органа государственной власти, имеет признаки властного распоряжения, является обязательными, создаёт угрозу привлечения к ответственности за неисполнение, накладываёт определённые обязанности, оно может являться предметом обжалования.

В соответствии с абз.2 ст.356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,, о восстановлении нарушенных прав работника, привлечения виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдаёт обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства.

Трудовые споры рассматриваются в соответствии с действующим законодательством комиссиями по трудовым спорам или судами.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ГИТ в ЯНАО в отношении административного истца проведена проверка соблюдения трудового законодательства. По итогам проверки выдано предписание от 15.10.2019 г. №-ОБ/12-2787-И/61-15.

В соответствии этим предписанием работодатель обязан отменить п. 3 приказа от 12.07.2019 г. №-к о применении к Поповой К.В. дисциплинарного взыскания в срок до 31.10.2019 г.

Из представленных по запросу суда материалов проверки следует. что она проведена ГИТ в ЯНАО по обращению работника Поповой К.В. по вопросу нарушения её трудовых прав при применении работодателем дисциплинарного взыскания.

Согласно акту проверки от 15.10.2019 г. должностное лицо ГИТ в ЯНАО пришло к выводу о нарушении работодателем требований ст. 193 ТК РФ. Так, указано, что с приказом работодателя о привлечении к дисциплинарной ответственности от 12.07.2019 г. работник ознакомлен на 4-й день. При этом работник находилась на рабочем месте.

Таким образом, работодателю вменено нарушение ст. 193 ТК РФ в части процедуры применения к работнику дисциплинарного взыскания.

В силу ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Обстоятельства, связанные с оценкой законности оснований привлечения работника к дисциплинарной ответственности, процедуры применения дисциплинарного взыскания подпадают под определение трудового спора.

При этом в соответствии с положениями ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

ГИТ в ЯНАО не относится к органам, уполномоченным на разрешение индивидуальных трудовых споров и включение в предписание требований относительно структуры зарплаты по существу не соответствует компетенции органа.

Работник в суд за защитой своих трудовых прав не обращалась. При этом она не лишена такого права.

Вывод инспектора труда в акте проверки и в предписании, а также в письменных возражениях о нарушении работодателем процедуры применения взыскания к работнику является преждевременным и явно выходит за пределы предоставленной законом компетенции.

Таким образом, предписание и содержащееся в нём требование об устранении выявленных проверкой нарушений не могут быть признаны судом законными.

По существу предписание вынесено с превышением компетенции, а сложившийся между сторонами трудовых отношений индивидуальный трудовой спор подлежит отдельному рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Из материалов дела следует, что по ходатайству административного истца определением суда от 25.10.2019 г. приняты меры предварительной защиты в виде приостановления действия обжалуемого предписания.

В данном случае необходимость действия мер предварительной защиты по административному делу сохраняется, поскольку предписание исходит от уполномоченного органа, является обязательным для исполнения, а его исполнение до разрешения вопроса о законности этого предписание нарушит права банка. Таким образом, суд полагает необходимым сохранить действия ранее принятых мер предварительной защиты и не усматривает оснований их отмены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

Предписание ГИТ в ЯНАО от 15 октября 2019 года №-ОБ/12-2787-И/61-15 признать незаконным.

Принятые по определению Салехардского городского суда от 25 октября 2019 года меры предварительной защиты оставить без изменения до вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Как известно, в некоторых случаях государственные инспекторы труда могут самостоятельно проводить расследование несчастных случаев, например, в случае если работодатель скрыл несчастный случай, несогласии потерпевшего с результатами расследовании комиссии по расследованию несчастного случая и в ряде других случаев, так называемое, дополнительное расследование (статья 229.3 ТК РФ).

По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

На практике возникает вопрос, в какие сроки может быть обжаловано заключение госинпектора труда? Обратимся непосредственно к Трудовому кодексу.

Так статья 231 ТК РФ закрепляет, что разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев, непризнания работодателем (его представителем) факта несчастного случая, отказа в проведении расследования несчастного случая и составлении соответствующего акта, несогласия пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), а при несчастных случаях со смертельным исходом - лиц, состоявших на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лиц, состоявших с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), с содержанием акта о несчастном случае рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в суд.

В свою очередь часть 2 статьи 357 ТК РФ устанавливает специальный десятидневный срок по отношению к трехмесячному сроку, предусмотренному статьей 219 ТК РФ, на обжалование предписания госинспектора труда.

"Обжалование решений федеральной инспекции труда, действий (бездействия) ее должностных лиц, принятых в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле."

Однако в силу подпункта 5 пункта 3 статьи 1 Закона №294-ФЗ положения настоящего федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при расследовании несчастных случаев на производстве.

Как видно, какого-либо специального срока на обжалование заключения госинспектора труда закон не предусматривает.

В связи с этим в правоприменительной практике существует две позиции относительно определения срока на обжалование заключения госинспектора труда по результатам расследования несчастного случая.

Первая позиция сводится к тому, что к обжалованию заключения госинспектора труда применяется общий трехмесячный срок со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, предусмотренный статьей 219 КАС РФ.

Однако согласно второй позиции к обжалованию заключения госинспектора труда применяется специальный десятидневный срок, предусмотренный частью 2 статьи 357 ТК РФ для обжалования предписания.

Так указанная правовая позиция нашла своё отражение в следующих судебных актах:

Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 20.07.2017 по делу №33а-1497/2017:

"Учитывая, что предписание выдано государственным инспектором труда на основании составленного им заключения о несчастном случае на производстве, на требование об оспаривании заключения о несчастном случае на производстве также распространяется специальный десятидневный срок обжалования. Иное толкование норм права относительно сроков обжалования делало бы невозможным действие правового установления о специальном сроке обжалования действий государственного инспектора труда, которые закончились выдачей предписания об устранении нарушений закона, поскольку оспаривание в другом процессе тех же фактических обстоятельств, по которым обратившемуся лицу уже отказано в удовлетворении требований в судебном порядке, недопустимо."

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 09.07.2018 по делу №2а-450/2018:

"На требование об оспаривании заключения о несчастном случае на производстве также распространяется специальный десятидневный срок обжалования."

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия от 28.05.2018 по делу №2а-531/2018:

"Учитывая, что предписание выдано государственным инспектором труда на основании составленного им Заключения о несчастном случае на производстве от 29.12.2017, на требование об оспаривании заключения о несчастном случае на производстве также распространяется специальный десятидневный срок обжалования. Иное толкование норм права относительно сроков обжалования делало бы невозможным действие правового установления о специальном сроке обжалования действий государственного инспектора труда, которые закончились выдачей предписания об устранении нарушений закона, поскольку оспаривание в другом процессе тех же фактических обстоятельств, по которым обратившемуся лицу уже отказано в удовлетворении требований в судебном порядке, недопустимо."

Решение Кировского районного суда города Ростова-на-Дону Ростовской области от 06.02.2018 по делу №2а-1512/2018:

"Учитывая вышеизложенное, на требование об оспаривании заключения о несчастном случае на производстве также распространяется специальный десятидневный срок обжалования. Иное толкование норм права относительно сроков обжалования делало бы невозможным действие правового установления о специальном сроке обжалования действий государственного инспектора труда, которые закончились выдачей предписания об устранении нарушений закона, поскольку оспаривание в другом процессе тех же фактических обстоятельств, по которым обратившемуся лицу уже отказано в удовлетворении требований в судебном порядке, недопустимо."

Таким образом, работодателям рекомендуется не искушать судьбу и обжаловать заключение госинспектора труда по результатам расследования несчастного случая в десятидневный срок со дня его получения. В противном случае можно столкнуться с неприятной ситуацией когда суд всё-таки применит специальный десятидневный срок к обжалованию заключения и откажет в рассмотрении жалобы по существу по мотивам пропуска срока на обжалование.

О том как нужно обжаловать предписания ГИТ с учетом новых позиций Верховного суда РФ

Верховный суд запретил ГИТ решать, обоснованно ли вы применили взыскание к работнику. Теперь у работодателя есть хорошие шансы оспорить предписание.

Проверяющий ГИТ превысил свои полномочия. Верховный суд уточнил, что ГИТ выявляет правонарушения, но не рассматривает индивидуальные трудовые споры (определение Верховного суда от 19.12.2016 № 75-КГ 16-14). Конфликты с работниками разрешают комиссии по трудовым спорам и суды (ст. 382 ТК). Когда инспектор выписал предписание, которое разрешает трудовой спор, обжалуйте его. Если суд посчитает, что проверяющий превысил свои полномочия, то отменит предписание. Инспектор вправе вынести предписание о восстановлении нарушенных прав работника и отменить приказ об увольнении (Обзор судебной практики Верховного суда за первый квартал 2011 года, утв. Президиумом Верховного суда от 01.06.2011, ч. 1 ст. 357 ТК). Однако такие решения будут обоснованны лишь по очевидным нарушениям (решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29.08.2017 по делу № 2 А-6833/2017). Нарушением, которое суды признают неочевидным, является, например, вопрос о том, правомерно ли работодатель применил дисциплинарное взыскание к работнику. Например: Работник обратился в трудовую инспекцию с жалобой на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности. ГИТ провел проверку и выдал предписание с требованием отменить приказ о привлечении к ответственности. Работодатель посчитал требования инспектора незаконными и обратился в суд. Суд пришел к выводу, что ГИТ не имела права решать, обоснованно ли работодатель применил дисциплинарное взыскание, и отменил предписание. Связано это с тем, что между сторонами возникли разногласия о том, совершал ли вообще работник дисциплинарный проступок, есть ли его вина (решение Советского районного суда города Орла Орловской области от 03.07.2017 по делу № 2 А-973/2017). Суд может отменить предписание, в котором инспектор требует выплатить работнику спорные суммы заработной платы. Если между работником и работодателем возник спор о размере задолженности, способе расчета заработка, такие вопросы должна рассматривать комиссия по трудовым спорам или суд. Решение ГИТ в этом случае незаконно, поэтому можете его обжаловать. Другой пример.

Инспектор выявил нарушение учета рабочего времени. Работодатель не учитывал работу в ночное время и не оплачивал ее. В результате этого у работника образовалась переработка. Инспектор в предписании потребовал выплатить задолженность, но работодатель обжаловал его в суде. Суд указал на то, что инспектор вынес предписание по вопросам, которые не относятся к его компетенции. Разногласия, которые возникли между сторонами по выплате заработной платы за переработанное время, содержат признаки индивидуального трудового спора. Этот вопрос должна разрешать либо специальная комиссия, либо суд (решение Советского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 11.05.2016 по делу № 2 А-2790/2016). Инспектор нарушил правила проведения проверки. Даже если инспектор отразил в документе только очевидные нарушения трудового законодательства, предписание можно обжаловать. Например, если проверяющий не указал статьи и пункты нормативных актов, которые нарушил работодатель. ГИТ обязана проводить проверки не произвольно, а по регламентам. Минтруд утвердил два Административных регламента. Один устанавливает общие для инспекторов требования, которые нужно соблюдать при проверках работодателей (Административный регламент, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354 н, далее – Административный регламент). По второму ГИТ проверяет, как работодатели соблюдают закон о специальной оценке условий труда (Приложение к приказу Минтруда от 21.04.2017 № 377 н, далее – Приложение). Регламенты, кроме процедурных вопросов, содержат требования к оформлению предписаний. В предписании инспектор указывает, что должен устранить работодатель, какие конкретно статьи и пункты нормативных актов он нарушил (п. 87 Административного регламента, абз. 1 п. 104 Приложения). Поэтому, если инспектор не указал эти данные, суд посчитает, что проверяющий нарушил регламент проверок, и отменит предписание. Оспаривайте предписание по специальной процедуре. Работодатель может обжаловать решение инспектора у вышестоящего должностного лица трудовой инспекции или в суде (ст. 361 ТК).

Составьте административное исковое заявление. Оформите документ по правилам статей 125 и 220 Кодекса об административных правонарушениях (образец ниже). Включите в заявление все обязательные разделы (схема ниже). К исковому заявлению приложите документы, которыми будете обосновывать свою позицию в суде, оригинал квитанции об оплате государственной пошлины. Организация оплачивает госпошлину в размере 2000 руб., а ИП – 300 руб. (подп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК). Реквизиты для оплаты возьмите на официальном сайте налоговой инспекции или суда, в который подаете административный иск.

Читайте также: