Утомленная мать потеряла интерес к суду расставьте запятые

Обновлено: 18.05.2024

После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.

Ответ:

1234 любая другая последовательность цифр

Тесты для тренировки

Тест 1

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тогда и подумала она(1) что(2) если когда-нибудь у неё родится сын(3) то назовёт его таким именем.

Ответ:

Тест 2

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Его голова была полна самых невообразимых и фантастических проектов, и к той поре(1) когда надо было решать (2)что же всё-таки делать в этой жизни дальше(3) Саввушка огорошил мать, объявив ей о своём желании ехать учиться в Москву, в университет.

Ответ:

123 любая другая последовательность цифр

Тест 3

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Принято считать(1) что(2) чем ближе текущая позиция сайта к требуемой(3) тем выше показатель эффективности сайта, а(4) если требуемая позиция достигнута, то показатель эффективности имеет максимальное значение.

Ответ:

13 любая другая последовательность цифр

Тест 4

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Рунете (1) который быстро развивается(2) нужно придерживаться баланса между старым и новым(3) и(4) поэтому стремление сделать самый красивый дизайн и использовать самые модные технологии не должно заслонять удобство и простоту сервиса.

Ответ:

123 любая другая последовательность цифр

Тест 5

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Непонятно было(1) что делают эти люди(2) что их гонит их дальше(3) и(4) какова цель их постоянного движения.

Ответ:

Тест 6

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Жена его, Надежда Валериановна, работала в штабе у Деникина, а потом эвакуировалась из Крыма и после долгих мытарств вместе с детьми оказалась в Германии(1) где Вилькицкий разыскивал их несколько лет(2) а(3) когда нашёл(4) то было уже поздно.

Ответ:

124 любая другая последовательность этих цифр

Тест 7

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Множество замечательных бизнес-проектов появляется тогда(1) когда их основатели сталкиваются в быту с какой-либо проблемой(2) решить которую оказывается слишком сложно: немного раздумий, и (3) если человек предприимчив(4) может родиться интересная бизнес-идея.

Ответ:

1234 любая другая последовательность цифр

Тест 8

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В России цифры, свидетельствующие о развитии мобильного Интернета, пока скромные(1) но(2) если посмотреть все данные(3) то станет ясно(4) что есть все основания ожидать выхода российской мобильной аудитории на европейский и даже американский уровень.

Ответ:

134 любая другая последовательность цифр

Тест 9

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мальчик же больше ни о чём не спрашивал и никуда отца не тянул(1)как(2) если бы они навсегда поселились на этой пристани(3) и так(4) и стали здесь жить, словно беженцы или переселенцы.

Ответ:

Тест 10

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однако(1) он пересилил это малодушное желание(2) и направился к Воробьёвым горам(3) туда(4) где в далёкой дымке виднелось на высоком берегу Москвы-реки здание со шпилем и со звездой.

Ответ:

Выборочная отработка с 9 по 21 задания.

  1. д..лжник, выт..рли, пр..стоватый
  2. пот..рять (перчатку), обг..ревший, к..снулся
  3. зан..мательный, безотл..гательный, проб..раться
  4. пок..рять, р..стовщик, зам..рать (от удивления)
  5. сл..жение, заж..гательный, ск..кать
  1. обе..доленный, и..древле, не..держанный
  2. об..скать, пост..мпрессионизм, без..мянный
  3. пр..страстие, пр..мелькаться, пр..строиться
  4. под..ёмник, зав..южило, необ..ятный
  5. пред..ставить (слово оратору), пр..образ, перев..плотиться
  1. вкрадч..вый, отапл..вать
  2. продл..вать, син..ва
  3. леденц..вый, ухаж..р
  4. экзотич..ский, увес..стый
  5. свидетельн..ца, задабр..ваемый
  1. немысл..мый, застро..нный
  2. та..щие (снега), (они) вид..тся
  3. (вы) устан..те, колебл..мый
  4. выскоч..м, (вы) вытерп..те
  5. (они) обид..тся, пове..вший

5. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО.

6. Укажите слова, которые в обоих случаях пишутся слитно

  • После посещения Валаама, где он проработал (С)НАТУРЫ всё лето и (ОТ)КУДА привёз превосходные этюды, началась его оригинальная творческая деятельность.
  • (ИС)(ПОД)ТИШКА, ЧТО(БЫ) не замечали родители, она кривлялась, строила рожи Саньке.
  • (С)ВИДУ он был старообразен, опрятен и сух, (НЕ)СМОТРЯ на то что было ему всего двадцать девять.
  • Он (С)РАЗУ приподнял крыло и уже хотел спрятать голову (ПОД)МЫШКУ, но вдруг над нами раздался голос.
  • В рейд ребята ходили (ПО)ДВОЕ: один спускался в подвал, пробирался к бочкам, наполнял бидоны и подавал их (НА)ВЕРХ.

7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Куинджи до невозможности утомлён был даже милыми, доброжелательными, преда(1)ейшими друзьями. А из этих, бывало, некоторые влетали к нему соверше(2)о расстрое(3)ые: забыть не могут – после бессо(4)ых ночей и созерцания – его картин. Не для красоты рассказа, исти(5)ая правда: были такие, которые на коленях умоляли автора уступить им какую-нибудь картину или незаконче(6)ый этюдик его работы.Запишите цифры подряд без пробелов и знаков препинания.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1. Такой сотрудник будет не только ежемесячно получать оклад и премии но и подниматься по карьерной лестнице.
  2. После каждой поездки в горы у меня появлялись новые акварельные этюды или множество карандашных набросков или же подробные записи о пережитых впечатлениях.
  3. Это было не столько предложение сколько требование приказ.
  4. Ни одного огонька ни одного человека или зверя не встретилось мне на моём долгом и трудном пути.
  5. Дети и их родители вставали в круг и затем задавали друг другу различные вопросы.

9. Расставьте знаки препинания.

Он шёл (1) нехотя (2) будто нарочно цепляя кроссовкой о кроссовку (3) прикрыв глаза (4) и (5) видя только серый асфальт и следы (6) оставленные на нём (7) каблуками матери.Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

10. Расставьте знаки препинания.

В этом разнообразии (1) коренная причина (2) которого (3) заключается в бесконечных изменениях взаимодействия исторических сил (4) самое важное есть то (5) что элементы общежития в различных сочетаниях и положениях обнаруживают неодинаковые свойства и действия.Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

11. Расставьте знаки препинания.

Слепой быстро освоился на новом месте (1) и (2) когда просыпался по утрам (3) уже знал (4) что в комнату заглядывают тёплые лучи солнца (5) и (6) что (7) если он протянет руку в раскрытое окно (8) то с кустов посыплется роса.Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

12. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Севернее города Одинцово раскинулся Подушкинский лесопарк – живописная лесная территория. (2) Этот лес получил своё название благодаря селу Подушкино и лично Ивану Владимировичу Подушке – помещику, которому принадлежали эти земли в XV веке.(3) Село Подушкино и прилегающие к нему леса не раз меняли хозяев: так, одно время этими угодьями владел Илья Данилович Милославский, дед царевны Софьи и двух царей – Фёдора III и Ивана V. (4) А в XIX веке в Подушкино провели железную дорогу – здесь появились дачники.(5) Сейчас, прогуливаясь по парку, можно увидеть двухсотлетние дубы, однако бóльшая часть сохранившихся на сегодня деревьев появилась 50 – 80 лет назад. (6) По оценкам биологов, в Подушкинском лесу обитает 73 вида животных, причём помимо привычных белок и зайцев в лесной глуши можно увидеть норы барсука и встретить орешниковую соню – небольшого грызуна, занесённого в Красную книгу. (7) Зелёные дятлы, глухари, рябчики, чёрные коршуны и сапсаны – эти редкие птицы также обитают на территории Подушкинского лесопарка.

Комментарии

1) 35
2) 35
3) 125
4) 345
5) Неизвестным
6) Испотишкачтобы
7) 123456
8) 14
9) 236
10) 145
11) 2348
12) 1236

7. 12345
8. 14
9. 236
10. 145
11. 2348
12. 126
1. 35
2. 35
3. 125
4. 345
5. Неизвестным
6. исподтишкачтобы

1. 35
2. 35
3. 25
4. 345
5. неизвестным
6. исподтишкачтобы
7. 123456
8. 14
9. 236
10. 145
11. 2348
12. 1236

1. 35
12. 1236
2. 35
11. 2348
3. 125
10. 145
4. 345
9. 236
5. неизвестным
8. 13
6. исподтишкачтобы
7. 123456

1. — 25
2. — 35
3. — 125
4. — 345
5. — неизвестным
6. — исподтишкачтобы
7. — 123456
8. — 14
9. — 236
10. — 145
11. — 2345
12. — 1236

1.35
2. 34
3. 125
4. 1345
5. неизвестным
6. исподтишкачтобы
7. 123456
8. 14
9. 236
10.145
11. 2348
12. 1236

1) 35
2) 35
3)125
4) 345
5) неизвестными (1)
6) исподтишкачтобы (2)
7) 123456
8) 14
9) 236
10) 145
11) 234
12) 126

6. Исподтишка чтобы

1. 35
2. 35
3. 15
4. 345
5. Неизвестным
6. Исподтишка чтобы
7. 123456
8. 14
9. 236
10. 145
11. 2348
12. 1236

1. 35
2. 35
3. 125
4. 345
5. неизвестным
6. исподтишка чтобы
7. 123456
8. 14
9. 236
10. 145
11. 23468
12. 1236

1. 35
2. 15
3. 125
4. 45
5. неизвестным
6. исподтишкачтобы
7. 123456
8. 14
9. 236
10. 145
11. 2348
12. 1236

Выборочная отработка с 9 по 21 задания.

6. Укажите слова, которые в обоих случаях пишутся слитно
После посещения Валаама, где он проработал (С)НАТУРЫ всё лето и (ОТ)КУДА привёз превосходные этюды, началась его оригинальная творческая деятельность.
(ИС)(ПОД)ТИШКА, ЧТО(БЫ) не замечали родители, она кривлялась, строила рожи Саньке.
(С)ВИДУ он был старообразен, опрятен и сух, (НЕ)СМОТРЯ на то что было ему всего двадцать девять.
Он (С)РАЗУ приподнял крыло и уже хотел спрятать голову (ПОД)МЫШКУ, но вдруг над нами раздался голос.
В рейд ребята ходили (ПО)ДВОЕ: один спускался в подвал, пробирался к бочкам, наполнял бидоны и подавал их (НА)ВЕРХ.

7. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Куинджи до невозможности утомлён был даже милыми, доброжелательными, преда(1)ейшими друзьями. А из этих, бывало, некоторые влетали к нему соверше(2)о расстрое(3)ые: забыть не могут – после бессо(4)ых ночей и созерцания – его картин. Не для красоты рассказа, исти(5)ая правда: были такие, которые на коленях умоляли автора уступить им какую-нибудь картину или незаконче(6)ый этюдик его работы.Запишите цифры подряд без пробелов и знаков препинания.

Ответ: 123456
8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
Такой сотрудник будет не только ежемесячно получать оклад и премии но и подниматься по карьерной лестнице.
После каждой поездки в горы у меня появлялись новые акварельные этюды или множество карандашных набросков или же подробные записи о пережитых впечатлениях.
Это было не столько предложение сколько требование приказ.
Ни одного огонька ни одного человека или зверя не встретилось мне на моём долгом и трудном пути.
Дети и их родители вставали в круг и затем задавали друг другу различные вопросы.

9. Расставьте знаки препинания.
Он шёл (1) нехотя (2) будто нарочно цепляя кроссовкой о кроссовку (3) прикрыв глаза (4) и (5) видя только серый асфальт и следы (6) оставленные на нём (7) каблуками матери.Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответ: 236
10. Расставьте знаки препинания.
В этом разнообразии (1) коренная причина (2) которого (3) заключается в бесконечных изменениях взаимодействия исторических сил (4) самое важное есть то (5) что элементы общежития в различных сочетаниях и положениях обнаруживают неодинаковые свойства и действия.Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответ: 145
11. Расставьте знаки препинания.
Слепой быстро освоился на новом месте (1) и (2) когда просыпался по утрам (3) уже знал (4) что в комнату заглядывают тёплые лучи солнца (5) и (6) что (7) если он протянет руку в раскрытое окно (8) то с кустов посыплется роса.Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ответ: 2348
12.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
(1) Севернее города Одинцово раскинулся Подушкинский лесопарк – живописная лесная территория. (2) Этот лес получил своё название благодаря селу Подушкино и лично Ивану Владимировичу Подушке – помещику, которому принадлежали эти земли в XV веке.(3) Село Подушкино и прилегающие к нему леса не раз меняли хозяев: так, одно время этими угодьями владел Илья Данилович Милославский, дед царевны Софьи и двух царей – Фёдора III и Ивана V. (4) А в XIX веке в Подушкино провели железную дорогу – здесь появились дачники.(5) Сейчас, прогуливаясь по парку, можно увидеть двухсотлетние дубы, однако бóльшая часть сохранившихся на сегодня деревьев появилась 50 – 80 лет назад. (6) По оценкам биологов, в Подушкинском лесу обитает 73 вида животных, причём помимо привычных белок и зайцев в лесной глуши можно увидеть норы барсука и встретить орешниковую соню – небольшого грызуна, занесённого в Красную книгу. (7) Зелёные дятлы, глухари, рябчики, чёрные коршуны и сапсаны – эти редкие птицы также обитают на территории Подушкинского лесопарка.

1) 35
2) 35
3) 125
4) 345
5) неизвестный
6) исподтишкачтобы
7) 123456
8) 14
9) 236
10) 145
11) 2348
12) 123 — ошибка

1) 35
2) 35
3) 125
4) 345
5) неизвестным
6) исподтишка чтобы
7) 123456
8) 14
9) 236
10) 145
11) 23468
12) 1236

Урок 35. Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях. Сложные предложения с бессоюзной связью, сочинением и подчинением.

Бессоюзным называется такое сложное предложение, части - грамматические основы - которого объединяются без посредства союзов, а только при помощи смысла и интонации.

Интонационное скрепление простых предложений в бессоюзном сложном предложении указывает на то, что эти конструкции присущи прежде всего разговорной речи, где отсутствие союзов восполняется интонацией, а также мимикой и жестами:

Жаль, меня не было вчера на вечеринке, я бы музыку поставил - закачаешься.

Задание. Кому может принадлежать подобное высказывание? Сколько грамматических основ в этом предложении? Сколько односоставных предложений входит в общее сложное предложение?

Теперь сравните данное предложение с аналогичным союзным:

Жаль, что меня не было вчера на вечеринке, а то я бы такую музыку поставил, что все бы закачались.

Появились союзы, изменилась грамматическая форма последнего предложения - а что ушло?

Постановка союзов на месте соединения частей позволяет сделать вывод, что бессоюзные сложные предложения по характеру смысловых отношений между частями могут быть синонимичны сложносочиненным или сложноподчиненным предложениям.

I. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложносочиненным предложениям. Запятая, точка с запятой и тире в таких предложениях. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные предложениям с присоединением. Учимся создавать высказывания

Части бессоюзного сложного предложения, синонимичного сложносочиненному предложению, могут по-разному логически соотноситься между собой, и в зависимости от этого соотношения на месте интонационной паузы ставятся знаки препинания запятая, точка с запятой или тире.

Запятая ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения, передающие соединительные отношения. Тогда между частями на месте запятых можно вставить союз и, например (следите за интонацией перечисления):

Океан с гулом ходил за стеной черными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал. (И. Бунин)

Точка с запятой ставится в том случае, если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с перечислением, но при этом более распространены и менее связаны по смыслу. Например:

За деревянным, кирпичного цвета вокзалом видны тройки, громыхают бубенчики, кричат наперебой извозчики; зимний день сер и тепел. (И. Бунин)

Задание. Какой знак препинания, показывающий, что мысль завершена, можно поставить на месте точки с запятой? Подумайте, чем мог руководствоваться автор, не заканчивая в этом месте предложение, а продолжая его. Подумайте, почему точку с запятой часто относят к авторским знакам препинания.

Тире ставится в двух случаях:

1) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с сопоставлением, передающие быструю смену событий или неожиданный результат действия. Между этими частями можно вставить союз и, например:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И. Крылов)

2) если части бессоюзного сложного предложения соотносятся как простые предложения с противительными отношениями и противопоставлением. Тогда между частями можно поставить союзы а или но, например:

На дворе в морозном пару краснело солнце - в доме было тепло. (И. Бунин)

Задание. Прочитайте сложносочиненные предложения. Образуйте из них бессоюзные предложения и запишите, расставляя знаки препинания сообразно логическому отношению частей предложения и вашей интонации. Проанализируйте оттенки смысла.

1. Образовалась течь, и лодка стала погружаться в воду. 2. Все пришли на праздник, а я нет. 3. Мы свернули с дороги, и ноги тут же увязли в грязи. 4. Часы пробили одиннадцать, и пора было ложиться спать. 5. Собака смирно лежала у калитки, но я все равно боялся двинуться дальше.

Задание. Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ.

1) Друг, достигший власти, _ потерянный друг.

2) Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью.

3) В зеркале отражается тело, в глазах _ душа.

4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий.

II. Бессоюзные сложные предложения, синонимичные сложноподчиненным предложениям. Двоеточие и тире в таких предложениях. Вариативность знака. Все случаи постановки двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях.

В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным предложениям, между частями - грамматическими основами - устанавливаются различные логические отношения, при которых часть, соответствующая главному предложению, может находиться до или после части, соответствующей придаточному. В бессоюзных сложных предложениях, синонимичных сложноподчиненным, на месте соединения частей ставятся двоеточие или тире.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если предложение, соответствующее по смыслу главному, будет находиться в первой части бессоюзного предложения, а соответствующее придаточному, которое поясняет главное, - во второй. В этом случае вторая часть может соответствовать различным видам придаточных:

1) вторая часть соответствует придаточному изъяснительному с союзом что, например:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев) = Вдруг я чувствую, что кто-то берет меня за плечо и толкает.

Перед второй частью, соответствующей придаточному изъяснительному с союзом что, могут отсутствовать слова, передающие состояние говорящего (и увидел, и услышал, и почувствовал и т. п.), например:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев);

2) вторая часть соответствует придаточному причины с союзами потому что, так как, поскольку, например:

Ответить Миллер не успел: лодка вышла в буруны. (К. Паустовский) = Ответить Миллер не успел, потому что лодка вышла в буруны.

Проверкой смысловых отношений и выбора знака может служить подстановка слов а именно к пропущенному вопросу от главной к придаточной части. Проделайте эту работу над приведенными примерами.

Задание. Объясните знаки препинания в предложении, где бессоюзная часть общая для двух частей, соединенных сочинительной связью: Ответить он не успел: лодка вышла в буруны и началась качка.

Тире в бессоюзном сложном предложении, синонимичном сложноподчиненному, ставится в следующих случаях:

1) если первая часть бессоюзного предложения соответствует главной части сложноподчиненного предложения, а вторая часть - придаточному следствия, имеющему значение "поэтому" с союзом так что, например:

Светает - надо вставать. = Светает, так что надо вставать. = Светает, поэтому надо вставать.;

2) если первая часть бессоюзного предложения соответствует придаточному условному с союзом если или времени с союзом когда, а само действие обозначено во второй части, соответствующей главной, например:

Лес рубят - щепки летят. (Пословица) = Когда (если) лес рубят, (то) щепки летят.

Проверкой постановки знака может служить слово значит во второй части. Проделайте эту работу на примере предложения.

3) если вторая часть соответствует придаточному сравнительному со сравнительными союзами, например:

Береза в лесу без вершины - хозяйка без мужа в дому. (Н. Некрасов) = Береза в лесу без вершины, как (словно, будто) хозяйка без мужа в дому.

Задание. Переведите представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с придаточными причины и следствия и проанализируйте двоеточие и тире, отражающие смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях.

1) Гнездо птицы разорено - она жалобно кричит.

2) Птица жалобно кричит: ее гнездо разорено.

Вспомним, что в простом предложении перед приложением, если оно поясняет значение определяемого существительного и перед ним можно поставить слова а именно: Я не слишком люблю это дерево - осину. (И. Тургенев)

В бессоюзном же предложении, если вторая часть поясняет первую и пред ней можно поставить слова а именно, ставится двоеточие. Однако факт постановки тире в схожей смысловой ситуации порождает вариативность знака, поэтому в бессоюзном предложении, синонимичном сложноподчиненному с придаточным причины, иногда вместо двоеточия как авторский знак препинания ставится тире, например:

На молу погасли огни - теплоход ушел. (К. Паустовский) = На молу погасли огни, потому что теплоход ушел.

Активность тире объясняется еще и тем, что это не только показатель смысловых отношений, но и резкий разграничитель, что особенно важно в бессоюзном предложении.

При написании упражнений используйте традиционную пунктуацию - это научит вас лучше ориентироваться в смысловых отношениях между частями сложного предложения.

Перед вами сводные правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие

1. Второе предложение раскрывает содержание первого. Между ними можно вставить а именно:

Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев)

2. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить потому что:

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев)

3. Второе предложение дополняет смысл первого. Между ними можно вставить что:

Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И. Тургенев)

4. В первом предложении опущены слова и увидел, и услышал, и почувствовал:

Сережка оглянулся: пожар охватывал школу все больше и больше. (А. Фадеев)

1. Первое предложение указывает на условие или время действия второго. В начале предложения можно вставить когда, если, между предложениями - значит:

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Пословица)

2. Содержание второго предложения резко противопоставляется содержанию первого. Между ними можно вставить а, но:

Давно пора бы каждому свернуть своей дорогой - они рядком идут. (Н. Некрасов)

3. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом. Между ними можно вставить так что:

Ударил сильнейший гром - задрожали все окна. (А. Писемский)

4. Второе предложение заключают в себе неожиданный результат, смену событий. Между ними можно вставить и:

Игнат спустил курок - ружье дало осечку. (А. Чехов)

5. Предложения содержат сравнение. Между ними можно вставить будто, словно:

Молвит слово - соловей поет. (М. Лермонтов)

Задание. В каком предложении не ставится тире?

1) Далеко ли до ближайшей станции спросили мы у проводника.

2) Летние ночи короткие.

3) Ученье путь к уменью.

4) Хочешь есть калачи не лежи на печи.

III. Теперь обратимся к сложным синтаксическим конструкциям с бессоюзной связью.

Рассмотрим сложное предложение, где цифрами отмечены простые предложения (читая, сопоставляйте интонационные паузы со знаками препинания):

(1) На самых молодых березках зеленеют и ярко сияют ароматной смолой почки, (2) но лес еще не одет, (3) и на этот еще голый лес в нынешнем году прилетела кукушка: (4) кукушка на голый лес - (5) считается нехорошо. (М. Пришвин)

Задание. В каком месте внутри предложения вы бы поставили точку?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно увидеть, где в предложении практически заканчивается одна мысль и начинается другая. Конечно, после третьего предложения перед четвертым на месте двоеточия, где интонационная пауза особенно значительна и есть признаки стыковки двух лексико-грамматических блоков:

а) оба блока закончены информационно, лексически и грамматически;

б) после двоеточия происходит поворот смысла всего высказывания: вступает автор-повествователь, который объясняет содержание первого блока - прилет кукушки в весенний лес. В связи с этим меняется тип речи: в первом блоке описание, во втором - рассуждение.

Первые три предложения первого лексико-грамматического блока соединены сочинительной связью: между первым и вторым предложением противительные отношения (союз но), между вторым и третьим - соединительные (союз и).

Четвертое и пятое предложения второго лексико-грамматического блока соединены бессоюзной связью, при этом четвертое предложение относится к пятому как придаточное условное: (если) кукушка (прилетела) на голый лес, (то) (это) считается нехорошо, поэтому между ними стоит тире.

Задание. Прочитайте предложения, сопоставляя интонацию со знаками препинания. Помните - все непонятные слова необходимо проверить по словарю. Выявите в предложениях грамматические основы. Найдите сложные синтаксические конструкции с лексико-грамматическими блоками. Объясните все знаки препинания.

1. Ошеломленный нелюбезным приемом, я совсем потерялся и очутился в том глупом положении, когда не знаешь, что делать: обратить ли грубость в шутку, или самому рассердиться, или, наконец, не сказав ни слова, повернуться и уйти назад. (М. Булгаков)

2. Я, признаться, не слишком люблю это дерево - осину, с ее бледно-лиловым стволом и серо-зеленой, металлической листвой, которую она вздымает как можно выше и дрожащим веером раскидывает на воздухе; не люблю я вечное качанье ее круглых неопрятных листьев, неловко прикрепленных к длинным стебелькам. (И. Тургенев)

3. Приглядишься: не облака плывут - луна плывет, и близ нее льется золотая слеза звезды; луна плавно уходит в высоту, которой нет дна, и уносит с собой все выше и выше звезду. (И. Бунин)

Читайте также: