Убытки от профессиональных ошибок нотариуса могут быть неменьше чем от ошибок адвоката

Обновлено: 17.05.2024

Семь лет своей жизни я провел в судебной системе, работал в аппарате Высшего арбитражного суда, не понаслышке знаю судейский корпус и вправе рассуждать о причинах судебных ошибок, которые допускают в арбитражных судах при рассмотрении гражданских споров. Для себя я выделяю пять ключевых причин появления судебных ошибок, которые потом обсуждаются в вышестоящих инстанциях.

Первая: к сожалению, правила арбитражно-процессуального кодекса требуют, чтобы суд огласил резолютивную часть судебного акта сразу после окончания слушаний. То есть стороны выступили, суд удаляется в совещательную комнату, потом выходит и провозглашает резолютивку. После этого суд должен в течение некоторого времени — которое установлено кодексом — написать полный текст судебного акта. Раньше я довольно часто слышал от коллег-судей, что дел у них очень много, а времени мало. За день, например, нужно рассмотреть 15 больших сложных споров.

Я успеваю полистать дело, у меня сложилось какое-то первое впечатление о нем, потом послушал стороны, удалился в совещательную сторону, вынес решение, огласил, — говорили судьи. — Начал отписывать решение, погрузился подробнее в детали, изучил документы… Черт! Я неправильно решил дело! Провозгласил неверное решение! Надо было отказывать в иске, а я его удовлетворил.

Можно ли упрекать судью в такой ошибке? Я думаю, нет. Это общий порок того, как устроено рассмотрение гражданских споров в России. Дел слишком много, судей мало, нагрузка на них чересчур большая. Кроме того, к огромному сожалению, процессуальные кодексы устанавливают краткие и неоправданные сроки для рассмотрения дел, в течение которых суд должен вынести решение. Это вообще стилистическая особенность именно российского гражданского процесса — устанавливать сроки для рассмотрения дел. А ведь хорошее правосудие не может быть быстрым. И уж тем более хорошее правосудие не может быть поставлено в жесткие рамки процессуальных сроков для рассмотрения дел.

То есть первую проблему можно эффективно решить, отказавшись от принципа обязательности оглашения судебного акта незамедлительно после окончания слушаний. Судье нужно дать время подумать, почитать, походить, возможно, пообсуждать с коллегами те правовые вопросы, над которыми он рассуждает.

Мы видим огромную проблему в том, что судьи, которые разбирают гражданские дела, допускают смешение стандартов доказывания. И в первую очередь — в делах о взыскании убытков. Наша судебная практика на протяжении полутора десятков лет пришла к тому, что стандарт доказывания в делах о взыскании убытков был, по сути, задран до того же стандарта, что используется в уголовных делах. Итог очень простой: истец никогда не может доказать убытки. И получается, что самый главный иск в арбитражном суде, иск кредитора о возмещении причиненных ему убытков, — практически проигрышная история.

Если посмотреть судебную статистику по спорам о взыскании убытков, особенно на их удовлетворяемость, она смехотворна! Такого не может быть в нормальном развитом правопорядке.

Если мы возьмем, например, акты вышестоящих судебных инстанций, то тоже не увидим деления на блоки: позиция нижестоящего суда; причины, по которым вышестоящий суд не согласился с нижестоящим. Суды просто вываливают на нас сплошной текст на 10-15-20-30 страниц, в котором нет элементарной культуры письменной речи — разделения на смысловые блоки!

Мы до сих пор не научились писать судебные акты правильно и красиво, и это, в том числе, порождает то, что судьи невнимательно относятся к аргументам сторон, просто иногда замалчивают их, и поэтому допускают ошибки.

Четвертая причина тоже связана с культурой письменной речи, а именно, с культурой написания судебных актов.

Есть исключения из этого правила, конечно. Но, к сожалению, подавляющее большинство текстов, которые сегодня выносят суды по гражданским спорам, на мой взгляд, не очень убедительны.

И последняя причина ошибок, которые могу допускать судьи, кроется в принципе рекрутинга судейского корпуса.

Не секрет, что основной источник пополнения штата судей в арбитражных судах — это помощники, бывшие секретари судебных заседаний. И, по большому счету, карьера судьи такова: секретарь — помощник — судья. При рекрутинге судей очень опасливо относятся к юристам, которые пришли извне, не работавшим в судебной системе. Мне, например, неизвестны случаи, когда судьями арбитражных судов становились люди, имеющие за плечами практический опыт работы юрисконсультами или адвокатами.

Я не хочу сказать, что помощники судей как судьи хуже, чем бывшие адвокаты. Я хочу просто подчеркнуть: когда карьерная лестница, по которой человек пришел к должности судьи и надел мантию, не содержит в себе опыта практической юриспруденции, такому судье при рассмотрении коммерческих споров будет сложно. Ведь он не знает коммерческой жизни.

При том что в спорах, которые рассматриваются в арбитражных судах, распространены сложнейшие дела, связанные с банкротством, с привлечением к субсидиарной ответственности лиц, которые довели компанию до несостоятельности. С оспариванием сделок, с привлечением к ответственности директоров, которые действуют во вред интересам компаний. На мой взгляд, крайне тяжело разрешать такие споры правильно, если у тебя нет практического бэкграунда.

Если ты не знаешь бизнес-жизнь изнутри, ее изнанку, не имеешь представления, принято ли в бизнесе делать то, что делал директор, можно ли совершать такие сделки в тех условиях, в каких находился он, как ты можешь выносить суждение о том, действительно ли глава компании действовал против ее интересов?!

Поэтому, к огромному сожалению, ошибки в делах, связанных с непременным наличием бизнес-опыта у того, кто рассматривает спор, завязаны на технологию формирования судейского корпуса. А она сегодня является в России доминирующей.

Никитченко Н. М.

Если верить известной поговорке, сапер имеет право только на одну ошибку. Бухгалтер в своей работе тоже часто идет по своеобразному минному полю. Но, в отличие от действий сапера, ошибки в учете не столь фатальны и в некоторых случаях исправимы. Но, конечно, это не означает, что к ним можно относиться легкомысленно.

Почему начинающие бухгалтеры делают ошибки

В конце статьи есть шпаргалка

Какие ошибки чаще всего допускают бухгалтеры

1. Невнимательность и спешка

К сожалению, по этой причине допускают ошибки не только начинающие бухгалтеры.

Пример из практики. Участок банковских операций. Организация крупная, бухгалтерия большая, отдельный человек по работе с банками. Набирает платежи, получает выписку, а выписку разносит другой бухгалтер. Как я заметила ошибку? Заказав сверку с налоговой, обнаружила большие переплаты по налогам от ФОТ, переплаты по старым КБК. Конечно, у меня возник вопрос, в чем дело. Налоги считаются ежемесячно, суммы на оплату налогов бухгалтер получает по реестру (к слову, у компании более 20 обособленных подразделений).

Заказала выписку в той же налоговой и стала сверять платежи. К моему удивлению, несмотря на то что суммы налогов из месяца в месяц по факту были разными, в выписке стояли одни и те же суммы ежемесячно. Как вы думаете, что происходило из месяца в месяц?

Бухгалтер на участке банковских операций (стаж более 7 лет), делая платежи в последний день по сроку оплаты, понимая, что она не успевает, из месяца в месяц копировала платежки, но на проверку суммы платежа у нее не хватало времени. Кроме этого, сменились КБК по некоторым налогам, а платежи уходили на старый КБК.

Не трудно догадаться, что с таким отношением и невнимательностью можно легко получить штрафы и пени от налоговой. Эту организацию до поры до времени спасало то, что налоги стояли в переплате. Это тоже нехорошо, поскольку некоторые платежи не удалось вернуть, так как истек срок исковой давности.

2. Неверный выбор корреспонденции счетов

А далее в этом же плане счетов мы видим:

по дебету по кредиту
04 Нематериальные активы 08 Вложения во внеоборотные активы
79 Внутрихозяйственные расчеты 20 Основное производство
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
29 Обслуживающие производства и хозяйства
44 Расходы на продажу
79 Внутрихозяйственные расчеты
97 Расходы будущих периодов

  • Совет начинающему бухгалтеру: ищите подсказки в нормативных документах. Они там есть всегда.

3. Ошибки при составлении первичных документов

  1. Опечатки при переносе данных.
  2. Ошибки при расчетах. Данные из первички не всегда напрямую переносятся на бухгалтерские счета. Нередко перед этим необходимо провести достаточно сложные расчеты. В первую очередь ошибки здесь возникают при калькулировании себестоимости и начислении заработной платы. В обоих этих случаях специалист должен учесть множество нюансов, чтобы верно определить сумму проводки.
  3. Неверные проводки. Даже если документ составлен верно, а сумма определена без ошибок, она в итоге может попасть не туда. Например, нередко возникают ошибки с распределением затрат на производство между счетами 20, 25 и 26.

Пример ошибки:

Неправильно заполнен путевой лист — это может привести к доначислению налога на прибыль, пени, штрафу. Все ошибки, которые допускают в путевых листах, можно разделить на две группы. Первые сводятся к неправильному проставлению реквизитов документа или использованию устаревшей формы. Вторые — к внесению недостоверной или некорректной информации:

  • неправильно или неподробно указан маршрут движения транспортного средства;
  • неверно указаны расходы горючего;
  • некорректно указан номер водительского удостоверения сотрудника.
  • Совет начинающему бухгалтеру: в сегда проверяйте составленные первичные документы и информацию, которую в них вносите. Если используются формы первичных документов, утвержденные самой организацией, проверьте, все ли обязательные реквизиты отражены в этой форме. По сути, это надо сделать всего один раз, в тот момент, когда вы впервые столкнулись с формой документа или первый раз проводите данный документ в бухгалтерском учете.

4. Попытка пойти на поводу у желаний директора или собственников компании

Я говорю о проведении несуществующих документов, отражении в учете операций, которые по факту отсутствуют или их вообще никогда и не было. Руководитель компании или собственники считают, что им лучше знать, в каких размерах платить налоги. И в тот момент, когда у бухгалтера появляется расчетная цифра, основанная на имеющихся документах о фактах финансово-хозяйственной жизни, у руководителя (собственника) возникает желание эту цифру уменьшить всеми способами. И вот тут главное устоять. Не каждому опытному бухгалтеру удается отстоять свою позицию, а начинающему и того труднее.

Пример из практики:

Проверяю строительную организацию. Запросила первичные документы по одному из объектов. Принесли. В одном из документов замечаю признаки его фальсификации. Начинаю задавать наводящие вопросы, и выясняется, что документ бухгалтер составила по требованию директора, потому что выходил большой налог на прибыль. Как вы думаете, что произошло бы с бухгалтером и с директором, если бы это вылезло при проверке фискальными органами? Пришлось бухгалтеру вносить изменения в уже сданную отчетность, доплачивать налоги и пени, чтобы не получить штрафные санкции.

Таких примеров у меня на практике было очень много. Не каждый начинающий бухгалтер понимает, как близко он подходит к краю пропасти, когда соглашается на подобные авантюры. Хотите вы или не хотите, но сейчас в фискальных органах очень много механизмов контроля за предприятиями и документами, и всегда вероятность того, что факты подделки, фальсификации, недостоверности в документах вылезут наружу, равняется ста процентам.

Как исправлять ошибки в бухгалтерском учете

1. Исправление несущественных ошибок

Самый простой случай, когда ошибка обнаружена до закрытия расчетного периода. Обычно это месяц. В этом случае на практике часто просто ликвидируют неверный документ и заменяют правильным.

Но не забывайте проверить, чтобы все внесенные в бумажные документы изменения своевременно попали в информационную базу. Особенно это актуально для крупных компаний со сложной системой обмена данными.

Если же период был закрыт и отчетность сдана, то проблем у организации будет намного больше. Обычно учетные ошибки приводят и к искажению налогов. Если налог был занижен, то после сдачи исправленной декларации предприятию придется доплатить разницу, а также пени.

Примеры исправления несущественных ошибок я также разбираю в вебинаре. И как правило, исправление несущественных ошибок хотя и вызывает вопросы, но не приводит к глобальным последствиям для предприятия.

2. Исправление существенных ошибок

Что же такое существенная ошибка?

В конце статьи есть шпаргалка

Если существенная ошибка выявлена до сдачи отчетности, до передачи ее заинтересованным пользователям, то ее исправляют декабрем отчетного года либо в период обнаружения (если она обнаружена и совершена в одном отчетном периоде). Если существенная ошибка выявлена до сдачи отчетности, но отчетность уже предоставлена заинтересованным пользователям (например, акционерам), исправляют ее, опять же, декабрем, переподписывают отчетность у руководителя и повторно предоставляют отчетность заинтересованным пользователям.

Если существенная ошибка выявлена уже после сдачи отчетности в налоговые органы, то исправлять ее нужно с учетом требований ПБУ 22/2010:

Когда вы бу­де­те со­став­лять от­чет­ность за те­ку­щий год, вам нужно будет в ней пе­ре­счи­тать данные про­шлых лет так, как будто ошиб­ки не было. В пояснениях к от­чет­но­сти указать, по­че­му дан­ные за про­шлые годы в те­ку­щей от­чет­но­сти не сов­па­да­ют с дан­ными в ранее со­став­лен­ной, утвер­жден­ной и пе­ре­дан­ной поль­зо­ва­те­лям от­чет­но­сти.

Какие про­вод­ки при этом нужно сде­лать?

Если ошиб­ка не повлияла на фи­нан­со­вый ре­зуль­тат, стор­ни­руй­те непра­виль­ную про­вод­ку и сделайте правильную.

  • Совет начинающему бухгалтеру: п ри обнаружении ошибки составьте бухгалтерскую справку, сделайте расчеты, определите, существенная или несущественная ошибка. Действуйте согласно требованиям ПБУ 22/2010. Любое исправление — это хозяйственная операция, а она должна быть документально подтверждена. Форма бухгалтерской справки для коммерческой организации не установлена законодательством. Она должна быть утверждена в учетной политике организации.

Какая ответственность грозит бухгалтеру за ошибки

Административная ответственность грозит бухгалтеру за грубые ошибки в учете, перечисленные в примечаниях к ст. 15.11 КоАП РФ:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухучета в регистрах бухучета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие у организации первичных учетных документов, регистров бухучета, бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения.

За первое нарушение — штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. За повторное нарушение — штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет. Вместо штрафа бухгалтера могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП).

Аналогичный штраф предусмотрен на неуплату страховых взносов. Если ошибка привела к крупной недоимке по налогам, инспекторы могут взыскать ее с бухгалтера и привлечь к уголовной ответственности. Этот риск возникнет, когда компания сама не способна погасить долг перед бюджетом (Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 № 39-П).

Бухгалтер избежит административной ответственности, если он исказил показатели бухгалтерской отчетности по вине других лиц (Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ), а именно:

  • отражал в учете первичные документы, которые искажали факты хозяйственной жизни, если такие документы составили другие лица;
  • не отразил в учете факт хозяйственной жизни из-за того, что другие сотрудники не передали своевременно в бухгалтерию необходимые первичные документы.
  • Совет начинающему бухгалтеру : ч тобы обезопасить себя, регистрируйте дату поступления опоздавших документов. Возьмите с сотрудника объяснительную о причине, по которой он вовремя не сдал документ в бухгалтерию.

Надеюсь, статья поможет вам избежать ошибок. Ставьте свои оценки под статьей — нам важно ваше мнение.

Работайте с удовольствием и все у вас получится!

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Корреспонденция счетов. Бухгалтерские проводки. Что нужно знать начинающему бухгалтеру 470.8 КБ

Иногда редакторы и копирайтеры ошибаются. Если обнаружить орфографические и пунктуационные ошибки помогают специальные сервисы, то с логическими всё сложнее.

Разберёмся, что такое логические ошибки, почему они ухудшают текст и как их избежать.

Как копирайтеру избежать логических ошибок в тексте: полезные советы

Наталья Шабрукова

Зачем копирайтеру знать законы логики и как их применять

Мы отлично знаем, что имели в виду, и недоумеваем — как можно это понять неправильно?!

Попробуйте с ходу уловить мысль автора:

  • Твёрдый стул и непривычная поза вызывают дискомфорт.
  • Подкормите постпраздничную депрессию шопингом или походом в кафе, театр.
  • Отдых и выгорание весят одинаково.

Чтобы вас поняли, нужно соблюдать четыре основных закона логики.

Закон тождества

Рассказывайте об одном предмете и помните, что у читателя не должно возникать вопросов к многозначным понятиям.

Всегда проверяйте те слова, в значении которых не совсем уверены или которыми нечасто пользуетесь.

Вот примеры нарушения закона тождества из моей редакторской практики в ГородРабот.ру:

Закон противоречия

Не опровергайте сказанное. Один и тот же предмет или явление не может обладать противоположными свойствами.

  • Самым талантливым поэтом-шестидесятником был Евтушенко. Не уступал ему в таланте и Андрей Вознесенский.

А ещё внимательно смотрите, с чем согласовываете придаточные предложения или сказуемые:

  • Если потоп случился не по вашей вине — обратитесь к экспертам, которые подтвердят или опровергнут вину УК, которая в таком случае и будет возмещать ущерб (у автора выходит — УК возместит ущерб, если авария произошла не по её вине).
  • Окна выходят во двор, поэтому шум с дороги не беспокоит её жильцов (получается — жильцов дороги).

Закон исключённого третьего

Важно помнить, что из двух противоречащих друг другу предложений истинно только одно. Третьего не дано.

Закон достаточного основания

Утверждаете — докажите. То есть всякое утверждение должно быть основано на уже доказанном факте, на истине.

Иначе может получиться что-то вроде этого:

Как копирайтеру избежать логических ошибок в тексте: полезные советы

Профессия

Коммерческий редактор/копирайтер

Узнать больше

  • Научитесь создавать полноценные информационные продукты и решать бизнес-задачи с помощью контента
  • Освоите главные навыки редактора: работу с текстом и изображениями, типографику и вёрстку, управление командой
  • Три модуля на выбор — для новичков и опытных специалистов

Как бороться с логическими ошибками

Невнимательность — самая частая причина логических ошибок. Автор не перечитывает то, что написал. Но перечитывать тоже надо правильно. Когда пишешь — глаз замыливается, то есть мозг создаёт себе картинку сам: мы видим то, что должно быть, а не то, что есть.

Закончив текст, советую заняться другой работой. Погуляйте, протрите от пыли рабочий стол или почитайте ленту новостей. Идеально — перечитывать свой текст на следующий день, но если заказ надо сдать срочно — дайте себе хотя бы час–два, чтобы мозг забыл формулировки и взгляд снова стал свежим.

И, наконец, банальная причина — нужен определённый объём. Поэтому фразы становятся настолько длинными, а рассуждения — сложными, что автор и сам забывает, что хотел сказать.

Совет тоже банален — добивайтесь нужного объёма за счёт содержания, а не вводных слов, причастных оборотов и однородных придаточных.

Простота, логичность и ясность изложения — вот базовые характеристики хорошего текста.

Главное

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Ошибки неизбежны, но в наших силах свести их количество к минимуму.

В случае с логическими ошибками всё просто. В основном они возникают из-за невнимательности и нехватки времени на проверку.

  • перечитывать свой текст через час–два после завершения работы над ним;
  • проверять значения терминов и правильность употребления фразеологизмов;
  • упрощать структуру текста: слишком сложное предложение разбивайте на два–три простых.

Читать также

Никитченко Н. М.

Если верить известной поговорке, сапер имеет право только на одну ошибку. Бухгалтер в своей работе тоже часто идет по своеобразному минному полю. Но, в отличие от действий сапера, ошибки в учете не столь фатальны и в некоторых случаях исправимы. Но, конечно, это не означает, что к ним можно относиться легкомысленно.

Почему начинающие бухгалтеры делают ошибки

В конце статьи есть шпаргалка

Какие ошибки чаще всего допускают бухгалтеры

1. Невнимательность и спешка

К сожалению, по этой причине допускают ошибки не только начинающие бухгалтеры.

Пример из практики. Участок банковских операций. Организация крупная, бухгалтерия большая, отдельный человек по работе с банками. Набирает платежи, получает выписку, а выписку разносит другой бухгалтер. Как я заметила ошибку? Заказав сверку с налоговой, обнаружила большие переплаты по налогам от ФОТ, переплаты по старым КБК. Конечно, у меня возник вопрос, в чем дело. Налоги считаются ежемесячно, суммы на оплату налогов бухгалтер получает по реестру (к слову, у компании более 20 обособленных подразделений).

Заказала выписку в той же налоговой и стала сверять платежи. К моему удивлению, несмотря на то что суммы налогов из месяца в месяц по факту были разными, в выписке стояли одни и те же суммы ежемесячно. Как вы думаете, что происходило из месяца в месяц?

Бухгалтер на участке банковских операций (стаж более 7 лет), делая платежи в последний день по сроку оплаты, понимая, что она не успевает, из месяца в месяц копировала платежки, но на проверку суммы платежа у нее не хватало времени. Кроме этого, сменились КБК по некоторым налогам, а платежи уходили на старый КБК.

Не трудно догадаться, что с таким отношением и невнимательностью можно легко получить штрафы и пени от налоговой. Эту организацию до поры до времени спасало то, что налоги стояли в переплате. Это тоже нехорошо, поскольку некоторые платежи не удалось вернуть, так как истек срок исковой давности.

2. Неверный выбор корреспонденции счетов

А далее в этом же плане счетов мы видим:

по дебету по кредиту
04 Нематериальные активы 08 Вложения во внеоборотные активы
79 Внутрихозяйственные расчеты 20 Основное производство
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
29 Обслуживающие производства и хозяйства
44 Расходы на продажу
79 Внутрихозяйственные расчеты
97 Расходы будущих периодов

  • Совет начинающему бухгалтеру: ищите подсказки в нормативных документах. Они там есть всегда.

3. Ошибки при составлении первичных документов

  1. Опечатки при переносе данных.
  2. Ошибки при расчетах. Данные из первички не всегда напрямую переносятся на бухгалтерские счета. Нередко перед этим необходимо провести достаточно сложные расчеты. В первую очередь ошибки здесь возникают при калькулировании себестоимости и начислении заработной платы. В обоих этих случаях специалист должен учесть множество нюансов, чтобы верно определить сумму проводки.
  3. Неверные проводки. Даже если документ составлен верно, а сумма определена без ошибок, она в итоге может попасть не туда. Например, нередко возникают ошибки с распределением затрат на производство между счетами 20, 25 и 26.

Пример ошибки:

Неправильно заполнен путевой лист — это может привести к доначислению налога на прибыль, пени, штрафу. Все ошибки, которые допускают в путевых листах, можно разделить на две группы. Первые сводятся к неправильному проставлению реквизитов документа или использованию устаревшей формы. Вторые — к внесению недостоверной или некорректной информации:

  • неправильно или неподробно указан маршрут движения транспортного средства;
  • неверно указаны расходы горючего;
  • некорректно указан номер водительского удостоверения сотрудника.
  • Совет начинающему бухгалтеру: в сегда проверяйте составленные первичные документы и информацию, которую в них вносите. Если используются формы первичных документов, утвержденные самой организацией, проверьте, все ли обязательные реквизиты отражены в этой форме. По сути, это надо сделать всего один раз, в тот момент, когда вы впервые столкнулись с формой документа или первый раз проводите данный документ в бухгалтерском учете.

4. Попытка пойти на поводу у желаний директора или собственников компании

Я говорю о проведении несуществующих документов, отражении в учете операций, которые по факту отсутствуют или их вообще никогда и не было. Руководитель компании или собственники считают, что им лучше знать, в каких размерах платить налоги. И в тот момент, когда у бухгалтера появляется расчетная цифра, основанная на имеющихся документах о фактах финансово-хозяйственной жизни, у руководителя (собственника) возникает желание эту цифру уменьшить всеми способами. И вот тут главное устоять. Не каждому опытному бухгалтеру удается отстоять свою позицию, а начинающему и того труднее.

Пример из практики:

Проверяю строительную организацию. Запросила первичные документы по одному из объектов. Принесли. В одном из документов замечаю признаки его фальсификации. Начинаю задавать наводящие вопросы, и выясняется, что документ бухгалтер составила по требованию директора, потому что выходил большой налог на прибыль. Как вы думаете, что произошло бы с бухгалтером и с директором, если бы это вылезло при проверке фискальными органами? Пришлось бухгалтеру вносить изменения в уже сданную отчетность, доплачивать налоги и пени, чтобы не получить штрафные санкции.

Таких примеров у меня на практике было очень много. Не каждый начинающий бухгалтер понимает, как близко он подходит к краю пропасти, когда соглашается на подобные авантюры. Хотите вы или не хотите, но сейчас в фискальных органах очень много механизмов контроля за предприятиями и документами, и всегда вероятность того, что факты подделки, фальсификации, недостоверности в документах вылезут наружу, равняется ста процентам.

Как исправлять ошибки в бухгалтерском учете

1. Исправление несущественных ошибок

Самый простой случай, когда ошибка обнаружена до закрытия расчетного периода. Обычно это месяц. В этом случае на практике часто просто ликвидируют неверный документ и заменяют правильным.

Но не забывайте проверить, чтобы все внесенные в бумажные документы изменения своевременно попали в информационную базу. Особенно это актуально для крупных компаний со сложной системой обмена данными.

Если же период был закрыт и отчетность сдана, то проблем у организации будет намного больше. Обычно учетные ошибки приводят и к искажению налогов. Если налог был занижен, то после сдачи исправленной декларации предприятию придется доплатить разницу, а также пени.

Примеры исправления несущественных ошибок я также разбираю в вебинаре. И как правило, исправление несущественных ошибок хотя и вызывает вопросы, но не приводит к глобальным последствиям для предприятия.

2. Исправление существенных ошибок

Что же такое существенная ошибка?

В конце статьи есть шпаргалка

Если существенная ошибка выявлена до сдачи отчетности, до передачи ее заинтересованным пользователям, то ее исправляют декабрем отчетного года либо в период обнаружения (если она обнаружена и совершена в одном отчетном периоде). Если существенная ошибка выявлена до сдачи отчетности, но отчетность уже предоставлена заинтересованным пользователям (например, акционерам), исправляют ее, опять же, декабрем, переподписывают отчетность у руководителя и повторно предоставляют отчетность заинтересованным пользователям.

Если существенная ошибка выявлена уже после сдачи отчетности в налоговые органы, то исправлять ее нужно с учетом требований ПБУ 22/2010:

Когда вы бу­де­те со­став­лять от­чет­ность за те­ку­щий год, вам нужно будет в ней пе­ре­счи­тать данные про­шлых лет так, как будто ошиб­ки не было. В пояснениях к от­чет­но­сти указать, по­че­му дан­ные за про­шлые годы в те­ку­щей от­чет­но­сти не сов­па­да­ют с дан­ными в ранее со­став­лен­ной, утвер­жден­ной и пе­ре­дан­ной поль­зо­ва­те­лям от­чет­но­сти.

Какие про­вод­ки при этом нужно сде­лать?

Если ошиб­ка не повлияла на фи­нан­со­вый ре­зуль­тат, стор­ни­руй­те непра­виль­ную про­вод­ку и сделайте правильную.

  • Совет начинающему бухгалтеру: п ри обнаружении ошибки составьте бухгалтерскую справку, сделайте расчеты, определите, существенная или несущественная ошибка. Действуйте согласно требованиям ПБУ 22/2010. Любое исправление — это хозяйственная операция, а она должна быть документально подтверждена. Форма бухгалтерской справки для коммерческой организации не установлена законодательством. Она должна быть утверждена в учетной политике организации.

Какая ответственность грозит бухгалтеру за ошибки

Административная ответственность грозит бухгалтеру за грубые ошибки в учете, перечисленные в примечаниях к ст. 15.11 КоАП РФ:

  • занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;
  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухучета в регистрах бухучета;
  • ведение счетов бухучета вне применяемых регистров бухучета;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухучета;
  • отсутствие у организации первичных учетных документов, регистров бухучета, бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения.

За первое нарушение — штраф в размере от 5000 до 10 000 руб. За повторное нарушение — штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет. Вместо штрафа бухгалтера могут дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет (ст. 15.11 КоАП).

Аналогичный штраф предусмотрен на неуплату страховых взносов. Если ошибка привела к крупной недоимке по налогам, инспекторы могут взыскать ее с бухгалтера и привлечь к уголовной ответственности. Этот риск возникнет, когда компания сама не способна погасить долг перед бюджетом (Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2017 № 39-П).

Бухгалтер избежит административной ответственности, если он исказил показатели бухгалтерской отчетности по вине других лиц (Федеральный закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ), а именно:

  • отражал в учете первичные документы, которые искажали факты хозяйственной жизни, если такие документы составили другие лица;
  • не отразил в учете факт хозяйственной жизни из-за того, что другие сотрудники не передали своевременно в бухгалтерию необходимые первичные документы.
  • Совет начинающему бухгалтеру : ч тобы обезопасить себя, регистрируйте дату поступления опоздавших документов. Возьмите с сотрудника объяснительную о причине, по которой он вовремя не сдал документ в бухгалтерию.

Надеюсь, статья поможет вам избежать ошибок. Ставьте свои оценки под статьей — нам важно ваше мнение.

Работайте с удовольствием и все у вас получится!

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Корреспонденция счетов. Бухгалтерские проводки. Что нужно знать начинающему бухгалтеру 470.8 КБ

Читайте также: