В каких случаях капитан судна под флагом российской федерации имеет право отступать от правил мопог

Обновлено: 03.05.2024

Специфические условия деятельности морского судна предопределяют особый правовой статус его капитана. С одной стороны капитан является служащим судовладельца и, таким образом, непосредственно подчиняется его указаниям.

Так, согласно ст. 71 КТМ РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.

С другой стороны — при определенных обстоятельствах капитан выступает от имени государства, осуществляя функции, свойственные только государственным органам.

В соответствии с действующим уголовно-процессуаль- ным законодательством России наряду с милицией, органами пограничной охраны, органами безопасности и другими к органам дознания отнесены капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании. Это положение отражено в ст.69 КТМ РФ устанавливающей, что в случае совершения на судне, находящемся в плавании, деяния, предусмотренного уголовным законодательством РФ, капитан выполняет функции органа дознания. КТМ предусматривает право капитана держать лицо, подозреваемое в совершении преступления, до передачи его соответствующим российским властям в первом порту захода.

В зависимости от вида совершенного преступления капитан может возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия для установления и закрепления следов преступления (осмотр места происшествия, обыск и выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей) либо принимает все меры по установлению обстоятельств уголовного дела, подлежащих доказыванию, и передает дело вместе с обвинительным заключением прокурору. В последнем случае материалы дознания, собранные капитаном, являются основанием для рассмотрения дела в суде.

Капитан судна не только вправе сам провести дознание, но может назначить для этой цели любое должностное лицо

из судового экипажа, то есть делегировать ему свои полномочия.

Однако ни капитан, ни лицо им назначенное, не могут осуществлять расследование, если они: являются потерпевшими от преступления; являются свидетелями совершенного преступления; являются родственниками подозреваемого или потерпевшего; лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела.

Капитан, проводящий расследование, вправе изолировать подозреваемого в отдельном помещении и выставить охрану только в том случае, если совершено преступление, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Кроме того, такие действия капитана будут правомочны при наличии одного из следующих оснований: когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление; когда на подозреваемом или на его одежде при нем или в его каюте будут обнаружены явные следы преступления.

Постановление о задержании должно быть объявлено подозреваемому не позже 24 часов с момента задержания. В течение этого же времени капитан должен известить о происшедшем прокурора по месту приписки судна.

Капитан вправе производить обыск и выемку определенных предметов и документов, имеющих значение для дела с обязательным извещением в течение суток прокурора по месту приписки судна. При обыске и выемке должны присутствовать понятые и лицо, у которого производится обыск или выемка-. Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.

О производстве выемки или обыска составляется протокол в двух экземплярах, подписываемый капитаном, понятыми и лицом, у которого производится выемка или обыск.

Таким образом, капитан судна наделен фактически всеми полномочиями, позволяющими ему эффективно действовать при изобличении преступника на борту судна.

тонкостей уголовно-процессуального законодательства. В этой связи не следует пренебрегать консультациями у прокурора по месту приписки судна.

В настоящее время ни в одном из действующих универсальных международных договоров не предусмотрено, в каких случаях прибрежное государство применяет свое уголовное законодательство (осуществляет уголовную юрисдикцию) на борту иностранного судна, находящегося в его водах. Однако следует отметить, что в результате длительной практики сложился признанный международно-правовой обычай, суть которого сводится к следующему.

Прибрежное государство вправе осуществлять уголовную юрисдикцию на борту иностранных судов, находящихся в его водах, но обычно воздерживается от этого. Исключение составляют следующие случаи, когда уголовная юрисдикция осуществляется безусловно: 1) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в порту; 2) последствия преступления выходят за пределы судна, т.е. распространяются на прибрежное государство; 3) совершено тяжкое преступление; 4) капитан судна или консул страны, под флагом которой плавает судно, обратились с просьбой об оказании помощи; 5) необходимость пресечения незаконной торговли наркотическими и психотропными веществами.

Согласно ст.70 КТМ РФ капитан судна вправе удостоверить завещание лица, находящегося во время плавания на судне. Завещание, удостоверенное капитаном судна, приравнивается к нотариально удостоверенному.

При удостоверении завещания капитан судна устанавливает личность завещателя и проверяет его возраст. Могут быть удостоверены лишь завещания граждан, достигших 18

Личность и возраст завещателя устанавливаются по паспорту или другому документу, заменяющему паспорт. Это необходимо для того, чтобы убедиться, то ли лицо подписывает завещание, от имени которого оно составлено.

Капитан имеет право не удостоверять завещание: если лицо находится в момент составления завещания в таком состоянии, когда не может понимать значения своих действий или руководить ими (например, в бредовом состоянии); если лицо страдает душевной болезнью или слабоумием (но только при наличии решения суда о признании этого лица недееспособным); если капитану известно, что обратившееся к нему лицо решением суда, вступившим в законную силу, признано ограниченнодееспособным вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами; капитан не вправе удостоверять завещание на свое имя, от своего имени, на имя и от имени своей супруги, ее и своих родственников.

Если нарушено хотя бы одно из указанных правил завещание является недействительным.

По просьбе лица, которому отказано в удостоверении завещания, капитан судна излагает причины отказа в письменной форме и разъясняет, что соответствующая -жалоба может быть подана в суд по месту порта приписки судна.

В исключительном случае, если судно должно находиться длительное время в открытом море и тело умершего не может быть сохранено, либо если такова воля покойного, капитан судна имеет право предать тело умершего морю согласно морским обычаям с составлением соответствующего акта.

Ритуал предания тела морю следующий.

Тело покойного упаковывается в плотную ткань или иной подобный материал (брезент, синтетическая пленка, пр.), перевязывается растительными или стальными тросами, а к ногам привязывается какой-либо тяжелый предмет. Тело кладется на большую широкую доску, один конец которой лежит на фальшборте, а второй поддерживается подставкой, сохраняя тело в горизонтальном положении. При этом ноги покойника должны быть обращены в сторону моря. Вблизи выстраиваются полукругом члены экипажа и пассажиры, лицами в сторону моря. Для погребения всегда избирается подветренный борт, Когда приготовления закончены, флаг приспускается до половины и начинается заключительная часть прощания..

После завершения траурной панихиды судно уменьшает ход до малого, подставка убирается, и по команде капитана внутренний конец погребальной доски поднимается медленно вверх до тех пор, пока тело покойного не соскользнет с доски, увлекаемое привязанным к ногам тяжелым предметом.

После исчезновения тела в воде руль судна перекладывается на левый или правый борт (в зависимости от условий плавания) и совершается полная циркуляция над местом погребения.

После выхода судна на прежний курс флаг поднимается до места, ход увеличивается до полного, а судно дает три длинных прощальных гудка. Вахтенный штурман определяет точное место погребения и его координаты записывает в судовой журнал. В журнал записываются также другие сведения о погребении тела: время, основные этапы процедуры, фамилии, имена и отчества непосредственных участников похорон, их адреса, должности на судне, кто присутствовал при погребении.

Кроме того, капитан составляет акт о погребении, в котором описывается процедура погребения, ее участники, причины по которым тело не могло быть сохранено на судне до прихода в порт, а также другие сведения, касающиеся погребения. Акт о погребении вместе с оформленной выпиской из судового журнала сдается в российском порту родственникам, в иностранном — российскому консулу.

Капитан судна обеспечивает составление описи и сохранность находящегося на судне имущества умершего до пере

дачи такого имущества согласно описи капитану первого порта РФ, в который зайдет судно.

В случае возникновения во время рейса неотложной надобности в деньгах для продолжения плавания, в частности, для ремонта судна или содержания членов экипажа судна, капитан вправе, если нет возможности или времени для получения распоряжения судовладельца, продать часть вверенного ему имущества, не являющуюся необходимой для продолжения плавания. Он обязан избрать тот способ приобретения средств для продолжения плавания, который наименее убыточен для судовладельца и грузовладельца. При этом согласно положениям КТМ РФ судовладелец возмещает стоимость проданного груза его владельцу, за исключением случаев, если вызванные продажей груза убытки подпадают под признаки общей аварии или продажа груза проведена только в интересах груза.

В случае смерти, болезни или иной причины, препятствующих капитану судна выполнять свои служебные обязанности, последние возлагаются до получения распоряжения судовладельца на старшего помощника капитана.

Капитан морского судна не пользуется правом регистрации актов гражданского состояния, поскольку в России регистрация браков, рождений и смертей осуществляется городскими или районными отделами (бюро) ЗАГСа, а в сельских местностях и поселках — сельскими и поселковыми администрациями. Любые притязания на этот счет со стороны членов экипажа или пассажиров капитан должен отклонять. Очевидно, что регистрация актов гражданского состояния не требует срочных и неотложных мер.

Таким образом, капитан морского судна является особым должностным лицом — представителем власти, которому государство делегирует определенные права и возлагает ряд обязанностей, которые свойственны только государственным органам.

1. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

2. Капитан судна по согласованию с судовладельцем имеет право применять к членам экипажа судна поощрения и налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания, отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Капитан судна вправе изолировать лицо, действия которого не содержат признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, но создают угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

4. В случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте.

5. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

6. Утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 367-ФЗ.

Комментарии к ст. 31 КВВТ РФ

Текст комментария: "КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"

Авторы: Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко

1. Комментируемая статья определяет особенности правового положения капитана судна по поддержанию порядка на судне.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи распоряжения капитана судна в пределах его полномочий, выданные как в письменной, так и устной форме, должны исполняться всеми находящимися на судне лицами.

Также в соответствии с п. 44 Устава службы на судах Минречфлота РСФСР капитан судна:

- участвует в подборе и расстановке членов экипажа, принимает меры к закреплению кадров на судне;

- в случае неисполнения кем-либо из лиц, находящихся на судне, распоряжений капитана он принимает в отношении этих лиц необходимые меры в пределах предоставленных ему прав.

Согласно ст. 11.17 КоАП невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. рублей до 5 тыс. рублей.

Более подробно порядок наложения дисциплинарных взысканий на членов экипажа регулируется п. 2 комментируемой статьи.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи капитан судна правомочен:

- применять к членам экипажа судна поощрения;

- налагать на членов экипажа судна дисциплинарные взыскания;

- отстранять любого члена экипажа судна от исполнения своих служебных обязанностей в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Реализация указанного правомочия должна в обязательном порядке согласовываться с судовладельцем. Закон не устанавливает форму такого согласования. По нашему мнению, достаточно устного согласования.

Отметим, что до недавнего времени действовал Устав о дисциплине работников речного транспорта, утв. Постановлением Совмина СССР от 26 августа 1985 г. N 812 . Среди обязанностей работников внутреннего водного транспорта особо выделялись обязанности по обеспечению соблюдения установленных правил и норм по безопасности судоходства, технической эксплуатации флота, оборудования и механизмов, охране труда, технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охране окружающей среды; сочетанию требовательности работников речного транспорта к подчиненным с заботой о них.

Утратил силу на территории РФ в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 октября 2018 г. N 1275.

Была попытка разработать Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта в форме федерального закона. Законопроект прошел первое чтение, но в процессе его подготовки к процедуре второго чтения разработчики пришли к выводу о необходимости отзыва законопроекта. К работе был привлечен ряд экспертов, включая представителей профсоюзов работников морского и речного транспорта, а также судовладельцев. В ходе этой работы был выявлен ряд неустранимых противоречий положений законопроектов положениям ТК. К примеру, увольнение за повторное совершение дисциплинарного проступка во всех отраслях народного хозяйства осуществлялось в рамках порядка, установленного ст. 192, 193 ТК, при этом для увольнения работника по общему правилу наступление каких-либо негативных последствий не является обязательным. Положение о том, что работник на год переводится на другую работу без согласия, противоречило ч. 1 и 2 ст. 37, ст. 55 Конституции. В результате проработки всех вопросов Правительство направило в Государственную Думу письмо о том, что законопроект необходимо снять с дальнейшего рассмотрения как утративший актуальность .

Таким образом, в настоящее время вопросы поощрения и дисциплинарного взыскания членов экипажа регламентируются только нормами ТК.

Согласно ст. 191 ТК работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

В то же время в соответствии со ст. 192 ТК за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

- увольнение по соответствующим основаниям.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Дисциплинарное взыскание производится капитаном только при издании приказа по судну и согласовании этого с судовладельцем.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет правомочие капитана судна изолировать лицо, которое непосредственно создает угрозу безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества.

Аналогичное правило закрепляется и в ст. 67 КТМ РФ, посвященной поддержанию порядка на судне.

Действия такого лица не должны содержать признаки преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Тогда применяется другой порядок. Согласно п. 4 и 5 комментируемой статьи в случае обнаружения на судне, находящемся в плавании, признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан задержать лицо, подозреваемое в совершении такого преступления, до передачи его компетентным органам в ближайшем порту или ближайшем населенном пункте. В случае обнаружения на судне во время пребывания его в порту признаков преступления, предусмотренного уголовным законодательством, капитан судна обязан незамедлительно информировать об этом компетентные органы.

Таким образом, комментируемый Кодекс ограничивает права капитана судна только организацией непосредственно задержания и информированием компетентных органов. В то же время ст. 69 КТМ закрепляет, что капитан судна, находящегося в плавании, возбуждает уголовное дело публичного обвинения и осуществляет неотложные следственные действия в соответствии с УПК.

При этом ст. 40 УПК РФ установлено, что возбуждение уголовного дела публичного обвинения и выполнение неотложных следственных действий возложено на капитанов как морских, так и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах.

См.: Александров М.С. Дознание на судах, находящихся в плавании // Российский судья. 2010. N 6. С. 31 - 35.

При совершении каким-либо лицом на судне административного правонарушения капитан имеет право составить протокол об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 28.3 КоАП капитаны судов внутреннего плавания уполномочены составлять протоколы о следующих административных правонарушениях:

- выбрасывание мусора или иных предметов за борт судна внутреннего водного транспорта;

- невыполнение лицами, находящимися на судне внутреннего водного транспорта, законных распоряжений капитана судна.

Задайте вопрос юристу:

В этом нам помогают специалисты компании "Е-Дата". В беседе участвуют: Мирослав Алексеев, генеральный директор компании; Игорь Алефиренко, старший разработчик; Михаил Логинов, специалист команды технической поддержки клиентов по электронным продуктам.

Давайте начнем с того, что такое правила государственного флага, и почему этой теме отведен отдельный блок? Почему это важно?

Михаил: У каждого судна есть своя национальность, которая определяется флагом, под которым ходит судно. У каждого флага есть свои требования к наличию навигационных пособий на борту. Но не все зависит только от флага, так как есть еще множество различных требований разных инстанций. Когда судно заходит в порт, инспектор заранее сверяется с тем, под каким флагом судно и каков список необходимых изданий, которые должны иметься на судне. И, если чего-то нет, то судно могут не выпустить из порта, пока это издание не будет на борту. Простои судна дороги, так что зачастую интенданты берут с запасом все необходимое.

Иногда возникает проблема - всю информацию по требованию флага достаточно тяжело найти. Судовладелец должен запрашивать ее непосредственно у властей флага, под которым ходит судно. А некоторые страны предоставляют эту информацию в циркулярах.

Российский флаг, естественно, учитывает требования к наличию на борту навигационных карт, навигационных лоций, международного свода сигналов, международное авиационно-морское наставление по поиску и спасанию. Причем две последние книги должны быть обязательно в бумажном виде.


У каждого типа судна есть свой отдельный перечень. Например, Кодекс безопасной практики для судов, перевозящих палубные лесные грузы, Кодекс безопасной практики размещения и крепления груза (РКГ), Кодекс перевозки навалочных грузов (МКМПНГ). И, естественно, процедуры контроля судов государством порта.


Игорь: Все документы (если это не типографские книжки), такие как объявления, оповещения, различные постоянно работающие документы, как письма и распоряжения, всегда публикуются на официальных сайтах. Они находятся в открытом доступе, чтобы мореплаватели могли всегда иметь оперативный доступ к документам, вновь изданным, и требованиям, которые предъявляются.

Если потом какие-то сведения нужно уже более подробно излагать, тогда уже создают отдельную книжку или издание. Обычно документы называются "циркуляры флагов", они представлены на отдельной странице на сайте Регистра (Российский морской регистр судоходства), в которой есть подборка этих писем, оповещений и так далее. Эти документы содержат не очень большое количество страниц - максимум до пятидесяти, и все это мы еженедельно проверяем на изменения.


Игорь: Документы дублируются и TGT E-Data, и в ПО "Азимут". В обе системы они попадают, там же корректируются. Обновление обычно происходит раз в неделю.

В планах у нас расширение до 36 источников. Такие страны как Дания, Норвегия, Великобритания тоже будут добавлены.

Как происходят обновления?

Игорь: Как правило, на сайте источника есть разделы "Что нового" и "Что ревизировано". Изменения отслеживаются нами, и, если документ подвергался ревизии, значит, мы его обновляем.

Под одно и то же распоряжение может издаваться несколько ревизий. Например, Маршалловы острова периодически выпускают список одобренных ими систем для использования на борту. Различная информация может добавляться при следующей ревизии. И, соответственно, мы публикуем информацию с новой датой, и документ заменяется в базе автоматически.

Мирослав: Таким образом, у судоводителя в компьютере всегда есть документ последнего обновления. Конечно, есть сайт источника, но у капитанов нет времени самим все отсматривать. Это очень востребованный инструмент для оперативных распоряжений и циркуляров. Документы меняются достаточно быстро, но на борту всегда должны быть издания в актуальном виде. Это как навигационное предупреждение в море. Есть извещение мореплавателям в виде долгосрочных навигационных предупреждений, а есть краткосрочные, передаваемые по радио.

Мы рассмотрели момент нахождения документов по флагу на борту судна, и один из вариантов - держать это все в электронной библиотеке, встроенной в систему TGT или бортовую программу "Азимут". То есть в любой момент с помощью данных систем можно получить доступ к полному набору документов, которые требуются флагом. Помимо этого, есть требования флага, и есть требования Регистра, которые относятся к документам, изданным ИМО. Здесь тоже есть разные варианты - можно покупать бумажные книжки, можно покупать электронную библиотеку.

Михаил: Издания закупаются в электронном виде. Но Witherby также издает не только книги ИМО, но и книги законодательств разных стран, такие как "Федеральные правила США". Там есть своя специфика, и, с одной стороны, их можно скачать в бесплатном виде, распечатать и держать на борту, с другой стороны, если нет такой возможности и судно где-то в центре океана, то можно купить книгу.

Также с Конвенцией о труде в морском судоходстве – ее можно скачать в электронном виде. Но у Witherby есть полный текст Конвенции в виде книги.

Насколько сейчас популярно пользование цифровыми изданиями?

Михаил: Все больше клиентов ориентируется на электронные издания. Тем не менее, некоторые предпочитают бумажные. Все новые суда сразу оснащают электроникой. Они даже не дублируют на бумаге. Вся библиотека формируется в электронном виде. Коллеги из офиса бумажных продаж говорят, что покупают такие издания в основном в двуязычном виде. Не знаю, насколько они применимы в международных иностранных портах, но у изданий ЦНИИМФ есть свои особенности.

Конечно, при принятии решения в выборе электронной или бумажной библиотеки, основную роль играет то, чье это судно. Если оно берется на фрахт, то очень часто идет или дублирование электроники, или только бумажные версии. Если книги покупает шипчандлер, то они все берут в бумажном виде. А если судно собственное, либо библиотеку комплектует представитель судостроительного завода, то сразу устанавливаются электронные издания.

Игорь: Некоторые клиенты сомневаются. Многое зависит от инспекции. Я не нашел никакого требования, что издание должно быть на русском языке - информация должна быть актуальная и официальная. Наши клиенты закупают издания ЦНИИМФ, поскольку у них были случаи, когда инспектора требовали наличия изданий на языке, который используется на судне.

По стоимости есть какая-то значимая разница между бумажными и электронными изданиями?

Михаил: Да, если это издание ИМО, изданное ЦНИИМФ, то оно зачастую бывает дороже в печатном виде. Например, книга содержит перевод, за что и добавляется наценка. Если это Конвенция о труде, которую можно скачать на сайте бесплатно, то ЦНИИМФ издает это как некий свод законов, как будто вы сходили и без проблем приобрели гражданский кодекс. Это недорого.

А Witherby издает не просто конвенции, а там еще есть гайдлайны, и прочие дополнительные документы, где все растолковано и разъяснено. Поэтому это стоит в разы дороже. В целом, если сравнивать самые необходимые документы ИМО, то бумажные и электронные стоят одинаково.

Если сравнивать цены на состав библиотеки из 20 изданий в бумажном и электронном вариантах, то разница может быть около 100 фунтов. Так что все зависит от политики компании, а также необходимости дублировать, чтобы пройти проверки. Влияет на стоимость также качество печати, наличие перевода.

Требования скольких стран сейчас собраны и упорядочены Компанией "Е-Дата"?

Игорь: 20 стран. Это основные государства, под которым ходит большое количество судов. Помимо этого, конечно, многое зависит и от класса судна. То есть не только страна имеет значение, но и тип судна.


Мы оказываем услуги по подбору судовой библиотеки, составляем списки рекомендованной литературы, помогаем с программным обеспечением.

Компания "Е-Дата" предлагает комплексные современные решения по снабжению флота навигационными материалами.

Если у вас есть конкретный вопрос об электронных книгах и цифровых публикациях, мы будем рады помочь.

1. Утвердить прилагаемые Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств.

2. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 25 мая 2012 г.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств

1. Настоящие Правила устанавливают порядок плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств (далее - суда).

При этом в части, не урегулированной настоящими Правилами, суда осуществляют плавание по внутренним водным путям Российской Федерации с соблюдением требований, предусмотренных Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - Кодекс).

2. Судам разрешены движение по внутренним водным путям Российской Федерации и заход в порты, включенные в установленные Правительством Российской Федерации перечень внутренних водных путей Российской Федерации, по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств, и перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств.

3. Суда, следующие на внутренние водные пути Российской Федерации с пересечением государственной границы Российской Федерации, и находящиеся на них лица проходят пограничный, таможенный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-карантинный контроль и иные виды контроля в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, открытых в морских портах Российской Федерации, акватории которых имеют выход на внутренние водные пути Российской Федерации.

4. При прохождении пограничного контроля капитан (владелец) судна должен представить информацию о планируемом маршруте плавания по внутренним водным путям Российской Федерации с указанием предполагаемых портов захода и ориентировочных дат захода в эти порты.

5. На судне должны находиться следующие документы:

б) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

в) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал);

г) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих право владения судном;

д) Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации в соответствии с Кодексом, а также настоящие Правила;

е) перечень внутренних водных путей Российской Федерации, по которым разрешено плавание судов под флагами иностранных государств, установленный Правительством Российской Федерации;

ж) перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств, установленный Правительством Российской Федерации.

6. Суда сохраняют свои опознавательные знаки, предписанные им требованиями государства регистрации судна.

7. Плавание судов с лоцманом осуществляется:

на участках внутренних водных путей Российской Федерации, установленных в соответствии с пунктом 3 статьи 41 Кодекса в качестве районов обязательной лоцманской проводки;

на участках внутренних водных путей Российской Федерации, не вошедших в число установленных в соответствии с пунктом 3 статьи 41 Кодекса в качестве районов обязательной лоцманской проводки, на которых из-за навигационной, гидрометеорологической обстановки, интенсивности судоходства, характера грузопотоков и иных причин условия плавания представляют повышенную сложность.

Перечни таких участков внутренних водных путей Российской Федерации устанавливаются Министерством транспорта Российской Федерации.

8. Плавание судов осуществляется без лоцмана на участках внутренних водных путей Российской Федерации, не указанных в пункте 7 настоящих Правил, при выполнении следующих условий:

общее время перехода между остановками не превышает 12 часов в течение одних суток, при этом для обеспечения ведения переговоров с диспетчерскими и портовыми службами, а также переговоров между судами при расхождении и обгоне не менее чем один член экипажа, имеющий документ, подтверждающий право управления судном соответствующей категории, должен владеть русским языком;

общее время перехода между остановками превышает 12 часов в течение одних суток, при этом для обеспечения ведения переговоров с диспетчерскими и портовыми службами, а также переговоров между судами при расхождении и обгоне не менее чем 2 члена экипажа, имеющие документы, подтверждающие право управления судном соответствующей категории, должны владеть русским языком.

В случае невыполнения указанных условий суда обязаны следовать с лоцманом.

9. Лоцманская проводка судов по внутренним водным путям Российской Федерации осуществляется на возмездной основе лоцманами, имеющими лоцманские удостоверения, выданные в установленном порядке.

10. Отдельные категории судов могут быть освобождены от обязательной лоцманской проводки на участках внутренних водных путей, указанных в пункте 7 настоящих Правил, на основании решения Министерства транспорта Российской Федерации, принятого исходя из особенностей конструкции и технических характеристик таких судов, а также условий плавания.

Читайте также: