В каких случаях закрыт проход судам идущим сверху

Обновлено: 16.05.2024

времени для оценки ситуации, судно должно уменьшить ход или остановиться, застопорив свои движители или дав задний ход.

Судно при возникновении угрозы столкновения в условиях недостаточного свободного водного пространства должно уменьшить свой ход или совсем остановиться.

Вахтенный помощник капитана при возникновении несомненной угрозы столкновения судов без колебаний должен использовать машины. Комбинированный маневр курсом и одновременно скоростью уменьшает необходимое для маневра водное пространство по носу судна и увеличивает промежуток времени для оценки ситуации.

(i) Судно, обязанное согласно какомулибо из настоящих Правил, не затруднять движение или безопасный проход другого судна, должно, когда этого требуют обстоятельства, предпринять заблаговременные действия с тем, чтобы оставить достаточное водное пространство для безопасного прохода другого судна;

(ii) Судно, обязанное не затруднять движение или безопасный проход другого судна, не освобождается от этой обязанности при приближении к другому судну, так что возникает опасность столкновения, и должно, предпринимая свои действия, полностью учитывать те действия, которые могут потребоваться согласно Правилам настоящей Части;

Г.Н. Шарлай. МППСС-72 с комментариями

(iii) Когда два судна приближаются друг к другу так, что возникает

опасность столкновения, судно, движение которого не должно затрудняться, обязано полностью соблюдать Правила настоящей Части.

Пункт (f) предписывает любому судну по возможности не затруднять движение судам, лишенным возможности управляться, ограниченным в возможности маневрирования, занятым ловом рыбы и т. п. Судно, обязанное не затруднять движение или безопасный проход другого судна, должно, когда этого требуют обстоятельства, предпринять заблаговременные действия для того, чтобы оставить достаточное водное пространство для безопасного прохода.

Однако, согласно пункта (f) (iii), при возникновении опасности столкновения судно, движение которого не должно затрудняться , вынуждено предпринять маневрирование для расхождения согласно Правил 4 – 19.

Правило 9 . Плавание в узкости

Узким проходом принято считать участки водного пространства, стесненные для свободного маневрирования в навигационном отношении, но доступные для плавания, независимо от конфигурации и протяженности таких участков и их ограждения. Подобными районами являются проливы, каналы, шхеры, фьорды, фарватеры (в том числе и фарватеры в опасных от мин районах), участки рек, где действуют МППСС, проходы между навигационными опасностями или гидротехническими сооружениями и другие районы, где свобода маневрирования и выбора курса ограничена естественными или искусственными препятствиями. Иногда узкостью считаются проливы шириной до 2 миль.

a) Судно, следующее вдоль узкого прохода или фарватера, должно дер-

жаться внешней границы прохода или фарватера, которая находится с его правого борта настолько близко, насколько это безопасно и практически возможно.

Судоводителю необходимо помнить, что:

• суда, следующие против течения, обязаны уступать дорогу судам, следующим по течению, за исключением случаев, когда судно, следующее против течения, стеснено своей осадкой и несет соответствующие сигналы;

• при одновременном приближении с противоположных направлений двух судов к месту поворота или перехода со створа на створ, когда эти суда находятся на виду друг у друга, но по характеру узкости расхождение их не может быть выполнено по правилам плавания в узкости, суда должны руководствоваться следующим;

Г.Н. Шарлай. МППСС-72 с комментариями

право первоочередного прохода предоставляется судну, стесненному

судно, идущее навстречу другому судну, стесненному своей осадкой, должно так рассчитать свой маневр, чтобы на безопасном расстоянии до начала поворота пропустить судно, стесненное своей осадкой;

если ни одно из судов, следующих встречными курсами, не несет сигналов, предусмотренных для судов, стесненных своей осадкой, или оба судна несут такие сигналы, либо оба судна следуют на подводных крыльях, преимущество прохода имеет судно, выходящее из порта или следующее по течению;

если между судами сигналы на расхождение еще не поданы или не поступил ответ или сигналы не ясны, а дальнейшее сближение грозит опас-

ностью, то судно, идущее против течения, обязано остановиться и ждать , пока не получит сигнал с судна, идущего по течению.

При плавании во льдах образуется ледовый канал, который по разным причинам может смещаться относительно линии фарватера и не совпадать с ней. Ледовый канал не может считаться новой линией разделения движения судов внутри уже существующего фарватера.

В том случае, когда ледовый канал проходит по какой-либо одной из сторон фарватера, то это не означает, что любое судно при встрече с другим судном должно использовать не свою сторону фарватера. При управлении судном в таких условиях необходимо всегда руководствоваться требованиями хорошей морской практики.

b) Судно длиной менее 20 м или парусное судно не должно затруднять

движение такого судна, которое может безопасно следовать только в пределах узкого прохода или фарватера.

c) Судно, занятое ловом рыбы, не должно затруднять движение любого другого судна, следующего в пределах узкого прохода или фарватера.

d) Судно не должно пересекать узкий проход или фарватер, если такое пересечение затруднит движение судна, которое может безопасно следовать только в пределах такого прохода или фарватера; это последнее судно может использовать звуковой сигнал, предписанный Правилом 34 (d), если оно испытывает сомнения в отношении намерений судна, пересекающего проход или фарватер.

Здесь ясно определены категории судов, которые не должны затруднять движение судам, идущим по фарватерам или узким проходом.

С судна, следующего вдоль узкого прохода либо фарватера и не могущего изменить курс, если не уверены в действиях судна, пересекающего проход или фарватер, должен быть подан звуковой сигнал, состоящий, по меньшей мере, из пяти коротких и частых звуков .

Такой звуковой сигнал может сопровождаться световым сигналом, состоящим, по меньшей мере, из пяти коротких и частых проблесков. Для пересекающего узкость судна этот сигнал означает, что оно не должно мешать движению такого судна.

Г.Н. Шарлай. МППСС-72 с комментариями

(e) (i) В узком проходе или на фарватере в том случае, если обгон мо-

жет быть совершён только при условии, что обгоняемое судно предпримет действие, позволяющее безопасный проход, то судно, намеревающееся произвести обгон, должно указать своё намерение подачей соответствующего звукового сигнала, предписанного Правилом 34 (c) (i). Обгоняемое судно должно, если оно согласно на обгон, подать соответствующий сигнал, предписанный Правилом 34 (c) (ii), и предпринять действия, позволяющие безопасный проход обгоняющего судна. Если обгоняемое судно испытывает сомнения в отношении безопасности обгона, оно может подать звуковые сигналы, предписанные Правилом 34 (d);

(ii) Это Правило не освобождает обгоняющее судно от выполнения требований Правила 13.

При обгоне судно должно указать свое намерение подачей следующего звукового сигнала свистком:

Обгоняемое судно должно подтвердить свое согласие сигналом:

― один продолжительный, один короткий, один продолжительный и один короткий звук.

Если впереди идущее судно, дав согласие на обгон, вдруг, ввиду изменившихся обстоятельств, решило отменить его, оно обязано подать звуковой сигнал состоящий из пяти коротких и частых звуков свистком.

Если обгоняющее судно по каким-либо причинам отказалось от обгона,

то оно обязано подать звуковой сигнал, состоящий из одного продолжи-

тельного и одного короткого звука. В этом случае обгоняемое судно получает свободу действий в отношении своего курса и скорости хода.

Обгон судов запрещается:

1. в районах фарватеров и узких проходов, где не гарантирована безопасность маневра на поворотах или вблизи них;

2. на крутых коленах узкостей и на подходах к ним;

3. в воротах порта;

4. в условиях пониженной видимости;

5. при расхождении обгоняемого судна со встречным;

7. при движении мимо судов, занятых дноуглубительными, гидрографическими, подводными и другими специальными работами.

Обгоняемое судно должно руководствоваться правилом: если обгон другого судна по каким-либо причинам кажется опасным, его следует отложить.

При обгоне буксирных судов или встрече с ними судну необходимо заблаговременно уменьшить ход и проходить мимо каравана судов со скоростью, исключающей возможность обрыва буксирных тросов.

Скорость судна не должна превышать пределов, установленных местными правилами.

Г.Н. Шарлай. МППСС-72 с комментариями

Узкости с их мелководьем и ограниченностью водного пространства

существенно усложняют условия плавания и в значительной мере ухудшают его управляемость и инерционные характеристики. Кроме того, в узкости в условиях мелководья имеет место скоростное проседание, т. е. увеличение осадки судна.

Капитан судна должен учитывать явление присасывания судов при обгоне. Оно проявляется, когда траверзное расстояние между судами меньше величины, равной 7 ширинам меньшего судна. На встречных курсах эта величина примерно равна 1,5 ширины меньшего судна. Риск присасывания при обгоне увеличивается, когда:

― суда идут параллельными или почти параллельными курсами;

― траверзное расстояние между судами мало;

― размеры судов сильно различаются;

― суда следуют по мелководью или в узкости;

― скорости судов значительны.

При плавании в условиях ограниченной видимости необходимо особо тщательно контролировать местоположение судна и принимать решения исходя из ситуации встречи.

(f) Судно, приближающееся к изгибу или к такому участку узкого прохода или фарватера, где другие суда могут быть не видны из-за наличия препятствий, должно следовать с особой внимательностью и осторожностью и подавать соответствующий звуковой сигнал, предписанный Правилом 34 (e).

Судно, приближающееся к изгибу фарватера (канала) или к такому

участку, где другие суда могут быть не видны, должно подать один продолжительный звуковой сигнал и следовать с особой внимательностью и осторожностью. Судно, подходящее к изгибу с другой стороны и находящееся в пределах слышимости, должно ответить на такой сигнал также одним продолжительным звуковым сигналом.

Изгиб следует проходить с осторожностью независимо от того, слышны или не слышны сигналы приближающегося судна.

g) Любое судно, если позволяют обстоятельства, должно избегать по-

становки на якорь в узком проходе.

Судно, ставшее на якорь в узком проходе, будет мешать свободному проходу других судов, поэтому оно должно постараться сделать это в таком месте, где бы это не затрудняло движение других судов.

Густой туман не может считаться обстоятельством, оправдывающим постановку на якорь в проходе или на фарватере, поскольку продолжение движения с помощью радиолокатора считается обычной практикой.

Г.Н. Шарлай. МППСС-72 с комментариями

Правило 10. Плавание по системам разделения движения

Цель установления путей движения судов является повышение безопасности плавания в районах, где сходятся потоки движения судов, и в районах с большой интенсивностью движения или где свобода движения судов затруднена ограниченным морским пространством, наличием препятствий, ограниченными глубинами или неблагоприятными метеорологическими условиями.

При этом устанавливаются следующие определения.

Система разделения движения – это пути, установленные с целью разделения встречных потоков судов соответствующими мерами и установлением полос движения. Полоса движения – это район с определенными границами, в пределах которого установлено одностороннее движение.

Зона разделения движения или линия разделения движения - это зона или линия, разделяющая полосы движения, в

которых суда следуют в противоположных направлениях. Это своего рода нейтральная зона, которая не позволяет встречаться потокам судов, идущим в противоположных направлениях.

Движение судов (правила расхождения). Основные правила движения и расхождения судов на внутренних судоходных путях сводятся к следующему:

1. Суда, идущие по реке встречными курсами, должны расходиться обязательно левыми бортами, держась правой по ходу стороны фарватера. Судно, идущее снизу (вверх по течению), обязано принять все меры к безопасному пропуску встречного судна, идущего сверху (вниз по течению). Сигнал о расхождении — продолжительный звуковой сигнал и отмашка белым флагом (или электровспышками белого огня) с левого борта — первым подает судно, идущее снизу. Встречное судно обязано принять предлагаемую сторону расхождения и ответить тем же сигналом. Если разойтись левыми бортами невозможно, судно, идущее снизу, должно заблаговременно уклониться влево (по ходу) и прекратить движение, чтобы обеспечить беспрепятственный проход идущего сверху судна по правому борту. После этого маневра судно, идущее снизу, дает два коротких звуковых сигнала и отмашку с правого борта.

Это правило не относится к судам, буксирующим вниз по течению плоты; в любом случае они первыми указывают сторону расхождения встречным судам. Если при плавании по озеру или водохранилищу встречные суда могут разойтись друг с другом свободно, они обязаны сохранять свой курс и расходиться не обмениваясь сигналами (§ 12 а).

2. Судно, собираясь обогнать другое судно, подает два коротких и один продолжительный звуковой сигнал. При согласии на обгон обгоняемое судно отвечает тем же сигналом и указывает отмашкой сторону обгона. Если пропустить обгоняющее судно нельзя, то обгоняемое подает не менее пяти коротких звуковых сигналов. В этом случае обгоняющее судно обязано снизить скорость и дожидаться разрешения на обгон (§ 12 б).

3. Отмашку, сделанную судном на подводных крыльях, следует принимать и подтверждать безоговорочно. При расхождении с судами на подводных крыльях необходимо точно удерживать свое судно на курсе, не допуская никаких отклонений или рыскливости до полного расхождения или обгона. С судами на подводных крыльях обмениваются звуковыми или зрительными сигналами не менее чем за 2 км при встрече и не менее чем за 1 км при обгоне (§ 12 в).

Яхтенный рулевой в речном плавании должен соблюдать большую осторожность и быть предельно внимательным при встрече с быстроходными судами на подводных крыльях.

4. ППВСП предписывают всем буксируемым судам, имеющим рули, помогать буксирующему, управляя своим рулем. Ответственность за все неправильные действия или несвоевременное выполнение команд с буксира возлагается на экипажи буксируемых судов (§ 12 ж).

Так как буксировка яхт по каналам или рекам в практике работы яхт-клубов довольно распространена, это правило в полной мере относится и к яхтсменам. Поэтому на руле каждой буксируемой яхты обязательно должен быть опытный человек. Расхождение с караваном буксируемых судов, особенно в излучинах рек, всегда представляет некоторую опасность, так как буксируемые суда под влиянием ветра или течения могут раскатиться в сторону, обычно противоположную повороту, и прижать встречное или обгоняемое судно к кромке фарватера или к берегу. Конечно, такие малые суда, как яхты, страдают от столкновения в первую очередь.

5. ППВСП требуют, чтобы малые спортивные и прогулочные суда не мешали движению транспортных судов и при встрече с ними заранее уходили с фарватера (§ 12 л).

Движение судов (правила расхождения). Правила плавания по внутренним судоходным путям РСФСР. Правила плавания и связи. Правила предупреждения столкновения судов на море. Школа яхтенного рулевого.

Рис. 143. Схема расположения огней на речном самоходном судне.

6. При прохождении шлюзов входить в шлюзовую камеру или выходить из нее можно только по разрешительным сигналам светофоров (§ 17). В это время экипажи яхт обязательно должны находиться на палубе и следить, чтобы яхта не получила повреждений от более крупных судов.

7. ППВСП категорически запрещают следующее:

— Расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений (заградворот), паромных переправ, в пролетах мостов, а также обгон в каналах при подходе к шлюзам;

— Движение судов, не имеющих радиолокационных станций, при плохой видимости, когда зрительно ориентироваться невозможно;

— Гребным и моторным лодкам, катерам и спортивным яхтам подходить к транспортным судам и пересекать им курс;

— Катание на гребных лодках вблизи от проходящих судов (§ 12 к).

Не разрешается также отдавать якорь и останавливаться любым судам в местах, где проложены кабели, трубопроводы, тоннели и т. п., огражденные предостерегающими знаками, за исключением тех случаев, когда возникает угроза аварии (§ 16).

Правило 130. Расхождение и обгон разрешаются лишь в тех случаях, когда ширина судового хода достаточна для одновременного прохода.

Правило 134. Судно, идущее вверх, первым заблаговременно, а вслучае ограниченного по путевым условиям обзора - при визуальном обнаружении встречного судна, должно согласовать свои действия по радиотелефонной связи и подать отмашку с левого борта.

Судно, идущее вниз, должно принять и незамедлительно подтвердить указанную сторону расхождения (пропуска) подачей отмашки.

Правило 135. В случае, когда по условиям пути или каким-либо другим причинам расхождение затруднено, судно, идущее вверх, с момента обнаружения судна, идущего вниз, должно регулировать свое движение таким образом, чтобы встреча произошла в наиболее удобном месте. При этом оно должно: заблаговременно уклониться вправо, насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по левому борту.

Комментарий. Это правило предусматривает расхождение судов в затруднительных условиях при ограниченной топографической видимости, при неблагоприятном воздействии течения, ветра и т.п. факторах, которые заставляют выбирать более безопасные места встреч.

В этом случае к судну, идущему вверх, с момента обнаружения встречного судна (визуально или по УКВ радиосвязи) предъявляется требование регулирования своего хода с таким условием, чтобы дать возможность встречному судну дойти до более удобного места встречи.

Одновременно судно, идущее вверх, должно заблаговременно уклониться вправо по ходу для пропуска по левому борту и обеспечения безопасного траверзного расстояния между судами, а также обеспечения безопасности своего судна, находящегося вблизи кромки судового хода.

К моменту встречи судов скорость снизу идущего судна, осуществляющего пропуск, должна быть минимальной или оно должно остановиться.

В некоторых случаях регулировать свое движение таким образом, чтобы встреча произошла в наиболее удобном и безопасном месте может судно, идущее сверху, например, когда снизу идущее выходит из переката.

При осуществлении пропуска с остановкой движения одного из судом следует учесть воздействие ветра и течения и не допускать вынос состава или судна в сторону встречного судна. Следует иметь в виду, что при расхождении в узкости, канале с несколькими судами, идущими друг за другом, необходимо уменьшить ход до минимального, но достаточного для нормальной управляемости.

При осуществлении пропуска суда не всегда имеют возможность уклониться на заведомо безопасное расстояние, в этом случае судну, идущему вниз, рекомендуется также уменьшить скорость (вплоть до минимальной), чтобы избежать гидродинамического воздействия между судами и устранить рыскливость, особенно в условиях мелководья.

Правило 136. Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами.

Комментарий. Изменение курса вправо исключает пересечение курсов судов. В подобных случаях изменение курса влево может быть только при особых обстоятельствах. Если изменение курса влево будет неоправданным и по этой причине случится транспортное происшествие, возникнет нарушение данного пункта.

Правило 138. В случае невозможности пропуска встречного судна по левому борту судно, идущее вверх, должно заблаговременно перейти на левую по ходу сторону в наиболее удобное место, уклониться влево, насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по правому борту, при этом предварительно согласовать свои действия по радиотелефонной связи и отмашками по правому борту.

Комментарий. Пропуск правым бортом можно считать особым случаем расхождения. Он предусматривает пересечение всего судового хода, выход на полосу встречного движения, что является отступлением от главного принципа правостороннего движения и допускается как исключение. Необходимость пропуска правым бортом должна быть обоснована опасностью пропуска левым бортом, например, сильным раскатом встречного состава в повороте, ветровым воздействием и т.п. Как правило, необходимость пропуска правым бортом возникает в затруднительных условиях.

Если в результате всесторонней оценки условий, станет очевидной опасность пропуска по левому борту, тогда снизу идущее судно выходит на УКВ радиосвязь, согласовывает пропуск правым бортом и подает отмашку с правого борта. При этом оно должно заблаговременно завершить переход на левую по ходу сторону в наиболее удобное и безопасное для пропуска место, уменьшить скорость до минимальной или остановиться.

Заблаговременность действий должна исключить пересечение курса судна на опасно близком расстоянии. Особенно важно заблаговременно выполнить указанные действия при отсутствии УКВ радиосвязи.

При пропуске правым бортом судно, идущее сверху, должно обеспечить безопасную скорость, при необходимости вплоть до минимальной соблюдением необходимого траверзного расстояния.

Правило 139. Судно, буксирующее плот, первым заблаговременно, а при ограниченном по путевым условиям обзоре – при визуальном обнаружении встречного судна, должно показать отмашкой сторону расхождения.

Встречное судно должно незамедлительно подать отмашку с соответствующего борта и осуществить расхождение или пропуск бортом, указанным плотоводом.

После согласования действий и обмена отмашками плот обычно продолжает движение по своему пути, а судно, идущее вверх, расходится с ним в соответствии с поданными сигналами. Если расхождение затруднено по путевым условиям, то встречное судно должно уклониться к кромке судового хода, насколько это возможно и безопасно и осуществить пропуск. Случается, что возникает необходимость выбора более удобного места для пережидания прохода плота. Все моменты заранее согласовываются в установленном порядке между плотоводом и встречным судном.

Обгон судов

Правило 152. Обгон может производиться лишь тогда, когда обгоняющее и обгоняемое суда удостоверились в том, что обгон не представляет опасности, и подтвердили согласие на обгон по радиотелефонной связи и световыми сигналами. Обгоняемое судно должно по требованию обгоняющего судна уменьшить скорость и предпринять другие действия для обеспечения безопасности обгона.

Комментарии. Условия обгона оценивают оба контактирующих судна, но принимает решение о возможности обгона судоводитель обгоняемого судна. При этом следует избегать неоправданной задержки обгоняющих судов, особенно пассажирских, движение которых определено расписанием.

Правило 153. Обгоняющее судно должно обходить обгоняемое судно по левому борту. Обгон по правому борту допускается как исключение, когда обгон по левому борту затруднен из-за путевых, метеорологических или других условий.

Комментарий. Обгон осуществляется, как правило, по левому борту обгоняемого судна. Такой обгон позволяет обгоняемому судну на малой скорости подойти ближе к правой кромке своей полосы и обеспечить более безопасное траверзное расстояние между судами. При этом обгоняющее судно будет лучше видеть полосу встречного движения.Обгон плотосостава по правому борту в силу особенностей его движения не является исключением.

Правило 154. При обгоне парусного судна другим парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны. При обгоне какого-либо судна парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны.

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

image

БИЛЕТ 5-ВВП

В-1. Как должны заводиться подкильные концы на катере или моторной лодке при постановке парусинового пластыря для заделки пробоины1?

1. 1. Носовой конец заводится с носа, кормовой – с кормы

4. В любом порядке1

В-2. рассчитайте дифферент, если осадка носом (Тн) равна 28 см, а кормовой (Тк) – 32 см.

В-3. Какие действия должен предпринять судоводитель при выводе катера или мотор ной лодки из суводи?

1. Увеличить ход и пройти через центр суводи

2. Уменьшить ход и резко выходить к стрежню

3. Вести судно по внешнему краю суводи и увеличи вая , ход, выходить к стрежню

4. Вести судно по внешнему краю суводи, и умень шая ход, выходить к стрежню

В-4. Как называется устойчивое скопление наносов, отложенных по ширине русла?

В-5. Что означает этот судовой сигнал, подаваемый судном?

2. «Я намереваюсь сделать оборот)

БИЛЕТ 5-ВВП

В-6. Какая глубина судового хода на этом участке реки?

В-7. Какой из этих плавучих знаков называется свальным и указывает, что свальное тече ние направлено в сторону к левой кромке судового хода?

В-8. В каких из этих случаев закрыт проход судам, идущим сверху

4. Во всех перечисленных случаях

В-9. Разрешается ли на гребной лодке устанавливать мотор?

1. Разрешается, если имеется удостоверение на право управления

2. Разрешается, если есть соответствующая запись в судовом билете

3. Не разрешается

4. Разрешается, если мощность мотора менее 10 л.с.

В-10. Какое административное наказание предусмотрено за превышение установлен ной скорости?

1. Предупреждение

3. Лишение права управления

4. Предупреждение или штраф, или лишение права управле ния

БИЛЕТ 6-ВВП

В-1. Как называется продольная бортовая балка?

1. Бортовой киль

2. Бортовой карлингс

3. Бортовой бимс

4. Бортовой стрингер

В-2. Как называется способность судна держаться на поверхности воды, имея заданную осадку при определенном количестве груза и людей на борту?

1. Плавучесть

2. Остойчивость

3. Непотопляемость

4. Ходкость

В-3. На каком расстоянии, во избежание присасывания, рекомендуется производить об гон на маломерном судне больших судов?

1. Не менее длины корпуса обгоняемого судна

2. Не менее двух длин корпуса обгоняемого судна

3. Не менее длины корпуса маломерного судна

4. На любом расстоянии

В-4. Как называется водное пространство на реке, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и (или) карте?

1. Акватория

2. Судовой ход

3. Полоса движения

4. Стрежень

В-5. Каким образом производится настройка судовой УКВ радиостанции при выходе в эфир?

1. Путем ведения переговоров

2. Передачей чисел порядкового счета

3. Путем передачи типовых фраз

4. Любым способом из перечисленных

БИЛЕТ 6-ВВП

В-6. Что означает этот знак, выставляемый на берегу?

2. На этом участке реки глубина 15 м

3. Ширина судового хода составляет 15 м

4. Максимально допустимая скорость 15 км/ч

В-7. Какой из этих плавучих знаков выставляется непосредственно над оконечностью препятствия со стороны судового хода на левой кромке?

В-9. В каких случаях после зимовки можно начинать эксплуатировать судно в мае меся це без прохождения технического освидетельствования?

1. Если после последнего прохождения ТО не про шло больше года

2. Если последняя цифра на бортовом номере суд на соответствует номеру более позднего месяца в году

3. Если судно новое

4. Нельзя ни в каком случае

В-10. Какое административное наказание предусмотрено за нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров в пути следования?

2. Предупреждение

3. Предупреждение или штраф

4. Предупреждение или штраф, или лишение пра ва управления

БИЛЕТ 7-ВВП

В-1. Как называется бортовая часть балки поперечного набора корпуса судна?

2. Шпангоут

3. Стрингер

В-2. Какой из изображенных на схеме отрезков называется метацентрической высотой судна?

В-3. В каких случаях моторное маломерное судно должно уступить дорогу гребной лодке?

1. Если гребная лодка находится справа

2. В любом случае

3. Если гребная лодка находится слева

4. Если гребная лодка находится по курсу

В-4. Как называется наносное (без растительности) надводное образование в русле, омываемое водой со всех сторон?

1. Заплесок

2. Заструга

3. Заманиха

4. Осередок

В-5. Какое из этих судов занято водолазными работами?

БИЛЕТ 7 – ВВП

В-6. Какой из этих знаков предупреждает о необходимости соблюдать особую осторож ность?

В-7. Какой из этих плавучих знаков обозначает особо опасное место у правой кромки судового хода ?

В-8. Что это за судно?

1. Парусное судно длиной 20 м и более. Идет на нас.

2. Парусное судно под мотором. Идет на нас.

3. Парусное судно длиной менее 20 м. Идет на нас

4. Парусное судно длиной более 20 м. Идет тралом.

В-9. При какой грузоподъемности надувной безмоторной лодки она подлежит государственной регистрации в судовой книге?

1. 225 кг и более

2. 150 кг и более

3. 100 кг и более

4. 200 кг и более

В-10. Какое административное наказание предусмотрено за управление маломерным судном с нарушением ограничений по району плавания?

1. Предупреждение

3. Штраф или лишение права управления

4. Предупреждение или штраф, или лишение пра ва управления

В-1. Как называется поперечная балка подпалубного набора, проходящая от борта до борта?

3. Карлингс

4. Стрингер

В-2. К какому типу судов относится моторное судно со стационарным двигателем?

1. Моторная лодка

2. Самоходное судно

4. Водоизмещающее судно

В-3. Как следует подходить на лодке (катере) для спасения тонущего при ветреной по годе?

1. Носом против ветра на малом ходу

2. Носом по ветру на малом ходу

3. За несколько метров от тонущего лечь на дрейф с наветренной стороны

4. Подойти бортом с подветренной стороны

В-4. Как называется песчаная отмель-бугор, образующаяся за затонувшими крупногаба ритными предметами, либо за сидящим на мели судном?

В-5. Какие частоты для межсудовой радиосвязи в диапазоне дециметровых волн используются на ВВП Российской Федерации?

1. Диапазон частот 330-336 мГц

2. Фиксированная частота 1989 Гц

3. Фиксированная частота 300,2 мГц

4. Фиксированная частота 300,7 мГц

В-6. Что обозначает кромочный створ?

1. Направление судового хода

2. Ось судового хода и его кромок

3. Ось судового хода

4. Положение судового хода и его кромок

В-7. С какой стороны необходимо пройти мимо этой вехи?

В-8. Какое из этих судов занято ловом рыбы тралением ?

В-9. Какие документы должен иметь при себе судоводитель моторного маломерного судна во время плавания?

1. Удостоверение на право управления

2. Судовой билет (или его копию)

3. Акт технического освидетельствования

4. Судовой билет (или его копию) и удостоверение на право управления

В-10. Какое административное наказание предусмотрено за преднамеренную останов ку или стоянку маломерного судна под судоходным пролетом моста?

Прочитать необходимо все 38 правил, однако в этом и следующем выпусках MBY мы подробнее остановимся на тех, которые особенно важны для капитанов моторных яхт. Постараемся перевести эти правила с официального языка на привычный и помочь вам применять их в реальной ситуации. Мы разберем в этой статье правила 1−19 (правила плавания и маневрирования), а в следующем выпуске — правила 20−28 (огни и знаки).

Общие положения (Часть А, правила 1−3)

Плавание судов при любых условиях видимости (Часть В, раздел I, правила 4−10)

Эти правила в основном сводятся к необходимости наблюдения, выбору безопасной скорости, оценке опасности столкновения и действиям для его предупреждения.

Наблюдение (Правило 5)

Безопасная скорость (Правило 6)

Опасность столкновения (Правило 7)


Если пеленг на приближающееся судно не меняется, есть опасность столкновения

Функция EBL (Electronic Bearing Line) на радаре выполняет ту же работу за вас, но оба метода основаны на том, что сближающиеся суда сохраняют скорость и курс неизменными, что происходит не всегда. Так что не стоит делать поспешных выводов, полагаясь исключительно на данные радара.


Даже когда пеленг изменился, риск может сохраняться, если ваш курс остался прежним

Действия для предупреждения столкновения (Правило 8)

лучше действовать загодя, а любое изменение курса и скорости должно быть достаточно заметным;

изменение курса обычно лучше, чем изменение скорости;

уступайте всем, кому обязаны уступить.

Лучший способ держаться подальше от больших судов — идти вне фарватера, если есть такая возможность

Плавание в узкостях (Правило 9)

Плавание по системам разделения движения (Правило 10)

Системы разделения движения предназначены для организации движения крупных судов в местах оживленного судоходства; иногда в прибрежных зонах это делается для того, чтобы позволить небольшим судам (длиной менее 20 м) держаться на безопасном расстоянии от крупных.

Важно помнить следующее:

следуйте в соответствующей полосе движения;

пересекайте полосу движения под прямым углом.


Системы разделения движения. Даже если сильное течение сносит вас по диагонали, нужно сохранять прямой угол относительно полосы движения вне зависимости от вашего курса относительно земли

Плавание судов, находящихся на виду друг у друга (Часть В, раздел II, правила 11−18)

Применение (Правило 11)

Правила этого раздела применяются только к судам, находящимся на виду друг у друга, то есть, принимая любые решения, вы обязаны видеть другое судно. Эти правила НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ, если вы только слышите его или видите на радаре или AIS.

Парусные суда (Правило 12)

Даже если у вас моторная лодка, стоит прочитать правила для парусных судов хотя бы для того, чтобы иметь представление, что собираются сделать парусные суда, когда они сходятся прямо перед вами. Итак, идущее левым галсом (гик на правом борту) уступает идущему правым галсом (гик на левом борту). Когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром. Звучит просто, особенно для тех, кто управляет моторным судном: кроме некоторых случаев, парусникам нужно уступить дорогу. На скоростной моторной лодке вам следует просто обойти их стороной, оставив достаточно места для маневра.

Обгон (Правило 13)



Кто кому уступает?


Чаще всего моторные яхты уступают дорогу парусным, но не в случае, если парусная яхта использует двигатель или обгоняет моторную Credit all pictures: Lloyd Images

Сближение судов, идущих друг на друга (Правило 14)


Пересечение курсов (Правило 15)


Пересечение курсов. Как на перекрестке с круговым движением, моторное судно уступает другому моторному судну, если второе находится справа. Ночью уступайте, если видите красный навигационный огонь

Действия судна, уступающего дорогу (Правило 16)

Действия судна, которому уступают дорогу (правило 17)

Взаимные обязанности судов (Правило 18)

a) судно, лишенное возможности управляться;

b) судно, ограниченное в возможности маневрировать;

c) судно, стесненное своей осадкой;

d) судно, занятое ловом рыбы;

e) парусное судно;

f) моторное судно.

Плавание в условиях ограниченной видимости (Часть В, раздел III, правило 19)

Первые три пункта гласят:

(а) Это Правило относится к судам, не находящимся на виду друг у друга при плавании в районах c ограниченной видимостью или вблизи подобных районов.

(b) Каждое судно должно следовать с безопасной скоростью, установленной применительно к преобладающим обстоятельствам и условиям ограниченной видимости. Судно с механическим двигателем должно держать свои машины готовыми к немедленному маневру.

© При выполнении Правил Раздела I этой Части каждое судно должно тщательно сообразовывать свои действия с преобладающими обстоятельствами и условиями ограниченной видимости.

Правило 19 — особый случай: раз уж видимость ограничена, то оно полностью заменяет предыдущие правила 11−18. Главное изменение, которое надо запомнить: в условиях ограниченной видимости никакие суда не обладают правом дороги, — все становятся уступающими. Последний пункт d говорит о том, чего нужно избегать, если другое судно заметно только на экране радара.

(i) Изменения курса влево, если другое судно находится впереди по траверзу и не является обгоняемым;

(ii) Изменения курса в сторону судна, находящегося на траверзе или позади по траверзу.

Помните правило 7, где говорится о неполноте информации с радара? Вот это как раз такой случай.

В следующем выпуске мы коснемся правил 20−37 — огни и знаки: что они означают и когда используются.

Читайте также: