В чем суть и какова цель проводимой реформы судебной системы рф 2020

Обновлено: 20.05.2024

Комитет Госдумы по законодательству и госстроительству обобщил материалы, посвященные глобальной судебной реформе, стартующей в России. С 1 октября 2019 года вступают в силу масштабные законы, реформирующие систему судов общей юрисдикции, а также изменяющие правила судопроизводства. Ранее об этом подробно рассказал глава комитета Павел Крашенинников.

Чтобы не было искушений

Комитет обращает внимание на три ключевых закона:

Закон № 1-ФКЗ выделяет апелляционную и кассационную инстанции в судах общей юрисдикции в отдельные надрегиональные суды. С 1 октября 2019 года начнут работу 5 апелляционных и 9 кассационных судов, а также 1 апелляционный военный суд и 1 кассационный военный суд. Каждый из новых судов будет действовать в пределах соответствующего судебного округа, включающего несколько регионов. (Об учреждении новых судов L.R рассказывал, например, здесь.)

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции. А также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа. При этом за областными и равными им судами останется апелляционное рассмотрение не вступивших в силу решений районных судов, принятых в первой инстанции.

Кассационный суд будет являться вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Кассационные полномочия областных и равных им судов передаются в полной мере кассационным судам. В их компетенцию будет входить рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Подобная реформа проводилась ранее в системе арбитражных судов, в которой принцип выделения судебных инстанций в отдельные экстерриториальные суды хорошо себя зарекомендовал.

Судам подобрали место

Законом № 1-ФКЗ определено место постоянного пребывания новых судов. Этот вопрос отдельно прорабатывался с учетом региональных особенностей, экономической и судебной активности, транспортной составляющей, развития инфраструктуры регионов, наличия юридических вузов для подготовки кадров. В итоге была определена следующая схема размещения судов.

Кассационные суды общей юрисдикции:

Первый кассационный суд — город Саратов;

Второй кассационный суд — город Москва;

Третий кассационный суд — город Санкт-Петербург;

Четвертый кассационный суд — город Краснодар;

Пятый кассационный суд — город Пятигорск;

Шестой кассационный суд — город Самара;

Седьмой кассационный суд — город Челябинск;

Восьмой кассационный суд — город Кемерово;

Девятый кассационный суд — город Владивосток;

кассационный военный суд — город Новосибирск.


Апелляционные суды общей юрисдикции:

Первый апелляционный суд — город Москва;

Второй апелляционный суд — город Санкт-Петербург;

Третий апелляционный суд — город Сочи;

Четвертый апелляционный суд — город Нижний Новгород;

Пятый апелляционный суд — город Новосибирск;

апелляционный военный суд — городской округ Власиха Московской области.


Вместе с тем законом № 1-ФКЗ предусмотрена возможность образования в составе суда постоянного судебного присутствия, расположенного вне места пребывания суда, но осуществляющего его полномочия. Это позволит повысить доступность правосудия для лиц, которые находятся или проживают в отдаленных местностях.

Отдельно комитет Госдумы рассказал о реорганизации в системе военных судов, которые также относятся к судам общей юрисдикции. С 1 октября 2019 года начнут работу апелляционный военный суд и кассационный военный суд, в связи с чем были внесены изменения в структуру, территориальную юрисдикцию и названия военных судов. Система военных судов приведена в соответствие с существующим военно-административным делением Российской Федерации.

Два окружных военных суда — Приволжский окружной военный суд в Самаре и Уральский окружной военный суд в Екатеринбурге — объединены в один Центральный окружной военный суд с местом дислокации в Екатеринбурге и постоянным судебным присутствием в Самаре.

Меняются правила судопроизводства

Структурные изменения судебной системы, как констатируют депутаты, ведут к необходимости изменения правил судопроизводства. Соответствующие поправки были введены вторым масштабным законом реформы № 451-ФЗ — судопроизводственным.

(О процессуальной реформе можно прочитать здесь.)

В числе наиболее важных судопроизводственных изменений:

1) С 1 октября 2019 года представителями сторон в суде при рассмотрении гражданских и арбитражных дел могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование или ученую степень по юридической специальности. За исключением дел, подлежащих рассмотрению мировыми судьями или районными судами.

При этом требование профессионального представительства не распространяется на представителей в силу закона, а это не только законные представители. Это, например, представители профсоюзов по трудовым спорам, арбитражные управляющие, патентные поверенные. Такие категории лиц могут не иметь высшего юридического образования или ученой степени для представительства в суде.

Правило о наличии высшего юридического образования уже действует в отношении представителей сторон по административным делам. КАС РФ также дополняется новым альтернативным критерием — это наличие у представителей ученой степени по юридической специальности.

2) С этой же даты вводится сплошная кассация. Теперь каждая кассационная жалоба будет рассматриваться кассационным судом коллегиально, что позволит обеспечить качественную проверку кассационных жалоб по существу, в отличие от выборочной кассации.

3) Расширяется количество дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства. В том числе путем увеличения суммы исковых требований о взыскании денежных средств по таким делам.

В ГПК РФ сохраняется существующий ценовой порог упрощенного производства — в размере 100 тыс. рублей.

В арбитражном процессе устанавливается для индивидуальных предпринимателей — 400 тыс. рублей, для юридических лиц — 800 тысяч рублей.

По публично-правовым категориям дел сохраняется 100 тыс. рублей.

Кроме того, унифицировано приказное производство в АПК и ГПК путем установления размера требований в пределах 500 тыс. рублей.

5) Изменяется порядок выдачи исполнительного листа. В гражданских и арбитражных делах исполнительный лист будет выдаваться только по ходатайству взыскателя, за исключением исполнительного листа на взыскание денежных средств в доход бюджета. Аналогичное правило содержится в КАС РФ при рассмотрении административных дел.

Групповые иски

Еще одно важное изменение — законом № 191-ФЗ вводится возможность граждан с 1 октября 2019 года обращаться в суд с групповыми исками в защиту своих прав и законных интересов.

(О групповых исках L.R рассказывал, например, здесь.)

Групповой иск должен подаваться в районный суд общей юрисдикции по месту нахождения ответчика. Такой правовой институт может быть применен при рассмотрении любых категорий гражданских дел (за исключением дел особого производства). Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам в сфере ЖКХ или по спорам, вытекающим из нарушений антимонопольного законодательства, утверждает глава комитета. Присутствовать всем участникам в суде не нужно, их представляет определенное лицо.

2. Государственный заказчик-координатор, государственные заказчики:

Государственный заказчик – координатор

программы

Министерство экономического развития

Государственные заказчики

Конституционный Суд Российской Федерации,

Верховный Суд Российской Федерации,

Судебный департамент при Верховном

Суде Российской Федерации,

Министерство экономического развития

Министерство юстиции Российской Федерации,

Федеральная служба судебных приставов.

3. Ключевые мероприятия в 2020 году:

1. Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, г. Архангельск. Объем финансирования – 109 869,5 тыс. рублей.

2. Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике, г. Черкесск. Объем финансирования – 107 249,2 тыс. рублей.

3. Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, г. Улан-Удэ. Объем финансирования – 69 464,2 тыс. рублей. На выполнение проектных
и изыскательских работ – 4 556,6 тыс. рублей.

4. Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия), г. Якутск. Объем финансирования – 34 505,1 тыс. рублей.

По направлению НИОКР

Федеральной целевой программой не предусмотрена реализация мероприятий по направлению НИОКР.

4. Программа нуждается (не нуждается) в корректировке.

Программа нуждается в корректировке.

С целью корректировки Программы ФССП России в установленном порядке будут подготовлены и направлены в Минэкономразвития России предложения
о внесении изменений в данные об объектах капитального строительства, включенных в Приложение № 6, и предложения о внесении изменений
в Приложения № 7 и № 8 к Программе.

5. На 2020 год заключен 31 государственный контракт (соглашение)
на сумму 600 083,3 тыс. рублей – 99,9 % от объема годовых бюджетных назначений (600 747,4 тыс. рублей), в том числе по направлениям:

Стоимость работ, выполняемых в 2020 году, по восьми переходящим контрактам прошлых лет составляет 212 731,7 тыс. рублей, по заключенным
с 1 января 2020 года двадцати трем контрактам составляет 387 351,6 тыс. рублей,
в том числе по двум контрактам длительностью более одного года
69 464,2 тыс. рублей (долгосрочные государственные контракты отсутствуют).

Количество переходящих контрактов прошлых лет уменьшено по причине расторжения государственного контракта на осуществление авторского надзора
за строительством объекта в г. Якутске (в связи с окончанием срока действия).

Процент законтрактованных объемов от общего объема годовых бюджетных назначений на Программу на 16,8 % больше аналогичного показателя предыдущего года (за 2019 г.).

Освоено за 2020 год за счет средств федерального бюджета 444 222,5 тыс. рублей – 73,9 % от годовых бюджетных назначений, в том числе
по направлениям:

За 2020 год суммарные кассовые расходы государственных заказчиков из федерального бюджета на реализацию программы составляют 444 222,5 тыс. рублей – 73,9 % от годовых бюджетных назначений, в том числе по направлениям:

Объем суммарных кассовых расходов из федерального бюджета от общего объема годовых бюджетных назначений на Программу на 23,9 % больше аналогичного показателя предыдущего года (за 2019 г.).

7. Объем средств на реализацию мероприятий программы в 2020 году, предусмотренный утвержденной программой, за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Программа не предусматривает софинансирования мероприятий за счет средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Привлечено средств на реализацию мероприятия программы за 2020 год из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов
и внебюджетных источников.

Программа не предусматривает привлечение средств из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Невыполнение данного показателя обусловлено ежегодным увеличением количества документов, поступающих на принудительное исполнение.

Ввиду поступления исполнительных документов в конце отчетного периода
и нагрузки на судебных приставов-исполнителей по возбуждению и окончанию исполнительных производств, физическая возможность окончания до конца
2020 года исполнительных производств, возбужденных в указанный период, отсутствовала. Кроме того, эти исполнительные производства не могли быть окончены в 2020 году ввиду необходимости проведения исполнительного розыска, реализации имущества должников, а также иных предусмотренных законом процессуальных действий, направленных на исполнение требований исполнительных документов, вследствие чего они перешли в остаток на начало
2021 года.

9. Основные итоги реализации программы за 2020 год в разрезе мероприятий:

По направлению капитальные вложения:

1. Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, г. Архангельск (далее – Объект-1).

В связи с низкими темпами строительства Объекта-1 в 2019 году по причине аварийных ситуаций (падение башенного крана на строительные конструкции третьего этажа ввиду неверных расчетов возможных нагрузок; обрушение строительных конструкций четвертого этажа из-за нарушения технологии производства работ), а также в связи с увеличением объема выполняемых строительно-монтажных работ по причине заключения контракта на проведение работ по строительству Объекта-1 во II квартале 2018 года (14.05.2018), работы, предусмотренные к выполнению в 2019 году, не выполнены в полном объеме,
в результате чего объем неиспользованных на начало 2020 года лимитов бюджетных обязательств по государственным контрактам составил 104 076,2 тыс. рублей.

На основании предложений ФССП России письмом Минэкономразвития России от 10.03.2020 № 7170-АТ/Д17и объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Объекта-1 в 2020 году, увеличен
на 104 076,2 тыс. рублей и составил 109 869,5 тыс. рублей.

Государственные контракты заключены.

В связи с отсутствием заявок на участие в конкурсных мероприятиях
по заключению государственных контрактов на закупку части бытового оборудования остаток неиспользованных бюджетных ассигнований, подлежащих возврату в федеральный бюджет безвозвратно, составляет 383,7 тыс. рублей.

Учитывая низкие темпы проведения строительно-монтажных работ
по причине нестабильного финансового положения подрядных организаций, осуществляющих строительство Объекта-1, а также по причине сложной эпидемиологической обстановки в Российской Федерации ввиду распространения
в 2020 году новой коронавирусной инфекции и связанными с ней ограничениями, предусмотренные к проведению в 2020 году строительно-монтажные работы
не выполнены в полном объеме.

Согласно Программе (в редакции от 29.12.2020 № 2351) и письму Минэкономразвития России от 29.12.2020 № 45232-СН/Д17и срок ввода
в эксплуатацию Объекта-1 перенесен на 2021 год.

В соответствии с постановлением № 1496 ФССП России в установленном порядке направлены в Минфин России предложения по внесению изменений
в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2021 в части увеличения бюджетных ассигнований на исполнение подлежавших оплате в 2020 году заключенных государственных контрактов по Объекту-1.

По состоянию на 31.12.2020 проведены работы по возведению стен
и перегородок здания (подвал, первый, второй, третий, четвертый
и технический этажи), устройству и оклейке кровли, монтажу оконных блоков, гидроизоляции сантехнических помещений, монтажу лифтового оборудования.

Выполняются работы по внутренней отделке помещений, устройству внутренних инженерных систем.

Процент технической готовности – 68,8 %.

2. Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Карачаево-Черкесской Республике, г. Черкесск (далее – Объект-2).

В марте 2018 года получены положительные заключения по результатам прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации.

На основании предложений ФССП России письмом Минэкономразвития России от 26.04.2018 № 11426-АТ/Д17и внесены изменения в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 год и плановый период 2019
и 2020 годов в части снятия ограничений в отношении Объекта-2.

По результатам проведения конкурсных мероприятий заключен государственный контракт на строительство Объекта-2 от 03.08.2018.

В связи с заключением контракта на проведение работ по строительству Объекта-2 в III квартале 2018 года предусмотренные к выполнению в 2019 году работы не выполнены в полном объеме, в результате чего объем неиспользованных на начало 2020 года лимитов бюджетных обязательств по государственным контрактам составил 25 967,8 тыс. рублей.

На основании предложений ФССП России письмом Минэкономразвития России от 10.03.2020 № 7170-АТ/Д17и объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Объекта-2 в 2020 году, увеличен
на 25 967,8 тыс. рублей и составил 107 249,2 тыс. рублей.

Государственные контракты заключены.

Учитывая низкие темпы проведения строительно-монтажных работ
по причине нестабильного финансового положения подрядных организаций, осуществляющих строительство Объекта-2, а также по причине сложной эпидемиологической обстановки в Российской Федерации ввиду распространения
в 2020 году новой коронавирусной инфекции и связанными с ней ограничениями, предусмотренные к проведению в 2020 году строительно-монтажные работы
не выполнены в полном объеме.

Согласно Программе (в редакции от 29.12.2020 № 2351) и письму Минэкономразвития России от 29.12.2020 № 45232-СН/Д17и срок ввода
в эксплуатацию Объекта-2 перенесен на 2021 год.

В соответствии с постановлением № 1496 ФССП России в установленном порядке направлены в Минфин России предложения по внесению изменений
в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2021 в части увеличения бюджетных ассигнований на исполнение подлежавших оплате в 2020 году заключенных государственных контрактов по Объекту-2.

По состоянию на 31.12.2020 проведены работы по возведению административного здания, контрольно-пропускного пункта, столовой, мойки
для автомобилей и котельной (стены, кровля, оконные блоки), работы по утеплению и штукатурке фасадов и устройству стоянки для автомобилей.

На стадии завершения работы по внутренней отделке помещений, устройству инженерных систем и благоустройству прилегающей территории.

Процент технической готовности – 85,2 %.

3. Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Бурятия, г. Улан-Удэ (далее –
Объект-3).

По результатам неоднократного проведения конкурсных мероприятий (ввиду отсутствия заявок на участие в закупках) заключен государственный контракт
на выполнение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации на строительство Объекта-3 от 01.08.2019 на сумму
4 959,4 тыс. рублей.

В связи с заключением государственного контракта в III квартале 2019 года разработать в полном объеме проектно-сметную документацию в срок до 31.12.2019 не представилось возможным, в результате чего объем неиспользованных на начало 2020 года лимитов бюджетных обязательств по государственному контракту составил 4 959,4 тыс. рублей.

На основании предложений ФССП России письмом Минэкономразвития России от 10.03.2020 № 7170-АТ/Д17и объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение проектно-изыскательских работ по строительству Объекта-3 в 2020 году, включен в ФАИП и составил 4 959,4 тыс. рублей.

По результатам прохождения государственной экспертизы разработанной проектно-сметной документации получено положительное заключение
от 14.07.2020, в соответствии с которым стоимость выполнения проектно-изыскательских работ не должна превышать 4 556,5 тыс. руб. Сумма контракта уменьшена.

В связи с этим письмом Минэкономразвития России от 29.12.2020
№ 45232-СН/Д17и внесены изменения в ФАИП, учитывающие уменьшение объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на проведение проектных
и изыскательских работ по Объекту-3, на 402,8 тыс. рублей.

На основании предложений ФССП России письмом Минэкономразвития России от 02.09.2020 № 28653-СН/Д17и осуществлено снятие ограничения
на выполнение работ по строительству и их финансированию по строительству Объекта-3.

По результатам проведения конкурсных мероприятий заключены государственные контракты на строительство Объекта-3 от 06.11.2020
и осуществление строительного контроля за ходом строительства от 24.12.2020.

В связи с поздним заключением государственных контрактов предусмотренные к проведению в 2020 году строительно-монтажные работы
не выполнены в полном объеме.

В соответствии с постановлением № 1496 ФССП России в установленном порядке направлены в Минфин России предложения по внесению изменений
в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2021 в части увеличения бюджетных ассигнований на исполнение подлежавших оплате в 2020 году заключенных государственных контрактов по Объекту-3.

По состоянию на 31.12.2020 проведены работы по разработке грунта
для устройства котлована, устройству фундамента и наружных сетей теплоснабжения.

Выполняются работы по устройству каркаса здания и устройству наружных сетей водоснабжения и водоотведения.

Процент технической готовности – 25,3 %.

4. Строительство административного здания Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Саха (Якутия), г. Якутск (далее – Объект-4).

По причине банкротства подрядной организации, осуществлявшей строительство Объекта-4 в период 2016-2018, государственный контракт расторгнут в июне 2019 года.

С целью завершения строительства Объекта-4 по результатам повторного проведения конкурсных мероприятий заключен государственный контракт
от 04.10.2019.

Учитывая заключение государственного контракта на завершение строительства Объекта-4 в IV квартале 2019 года и климатические особенности Республики Саха (Якутия), выполнение работ в 2019 году не представилось возможным по причине отсутствия системы отопления, установка которой должна производиться при температуре наружного воздуха +10° С.

В связи с этим объем неиспользованных на начало 2020 года лимитов бюджетных обязательств по государственным контрактам составил
34 505,1 тыс. рублей.

На основании предложений ФССП России письмом Минэкономразвития России от 10.03.2020 № 7170-АТ/Д17и объем бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Объекта-4 в 2020 году, включен в ФАИП
и составил 34 505,1 тыс. рублей.

Ввиду невозможности проведения строительно-монтажных работ
в установленный контрактом срок, государственный контракт расторгнут 14.01.2020 по соглашению сторон.

Управлением ФССП России по Республике Саха (Якутия) осуществлены конкурсные мероприятия, по результатам которых заключен государственный контракт от 31.07.2020 на проведение отдельных видов работ по строительству Объекта-4.

В 2016-2018 годы выполнены работы по возведению фундамента и каркаса здания, кладке стен, устройству перекрытий, перегородок и кровли, бетонированию лестничных маршей и полов гаража, утеплению цокольного перекрытия и кровли, установке оконных блоков.

Согласно заключенному в 2020 году государственному контракту выполнены работы по утеплению стен, перегородок и потолка входной группы, устройству пандуса, стяжки пола первого этажа и ложного остекления фасада, установке ворот цокольного этажа; на стадии завершения работы по монтажу системы отопления.

Процент технической готовности – 96,4 %.

Вместе с тем, учитывая низкие отрицательные температуры, работы
по завершению монтажа системы отопления не выполнены в полном объеме.

В соответствии с постановлением № 1496 ФССП России в установленном порядке направлены в Минфин России предложения по внесению изменений
в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2021 в части увеличения бюджетных ассигнований на исполнение подлежавших оплате в 2020 году заключенных государственных контрактов по Объекту-4.

По направлению НИОКР:

Не предусмотрена реализация мероприятий.

Информатизация Федеральной службы судебных приставов.

от 17.07.2020 № 0173100012620000021 с подрядной организацией
ООО "ИНЛАЙН ТЕХНОЛОДЖИС" – поставка оборудования для модернизации мультисервисной телекоммуникационной инфраструктуры ФССП России на сумму 139 005,5 тыс. рублей;

В соответствии с заключенными государственными контрактами в полном объеме поставлены оборудование и комплектующие, выполнены монтажные
и пуско-наладочные работы.

Сложившаяся по результатам проведения конкурсных мероприятий экономия в сумме 280,3 тыс. рублей сдана в федеральный бюджет безвозвратно.

10. Общественно значимые результаты за 2020 год.

В связи с тем, что целью Программы являются повышение качества осуществления правосудия, а также совершенствование судебной защиты прав
и законных интересов граждан и организаций, результатами реализации Программы Федеральной службой судебных приставов являются повышение открытости
и доступности системы принудительного исполнения.

Реализация мероприятий Программы не осуществляется в рамках национальных проектов.

12. Замечания и рекомендации по итогам реализации программы
за 2020 год.

Запланированные на 2020 год строительно-монтажные работы
по заключенным государственным контрактам не выполнены в полном объеме
по следующим причинам:

низкие темпы проведения строительно-монтажных работ по Объекту-1
и Объекту-2 из-за нестабильного финансового положения подрядных организаций, осуществляющих строительно-монтажные работы, а также текущей эпидемиологической обстановки в Российской Федерации ввиду распространения
в 2020 году новой коронавирусной инфекции и связанными с ней ограничениями;

позднее получение (в связи с неоднократным устранением проектной организацией выявляемых в ходе прохождения государственной экспертизы замечаний) положительного заключения государственной экспертизы (14.07.2020), позднее снятие ограничения на выполнение работ по строительству и их финансированию (02.09.2020) и, как следствие, позднее заключение государственного контракта (06.11.2020) на строительство Объекта-3;

позднее заключение (в связи с корректировкой сметной документации
по отдельным видам работ) государственного контракта (31.07.2020) на проведение отдельных видов работ по строительству Объекта-4.

В соответствии с постановлением № 1496 ФССП России в установленном порядке направлены в Минфин России предложения по внесению изменений
в сводную бюджетную роспись федерального бюджета на 2021 в части увеличения бюджетных ассигнований на исполнение подлежавших оплате в 2020 году заключенных государственных контрактов по указанным объектам капитального строительства.

Время создания/изменения документа: 18 февраля 2021 14:07 / 06 июля 2021 11:15

Судя по статистике, предоставленной Верховным судом, работали суды не только много, но и эффективно: Вячеслав Лебедев рассказал о 99%-й стабильности судебных актов по гражданским делам и 97%-й – по экономическим спорам. При этом суды общей юрисдикции нарушают сроки лишь по одному делу из ста рассмотренных, а арбитражные – по двум из ста.


2 Технологии помогли судам

По словам Вячеслава Лебедева, важную роль в приспособлении судов к работе во время пандемии сыграло широкое применение видеоконференцсвязи при рассмотрении дел в судах. Он пообещал, что уже в скором времени будут представлены поправки в процессуальное законодательство, которые закрепят правило об онлайн-участии в заседаниях; в подготовке этих изменений ВС принимает участие.

3 Решение социальных вопросов

Нагрузка на суды по гражданским делам растет +10% за год. Все чаще с россиян взыскивают долги по кредитам (9 млн дел) и за услуги ЖКХ (8,7 млн дел).

Суды удовлетворили 97% заявленных работниками требований о взыскании зарплаты, 83% требований о предоставлении гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, и 44% требований о восстановлении на работе.

Жилищных споров тоже стало больше: почти 9 млн против 8 млн годом ранее. 97% от таких споров – о взыскании долгов по ЖКХ. Семейных споров рассмотрели 720 000, 51% – о расторжении брака и разделе имущества.

4 Экономических споров стало меньше, а банкротств – больше

Арбитражные суды в 2020 году рассмотрели 1,5 млн споров. Это значительно меньше, чем в 2019 году – тогда их было 1,879 млн. Вероятно, это отчасти стоит объяснить пандемией и связанным с ней снижением экономической активности.

При этом значительно увеличилось количество банкротств граждан – 74 600 против 50 700 годом ранее. Количество новых дел о банкротстве юридических лиц, напротив, снизилось – с 34 800 до 27 700. Причиной этому стал банкротный мораторий, который вводили в пандемию.


Количество споров с участием иностранных лиц в арбитражных судах составило 10 700, а доля выигранных ими споров – 88%. Этот показатель впервые достиг таких значений; с каждым годом иностранцы выигрывают в российских судах все чаще: в прошлом году доля побед составляла 85%.

А вот выиграть спор у госорганов в арбитражном суде не так просто. Лебедев рассказал, что арбитражные суды удовлетворили всего 38% требований об оспаривании действий или бездействий властных органов. При этом в спорах с антимонопольными органами шансы еще ниже: бизнес выиграл лишь 27% споров с ФАС в арбитражных судах.

5 Еще раз о гуманизации

Всего в 2020 году осудили 582 500 человек. И лишь немногим удалось оспорить приговор: в кассационных и апелляционных инстанциях отменили обвинительные приговоры в отношении 8 300 человек и смягчили приговор для 17 000.

То есть лишь 1 из 23 жалоб по уголовным делам помогала добиться отмены или смягчения приговора.

Распределение дел между особым и общим порядком рассмотрения уголовных дел почти равное. 53% уголовных дел рассмотрели в общем порядке, 47% – в особом. При этом в особом порядке, который предусматривает признание обвиняемым своей вины, осудили 83% фигурантов, в общем – 66%.

Лебедев заявил, что суды все чаще прекращают уголовные дела с назначением судебного штрафа: 62 000 дел в 2020 году против 52 500 годом ранее.

6 Успехи сплошной кассации


7 Новые разъяснения Пленума

В ходе заседания Лебедев проанонсировал несколько новых постановлений Пленума Верховного суда. Так, в 2021 году ВС разъяснит порядок рассмотрения гражданских дел в кассационной и апелляционной инстанциях, обобщит практику досудебного урегулирования споров и расскажет, как применять законодательство о залоге.

В настоящее время в РФ происходит создание новой системы кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции. По этому поводу Президентом РФ был подписан новый конституционный закон №1-ФКЗ от 29 июля 2018 года.

Судебная реформа

В чем суть и цель нововведений

Поправки нацелены на формирование самостоятельных судов. Кассационные суды представлены в количестве 9 единиц, а апелляционные – в количестве 5 инстанций. Необходимость их формирования спровоцирована нуждой в обеспечение беспристрастности, независимости в процессе изучения жалоб на акты, изданные нижестоящими инстанциями.

В ходе применения новшеств будет предотвращена ситуация, в которой проверка судебного акта производится в том же суде, в котором рассмотрение дело происходило на первом этапе.

Какая судебная реформа была предложена Пленумом ВС РФ

В настоящее время функционирование судебной системы в Российской Федерации находится под регулированием Конституции (гл. 7), а также ФКЗ №1 от 31 декабря 1996 г. Также на практике используются отдельные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Верховного суда. Например, ФКЗ 33 от 5 февраля 2014 г. и Закон №3132-1 от 26 июня 1992 г. Особого внимания заслуживают многочисленные кодексы процессуального характера.

Порядок распределения дел между различными судебными инстанциями находится под влиянием нескольких факторов:

  • суть сложившейся спорной ситуации;
  • характер сторон;
  • этап, на котором находится процесс рассмотрения дела;
  • прочие обстоятельства.

Изменения в судебной системе в 2020 году

Рассмотрение дел в судах осуществляется, исходя из специализации и уровня. Что касается системы общей юрисдикции, в России она является более сложной и разветвленной. Связано это с изобилием дел, пребывающих в ведение подобных организаций. В связи с проведенной реформой появятся новые суды. Это снизит нагрузку на существующие инстанции и упростит их деятельность, а также повысит качество принимаемых решений.

Кассационные и апелляционные суды различны по ряду параметров. Это компетенция, состав, расположение, порядок рассмотрения и т. д.

1 октября 2019 года вступили в силу поправки, направленные на реформирование судоустройства (Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ) и судопроизводства (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).

Так, в системе судов общей юрисдикции появилось пять апелляционных и девять кассационных судов, а также один апелляционный военный суд и один кассационный военный суд.

Кассационные суды общей юрисдикции появятся в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове, Владивостоке, Новосибирске (кассационный военный суд – в Новосибирске), а апелляционные суды общей юрисдикции – в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске (апелляционный военный суд – в городском округе Власиха Московской области).

Компетенция

Апелляционные суды общей юрисдикции будут рассматривать дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу акты областных и равных им судов, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа.

В свою очередь, кассационный суд станет вышестоящей инстанцией для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей на территории соответствующего кассационного судебного округа. Он будет рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Кассационные суды будут иметь полномочия областных и приравненных к ним инстанций. Это даст им возможность изучения дел по жалобам на акты, которые вступили в силу, и были изданы мировыми судьями, судами районного, областного значения, апелляционными инстанциями общей юрисдикции. Именно они обретут статус вышестоящих организаций по судебному кассационному округу.

Обжалуемые акты

Апелляционные суды будут заниматься обжалованием жалоб на акты, изданные верховными судами республиканского, областного, городского значения. Этот пункт прописан в ст. 320 ГПК РФ. Также они будут осуществлять подробное рассмотрение административных дел, что сказано в ст. 296 КАС РФ.

Кассационные инстанции будут осуществлять регулирование в двух направлениях.

  1. Гражданский процесс. Регламент – ст. 376 ГПК РФ. Это значит, что они будут заниматься обжалованием приказов, определений и решений судов.
  2. Административный процесс. Регламент – ст. 319 КАС (Кодекса по административному судопроизводству). В рамках этого направления такие инстанции будут заниматься обжалованием приказов, определение, решений судов городского, районного, областного, республиканского значения.

Судебная реформа

Состав

В структуре апелляционных судебных инстанций будут присутствовать следующие элементы:

  • коллегия судебного характера по гражданским вопросам;
  • президиум;
  • коллегия судебного типа по административным спорам;
  • коллегиальный совет по уголовным спорам.

Состав кассационной судебной системы будет включать в себя аналогичные звенья.

Расположение

Апелляционные суды находятся в следующих населенных пунктах Российской Федерации:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Нижний Новгород;
  • Сочи;
  • Новосибирск.

Кассационные инстанции располагаются в городах административного значения, а также в Саратове, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Кемерово, Владивостоке, Челябинске.

Новое в апелляционном производстве судов общей юрисдикции

Срок, в течение которого нужно подать жалобу в кассационный суд общей юрисдикции, составляет 3 месяца с того момента, как оспариваемый судебный акт станет официально действовать. Это прописано в ст. 376.1 ГПК РФ. Кассационная жалоба в вышестоящий суд может быть направлена на протяжении трех месяцев с момента вынесения соответствующего определения. Суммарный срок, таким образом, составляет 6 месяцев.

Наряду с этим произойдет введение принципа сплошной кассации. Т. е. если жалоба имеет полное соответствие предъявляемым требованиям, ее принятие произойдет в любом случае. Она будет направляться в суд первой инстанции, а оттуда – в кассационный суд.

Срок рассмотрения жалобы будет составлять 2 месяца с момента ее поступления в суд. Есть возможность продления в соответствии со ст. 379.4 ГПК РФ до 4-х месяцев.

Прочие новшества в 2020 г.

Они заключаются в следующих аспектах.

  1. Возможность профессионального представительства в арбитражном суде и гражданском процессе. Соответствующие регламенты – арбитражный процессуальный (ч. 3 ст. 59) и гражданско-процессуальный кодекс РФ (ст. 49). В качестве представителей могут выступать лица, получившие высшее образование в сфере юриспруденции за некоторыми исключениями. Не смогут действовать от лица истцов/ответчиков патентные поверенные, арбитражные управляющие, законные представители компаний.
  2. Возможность передачи разбирательств между судебными инстанциями. Также вероятность перехода от одного вида судопроизводства к другому. Если появится такая необходимость, арбитражный суд будет должен осуществить передачу дела в инстанцию общей юрисдикции с последующей передачей по подсудности, согласно нормативам ст. 39 АПК. При поступлении в адрес суда гражданского иска, включающего административные требования, рассмотрение может осуществляться в соответствии с нормами и принципами административного судопроизводства.
  3. Снижение класса квалификации как мера ответственности, применяемая по отношению к судьям. Данный вид ответственности вводится с 1 сентября 2019 года и распространяется на серьезные нарушения законодательства.

Таким образом, судебная реформа началась в 2018 г., а в 2019 г. случилось ее продолжение, которое привело к большому количеству изменений и нововведений.

Дополнительная информация – ниже на видео.

Об авторе

Григорий Знайко Журналист, предприниматель. Веду свое дело и не понаслышке знаю проблемы и сложности, с которыми стакиваются ИП и ООО.

Читайте также: