В каких случаях и кому предоставлено право удержания морского судна

Обновлено: 25.06.2024

Бизнесмены знают лучше любого философа, что такое время, в особенности, те, которые заняты фрахтованием судов. Каждому известно, что время простоя судна очень дорого стоит.
Фрахтовщик заинтересован в сокращении стояночного времени, затраченного на грузовые операции, а фрахтователю надо знать, что судно без дополнительной к ставке фрахта платы будет находиться в порту в течение определённого времени и производить грузовые операции, поскольку этот период времени оплачен фрахтом.

Если же судно будет задержано под грузовыми операциями фрахтователем, то у него возникает обязанность уплатить фрахтовщику дополнительную плату, а если фрахтователь раньше срока завершит грузовые операции, то у фрахтовщика возникает обязанность уплатить в пользу фрахтователя определённую денежную сумму.
Как не согласиться с тем, что время – деньги? Теперь обо всем этом подробно.

Сталийное время

Период времени, в течение которого перевозчик (фрахтовщик, судовладелец) предоставляет судно для выполнения грузовых операций (погрузка, выгрузка) без дополнительных к фрахту платежей называется сталийное время или сталия (laytime). Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах. Стороны чартера, могут договориться прямо о том количестве (периоде) времени, в течение которого должны быть произведены грузовые операции по судну. Иначе сталия может определяться, исходя из норм обработки груза в данном порту, путем деления подлежащего обработке количества груза на норму обработки. Правила исчисления сталийного времени содержатся в чартере.

Начало исчисления сталийного времени связывается со следующими обстоятельствами:
прибытие судна в согласованное место в согласованный срок;
готовность судна к выполнению грузовых операций;
подача нотиса о готовности к погрузке/выгрузке (notice of readiness, discharging notice).

Судно должно прибыть в согласованное место:

место может быть указано в чартере или номинировано фрахтователем после его заключения. У перевозчика возникает право отказаться от чартера, если порт назначения не является безопасным, порт не был указан вообще, был указан несвоевременно или в пределах разумного времени не был указан. Время прибытия судна должно приходиться на период между датами – наиболее ранней (лэйдэйс – laydays) и наиболее поздней (канцеллинг – cancelling). Если судно подано под грузовые операции и готово к их выполнению ранее, чем лэйдэйс, оно может подать соответствующий нотис о готовности, и грузовые операции могут начаться.

Период времени между подачей нотиса фрахтователю или получателю и началом грузовых операций называется свободным временем (free time). Если грузовые операции начались раньше, чем лэйдэйс, использованное для выполнения грузовых операций время включается в сталию по умолчанию в чартере. Однако чартером может быть предусмотрено невключение в сталию времени, использованного для выполнения грузовых работ до наиболее ранней даты сталийного времени. Подача судна под погрузку позднее канцеллинга означает возникновение права фрахтователя канцеллировать чартер, то есть аннулировать, расторгнуть его, и требовать возмещения убытков в принципе. Конечно, право канцеллировать чартер несколько сложнее. Оно осложняется исполнением некоторых информационных обязанностей, которые должен выполнить фрахтователь.

Фрахтовщик заинтересован в сокращении стояночного времени, затраченного на грузовые операции, а фрахтователю надо знать, что судно без дополнительной к ставке фрахта платы будет находиться в порту в течение определенного времени и производить грузовые операции, поскольку этот период времени оплачен фрахтом.

Судно должно, по общему правилу, быть готовым к проведению грузовых операций как в физическом смысле, так и в юридическом смысле. К судну должен иметься достаточно удобный доступ, трюма должны быть чистыми и т.п. требования – это физическая готовность. Юридическая готовность – это открытие судну свободной практики, отсутствие таможенных, карантинных и т.п. ограничений.

Прибытие судна в надлежащее место и надлежащее время, но неготовность его к проведению грузовых операций означает нарушение чартера и может быть основанием для его канцеллирования.

Наконец, для начала течения сталийного времени нужно подать нотис о готовности капитаном судна (фрахтовщиком) фрахтователю или отправителю груза или его агенту. Течение сталии начинается, как правило, по прошествии определенного времени после подачи нотиса о готовности к погрузке судна. Обычно сталийное время начинается с 14.00, если нотис о готовности подан до полудня, и утром следующего дня, если – после полудня. Из сталийного времени исключаются периоды времени, когда грузовые операции фактически не производились по причинам, относящимся к сфере деятельности фрахтовщика или представляющим собой обстоятельства непреодолимой силы, либо погодные условия создавали угрозу для сохранности грузов или безопасности погрузочно-разгрузочных работ. Если грузовые операции не производились по обстоятельствам, за которые отвечает фрахтователь, то течение сталии не прерывается.

Выходные и праздничные дни исключаются из сталийного времени, даже если грузовые операции производились. Если условия чартера не позволяют установить длительность сталии, действуют сроки, определенные по обычаям, принятым в порту, где выполнялись грузовые операции.

Контрсталия, демередж и диспач

Окончание сталии – времени, оплаченного фрахтом, означает начало течения контрсталийного времени и уплату фрахтователем в пользу фрахтовщика специальной платы – демереджа (demurrage), если грузовые операции по судну не закончены. Природа этой платы – вопрос довольно сложный. В Англии и Бельгии демередж рассматривается как компенсация убытков. Во Франции и Италии наметилась тенденция трактовки демереджа как повышенной ставки фрахта. В Нидерландах и Скандинавии демередж понимается как особая плата за время ожидания окончания грузовых операций, имеющая и компенсаторную функцию. В Украине господствующим является мнение о демередже как исключительной неустойке. Размер демереджа и контрсталийного времени предусматривается чартером, а если чартер молчит – обычаями, принятыми в порту выполнения погрузо-разгрузочных работ. Если же в порту таких обычаев нет, то размер демереджа определяется размером средств на содержание судна и его экипажа. Это не влияет на вывод о том, что демередж не является компенсацией убытков, поскольку не имеет значения, были ли фактически понесены убытки и каков размер убытков, если они имели место.

Идея, что время – это деньги, воплощается также в том, что экономия сталийного времени подлежит оплате фрахтовщиком. Вознаграждение фрахтователю за досрочное выполнение грузовых операций по судну называется диспач (dispatch).

Диспач по традиции называется вознаграждением за выполнение погрузо-разгрузочных работ до истечения сталии. Скорее диспач является возвратом части фрахта, сэкономленного фрахтователем. Размер диспача указывается в чартере. Однако, этот размер принято увязывать с размером демереджа. В отличие от демереджа, сумма диспача не предусматривается обычным правом. Таким образом диспач – прекрасный пример обыкновения, простой традиции, а не обычая. Хотя в некоторых правовых системах диспач получил даже законодательное признание: например, в России и Украине размер диспача является половиной демереджа (ч.3 ст.149 КТМ Украины, ст.133 КТМ Российской Федерации).

Если со временем, за которое взыскивается диспач все довольно ясно, то со временем, за которое исчисляется диспач ясности меньше, поскольку диспач – это институт не столько обычный, сколько договорной, поэтому в этом отношении все зависит от формулировок чартера.

имеется три основных варианта.

Сверхконтрсталия (детеншен)

Предъявленным с опозданием можно считать груз, доставленный для погрузки после начала течения сталийного (контрсталийного) времени, если императивными нормами не предусмотрено иное, например, ч.1 ст.151 КТМ Украины предусматривает, что несвоевременно доставленным груз считается только при его доставке после истечения сталии (контрсталии). Разумеется, условием наличия такого права является наличие соглашения о сталийном (контрсталийном) времени, а также то что принятие, погрузка и укладка груза, предъявленного с опозданием, явно выйдут за рамки надлежащих сроков, таким образом, отправка судна в рейс будет явно несвоевременной.

В любом из указанных случаев право фрахтовщика на получение полного фрахта не страдает. Естественно, право на полный фрахт, и на возмещение убытков принадлежит фрахтовщику, если причины задержки находятся вне его контроля. Необходимо в связи с ответственностью за простой судна упомянуть о праве фрахтователя, которое может помочь ему избежать такой ответственности и которое называется правом на досрочное отправление судна в плавание с неполным грузом по требованию фрахтователя. Это право принадлежит фрахтователю при фрахтовании всего судна. Необходимо, чтобы погрузка еще не была завершена, иначе такое право утрачивает смысл. Если фрахтователь воспользуется упомянутым правом, у него возникает обязанность уплатить полную сумму фрахта, в том числе мертвый фрахт – плату за перевозку груза, который не был погружен, но мог быть погружен на судно.

Документальное оформление

Таймшит (time sheet) – документ, который ведется для учета всего стояночного времени совместно агентом судна и портом. До момента отхода судна таймшит подписывается капитаном судна и представителем порта. Записи в таймшите изменены быть не могут, а могут быть только обжалованы. От подписания таймшита стороны уклониться не могут, но могут подписать его с оговорками. Кроме стояночного времени, в таймшите отражается сталийное время и делается расчет сумм демереджа и диспача. Таймшит подписывается также представителем фрахтователя. Другим документом, который может быть положен в основание расчета времени и сумм демереджа и диспача является стейтмент (statement of facts).

Читайте также: